Процесс формирования профессионального мышления связан с выбором соответствующих средств обучения. Современная педагогическая наука оперирует понятием «средства» в различных смыслах. В толковом словаре Д.Н. Ушакова «средство» понимается, как «приём, способ действия для достижения чего-нибудь». В педагогическом словаре определены «педагогические средства», которые рассматриваются как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание». Под средствами педагогического процесса понимается все то, через что осуществляется педагогический процесс для достижения целей.
Основными средствами педагогического процесса в одном случае являются: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности. С другой стороны, к педагогическим средствам относят содержание, методики (технологии), способы организации деятельности и отношение, интерес к деятельности.
В педагогическом процессе средства обучения выполняют следующие функции: а) компенсаторную (способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивную (обеспечивают поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;
организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия (явления, процесса) возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативную (способствуют передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративную (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальную (обеспечивают определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направляются на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствуют воспитанию культуры учебного труда).
Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам (Е.А. Климов, Т. Назарова и др.); по субъектам деятельности (Т.В. Габай, А.Ф. Меняев и др.); по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе (И.А. Зимняя, В.В. Краевский и др.).
Средства обучения, которые используются при подготовке будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, чрезвычайно разнообразны. Выбор средств зависит от специфики организации процесса обучения, где преобладают специальные системы упражнений на овладение актёрским мастерством; творческие и проблемные задания, нацеленные на решение исследовательских, конструктивных, коммуникативных и организационных задач; ролевые игры и художественно-педагогические ситуации, моделирующие поведение режиссера в театральном коллективе. Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения, что объясняет использование практически всего спектра средств обучения в процессе подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Средствами формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников выступают: источники информации (документальный, исторический, публицистический, музыкальный материал); учебно-лабораторное оборудование; наглядные пособия (объемные - модели, приборы; печатные пособия - картины, плакаты, портреты, графики, таблицы); механические визуальные и аудиальные средства (проекционный материал - кинофильмы, видеофильмы, слайды); средства для усвоения информации и закрепления умений, учебные средства, средства контроля.
Путём формирования тех или иных составляющих средства позволяют достичь поставленные цели. В Словаре Т.Ф. Ефремовой «формирование» определяется как процесс действия. В Энциклопедическом словаре «формирование» трактуется как: 1) придание определенной формы; 2) составление, образование какого-либо коллектива, воинской части и т.п. В широком смысле под формированием понимают любой процесс, в котором чему- либо придаётся устойчивость, законченность, определенный тип или что-то создают, организовывают, составляют, соединяют.
По мнению И.П. Подласого, «формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических,
психологических и т. д.» [131]. Под «формированием» в педагогике понимаются процессы - развитие, придание формы, становление, подкрепление; результат процесса как некая законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Представляется целесообразным провести анализ имеющихся исследований, рассматривающих проблему формирования профессионального мышления студентов различных специальностей / направлений подготовки. Целью такого обзора диссертационных исследований является анализ средств, которые используют авторы для формирования профессионального мышления студентов (рисунок 9).
Толерантное
Профессионально
-направленное
(студенты
колледжей,
менеджеры,
инженеры)
Дивергентное
Критическое
Комбинаторное
Творческое
Педагогическое
Общепедагогическое
Монтажное
Профессионально
-педагогическое
(учитель,
филолог,
психолог)
Рисунок 9 - Направления диссертационных исследований проблемы формирования «профессиональное мышление».
Э.Ю. Лесите, автор диссертационного исследования «Научнопедагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе педагогического образования», рассматривает формирование толерантных стратегий мышления в профессиональной деятельности медиков [105], учитывая специфику профессиональной деятельности медиков, делая акцент на развитие толерантного стиля мышления. Разработанная автором модель учебного процесса включает в себя трансформации традиционного содержания и форм преподавания психологических дисциплин студентам-медикам и методов организации их деятельности (деловые игры, тренинги толерантности, метод «мозговой штурм», дискуссии, «кейс-стадии»). Перечисленные средства можно использовать в обучении режиссёров театрализованных представлений и праздников, так как в них предусмотрено включение студентов в активную деятельность по разрешению противоречий и конфликтных ситуаций, с которыми режиссёры столкнутся в профессиональной деятельности. Безусловно, режиссёр должен быть толерантным - иметь активную жизненную позицию, предполагающую защиту прав любого человека, понимать позиции других людей и придерживаться стратегии сотрудничества, так как формирование художественно-эстетических взглядов общества, сохранение культурных традиций - аспекты его профессиональной деятельности. Однако, перечисленные формы и методы обучения в полной мере не решают задачу формирования профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников, где основополагающей является творческая составляющая профессии, монтажное мышление.
А.Ф. Абдрашитов в исследовании «Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования» одним из основных профессиональных качеств инженеров и техников называет умение комбинировать пространственные и графические образы для создания новых объектов [1]. В структуре профессионального мышления будущих учителей технологии, черчения и предпринимательства автор выделяет комбинаторное мышление. Эффективность формирования комбинаторного мышления достигается с помощью методов инженерного творчества (серия комбинаторных графических задач на составление различных комбинаций изображений и их фрагментов, плоских и объёмных объектов или их частей с целью создания новых изделий). Проектный вид деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников также предполагает развитие способности переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость и способности к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки. Таким образом, методы педагогического исследования по развитию комбинаторного мышления могут быть использованы при формировании профессионального мышления режиссёра.
Диссертационная работа «Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода» (Гильманшина С.И.) выполнена на выборке будущих учителей естественнонаучных дисциплин. Актуальность исследования определяется внедрением идей компетентно стного подхода в профессиональное образование будущих учителей. Автор представляет профессиональное мышление в качестве системообразующей компетенции педагога, обоснованно фиксируя его сущностные компоненты, основные характеристики, технологии, что не представлялось возможным при знаниево- просветительной парадигме образования [52]. В качестве компонентов профессионального мышления учителей естественнонаучных дисциплин автор выделяет: владение предметом педагогической деятельности; владение логическими умениями в процессе усвоения естественнонаучных знаний; овладение исследовательским методом к решению профессионально-предметных задач. Т.е. автор основывается на решении специфичных для педагогического образования логико-методических задач. Используются следующие средства обучения: вариативные лабораторно-практические работы, методические упражнения, типовые творческие задания, интегрированные учебные курсы на основе комплексных учебно-познавательных проблем. Эти средства могут применяться в процессе обучения будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Однако, их недостаточно для формирования профессионального мышления режиссёров, так как основной функцией профессиональной деятельности режиссёров является монтаж. Соответственно, при формировании профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников вектор смещается в сторону решения творческих задач, игровых методов, выступающих средствами побуждения, стимулирования к творческой деятельности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения - всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность ролевой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность (готовность организовать репетиционный процесс, готовность к работе в творческом коллективе - организационно-управленческий вид деятельности).
З.А. Муртазова разрешает противоречие между объективной потребностью в подготовке учителей английского языка со сформированным профессиональным мышлением и реальной подготовкой учительских кадров в педагогических вузах [116]. Профессиональное мышление студентов, будущих учителей английского языка, автор рассматривает в виде педагогического мышления. По мнению автора, в структуре профессионального мышления учителя английского языка находится творческое мышление, для формирования которого требуется изменить содержание и методические аспекты подготовки с учётом специфики предмета труда преподавателя. Автор представляет методику формирования профессионального мышления будущих учителей английского языка на аудиторных и внеаудиторных занятиях, для этого используются упражнения по выработке у студентов умения держаться перед аудиторией, что, безусловно, важно и для формирования профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников. Однако, автор в большей степени апеллирует к развитию педагогического такта, манере ведения занятия, умению создать необходимый микроклимат. Работа по формированию профессионального мышления студентов находит свое продолжение во внеаудиторных мероприятиях (фонетические конкурсы, лингвистические олимпиады, фольклорный ансамбль английской песни), где студенты постепенно приобретают профессиональные умения, накапливают необходимый материал для работы учителя английского языка, воспитателя, классного руководителя. Однако, при выполнении подобных заданий не формируется готовность к организационно-управленческому и режиссёрско-постановочному видам деятельности.
В диссертационном исследовании «Формирование профессионального мышления у студентов управленческих специальностей в вузе» А.Н. Топузова уточняет понятие «профессиональное мышление менеджера»: познание сущности производственных процессов, выявление их закономерностей посредством мыслительной деятельности [157]. Автором выявлен и обоснован комплекс педагогических условий эффективного формирования профессионального мышления будущих менеджеров: варьирование способов освоения содержания образования и уровней трудности предлагаемых заданий в зависимости от проявляющихся мыслительных способностей студентов; стимулирование поисково-аналитической деятельности студентов при подготовке к практическим занятиям; освоение студентами различных структурных ролей в групповой работе; организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения содержания дисциплин специализации. Таким образом, обосновывается необходимость варьирования способов освоения содержания образования и уровней трудности предлагаемых заданий в зависимости от проявляющихся мыслительных способностей студентов. Вместе с тем эти средства не отражают творческую составляющую профессии режиссёра театрализованных представлений и праздников, хотя предприимчивость, конкурентоспособность и освоение структурных ролей в групповой работе играют важную роль и в его профессиональной деятельности.
Диссертационная работа «Технология развития критического мышления будущих менеджеров в профессионально-ориентированной подготовке к деловому общению» (А.Д. Климова) посвящена поиску организационнопедагогических условий разработки и реализации технологии развития критического мышления студентов, будущих менеджеров [90]. Автор разработал учебное пособие для формирования навыков делового общения и развития критического мышления студентов, применяя коммуникативный, системный, личностно-деятельностный, творческий и индивидуальный подходы, учитывая специфику профессиональной управленческой деятельности менеджеров. Согласимся, что владение навыками делового общения необходимо режиссёрам театрализованных представлений и праздников при выполнении организационно - управленческого вида деятельности.
В диссертационном исследовании «Формирование профессионального мышления будущих учителей музыки в классе инструментальной подготовки в вузе» В.С. Корина определяет профессиональное мышление, как продукт накопления, ассимиляции и переработки знаний, и поэтому, чем шире, разнообразнее общие и специальные познания студента, тем больше перспективы для формирования его профессионального мышления. Профессиональное мышление - есть способность специалиста рассмотреть любую проблему или ситуацию, в первую очередь, под углом зрения своей профессии [96]. Формирование основ профессионального мышления учителя музыки В.С Корина прослеживает в процессе организации и проведения музыкально-педагогической практики со студентами. Эффективность формирования профессионального мышления достигается при целенаправленной творческой реализации разработанных специальных принципов и методических приемов поэтапного формирования профессиональных музыкальных умений (чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизация). Таким образом, автор предлагает алгоритм формирования профессиональных исполнительских умений через систему методических приемов. Такой подход перекликается с исследованием по формированию профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, так как в нём предлагается алгоритм монтажного мышления (анализ, синтез, конструирование, расчленение, контроль).
Организационно-педагогические и учебно-технические средства, а также учебно-лабораторное оборудование применяются С.В. Кориной как основные средства обучения. Формирование профессионального мышления будущих учителей музыки предполагает индивидуальную инструментальную подготовку. Режиссура театрализованных представлений и праздников в большей степени искусство коллективное, следовательно, выбранные средства не смогут влиять на профессиональное мышление режиссёра театрализованных представлений и праздников.
В диссертационном исследовании «Формирование профессионального мышления у студентов-филологов» обосновывается специфика профессионального мышления филолога [98]. Профессиональное мышление рассматривается как компонент операциональной стороны профессионализма. Т.Ф. Кузенная применяет задачный подход, даёт характеристику типологии учебно-филологических задач в процессе профессиональной подготовки филологов на примере двух учебных дисциплин («Введение в славянскую филологию», «Старославянский язык»).
Профессиональная деятельность филолога обусловлена общественным опытом определенной исторической эпохи, зафиксированным в языке. Такая деятельность близка деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников: расшифровка, прояснения, рациональное толкование, интерпретация текстов с целью воссоздания и сохранения культуры. Эти средства могут способствовать формированию готовности к реализации научноисследовательского вида деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
В диссертации «Формирование профессионального мышления студентов при изучении иностранного языка» (Т.В. Алдонова) предлагается система фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятиях, как важного условия развития мышления студентов [6]. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятиях может способствовать формированию профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников. Эффективность фронтальной работы на занятиях во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всю аудиторию. Результативность такой работы повышается, если удаётся создать атмосферу творческой коллективной деятельности. Однако фронтальная работа не позволяет учитывать индивидуальные способности студентов, почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Студенты не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только преподаватель. Таким образом, не формируется готовность к организационно-управленческой деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников, предполагающий управление творческим коллективом.
Е.А. Кярова, автор диссертационного исследования «Педагогические условия формирования профессионального мышления у будущих учителей (на примере учителей математики)», в структуре профессионального мышления учителя выделяет общепедагогическое мышление как один из стержневых, основополагающих компонентов познавательной деятельности учителя, выражающийся специфической профессиональной направленностью мышления и проявляющийся в педагогических умениях [101]. Предпринята попытка выявления совокупности действий, операций и процедур, педагогических условий, обеспечивающих содержание профессиональной подготовки в виде системы педагогических и предметных задач, создающих ситуации творческой деятельности и личностно-ориентированных способов её реализации, формирующих профессиональное мышление. Используются программноцелевой, комплексный, личностно-развивающий подходы; разрабатывается оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы по формированию профессионального мышления (таблица 4).
Результаты анализа диссертационных исследований по формированию профессионального мышления
Таблица 4
Тема исследования, автор
Объект исследования
Средства формирования профессионального мышления
Профессиональное мышление
Научно-педагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе педагогического образования (Лесите Э.Ю.)
Профессиональная подготовка студентов медицинских колледжей (толерантное мышление)
Деловые игры, тренинги толерантности, метод «мозговой штурм», дискуссии, «кейсстадии»
Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования (Абдрашитов А.Ф.)
Профессиональная подготовка будущих учителей технологии (комбинаторное мышление)
Комбинаторные графические задачи на составление различных комбинаций изображений и их фрагментов, плоских и объёмных объектов или их частей с целью создания новых изделий
Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода (Гильманшина С.И.)
Профессиональная подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин (логические умения)
Лабораторно-практические работы, методические упражнения, типовые творческие задания, интегрированные учебные курсы.
Формирование профессионального мышления у будущих учителей: на примере учителей английского языка (Муртазова З.А.)
Профессиональная подготовка будущих учителей английского языка (творческое мышление)
Аудиторные (адаптировать текст) и внеаудиторные занятия (лингвистические олимпиады, ансамбль).
Формирование профессионального мышления у студентов управленческих
Профессиональная подготовка студентов управленческих
Программы, раздаточный материал, многовариантные
специальностей в вузе (Топузова А.Н.)
специальностей в вузе (мыслительная деятельность)
задания, разнообразные источники информации.
Технология развития критического мышления будущих менеджеров в профессионально-ориентированной подготовке к деловому общению» (Климова А.Д.)
Профессиональная подготовка будущих менеджеров (критическое мышление)
Учебное пособие в рамках кейсовой методики
Формирование профессионального мышления будущих учителей музыки в классе инструментальной подготовки в вузе (Корина В. С.)
Профессиональная подготовка будущего учителя музыки в вузе (умственные операции)
Индивидуальная инструментальная подготовка.
Формирование профессионального мышления у студентов-филологов (Кузенная Т.Ф.)
Профессиональная подготовка студентов-филологов в вузе (операционный компонент про фессионализма)
Учебно-филологические задачи.
Формирование профессионального мышления студентов при изучении иностранного языка (Алдонова Т.В.),
Профессиональная подготовка студентов в вузе (мыслительная деятельность)
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа на занятиях по иностранному языку.
Педагогические условия формирования профессионального мышления у будущих учителей (На примере учителей математики) (Кярова Е. А.)
Профессиональная подготовка будущих учителей- предметников (общепедагогическое мышление)
Педагогические и предметные задачи.
Формирование профессионального мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (наше исследование)
Профессиональная подготовка будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (монтажное мышление)
Игровые интерактивные технологии
На основе анализа диссертационных исследований приходим к выводу о том, что проблема формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников должна решаться с учётом имеющегося опыта: исследователями рассматривается суть профессионального мышления (что требует учёта специфики и особенностей профессиональной деятельности); предпринимается попытка разработки структуры профессионального мышления с учётом особенностей деятельности (даётся определение профессиональному мышлению для представителей конкретной профессии); средства формирования профессионального мышления направляются на развитие различных видов мышления, адекватно алгоритму решения профессиональной задачи. Исследование по формированию профессионального (монтажного) мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников связано с использованием в учебном процессе игровых интерактивных технологий для развития теоретического и практического мышления (схема 1).
Схема 1
Средства формирования монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников
Эффективным средством, формирующим профессиональное (монтажное) мышление режиссёра театрализованных представлений и праздников, является дискуссия, которая как интерактивная форма обучения направляется на разбор профессиональной ситуации в режиссёрской деятельности. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. В зависимости от целей и задач занятия можно использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, круглый стол. В рамках проведения семинара «Монтажное мышление в работе над сценарием театрализованного действа» рассмотрение темы «Создание композиции всего сценария и каждой структурной единицы» проходит в формате дискуссии, как и семинар «Монтажное мышление в литературе на примере произведений А.С. Пушкина и других классиков». Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо ситуацию, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему. Круглый стол характеризуется тем, что: цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); все участники обсуждений равноправны.
Средством формирования художественно-просветительского вида деятельности будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников также является просмотр и обсуждение видеофильмов. При изучении спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра- постановщика» видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал. Перед демонстрацией фильма (фрагмента) ставится перед студентами несколько ключевых вопросов, которые будут основой последующего обсуждения.
Дискуссию и просмотр видеоматериала целесообразно использовать при подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников в период зарождения замысла будущего действа. В теории искусства процесс рождения замысла представляется этапами: познание (творческая переработка исторических документов, фактов, публицистического материала и т.д.); возникновение художественного замысла на основе прочитанного, изученного; реализация замысла, его воплощение в сценарий.
Согласно алгоритму монтажного мышления, на первом этапе в период возникновения замысла, режиссёр должен проводить анализ различного материала, реализуя художественно-просветительский вид деятельности. Бакалавр имеет возможность прослушать и обменяться идеями, суждениями, мнениями в группе, что позволит в полной мере рассмотреть проблематику будущего действа, скорректировать тему и идею.
На втором этапе подготовки действа режиссёру необходимо произвести синтез, компиляцию материала, который был проанализирован на первом этапе, реализуя научно-исследовательский вид деятельности. Особую значимость на этом этапе играет разработка творческих проектов. При выполнении творческого проекта «Драматург», знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые тезисы, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль обучающихся к более высокому уровню [27]. Творческими проектами могут выступать сценарии этюдов, концертных программ, инсценировок и др. Они позволяют будущему режиссёру театрализованных представлений и праздников реализовать способность к разработке и написанию сценария.
Конструирование - третий этап алгоритма монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников, на котором реализуется проектный вид деятельности. С помощью такого средства, как «презентация», формируется способность к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки; способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость (пространственное мышление). Презентация - самый эффективный вариант донесения важной информации способом «один на один» и при публичных выступлениях. Слайд- презентации позволяют наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несёт презентация и его ключевые содержательные пункты. Использование интерактивных элементов усиливает эффект выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
На четвёртом этапе образовательного процесса для формирования профессионального (монтажного) мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников используются ролевые игры.
Реализация игровых приёмов и ситуаций в спецкурсе происходит по основным правилам:
дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал насыщается ситуациями, в учебную деятельность вводится соревнование;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Режиссёр реализует способность к созданию композиционно целостной постановки в режиссёрско-постановочном виде деятельности, совершая «расчленение» на эпизоды собранного им сценария постановки в репетиционный период (декомпозиция).
Пятый этап алгоритма монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников заключается в реализации организационноуправленческого вида деятельности. На заключительном этапе режиссёр должен проявить способность к управлению творческим коллективом; способность контролировать постановочный процесс. «Показ» как контрольное задание позволит определить уровень сформированности его монтажного мышления.
Система заданий включается в спецкурс «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика». Выбор в качестве средства формирования профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников средств игровых интерактивных технологий обуславливается тем, что они позволяют формировать новые качества личности.
Понятие «игровые средства» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и прогнозируемым педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и иметь учебно- познавательную направленность.
Игровая интерактивная деятельность стимулирует развитие внимания, памяти, логики, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Педагогическая и дидактическая ценность ролевой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность.
Игровое интерактивное обучение изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя. Так, при организации проектной деятельности позиция педагога - руководителя и транслятора знаний меняется на позицию организатора, помощника. В итоге усиливается интерес к режиссуре; развивается самостоятельность; обогащается социальный опыт через переживание жизненных ситуаций; комфортная обстановка позволяет проявлять свою индивидуальность в учебном процессе; расширяется диапазон
профессионального мышления в ходе освоения практических умений и навыков работы с людьми.
В ходе анализа исследований, посвящённых формированию мышления, пришли к следующим выводам: профессиональное мышление обусловлено предметом и объектом деятельности, что позволяет в его структуре выделить профессионально значимый вид мышления с учётом специфики труда. Поскольку профессиональное мышление направляется на выполнение функций профессиональной деятельности, то следует находить доминирующую функцию, подготовка к выполнению которой становится стратегией деятельности преподавателя вуза. Для режиссёров театрализованных представлений и праздников это функция монтажа.
Во-первых, этапы выполнения монтажа требуют выполнения мыслительных операций (анализ, синтез, конструирование, декомпозиция, контроль), совокупность которых не только выражает особенности мыслительного процесса, но и определяет тип мышления представителя конкретной профессии. Во-вторых, принцип идентификации специфики деятельности погружению в её особенности через овладение инструментом решения профессиональных задач требует создания условий для освоения содержания и способов производственного процесса. Деятельность режиссёров театрализованных представлений и праздников - творческий процесс (хотя алгоритм всегда задаёт нормативность). Каждый элемент алгоритма монтажа соответствует элементу интерактивной игры, что позволяет утверждать её основополагающее значение при организации образовательного процесса. Вместе с тем, только совокупность условий может дать эффект, поэтому обращаемся к разработке системы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
|