Последние 25 лет политических, экономических, социальных и нравственных преобразований России принесли снижение продолжительности жизни [218, 159, 65], ухудшение здоровья детей, подростков [117, 57, 163; и др.], молодёжи [118, 203, 135, 49, 109, 14; и др.]. Статистика здоровья и физической подготовленности молодёжи призывного возраста вызывает тревогу за будущее и обороноспособность страны [136; и др.]. Так, согласно данным, регулярно получаемым Научноисследовательским центром (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации) Военного института физической культуры, по результатам медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу осенью 2016 года в субъектах РФ дислокации Западного военного округа, 39,9% призывников годны к военной службе, 35,2% - годны с незначительными ограничениями, 17,8% - ограниченно годны, 5,6% - временно не годны, 1,5% - не годны (НИР шифр «Молодое пополнение»).
Анализируя данные по видам заболеваний, следует отметить, что в различных регионах РФ преобладают различные нарушения в состоянии здоровья. Так, по Центральному федеральному округу Белгородская, Воронежская, Московская, Ростовская, Волгоградская области имеют высокие показатели заболеваемости инфекционного характера. Показатели болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, в 2015 году зафиксированы как значительные в Белгородской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской областях. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидируют в Брянской, Воронежской, Рязанской областях. Показатель заболеваемости сахарным диабетом высок в Орловской области, а психические расстройства и расстройства поведения выявлены в большем количестве во Владимирской области [188].
Согласно усредненным данным, полученным различными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% современных школьников. Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами. Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2-4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера. Хронические заболевания, как правило, формируются в старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4-7 лет. В результате стабильного роста врожденных аномалий, хронических заболеваний, стойких тенденций к снижению иммунитета, умственной и физической работоспособности, от 83 до 89% учащихся не в состоянии должным образом усваивать школьную учебную программу [57; и др.]. В целом, в России, по данным Минздравсоцразвития, не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья и только 14% старшеклассников считаются практически здоровыми. За последние пять лет на треть возросло число впервые выявленных больных алкоголизмом подростков в возрасте 15-17 лет и на четверть - наркоманией [49, 163; и др.].
Нездоровые школьники пополняют ряды нездоровых студентов, зачастую, не имея представлений о взаимосвязи состояния здоровья с необходимыми физическими требованиями к исполнению трудовых функций в избранной профессии. Согласно данным ежегодных медицинских осмотров студентов-первокурсников, получаемых из вузов РФ, стабильно увеличивается число студентов, причисленных к специальному учебному отделению (СУО) [55, 176, 20, 178, 105; и др.].
Исследования, проведенные преподавателями Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), свидетельствуют о стабильном снижении уровня здоровья студентов-первокурсников, доказательством чего служат данные о численности состава студентов СУО [104, 16, 108, 175; и др.]. По имеющимся данным, в НИУ «БелГУ» в 2005-06 учебном году физической культурой в составе специальных медицинских групп (СМГ) занимались 10,45% первокурсников; в 2006-07 учебном году - 13,57%; в 2007-08 учебном году - 25,44%; в 2008-09 учебном году - 27,65%; в 2009-10 учебном году - 23,96%; в 2011-12 учебном году - 28,21%; в 2012-13 учебном году - 33,57%, в 2013-14 учебном году - 35,71%, в 2014-15 учебном году - 37,44%, в 2015-16 учебном году - 36,12%, в 201617 учебном году - 35,34% [104, 105]. В целом это совпадает с научными данными различных источников в масштабах всей России [12, 38]. По данным ежегодных медосмотров, наиболее распространенными среди студентов НИУ «БелГУ» являются следующие типы нарушений в состоянии здоровья: опорно-двигательный аппарат (42,8%), сердечно-сосудистая система (41,7%), органы зрения (13,4%), пищеварительная система (9,9%), дыхательная система (7,2%), мочеполовая система (6,9%) [104].
В исследованиях Е.Н. Копейкиной в соавт. [107] представлены обобщённые данные о заболеваниях студентов по России, в соответствии с которыми в разных регионах страны заболевания органов зрения составляют 9-53%, нервной и сердечнососудистой систем - 9-60%, опорно-двигательного аппарата - 15-80%, органов пищеварения - 6-25%, мочеполовой системы - 6-23%, дыхательной системы - 5-37% от общего числа занимающихся физической культурой в СМГ.
По результатам анализа данных медицинских обследований, проведённого В.Ф. Костюченко, С.А. Малышевой [171], у студентов фиксируются следующие типы нарушений здоровья: кожные (0,54%), щитовидной железы (0,81%), сахарный диабет (0,27%), анемия (0,81%), гинекологические (0,54%), гемофилия (0,33%), что в целом составляет 3,3% от общего числа студентов СМГ. С диагнозом ожирение различной степени - 3,3%; заболевания желудочно-кишечного тракта - 4,6%; дыхательной системы - 9,2%, мочеполовой системы - 16,5%, сердечно-сосудистой системы - 22,5%. В качестве самых распространённых в студенческой среде авторы указывают нарушения опорно-двигательного аппарата - 27,9%. Данная тенденция отмечена и в диссертации В.В. Дрогомерецкого [69], в соответствии с результатами исследований которого в вузах РФ нарушения опорно-двигательного аппарата составляют от 15% до 42%, конкретно в НИУ «БелГУ» в 2010-11 учебном году - 35,3%.
Возрастающие учебные нагрузки, нарушения режима дня, питания, вредные привычки, недооценка себя и несоответствие ожиданиям окружающих могут привести к потере здоровья в различных его проявлениях. Проблему адаптации к студенческой жизни раскрывали в своих работах А.А. Третьяков [198], М.В. Кулешова [112] и др. При этом одной из главных для современной молодёжи является проблема дефицита двигательной активности, что убедительно представлено в диссертациях А.Н. Усатова [202] и О.Г. Румба [175]. По данным авторов, для 60-80% студентов характерен гиподинамический режим деятельности, что характеризуется величиной двигательной активности, соответствующей 40-60% от естественной потребности в движениях при минимальной норме 12-15 часов в неделю.
Исследования Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей на предмет самостоятельной организации досуга школьниками показали, что среди опрошенных читают литературу с информацией о сохранении своего здоровья только 2,3% школьников; разного рода энциклопедическую литературу о здоровье юношей и девушек - всего 8,2%; смотрят телевизионные передачи о здоровье - 35,7%; принимают витамины - 13, 8%. На уроках физической культуры 56,6% школьников занимаются с полной отдачей, 12,8% - без желания, 30,6% - «лишь бы не ругали» [48]. При этом в числе основных причин снижения здоровья указывается недооценка значения физического воспитания в деле формирования физически и духовно развитой личности на всех уровнях: государственном, областном, районном. Нерешенная проблема физического воспитания в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе, приводит к тому, что студенчество пополняется физически нездоровой молодежью без мотивации к регулярной двигательной активности, с низким уровнем сформированности культуры здоровья.
Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. Проведенный анализ литературных источников за последнее десятилетие позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовленность юношей допризывного и призывного возрастов имеет тенденцию к ухудшению. В последнее время физическая готовность молодого пополнения ВС ухудшилась в 2 раза. В целом 30-40% призывников имеют низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физического развития и физической подготовленности [94]. По данным исследования Ю.К. Злыгостева [86], почти половина военнослужащих не справляются с выполнением контрольных нормативов по военно-спортивному комплексу (ВСК), а каждый пятый призывник имеет дефицит веса, в некоторых случаях выражающийся в отставании от нормы на 20-30 кг.
В 2009 году призывными комиссиями из 94 тыс. человек, обследованных на состояние здоровья, были признаны негодными к военной службе 39,8% призывников, в том числе временно негодными - 2,4%. В структуре основных заболеваний, послуживших причинами освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы 20,4% (в 2007 году - 17%), болезни нервной системы - 10,2% (в 2007 году - 9,6%), заболевания органов пищеварения - 12,4% (в 2008 году - 11,9%). При этом особой проблемой является выявление среди допризывной молодежи лиц с психическими заболеваниями и расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и/или алкогольной зависимостью.
Такие показатели уровня здоровья молодёжи призывного возраста государство рассматривает как угрозу экономической, социальной и военной безопасности России. Вместе с тем, в Постановлении правительства Москвы от 16.02.2010 г. №136- ПП «О Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года» указывается, что медицинские заключения по результатам освидетельствования призывников являются следствием не только нарушений в состоянии здоровья, но также следствием недостаточного физического развития и низкой эффективности системы медицинских и оздоровительных мероприятий.
Проблема снижения уровня здоровья детей, подростков, молодёжи волнует специалистов разного профиля: представителей законодательных органов, медицинских работников, педагогов, физкультурников и спортсменов, общественные организации нашей страны. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.
Национальный проект «Здоровье» (стартовавший 1 января 2006 года), Государственная программа «Развитие здравоохранения» (принятая 26 мая 2011 года), кроме прочих специализированных задач, направлены на контроль здоровья, раннее выявление недугов и эффективное современное лечение. С помощью этих действий государство желает существенно снизить заболеваемость детей, подростков и взрослого населения, сделать высокотехнологичную медицинскую помощь доступной как можно большему числу граждан, нуждающихся в ней. Следовательно, снизить показатели общей смертности и инвалидности населения Российской Федерации. Очередное введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО призвано привлечь к регулярным занятиям физической культурой все возрастные категории населения страны. Национальный проект «Образование» (объявлен 5 сентября 2005 года) призван ускорить модернизацию российского образования, результатом чего станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Касаемо высшей школы, данный проект призван значительно улучшить культурный облик студенчества у нас в стране. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.
Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 г. декларирует обязательное создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. В связи с этим, государство объявляет такие первоочередные задачи:
создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурноспортивной деятельности;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
В контексте модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения основными направлениями являются:
модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
повышение эффективности физической подготовки молодёжи допризывного возраста;
улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.
Обращая внимание на существующие проблемы здоровья молодого поколения, для возможности быстрого принятия рациональных мер и эффективного распределения финансовых вложений, государство намеренно вводить в систему образовательных учреждений мониторинг здоровья, физического развития и физической подготовленности. Декларируется обязательное сохранение физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов в неделю, для студентов - не менее 4 часов в неделю обязательных занятий (в соответствии с ФГОС).
Следствием перечисленных законодательных инициатив является то, что уже сегодня многие субъекты РФ могут похвастаться современными спортивными площадками, центрами и стадионами. Плавательные бассейны и тренажёрные залы стали доступны каждому желающему на уровне районных центров.
Формирование духовных и культурных потребностей личности и создание условий для этого декларируются программой «Дети России», целевой программой «Молодёжь России», совместным проектом России и ЕС «Дети и молодёжь: группы риска» и др. Однако пока что практика демонстрирует низкую результативность всех усилий государства в отмеченных направлениях, поскольку уровень активности допризывной и студенческой молодёжи в сфере регулярных занятий физической культурой и спортом по-прежнему остаётся низким. Прогресс в этом вопросе в большей степени касается людей более старшего возраста - от 25-30 лет, что, вероятно, обуславливается теми ограничениями в профессиональной и личной жизни, с которыми они сталкиваются в силу низких показателей здоровья и физической подготовленности, вследствие чего у них формируется осознанное отношение к физкультурным занятиям. Но всё же крайне важно обеспечить вовлечение в активную физкультурную деятельность школьной и студенческой молодёжи, чему может помочь наличие физической культуры как обязательной учебной дисциплины в образовательных учреждениях всех уровней.
В решении указанной проблемы должны помочь нормативные документы, в которых изложены основные цели и задачи государства в вопросе преодоления кризисной ситуации со здоровьем населения, угрожающей безопасности страны:
Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статья 28;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 84;
Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
|