Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических знаний и практических умений в связи с повышением требований к уровню профессиональной эрудированности и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации специалистов с высшим образованием можно рассматривать как результат, который предполагает изменение профессиональных качеств или их уровня вследствие обучения в учреждениях повышения квалификации. Как процесс это явление характеризуется как часть системы непрерывного педагогического образования федерального, регионального и муниципального уровней.
По мнению Л.В. Мозгарёва [145], система повышения квалификации специалистов имеет несколько основных функций:
обучающая - направлена на организацию и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи специалистам;
информационная - позволяет удовлетворить потребности специалистов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте;
исследовательская - направлена на проведение научных исследований и экспериментов в области послевузовского профессионального образования в учебных заведениях, мониторинга качества обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования;
экспертная - научная экспертиза проектов, рекомендаций, программ, других документов и материалов, оценка необходимости, обоснованности и безопасности экспериментальной работы, проводимой образовательными учреждениями.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется путём реализации дополнительных профессиональных программ, таких как программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной трудовой деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Содержание дополнительной профессиональной программы включается в образовательную программу, разработанную и утвержденную организацией, осуществляющей профессиональную образовательную деятельность. В случаях если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учётом потребностей лица, организации, по инициативе которых реализуется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ обязательно учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, записанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным трудовым знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ описываются в образовательной программе и (или) договоре об образовании. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, самостоятельно определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию лицам выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
По мнению многих специалистов [88, 123, 90, 34, 50, 116; и др.], обучение взрослых - одна из важнейших проблем России. В связи с кардинальными и интенсивными изменениями во всех сферах жизни и динамичным ростом объёма, сложности, разрозненности необходимых для профессиональной деятельности знаний и умений, совершенствование процесса обучения становится центральным пунктом реализации государственных задач. Для самого субъекта образование на протяжении всей жизни - это возможность оставаться конкурентоспособным. Для руководителя организации, в которой работают квалифицированные работники, - это возможность поддержания престижа учебного заведения на высоком уровне, способность решать задачи отрасли на современном уровне.
В условиях рыночных отношений вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации приобретают особую актуальность. Однако специалисты указывают две основные проблемы современной системы. Первая из них - мотивация работников; вторая - качество курсов повышение квалификации. Н.В. Лебедевой [119] было установлено, что наиболее распространенными мотивами для обучения взрослых является совершенствование навыков профессиональной деятельности, знакомство с новыми технологиями, получение документа о прохождении курсов повышения квалификации, прохождение профессиональной аттестации. Что касается качества курсов повышения квалификации, то здесь очень многое зависит не только от преподаваемой информации, но и от построения обучения взрослых людей.
Со второй половины XX века вопросам обучения взрослых уделяется все больше внимания. Б.Г. Ананьев [7] в своих работах подчеркивает, что изменение позиции личности в системе отношений с другими закономерно связано с перестройкой ценностно-смысловых образований, регулирующих её деятельность. Так, молодой человек, который только вступает в самостоятельную жизнь и преодолевает трудности самоопределения и осознания своего места в жизни, более всего озабочен выбором профессионального пути и построением семьи. В это время зрелый человек с опытом взрослой жизни и уже освоенными социальными и профессиональными ролями более заботится о реализации накопленного опыта в деятельности.
В процессе обучения взрослых обучающемуся принадлежит ведущая роль, поскольку взрослый человек, уже имеющий исходные знания, опыт, собственные профессиональные представления, как правило, стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению. Технология обучения взрослых представляет собой систему сгруппированных по основным этапам обучения операций, функций и технологических действий обучающихся и педагогов. Прежде всего, в процессе образования взрослых возникает необходимость определения образовательных потребностей. В процессе определения стратегии обучения взрослых необходимо предусмотреть чередование теоретического, практического, экспериментального обучения, практик и стажировок. Очень важным является выявление критериев, форм и методов процедуры оценивания достижений обучающихся [88, 123]. При этом главным назначением образования взрослых остаётся удовлетворение индивидуальных профессиональных потребностей и интересов, повышение компетентности.
Ю.Н. Кулюткин [113], исследуя процесс обучения взрослых, считает, что умение личности самостоятельно организовать свою учебную деятельность является основным и важнейшим условием полноценной учебной деятельности. Взрослый должен обладать системой интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, позволяющих ему самостоятельно управлять процессом своего обучения. Он говорит об умственной самостоятельности взрослого человека, которая проявляется в способности ставить перед собой цели деятельности, определять для себя её задачи, отыскивать средства и способы решения. Самостоятельность проявляется и в умении планировать, организовывать и регулировать свою деятельность. И самостоятельность обязательно предполагает хорошо развитые самоконтроль и самооценку. Таким образом, можно говорить о способности взрослого к самоуправлению в обучении, компонентами которого являются планирование, руководство и контроль.
Исследователи отмечают и то, что современные условия требуют большого творческого потенциала, физического, интеллектуального, нравственного. В свою очередь, творческий потенциал личности рассматривается как открытость человека ко всему новому; система знаний, убеждений, которые составляют основу для выстраивания деятельности человека; его гибкость, не стереотипность, оригинальность, способность быстро менять приёмы действия. По мнению А.П. Владиславлева (1978), именно развитие творческого потенциала и является определителем ценности обучения взрослого человека, позволяя не только адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, но и нести свой вклад в созидание нового.
Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская [114] указывают на закономерность, согласно которой чем выше уровень образования, тем больше стремлений к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры индивида, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании.
Еще одним актуальным вопросом проблемы повышения квалификации специалистов с высшим образованием является, на наш взгляд, включение в образовательную деятельность. Можно физически присутствуя - отсутствовать. Школьные мотиваторы (оценки, наказания) в данном случае не играют никакой роли. Взрослый самостоятельно принимает решение присутствовать или мысленно отсутствовать на занятии. Как показывают наблюдения Н.В. Лебедевой [119], взрослые слушатели курсов повышения квалификации активно включаются в работу на практических занятиях, проводимых в форме семинаров, тренингов, деловых и ролевых игр, на занятиях с разбором и анализом деятельности и т.п. Участники имеют возможность высказывать свои мнения, делиться опытом профессиональной деятельности, проигрывать ситуации из трудовой деятельности. Восприятие лекционного материала слушателями курсов зависит от личности преподавателя, его харизматичности и креативности, манеры передачи учебного материала взрослой аудитории и активного использования мультимедийного или нестандартного оборудования.
Т.Е. Баева [15], исследуя возрастные особенности обучающихся на курсах повышения квалификации, отмечает, что многолетний практический опыт порой затрудняет обучение, так как именно он побуждает отвергать новое в противовес укрепившимся старым знаниям. Данная категория слушателей сложнее воспринимает инновационные идеи и технологии, ставит под сомнения частные практики и методики. В конечном счёте, это нередко приводит не к обучению, а к переучиванию.
Таким образом, можно заключить, что перемены в современном обществе побуждают к постоянному пополнению профессиональных знаний и приобретению нового опыта, необходимых в трудовой деятельности и профессиональной мобильности. Такое обновление возможно в рамках различных форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в число которых включены не только курсы, но и самообразование, участие в конференциях, семинарах, обсуждениях и т.п., которые, как показывает практика, целесообразно проводить ежегодно. В соответствии с законодательными документами - не реже одного раза в три года для педагогических работников.
Актуальность проблемы повышения квалификации специалистов с высшим образованием связана с изучением факторов, содействующих максимальному раскрытию возможностей, психологических особенностей и определением путей совершенствования образовательной деятельности, способствующей в конечном счёте саморазвитию и самореализации личности в профессии.
|