Героические примеры действий формирований на начальном этапе войны связаны с рейдами в тыл противника 2-го и 3-го кавалерийских корпусов генерал-майоров П.А. Белова и Л.М. Доватора, ставших затем соответственно 1-м и 2-м гвардейскими кавалерийскими корпусами.
Кавалерийские части под командованием генерала Л.М. Доватора формировались на Ставрополье, Кубани и Тереке.
В августе 1941 г. Л.М. Доватору предложили возглавить кавалерийскую группу, куда были отобраны около 3000 казаков из состава двух кавалерийских дивизий: 53-й Ставропольской комбрига К.С. Мельника и 50-й Кубанской полковника И.А. Плиева. Кавгруппе предстоял рейд по тылам врага в Смоленской области. Казачья группа получила боевую задачу прорвать оборону противника в районе населенных пунктов Подвязье-Устье и провести рейд по нарушению коммуникаций противника. Понимая характер предстоявших боев, Л.М. Доватор приказал взять побольше гранат, патронов, бутылок с горючей смесью, распорядился снять пулеметы с тачанок и навьючить их на седла. При этом все лишнее, все, без чего можно обойтись, потребовал оставить в тылах. Продовольствие и фураж, запас подков, дополнительный боекомплект должны были везти специальные вьючные лошади. Чтобы сохранить скрытность передвижения, командир группы приказал при необходимости обматывать полотном стремена и удила, а также копыта коней. Из огневых средств в конной группе казаков имелось около 30 станковых пулеметов и 10 орудий.
Пройдя в прорыв сквозь оборонительные порядки противника ночью 22 августа 1941 г. группа углубилась на 100 км на территорию, оккупированную немцами. Марш проходил по лесисто-болотистой местности. Уходя от преследования карательных отрядов противника общей численностью до 5—6 тыс. человек, приходилось оставлять и прятать гужевой транспорт и орудия в лесу, чтобы ночью забрать их и доставить на новое место базирования.
В тылу противника началась паника, немцы объявили о прорыве в тыл около 100 000 казаков, затем снизили это число до 18 000. Голову Л.М. Доватора оценили в 100 000 руб. Командующий 9-й немецкой армией генерал Штраус снял с фронта предназначенные для наступления на Смоленск в августе 1941 г. четыре пехотные дивизии, сорок танков, многочисленную авиацию для борьбы с действующей в тылах его армии кавалерийской группой Л.М. Доватора.
За время рейда с 24 августа по 2 сентября казаки уничтожили около 3000 солдат и 19 офицеров противника, 4 бронемашины, 3 танка, 14 орудий, до 100 минометов, 30 станковых пулеметов и 150 автомашин. Захватили 65 ручных пулеметов, 67 лошадей, 2000 винтовок и автоматов. Взорвали 5 армейских складов с боеприпасами, 2 цистерны с горючим, несколько продовольственных складов и складов с обмундированием. Разгромили топографический отдел штаба 6-й армии, два штаба полка, несколько батальонных штабов. Казаки вывели из окружения около 400 бойцов и командиров Красной армии, из которых 216 были освобождены из плена1.
22 ноября 1941 г. из казачьей конной группы и 20-й кавдивизии был сформирован 3-й кавалерийский корпус, затем преобразованный во 2-й гвардейский кавалерийский корпус, а 50-я и 53-я кд соответственно стали 3-й и 4-й гвардейскими кавалерийскими дивизиями. Это были
ЦАМО, ф. 3467, оп. 1, д. 45, л. 2 и ф. 3534, оп. 1, д. 2. л. 24.
первые кавалерийские гвардейский соединения, в наименовании которых слово «казачьи» не использовалось.
Заметим, что 3-я и 4-я гвардейские кавалерийские дивизии прошли славный боевой путь и отличились в битве за Берлин. Несмотря на ходатайства командования, ряду кавалерийских дивизий и корпусов так и не были присвоены официальные наименования «казачьи».
Так, командование 6-го гвардейского кавкорпуса выходило с ходатайством о присвоении 8-й Дальневосточной дивизии наименования «8-я Дальневосточная Уссурийского казачества кавалерийская дивизия», а 6-му гвардейскому кавкорпусу — «6-й гвардейский Оренбургско-Уральский казачий кавалерийский корпус».
Командир 2-го гвардейского кавкорпуса генерал В.В. Крюков 6 июня 1943 г. в письме командующему кавалерией РККА С.М. Буденному просил вступить в ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о присвоении корпусу официального наименования «2-й гвардейский казачий кавкорпус», а дивизии корпуса именовать «3-я гвардейская Армавирская казачья кавалерийская дивизия имени маршала Советского Союза С.М. Буденного» и «4-я гвардейская Ставропольская казачья кавалерийская дивизия имени К.Е. Ворошилова». Ходатайства были отклонены.
По мнению некоторых историков, причины чисто политические: «Признание заслуг казачества в широком масштабе могло привести к росту самосознания, выделению его из общей массы населения страны, некоторому обособлению и попытке самоутверждения, что в условиях существовавшей государственной системы было недопустимо. Большая политика, утвердившая ликвидацию сословий в 1917 г., продолжала действовать»[1].
[1] Трут В.П. Указ. соч. С. 291.
|