Воскресенье, 24.11.2024, 17:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Этапы становления профессии «режиссёр театрализованных представлений и праздников»

Социально-культурные изменения, происходящие в современной России, восстановление утерянной преемственности поколений, стремление к духовному возрождению предопределяют потребность в разработке проблемы подготовки кадров в сфере профессионального, в том числе и социокультурного образования.

Процессы глобализации экономики и культуры, связанные с вхождением России в международное образовательное пространство, требуют решения вопроса о повышении качества подготовки профессионалов, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов. Разные культурные традиции определяют и разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности в каждой стране, это требует особого типа профессионала социально-культурной сферы, который может учитывать национальные, культурные и региональные особенности, для чего необходимо обладать профессиональным мышлением.

При решении проблемы формирования профессионального мышления будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников необходимо учесть исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России, который имеет научно документальную ценность и содержит важную дидактическую основу для подготовки профессионала в области культуры, образования, искусства, досуга. Одним из специалистов, занимающихся созданием социокультурной сферы, является режиссёр.

В энциклопедическом словаре «режиссёр» - управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли и пр. В словаре В.И. Даля «режиссёр» - [франц. regisseur от лат. rego управляю] художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.;

постановщик. «Режиссёр», как художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля, рассматривается в словаре Д.Н. Ушакова.

В словаре иностранных слов русского языка «режиссёр» - в театральных труппах лицо, заведующее постановкой пьес, распределяющее роли между актерами и прочее. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона «режиссёр» - лицо в театре, руководящее актерами, игрой, представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, следящее за ходом пьесы, выдающее костюмы, декорации, словом - заведующее монтажом сцены [176]. «Режиссер» (франц. regisseur, от лат. rego управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада) [126]. Он осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах его часто называют режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссера, руководящего творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива), называют главным [54].

Анализируя приведённые определения, приходим к выводу о том, что «режиссер» организует и компонует между собой все составные части зрелища (творчество актера, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление и др.). При создании спектакля в работе занято множество людей разных специальностей: драматург, актеры, художники, сценографы, музыканты, гримеры, костюмеры, осветители и т.д. Для того чтобы объединить усилия всех и создать из спектакля эстетически и идейно целостное зрелище, необходим режиссер, обладающий не только профессиональным видением, но и профессиональным мышлением.

Становление режиссерского искусства и режиссуры как профессии связано с периодом XI - ХХ веков. На Руси в роли постановщиков праздничных зрелищ и представлений выступали скоморохи, «игрецы». В этот период произошло становление театрального искусства и актерского творчества, возникли профессиональные театры, открылись актерские школы. В античном театре постановочные функции осуществлялись драматургом, хоревтом, а также специальной группой ремесленников, которые создавали и воспроизводили всю вещественную обстановку сцены, запускали в действие механизм театра.

Французские историки называют точную дату рождения режиссуры - 30 марта 1887 года, когда состоялся первый спектакль «Свободного театра» А. Антуана [162]. Немецкие исследователи связывают появление режиссуры с Мейнингенским и Байрейтским театрами, т. е. относят ее к концу 70-х годов XIX столетия. В Англии реформа постановочного искусства относится к еще более ранним временам, хотя к режиссуре английские театры приходят значительно позже, чем в других странах Европы [4]. В России начало режиссерского театра было положено открытием Московского Художественного театра в 1898 году.

Впервые слово «режиссер» упоминается при Елизавете Петровне в отношении французской труппы, в русском ему соответствовал «директор спектакля» [162]. В 1742 году слово «режиссер» входит в употребление. Но в отношении к должностному штату императорских трупп термин «режиссер» появляется значительно позже. Соответственно и режиссерские обязанности не сразу выделяются из общего управления или дирекции театра.

В XVIII веке за организацию праздничных действ отвечали ведущие актеры. Ярославский театр Ф. Волкова считается первым русским публичным профессиональным театром, который был общедоступным, в отличие от дворцовых, домашних или школьных театров; имел постоянный репертуар; в нём играли русские актёры, получающие за свой труд зарплату; пьесы ставились на русском языке; режиссёр выполнял административные функции. В этот период осуществлялась лишь организационно-управленческая деятельность.

В 1783 году создается особый комитет для «управления различными зрелищами и музыкой» во главе с А.В. Олсуфьевым, статс-секретарем Екатерины II, и появляется специальное лицо с режиссерскими обязанностями [162]. Инспектор не руководит постановкой данного спектакля, а распределяет роли и возглавляет труппу. В первых официальных правилах, регламентирующих подготовку спектакля («узаконения для подлежащих к Придворному театру» (1784 год)), инспектора не упоминают. Предполагается, что репетиции ведутся актерами коллективно и самостоятельно. В эти годы инспекторами были ведущие актеры, сначала И.А. Дмитревский, затем, после его отставки, П.А. Плавильщиков. Они участвовали в постановке спектакля и продолжали играть на сцене как первые актеры [67]. В это же время в официальных документах появляется слово «режиссер» наряду с инспектором в отношении к французской труппе. Режиссером в этот период называют лицо, ведущее спектакль, отвечающее за ход представления и даже за порядок в зале.

Полномочия инспектора теряют актуальность и приобретают административно-технический характер с появлением в театре специального руководителя по репертуарным вопросам (режиссёра), влияние которого распространилось и на творческую деятельность труппы. Режиссерское управление театром дифференцируется - появляется специальная репертуарная часть. Некоторое время просуществовала должность цензора при труппе, в современном понимании - редактора. Должность режиссера с начала XIX столетия входит в штатное расписание драматической труппы. По юридическому положению режиссер приравнивался к первым актерам. В этот период у режиссёра было масса помощников, хотя никто из них не может рассматриваться как «режиссёр» в современном понимании профессии. Его обязанности были административными и техническими [143]. Начиная со второй половины XIX века, режиссер, как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре, кинематографе, позднее - в праздничной сфере.

Таким образом, в период XI - ХХ веков профессия «режиссёр» прошла долгий путь становления, развития и трансформации: от скомороха - «игреца» на Руси и драматурга, хоревта в античном театре, создающих и воспроизводящих всю вещественную обстановку сцены; до режиссёра - руководящего актёрами, осуществляющего постановку в театре, ответственного за ход репетиции и за всё зрелище в целом (рисунок 1).

 

Скоморохи, «Игрецы» (Русь XI в.)

 

Хоревт (античный театр)

 

Режиссёр (начало XIX в.)

 

Директор спектакля (при Елизавете Петровне)


Рисунок 1 - Алгоритм становления профессии «режиссёр».

С 1918 по 1990 годы последовал длительный период становления и развития системы профессиональной подготовки режиссеров, как в культурнопросветительской сфере, так и в сфере театра. Обучение первых генераций режиссёров строилось по принципу обучения мастеров средневековья. Накопленный опыт передавался от цехового ремесленника одному или двум подмастерьям и нескольким ученикам. Каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером [162].

В 1918 году, по инициативе В.Э. Мейерхольда, В.Н. Соловьёва и

Л. Гринича, при театральном Отделе Наркомпроса было организовано первое в России специальное учебное заведение «Курсы Мастерства сценических постановок» в помещении бывшего дворца великого князя Владимира Александровича (Дом учёных на Дворцовой набережной). Курсы просуществовали три года и осуществили два выпуска режиссёров. После отъезда

Э. Мейерхольда из Петрограда основными педагогами курсов стали С.Э. Радлов и В.Н. Соловьёв. Это был первый опыт построения систематического
теоретического курса, охватывающего процесс работы режиссёра над спектаклем. Несмотря на то, что первый опыт был далёк от той целостности и завершенности, который данный курс приобрёл в последующие годы, в этот период к организационно-управленческому виду деятельности режиссёра добавился режиссёрско-постановочный. Режиссёр участвовал в разработке, репетиционном процессе и реализации театрализованных представлений.

Первым шагом в становлении профессиональной подготовки режиссёров являлись Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок В.Э. Мейерхольда (лето 1918 года), где он прочитал цикл лекций, который был повторён в 1918-1919 годах в Курмасцепе - на курсах мастерства сценических постановок, выросших из краткосрочных инструкторских курсов. Продолжением петроградского Курмансцепа осенью 1921 года стали высшие режиссёрские мастерские в Москве, которые первоначально сокращённо назывались «ГВЫРМ» (государственные высшие режиссерские мастерские). Впоследствии режиссёрские мастерские были переименованы в «театральные», возникло новое слово «ГВЫТМ». После чего решено было преобразовать мастерские в институт, и появилось сокращение «ГИТИС» (государственный институт театрального искусства).

На основе лекций В.Э. Мейерхольда была разработана профессиональная программа обучения режиссёров, актёров и театроведов, в которой учитывалось два фундаментальных положения:

В театре все участники должны уметь выполнять любые функции.

Основа театра - балаган, а пьеса - лишь часть театрального представления

[113].

В.Э. Мейерхольд подчеркивал, что для постановки классической пьесы режиссёр должен изучить и освоить всю театральную систему старинного театра определённой эпохи. Б. Зингерман отмечал, что «идеальным постановщиком оказывается, как ни парадоксально, театровед, знаток истории театра - при условии, что он обладает богатой фантазией и имеет за плечами актёрское прошлое. Он должен понимать: всё на сцене делается ради царящего на ней, порхающего на ней актёра». Согласно этому, «режиссёр должен на собственной шкуре испытать прелести актёрской профессии и обладать крылатым воображением» [113]. Следует отметить, что и в настоящее время при профессиональном обучении режиссёров уделяется достаточное внимание дисциплинам, освещающим историю театра (этапы развития зарубежного и отечественного театра); занятиям по актёрскому мастерству (изучение различных форм актёрской техники), по сценической речи (артикуляционная и дыхательная гимнастика). Так как в этот период в обязанности режиссёра входит формирование художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность, то кроме организационноуправленческого и режиссёрско-постановочного видов деятельности, называется художественно-просветительский.

Далее становление системы профессиональной подготовки театральных режиссёров происходило следующим образом: в 1922 году в Ленинграде на основе нескольких театральных студий был основан Институт сценических искусств; позднее был реорганизован в техникум сценических искусств, затем в центральное театральное училище. С 1939 года Институт существовал как Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского, переименованный в институт им. Н.К. Черкасова, а в настоящее время Санкт-Петербургская театральная академия. В 1957 году в Ленинградском библиотечном институте имени Н.К. Крупской открылся факультет культурно-просветительской работы, где на кафедре режиссуры драмы стали готовить режиссёров-руководителей самодеятельного театра. В 1959 году Б.Е. Захавой был открыт режиссёрский факультет при театральном институте имени Бориса Щукина (ранее - театральная школа с 1923 года).

Итак, процесс подготовки режиссёров представляет собой долгий путь от передачи накопленного опыта ученикам, трансляции знаний в рамках различных курсов и мастерских; до создания Института сценических искусств, техникума сценических искусств и театрального училища (рисунок 2).

XI-1918 г. Передача опыта

Осень 1921 г. Государственные высшие режиссёрские мастерские

1921 г. Государственный институт театрального искусства

У

1921-1922 гг. Театральные студии

1922 г. Институт сценических искусств (техникум сценических искусств, театральное училище)

_____________________________________ У

Рисунок 2 - Процесс подготовки режиссёров.

Наряду с профессиональными театрами конкурировали народные и самодеятельные театральные коллективы, и было создано заочное режиссёрское отделение. Выпускники, по окончанию учебного заведения, получали разную оценку своей учёбы. Менее «успевающим» в дипломе ставилась специализация «руководитель самодеятельного коллектива», более «успевающим» - «режиссёр народного театра» [159]. Постепенно они сменились специализацией «режиссёр драмы», просуществовавшей до 2011 года. Программа обучения режиссеров, помимо дисциплин актерского факультета, включала: теорию и практику режиссуры, основы режиссерского анализа драматургического материала, экономику театрального дела, основы сценографии и музыкального оформления спектаклей. На этапе реформирования профессиональной подготовки выпускников готовят к режиссёрско-постановочному, организационноуправленческому, художественно-просветительскому, научно-исследовательскому

видам деятельности.

До появления вузов культуры и до образования специальных кафедр, готовящих режиссёрские кадры в области праздничной культуры, в советской республике подготовка специалистов культурно-просветительской работы была связана с массовыми праздниками и требовала специальной подготовки кадров, не режиссёров праздничных действ, а инструкторов, «клубников», организаторов, методистов, массовиков-затейников культурно-просветительской сферы и художественно-массовой работы [54].

Анализируя системы подготовки кадров для сферы культуры и искусств, отметим, что сеть учебных заведений можно подразделить на начальную, среднюю и высшую подготовку. В 1947 году в подчинении Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР находилось 43385 клубов [159]. В то же время в них практически не было работников, имеющих специальное образование, в связи с чем остро стоял вопрос подготовки кадров. В 1947 году Совет Министров РСФСР принимает решение о создании культурно-просветительных школ в ряде областей. Главной их задачей была подготовка квалифицированных культпросвет работников со средним специальным образованием для выполнения функций заведующего сельским клубом. Первый учебный план предусматривал трёхлетнюю подготовку будущего специалиста с присвоением квалификации «организатор и методист клубной работы» [97]. Студенты изучали общеобразовательные и специальные предметы: «Основы советского искусства», «Культпросветработа», «Плакатное дело», «Массовые игры и методика их проведения», «Библиотековедение», «Клубное дело», «Основы социалистического сельского хозяйства». В 1959-1960-х годах в связи с необходимостью обеспечения кадрами учреждений культуры регионов культпросвет школы получают новый статус - культурно-просветительные училища. В эти годы в учебный процесс вводятся дисциплины «Методика кружков художественной самодеятельности», «Культура речи», «Технические средства культпросветработы».

Следует отметить, что в этот период преподаватели режиссуры занимались организацией районных, городских и областных праздников, а студенты принимали участие в постановке и проведении государственных праздников («Первомай», «А ну-ка, девушки», «Праздник русской зимы» и т.д.

В 1988 году по предложению Министерства культуры РСФСР созданы профессиональные училища культуры и искусств на базе культурнопросветительных училищ.

В начале 20-х годов предпринимается попытка готовить специалистов высшей квалификации для работы в учреждениях культуры. Первым высшим учебным заведением, в котором осуществлялась их подготовка, был Петроградский институт внешкольного образования. В 50-е годы на базе библиотечных вузов создаются культурно-просветительские факультеты, на которых велась подготовка организаторов и методистов клубного дела. В Московском библиотечном институте такой факультет был организован в 1949 году, затем в 1951 году открывается кафедра культурно-просветительной работы. В 1964 году Московский государственный библиотечный институт преобразован в Московский государственный институт культуры [107].

В конце 60-х-начале 70-х годов повышается качество подготовки кадров в учебных заведениях культуры в связи с активными дискуссиями по проблемам эффективности культурно-просветительной работы. В 1972 году в Московском библиотечном институте создана кафедра клубно-массовых представлений на базе секции кафедры театральной режиссуры. Этот период отличается повышенным интересом к празднику. Открываются институты культуры в Челябинске, Краснодаре, Хабаровске, Кемерово, Барнауле, Перми, филиалы в Тамбове и Орле. В структуре вузов - открытие кафедр методики и организации клубно-массовых мероприятий. Одними из первых стали осуществлять профессиональную подготовку студентов - режиссёров по праздничной культуре в Ленинградском государственном институте культуры (1971 год), в Московском государственном институте культуры (1972 год), в Челябинском государственном институте культуры (1972 год). В то же время проводятся семинары для режиссёров всех уровней, активизируется работа Совета при Всесоюзном театральном обществе (затем Союз театральных деятелей РФ), расширяется научное осмысление феномена «праздник», выпускается много специальной литературы. Обучение режиссуре изначально ориентируется на творческий вид деятельности и носит не прикладной, а универсальный характер: художественное осмысление социально значимых событий через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств режиссуры. Стержнем образовательного процесса стали режиссура и сценарное мастерство. Усилилась организаторская функция режиссёра - «организатора массовых праздников», была вычеркнута из специализации ее суть - творчество. Тем не менее, это название не оказалось престижным и не прижилось в творческой практике.

Российский театральный режиссёр П.Л. Монастырский в книге «Режиссёр и режиссура» отмечает уровень преподавания специальных дисциплин в ГИТИСе: «Я коснулся вопроса о кадрах для преподавания предметов МХК, а в режиссуре и актёрском мастерстве всплывает проблема кадров не просто специфических. Тут нельзя забывать, что нам нужны узкие специалисты по каждой профессии, по каждому разделу» [115, 41]. Таким образом, будущий режиссёр должен получить глубокие знания предметов в полном объёме.

С 90-х годов вплоть до настоящего времени изменения в обществе оказали большое влияние на деятельность вузов культуры. Потребность в новых подходах к подготовке специалистов в области праздничной культуры обусловлена периодом угасания интереса к празднику как социально-художественному явлению. Снизился интерес к научному исследованию праздника, сократился конкурс в вузы, ослабло государственное регулирование учебными заведениями и праздниками как таковыми. Вместе с тем стабильным оставалось содержание учебного процесса. В этот период во многих странах мира происходит интенсивный поиск новой парадигмы образования, в основу которой положены фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности.

В сфере среднего профессионального образования специальности «режиссура» не было. В постановлении Госкомвуза РФ от 25.05.94 № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования» фигурировали такие специальности, как 0510 Театральное искусство и 0514 Эстрадное искусство [81]. В Приказе Минобразования России от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования» названы следующие специальности: 0509 Светорежиссура, 0510 Театрально-декорационное искусство, 0511 Искусство эстрады [81]. В Приказе Минобрнауки России от 23.06.2008 № 184 «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования», в направлении подготовки 070203 Искусство эстрады, входит следующее наименование подготовки: артист эстрады и руководитель (самодеятельного) творческого коллектива [61].

В 1997 году Комитет по высшей школе Министерства науки России утвердил первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050200 Режиссура (театрализованные представления и празднества).

Согласно приказу Минобразования России от 06.04.2000 № 1010 «Об утверждении указателей соответствия между перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования и их использовании в период перехода на новые государственные стандарты» (с изменениями от 21 марта 2002 г.) среди специальностей культуры и искусств фигурирует 050200 Режиссура (по областям применения).

В этот же период кафедрам клубно-массовых мероприятий в вузах культуры и искусств присваивается новое название - кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников (РТПП). Позднее, благодаря кафедрам Московского университета (зав. кафедрой В.А. Триадский), Санкт-Петербургского университета (зав. кафедрой Б.Н. Петров) и Председателю методического объединения О.Л. Орлову утвердилось точное название, и появилась специальность и специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников» [61].

Впервые выпускники кафедр режиссуры театрализованных представлений и праздников стали получать квалификацию «режиссер театрализованных представлений и празднеств, преподаватель». С 2012 года более 25 вузов осуществляют подготовку режиссеров театрализованных представлений и праздников, среди них 19 вузов культуры. Дальнейшая профессиональная подготовка студентов обуславливается современными тенденциями развития профессионального образования.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 55 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» и приказа Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 205 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования» произошёл переход на уровневую систему образования. В ФГОС ВПО и ФГОС ВО учитываются направления подготовки (вместо прежних специальностей), уровни подготовки (бакалавр, магистр, аспирант).

Профессия «режиссёр» отражена в ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень «бакалавриата»). С 2011 года и по настоящее время профессиональная деятельность режиссёра предполагает выполнение нескольких видов

профессиональной деятельности. Так, с течением времени, полномочия и профессиональные виды деятельности режиссёра пополнялись и принимали различный характер. Профессия режиссёра вначале предполагала выполнение административной функции (контроль спектакля), далее постановочной (репетиционный процесс), затем просветительской функции (формирование художественно эстетических взглядов общества, пропаганда достижений искусства и культуры), сценарной (формирования знаний теории и практики режиссуры) и проектной (участие в экспертизе и консультационной помощи в создании режиссёрских проектов) (рисунок 3).

1 Виды деятельности |

| Функции 1

Организационно-управленческий

Административная

Режиссёрско-постановочный

Постановочная

Художественно просветительский

Просветительская

Научно-исследовательский

Сценарная

Проектный

Создание проектов

 

Рисунок 3 - Динамика развития профессиональных видов деятельности и

функций режиссёра.

Таким образом, была создана государственная система профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура профессиональной подготовки режиссёров.

 

Исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации, при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать профессиональные задачи. Организационно-управленческий вид деятельности режиссёра требует готовности к руководству учреждениями, организациями и объединениями отрасли культуры и искусства; к осуществлению продюссирования в сфере театрализованных представлений и праздников. Выполняя режиссёрско-постановочную деятельность, режиссёр должен быть способен создавать театрализованные представления и праздники, художественно-спортивные программы и другие формы праздничной культуры, направленные на культурно-эстетическое развитие всех категорий населения. Режиссёр участвует в создании окружающей культурной среды и художественно-эстетическом воспитании всех категорий населения, влияя на взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность, выполняя художественно-просветительский вид деятельности. В процессе научно-исследовательского вида деятельности режиссёр театрализованных представлений и праздников применяет системный подход в реализации режиссёрских проектов, готовит сценарии и режиссёрские экспликации, участвует в разработке и обосновании режиссёрских проектов, в экспертизе, оказывая консультационную помощь в разработке инновационных проектов.

Рассмотрение периодов становления профессии режиссёра театрализованных представлений и праздников в России в дореволюционный, советский и постсоветский периоды развития общества позволило определить основные этапы профессиональной подготовки режиссеров, связанные с развитием учебных заведений культуры и искусств (таблица 1).

Этапы профессиональной подготовки режиссёров

Таблица 1

Этап

Характеристика

Виды деятельности

XI в. - 1918 гг.

Становление режиссерского искусства и режиссуры как профессии (возникновение профессиональных театров, открытие актерских школ). Роль режиссера в театре сводилась к тому, что он был «разводящим», выполнял административные функции; необходимость в подготовке таких «разводящих» отсутствовала

Организационно

управленческий

Этап становления системы

профессиональной подготовки —19181990 гг.

Открытие в 1918 году, по инициативе В.Э. Мейерхольда, первого в России специального учебного заведения, готовящего режиссеров «Курсы мастерства сценических постановок»;

создание в творческих вузах в первой половине XX века режиссерских факультетов, выпускавших режиссеров драмы, кино, самодеятельного творчества и любительских театров;

открытие вузов культуры и искусств во второй половине XX века и специализированных кафедр методики и организации клубно-массовых мероприятий

Организационно

управленческий,

режиссёрско

постановочный,

художественно

просветительский

Этап

реформирования профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников (РТПП) - 1990-ые гг. - начало XXI в.

Качественная перестройка системы образования, связанная с социально-культурными, экономическими, политическими изменениями в обществе. В 1997 году Комитет по высшей школе Министерства науки России утвердил первый ФГОС ВПО по специальности 050200 - Режиссура/театрализованные представления и празднества/. Впервые выпускники кафедр РТПП стали получать квалификацию - «Режиссер театрализованных представлений и празднеств, преподаватель». С 2012 года более 25 вузов ведут подготовку режиссеров театрализованных представлений и праздников, среди них 19 вузов культуры и искусств

Организационно

управленческий,

режиссёрско

постановочный,

художественно

просветительский,

научно

исследовательский

С 2011 г. - по настоящее время

Профессиональная подготовка студентов обуславливается современными тенденциями развития профессионального образования

Организационно

управленческий,

режиссёрско

постановочный,

художественно

просветительский,

научно

исследовательский,

проектный


 

Итак, процесс возникновения и становления профессии «режиссёр театрализованных представлений и праздников связан с длительным историческим периодом, освещающим сложный путь утверждения профессии и многообразие вариантов её развития. Вторая половина XIX считается временем зарождения профессии «режиссёр». Со временем появлялись новые функции и принципы профессии, росла степень ответственности режиссёра за спектакль. Качественный скачок режиссуры от ремесла к творчеству и дальнейшие преобразования профессии, связанные с появлением плеяды основоположников и мастеров режиссуры, расширили диапазон видов деятельности режиссёра: от выполнения административных функций (организационно-управленческий вид деятельности) - до 1918 года; до всего спектра видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие уровень бакалавриата (организационно-управленческий, режиссёрско-постановочный, художественно-просветительский, научно-исследовательский, проектный) - с 2011 года по настоящее время. С появлением преподавателей, обучающихся в аспирантуре, обновляется педагогический состав учебных заведений, что способствует формированию высоких критериев профессиональной деятельности и требований к режиссёрам театрализованных представлений и праздников. В каждом вузе проводится научная работа, открываются новые специальности, студенты выступают с докладами на научных конференциях, образуются творческие коллективы.

Вместе с тем, требования к режиссёру возрастают. Помимо того, что режиссёр должен отвечать за административную, творческую и технологическую составляющую зрелища, на каждом этапе постановки ему необходимо проявлять высокий уровень профессионального мышления - начиная от оригинальности идеи представления, использования инновационных решений творческих задач, нестандартности подходов к репетиционному процессу, заканчивая использованием новейших технологий в работе. Для успешной профессиональной подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников необходимо определить специфику и выявить особенности профессиональной деятельности режиссёров.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 808 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%