Сегодня наше государство ориентирует свое военное строительство на создание активной стратегической обороны. Решение этой задачи требует привлечения и использования на системной основе значительных интеллектуальных и материальных ресурсов, определения приоритетов для их рационального применения. В числе главнейших приоритетов находится обеспечение надежной охраны и обороны границ, развитие территориальной обороны.
Опыт истории свидетельствует, что граница России всегда испытывала на себе мощное внешнее давление, которое, как правило, приходилось на кульминационные моменты в жизни нашей страны. Не является исключением и современный этап, одним из особенностей которого является наличие на границах России очагов напряженности, областей острой конкуренции.
Особое значение приобретают вопросы укрепления границ в связи с сохраняющейся неопределенностью обстановки в Афганистане, активностью террористической группировки «Исламское государство» (запрещена на территории Российской Федерации), событиями на Украине, наращиванием военного присутствия НАТО на западных рубежах России, развитием обстановки в Арктике.
Таким образом, впереди предстоит длительная и объемная работа по укреплению пограничных рубежей России, перекрытию путей контрабанды наркотиков, предотвращению незаконной миграции.
В чем заключается для нынешних поколений ценность опыта службы казаков?
Вряд ли можно сегодня говорить об организации кордонных линий по приведенным выше образцам (хотя наши украинские соседи пытаются воссоздать нечто подобное). Изменилась обстановка на границах, во многом изменилась тактика действий как нарушителей, так и самих пограничников. Появились надежные современные технические средства защиты границ. Однако полностью заменить воина-пограничника нельзя ничем.
Именно в этом контексте представляют интерес многие подходы наших предков к организации пограничной службы, подготовке воинов-пограничников, созданию полосы приграничных поселений, подбору поселенцев, формированию для них системы льгот и надежных социальных гарантий.
Каково же может быть место возрождающегося казачества в обеспечении охраны границ как одного из важнейших направлений укрепления национальной безопасности России?
Этому ключевому вопросу уделено серьезное внимание в принятом Государственной думой «Законе о государственной службе российского казачества».
Реализация важнейшего законодательного акта потребует немалых усилий и средств. Понятно, дело для властей новое. Материальные и людские ресурсы потребуются существенные. Реальная отдача от их вложения станет очевидной не скоро. Однако, как представляется, в условиях появления новых нетрадиционных угроз национальной безопасности России необходимо искать на них адекватные ответы. Привлечение казаков к несению пограничной службы и решению задач территориальной обороны самым органичным образом вписывается в спектр возможных решений.
При этом формы и способы участия казаков должны определяться дифференцированно с учетом характера угроз, состояния пограничной инфраструктуры и планов по обустройству границы, наличия нормативно-правовой базы и располагаемых ресурсов.
Не вызывает сомнений, что укреплению пограничного режима будет способствовать уже само наличие в пределах приграничной территории России пограничных поселений (станиц, поселков, хуторов), населенных казаками. Сейчас же в некоторых приграничных районах на Дальнем Востоке отмечается заметный рост населения из числа незаконных мигрантов из сопредельных стран. Вряд ли нуждаются в комментариях последствия подобных процессов для национальной безопасности России.
Казаки, привлекаемые для охраны границы, будут составлять обученный контингент для комплектования пограничных войск и других органов пограничной службы военнослужащими по призыву или на контрактной основе. Служить они могут в районе расположения родной станицы, что будет способствовать хорошему знанию обстановки, наличию проверенных связей среди местного населения. В таких условиях казак особенно остро будет ощущать, что, находясь на службе, он обеспечивает безопасность не только всей великой России, но и своей станицы, своей семьи. Он не пойдет на сделку с нарушителем, пытающимся проникнуть через охраняемый рубеж.
Нельзя исключить и вероятности того, что при определенном развитии обстановки Россия может оказаться объектом агрессии со стороны сопредельного государства или группы государств. В подобной ситуации при попытках проникновения противника в глубь российской территории казачьи поселения могут использоваться в качестве своеобразных опорных пунктов при развертывании партизанских действий в тылу агрессора.
Речь не идет, конечно, о возможности привлечения казачества для формирования неких сил территориальной обороны. Уроком здесь может служить горький опыт Югославии, где созданная руками центра территориальная оборона стала силовой базой сепаратизма и плацдармом вооруженной борьбы против самого центра. В этом контексте следует умело использовать опыт наших предков — превратить казачество в оплот центральной власти, но ни в коем случае не отдавать дело возрождения казачества в руки удельных князьков. Важную роль при этом должно сыграть государственное финансирование возрождения казачества.
Немаловажна и идеологическая подпитка этого процесса. Казаки должны знать свою историю, четко представлять себе состояние и перспективы процесса возрождения казачества. Для этого казакам необходим серьезный общероссийский печатный орган, необходимо квалифицированное систематическое освещение проблем казачества в СМИ. Изрядную сумятицу в умы все еще вносит противостояние между различными частями российского казачества и связанный с этим обмен публичными обвинениями друг друга во всевозможных грехах. Отдельно стоит сказать о состоянии архивов казачьих войск. Сегодня даже в Российском государственном военно-историческом архиве многие материалы по истории казачества до сих пор не разобраны и не систематизированы.
В истории ратных подвигов русского воинства во славу Отечества казачество представляет одно из замечательных проявлений русской государственной и народной жизни. Казак был непосредственным участником освоения окраин государства и одновременно защитником его границ и национальных интересов, рачительным хозяином-земледельцем, охотником или рыбаком, носителем и защитником Православия, творцом уникальных воинских традиций, примером воинской доблести. Именно эти обстоятельства обусловили достойное место казачеству на страницах российской истории. На традициях казачества воспитываются многие поколения русских людей.
Памятники и мемориалы казачьей славы стоят на землях всех бывших казачьих войск России от Терека, Кубани и Дона до Урала, Семиречья и Забайкалья.
Многие казаки нашли последний приют за рубежом. На русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем среди многих тысяч могил наших соотечественников есть Мемориал казачьей славы. На лицевой стороне монумента надпись: «Казаки — сыны Славы и Воли», с обратной стороны строка из литургии: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Будем и мы помнить доблестных сынов Отечества, ушедших от нас навсегда.
|