Разработанная система формирования профессионального (монтажного) мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, в ходе реализации которой ставилась задача проверки её эффективности, содержала игровые интерактивные технологии, способствующие развитию показателей рефлексивного, когнитивного, креативного, процессуального и коммуникативного компонентов в структуре монтажного мышления.
Исследование проводилось в Самарском государственном институте культуры, выборку составляли студенты третьего курса направления подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень «бакалавриата»). Создавались условия для достижения цели эксперимента, что предполагало корректировку учебного процесса без нарушения государственного стандарта. Систематическое наблюдение за студентами на занятиях, изучение характера их деятельности позволило выявить уровень профессионально значимых способностей, являющихся показателями компонентов монтажного мышления. Для выявления величины разрыва между измеряемыми показателями сравнение результатов проводилось на начальном этапе эксперимента и в конце экспериментальной работы.
Эксперимент состоял из трёх этапов. На первом этапе были разработаны элементы системы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, определены критерии и показатели сформированное™ компонентов монтажного мышления. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, который был направлен на изучение уровня сформированности показателей компонентов монтажного мышления обучающихся на первом году обучения, затем реализовывалось содержание разработанной системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений с доминирующим спецкурсом «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссёра-постановщика». Проводилось сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Констатирующий эксперимент фиксировал исходный уровень сформированности монтажного мышления будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников: выявление направленности на развитие монтажного мышления (модификация теста М.В. Матюхиной, модификация теста К.Н. Волкова, тест Э.П. Торренса); тесты на выявления уровня сформированности монтажного мышления («Особенности творческого воображения», «Тест на пространственное мышление», «Тест на логичность»; опросник на выявление степени осознания обучающимися монтажного мышления как профессионально значимой ценности).
Проблема формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников потребовала изучения мнений преподавателей, выпускников и студентов. Был разработан авторский опросник «Монтажное мышление режиссёра как профессионально значимая ценность»: уточнялась суть понятия «монтажное мышление»; уточнялись компоненты, которые могут входить в структуру монтажного мышления; определялись дисциплины, задания и упражнения на развитие монтажного мышления (приложение № 3).
В анкетировании участвовало 100 респондентов: 28 преподавателей Самарского государственного института культуры, 72 студента направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Анализ материалов анкетирования дал следующие результаты. Монтажное мышление определяется, как: «избирательное восприятие мира художником, его новое авторское соединение в силу своего творческого видения»; «способность соединять различный материал по форме, жанру и смыслу, чтобы получить в результате этого соединения третий смысл»; «вырезка, склеивание определённых образов; умение монтировать прошлое, настоящее и будущее; видение любой картины (мира, образов) с помощью монтирования различными средствами»; «определённая кинолента видения, воспроизведение тех или иных вещей в образном эквиваленте; единая линия действия из кусков, стремящаяся к сверхзадаче»; «определённый тип мышления, в котором строится не логическая последовательная цепь образов, а происходит соединение по принципу контрапункта». Каждый респондент отметил синтетическую природу монтажа, а так же его функции: монтаж позволяет растягивать и сжимать время постановки, создавать ритмический рисунок, соединять различный материал в единую композицию. 40% респондентов отметили, что «монтажное мышление» можно формировать при изучении учебных дисциплин; 60% указали на необходимость специального курса по формированию монтажного мышления; 98 %
респондентов отметили, что «монтажное мышление» необходимо во всех видах деятельности режиссёров; 80 % опрашиваемых в качестве наиболее приемлемой формы занятий по формированию монтажного мышления предлагали практические и индивидуальные формы; 20% считают, что достаточно будет лекционного материала. Таким образом, большинство респондентов осознают необходимость специального курса по формированию монтажного мышления, так как режиссёр театрализованных представлений и праздников реализует его в профессиональной деятельности. Большинство опрашиваемых предполагали, что практические формы занятий будут в большей степени способствовать формированию монтажного мышления, так как деятельность режиссёра непосредственно связана с практической деятельностью, с созданием продукта - театрализованного представления.
Респонденты отметили, что пространственное и наглядно-образное мышление необходимы для выполнения монтажа. Пространственное мышление требует выполнения заданий на построение мизансцен с акцентом на пространство сцены. 30% респондентов предполагают, что развитию пространственного мышления будет способствовать изучение изобразительного искусства, опыта разработки мизансцен ведущих мастеров классической режиссуры, специальные упражнения и тренинги сценографии в различных географических пространствах. Все респонденты отметили, что будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников должен владеть монтажным мышлением для выполнения поэтапно специальных действий по созданию постановки. Однако, студенты, определяя суть понятия «монтажное мышление», подменяли его сходными понятиями, не раскрывающими суть. Оценка профессионально значимых способностей в структуре монтажного мышления проводилась в пределах от 1 до 5. Результаты продемонстрировали для большинства студентов (55% от выборки) низкий уровень сформированности показателей монтажного мышления.
В ходе констатирующего эксперимента оценивались показатели рефлексивного компонента монтажного мышления. Результаты оценок обнаружили невысокий уровень сформированности его показателей (62,3 %). Наиболее низкое значение получил показатель «способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества» (2,5 баллов), свидетельствующий о том, что будущие режиссёры театрализованных представлений и праздников не способны осуществлять процедуры анализа и синтеза ситуации и оценки своей профессиональной деятельности, что подтверждает необходимость формирования рефлексивных способностей для объективной оценки социально-культурного пространства. Низкая оценка способностей к анализу своей деятельности подтверждает необходимость включения будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в проектную деятельность с применением игровых интерактивных средств (таблица 5).
Таблица 5
Сформированность показателей рефлексивного компонента монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам констатирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества
2,5
50,0
Способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках
3,6
72,0
Способность к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями с целью пропаганды достижений искусства и культуры
3,2
64,0
Способность фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания ТПП
3,3
66,0
Способность анализировать художественный уровень используемого материала
2,9
58,0
Способность удерживать зрительское внимание
3,2
64,0
Средний балл оценки
3,1
62,3
По результатам констатирующего эксперимента был обнаружен низкий уровень сформированности когнитивного компонента монтажного мышления (63,3 %). Наиболее низкое значение в оценке данных компонентов получил показатель «способность к пространственному мизансценированию» (2,0 балла), что объясняется преобладанием гуманитарных дисциплин в вузах культуры. Для того, чтобы создать режиссёрскую экспликацию, верно выстроить мизансцену, создать тезисный план какой-либо научно-исследовательской работы, необходимо пространственное мышление. В технических вузах преподаются предметы, развивающие пространственное мышление: технические специальности - проектирование механизмов и машин, архитектурные - здания и строения. И это лишь малая часть специальностей, где необходимо пространственное мышление. Режиссёр должен иметь на соответствующем этапе проектирования отчетливый мысленный образ создаваемого зрелища (декораций), который он затем представляет на сцене, видеть перспективу и образ произведения. Когнитивный барьер, проявляющийся в отсутствии знаний о построении пространства, преодолевается включением в образовательный процесс игровых интерактивных средств (творческий проект «Макет зрелища», ролевая игра «Успешный режиссёр»). В данной ситуации режиссёр реализует пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач (таблица 6).
Таблица 6
Сформированность показателей когнитивного компонента монтажного мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам констатирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность к разработке и написанию сценария ТПП
3,6
72,0
Способность собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности
3,1
62,0
Способность к пространственному мизансценированию
2,0
40,0
Способность к созданию режиссерских аннотаций художественного и документального материала, рефератов, научных докладов, публикаций
3,7
74
Способность применять знания теории и практики режиссуры и актерского мастерства
3,3
66,6
Способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор)
3,25
65,0
Средний балл оценки
3,16
63,3
Констатирующий эксперимент позволил определить, что наиболее высокий уровень имеют показатели креативного компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (77,3%), что обусловлено выбором студентами творческой профессии, изначальной установкой обучающихся на художественно-эстетическую направленность. Тем не менее, результаты эксперимента показали, что невысокое значение в оценке креативного компонента монтажного мышления у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников получил показатель «способность к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки» (3,5 балла). Такой показатель свидетельствует о том, что студенты испытывают трудности, организовывая сценическое пространство театрализованных представлений и праздников (таблица 7).
Таблица 7
Сформированность показателей креативного компонента монтажного мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам констатирующего эксперимента)
Показатели
Средний балл
% от
максимального
балла
Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры ТПП
3,8
76,0
Способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений
4,2
84,0
Способность документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла
3,9
78,0
Способность использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации проектов ТПП
4,1
82,0
Способность к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки
3,5
70,0
Способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость (пространственное мышление)
3,6
72,0
Средний балл оценки
3,9
77,3
Сравнение показателей процессуального компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников показало невысокий уровень его сформированности (56,4%), что обусловлено недостаточным уровнем развития профессиональных способностей. Результаты исследования показали низкое значение оценок процессуального компонента профессионального мышления. Студенты не в полной мере готовы осуществлять разработки и написание сценария различных театрализованных представлений и праздников, организовывать художественно-творческий процесс, что подтвердило необходимость внедрения в учебную деятельность игровых интерактивных средств (таблица 8).
Таблица 8
Сформированность показателей процессуального компонента монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам констатирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
%от
максимального
балла
Способность проявлять мастерство во владении режиссерско-постановочной технологией
3,06
61,2
Способность реализовать свой художественный замысел в процессе создания ТПП
2,45
49,0
Способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазии
3,83
76,6
Способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе постановочной деятельности
2,93
58,6
Способность к созданию композиционно целостной постановки
2,33
46,6
Способность к применению монтажа
2,33
46,6
Средний балл оценки
2,82
56,4
По результатам констатирующего эксперимента был обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативного компонента монтажного мышления (56,0%). Наиболее низкое значение в оценке коммуникативного компонента получил показатель «способность к организации репетиционного процесса ТПП» (2,27 баллов), что объясняется отсутствием у студентов опыта профессиональной деятельности и специальной подготовки. Данный показатель подтвердил необходимость введения игровых интерактивных средств, обеспечивающих развитие коммуникативных способностей за счёт создания в процессе изучения спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» профессиональных ситуаций, непосредственно связанных с организационно-управленческой деятельностью режиссёров театрализованных представлений и праздников и способствующих эффективному формированию их профессионального мышления (таблица 9).
Таблица 9
Сформированность показателей коммуникативного компонента монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам констатирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность к управлению творческим коллективом
3,38
67,6
Способность к организации репетиционного процесса ТПП
2,27
45,4
Способность к свободному оперированию профессиональной терминологией
2,75
55,0
Способность сочетать профессионализм в области культуры и искусства с менеджерскими и нормативно-правовыми знаниями
2,31
46,2
Способность к осуществлению плановых и экстренных вводов новых исполнителей в поставленные ранее представления.
2,78
55,6
Способность контролировать постановочный процесс
3,33
66,6
Средний балл оценки
2,8
56,0
Таким образом, установлен по всем показателям невысокий уровень сформированности профессионально значимых способностей, что может быть объяснено недостаточной представленностью в содержании профессиональной подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников специфики их профессиональной деятельности. Данный факт подтвердил необходимость введения игровых интерактивных средств в процесс изучения спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра- постановщика». Разделы «Основы монтажного мышления», «Монтажное мышление сценариста» и «Монтажное мышление постановщика» направлялись на развитие монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Игровые интерактивные средства создавали условия для поиска различных способов решения профессиональных задач, способствуя имитированию сферы профессиональной деятельности, позволяя студентам раскрыть себя, занимая активную позицию, испытывая себя на профессиональную пригодность.
С учётом полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента были определены задачи формирующего эксперимента:
сконструировать и ввести новое содержание в систему профессиональной подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в виде средств игровых интерактивных технологий;
выбрать средства, способствующие формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников;
отобрать методики для отслеживания результатов экспериментальной работы;
проследить динамику формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Гипотетическая позиция эксперимента основывалась на предположении, что сформированность монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников характеризуется развитием показателей в рефлексивном, когнитивном, креативном, процессуальном и коммуникативном компонентах.
Анализ полученных в ходе формирующего эксперимента данных показал, что уровень сформированности компонентов монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению: констатирующий эксперимент - 63,1 %, формирующий эксперимент - 85,3 %. При этом студенты высказывали пожелания продолжить изучение спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра- постановщика» на следующий год обучения.
С целью уточнения тактики управления процессом формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников выявлялась доминантность показателей в компонентах монтажного мышления, устанавливалась между ними взаимосвязь.
Результаты формирующего эксперимента дали высокий уровень показателей рефлексивного, когнитивного, креативного, процессуального, коммуникативного компонентов, что свидетельствует о результативности разработанной и апробированной системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Формирование рефлексивного компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников интегрирует рефлексивные способности. Каждый студент в ходе обучения проводит самодиагностику режиссёрской деятельности, стремится к профессиональному самоутверждению и повышению самооценки, позволяющим решать различные профессиональные задачи режиссёра. Показатели рефлексивного компонента дали рост: «способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества» - от 50,0 % до 78,0 %; «способность удерживать зрительское внимание» - от 64,0 % до 80,0 %; «способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках» - от 72,0 % до 80,0 %. Таким образом, значение показателей рефлексивного компонента увеличилось в среднем на 19,0 %, что обусловлено применением при изучении спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» (спецкомпонент «Основы монтажного мышления») средств игровых интерактивных технологий. Дискуссии, просмотр и обсуждение видеоматериала побуждали обучающихся к самостоятельному поиску, сбору и обработке информации, в результате чего студенты оценивали и анализировали полученный опыт и результаты деятельности; контролировали и регулировали происходящие процессы, корректировали информацию, а также имели возможность рефлексировать ситуацию в ходе решения профессиональных задач (таблица 10).
Таблица 10
Сформированность показателей рефлексивного компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам формирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественноэстетическое воспитание общества
3,9
78,0
Способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках
4,0
80,0
Способность к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями с целью пропаганды достижений искусства и культуры
4,1
82,0
Способность фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания ТПП
3,9
78,0
Способность анализировать художественный уровень используемого материала
4,5
90,0
Способность удерживать зрительское внимание
4,0
80,0
Средний балл оценки
4,1
81,3
Когнитивный компонент дал рост от 63,3 % до 82,5 %, что обусловлено содержанием спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» (спецкомпонент «Монтажное мышление сценариста»), включающего в себя большой ресурс постоянно меняющейся информации, нацеливающей обучающихся на поиск разнообразных вариантов решения профессиональных ситуаций. Расширение базы информации побуждало студентов к применению монтажного мышления: системному анализу и синтезу информации, что способствовало активному осмыслению и глубокому пониманию взаимосвязи теории с практикой, пониманию межпредметных связей, прочному запоминанию (таблица 11).
Таблица 11
Сформированность показателей когнитивного компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам формирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность к разработке и написанию сценария ТПП
4,2
84,0
Способность собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности
4,1
82,0
Способность к пространственному мизансценированию
3,9
78,0
Способность к созданию режиссерских аннотаций художественного и документального материала, рефератов, научных докладов, публикаций
4,0
80,0
Способность применять знания теории и практики режиссуры и актерского мастерства
4,25
85,0
Способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор)
4,3
86,0
Средний балл оценки
4,1
82,5
Креативный компонент дал невысокий процент к повышению, что обусловлено изначально высокой установкой на творческую деятельность у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Так, показатель «способность к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки» составил прирост 6,0 %; показатель «способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость (пространственное мышление)» - 22,0 %; показатель «способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры ТПП» - 8,0 %; показатель «способность использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации проектов ТПП» - 10,0 %. В среднем значение показателей креативного компонента монтажного мышления увеличилось по сравнению с констатирующим экспериментом на 8,7 %, что обусловлено применением игровых интерактивных технологий (презентация), которые направлены на поиск определённых тактик решения соответствующих ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность режиссёров театрализованных представлений и праздников (таблица 12).
Таблица 12
Сформированность показателей креативного компонента монтажного мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам формирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры ТПП
4,2
84,0
Способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений
4,2
84,0
Способность документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла
4,3
86,0
Способность использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации проектов ТПП
4,6
92,0
Способность к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки
3,8
76,0
Способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость (пространственное мышление)
4,7
94,0
Средний балл оценки
4,3
86,0
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов показал высокий уровень сформированности процессуального компонента монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Дали рост показатели: «способность проявлять мастерство во владении режиссерско-постановочной технологией» - прирост на 31,8 %; «способность к созданию композиционно целостной постановки» - прирост на 47,4 %; «способность к применению монтажа» - прирост на 49,4 %; «способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе постановочной деятельности» - прирост на 36,4 %; «способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазии» - прирост на 15,4 % (таблица 13).
Таким образом, значение показателей процессуального компонента увеличилось в среднем на 36,3 %, что обусловлено включением студентов в игровую интерактивную деятельность при изучении спецкурса «Психо лого- педагогические основы монтажного мышления режиссёра-постановщика» (спецкомпонент «Монтажное мышление постановщика»). Игровые интерактивные средства (ролевые игры: «Киноман», «Успешный режиссёр») способствовали развитию профессионально значимых способностей погружением студентов в специфику профессиональной деятельности; расширению объёма профессиональных ситуаций, способов разрешения проблем и реализации профессиональных установок на достижение целей.
Таблица 13
Сформированность показателей процессуального компонента монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам формирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
%от
максимального
балла
Способность проявлять мастерство во владении режиссерскопостановочной технологией
4,65
93,0
Способность реализовать свой художественный замысел в процессе создания ТПП
4.3
86,0
Способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазии
4,6
92,0
Способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе постановочной деятельности
4,75
95,0
Способность к созданию композиционно целостной постановки
4,7
94,0
Способность к применению монтажа
4,8
96,0
Средний балл оценки
4,6
92,7
По всем показателям наблюдалась положительная динамика. Так коммуникативный компонент дал прирост от 56,0 % до 84,0 %. Так, показатель «способность контролировать постановочный процесс» составил прирост 25,4 %, что обусловлено применением средств игровых интерактивных технологий обучения будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. В процессе подготовки студенты организовывали и контролировали репетиционный и постановочный процесс создания зрелища. Игровые интерактивные технологии способствовали формированию профессионально значимых способностей к восприятию, извлечению и презентации информации, к общению внутри коллектива и свободному оперированию профессиональной терминологией (групповые формы обучения) (таблица 14).
Таблица 14
Сформированность показателей коммуникативного компонента монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
(в % от выборки по результатам формирующего эксперимента)
Показатели
Средний
балл
% от
максимального
балла
Способность к управлению творческим коллективом
4,2
84,0
Способность к организации репетиционного процесса ТПП
3,9
78,0
Способность к свободному оперированию профессиональной терминологией
4,1
82,0
Способность сочетать профессионализм в области культуры и искусства с менеджерскими и нормативноправовыми знаниями
4,3
86,0
Способность к осуществлению плановых и экстренных вводов новых исполнителей в поставленные ранее представления.
4,1
82,0
Способность контролировать постановочный процесс
4,6
92,0
Средний балл оценки
4,2
84,0
Прирост значений компонентов в формирующем эксперименте свидетельствует о развитии рефлексивного, когнитивного, креативного процессуального и коммуникативного компонентов монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (таблица 15).
Таблица 15
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных
представлений и праздников (в % показателе)
Компоненты
Констатирующий
Формирующий
Прирост
монтажного
эксперимент
эксперимент
значений
мышления
компонентов
Рефлексивный
62,3
81,3
19,0
Когнитивный
63,3
82,5
19,2
Креативный
77,3
86,0
8,7
Процессуальный
56,4
92,7
36,3
Коммуникативный
56,0
84,0
28,0
Средний балл оценки
63,1
85,3
22,2
Сравнительный анализ матриц показателей по результатам констатирующего и формирующего эксперимента показал различие доминирующих компонентов монтажного мышления. Так, в констатирующем эксперименте доминировал креативный компонент (77,3 %), что объясняется направленностью будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников на творческую деятельность, стремлением создать нечто новое и выразить свою точку зрения в собственном оригинальном продукте деятельности. В формирующем эксперименте произошла смена доминирующего компонента, что говорит о смене профессионального ориентира, о развитии процессуального компонента (92,7 %), подразумевающего непосредственно режиссёрскопостановочный вид деятельности. Доминирование процессуального компонента в формирующем эксперименте свидетельствует об осознанной необходимости формирования монтажного мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников (показатель «способность к применению монтажа» - 4,8 %). Содержание спецкомпонента «Монтажное мышление постановщика», где средством обучения выступают игровые интерактивные технологии (ролевые
игры: ««Киноман», «Успешный режиссёр»; показ) способствовали формированию у студентов профессионально значимых способностей к комбинированию ситуаций в целостную картину («Способность к созданию композиционно целостной постановки» - 4,7 %), варьированию имеющихся знаний («Способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе постановочной деятельности» - 4,75 %). Доминирование процессуального компонента в формирующем эксперименте говорит о готовности режиссёра театрализованных представлений и праздников к профессиональной деятельности, о сформированном профессиональном мышлении.
В ходе формирующего эксперимента на основе сравнения его результатов с результатами констатирующего эксперимента определялись доминирующие показатели в каждом компоненте. Сравнительный анализ матриц показателей по результатам констатирующего и формирующего экспериментов показал различие доминирующих показателей. Так в формирующем эксперименте, в отличие от констатирующего, происходят изменения: рост коммуникативного компонента направлен на увеличение потребности в контроле постановочного процесса при реализации постановки, что свидетельствует об осознанном восприятии будущими режиссёрами театрализованных представлений и праздников ценностей выбранной профессии, о готовности к адекватному профессиональному взаимодействию; в рефлексивном компоненте вектор способностей меняется на способность анализировать художественный уровень используемого материала; в когнитивном компоненте доминирует способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор); в креативном компоненте доминирует способность к пространственному мышлению, а в процессуальном способность к применению монтажа, что говорит о готовности будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников к реализации профессиональной деятельности в процессе создания постановки, о проявлении монтажного мышления (таблица 16).
Таблица 16
Сравнительный анализ доминирующих показателей в структуре монтажного
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
Компонент
монтажного
мышления
Способности
КЭ
ФЭ
Рефлексивный
Способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках
Способность анализировать художественный уровень используемого материала
Когнитивный
Способность к созданию режиссерских аннотаций художественного и документального материала, рефератов, научных докладов, публикаций
Способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор)
Креативный
Способность осуществить и обосновать выбор проектных решений
Способность переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость (пространственное мышление)
Процессуальный
Способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазии
Способность к применению монтажа
Коммуникативный
Способность к управлению творческим коллективом
Способность контролировать постановочный процесс
Был проведён корреляционный анализ с целью подтверждения эффективности разработанной системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Данные констатирующего и формирующего экспериментов позволяют сделать выводы об опровержении или подтверждении гипотезы о статистической взаимосвязи компонентов в структуре монтажного мышления. Связи компонентов анализировались при помощи коэффициента корреляции Пирсона (статистический пакет для обработки данных - коэффициент корреляции Пирсона), принимающего значения от - 1 до +1, для расчётов использовался статистический пакет данных SPSS [117]. Абсолютная величина корреляции (от 0 до 1) свидетельствует об уровне связи: ближе к 0 - отсутствие связи между переменными; ближе к 1 - наличие сильной связи.
Наличие корреляционной связи между структурными компонентами монтажного мышления необходимо изучить с целью доказательства возможности его формирования. Эффективность разработанной и апробированной системы формирования монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников была подтверждена ростом индекса сформированности компонентов.
По результатам констатирующего эксперимента была выявлена взаимосвязь между компонентами: коммуникативным и рефлексивным (г = 0,622), коммуникативным и процессуальным (г = 0,755), рефлексивным и когнитивным (г = 0,645), когнитивным и креативным (г = 0,779), креативным и процессуальным (г = 0,612).Такая взаимосвязь компонентов свидетельствует об интегративности монтажного мышления (рисунок 11).
Корреляционная связь между когнитивным и креативным компонентом (г = 0,779) позволяет сделать вывод о том, что способности к получению профессиональных знаний влияют на развитие креативных способностей обучающихся.
В результате формирующего эксперимента были обнаружены взаимосвязи между компонентами: коммуникативным и рефлексивным (было г = 0,622, стало г = 0,737); коммуникативным и процессуальным (было г = 0,755, стало г = 0,955); рефлексивным и когнитивным (было г = 0,645, стало г = 0,853); когнитивным и креативным (было г = 0,779, стало г = 0,868), креативным и процессуальным (было г = 0,612, стало г = 0,783) (рисунок 12).
Наибольшее число корреляционных связей с другими компонентами показал процессуальный компонент, что свидетельствует о готовности будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников к самореализации в профессии (рисунок 12).
Компоненты монтажного мышления будущих режиссёров театрализованных
представлений и праздников: 1 - коммуникативный; 2 - рефлексивный; 3 -
когнитивный; 4 - креативный; 5 - процессуальный
Рисунок 11 - Корреляционная плеяда Рисунок 12 - Корреляционная плеяда
по результатам констатирующего по результатам формирующего
эксперимента.
Выявлены значимые связи между: коммуникативным и креативным (было г = 0,239, стало г = 0,575); рефлексивным и процессуальным (было г = 0,254, стало г =0,856); когнитивным и процессуальным (было г = 0,217, стало г = 0,769). Наибольшее число связей среди всех компонентов имеет процессуальный компонент. По результатам эксперимента ясно, что развитие компонентов монтажного мышления при реализации различных средств игровых интерактивных технологий мотивирует будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников к активному освоению содержания своей профессиональной деятельности.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в ходе внедрения системы формирования монтажного мышления у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников увеличилось количество студентов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности.
|