Четверг, 28.11.2024, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Требования к профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, проводящих занятия в специальных медицинских группах

Компетентность преподавателя физической культуры в работе со специальными медицинскими группами (СМГ) - это профессионально-личностное образование, выраженное в готовности к осуществлению процесса физического воспитания с данной категорией обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональным стандартом педагога.

В отношении значения слова «компетентность» Е.И. Огарёв [152] имеет в виду категорию оценочную, которая характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей даёт ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей.

Компетенция - способность применять знания, умения и навыки для успешной деятельности в профессиональной области (Глоссарий терминов ФГОС ВО).

Анализируя отечественные традиции профессиональной подготовки преподавателей физической культуры от учителей гимнастики спортивно-военной направленности (50-е - 90-е года XIX в.) до учителя физической культуры, ориентированного на развитие, обучение, воспитание средствами физической культуры (конец XX - начало XXI вв.), следует отметить, что с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (с 2009 года) подготовка учителя физической культуры стала обращённой на организаторскую физкультурно-спортивную работу, отдых и оздоровление, а сам процесс подготовки ориентирован на формирование профессионально-личностных компетенций педагога.

Компетентностный подход в отечественной педагогике рассматривают в своих работах Э.Ф. Зеер [84], Н.М. Кузьмина [111], А.К. Маркова [133], А.Н. Митин [143], Н.Н. Обозов [151], М.А. Холодная [208], Б.Д. Эльконин [219], И.С. Якиманская [222] и др. Большинство авторов под «компетентностью» и «компетенциями» имеют в виду формирование у студентов в совокупности комплекса знаний и умений, а не отдельных друг от друга предметов, а также овладение знаниями и умениями, в которых для каждого направления подготовки существует соответствующий разработанный учебный комплекс, имеющий личностно-деятельностный характер.

Компетентностный подход, существующий в педагогической практике, подразумевает взаимодействие творческой и практической частей на всём протяжении обучения, тем самым обеспечивая профессионализм и высокую конкурентоспособность, умение адаптироваться к нестандартным условиям и решать проблемные ситуации. Так, Ю.В. Варданян [36] рассматривает компетентность как готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для разрешения определённых задач. Объединение практической и теоретической частей компетентности обосновал В.А. Сластёнин [183] и его последователи.

Л.И. Анцыферова [11], А.В. Макарова [129] рассматривают профессиональную компетентность через личностные качества преподавателя. С.Л. Агеев [1] описывает её, как «основанную на устойчивой способности человека к профессиональной деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа решаемых профессиональных задач и проблем, опыта деятельности, умения выбирать средства и способы профессиональных действий» [2].

Н.В. Кузьмина [111] выделяет элементы профессиональной компетентности по содержательным направлениям:

-                специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины (включая знания, квалификацию, опыт);

-                методическая компетентность (владение различными методами обучения, знание дидактических приёмов и умение применять);

-                социально-педагогическая компетентность (включая владение технологией построения процесса общения с обучаемыми);

-                дифференциально-психологическая компетентность (включая умение выделить область мотивов, способностей и направленности учащихся);

-                аутопедагогическая компетентность (умение осознать уровень собственной деятельности, знания о способах профессионального самосовершенствования).

Структура и содержание компетентности преподавателей физической культуры в настоящее время продиктована требованиями ФГОС, а также запросами общества и образовательных учреждений в оздоровлении подрастающего поколения. Требования к результатам освоения программ специалистов выражаются в общекультурных компетенциях (ОК), общепрофессиональных компетенциях (ОПК), профессиональных компетенциях (ПК). Проблеме содержания компетенций будущего преподавателя физической культуры посвящены исследования Е.И. Огарёва [152], С.Л. Агеева [2], М.А. Лобастовой [121]. Кроме того, в соответствии с последними требованиями компетентность специалистов должна согласовываться с квалификационными характеристиками Единого квалификационного справочника должностей и руководителей, специалистов и служащих (ЕТКС) и требованиями Закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 №122-ФЗ.

Сегодня в России физкультурно-спортивные кадры готовят в пяти университетах, шести академиях, трёх институтах физической культуры, имеющих 13 филиалов. В это число не входят десятки факультетов физического воспитания педагогических вузов, а также более 200 учебных учреждений подготовки специалистов среднего звена (колледжи, училища). Обучение кадров по физической культуре для системы физического воспитания осуществляется по укрупненной группе подготовки, в число которых входят направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура, 49.03.01 Физическая культура (ФК), 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура АФК). Основные образовательные программы предусматривают изучение циклов, каждый из которых имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяющихся содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяя получить углублённые знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности с учётом специфики и особенностей вуза.

В контексте существующих проблем с состоянием здоровья подрастающего поколения мы попытались акцентировать внимание на том, какой компетентностью должен обладать преподаватель физической культуры и каким компетенциями должен овладевать будущий специалист для успешной работы на СУО в СМГ. На основании анализа требований к результатам освоения ФГОС ВО, мы выделили те компетенции, которые могут быть направлены на работу со студентами СМГ:

•         По направлению ФК:

-       ПК-5 способность применять средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния обучающихся с учетом их пола и возраста, индивидуальных особенностей.

•         По направлению АФК:

-       ОПК-4 знание морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных групп;

-       ОПК-10 знание этиологии и патогенеза основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

-       ПК-1 умение обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры.

Таким образом, на сегодняшний день не представлено чётких компетенций, описывающих требования к подготовке преподавателей для работы в СМГ. Сегодня область специальных знаний (достаточно хорошо и разнообразно описанная в учебно-методической литературе последних десятилетий) не выделяется в направлении подготовки специалистов ФК, считается уместным эти знания относить к направлению подготовки АФК, что, безусловно, ошибочно, поскольку основная направленность АФК - работа с инвалидами. И, напротив, работа в СМГ - это занятия с часто болеющими или находящимися в состоянии предболезни занимающимися, имеющими ослабленное здоровье и/или дисфункции в деятельности систем организма. Однако очень часто это диагнозы, подверженные коррекции и даже устранению, а также те диагнозы, при которых показаны занятия оздоровительной физической культурой. Иными словами, как показал материал, представленный в предыдущем параграфе, в настоящее время существует огромный арсенал знаний, подходов, методик, адаптированных к работе со студентами с ОВЗ, причисленными к СМГ. Однако реализуемые в настоящее время компетенции лишь косвенно и в очень малом объёме затрагивают овладение этими знаниями будущими специалистами физической культуры, что, безусловно, является проблемой. И, пока эта проблема не решена на уровне формирования необходимых компетенций в процессе получения образования по соответствующему направлению подготовки, очевидно, что восполнить пробел можно через прохождение курсов повышения квалификации.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%