Воскресенье, 24.11.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Специфика и особенности профессиональной деятельности будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников

Театрализованные представления и праздники выражают общественные настроения и отражают значимые этапы в жизни социума. Г лавным в организации этих событий является режиссёр. Деятельность режиссёра, осуществляющаяся в социально-культурных учреждениях, организациях отрасли культуры и искусства, направлена на культурно-эстетическое развитие всех категорий населения. Создание благоприятной культурной среды, сохранение культурного наследия, формирование художественно-эстетических взглядов общества осуществляют режиссёры театрализованных представлений и праздников.

Эффективность творческого процесса режиссёра зависит от особенностей его профессиональной деятельности, интегрирующей разные её виды: организационно-управленческий (руководство учреждениями, организациями, объединениями); режиссёрско-постановочный (создание театрализованных представлений и праздников); художественно-просветительский (формирование окружающей культурной среды); научно-исследовательский (применение системного подхода к реализации режиссёрских проектов); проектный (участие в разработке режиссёрских проектов).

В зависимости от типа режиссёра, на первый план выходят определённые виды деятельности. В театре режиссер руководит творческим коллективом, однако организационные вопросы, касающиеся технических служб и реквизита спектакля, решает помощник режиссёра. Репертуар театра также полностью не зависит от режиссёра, в театре режиссёр подчиняется художественному руководителю, который выбирает пьесы для постановки. Кроме того задачи режиссёра варьируются в зависимости от вида театра: в оперном театре режиссёр должен придерживаться определённых канонов жанра, не изменяя классический сюжет произведения. Хотя партитура и либретто в оперном театре - основа постановки, они всего лишь материал для сочинения режиссёром оригинального зрелища. Наряду с режиссёром постановкой оперы занимаются хормейстер,

и дирижёр, поэтому в обязанности оперного режиссёра входит умение работать с солистами, хором, дирижёром, художником и с теми, кто занимается изготовлением декораций и костюмов к спектаклю. Главная задача циркового режиссёра - сделать каждый номер зрелищным и эксцентричным, так как цирк работает для развлечения публики. Деятельность циркового режиссёра перекликается с работой режиссёра театра, так как он взаимодействует с артистами (актёрами), продумывает интригу представления (сюжетная линия), монтирует номера (эпизоды пьесы). Художественно-эстетический вид

деятельности циркового режиссёра отходит на второй план, так как специфика циркового искусства основана на демонстрации выдающихся способностей, выходящих за рамки обыденного. Ввиду особенности производственного пространства цирка, структуры представления и многожанровости проектный вид деятельности доминирует в работе циркового режиссёра. У кинорежиссера, как правило, на съёмочной площадке действует масса помощников (ассистент режиссёра, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра и т.д.), так как кино - это сложный производственный процесс. Второй режиссёр создаёт сценарий фильма вместе с режиссёром постановщиком, передаёт все указания для художников по гриму, костюмерам, организует съёмочный процесс. Вопросы бюджета и рекламы при создании фильма не касаются режиссёра постановщика - ими занимаются продюсеры. Кинорежиссёр может взять готовый сценарий, не занимаясь научно-исследовательской работой, но он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма. Таким образом, организационно - управленческий вид деятельности в большей степени в кино выполняет второй режиссёр, а ведущий вид деятельности кинорежиссёра скорее художественнопросветительский, отвечающий за эстетическую составляющую продукта деятельности.

Режиссёр театрализованных представлений и праздников в настоящее время - это творческий лидер команды, который выполняет весь перечень профессиональных видов деятельности (подбор материала для мероприятия, создание сценария, набор творческой группы, репетиционный процесс, показ).

Для того чтобы быть профессионалом в своём деле, режиссёру театрализованных представлений и праздников необходимо чётко управлять творческим процессом и всей командой (организационно-управленческий вид деятельности); режиссёр должен направлять творческий процесс актёров, организовывать продуктивные репетиции (режиссёрско-постановочный); от режиссёра зависит уровень эстетического развития общества, он должен уметь донести свою идею до зрителя (художественно-просветительский); режиссёр должен создавать собственные оригинальные сценарии постановок (научно-исследовательский); режиссёру необходимо применять новые технологии, осваивать сценическое пространство и строить мизансцены (проектный). Таким образом, режиссёру театрализованных представлений необходимо профессиональное мышление, которое обеспечит оперирование всеми видами деятельности и позволит добиться высоких результатов.

Анализ опыта режиссёров свидетельствует о наличии у них затруднений при решении профессиональных задач, что требует оригинальности мышления, творческого подхода и неординарных идей. Этому есть подтверждение: в современном обществе происходит снижение чувства патриотизма, переориентация нравственных ценностей. На режиссёра возлагается миссия восстановления системы художественно-эстетического воспитания; возрождения, сохранения и передачи культурных ценностей. В связи с этим от качества и уровня подготовки будущего режиссера театрализованных представлений и праздников к воплощению творческих идей зависит художественный уровень проводимых мероприятий в социально-культурной сфере.

Известно, что процесс развития человека, воспитания и обучения является результатом реализации внутренних задатков личности, ее специальных способностей, психических механизмов саморазвития личности, а также воздействий окружающей среды, детерминированных определенной деятельностью, в том числе - творческой. Связь творчества и деятельности позволяет нам рассматривать категорию «профессиональная деятельность режиссёра» как высшую форму самореализации и самовыражения, как результат достижения цели профессионального обучения в вузах культуры - формирование творчески активной личности будущего режиссёра, готовой самостоятельно и креативно действовать в профессиональной сфере.

Под деятельностью понимаем активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры [69]. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность, затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на достижение определенной цели. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (операциями) или путями (методами), действие выступает как решение задачи.

С психологической точки зрения, деятельность всегда связана с потребностью человека. Являясь выражением нужды в чем-либо, потребность вызывает поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности личности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит «нащупывание» потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности [103]. В дальнейшем деятельность направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта. С философской точки зрения, деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

Отечественные учёные-психологи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.) определяют структуру деятельности через: мотивы, которые побуждают человека к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых достигается целенаправленный результат. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные виды деятельности [139]. В нашем исследовании основной акцент сделан на профессиональную деятельность. Е.А. Климов рассматривает профессиональную деятельность, как продуктивную, выделяя её психологические признаки, способствующие достижению реального результата: сознательное предвосхищение социально ценного результата; осознание обязательности достижения заданного результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межличностных производственных отношениях [89].

Отечественные акмеологи (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьмина,

К. Маркова и др.) описывают профессиональную деятельность как целостный, непрерывный процесс развития субъекта этой деятельности, выделяя как высшую точку развития - достижение профессионализма [65].

Определяя педагогическую деятельность как профессиональную,

И. Сластёнин делает акцент на том, что она должна проходить в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессию и функции профессиональной деятельности (рисунок 5).

Рисунок 5 - Функции профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников.

 

Профессиональная деятельность, преследуя определенную цель, предусматривает решение конкретных задач. Цель профессиональной деятельности представляется результатом, обеспечивающим развитие личности и ее жизнедеятельность. Задачи профессиональной деятельности - это этапы достижения цели. В зависимости от видов деятельности режиссёр театрализованных представлений и праздников решает различные профессиональные задачи, применяя знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Для определения специфики профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников необходимо проанализировать требования к бакалавру, обусловленные совокупностью видов деятельности, которые представлены в виде компетенций федерального государственного образовательного стандарта (таблица 2).

 

Соотнесение видов деятельности с компетенциями режиссёра театрализованных представлений и праздников

Таблица 2

Виды деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников

Организационно

управленческий

Режиссёрско

постановочный

Художественно-просветительский

Научно

исследовательский

Проектный

Способность к управлению творческим коллективом

Способность проявлять мастерство во владении режиссерскопостановочной технологией

Способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественноэстетическое воспитание общества

Способность к разработке и написанию сценария ТПП

Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры ТПП

Способность к организации репетиционного процесса ТПП

Способность реализовать свой художественный замысел в процессе создания ТПП

Способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках

Способность собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности

Способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений

Способность к свободному оперированию профессиональной терминологией

Способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазии

Способность к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями с целью пропаганды достижений искусства и культуры

Способность к пространственному мизансценированию

Способность документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла

Способность сочетать профессионализм в области культуры и искусства с менеджерскими и нормативноправовыми знаниями

Способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе постановочной деятельности

Способность фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания ТПП

Способность к созданию режиссерских аннотаций художественного и документального материала, рефератов, научных докладов, публикаций

Способность использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации проектов ТПП


 

 

В таблице представлены компетенции режиссёра театрализованных представлений и праздников - интегральные характеристики обучающегося. Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [100]. Интегральные характеристики будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников включают в себя следующие составляющие: когнитивную - знания, опыт; функциональную - умения, владение; личностную - предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации; этическую - предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Компетенции и результаты образования в настоящее время рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметноспецифические, предметно-специализированные). Первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда, вторые отражают профессиональную квалификацию. Для последующего формирования профессиональных компетенций режиссёра театрализованных представлений и праздников в ФГОС ВО добавляются общепрофессиональные компетенции, являющиеся базовыми. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата. Общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции режиссёра театрализованных представлений и праздников выступают в качестве необходимой базы становления профессионального мастерства специалиста и общей культуры личности.

Художественно-просветительский вид деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников предполагает формирование окружающей культурной среды и художественно-эстетическое воспитание всех категорий населения в учреждениях культурно-зрелищного типа [164]. Так как продукты профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников способны менять вектор мышления и восприятия людей, художественно-просветительский вид деятельности невозможно реализовать без монтажа. Задача режиссёра - оперативно и на высоком идейном уровне откликаться на актуальные вопросы, волнующие аудиторию. Многие задумки, воплощаемые в постановке, режиссёр находит заранее, казалось бы, в бытовых ситуациях. Для того чтобы не упускать из виду такие «находки», нужны две составляющие: во-первых, идеи, которые должен генерировать режиссёр; во- вторых, монтаж, позволяющий выстроить «режиссёрские находки» в верном ключе. Кроме того, функция монтажа позволяет анализировать материал на первом уровне восприятия - выделять из огромного спектра информации тот материал, который будет способствовать развитию эстетического уровня населения, т.е. отобранный на качественном уровне материал зрелища обеспечит воспитательный эффект общества.

«Монтаж» (франц. montage) в современном толковом словаре издательство «Большая Советская Энциклопедия» рассматривается, как этап в создании кинофильма, следующий, как правило, после проведения киносъемок. Монтаж включает отбор отснятых фрагментов в соответствии со сценарием и режиссерским замыслом, «склейку» отдельных фрагментов в единое целое, перезапись фонограмм и др.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «монтаж» трактуется, как «соединённые в целое различные части чего-нибудь». В словаре русских синонимов «монтаж» означает сборку, компоновку, ассемблирование, установку, подгонку, соединение; монтировку, монтирование. Монтаж (в словаре Д.Н. Ушакова) - есть: 1) сборка и установка машин (техника); 2) подбор и соединение различных частей в одно целое (искусство).

В словаре Т.Ф. Ефремовой «монтаж» рассматривается, как: 1) сборка и установка машин, сооружений, конструкций и т. п. из готовых частей; 2) составление единого целого из отдельных частей, подбираемых по определенной теме или плану; 3) литературное, музыкальное и т. п. произведение, составленное путем подбора и соединения различных произведений или их частей в единую композицию. Таким образом, смысл и содержание монтажа заключается в том, что соединение двух различных эпизодов рождает в результате совершенно новую мысль, не содержащуюся в соединяемых кусках.

По мнению режиссёра И.Б. Шубиной, монтаж пришел из литературы. В результате монтажа литературных строк у каждого возникает свой образ - в зависимости от интеллектуального, эмоционального, жизненного запаса, а также от индивидуальной способности к образному восприятию [173]. По мнению режиссёра А.И. Чечётина, главной чертой драматургии театрализованных представлений является проявление драматического конфликта через композицию путем монтажа [169]. Чтобы на основе тщательно подобранных и обработанных материалов создать законченное и драматически выстроенное представление, нужно найти, открыть именно то единственное построение, сочетание фактов, сцен, событий, документов и высказываний, которое обозначит появление нового, целостного произведения.

Основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведения театра, кино. Г лавным объединяющим аспектом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы, как рода искусства. Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представления главным образом не с помощью сюжета, а с помощью монтажа.

В области научно-исследовательской деятельности режиссёр театрализованных представлений и праздников должен решать профессиональные задачи, применяя системный подход к реализации режиссерских проектов и подготовке сценариев [164]. Монтаж выступает здесь как основа сценарной работы режиссёра театрализованных представлений и праздников, так как владение мастерством построения драматургической конструкции произведения - обязательная составляющая профессиональной деятельности режиссёра. Все принципы драматургии подчиняются одной задаче и направлены к достижению одной цели: сделать произведение максимально увлекательным для зрителя, вызвать сопереживание или отторжение, всколыхнуть эмоции. Искусство или мастерство сценарной работы режиссёра состоит в том, чтобы так выстроить содержание произведения и расположить его части, чтобы вызвать максимальный интерес к этому содержанию. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо применять монтаж: компоновать части содержания произведения и располагать их так, чтобы удерживать внимание зрителей. Качественный монтаж необходим при отборе материала для будущего сценария, так как материал эпизодов должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения. В сценарии представления режиссёр отбрасывает все промежуточное и незначительное, оставляя лишь яркие, наиболее важные пункты. На возможности компиляции и смещения акцентов строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приёма при создании сценариев представлений [174]. Логичный монтаж воссоздаёт целостность театрализованного представления из разрозненного и разнопланового материала, т.е. монтаж позволяет анализировать, синтезировать и интерпретировать факты жизни и факты искусства в качественный продукт деятельности режиссёра.

Проектный вид деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников предполагает участие в разработке и обосновании режиссерских проектов театрализованных представлений и праздников [164]. Создание проектов является целью профессиональной деятельности режиссёра, представляющей собой проектирование ситуации, которая осуществляется монтажной организацией фактов жизни и фактов искусства. Без монтажа, умения конструировать исходный драматургический материал, невозможно освоение основ сценарного искусства и его реализации в проектной творческой практике создания целостного образа театрализованного представления.

Первый этап работы режиссёра (анализ, синтез, конструирование) направлен на создание литературной основы будущего театрализованного представления. Художественно-просветительский вид деятельности направлен на определение темы и идеи зрелища. Научно-исследовательский вид деятельности позволяет связать материал в сценарную канву. Чередование и сопоставление событий, явлений и фактов предполагает монтажную организацию материала, что позволяет выразить идею режиссёра, его видение мира. Сценарный монтаж позволяет соединить две линии действа: эмоционально-образную и информативно-логическую. Проектный вид деятельности предполагает конструирование сценарного материала, эскизов и макетов сценического оформления и позволяет перейти к постановочному процессу.

Наиболее значимым для режиссёра театрализованных представлений и праздников является режиссерско-постановочный вид деятельности, в котором отражается основная функция режиссёра - монтаж. Этот вид деятельности предполагает создание театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры [164]. Любая режиссёрская разработка - это всегда рассказ, история, смонтированная режиссёром, его индивидуальным видением. Режиссёр ощущает целостность своей работы, но увидит её целиком лишь в конце репетиционного процесса. Монтаж в режиссёрско-постановочном виде деятельности выступает не как компиляция материала, а напротив, как его расчленение на эпизоды с целью организации репетиционного процесса. Внутри эпизода в репетиционный период также применяется монтаж - соединение актёров в тех или иных предлагаемых обстоятельствах. Чтобы создать целостную сценическую картину, сначала необходимо разобрать её на эпизоды. Качественный монтаж в постановочной деятельности режиссёра позволит собрать сценическую мозаику и реализовать художественный замысел. На каждом этапе работы над постановкой режиссёр применяет монтаж, приёмы которого помогут рассказать зрителю историю, соответствующую замыслу, восприятию и позиции автора. Без учёта монтажа невозможно успешное воздействие театрализованного представления на аудиторию.

Организационно-управленческий вид деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников основывается на коммуникации, многоплановом процессе установления и развития контактов между людьми, удовлетворяющих потребности в совместной деятельности [164]. Этот вид деятельности характеризуется способностью и готовностью владеть культурой мышления; к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью и готовностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Все перечисленные способности предполагают реализацию профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников. Театрализованное действие может проходить на различных площадках. Организуя театрализованное представление на стадионе, где ведущим выразительным средством является масса участников, а за период праздника происходит смена номеров артистов и коллективов разных жанров и действие переносится со сценической площадки на экран, режиссёр должен контролировать все процессы, происходящие на площадках. Для этого необходима такая функция, как монтаж. Качественный монтаж, выступающий в организационно-управленческом виде деятельности как способность режиссёра к анализу ситуаций, контроль за процессом во время репетиций и показа, обеспечивают создание профессионального театрализованного представления и праздника.

Режиссёрско-постановочный (декомпозиция) и организационноуправленческий (контроль) виды деятельности позволяют режиссёру театрализованных представлений и праздников реализовать второй этап создания зрелища - организовать репетиционный процесс и контролировать постановку во время показа. В этот период режиссёр использует постановочный монтаж.

Профессиональная деятельность будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, обусловленная самобытностью профессии, связанной с художественной сферой и своеобразием профессиональной подготовки, заключается в постижении не только творческих основ профессии, но и образно-логического моделирования будущих мизансцен; в способности и готовности реализовать свой художественный замысел, как при написании сценария, так и в процессе создания различных театрализованных представлений и праздников. Специфика профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников выражается совокупностью видов деятельности, обеспечивающих создание качественного продукта путём подбора и соединения различных частей в целое.

Сопоставление видов деятельности режиссёра и структуры монтажа как основной профессиональной функции позволяет утверждать, что монтаж обеспечивает успешность работы режиссёра над театрализованным представлением, позволяет раскрыть художественное видение театрализованного представления каждого режиссёра индивидуально. Запечатленные в сознании режиссера проблемные ситуации из жизни могут монтироваться в будущей постановке, подсказав верный способ решения образа персонажа или всего представления в целом, влиять на процесс целостного воплощения режиссёрского замысла.

Для определения особенности профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников мы обратились к некоторым документам: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 г. № 251н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.05. Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень бакалавриата) от 27 марта 2015 года. Кроме того, для выявления особенностей деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников нами проведено пилотажное исследование. В анкетировании участвовало 102 респондента, среди которых 32 работодателя в области режиссуры театрализованных представлений и праздников (режиссёры самарских театров, руководители агентств организации праздников и социальнокультурных учреждений), 30 респондентов - профессорско-преподавательский состав Самарского государственного института культуры и 40 студентов факультета современного искусства и художественных коммуникаций (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение результатов пилотажного исследования и квалификационных характеристик режиссёра театрализованных представлений и праздников

Виды деятельности

режиссёра театрализованных представлений и праздников

Организационно

Режиссёрско-

Художественно-

Научно-

Проектный

-управленческий

постановочный

просветительский

исследовательский

Квалификационные характеристики

Способность к

Способность к

Способность

Способность

Способность

осуществлению

созданию

анализировать

применять знания

к

плановых и

композиционно

художественный

теории и практики

конструирова

экстренных

целостной

уровень

режиссуры и

нию эскизов и

вводов новых

постановки

используемого

актерского

макетов

исполнителей в

материала

мастерства

сценического

поставленные

оформления

ранее

постановки

представления.

Способность

Способность к

Способность

Способность

Способность

контролировать

применению

удерживать

синтезировать

переносить

постановочный

монтажа

зрительское

знания из

образы,

процесс

внимание

различных

возникшие в

областей

воображении,

(художественный

в

кругозор)

сценическую

плоскость

Результаты опроса работодателей, педагогов СГИК и студентов СГИК


 

Проведённое пилотажное исследование (опрос студентов факультета современного искусства и художественных коммуникаций, профессорскопреподавательского состава Самарского государственного института культуры и работодателей в области режиссуры театрализованных представлений и праздников, руководителей социально-культурных учреждений) позволило определить ключевые характеристики режиссёров театрализованных представлений и праздников.

21,57 % опрашиваемых подчеркнули важность для режиссёра театрализованных представлений и праздников знаний по теории и практике режиссуры, драматургии и мастерстве актёра, о специфике жанров. Остальные респонденты отмечали значимость знаний из других областей - по русскому языку и литературе, по обществознанию и истории.

78,43 % респондентов отметили, что кроме профессиональных знаний, режиссёру театрализованных представлений и праздников необходима широкая осведомлённость во многих областях для того, чтобы достойно донести свою идею до зрителя, повысить его культурный и интеллектуальный уровень. Художественный кругозор не гарантирует высокой производительности режиссёра театрализованных представлений и праздников без специализированного обучения, но позволит реализовать интересный монтаж материала высокого интеллектуального и художественного уровня.

Созданные режиссёром театрализованные представления, художественноспортивные программы и другие формы праздничной культуры могут быть подчинены различным и неожиданным темам, в которых режиссёру необходимо свободно ориентироваться, а к моменту написания сценария владеть исчерпывающей информацией по теме представления. К тому же во время написания сценария, в частности литературно-музыкальной композиции, режиссёр должен уметь монтировать литературный, документальный, художественный и музыкальный материал. Чтобы создать удачный и интересный монтаж в этом случае, необходимо владеть обширной и разноплановой информацией. Без стремления к саморазвитию работа режиссёра театрализованных представлений и праздников принимает формальный характер и не отвечает задачам культурно-эстетического развития населения. Заинтересованность в познании, умение компилировать знания из различных областей предполагают использование такой функции, как монтаж. Мы объединили перечисленные ответы в ключевую характеристику: «способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор)».

Среди навыков, которыми должен обладать режиссёр театрализованных представлений и праздников названы: способность организовать репетиционный процесс (30,39 % респондентов); способность переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость (30,39 % респондентов); способность составить сценарий мероприятия (14,71 % респондентов); способность оперировать современными технологиями (актуальные технологии, востребованное оборудование - 9,8 % респондентов); способность быстро ориентироваться в экстренной ситуации и адекватно реагировать на складывающиеся обстоятельства (14,71 % респондентов).

30,39 % респондентов выделяют ключевую характеристику «способность контролировать постановочный процесс». Респонденты отмечают, что без подготовки, а именно без трудоёмкого репетиционного процесса, не состоится постановка. Будучи художественным руководителем коллектива в целом или конкретной постановки режиссёр театрализованных представлений и праздников контролирует всю работу, начиная с подготовки к её воплощению до реализации зрелища на сцене. Режиссёр координирует действия всех участников представления (не только актёров, но и костюмеров, гримёров, звукорежиссёра, осветителей), соответственно, он должен контролировать весь процесс создания зрелища. Во время репетиций режиссёр театрализованных представлений и праздников постоянно реализует функцию монтажа (монтаж сценического пространства, монтаж актёров в эпизодах, монтаж самого сценического действа). Несмотря на то, что зачастую репетиционный процесс постановки реализуется не последовательно и разрозненно, режиссёр, должен видеть постановку целостно, не нарушая её композицию. Следует отметить, что осуществляя организационно- управленческий вид деятельности, режиссёр театрализованных представлений и праздников должен проявлять дипломатичность, так как в основном ему приходится «командовать» творческими, ранимыми людьми с множеством амбиций. Соответственно, режиссёр для того, чтобы донести свою идею до зрителя; находить подход ко всем участникам коллектива; прогнозировать, какой актёр сможет воплотить задуманный им образ, должен быть психологом. График работы режиссёра театрализованных представлений и праздников ненормированный; репетиционный процесс постановки может проходить на улице, при любых погодных условиях; возможны частые переезды. Несмотря на эти факторы, отрицательно воздействующие на психологическое состояние режиссёра, он должен быть эмоционально устойчив и готов к трудностям. В то же время, режиссёр должен быть достаточно жёстким и уверенным в себе в процессе общения с заказчиком мероприятия, чтобы доходчиво донести свою идею и убедить его в том, что именно он способен воплотить свою идею в жизнь.

30,39 % респондентов определили ключевой характеристикой режиссёра театрализованных представлений и праздников «способность переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость (пространственное мышление)». Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и профессиональной деятельности. Пространственное мышление рассматривается как одно из профессиональных важных качеств, обеспечивающих создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения теоретических и практических задач. Механизм монтажа также заключается в оперировании и преобразовании образов, в пространственном изменении образов в графические изображения, реальные объекты (оформление спектакля: создание декораций, эскизов костюмов, реквизита; постановочной техники; монтажного листа).

Содержание пространственных образов в своей наиболее развитой форме связано с воспроизведением и преобразованием пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Сценическое пространство имеет дуальную природу (зрители-сцена). Кроме того, пространство кулис и сцены выражаются понятиями о направлениях, о расстояниях, об их отношениях, о местоположении (мизансцена), о протяженности объектов пространства и т. п. Для режиссёра театрализованных представлений важно, что театральное пространство делится на две, реализующиеся как бы в двух разных измерениях, части: сцену и зрительный зал, между которыми складываются определённые отношения, существуют законы пластической и пространственной выразительности. Со стороны зрителя, с момента подъема занавеса и начала пьесы зрительный зал перестает существовать.

Работа будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников уже на первом курсе включает этюды и разработки по овладению пространством и временем сцены, предполагающие выражение через планировку, декорации и реквизит атмосферы события, музыкальную и звуковую партитуры. Образное видение события заставляет бакалавра организовывать пространство в соответствии со своим замыслом, вводить дополнительные средства выразительности - музыкальное, световое, звуковое оформление.

Среди способностей, которыми необходимо обладать режиссёру театрализованных представлений и праздников, 40,2 % респондентов назвали «способность к применению монтажа»; 40,2 % респондентов - «способность удерживать зрительское внимание»; 19,61 % респондентов назвали «способность составить сценарий мероприятия». Режиссура театрализованных представлений и праздников предполагает реализацию основной идеи праздничного действа через ряд мероприятий, так как основная тема праздника варьируется во всевозможных формах и видах, что обусловлено самой спецификой народных гуляний. Если литературно-музыкальную композицию зритель может воспринять как единое целое, то особенностью режиссуры массового праздника является его целенаправленное разбиение на компоненты. При этом зритель воспринимает действо частями, выбирая наиболее интересные для себя моменты. К примеру, концерт требует фокусирования зрительского внимания на конкретной сцене. А массовый праздник, наоборот, характеризуется большим количеством рассредоточенных в пространстве развлекательных центров. Для постановки перечисленных форм театрализованных представлений и праздников режиссёру необходимо выполнять монтаж как основную функцию профессиональной деятельности (рисунок 6).


 

Специфика:

(совокупность

видов

деятельности)

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Сценарный монтаж

Рисунок 6 - Специфика и особенности профессиональной деятельности режиссёра.

 

I                                                    I

I                                                    I

Постановочный монтаж I                                           I

I                               I

 

I

 

I

 


 

Режиссура театрализованных представлений и праздников полностью ориентирована на зрителя, а значит, должна быть ему интересна и понятна. Публика становится все более требовательной, а потому нуждается в качественном зрелище, которое постоянно будет удерживать ее в напряжении. Монотонное представление не будет занимательным и интересным зрителю, чтобы этого не случилось, номера и принципы представления должны постоянно меняться. Энергичные номера или сцены должны монтироваться со спокойными. При этом не должно быть монотонности и постоянства даже в динамичных номерах и сценах, поскольку продолжительный накал страстей теряет свою остроту. Поэтому режиссёр театрализованных представлений и праздников должен владеть приёмами монтажа, чтобы удерживать внимание зрителя.

Проведённый нами анализ документов и пилотажное исследование показали, что режиссёр театрализованных представлений и праздников выполняет совокупность видов деятельности (художественно-просветительский; научноисследовательский; проектный режиссёрско-постановочный; организационноуправленческий), основной функцией которых является монтаж. Таким образом, специфика профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников выражается совокупностью видов деятельности, обеспечивающих создание качественного продукта путём соединения различных частей в целое. Особенность профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников заключается в том, что решение профессиональных задач требует монтажного мышления, формирование которого становится стратегией профессиональной подготовки будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников. Профессиональное мышление режиссёра как рефлексивная умственная деятельность [60] обеспечивает решение сценарных и постановочных задач.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%