Казаки всегда бережно относились к сохранению традиций.
В связи с этим вспоминается показательный эпизод, приведенный в воспоминаниях известного казачьего историка Ф.И. Елисеева.
1917 г., революция в России. Войсковой старшина Закрепа Константин Николаевич, на 1.01.1917 — помощник командира 1-го Таманского генерала Безкровного полка ККВ. Приняв временно полк, он выехал к строю казаков верхом и сказал такую речь:
— Хлопцы!.. произошла революция... теперь все свободные... а мы будем жить по старому. Понятно?
Однако недолго пришлось казакам жить и служить по старому.
Может быть, теперь, в новых условиях, возрождающееся казачество сможет послужить Отечеству с опорой на сохранившиеся казачьи традиции.
Интересный исторический факт. К охране границы дружественной, но все же чужой страны, казаки в массовом порядке привлекались в последний раз в далеком 1921 г., когда после исхода из Крыма Русской армии под командованием генерала П.Н. Врангеля армейские и казачьи формирования при обязательном сохранении их военной организации расселялись на Балканах — в Болгарии и Сербии. Оказавшаяся в Сербии (Королевстве сербов, хорватов и словенцев) Кавалерийская дивизия генерала И.Г. Барбовича была в полном составе (3382 человека) принята на королевскую службу в Корпус Пограничной стражи. Затем к ним присоединились еще около 1400 офицеров и казаков из Галлиполийской казачьей группы. Условия службы чинов Русской армии в сербской пограничной страже регламентировались особой инструкцией, в соответствии с которой все русские казаки и солдаты оставались в подчинении своих офицеров, что позволило сохранить спайку воинских коллективов и сложившиеся отношения. Генерал И.Г. Барбович с небольшим штабом находился при командире корпуса Пограничной стражи и являлся высшим начальником для русских подразделений. Пограничная служба казаков — «граничар» — проходила в дикой горно-лесистой местности на сербско-албанской границе в постоянном напряжении и перестрелках с разбойниками и контрабандистами. Только в 1922 г. русские пограничники задержали контрабандных товаров на сумму 3 110 931 динаров (зарплата рядового стражника составляла 350 динаров в месяц). За отличие в охране границы в том же году 5 офицеров были награждены сербскими властями орденами «Святого Саввы», рядовые русские пограничники получили 8 медалей «За усердие».
|