Воскресенье, 24.11.2024, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Система формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников

Профессиональная подготовка будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников происходит в вузовской педагогической системе, направленной на достижение комплекса целей. Система (от др. греч. целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство [166]. Существует множество различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в интерпретации понятия «система» два аспекта: с одной стороны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны, как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности [25].

Педагогическая система - это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов (цели, содержание, формы, средства, подходы), которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, являясь не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. В настоящее время в педагогике рассматривается триединая цель, объединяющая основные функции обучения (образовательная, воспитывающая и развивающая), которые являются механизмами функционирования педагогической системы.

В вузе происходит трансляция знаний, включающая в себя общие, специальные знания и подготовку обучающегося к практической профессиональной деятельности. Процесс профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников обеспечивает приобретение знаний, умений и способностей, необходимых им в профессиональной сфере деятельности. В системе режиссёрского образования необходимо формирование профессионального мышления, монтажного мышления.

Функциональные компоненты (цели, содержание, формы, средства, подходы) позволяют изменять структуру педагогической системы. Развитие методической системы педагога, достижение сформированных целей, являющихся ключевым компонентом системы, можно обозначить в разных моделях, где изменение одного из компонентов влечет за собой изменения и других, способствуя тем самым развитию системы в целом. Каждый преподаватель имеет собственную методическую систему, что означает понимание своих действий на всех этапах учебного процесса. При этом «собственная» не обязательно означает «оригинальная». Важным является максимальная эффективность созданной преподавателем системы, которая обоснована и защищена перед профессиональным сообществом.

Мы обратились к рассмотрению содержания профессиональной подготовки и методик преподавания учебных дисциплин, которые могут способствовать формированию компонентов монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников. Содержание профессионального образования режиссёров раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебных пособиях, разработанных на основе квалификационных характеристик. Для изучения средств формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников нами был использован метод контент-анализа текста учебных программ по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и осуществлены процедуры по формализации единицы анализа. Так как предметом нашего исследования является профессиональное (монтажное) мышление, то в качестве единицы анализа взяты словосмыслы: «профессиональный», «монтаж», «мышление»; высчитывалась встречаемость единиц измерения в тексте программ.

По результатам анализа программ установлено, что встречаемость единиц анализа «профессиональный», «монтаж», «мышление» в профессиональных дисциплинах учебного плана подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников составила соответственно: 0,26; 2,02; 0,39.

Контент-анализ дисциплин учебных программ специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» показал, что в учебной программе выпускника Самарского государственного института культуры монтажное мышление недостаточно представлено, практически не акцентируется внимание на способах формирования монтажного мышления.

Установлено, что наиболее оптимальное соотношение анализируемых смыслов представлено в учебных дисциплинах: «Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актёра», «Теория драмы и основы сценарного мастерства», «Практические основы классической режиссуры и мастерства актёра». Детальное изучение базовых единиц выделенных учебных дисциплин показало, что в их содержании отсутствуют методы формирования монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников (схема 2).

Схема 2

Структура интегративного учебного курса

 

В каждую дисциплину мы ввели спецкомпонент: «Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актёра» - «Основы монтажного мышления»; «Теория драмы и основы сценарного мастерства» - «Монтажное мышление сценариста»; «Практические основы классической режиссуры и мастерства актёра» - «Монтажное мышление постановщика».

Потребовался дополнительный отбор методов освоения этих

спецкомпонентов. Мы обратились к рассмотрению методики преподавания основных дисциплин, которые должны способствовать формированию компонентов монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников.

По результатам исследования учебной программы дисциплины «Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актёра» выяснили, что целями данной дисциплины являются: знакомство с сущностью исполнительского театрального творчества, с содержательностью и

выразительностью сценического действия; выявление творческого потенциала

обучающегося; формирование компетенций, необходимых для целостного представления о профессии режиссёра и актёра, этапах создания роли; формирование комплекса знаний в области театральной драматургии. Вместе с тем обнаружено, что не уделяется должного внимания формированию способности анализировать художественный уровень используемого материала. Для восполнения этого пробела мы разработали спецкомпонент данной дисциплины «Основы монтажного мышления», который реализуется в ходе теоретических и практических занятий с помощью игровых интерактивных технологий (дискуссия, просмотр и обсуждение видеоматериала).

Целью дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства» является обеспечение подготовки студентов к самостоятельному творческому выполнению сценарных функций режиссёра театрализованных представлений и праздников. В данном комплексе предполагаются лекционные и семинарские занятия, представляющие собой разработку сценариев зрелищ.

Контент-анализ содержания дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства» показал, что не уделяется достаточно внимания формированию способности синтезировать знания из различных областей; переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость. В ходе эксперимента в содержание данной дисциплины нами добавлен спецкомпонент «Монтажное мышление сценариста», который реализуется посредством творческих проектов и презентаций.

Рассмотрение учебной программы дисциплины «Практические основы классической режиссуры и мастерства актёра» показало, что целью данной дисциплины является формирование практических навыков режиссуры и мастерства актёра. В процессе обучения студент должен овладеть широким спектром профессиональной деятельности: методами режиссёрского анализа произведений драматургии; приёмами творческого монтажа материала различных форм и жанров; организаторскими способностями; развитым чувством темпоритма; законами композиции и художественной формы.

В то же время не уделяется достаточного внимания формированию способности к применению монтажа; способности контролировать постановочный процесс. Содержание дисциплины мы дополняем спецкомпонентом «Монтажное мышление постановщика», который реализуется в ходе ролевых игр и показа.

Таким образом, пришли к выводу, что необходим специальный интегрированный учебный курс в общей системе профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, компенсирующий перечисленные недостатки, включающий представленные спецкомпоненты. Разработанный учебный курс «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» становится смыслообразующим в подготовке будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников к профессиональной деятельности с учётом её специфики и особенности, обеспечивающим формирование компонентов монтажного мышления.

Спецкурс «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» содержит практические и лекционные занятия. Суть организации учебного процесса разработанного курса заключается в том, что все компоненты (содержание, формы, методы, средства) направлены на формирование монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Определяющим фактором системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников являются цели на каждом из ее этапов. Методологический элемент системы проектируется на принципах системного подхода, отражающего всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический

аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. Системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Формирование монтажного мышления осуществляется с учётом индивидуальных потребностей личности, которые постепенно складываются в процессе обучения, в зависимости от степени их включения в профессиональную подготовку. Факторы, обеспечивающие эффективность формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, находятся во взаимодействии, и их учёт с позиции системного подхода выступает как особый организационный процесс подготовки, при которой усвоение учебных дисциплин становится эффективным средством достижения сформированности монтажного мышления будущих режиссёров, благодаря совокупности методов познания и исследования действительности.

Содержательный элемент системы нацелен на формирование монтажного мышления обучающихся посредством получения знаний, их осмысления для дальнейшего применения в профессиональной деятельности. Спецкурс «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра- постановщика» в содержательном элементе системы создаёт условия для эффективного формирования монтажного мышления. Содержательный элемент определяется спецификой профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников, представленной совокупностью видов деятельности, обеспечивающей качественный монтаж продукта деятельности режиссёра; и предусматривает в процессе обучения опору на принцип сознательности когнитивного подхода. В рамках когнитивного подхода процесс обучения носит личностный и социокультурно обусловленный характер: будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников является активным и сознательным участником образовательного процесса (реализуются субъект-субъектные отношения). Важно, что в рамках когнитивного подхода будущие режиссёры театрализованных представлений и праздников приобретают профессиональные знания в области режиссуры, истории и теории театра, актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения; приобретают представление о структуре профессионального знания; проявляют способность к анализу и синтезу сценарного материала; проектированию будущего действа, накапливают практический опыт постановки и организации зрелища, стремятся к творческой самореализации. Профессиональное мышление режиссёров театрализованных представлений и праздников - рефлексивная умственная деятельность, обеспечивающая решение сценарных и постановочных задач. Рефлексивное мышление в свою очередь требует обращения к структуре, процессу и способам осуществления умственной деятельности, детальное рассмотрение сущности объектов. Когнитивный подход предполагает применение методов познания и логических операций, представляющих собой способ преобразования информации, что способствует развитию эрудиции и формированию профессионального мышления.

Процессуальный элемент системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников

проектируется с опорой на принципы личностно-ориентированного подхода (самоактуализации, индивидуальности, продуктивности, ситуативности,

автономности). Личностные качества представляются важными характеристиками: направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненны планы; установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Эти качества способствуют результативной профессиональной деятельности режиссёра, так как в своих произведениях он раскрывает мысли, идеи, жизненную позицию, которые в дальнейшем оказывают влияние на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую составляющую общества.

Принцип самоактуализации выражается в потребности актуализации интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, что оказывает непосредственное влияние на творческую самореализацию будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников. Для поддержки стремления студентов к проявлению и развитию природных и социальных возможностей преподаватель становится организатором поискового процесса внутренней деятельности студентов, которую они направляют на раскрытие своего личностного и творческого потенциала. Самоактуализация режиссёра раскрывается в рамках его профессиональной деятельности в контексте уровня его культуры и художественно-эстетического воспитания.

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «в психическом виде личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но, при всем своем многообразии, различия и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникающие друг в друга, смыкаются в единстве личности» [139]. Именно от личностных установок режиссёра, его внутреннего мира, фантазии, гибкости мышления зависит целостность постановки, художественный образ, вектор мысли.

Создание условий для формирования индивидуальности личности режиссёра театрализованных представлений и праздников - главная задача при формировании монтажного мышления. Принцип индивидуальности позволяет учитывать индивидуальные особенности мышления студента и содействовать их дальнейшему развитию. От режиссёра требуется уникальный характер личности и творческая индивидуальность, чтобы произвести своеобразный монтаж проанализированного им материала в неповторимый результат творчества.

Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни [4].

На основе принципа продуктивности (творчества и успеха) происходит формирование учебно-познавательного и социально-культурного опыта, способствующего социализации духовных свойств личности режиссёра театрализованных представлений и праздников. Принцип продуктивности, нацеленный на результативную творческую деятельность студента и создание реальных творческих продуктов в процессе обучения, способствует формированию креативного компонента монтажного мышления режиссёра. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют развивать индивидуальные особенности будущего режиссёра и уникальность всей учебной группы.

Исследователи (О.В. Бондаревская, В.В. Сериков) рассматривают личностно-ориентированный подход как определенный стиль общения всех участников образовательного процесса; как один из объяснительных принципов, помогающий развитию специалиста; как специальный образовательный процесс, обеспечивающий становление личностных функций будущего специалиста [144]. Важнейшими психолого-педагогическими условиями личностноориентированного подхода в профессиональной подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников являются: поэтапный характер личностно-ориентированного подхода; усложнение задачи и содержания деятельности режиссёра; изменение уровня требований к обучающимся от этапа к этапу; отношение к личности будущего режиссёра как к субъекту учебно- профессиональной деятельности; органическое единство теоретической подготовки, коллективных и индивидуальных форм профессиональной подготовки.

Принцип ситуативности в обучении режиссёров театрализованных представлений и праздников строится путём организации творческой деятельности на основе ситуаций. Цель созданных ситуаций - вызвать мотивацию и направить деятельность режиссёра на познание образовательных объектов и решение профессиональных проблем. На основе принципа ситуативности формируется процессуальный компонент монтажного мышления (режиссёрскопостановочный вид деятельности) с помощью ролевых игр.

При подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников личностно-ориентированный подход позволяет раскрыть личностные качества режиссёра, которые так важны в его дальнейшей работе. Кроме обязательного таланта и художественного вкуса, бакалавр должен быть сильной и волевой личностью, уметь диктовать свое мнение и отстаивать его в споре. Он должен тонко чувствовать гармонию, уметь общаться с большим количеством людей и находить подход к каждому из своих сотрудников. Личностно-ориентированный подход направлен на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил человека, взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией и предусматривает исследование иерархии целей личностного саморазвития, выделение специфического содержания образования, на основе которого развиваются личностные качества и основные составляющие индивидуальности будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников.

Принцип автономности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности режиссёров, наличие элементов самообучения и взаимообучения. Для подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников подходит ракурс понимания личности как совокупности общественных отношений, так как режиссёр в своей работе выступает руководителем всего процесса. Он координирует и контролирует деятельность всех членов постановочной группы, объединяя их в едином творческом решении. Каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссера, следовательно, он должен обладать личностными качествами, позволяющими ему выстроить гармоничное общение с участниками действа. К таким качествам личности относятся: коммуникабельность, незаурядные словесно-логические способности, умение слушать и слышать, тактичность, вежливость, справедливость, интерес к поиску решения актуальных проблем.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, где основу составляет личность обучаемого, его самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личности в образовательном процессе.

Таким образом, личностно-ориентированный подход может обеспечить формирование монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в ходе профессиональной подготовки в вузе при условии адекватного отбора педагогических средств (рисунок 10).

Процессуальный элемент системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников требует ориентации на игровые интерактивные формы обучения, которые позволят организовать творческую обучающую деятельность. Формирование монтажного мышления ориентируется на развитие показателей, входящих в структуру монтажного мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников. С данной целью нами произведен отбор дисциплин, форм, методов профессиональной подготовки. Средствами выступают учебные дисциплины, которые обеспечивают развитие компонентов, входящих в структуру монтажного мышления (рефлексивного, когнитивного, креативного, процессуального; коммуникативного); методы и технологии преподавания, доминирующими среди которых являются игровые интерактивные средства образовательного процесса.

В нашем исследовании целостность содержания и средств обучения для формировании монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников обеспечивается посредством учёта базовых правил проектирования: выбор средств преподавания в рамках формирования монтажного мышления определяется целями обучения и структурными компонентами результативной характеристики.

 

Цель: формирование профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников

Задача: развитие показателей в структуре монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников

Методологический элемент

Процессуальный элемент

(системный подход)

(личностно-ориентированный подход)

Результативный

Виды деятельности/

Содержательный элемент

Игровые

Принципы

элемент

Алгоритм

компоненты

(когнитивный подход)

интерактивные

личностно-

(деятельностный

монтажа

монтажного

технологии

ориентированного

подход)

мышления

подхода

Теоретические основы

Способность

Художественно-

классической

о

Дискуссия

анализировать

Анализ

просветительский/

режиссуры и

о

X

*

d

н

X

о

S

3

ю

о

X

о

О

(L) .

§ В

<D £

Е В

К Ю о °

S н

R. о

2 о V Е

2 ^ о ^

К :<L> 5 О

g g й С g,

о а

Он £

>> S и ч

а

с 3 О S

Просмотр и

Самоактуализации

художественный

рефлексивный

мастерства актёра

обсуждение

уровень

Спецкомпонент

видеоматериала

используемого

«Основы монтажного

материала

мышления»

Синтез

Научно-

Теория драмы и основы

Творческий

Индивидуальности

Способность

исследовательский/

сценарного мастерства

проект

синтезировать

когнитивный

знания из различных

областей

Конструи-

Проектный/

Спецкомпонент

Презентация

Продуктивности

Способность

рование

креативный

«Монтажное мышление

переносить образы в

сценариста»

сценическую

плоскость

Декомпози-

Режиссёрско-

Практические основы

Способность к

ция

постановочный/

классической

Ролевая игра

Ситуативности

применению монтажа

процессуальный

режиссуры и

мастерства актёра

Способность

Контроль

Организационно-

Спецкомпонент

Показ

Автономности

контролировать

управленческий/

«Монтажное мышление

постановочный

коммуникативный

постановщика»

процесс

Рисунок 10 - Система формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

 

 

Эффективность педагогического процесса зависит от включения студентов в активную, значимую для них учебную деятельность. Посредством организации данной деятельности осуществляется присвоение студентам социального и профессионального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и к самому себе. Однако эффективность данной деятельности может быть разной в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности, индивидуального или совместного характера. В системе формирования монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников в рамках освоения спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра- постановщика» деятельностный подход проявляется не только в способах, характере организации учебно-воспитательного процесса, но и в его направленности, целевой установке.

Особое значение в организации преподавании спецкурса «Психологопедагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» приобретают творческие проекты и ролевые игры. Охарактеризуем некоторые средства игровых интерактивных технологий, применяющихся на занятиях спецкурса.

В рамках проведения семинара по теме «Аналитика и синтетика в режиссуре. Специфика монтажного мышления в режиссуре театра и кино» предполагаются такие формы занятий, как просмотр видеоматериала и выполнение творческого проекта. Студентам предлагается просмотр фильма, спектакля, клипа. При просмотре будущий режиссёр фиксирует и анализирует монтаж различных эпизодов. Определяет тему и идею произведения, формы и приёмы монтажа, а также цели его использования. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Кинорежиссёр». Студентам необходимо представить на следующее занятие свой вариант монтирования фильма (спектакля, клипа), смещая акценты, определяя свою идею. Творческий проект «Кинорежиссёр» направлен на формирование готовности использовать инновационные режиссёрские технологии в создании современных проектов театрализованных представлений и праздников.

На семинаре «Эффект монтажа» рассматриваются такие вопросы, как: географический эффект Л.В. Кулешова; принципы монтажа Л.В. Кулешова; теория монтажа В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна («Монтаж 1938»), М.И. Ромма («Вопросы киномонтажа»). На семинаре используются средства игровых интерактивных технологий: презентация, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческий проект.

На первом этапе студентам предлагается пройти эксперимент, освещающий первый монтажный эффект, который был открыт и описан советским режиссером, основателем русской школы кино, Л.В. Кулешовым в конце 20-х годов прошлого века. Группа студентов видит на экране крупный плана актёра Мозжухина, который сидит и смотрит куда-то. Для эксперимента сняты также три других плана: тарелка горячего супа, ребёнок в гробу и девушка на диване. Таким образом, студенты просматривают монтаж крупного плана актёра с другими кадрами. Каждый из получившихся фрагментов, с портретом Мозжухина в начале, демонстрируются аудитории. Эффект Кулешова заключается в том, что два кадра, поставленные вместе, порождают эффект, которого раньше не было. Цель данной презентации - познакомить студентов с приёмом творческого монтажа. Студенты должны уловить суть компиляции; усвоить, что последующий кадр способен полностью изменить смысл предыдущего кадра. Затем студентам предлагается попробовать себя в роли кинорежиссера, чтобы добиться с помощью компиляции тех или иных кадров, определённых эмоций и чувств у зрителя, т.е. создать свою презентацию. Вторая часть занятия «Эффект монтажа» посвящается монтажу звука. На занятии студентам предлагается ряд видеороликов, которые необходимо озвучить какой-либо музыкальной композицией. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Звукорежиссёр». Перед студентами ставится задача - монтировать звук в ролике, используя приёмы монтажа. Творческий проект «Звукорежиссёр» направлен на достижение результатов во владении образным мышлением, творческой фантазией, умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы.

Семинар «Монтажное мышление в литературе на примере произведений А.С. Пушкина и других классиков» проходит в формате дискуссии и творческого проекта. Студентам предлагается провести разбор задания по отрывку из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Г видоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» с точки зрения оператора-постановщика. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Поэтичный монтаж». Перед студентами ставится задача рассмотреть монтаж, как литературный приём на примере классических произведений и предложить свою версию операторской работы в других произведениях классической литературы. Представить раскадровку, своё видение воплощения литературного произведения на экране. Творческий проект «Поэтичный монтаж» направлен на формирование готовности ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников; знаний о применении системного подхода к разработке и реализации режиссёрских проектов.

В рамках проведения семинара «Монтажное мышление в работе над сценарием театрализованного действа» используются следующие средства игровых интерактивных технологий: дискуссия, творческий проект. Рассмотрение вопроса «Создание композиции всего сценария и каждой структурной единицы» проходит в форме дискуссии. Цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно принципов отбора документального и художественного материала в сценарий театрализованного действа. Раскрываются такие понимания, как композиция всего сценария театрализованного действа и каждой структурной единицы; драматургический ход и художественный приём (как способ интеграции документального и художественного материала в сценариях театрализованных представлений).

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Драматург»: необходимо предоставить сценарный проект (монтировать документальный, музыкальный и художественный материал в единую драматургическую основу, подчинённую авторскому замыслу). Творческий проект «Драматург» направлен на достижение результатов в создании композиционно целостной постановки; достижение результатов во владении приёмами творческого монтажа документального и художественного материала; достижение результатов в осуществлении разработки и написанию сценария различных театрализованных представлений и праздников.

Семинар «Применение монтажного мышления в постановочных решениях театрализованных представлений и праздников» проходит в форме ролевой игры и творческого проекта. Ролевая игра «Успешный режиссёр» предполагает два типа ролей: заказчик и режиссёр театрализованных представлений и праздников. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль режиссёра, относятся: подготовка сценарного плана мероприятия (концерт, свадьба, юбилей детский день рождения, фестиваль и т.д.); убедительное представление сценарного плана; умение ориентироваться при ответе на вопросы заказчика. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль заказчика относятся: выбор мероприятия; подготовка корректных вопросов по программе мероприятия; подготовка комментариев по итогам предоставленных материалов, оценка. Ролевая игра «Успешный режиссёр» направлена на формирование следующих компонентов профессионального мышления: достижение результатов в выпуске новых и капитально возобновляемых постановок, обеспечивая их художественный уровень; достижение результатов в удерживании зрительского внимания; достижение результатов в способности направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и эстетическое воспитание общества.

Во время ролевой игры «Успешный режиссёр» рассматривается понятие «театральны макет» как набросок. Раскрываются также вопросы о пространственно-декорационном решении театрализованного представления или праздника, об отражении в макете композиции сценического пространства (использование макета для планировки мизансцен, монтировка декораций на сцене); об особенности применения монтажного мышления в работе режиссёра на нетрадиционных площадках (особенностях режиссуры в условиях природной среды; режиссуры театрализованных представлений в исторических объектах и комплексах; о театральных постановках и праздниках в естественной и исторической среде).

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Макет зрелища». На занятии из предложенного раздаточного материала (пластилин, картон, ножницы, клей, гуашь) студенты должны создать макет афиши, пригласительного билета, либо программы собственного театрализованного представления и праздника. Кроме того, обучающимся необходимо представить на следующее занятие эскиз декорации (художественно организовать пространство сцены - построить собственный макет декорации постановки). Творческий проект «Макет зрелища» реализует готовность переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость (пространственное мышление); готовность представить совместно с художником- постановщиком на утверждение руководству организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки.

Ролевая игра «Киноман» предполагает два типа ролей: участники заседания киноклуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль ведущих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры в качестве иллюстративного материала для обсуждения; подготовка комментария по итогам демонстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключительного слова. План обсуждения кинофильма в рамках заседания киноклуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, которой посвящен кинофильм; выявление позиции авторов кинофильма по этой теме; идея фильма; анализ художественных средств, используемых авторами для выражения своей позиции. Важным моментом для формирования профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников является выполнение заданий на выявление монтажных стыков фильма и смысла использования монтажа. План дискуссии определяется участником игры, исполняющим роль ведущего заседания, в соответствии с содержанием обсуждаемого кинофильма. К числу обязанностей студентов, выполняющих роли участников заседания киноклуба, относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим материалом (фильм, спектакль, телевизионная программа), обсуждение которого является программой заседания киноклуба; подготовка к участию и включённость в обсуждении. Ролевая игра «Киноман» предполагает формирование знаний в различных областях (интеллектуальный потенциал); формирование знаний теории и практики режиссуры актёрского мастерства, основ сценического и музыкального оформления постановок.

Основой любой ролевой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Ролевая игра состоит из двух частей: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает её базу, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели. Ролевая игра реализуется в спецкурсе «Психологопедагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» в репетиционный период постановки действа. Репетиции представляют собой решение возникших ситуаций в предлагаемых обстоятельствах. Режиссёр и участвующие в действе актёры, решая вопросы сценического воплощения сценария во время репетиций, анализируют конкретную ситуацию и ищут пути её решения, выступая при этом в определённых ролях: режиссёр, актёры, звукорежиссёр, художник по свету, гримёр. В этот период формируется готовность к осуществлению плановых, срочных и экстренных вводов новых исполнителей в поставленные ранее представления; готовность организовать репетиционный процесс; готовность к работе в творческом коллективе; достижение результатов в проведении репетиций.

Ролевая игра, как педагогическое средство, даёт возможность преподавателю имитировать конфликтные ситуации из жизни общества, а студентам - открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

Особенности методики обучения режиссёров театрализованных представлений и праздников - проведение занятий с использованием средств игровых интерактивных технологий, на которых появляется возможность получить навыки анализа драматургического материала; компилирования материала при создании собственной постановки; разработки темы, идеи своей работы; действенного анализа, как способа перевода образов литературы и драматургии в сценический образ представления. Занятия строятся на основе постановки конкретных театрализованных представлений и праздников. Внимание уделяется работе над образом, умению создавать и развивать игровую ситуацию, безусловному взаимодействию с партнёром; изучается структура спектакля, активизируется чувство целого в роли, темпо-ритмические и атмосферные партитуры, совершенствуется навык импровизационности.

На групповых занятиях будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников получает навыки событийно-действенного анализа этюдов и отрывков, над которыми работают сами студенты, анализа пьесы классического репертуара, ассистирования в их постановке. В задачи групповых занятий также входит ассистирование на постановках спектаклей курса, самостоятельное создание спектакля и его показ группе. Используются упражнения творческого типа, которым несвойственно простое воспроизведение интеллектуальных действий; сочетание в личности студента аналитика и творца; применение разнообразных видов и жанров искусства и материала документального характера; отсутствие, как такового, полного контроля над процессом формирования профессионального мышления.

Для эффективной реализации процесса формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников на всех этапах целесообразно использование соответствующих педагогических средств, обеспечивающих формирование выделенных компонентов профессионального мышления. Так, теоретическая часть курса «Психологопедагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» реализуется на лекционных занятиях разного вида: лекция-диалог, лекция- презентация, встречи с известными личностями (актёрами, режиссёрами).

Лекционный материал раскрывает сущность сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников как художественнопедагогического явления, а именно: разновидности и функции сценарного материала; принципы отбора документального и художественного материала в сценарий театрализованного действа; компиляция различного материала в сценарной работе; выстраивание композиции всего сценария театрализованного действа и каждой структурной единицы; монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа; особенности драматургии театрализованных конкурсных программ. Рассматриваются вопросы, касающиеся постановочной работы режиссёра театрализованных представлений и праздников: принципы построения эпизодов театрализованного действа: методы, приёмы и функции монтажа; принципы и приёмы инсценирования художественного материала; монтаж танцевальных и музыкальных номеров в режиссуре концерта; методика работы с исполнителями номеров и эпизодов театрализованного представления; применение монтажа в репетиционном процессе.

Разработанная нами система формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников отличается сменой целевого вектора подготовки: обновление содержания профессиональной подготовки, доминирование средств, обеспечивающих индивидуальный характер формирования монтажного мышления.

Результативный элемент разработанной системы представлен совокупностью доминирующих способностей, являющихся показателями компонентов монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Внедрение спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» не нарушает правила организации образовательного процесса общей системы подготовки в вузе и направляется на эффективность подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%