В наступательной фазе Курской битвы 25—26 июля 1943 г. за линией фронта сосредоточился своими основными силами 2-й гвардейский кавалерийский корпус. По решению командующего Западным фронтом В.Д. Соколовского, из 2-го гвардейского кавалерийского, 16-го гвардейского стрелкового и 1-го танкового корпусов была создана оперативная группа под руководством командира 2-го гвардейского кавкорпуса генерала В.В. Крюкова. На оперативную группу была возложена задача прорвать оборону противника, затем часть сил 2-го гвардейского кавалерийского корпуса должна была овладеть городом Карачевом (перерезав тем самым железнодорожное сообщение по линии Орел — Брянск) и закрепить его за собой до подхода пехоты. Основные же силы группы получили задачу стремительно наступать на запад с целью захватить и удержать за собой Брянский железнодорожный узел. Такой удар должен был положить начало глубокому обходу всей орловской группировки немецких войск.
Однако немецкое командование прекрасно осознавало угрозу войскам 2-й танковой и 9-й полевой армий, сосредоточенным в орловском выступе. Утром 25 июля, когда 16-й гвардейский стрелковый корпус еще не закончил подготовку к наступлению, а 2-й гвардейский кавалерийский корпус только подходил к району сосредоточения, немцы внезапно перешли в контрнаступление крупными силами пехоты и танков. Основной ударной силой немецкого наступления была переброшенная по железной дороге из состава группы армий «Юг» моторизованная дивизия «Великая Германия». В четырехдневных боях в труднопроходимой лесисто-болотистой местности достичь решительного успеха ни одной из сторон не удалось. На завершающем этапе сражения кавалеристам все же удалось продемонстрировать свои маневренные возможности. 30 июля два полка 4-й гвардейской кавалерийской дивизии совершили смелый рейд по тылам противника с целью подорвать полотно железной дороги Карачев — Брянск и нарушить железнодорожное сообщение в тылу немцев. Двумя отдельными отрядами кавалеристы прорвались к железной дороге, выполнили поставленную им задачу и, вернувшись из рейда, 3 августа присоединились к своей дивизии. 7 августа корпус был выведен во фронтовой резерв. Оперативная группа В.В. Крюкова нанесла чувствительные потери противнику: на вечер 2 августа в составе «Великой Германии» числилось только 26 средних танков и 5 «тигров» (на 25.07.1943 их насчитывалось 88 и 12 соответственно).
Кавалерия, действовавшая в тесном взаимодействии с танками, стала одним из деятельных участников операций Красной армии в 1944 г., когда были проведены крупные наступления и освобождена огромная территория. Характерной особенностью боевого применения кавалерии в этот период было создание конно-механизированных групп, когда под одним командованием объединялись кавалерийские и танковые или механизированные корпуса. В качестве характерного примера боевого применения конников рассмотрим действия кавалерийского корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Н.С. Осликовский.
Летом 1944 г. 3-й гвардейский кавалерийский корпус должен был участвовать в самой крупной наступательной операции советских войск за всю войну, получившей название «Багратион». В состав конно-механизированной группы 3-го Белорусского фронта был включен 3-й гвардейский механизированный корпус. Наступление началось 23 июня 1944 г., когда 5-я армия после мощной артиллерийской и авиационной подготовки прорвала фронт 299-й пехотной дивизии немцев. К концу дня в построении немецких войск образовалась брешь, в которую была введена конно-механизированная группа. Она устремилась в обход «крепости Витебск» в глубь построения немецких войск. С 24 по 28 июня, за пять дней после ввода в прорыв, совершая ежедневные марши по 40-50 км (в некоторые дни отдельные дивизии
и бригады проходили до 70 км и больше) и действуя впереди пехоты, группа продвинулась вперед на 150—200 км. Кавалеристы и танкисты мешали отступающим немецким войскам восстанавливать фронт. Тем самым она обеспечила высокий темп наступления 11-й гвардейской и 5-й армиям 3-го Белорусского фронта[1].
Триумфом казачьей гвардии стал Парад Победы в Москве 24 июня
г. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкофашистскими захватчиками, около 100 тыс. казаков-кавалеристов были награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Символично, что нередко царские ордена и советские награды казаки носили одновременно.
На конец войны в РККА имелось 7 гвардейских кавалерийских корпусов и один кавалерийский корпус. Два из них были казачьими — 4-й гвардейский кавалерийский Кубанский казачий ордена Ленина краснознаменный орденов Суворова и Кутузова корпус и 5-й гвардейский кавалерийский Донской казачий Будапештский краснознаменный корпус.
В рядах кавалерии сражались советские люди всех национальностей нашей Родины. Костяк кавалерии был сформирован на казачьих землях Дона, Кубани, Ставрополья, Оренбуржья, Урала, Забайкалья.
Казаки в составе красной конницы в боях и сражениях Великой Отечественной войны с первых дней неизменно проявляли невиданную стойкость, массовый героизм и самоотверженность.
Кавалерия, взаимодействуя с общевойсковыми армиями, успешно сражалась в битве под Москвой и Сталинградом, на Кавказе и правобережной Украине, в Белоруссии, Львовско-Сандомирской, Яссо-Кишиневской, Висло- Одерской и Берлинской операциях, при освобождении от фашизма народов Восточной и Юго-Восточной Европы.
[1] Павлов И.В. Советская кавалерия в наступательных операциях Великой Отечественной войны (на примере 4-го гвардейского кавалерийского корпуса). URL: http:// vfmgutu-pavlov.ucoz.org/publ/sovetskaja_kavalerija_v_nastupatelnykh_operacijakh_ velikoj_ote_chestvennoj_vojny_na_primere_4_go_gvardejskogo_kavalerijskogo_ korpusa/1-1-0-28
|