Воскресенье, 24.11.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Методы, средства и задачи технической подготовки футболистов

Задачей технической подготовки футболистов, согласно выводам таких известных специалистов как Бесков К.А. [7], Гриндлер К., Пальке К., Хемо Х. [15], Казакова П.Н. [28], Качанина Л, Горского Л. [30], Майер З. [43], является овладение всем арсеналом технических приемов и технических действий и доведение их до высшей степени автоматизма. При этом, Козловский В.И. [32, С.231] рекомендует «...для решения этой задачи использовать разнообразные методы и средства, так как каждый период в годовом цикле имеет характерную ему задачу, как и каждый этап подготовки футболистов».

Анализ специальной литературы по теме исследования позволил понять, что процесс обучения и совершенствования навыков, необходимых отдельному футболисту и команде, в целом, для решения возникающих ситуаций на поле, для освоения комбинаций в определенной игровой системе, очень сложен.

В нем используются известные из теории и методики физической культуры и спорта методы: метод устного обучения или «метод слова», лекция, беседа, устные инструкции («наглядный метод»). Согласно учению Филина В.П. [71, С.], «.средствами этих методов являются, в первом случае - слово, речь, убеждение; во втором - схема, фотографии, видеофильмы, слайды и др.».

В тренировочном процессе футболистов основным методом, большинство специалистов, считают метод практической подготовки. Так, в методических рекомендациях по организации подготовки резервов по футболу, Немчинов В.В., Андреев С.Н. [48, С.98] подразделяют данный метод на комплексный и аналитико-синтетический. Как указывают авторы: «...при помощи комплексного метода разучиваются игровые действия на больших отрезках матча; так как этот метод требует больших затрат времени, он относительно малоэффективен». Опыт свидетельствует, что ему отдают предпочтение, когда позволяет характер игровых действий на поле и уровень подготовленности футболистов. Средством этого метода являются тактические заготовки тренера (различные комбинации).

По мнению Немчинова В.В., Андреева С.Н. [48, С.101], «... аналитикосинтетический метод, с точки зрения времени и внутренней организации, является эффективнее комплексного метода; к нему прибегают, когда нужно разучить сложные комплексы движений или, когда надо устранить выявленные в них ошибки и недостатки». Этот метод, по данным исследований авторов, «.больше всего отвечает специфическим требованиям футбольной методики, выраженной цепочкой «синтез-анализ- синтез»». В качестве примера методического подхода, при освоении и совершенствовании игровых действий и комбинаций, в работе Немчинова

B.    В., Андреева С.Н. [48, С.105], приведена типичная ситуация: «.игрок передает мяч партнеру и получает ответную передачу на свободное место, при этом, он оббегает защищающегося, то есть, соперника».

Становится понятным, что из аналитико-синтетического метода вытекают и другие методы технико-тактической подготовки, направленные на освоение и совершенствование отдельных действий, комбинаций и игры, в целом. Вначале следует объяснение и демонстрация, затем практическая тренировка в простых ситуациях.

Метод освоения простых задач, по мнению Козловского В.И. [32,

C.    204], «.помогает развивать разные стороны технических действий, а также тактическое мышление и другие качества футболистов; вместе с партнером в пассивном малоактивном или активном единоборстве игроку, порой, по нескольку раз приходится решать одну и ту же задачу в игре или на тренировке».

Из работ Платонова В. Н. [54, С.301] ясно, что «...упражнения, как средства, определяются степенью сложности задания и должны дать возможность повторять решение поставленной задачи, как в стабильных, так и в меняющихся условиях». Так, например, цель подготовительных упражнений - освоить циклическую сторону игровых действий в их развитии. Кроме того, подготовительные упражнения дают возможность повторять игровые действия в условиях, изолированных от самой игры.

Методу творческого выбора действий в меняющихся условиях матча уделено пристальное внимание в исследованиях Ковалевой В.Д. [31, С.111]. Главную цель этого метода автор видит «.в получении и закреплении игроком навыков, позволяющих рассматривать действия игрока в комплексе, когда футболист сам выбирает (на основе анализа обстановки) правильный путь решения в конкретной ситуации». Наиболее подходящими средствами этого метода являются комплексные упражнения и игры, развивающие стремление бороться за победу, умение выигрывать достойно и достойно проигрывать, придерживаясь, правил, которые определяются в соответствии с поставленными целями и задачами на разных этапах подготовки.

В работе «Тотальный футбол» [46, С.77] очень подробно представлен метод постепенного освоения игровых заданий в условиях матча, что по убеждению Михелса Р., «.дает возможность научиться решать техникотактические задачи, вытекающие из функций футболиста в команде, продемонстрировать умение выполнять главное требование современного футболиста - быть универсальным в реализации данной системы». Важно, что тренер направляет игру, добивается сыгранности членов команды, объясняет задачи, которые вытекают из игры во всех её фазах, отрезках и ситуациях. Автор уверен, что «.игра друг против друга - свободная (без вмешательства тренера), напряженная, когда футболисты выполняют специальные задания или, когда видоизменяются правила, помогает творчески решать ситуации разной сложности, расширяет тактический кругозор игроков».

Безусловно, что одна из главных задач тренировки - научить игрока правильно двигаться на поле. Воздействовать на организм необходимо комплексно и дифференцированно. Только такое воздействие ведет к росту спортивного уровня игроков и команды, в целом.

В труде «Проблема периодизации спортивной тренировки» [42, С.215], известном всем специалистам, Матвеев Л. П. пишет: «Учитывая длительность и систематичность занятий, необходимо весь тренировочный процесс разделить на определенные этапы и на основные элементы, в каждом из которых решаются определенные задачи. Пропорции между элементами спортивной тренировки меняются в зависимости от отдачи игроков, а также от того, в какой период проходит тренировка, как быстро выявляются недостатки занимающихся».

Как и в других видах спорта, содержание спортивной тренировки футболистов составляют техническая, тактическая, психологическая и физическая виды подготовки.

Чанади А., автор книги «Футбол: стратегия» [77, С.56], уверен, что «...тактика определяет выбор технических средств в конкретной игровой ситуации». Поэтому тактику рассматривают в футболе не изолированно, а только в связи с техникой. Связь техники с физической и психологической сторонами подготовки также объективна.

В длительном процессе тренировок соотношение отдельных элементов находится в динамическом равновесии. Большого внимания требует взаимосвязь этих элементов.

Рассматривая техническую сторону тренировочного процесса, Гриндлер К., Пальке К., Хемо Х. большое внимание в своих исследованиях посвятили методике технической подготовки футболистов. По мнению авторов книги «Техническая и тактическая подготовка футболиста» [15, С.44], «.основой методического подхода к технической подготовке служат освоение и совершенствование игровых действий футболиста с одновременным закреплением специальных знаний и развитием творческих способностей игрока; сам же методический подход неразрывно связан с игрой и схематично его можно определить так: игра (синтез) - части игры (анализ) - игра (синтез)».

Естественно, определяющим в этой схеме является игра. Анализируя её, мы разбираем отдельные части, которые отрабатываем, совершенствуем и синтезируем в игре уже на более высоком уровне.

Главными задачами процесса разучивания и совершенствования футболистов в технике являются [76]:

1.      Достижение высокой стабильности и вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов, повышение их эффективности в сложных соревновательных действиях;

2.      Частичная             перестройка            двигательных            навыков,

усовершенствование кинематики и динамики отдельных деталей технических элементов с точки зрения современной науки и требований спортивной тренировки.

Согласно выводам Чанади А., представленным в книге «Футбол: техника» [76, С.218], «...решению первой задачи помогают методы «усложнения обстановки» и метод упражнений, при различных состояниях организма спортсмена; для решения второй задачи используют «обратный метод», облегчая выполнение технических действий и метод сопряженных воздействий».

Техническая подготовка футболиста направлена на практическое овладение техникой изучаемых приемов, с учетом его индивидуальных особенностей. Анализируя особенности техники современных футболистов, Михелс Р. отмечает [46, С.66-67], что «.некоторые технические приемы применяются в игре в настоящее время очень редко: например, с развитием техники футбола редко используется полная остановка мяча, она заменяется остановкой в движении на ходу; реже применяется удар боковой частью головы и некоторые другие». С другой стороны, по мнению автора, «.повысился коэффициент ударов носком, внешней частью подъёма, остановок бедром и грудью, расширился круг обманных движений, способов отбора мяча, скрытых передач».

Безусловно, при организации и проведении учебно-тренировочной работы надо учитывать спортивно-технические показатели занимающихся и их возраст.

Анализ специальной литературы позволил нам обобщить методы физического воспитания, применяемые тренерами на всех этапах подготовки игроков разного возраста, в том числе и футболистов [12,31,35,37,49,54,56,57]:

•         «Метод упражнений» (целостный или расчлененный) дает возможность создать оптимальные условия для освоения технических приемов и их разновидностей.

•         «Игровой метод» открывает перед занимающимися широкие перспективы проявить самостоятельность, инициативу, находчивость, решительность, настойчивость.

•         «Соревновательный метод» используется в контрольных, товарищеских и календарных матчах. В форме соревнований проводят также отдельные упражнения. Особенности проведения соревнований - ярко выраженные единоборства, высокая эмоциональность усиливает физиологическое и педагогическое воздействие физических упражнений.

•         «Методы обеспечения наглядности» помогают созданию у занимающихся конкретных представлений в изучаемых движениях. В процессе обучения используют показ упражнений с демонстрацией фотографий, видеофильмов.

•         «Методы использования слова» дают возможность сообщать определенные сведения, ставить задачи, анализировать результаты.

В качестве основных средств для решения задач технической подготовки, тренеры выбирают, в первую очередь, соревновательные и тренировочные упражнения. В учебном пособии для тренеров по футболу Савин С.А. [62, С.275] подробно останавливается на рассмотрении данных упражнений. Так, например, к соревновательным автор относит «... техникотактические действия в календарных, контрольных, учебных и других играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные упражнения». В пособии также акцентируется внимание на цели применяемых упражнения: «.подготовительных - подготовить мышечносвязочный аппарат футболистов к нагрузкам; подводящих - подготовить футболистов к правильному выполнению изучаемого приема; специальных (состоящих их отдельных технических элементов, а также из различных связок) - овладеть сложным арсеналом технико-тактических приемов».

Эффективность применяемых средств, конечно же, зависит от методов обучения.

На основании точки зрения таких ученых как Граевская Н.Д. [14], Джармен Д. [19], Козловский В.И. [33], С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова [38], Манконис И.И. [44], Сладков Н. А. [50], методическое обучение технике футбола наиболее правильно начинать с 9-11-летнего возраста. При этом, нормально развивающиеся ребята уже располагают необходимыми возможностями для изучения футбольных движений. Обучение технике должно опережать время свободной, произвольной игры. Планомерное и сознательное освоение техники может наступить сразу как раз в возрасте 9-11 лет. Освоение техники означает, что необходимые для футбола навыки движений дети осваивают, совершенствуют и закрепляют именно так, чтобы они могли быть применимы в игре, в борьбе за мяч.

Существует классификация техник и игры в футбол. Это распределение технических приемов на группы по общим специфическим признакам. По характеру игровой деятельности Чанади А. выделяет в технике футбола два крупных раздела [76]:

-      техника полевого игрока;

-      техника вратаря.

Каждый раздел имеет подразделы:

-      техника передвижения;

- техника владения мячом.

Как пишет Чанади А. автор книги «Футбол: техника» [76, С.178]: «В процессе игровой деятельности приемы техники передвижения используются в различных сочетаниях. Приемы и способы техники передвижения находятся в тесной взаимосвязи с искусством владения мячом полевыми игроками и вратарем».

Специалисты в области футбола, в числе которых Акимов А.М. [3], Бесков К.А. [7], Качанин Л, Горский Л. [30], Лукашин В.Е. [41], Немчинов В.В., Андреев С.Н. [48], Царик А. [75], едины во мнении, что в современных условиях важнейшими критериями мастерства футболиста являются тактическая зрелость и сознательные действия на поле, основывающиеся на глубоком знании общей тактики игры в обороне и в нападении. Эти основные качества, а также физические данные, определяют характер футболиста, его поведение на поле, возможности в отношении тренировок.

Безусловно, результативность футболиста взаимосвязана с физическими качествами. Усвоенную, усовершенствованную технику футболист должен скоординировать с необходимой оптимальной силой, скоростью, выносливостью и другими физическими качествами.

Так, сила играет основную роль в выполнении элементов техники, она необходима в одинаковой мере и при выполнении ударов ногой, головой, при обманных движениях, отборе мяча и других действиях футболиста. Связь выносливости и техники тоже объективна: футболист со слабой выносливостью не способен на точные филигранные движения.

Так, Хеддерготт К.-Х. [73, 207] пишет: «Усталая мускулатура уже «не подчиняется приказам» нервной системы, как этого требует игровая ситуация. Недостаток какого-либо физического качества ведет к ошибкам в матче. Тот, кто хочет обучать технике в отрыве от развития и совершенствования физических качеств идет неправильным путем».

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%