В новой редакции Административного регламента существенно расширилось количество пунктов – оснований остановки ТС (с 9 до 14), но при этом указанные пункты были существенно конкретизированы, что позволяет надеяться на более объективные подходы сотрудников ГИБДД к остановке ТС.
В соответствии с Административным регламентом снованиями для остановки ТС теперь могут быть:
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно‑справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) необходимость использования транспортного средства;
7) необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
8) необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
9) оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно‑спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
10) необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
11) проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно‑транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
12) угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
13) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
14) проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
1. Наличие признаков нарушения в области безопасности дорожного движения (БДД) . Любое нарушение ПДД и других нормативных документов в области обеспечения БДД на глазах сотрудников ГИБДД следует исключить из повседневной водительской практики. Это не только деньги, выброшенные на уплату штрафов, но и непредусмотренная, а оттого и вдвойне неприятная, потеря времени на разбирательства. Требований для соблюдения в ПДД много – вот всех их и надо соблюдать.
С принятием нового Административного регламента, вновь разрешившего сотрудникам ГИБДД проверку документов вне стационарных постов, бдительность и законопослушание водителям ТС следует увеличить на порядок. На обычных маршрутах движения («работа – дом – работа», «дом – дача», «шопинг выходного дня», «кафе или ресторан») следует проанализировать возможные места появления сотрудников полиции для проверки документов и проявить там необходимую бдительность, а на новых маршрутах – никогда ее не ослаблять.
Во всех случаях в соответствии с Административным регламентом сотрудник органов внутренних дел должен давать разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, сотрудник обязан дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц.
В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Если остановивший ТС сотрудник полиции ведет себя не в соответствии с требованиями Административного регламента – грубо разговаривает, возбужденно реагирует на обоснованные замечания, то у водителя появляется возможность использовать это обстоятельство для защиты в своих интересах.
Прежний Административный регламент содержал норму, запрещавшую сотруднику полиции препятствовать проведению съемки, новый Административный регламент отдает этот вопрос на решение самого сотрудника полиции: он не имеет права препятствовать видеозаписи, но ограничение такого права возможно в рамках проведения охранных либо оперативно‑разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан и организаций. Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить его выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на свой мобильный телефон.
2, 3, 11. Наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП или преступления, о нахождении ТС в розыске ; проведение специализированных мероприятий по повышению БДД .
При наличии подозрения использования ТС или груза в противоправных целях в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 Закона о полиции сотрудникам полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.
4, 5, 10, 12. В связи с произошедшим ДТП или правонарушением – привлечение в качестве свидетеля, понятого, для оказания помощи . Следует помнить, что в этом случае отказ в оказании помощи, если речь идет о пострадавших в ДТП, может квалифицироваться по статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации как «неоказание помощи больному» или статье 125 «Оставление в опасности».
6. Необходимость использования вашего автомобиля сотрудниками правоохранительных органов .
В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 13 (подпунктом 3 пункта 3 статьи 28) Закона о полиции сотрудники полиции вправе использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно‑транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.
Временное изъятие ТС для государственных нужд осуществляется вместе с водителем или без него.
7, 8, 9. Нужды регулируемого движения . К сожалению, на дороге часто происходят события, не вызывающих положительных эмоций. Случаются ДТП, иногда с участием нескольких автомобилей, сложные заторы и пробки, которые для «рассасывания» требуют ручного регулирования и т. д. Вы можете оказаться в числе тех, кому регулировщиком указано остановиться на обочине и ждать дальнейших указаний. При этом никаких других действий в отношении вас и вашего автомобиля инспектор ГИБДД не осуществляет. Это – неприятная, но вполне законная ситуация, о которой можно сказать только одно: «не повезло». Конечно, при первой возможности продолжить движение вам разрешат это сделать.
13, 14. Проверка документов . До недавнего времени проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, могла осуществляться только на стационарных постах ДПС.
С 20.10.2017 остановка ТС для проверки документов разрешена вне стационарных постов ДПС (в соответствии с новым Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.08.2017 № 664).
В разъяснениях ГИБДД по этому вопросу указывается, что количество постов ДПС за последние годы сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло, и для обеспечения общественной безопасности необходимо усилить контроль. Теперь останавливать транспортные средства для проверки документов можно и вне стационарных постов при несении службы сотрудниками полиции, как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте – автомобиле, мотоцикле.
К проверяемым документам относятся:
водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации ТС (СТС)/паспорт транспортного средства (ПТС);
полис ОСАГО (кроме тех, кто купил автомобиль менее 10 дней назад);
товарные накладные (при перевозке груза).
В соответствии с Административным регламентом документы для проверки должны передаваться инспектору без обложек и удерживающих устройств (ранее водители даже подавали документы на цепочках). В документах не должно быть никаких вложений.
СТС – главное удостоверение для водителя, оно всегда должно быть у водителя с собой. Это главнейший документ, доказывающий право владения ТС. Если свидетельство о регистрации при проверке будет отсутствовать, инспектор наложит на водителя штраф в 500 рублей и запретит передвигаться на автомобиле. ТС эвакуируют на штрафстоянку, откуда его еще придется забирать. Свидетельство о регистрации ТС подлежит замене при каждой смене собственника владельца ТС.
ПТС – главное удостоверение для автомобиля, его не обязательно возить с собой постоянно. Владельцы ТС, взятых в кредит, как правило, отдают ПТС в банк до тех пор, пока не погасят кредит, и спокойно ездят на машине без него. Поэтому совсем не обязательно иметь ПТС всегда с собой. Этот документ понадобится только для совершения какие‑либо регистрационных действий в отношении вашего ТС.
Также правила устанавливают для некоторых категорий водителей обязанность иметь дополнительные документы. Например, таксисты должны иметь путевой лист и разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, а водители, на ТС которых установлен знак «инвалид», должны иметь документ, подтверждающий факт установления инвалидности.
Законодательство не предусматривает возможности предъявления копии любого из вышеперечисленных документов вместо оригинала. В случаях, когда двум водителям необходимо пользоваться одним автомобилем, а возможности передавать каждый раз свидетельство о регистрации нет, один из водителей может иметь при себе… (обрыв текста в оригинале).
Если водитель забыл документы дома, то инспектор может разрешить подвезти их, отстранив при этом водителя от управления, но такое разрешение не является его обязанностью. Он может и не разрешить это.
«Некоторые считают, что имеют полное право подвезти забытые дома права на пост ГИБДД в течение нескольких часов. На самом деле законодательство прямо не содержит такой возможности, поэтому все будет зависеть от усмотрения инспектора. Вы имеете право на приписку в протоколе о том, что оставляете машину на определенный срок с указанием причины. Чисто теоретически вы можете не ехать сами, а попросить кого‑то привезти вам права, но опять же прямой обязанности идти навстречу у инспектора нет, поэтому остается только объяснить ситуацию и надеяться на понимание. Правда, вы имеете право сделать приписку в протоколе и о том, что документы впоследствии быстро подвезли».
Если водитель по невнимательности оставил удостоверение дома, то штраф за езду без прав составит 500 рублей.
Согласно статье 12.7 Кодекса об административных правонарушениях, управление транспортным средством водителем, вообще не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей.
|