Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, - это действия с мячом. Именно они определяют специфику данного вида спорта и отличают его от других.
Как известно, к основным двигательным формам с мячом в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды.
Однако самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обуславливают эффективность игры, количество забитых голов.
В книге Акимова А.М. «Игра футбольного вратаря» [3, С.77] особо подчеркивается, что «... удары по мячу - основное средство ведения игры, выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности». Автор утверждает, что «.все способы ударов носят определенную целевую направленность, которая характеризуется необходимой траекторией движения мяча, а также его оптимальной (а часто и максимальной) скоростью; скорость полета мяча зависит от начальной скорости ударного звена (нога или голова) и мяча в момент соприкасания, а также от соотношения их масс (так как массы взаимодействующих звеньев относительно постоянны, для увеличения скорости полета мяча необходимо увеличить скорость ударного звена).
Согласно выводам Гриндлер К., Пальке К., Хемо Х. [15], «...основная цель атакующих действий в футболе - создание возможности для взятия ворот соперника: чем быстрее развивается атака, тем труднее действовать обороняющемуся сопернику; различные формы построения нападающих действий, варьирование темпами развития атаки, направлениями основного прорыва, наконец, разнообразие технических приемов единоборства - все это создает крайне трудные условия для защитников, которые стремятся разрушить атаку».
Главным для игроков линии нападения, по мнению Майера З. [43, С.120], является беспрерывный поиск острых продолжений атаки. Тренер пишет: «Нападающие должны обладать быстротой, силой и прыгучестью для эффективного ведения единоборств на земле и в воздухе. В их арсенале: умелое маневрирование без мяча и выполнение на высокой скорости разнообразных технических приемов - ударов, обработки мяча, ведения и обводки в условиях единоборства и дефицита времени и пространства. Они обязаны умело взаимодействовать с партнерами в комбинационной игре, сочетая ее с индивидуальной импровизацией». В качестве основных требований к игрокам линии нападения в атаке в книге «Большой футбол» перечеслены:
• уметь выбирать активную позицию вблизи ворот соперника в сочетании с отходами назад и поперек поля для получения мяча от игроков задней или средней линии;
• осуществлять скоростной индивидуальный маневр на фланге с последующей передачей или «прострелом» мяча в штрафную площадь соперника;
• взаимодействовать с партнерами, подключившимися к атаке;
• активно участвовать в завершении атаки.
Особый интерес представляют выводы Михелса Р. [46] о том, что игроки линии нападения фактически не имеют конкретной позиции на футбольном поле. Они, развивая свою игру, выбирают направления действий по своим возможностям, не нарушая, при этом, командной тактики.
Таким образом, удары по воротам - главное средство завершения всех атакующих действий. Без умелого тактического применения этих «конечных» действий все усилия команды, направленные на достижение успеха, будут бесплодными.
Пясковским К.Г. [60, C.43] приведены данные исследований о том, что «...футболист за время игры соприкасается с мячом, в среднем, от 34 до 70 раз, причем, суммарное время непосредственного контакта составляет около 135-165 секунд». Автором установлено, что наибольшее число раз мячом владеют игроки средней линии, наименьшее - центральные защитники.
Абсолютное большинство тренеров [3,19,28,30,33,39 и др.] едины во мнении, что для того, чтобы в совершенстве владеть мячом, футболисту необходимо развивать, в первую очередь, координационные способности.
Известно, что упражнения, направленные на развитие
координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшего развития
координационных способностей.
В учебнике Зациорского В.М. «Физические качества спортсмена» [23, С.55] рассмотрены основные методические подходы, используемые при воспитании координационных способностей:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Осваивая новые упражнения, футболисты не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), игрок легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и, тем самым, затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Исследуя физиологические основы спортивной тренировки, Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. [12, С.174] рекомендовали включать в методику совершенствования точности движений средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности, согласно выводам авторов, «...основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.)».
Подтверждает данные исследования работа Платонова В. Н. «Современная спортивная тренировка» [54, С.311], где указывается на то, что «...точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности спортсмена осознанно воспринимать свои ощущения». Автор установил, что «...способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема; труднее воспринимаются величины мышечного напряжения».
По данным многих исследований в области спорта [3,10,28,43,61 и др.] известно, что в каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции», «чувство времени», «чувство мяча» и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.
Матвеев Л. П. [42, С.212] советует развивать способность к точному выполнению движений, прежде всего, «..посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности». Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др.
Более высокий уровень координации движений, согласно выводам Лубовского В. И. [65, С.307], достигается «.специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий». В качестве методов автор рекомендует использовать следующие: «.метод многократного выполнения упражнения с
последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и
воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближаемых заданий»».
Как видно, все указанные методы основываются на сличении занимающимися объективной срочной информации о параметрах выполненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъективных ощущений с объективными данными, при неоднократном повторении упражнения, повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного управления движениями.
Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров - наиболее трудные для освоения, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому их рациональнее применять при работе со слабослышащими спортсменами по методике контрастных заданий или сближаемых заданий.
Суть метода «контрастного задания» анализируется профессором Речицкой Е.Г. в учебном пособии «Сурдопедагогика» [66]. Учитывая тот факт, что у слабослышащих детей нарушена координация движений, автор советует обратить внимание в учебно-тренировочном процессе на чередование упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование ударов по
воротам с 11, 9, 6 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.
Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь, по мнению Речицкой Е.Г. [66], необходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.
Однако, ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» - способности верно оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними свои действия.
Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций - дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам в футболе.
Кроме того, развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установка при занятиях «на координацию» дана в работе Зациорского В.М. [24] и должна исходить из следующих положений:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом), сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) в структуре отдельного занятия, упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
По мнению Пясковского К.Г. [60, С.44], «...совершенствование точности ударов в футболе возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, должна быть точно определена структура точности и установлены факторы, влияющие на нее; во-вторых, должны быть выявлены упражнения, наилучшим образом воздействующие на развитие точности ударов».
Исследованием этих вопросов занимались многие специалисты [3,10,14,19,23,28,33,48,52,72 и др.], тем не менее, окончательного ответа на поставленные вопросы нами в специальной литературе не найдено.
Кроме того, в футболе постоянно изменяются способы измерения и оценки точности ударов по воротам. Полученные различными авторами [5,13,22,24,31,53,73,76 и др.] новые количественные данные изменяют представление о структуре точности, о ее обобщенных и
специализированных проявлениях.
Анализ доступных нам литературных источников показал, что до настоящего времени в теории футбола приводятся лишь разрозненные данные о способах измерения и оценки точности выполнения ударов футболистами по воротам. Кроме того, в специальной литературе нами не найдено научно обоснованных данных о влиянии на точность ударов условий их выполнения, возраста и квалификации футболистов; об изменении точности ударов в связи с нагрузкой, как самого теста, так и нагрузки различных тренировочных занятий. Что касается теории и методики спортивной подготовки слабослышащих игроков, то специальной литературы по исследуемой проблеме не найдено вообще.
|