Проблема формирования профессионального мышления будущих
режиссёров театрализованных представлений и праздников требует рассмотрения сущности профессионального мышления, уточнения самого понятия, выявления структуры профессионального мышления. Профессиональное мышление связано с преобладающим использованием принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.
Сформированное профессиональное мышление для любого специалиста является условием его успешной деятельности.
Термин «профессиональное мышление» появился во второй половине XX века в связи с интеллектуализацией общественного труда, вызванной научнотехническим прогрессом. По мнению автора психологической концепции профессионализма А.К. Марковой, понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух значениях: во-первых, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста; во-вторых, если речь идет об особенностях мышления, обусловленных характером профессиональной деятельности. Но чаще всего понятие «профессиональное мышление» употребляется одновременно в двух аспектах [110].
Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что под профессиональным мышлением режиссёра театрализованных представлений и праздников подразумевается процесс, происходящий в ходе теоретической и практической профессиональной деятельности, связанной с воплощением творческого замысла. В профессиональной деятельности режиссёра существенную роль играют процессы анализа и контроля всех этапов создания театрализованного представления, начиная от замысла будущего действа и заканчивая контролем во время его воплощения на сценической площадке, где при создании нового творческого продукта граница между технической и творческой составляющей нечёткая.
Профессиональное мышление будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников напрямую зависит от видов деятельности, которые выполняют специалисты данной области. Режиссёр выполняет функцию монтажа, осуществляя весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы. Первый этап режиссёрской работы - рождение общего замысла и создание сценического варианта драматургического материала. Основными задачами режиссёра здесь являются: общая координация и контроль деятельности всех членов постановочной группы (с художниками - создание макета декораций и эскиза костюмов; с композитором - определение общей концепции музыкального оформления постановки; со специалистами по движению - разработка пластической партитуры постановки; и т.д.). Цель режиссёра - добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Для решения перечисленных профессиональных задач и реализации обозначенной цели режиссёру необходим монтаж, так как смысл сценического действа открывается зрителю только в гармоническом единстве целого, а не отдельных его частей.
Каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссёра. Параллельно начинается важнейшая часть подготовки действа - репетиции, работа режиссёра с актёрами, направленная на развитие мастерства исполнителей применительно к каждой роли и всей постановки в целом. В репетиционном процессе профессиональное мышление позволяет выстроить верное композиционное решение репетиции, создать пластический образ для усиления эмоционального воздействия на зрителя (произвести монтирование двух и более актёров в мизансцену; разместить декорации, реквизит и действующих лиц на площадке соответственно задачам каждого эпизода постановки).
В связи с многообразием функций режиссёра подготовка будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в системе высшей школы достаточно сложный процесс, так как она направлена на формирование навыков актерского мастерства, на организацию подготовительной, постановочной деятельности режиссера, а также на реализацию профессионально-педагогической составляющей профессии. Исследование проблемы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников соприкасается с психологией восприятия сценических произведений, с вопросами драматургии,
формообразования, тематизма современной режиссуры, а также с жанровой и стилевой панорамой творчества [53].
Так как монтаж - основная функция профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников, при выполнении профессиональных видов деятельности важно монтажное мышление как основа профессионального мышления. Показатели сформированности компонентов монтажного мышления определяют особенности деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников.
Согласно концепции мышления А.Н. Леонтьева, между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые, т.е. мышление формируется в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Многие авторы признают, что для умственного развития существенное значение имеет овладение системой знаний и мыслительными операциями (А.Н. Леонтьев, В.С. Шардаков, Н.И. Гребцова и др.), интеллектуальными умениями (П.Я. Г альперин, Н.А. Менчинская,
А.Е. Вохмянина и др.), приемами умственной деятельности (А.З. Зак,
Л.М. Фридман и др.). Однако вопрос о влиянии монтажного мышления на профессиональную деятельность режиссёров театрализованных представлений и праздников остается решенным не в полной мере. В своём исследовании мы опираемся на труды советского психолога, основателя школы дифференциальной психологии Б.М. Теплова, а также на работы С.Х. Раппопорта, Л.В. Торадова, Е.Г. Яковлева. Исследователи (Т.И. Кучина, С.И. Олефир) рассматривают структуру художественного мышления, музыкального мышления.
(гр. ноэзис) - это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Оно проявляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.
осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление реализуется в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.
С психологической точки зрения, мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений [153]. Однако в психологии существует множество других определений. Так, в патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль. Мышление также рассматривается как высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [9].
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. Существует множество классификаций типов мышления. Возьмём классификацию Б.М. Теплова, так как в центре его научных интересов были вопросы способностей, одарённостей и продуктивного творческого начала в индивидуальном своеобразии. Он выделил два вида и четыре подвида мышления: теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное). Позиция Б.М. Теплова заключалась в том, «работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [153, 139]. Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова, мышление, как теоретическое, так и практическое, носит алгоритмический характер, т. е. является процессом нахождения алгоритма решения задач [153]. Рассмотрим алгоритм профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников (рисунок 7).
Виды профессиональной деятельности режиссёра
Художественно
просветительский
Научно
исследовательский
Проектный
Режиссёрско
постановочный
Организационно
управленческий
Операции мыслительного процесса
Анализ
Синтез (создание
Конструирование
Декомпозиция
Контроль
(замысел)
сценария)
(сценография)
(репетиция)
(показ)
Виды мышления
Теоретическое
Теоретическое
Теоретическое
Наглядно-
Наглядно-
образное
понятийное
образное
образное
действенное
| Теоретическое мышление | \ Практическое мышление |
Профессиональное мышление режиссёра
Рисунок 7 - Профессиональное мышление режиссёра театрализованных
представлений и праздников.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса. Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей и представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Основной фактор успешного решения задач - полнота и надежность исходной информации.
Теоретический образный тип мышления присущ творческим людям - литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, режиссёрам. Режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств. Творчество режиссера состоит из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки). При создании замысла сценического действа режиссёр использует теоретическое образное мышление. Замысел - это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Иногда бывает достаточно увидеть какой-нибудь жест, картинку, мизансцену (в своем воображении), и из этого образа вырастает целостная картина будущей постановки [171]. Так как, прежде чем воплотить какое-либо произведение на сцене, режиссёр изначально представляет его, данный вид мышления является компонентом монтажного мышления и необходим режиссёру театрализованных представлений и праздников на первом этапе его профессиональной деятельности, когда режиссёр анализирует факты жизни и факты искусства, формирую собственную позицию и идею зрелища. Т.е. на первом этапе создания постановки режиссёр производит анализ - операцию мышления, позволяющую мысленное (ирреальное) расчленение целостного объекта (явления, процесса) на составные части (свойства, стороны, отношения).
Теоретическое понятийное мышление отличается от образного тем, что его основой являются не образы, которые непосредственно извлекаются из памяти человека, или творчески воссоздаются воображением, а понятия, суждения или умозаключения. Такой тип мышления наиболее характерен для научных теоретических исследований [153]. Режиссёр театрализованных представлений и праздников реализует теоретическое понятийное мышление, выполняя научноисследовательский вид деятельности, выполняя соединение различных элементов в единое целое. Т.е. режиссёр выполняет процедуру, обратную анализу - синтез (соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое). Анализ и синтез тесно связаны и выступают как фундаментальные мыслительные операции, совершающиеся при помощи абстрактных понятий. Речь идёт о создании и компоновке сценарного материала театрализованных представлений и праздников. Кроме реализации режиссёрских проектов и других форм праздничной культуры, режиссёр должен быть способен представить созданный им материал в публикациях. Во время осуществления разработки и написания сценария театрализованных представлений и праздников режиссёр должен проанализировать большой объём информации, зачастую различных жанров (документального, художественного, публицистического) и собрать его в единую картину, которая впоследствии позволит раскрыть его замысел.
На следующем этапе создания постановки режиссёр театрализованных представлений и праздников вновь реализует теоретическое образное мышление в проектном виде деятельности, конструируя образы и реализуя способность переносить их в сценическую плоскость. Конструирование - процесс создания модели с выполнением проектов и расчётов. Различают умственное (мыслительная операция), графическое (выполнение эскизов, схем), предметно- манипулятивное (моделирование образца) конструирование. Все виды конструирования взаимосвязаны и применяются режиссёром театрализованных представлений и праздников в процессе сценографии (оформление спектакля и создание изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве). Процесс создания сценической площадки (мизансцен, декораций, реквизита, костюмов, света, постановочной техники) начинается с возникновения у режиссёра образа (цвет кулис, решение света, часть костюма главного героя), затем происходит построение опытного образца - моделирование (создание эскизов и макетов постановки), далее непосредственная реализация зрелища (процесс создания реальной модели сценического оформления с выполнением проектов и расчётов). Все перечисленные изобразительные средства способствуют раскрытию содержания театрализованного представления, сообщают ему индивидуальную тональность, эмоциональное звучание. Таким образом, теоретическое образное мышление реализуется режиссёром в готовности представить эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки (пространственное мышление).
Исследования психологической природы пространственного мышления имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли: условие социального бытия человека, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности.
Режиссёр театрализованных представлений и праздников должен знать законы пластической и пространственной выразительности и ощущать форму. Подготовка будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузе уже на первом курсе включает в образовательный процесс этюды и сценические упражнения по овладению пространством и временем сцены, предполагающие выражение идеи через планировку, декорации и реквизит атмосферы события, музыкальную и звуковую партитуры. Образное видение события заставляет организовывать пространство в соответствии со своим замыслом, вводить дополнительные средства выразительности - музыкальное, световое, звуковое оформление.
От развития пространственного воображения напрямую зависит развитие постановочных способностей и формирование профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Во время организации пространства выявляются дарования режиссера, его умение конкретно, образно создать композицию спектакля (актерское исполнение, мысль сценографа, звуковое решение), так как именно в пространстве зритель комплексно воспринимает сверхзадачу спектакля.
Один из крупнейших режиссеров и театральных педагогов Н.В. Петров уверен, что главное в профессии режиссера - пространственное видение и воображение, ощущение сцены [173]. Умение организовать пространство, исходя из конкретного содержания картин, умение найти гармонию соотношения этих пространственных решений во всем спектакле - для режиссера является очень важным. Первые видения режиссера реализуются при чтении пьесы - пространственное видение. Будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников должен научиться представлять спектакль с определенными ограничениями сцены, помещения и даже сметы. Для свободного ощущения пространства нужно не ограничивать свою фантазию. Для этого нужны не только технологические знания, но и изобразительная культура, и главное - развитое пространственное мышление.
Воображение и фантазия проявляют себя в тесном взаимодействии, хотя эти явления имеют две стороны. Творческая фантазия - это способность комбинировать данные опыта в соответствии с определенной творческой задачей. Такое определение пригодно в равной степени как для всех видов искусства, так и для всех отраслей науки и техники. Создаваемые фантазией комбинации, начиная с вполне реальных, которые создает ученый, вплоть до самых фантастических, которые творит художник, всегда составлены из элементов, полученных на опыте. Невозможно создать или представить такую комбинацию, которая по элементам своим находилась бы за пределами опыта. Фантазия призвана комбинировать данные опыта. Однако ее действие только тогда оказывается продуктивным, когда она сочетается с работой воображения. А работа воображения состоит в том, чтобы комбинации, создаваемые фантазией, делать объектами внутреннего чувственного переживания. Если фантазия - игра ума, то воображение - игра чувств. Оба процесса протекают непрерывным потоком, взаимодействуя и помогая друг другу; в воображении протекают комбинации, поставляемые фантазией. Продукты ума и органов чувств переплетаются друг с другом,
взаимодействуют и проникают друг в друга, реализуя процесс образного мышления.
Как в процессе режиссерских наблюдений, так и в процессе режиссерского фантазирования участвуют все пять органов чувств режиссера. Образы, которые создает фантазия режиссера, он в своем воображении и видит, и слышит, и осязает, и обоняет, а иногда даже и ощущает на вкус. В своем воображении режиссер еще и действует применительно к тем обстоятельствам, которые создает его фантазия; он мысленно приводит в деятельное состояние свой мускульный аппарат, актерски проигрывает все роли постановки. Проделав эту работу, он получает возможность плодами своей фантазии увлекать актеров и уверенно вести их за собой.
Режиссёрская деятельность связана с творческими, интуитивными, мало осознанными процессами. Интуиция (от лат. intucri - всматривание) - способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней [176]. Интуиция - «скачок разума», не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.
Ведущую роль в интуиции играют обобщенные смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции. Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир. Этот процесс напрямую описывает механизм и монтажного мышления, сутью которого является компиляция, синтез. В процессе создания театрализованного представления режиссёр «включает» интуицию, выполняя режиссёрскопостановочный вид деятельности, с самого первого шага на пути реализации постановки (замысел) и до завершающего этапа (показ).
Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели представления, создание плана (ход мероприятия), проекта (сценария). В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое. Практическое мышление режиссёра театрализованных представлений и праздников реализуется на следующем этапе его профессиональной деятельности, а именно в период репетиционного процесса и показа. В реализации режиссером замысла главенствует изобразительность, - т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности. Реализуя
репетиционный процесс, режиссёр расчленяет и разрушает целостность постановки, для того, чтобы в дальнейшем собрать разрозненные эпизоды в единую картину. Процесс расчленения, декомпозиции (разделение целого на части) позволяет заменить решение главной задачи (постановки всего театрализованного действа) решением серии меньших взаимосвязанных задач (репетиции отдельных эпизодов). Метод декомпозиции позволяет рассматривать зрелище как сложную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем - эпизодов, которые так же могут быть разбиты на части. Кроме того, в репетиционный период режиссёру необходимо свободно и уверенно использовать профессиональную терминологию, связанную с деятельностью персонажей с целью предоставления информации до участников творческого процесса.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств (в простой форме мышление в виде образов). Побуждая к созданию образов на основе прочитанного произведения (сценария), восприятия объектов (персонажей), к схематическому и символическому изображению объектов познания, развивается образное мышление обучающегося.
Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Режиссёр театрализованных представлений и праздников реализует наглядно-образное мышление в режиссёрско-постановочном виде деятельности, перенося образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом. Наглядно-действенное мышление реализуется режиссёром в организационно-управленческом виде деятельности. Режиссёр театрализованных представлений и праздников должен проявлять готовность к осуществлению плановых и экстренных вводов новых исполнителей в поставленные ранее представления; организовать репетиционный процесс, во время которого происходит полное создание спектакля, включающее разработку и раскрытие режиссерского замысла через все театральные компоненты - от актерской игры до работы всех постановочных цехов (реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительского, звукового, бутафорского).
Важная роль в постановочном процессе отводится контролю зрелища: выходы актеров, перестановка декораций, включение музыкальных и звуковой фонограмм, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит. Контроль - завершающий этап создания постановки, процесс обеспечения достижения своих целей, представляющий собой систему
наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования театрализованного действа принятым решениям, а также выработки определённых действий. Режиссёру театрализованных представлений и праздников необходимо наглядно-действенное мышление при выполнении профессиональных задач, связанных с координированием и контролем работ всех многочисленных театральных цехов.
Таким образом, профессиональное мышление режиссёра театрализованных представлений и праздников основывается на теоретическом и практическом мышлении. Наблюдается обусловленность профессионального мышления видами деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников: теоретическое понятийное - научно-исследовательский вид деятельности; теоретическое образное - художественно-просветительский, проектный вид деятельности; практическое наглядно-образное - режиссёрско-постановочный вид деятельности; практическое наглядно-действенное - организационно
Профессиональное мышление РТПП
Монтажное мышление РТПП (мыслительные операции)
Рисунок 8 - Профессиональное и монтажное мышление РТПП.
управленческий вид деятельности. Алгоритм формирования профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников основывается на функции монтажа, следовательно, профессиональное мышление идентифицируется с монтажным мышлением режиссёра (рисунок 8).
Таким образом, дадим определения понятиям «профессиональное мышление» и «монтажное мышление» режиссёра театрализованных
представлений и праздников. Под профессиональным мышлением режиссёра театрализованных представлений и праздников мы понимаем рефлексивную умственную деятельность в виде умственных операций (анализ, синтез, конструирование, декомпозиция, контроль), обеспечивающих решение сценарных и постановочных задач при выполнении художественно-просветительского, научно-исследовательского, проектного, режиссёрско-постановочного, организационно-управленческого видов деятельности. Профессиональное мышление режиссёра театрализованных представлений и праздников направляется на монтаж продукта деятельности режиссёра.
Профессор Ю.Н. Усов рассматривает монтажное мышление в контексте «виртуального мышления» как своеобразное видение мира, особенность человеческого мышления в познании многомерной пространственно - временной реальности при воссоздании её в своём сознании [163]. Это, своего рода, приём смыслообразования, включающий в себя: анализ, синтез, конструирование, расчленение, контроль. Режиссёр театрализованных представления и праздников монтирует знания, идеи, художественные образы, чувственное восприятие и активно взаимодействует с окружающей действительностью, в том числе в форме целенаправленного поиска информации, которая в конечном итоге находит свое выражение в создаваемом пластическом произведении или исполнительской пластической интерпретации.
Таким образом, монтажное мышление режиссёра - это мыслительная деятельность, осуществляющаяся в образно-знаковой форме [163], инструментом которой является способность синхронизировать мыслеформы, образы, символы, текст, музыкальное сопровождение в логической последовательности, создавая необходимое сценическое воплощение. Режиссёр реализует монтажное мышление на всех этапах создания постановки, воздействуя на зрителя, раскрывая идею и сверхзадачу зрелища, используя всю палитру средств художественной выразительности.
Проведённый теоретический анализ подтверждает значимость профессионального мышления в подготовке будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Педагогическая деятельность, направленная на формирование заданных профессиональных компетенций будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, должна строиться на основе процедур моделирования, позволяющих придать педагогическому процессу системность, четкость, структурированность, измеримость, технологичность и прогнозируемость. Психолого-педагогическими условиями эффективной профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников является введение в учебный процесс системы заданий, методов активного и интерактивного обучения с целью формирования монтажного мышления режиссёра.
|