В работе Чанади А. «Футбол: техника» [76, С.77] в качестве первоочередной цели технической подготовки поставлено «обучение футболистов наиболее современным приемам игры». Автор пишет: «Тот, кто не знает своеобразия техники футбола, её конструктивного различия, по сравнению с другими видами спорта, характерных черт навыков движений, тот не в состоянии результативно обучать технике игры в футбол».
По убеждению Сучилина А.А. [67, С.104-105], «.помимо общих характерных особенностей навыков движений, техника игры в футбол имеет ряд совершенно специфичных, выполнение приемов техники и отдельных элементов владения мячом и их применения в игровых ситуациях может быть охарактеризовано следующим:
1. Навык футбольных движений всегда основывается на определенных качествах. Например, быстроте, мышечной силе и других.
2. Навык движений является характеризующим звеном техники игры и заключается в том, что он в течение продолжительного времени обладает высокой стабильностью, то есть, навыки игры сохраняются на долгие годы.
3. Естественным, характерным для техники игры в футбол является то обстоятельство, что основные приемы техники приходится выполнять не рукой, что для людей привычнее, а ногой. Это несколько усложняет освоение техники на начальном периоде обучения.
4. Поскольку элементы техники игры в футбол являются, как мы говорим, менее привычными, менее естественными для ребят, то при обучении технике игры необходимо применение и соответствующих методических способов.
5. Во время игры футболисты применяют технические приемы в
«особой среде», ведь правила игры допускают игру корпусом, при которой соперник мешает применять в игре тот или иной
технический прием. Поэтому, при обучении технике и её отработке нельзя упустить из виду характер игровой борьбы, противодействующих средств соперника.
6. Движения в футболе (в особенности, в игре) не могут быть рассчитаны заранее, они происходят в пространственных и временных отношениях, которые невозможно запланировать» [67, С.104-105].
Подтверждает вышесказанное и работа Сантаны Т. «Основы техники футболиста» [63, С.134], автор которой обращает внимание на то, что «... пространственная и временная динамическая структура движений футболиста иная, чем у других видов спорта, в особенности, «индивидуальных» видов спорта (легкая атлетика, гимнастика и другие)».
Большинство специалистов в области футбола едины во мнении, что основой игровых действий футболистов является техника. Так, например, Хеддерготт К.-Х. [73, С.89] пишет, что «...в спортивных играх техника
должна быть одновременно стабильной и гибкой, разнообразной и неотъемлемой от тактики; чтобы техника помогла решать ту или иную задачу, футболисту надо постоянно расширять арсенал технических приемов».
Развитие футбола меняет требования, предъявляемые к технической подготовке футболистов. Современный подход к освоению и совершенствованию техники требует таких упражнений и таких условий тренировок, при которых игроки должны решать реальные задачи, возникающие в матчах в ограниченном пространстве и времени, под давлением со стороны соперника.
По мнению Пясковского К.Г. [60, С.43], «.для того, чтобы приступить к изучению техники футбола, в первую очередь, необходима соответствующая зрелость». Под этим автором подразумевается необходимость в одинаковой мере быть подготовленным как физически, так и психологически к усвоению движений. В книге «Техника ударов» [60, С.44], Пясковский К.Г. уточняет: «.зрелость означает определенный уровень роста тела и связанную с этим работу органов кровообращения, дыхания и центральной нервной системы; при этом, внимание акцентируется в первую очередь не на росте и весе тела, а на тех качественных изменениях, которые характеризуют деятельность внутренних органов молодых футболистов». Автор уверен, что между зрелостью и изучением движений существует взаимосвязь.
Занимаясь подготовкой юных футболистов, Палфан Я. [52, C.209] установил, что «.некоторые навыки ребенок способен усвоить только в определенном возрасте, тогда, когда он созрел для соответствующих движений; в противном случае, структура движений и навыки функций организма окажутся в противоречии, и усвоение движений будет безуспешным». Более того, согласно выводам автора, всё это создаст благоприятные предпосылки к неправильному изучению движений, то есть, ведет к ошибкам, которые сводят на нет усилия коллектива, и которые, как известно, легче предупредить, чем исправить.
Таким образом, анализ специальной литературы по теме исследования, позволил нам сделать обобщение, что способы движений, технику футбола можно усвоить только при условии физической и психологической зрелости. Техника футболиста окажется во время игры результативной лишь в том случае, если у игрока слаженно функционирует нервная система, позволяя машинально и точно выбирать эффективные ответные действия на неожиданные раздражители.
Пионтек З., автор книги «Футбольная школа» [55, С.84, дает следующие рекомендации: «Чтобы координация движений игрока была точной и быстрой, необходимо «оттачивать технику». Эта кропотливая работа в итоге позволяет «чувствовать» мяч. Именно к такому состоянию должны подводить игроков правильно спланированные тренировки».
Известно, что человек во многих видах деятельности способен сохранять приобретенные ранее навыки, даже, если случаются перерывы в несколько лет. Однако, в футболе, как пишет Савин С.А. [62, С.209], «...игрок «не контактирующий» с мячом всего несколько месяцев, испытывает определенные трудности (в зависимости от уровня его мастерства), особенно в технике, не достает до мяча, неправильно выбирает позицию, не «чувствует» мяча». По мнению автора, «.дело в том, что из-за отсутствия практики ослабевают когда-то выработанные связи между конечностями и нервными центрами, которые посылают импульсы-приказы; нарушается координация движений, и на большой скорости игрок может легко ошибаться».
Из этого следует, что нельзя на длительное время прекращать совершенствование техники владения мячом. Занятия по технике - задача ни какого-либо периода, а постоянная, круглогодичная. Можно сделать вывод, что целью тренировки в технике владения мячом и технике передвижения является формирование специальных двигательных навыков, доведение их до высшей степени автоматизма и адаптации к внешним и внутренним условиям игровой деятельности.
|