Воскресенье, 24.11.2024, 13:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Пластуны в Первой мировой войне

Первая мировая была последней войной для кубанских казаков, когда войско формировало свои части по установившимся традициям и представляло собой мощную военную, социально-экономическую структуру Российской империи.

Кубанское казачье войско при всеобщей мобилизации выставило весь свой личный состав, все три очереди льготных казаков и казаков непризывного возраста. К весне 1915 г. Кубань направила на фронт 58 543 казака, к августу того же года на европейском и восточном те­атрах военных действий находились более 97 тыс. кубанских казаков, а к концу войны — более 107 тыс. (это составляло 12% казачьего на­селения области). Всего на фронты Первой мировой войны Кубанское

Пластуны в разведке на фронте Первой мировой войны. Фото из книги В.В. Глазкова «Оружие Великой войны. Холодное оружие Российской армии»

казачье войско выставило 37 конных полков, 22 пластунских батальо­на, 6 конноартиллерийских батарей, 31 особую сотню, 7 конвойных полусотен, отдельный конный дивизион и 2 лейб-гвардии казачьи сотни императорского конвоя. Из мужского населения, не принад­лежавшего к войсковому сословию, формировались армейские полки. В них служили более 50 тыс. жителей Кубанской области и 7 тыс. — Черноморской губернии. Несмотря на официальное освобождение горцев от призыва на воинскую службу, адыги-добровольцы служили в Кабардинском и Черкесском полках Кавказской конной туземной дивизии, воевавшей на Западном фронте.

Высок был патриотический подъем всего населения Кубанской об­ласти. Лица, имеющие высшее образование, закончившие духовные семинарии, поступали на краткосрочные 6-месячные курсы прапор­щиков и после переименования в хорунжие уходили на фронт в составе казачьих полков второй и третьей очереди.

В начале мобилизации атаман ККВ Михаил Павлович Бабыч дал напутствие казакам:

«Обращаюсь к вам господа офицеры, молодые казаки! Вспомните ваших славных предков, сложивших головы за Веру, Царя и Русь святую под Севастополем и на Шипке, и докажите, что вы достойные потомки. Считаю необходимым напомнить вам, где бы вы не воевали, мирных жителей не обижать, чужого не присваивать. Требую твердо помнить заветы нашего непобедимого Суворова: «С бабами и стариками не во­евать, а при столкновении с врагом всемерно уничтожить».

С первых дней войны кубанские казаки принимали участие в во­енных операциях в Польше, Восточной Пруссии. Не случайно только в августе 1914 г. по всем кубанским частям к наградам было представлено более 500 казаков. В основном они были награждены Георгиевскими крестами.

Наиболее успешно для России проходили военные действия на Кавказском фронте, где накануне Первой мировой войны кубанские казаки несли службу в Закавказье на границе с Турцией. Поэтому не­удивительно, что с момента вступления в войну Турции большая часть Кавказской армии состояла из кубанских казаков.

Особенно прославились на Кавказском фронте казаки-пластуны. Среди казаков ходил афоризм командира 2-й пластунской брига­ды генерала Ивана Емельяновича Гулыги. После Саракамышской операции он сказал: «Раненого пластуна не переворачивать без толку, отыскивая входную и выходную рану. Входных ран в спину у пластунов быть не может». В декабре 1914 г. Николай II приезжал на Кавказский фронт, чтобы лично вручить Георгиевские кресты, в том числе и пластунам.

Надо сказать, что штатные подразделения, предназначенные для проведения операций разведывательно-диверсионного характера, к началу Первой мировой войны имелись только в составе Русской армии. Фронтовые генералы не только высоко ценили уникальные возможности пластунов, но и грамотно их использовали. Так, во время Брусиловского прорыва в авангарде русских войск были сосредото­чены двадцать два пластунских батальона, то есть практически все находившиеся в строю. Всего на фронтах — германском, румынском и турецком — воевало двадцать два кубанских, два терских, шесть донских пластунских батальонов, а также несколько отдельных ди­визионов и сотен.

На всех фронтах Великой войны рядом с воинами-казаками были священники. Очень смело вел себя на фронте священник 8-го Кубан­ского пластунского батальона Сергий Тихомиров. Один из офицеров рассказывал, что в июне 1915 г. батальон стоял у небольшого села на Буковине (на западе Украины). Русским войскам было назначено общее наступление, и батальон должен был дойти до проволочных за­граждений и ударить по австрийцам, выбив их из окопов. Это дало бы возможность другим частям взять нужную высоту. Батальон двинулся в атаку, но австрийцы открыли очень сильный огонь из артиллерийских орудий и пулеметов. Ряды пластунов буквально таяли на глазах. И в этот решающий момент раздался голос отца Сергия: «Братцы! Держитесь до конца, я с вами...» В окопах раздались голоса пластунов: «Хлопцы, батюшка с нами, не сдадимся! Держись до конца». Священник и к окопам шел вместе с пластунами, с ними же он залег в ложбине перед окопами во время обстрела. Голос отца Сергия подбодрил воинов, и они продержались на позиции целую ночь и следующий день, после чего были отозваны назад. В начале лета 1917 г. там же, на западе Украины, в Галиции за линию обороны австрийцев проскользнул десяток пла­стунов. Сняв часовых, они уничтожили прислугу гаубичной батареи, а затем и орудия. Без потерь вернулись в свою сотню, приведя с собой пятерых пленников. О мужестве и героизме кубанских казаков в годы Великой войны говорит тот факт, что Георгиевскими крестами и ору­жием было награждено 30 728 казаков. В этой войне в конных казачьих полках сменилось два состава, в пластунских батальонах — три.

В 1914 г. на русско-турецком фронте полковой священник Кавказского казачьего полка отец Константин Образцов написал песню кубанских казаков «Ты, Кубань, ты наша Родина». Этой песне была суждена долгая жизнь. В 1990 г. на Учредительном всекубанском казачьем съезде песня была утверждена в качестве гимна Кубанского казачьего войска, а в марте 1995 г. Законода­тельное собрание Краснодарского края утвердило ее в качестве гимна Краснодарского края.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (17.05.2018)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%