В высших учебных заведениях России учебный процесс по физической культуре организовывается на основании следующих нормативных документов:
Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.07.1994 г. №777(Д) «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»;
Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утверждённая приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.07.1994 г. №777;
Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, разработанная В.И. Ильиничем, Ю.И. Евсеевым и рекомендованная НМС по физической культуре при Минобразования России 2000 г.;
Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Письмо от 30.05.2012 г. МД 583/19 «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Кафедры физического воспитания, реализуя стратегию дифференцированного подхода в решении образовательных и развивающих задач физического воспитания, по итогам обязательного ежегодного медицинского осмотра специальной врачебной комиссией распределяют всех обучающихся на учебные отделения:
основное учебное отделение;
специальное учебное отделение;
спортивное учебное отделение.
К основному учебному отделению (ОУО) относятся студенты основной и подготовительной медицинских групп (ОМГ и ПМГ). ОМГ - это студенты с хорошей физической подготовленностью, без хронических заболеваний и редко болеющие. Для них допустимы занятия по программе физическая культура в полном объеме; сдача плановых контрольных нормативов; занятия в спортивных секциях; участие в соревнования по избранному виду спорта. К ПМГ относятся студенты с низкой физической подготовленностью, часто болеющие, но не имеющие хронических заболеваний, или находящиеся в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, входящие в группу риска по возможности возникновения патологии. Им допустимы занятия по основной программе, при постепенном прохождении (с отсрочкой сдачи) контрольных испытаний и норм. Желательны занятия в секциях общей физической подготовки. ПМГ занимается физической культурой вместе с ОМГ.
К специальному учебному отделению (СУО) причисляются студенты специальной медицинской группы (СМГ), которая условно делится на две подгруппы. Выделяют учащихся, которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья, хронические заболевания и врождённые пороки развития в стадии компенсации или после перенесённых заболеваний, которые не мешают учебной деятельности, однако требуют ограничения физической нагрузки. Студенты этой группы занимаются оздоровительной физической культурой в вузе по специальным программам, разработанным кафедрами. Такие занятия должен вести преподаватель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Другая подгруппа объединяет студентов, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера или хронические заболевания в стадии субкомпенсации. Возможны временные нарушения здоровья обратимого характера, как в случаях получения травм. При необходимости (на указанный врачом срок) такие обучающиеся освобождаются от практических занятий физической культурой. Им рекомендуется посещать специальные кабинеты лечебной физической культуры (ЛФК). Для них подбираются физические упражнения в комплексах, которые направлены на лечение основного заболевания. Иными словами, освобождение от занятий физической культурой может носить только временный характер.
Перевод из одной медицинской группы в другую производится при очередном ежегодном обследовании или досрочно - по результатам дополнительного медицинского обследования в случаях перенесённого заболевания, собственного желания занимающегося или в результате представления преподавателя.
В спортивное учебное отделение на добровольной основе зачисляются студенты с высоким уровнем физического развития и физической подготовленности, желающие заниматься видом спорта в рамках спортивной секции вуза. Студенты, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям физической культурой не допускаются.
Задачи физической культуры в целом для всех медицинских групп здоровья одинаковы [194, 137, 55; и др.]. Однако если в ОМГ и ПМГ акцентируется внимание на развитие физических качеств и увеличении функциональных возможностей, то в СМГ основная задача - улучшение состояния здоровья. О.Г. Румба [175] указывает следующие основные задачи физического воспитания в СМГ:
укрепление здоровья;
уменьшение / ликвидация последствий перенесённых заболеваний;
устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;
освоение основных двигательных умений и навыков;
формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекция;
обучение правильному дыханию.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, на эффективность решения обозначенных задач имеет влияние выбор принципов комплектования групп для учебных занятий и выбор средств физической культуры.
Сложность комплектования СМГ заключается в неоднородности заболеваний в каждой учебной (академической) группе. Как правило, в одной группе оказываются студенты с противоположными рекомендациями и противопоказаниями к физическим упражнениям. Дополнительную трудность представляют также половые различия студентов.
В настоящее время в специальной литературе по вопросу комплектования СМГ существуют различные точки зрения. Так, по мнению А.Ю. Лутонина [125], при комплектовании таких групп необходимо одновременно учитывать характер заболевания, уровень физической подготовленности и физической работоспособности студентов. И.И. Вржесневский [44] рекомендует следующие принципы объединения студентов: в одну группу объединять студентов, отнесенных к группе реабилитации (после перенесенных заболеваний, травм, оперативных вмешательств), и студентов с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу; во вторую группу объединять студентов с диагнозом вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу и с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта; в третью группу - студентов с нарушениями в опорно-двигательном аппарате и функции зрения. Т.И. Волкова [43] рекомендует объединять студентов в подгруппы по следующим заболеваниям: первая группа - заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной и сенсорной систем; вторая группа - заболевания желудочно-кишечного тракта и различные нарушения в эндокринной системе; третья группа - заболевания опорнодвигательного аппарата.
Представленные мнения свидетельствуют, с одной стороны, об отсутствии единой точки зрения среди специалистов по вопросу формирования СМГ; с другой стороны, об их единодушии в том, что комплектовать учебные группы необходимо с учётом нозологических особенностей, поскольку в этом случае существенно возрастают возможности направленного использования средств физической культуры для оздоровления занимающихся.
Наиболее эффективным считается формирование групп по характеру заболевания:
заболевания сердечно-сосудистой системы;
заболевания дыхательной системы;
заболевания пищеварительной системы, эндокринной и нарушение обменных процессов;
заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата;
заболевания органов зрения и слуха;
заболевания мочевыделительной системы;
заболевания ЦНС и периферической нервной системы.
Однако специалисты обращают внимание на необходимость учёта не только диагноза заболевания, но и других характеристик занимающихся: физической работоспособности и функциональной подготовки [195]; противопоказаний к применению физических упражнений [70]; половых различий и интересов занимающихся [42].
Проведя подробный анализ существующих подходов к формированию учебных групп студентов с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ), Е.Н. Копейкина [107] выделила шесть основных направлений в формировании СМГ:
по нозологическому признаку;
с учётом уровня физической подготовленности;
с учётом функциональных возможностей организма;
на основе противопоказаний к выполнению каких-либо упражнений;
на основе индивидуально дифференцированного подхода;
с учётом половых различий.
Вместе с тем, реализация перечисленных подходов, скорее, является идеалом, редко воплощающимся на практике по причине специфики организации учебного процесса по физической культуре в вузах. В связи с этим очень часто практикуется совмещение разных нозологий, что ставит перед специалистами вопрос о том, какие из них обладают схожими показаниями и противопоказаниями. Так, В.И. Дубровский [70] выделяет четыре варианта совмещения нозологий:
заболевания кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем;
травмы (заболевания) ОДА, нарушения периферической нервной системы;
отклонения со стороны слуха или зрения;
отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.).
В данном контексте необходимо уточнить специфику применения термина «нозология» в специальной литературе по оздоровительной и адаптивной физической культуре. Данный термин пришёл из медицины, а также используется в биологии, социологии, гигиене, философии. Как указано в Большой Советской энциклопедии, традиционно под нозологией понимали раздел патологии, включающий общее учение о болезни (общая нозология), а также изучение причин (этиология), механизмов развития (патогенез) и клинических особенностей отдельных болезней (частная нозология), классификацию и номенклатуру болезней [227]. При этом в изучении аспектов общей нозологии человека А.Д. Адо [4] указывал на значимость изучения проблемы взаимоотношения биологического и социального в происхождении, развитии и исходе болезни, в её профилактике и ликвидации. Д.Д. Зербино [85] подчеркивал тесную связь экологии и нозологии. В.Е. Красников [110] даёт определение нозологии как учению о болезни, рассматривающем вопросы о её сущности, отличиях от здоровья, причинах и механизмах развития.
Специалисты по оздоровительной и адаптивной физической культуре в силу профессиональных обязанностей оперируют в своей работе многими специфическими терминами, в числе которых: этиология — учение о причинах возникновения болезней; патогенез — механизмы возникновения и развития болезни; патоморфогенез — морфологические изменения, возникающие при развитии болезней; учение о номенклатуре и классификации болезней; теория диагноза, то есть идентификация болезней; патоморфоз — учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов [231]. Однако особенно широко применяется термин «нозология», который используется для выделения групп заболеваний по системам организма, например: нарушения кардиореспираторной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, зрения и т.д. [127, 131, 102, 46, 53, 75, 190, 16, 109, 20, 10, 58; и др.]. В основном это делается для разработки, систематизации, подбора физических упражнений коррекционной направленности, адресованных занимающимся определённых «нозологических групп». При этом для преподавателей физической культуры исключительно важными являются точное указание диагноза, понимание основных механизмов развития заболеваний и знание механизмов влиянии оздоровительных физических упражнений. В противном случае (что, к сожалению, бывает нередко) педагогу приходится ориентироваться на принцип «не навреди», в связи с чем оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями может оказаться минимальным.
Реакция нездорового организма на физические нагрузки различна. Значение имеют многие факторы, в числе которых: возраст, пол, климатические условия, географические особенности, время года, цикл биоритмов и др. Однако, специалисты [144, 30, 70; и др.] отмечают, что во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает только положительное влияние на организм. И, наоборот, малоподвижность не только замедляет процесс выздоровления, но и в целом ухудшает метаболизм и адаптационные возможности организма.
Выбор средств физической культуры в СМГ направлен на подбор упражнений общеразвивающего (общеукрепляющего) и специального воздействия. Преимущество отдаётся традиционным упражнениям - гимнастическим, легкоатлетическим, плавательным, игровым в сочетании с естественными факторами природы и гигиеническими условиями. Вместе с тем, в последние годы проводится много исследований, в том числе диссертационных, по обоснованию включения в содержание физкультурных занятий со студентами СМГ средств оздоровительной физической культуры, положительно зарекомендовавших себя в процессе применения их в специализированных реабилитационных центрах, кабинетах ЛФК и т.д.
В частности, доказана высокая эффективность применения дыхательной гимнастики в занятиях со студентами с кардиореспираторными расстройствами [107, 23, 176; и др.]. Выявлена специфика эффективного применения оздоровительной ходьбы и бега в занятиях со студентами СМГ [87, 16, 142, 177; и др.]. Детализированы и дифференцированы возможности применения оздоровительного плавания [31, 47, 140, 69; и др.] и аквааэробики [31; и др.] в занятиях со студентами с разными нозологиями. Подтверждена целесообразность применения подвижных и элементов спортивных игр в занятиях со студентами с ОВЗ, включая сердечно-сосудистые диагнозы, что особенно ценно, поскольку в силу эмоциональности этот вид двигательной активности как никакой другой способен вовлечь в занятия [99, 58; и др.]. Всесторонне исследованы возможности и специфика применения различных видов оздоровительной аэробики [25, 211, 33, 156, 157, 74; и др.] и атлетической гимнастики [8, 154, 52, 153] со студентами с разными нозологиями. Разработаны адаптированные комплексы гимнастических упражнений по системе хатха-йоги [2, 28] и по системе Пилатеса [27]. Проведены комплексные исследования, направленные на обобщение и систематизацию включения всех перечисленных средств в физкультурные занятия со студентами СМГ с учётом специфики нозологий [176, 104, 26]. Кроме того, большинство авторов, разрабатывающих проблему построения физического воспитания в СМГ, так или иначе затрагивают проблемы организации педагогического процесса со студентами с ОВЗ, анализируют опыт и предлагают пути их решения [32, 62, 80, 213, 79, 220, 60, 148, 13, 130, 181, 192, 179, 102, 64, 103, 209, 76, 107; и др.].
Важно также отметить, что грамотная и эффективная физкультурная работа со студентами с ОВЗ во многом зависит от руководства учебного заведения и администрации вуза. Их понимание проблемы и заинтересованность в работе с больными и ослабленными учащимися обеспечивает полноценную работу на СУО. Известно, что эффективность этой работы оценивается в ряду других успехов вуза и его подразделений в учебной работе. С другой стороны, известны случаи, когда руководство поощряет аттестацию таких студентов формально - исключительно по результатам выполнения рефератов или других письменных заданий.
Обобщая представленный в параграфе материал, можно заключить, что в настоящее время наработан огромный опыт построения физкультурной работы со студентами СМГ: систематизированы показания и противопоказания к физическим нагрузкам, испытаны разные подходы к формированию учебных групп, научно обоснованы разнообразные средства и методики их применения, предложены варианты проведения занятий с учётом материально-технических возможностей вуза. Однако в центре педагогического процесса всё же остаётся личность преподавателя - его квалификация, профессиональный опыт, отношение к студентам, желание и возможность развиваться для успешной работы в СМГ. Ведущая роль личности педагога в физическом воспитании раскрыта в трудах Н.В. Бордовской, В.А. Сластёнина, Н.Е. Щурковой, С.Д. Неверковича, В.И. Криличевского и др.
|