Цель физической подготовки в футболе - достижение и сохранение игроками такого физического уровня, который позволяет во время матча добиваться самого высокого результата.
Согласно данным Козловского В.И. [32, С.109], «...физическая подготовка решает две главные задачи: всесторонне развивать двигательную систему игрока и, в соответствии с требованиями, предъявляемыми футболом, совершенствовать специфические двигательные способности». По убеждению автора, «.уровень физической подготовленности каждого футболиста должен соответствовать возрастной категории игрока и физическим данным членов команды».
Следовательно, говоря о содержании физической подготовки, нужно исходить из комплекса движений, обязательных в игре.
Основой количественной характеристики двигательной деятельности в игре служит приходящаяся на футболиста нагрузка. Согласно наблюдениям Зациорский В.М. [24, С.102], «.защитники за игру пробегают 4000 - 4500м; игроки средней линии - 6500 - 7000м; нападающие - 5000 - 5500м.; в среднем, футболист за время матча от 29 до 46 раз передает мяч, от 18 до 30 раз перехватывает его, 7 - 11 раз ведет, от 2 до 7 раз обходит противника, от 3 до 15 раз отбирает мяч, от 1 до 7 раз (в зависимости от функции в команде) бьет по воротам; следующий конкретный показатель нагрузки - число включений футболиста в игру с мячом: у защитников он - от 43 до 57, у полузащитников - от 42 до 56, у нападающих - от 34 до 40».
В основе качественной характеристики нагрузки, согласно данным исследований Петровского В. В. [53, С.6], лежит «.интенсивность, зависящая от неравномерности смен на разных этапах игры и характеризующаяся максимальной, средней или минимальной игровой активностью». Автор советует при планировании тренировочной нагрузки «.учитывать сумму отрезков, которые игрок пробегает на высокой и на предельной для себя скоростях: в среднем, у крайних защитников эта сумма составляет 1020м, у центральных - 710м, у полузащитников - 1450м, у крайних нападающих - 1100м, у центральных - 980м».
Анализируя выступления сильнейших футболистов, Якушин М.И. [79] установил, что наши полузащитники за матч пробегают на предельных скоростях 1450м, тогда как участники последнего чемпионата мира пробегали 1800 - 2000м. Если говорить о числе отрезков, на которых наши полузащитники развивают максимальную скорость и делают рывки, то их в одном матче - всего 90 (в мировом футболе средний показатель - от 120 до 135). Так что, с точки зрения интенсивности движения, на поле отечественные футболисты добиваются лишь 70 - 75% от среднего показателя мирового уровня.
Качественный показатель нагрузки, по данным Серопегина И. М., Волкова В. М., Синайского М. М. [64, С.188], это - «...внутренняя структура, которая, вместе с объемом и интенсивностью, характеризует нагрузку, в целом». Говоря о структуре нагрузки, физиологи обращают внимание на «.повышенные требованиям к управляющим и координирующим функциям центральной нервной системы».
Эти требования вытекают из самих действий игрока, который постоянно должен следить за обстановкой на поле, принимать решения разной сложности. Последовательная связь отдельных действий позволяет игроку решать конкретные задачи. Следовательно, умение правильно найти эту связь - есть высшая форма реализации мастерства. И каждое звено в цепочке действий футболиста обосновано только в случае положительного конечного результата.
Исследования Аулик И.В. [5] свидетельствуют о том, что о нагрузке игроков во время матча можно судить по частоте пульса. Между игроками разных линий нагрузка распределяется неравномерно. Частота пульса 132 - 162 удара в минуту у нападающих бывает в течение 21,15 мин, у полузащитников - 8,2 мин, у свободного защитника - 29 мин, у переднего стоппера - 9,9 мин; 163 - 180 ударов у нападающих - 12 мин, у полузащитников - 27 мин, у свободного защитника - 16 мин, у стоппера - 30,15 мин; 180 - 192 ударов в минуту у нападающих - 9 мин, у полузащитников - 8,45 мин, у свободного защитника - 0 мин, а у переднего стоппера - 3,45 мин. В игре возрастает число промежутков по 5 - 8 сек, когда нагрузка максимальна. 15-20 секундные промежутки с максимальной нагрузкой - исключение. На участках, которые игрок пробегает на высокой или предельно высокой для себя скорости, он испытывает кислородную недостаточность, достигающую 23%. Тратится много энергии, теряется вес: за встречу игрок расходует 800 - 1500 кал, теряя в весе от 1 до 3 кг.
Соответственно, данные о нагрузке футболиста в матче должны ложиться в основу всего тренировочного процесса и позволять не только точно определить главное направление этого процесса, отдельные его части, структуру и пропорции, но и объективно оценить объем нагрузки на разных этапах тренировки.
Портных Ю.И., автор учебника «Спортивные и подвижные игры» [58, С.88] подчеркивает, что «...общая физическая подготовка необходима для гармонического развития игрока, для повышения его двигательных способностей и функциональных возможностей; в общефизической подготовке особое внимание обращается на занятия силовой гимнастикой и акробатикой, которые расширяют двигательную базу игрока и развивают ловкость». По данным автора, в эту часть подготовки входят самые разнообразные спортивные игры, способствующие развитию выносливости, ловкости, быстроты реакции и повышению скорости мышления. Следует вспомнить и плавание на небольшие дистанции, которое помогает снимать напряжение, а также прыжки в воду, способствующие улучшению координации движений и развивающие смелость. Специальная же физическая подготовка необходима для совершенствования двигательных данных и для достижения определенного уровня мастерства спортсмена.
Следовательно, специальная физическая подготовка футболиста тесно связана с характером его игровой деятельности. Поэтому упражнения необходимо подбирать так, чтобы их структура и динамика соответствовали действиям, выполняемым игроком на поле.
Можно сделать вывод, что деление физической подготовки на общую и специальную скорее условно, но имеет смысл: помогает правильно выбрать задание на разных этапах подготовки игрока. В процессе тренировок эти составные части подготовки дополняют одна другую и часто сочетаются. Развивая у футболиста двигательные способности, специальная физическая подготовка проявляется в игровых действиях. Эти действия неразрывно связаны с задачами, которые стоят перед игроком, и с обстановкой, в которой он оказывается.
Из работ Полишкиса М.С., Выжглина В.А. [72, С.114] следует, что «...специальные двигательные способности выражают специфические требования, предъявляемые к футболисту при решении игровых задач».
Согласно формулировке Бриль М.Н. [10, С.34], «... сила, это - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему; сила мышц - основа движения и биологический фундамент всех двигательных способностей человека». По мнению автора, сила, в значительной степени, заменяет быстроту движений (в силовом
единоборстве, при игре корпусом) и влияет на двигательную деятельность игрока, обусловленную выносливостью, ловкостью и выдержкой.
Говоря о физической подготовке футболиста, специалисты Зациорский В.М. [23], Козловский В.И. [32], Филин В.П. [71] чаще всего выделяют три основные категории силы:
• Статическую силу - способность развивать максимальное усилие в статическом режиме деятельности. Статическая сила - основа для остальных проявлений силы.
• Динамическую силу - способность развивать усилие несколько раз подряд за определенное время в условиях быстрого движения и динамического режима деятельности мышц.
• Взрывную силу - способность развивать максимальное усилие за очень короткий промежуток времени (в момент удара, броска, отражения мяча). В основе движения лежит разовое максимальное мускульное усилие с учетом подготовки к этому движению (замах).
Развитие силовых данных игрока необходимо начинать с общего укрепления силы - с комплексной нагрузки. Затем, переходить к специальной нагрузке (к развитию групп мышц, наиболее важных для игры в футбол), то есть от статической нагрузки - к динамической, от простых упражнений - к сложным.
В исследованиях Филина В.П., результаты которых представлены в книге «Теория и методика юношеского спорта» [71, С.79], доказано, что «... в школьном возрасте силу у ребят следует развивать упражнениями динамического характера (в том числе, упражнениями на быстроту и ловкость); в связи с тем, что мышцы и кости у детей этого возраста еще не подготовлены к большим силовым нагрузкам статического характера, максимальная нагрузка не должна превышать 30% веса игрока». У юношей объем и интенсивность силовых упражнений постепенно растут. Но и здесь предпочтение автором отдается динамическому режиму деятельности мышц: максимальная нагрузка у ребят 15 - 16 лет не должна превышать 70% веса игрока.
По данным Лаптева А.П., Сучилина А.А. [39, С.97], «.именно в этот период у юных футболистов наиболее успешно развиваются скоростные и силовые качества». Авторы рекомендуют «.сочетать силовые упражнения с упражнениями на расслабление (это позволяет предотвратить снижение гибкости мышц), а после силовых упражнений - проводить легкие пробежки, выполнять потягивание и другие расслабляющие упражнения, устраивать игры на развитие ловкости, а также принимать ванны и массаж, плавать».
Естественно, что в процессе развития силы должны использоваться тренировочные средства, соответствующие режиму работы мышц футболиста и позволяющие мышечной системе быстро восстанавливаться.
Согласно формулировке Платонова В. Н. [54, С.207], «...быстротой называется способность выполнять в определенных условиях какие-либо действия за возможно короткое время».
В футболе, где постоянно меняется интенсивность и динамика движений, требование к быстроте и к скоростным качествам игрока особенно высоки. Прежде всего, это касается умения быстро мыслить и реагировать на поле, осуществлять простую и сложную двигательную деятельность, «находить» партнеров.
В учебном пособии «Психолого-педагогическое диагностирование» [59, С.299], «...быстрота реакции определяется временем от получения импульса до ответа на него и зависит от скорости протекания нервных процессов, а также от чувствительности рецепторов». Психологи различают простую реакцию - ответ на один импульс (старт) и сложную выборочную реакцию на разные импульсы, получаемые в конкретной игровой обстановке. Для спортивной игры типична сложная реакция. Опытным игрокам очень быстрая выборочная реакция позволяет предвидеть действия соперников. В основе ее лежит автоматизм, достигаемый постоянной отработкой разных игровых ситуаций на тренировках, а также приходящий с накоплением игрового опыта.
Портных Ю.И., автор учебника «Спортивные и подвижные игры» [58, С.186], дал полное объяснений понятию «быстрота выполнения простых игровых действий»: «В простых действиях, выполняемых с высокой скоростью, различаем две фазы: фазу возрастающей скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская скорость).
Максимальная скорость, которую может развить игрок, зависит не только от уровня его скоростных данных, но и от уровня развития динамической силы, от степени овладения техникой движения и т.д.». Быстрота выполнения сложных игровых действий зависит, по данным автора, от общего умения двигаться. В движении с мячом игрок демонстрирует координацию, степень владения техникой.
Именно освоение технической стороны игровых действий помогает футболисту показывать ритмичную и скоростную игру.
Кроме того, как установил Пионтек З. [55, 98], «...быстрота взаимодействия футболистов зависит от организации игры, строящейся на взаимосвязи отдельных звеньев футболистов, которые решают (при помощи отработанных комбинаций) типичные игровые ситуации; характер розыгрыша этих комбинаций определяет стиль команды, всю структуру взаимодействий игроков».
Анализ специальной литературы позволил нам заключить, что каждое из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно развивать отдельно или в комплексе во второй половине подготовительного и в течение всего основного периодов. Максимальная результативность в тренировке быстроты и скорости достигается сочетанием нагрузки и обязательной предварительной разминки, высокой активностью игроков. Футболисты не должны быть сильно утомлены: в усталом организме больше развиваются волевые качества, нежели скоростные.
Развивая реакцию на внешние сигналы, по мнению Савина С.А.[61, С.127], «... предпочтение необходимо отдавать упражнениям, в которых движение (например, рывок) начинается в результате действия зрительного импульса (мах рукой, бросок мяча), то есть так, как это бывает в игре; между упражнениями обязательны паузы для отдыха: без них не достичь максимальной интенсивности движения».
Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. [12], убеждены, что «.скоростные способности футболистов лучше всего развивать в возрасте от 13 до16 лет». С точки зрения физиологии это объясняется более высокой скоростью протекания нервных процессов у молодых футболистов. Ученые выяснили, что между скоростью бега и быстротой реакции нет тесной связи: игрок с быстрой реакцией не обязательно должен обладать высокими спринтерскими
данными.
Выносливостью у спортсмена Зациорский В.М. [23, С.67 ] называет «...способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности». По данным ученого, «.степень выносливости определяют несколько факторов: функциональное развитие отдельных частей организма, координационные способности мышц, психическое состояние игрока, оптимальность задействования всех органов».
Как одно из проявлений двигательных способностей, выносливость зависит не только от факторов, которые определяют ее уровень. Она имеет и свою структуру. Поэтому у футболистов принято различать общую и специальную выносливость.
Изучая закономерности подготовки футболистов, Козловский В.И. [32] установил, что «...общая выносливость определяется способностью игрока длительный период выполнять движение средней интенсивности, используя функциональные возможности организма (особенно сердечнососудистой и дыхательной систем), где работают все группы мышц, что положительно влияет и на специальную выносливость». Под специальной выносливостью автор понимает «.способность футболиста выполнять (согласно требованиям игры) сложную двигательную деятельность продолжительное время и с высокой интенсивностью».
Понятно, что такая способность зависит от возможностей организма сохранять кондицию (работоспособность) при движениях с максимальной интенсивностью. Ее характеризует быстрота и стабильность нервных процессов. К специальной выносливости относится и способность удерживать высокий уровень физиологических процессов даже в анаэробных условиях.
Выносливость организма развивается только до момента, когда игрок чувствует себя утомленным. Вынослив не только утомляющийся позднее других, но и тот, кто продолжает активные действия, несмотря на усталость. Это значит, что высокая степень выносливости предполагает и высокий уровень моральных и - особенно - волевых качеств.
По мнению Платонова В. Н. [54, С.233], «...особое внимание развитию выносливости следует уделять в первой половине подготовительного периода, когда организм игрока полнее использует все резервы аэробных процессов; позднее, когда организм привыкнет функционировать в режиме нехватки кислорода, речь идет уже о развитии специальной выносливости и о втором этапе подготовки; в основной период специальную выносливость необходимо поддерживать на возможно высоком уровне».
Прыгучесть, как способность футболиста прыгать оптимально высоко для выполнения ударов головой, приема мяча и т.д., подробно рассмотрена в работе Железняка Ю.Д. [22, С.86]. Согласно данным автора, «.для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон». Далее, в учебнике «Профессиональнофизкультурное спортивное совершенствование» Железняк Ю.Д. [22, С.90] дает определение прыжковой выносливости, как «.способности к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры». Мышечная работа в данном случае носит региональный характер и проходит в анаэробных условиях. Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях обеспечивается и волевой подготовкой футболистов.
Основными средствами развития прыгучести у футболистов Бриль М.Н. [10] считает прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения, разнообразные прыжки вверх и в длину с места и короткого разбега, серийные прыжки, а также различные прыжки через гимнастические снаряды. В специальной прыжковой тренировке должен применяться главным образом тот режим работы, который соответствует режиму функционирования мышц в игре. Специфическими способностями проявления прыгучести являются:
- быстрота и своевременность прыжка;
- выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;
- неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);
- управление своим телом в безопорном положении;
- точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям.
В заключение параграфа следует подчеркнуть, что при индивидуальном планировании силовой тренировки необходимо учитывать, характер двигательной деятельности у игроков разного амплуа, который определяет и уровень развития силовых способностей.
|