В современных условиях подготовка биатлонистов к соревновательной деятельности должна осуществляться в комплексе со стрелковой подготовкой, в которой широко используется пневматическая винтовка. В то же время, рассматривая подготовку биатлонистов к соревновательной деятельности, в комплексе с использованием пневматической винтовки можно сделать заключение, что пока нет достаточного научного обоснования ее содержания. Одной из центральных задач является адекватное представление о разнообразных формах и функциях использования пневматической винтовки в подготовке биатлонистов к соревновательной деятельности. От решения этой задачи в значительной мере зависит формирование готовности биатлонистов к соревновательной деятельности.
Известно, что в процессе научного познания сути соревновательной деятельности биатлонистов происходит как бы через восхождение на различные уровни теоретического обобщения подготовки биатлонистов. Это находит свою конкретизацию в тех структурных единицах научного познания, какими являются систематизация и элементарный синтез эмпирических фактов использования пневматической винтовки для подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности.
При исследовании подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки, её многообразные компоненты, формы и виды следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи и в общей системе факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности. При этом особое внимание следует акцентировать на обнаружении оснований комплексной подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки. Это означает, что создание психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности является важной педагогической задачей. Создание таких условий направлено на широкое объяснение большого количества аспектов тренировочного процесса. Эти условия должны истинно отражать систему подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности, а также содержать и обобщать познания о закономерностях использования пневматической винтовки в тренировочном процессе. Можно утверждать, что система подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки - это совокупность определённых элементов подготовки, совместное взаимодействие которых направлено на формирование психофизиологической надежности спортсменов для эффективных действий в условиях соревновательной борьбы.
Для системы подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки, характерно решение общих и специальных задач в ходе тренировочного процесса. При этом общими задачами являются развитие и совершенствование основных физических качеств, в первую очередь, выносливости, а также формирование навыков меткой стрельбы. Специальными задачами являются: формирование навыков владения собой для эффективной деятельности на огневом рубеже и в ходе соревновательной
деятельности. Для решения этих задач и должны создаваться соответствующие психолого-педагогические условия.
Необходимость создания соответствующих психолого-педагогических условий диктуется и совершенствованием основных физических качеств у биатлонистов для соревновательной деятельности. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, биатлонисты, обладающие оптимальным уровнем развития общей выносливости, быстроты и ловкости, в условиях соревновательной деятельности значительно превосходят по объективным показателям спортсменов с недостаточным уровнем развития указанных качеств.
Во-вторых, у первых гораздо быстрее идет развитие специальных навыков, необходимых для точной стрельбы из разных положений.
В-третьих, разносторонне физически подготовленные биатлонисты в меньшей степени подвержены воздействию неблагоприятных факторов соревновательной деятельности в ходе гонки.
Современная подготовка биатлонистов к соревновательной деятельности декларирует развитие и совершенствование выносливости у спортсменов с помощью конкретных физических упражнений. Поэтому с целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки биатлонистов к соревнованиям проводился опрос тренеров по армейскому биатлону. Всего в опросе приняли участие 39 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 4.
В ходе проведенного исследования была обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону. Этими условиями являются: подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям; разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки; направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований. Менее значимыми условиями являются: создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже; постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки; применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы.
Таблица 4
Структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому
биатлону (n=39)
Ранговое
место
(значимость)
Психолого-педагогические условия
Ранговый
показатель
(%)
1
Подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям
27,3
2
Разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки
22,7
3
Направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований
17,9
4
Создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже
12,1
5
Постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки
11,7
6
Применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы
8,3
Необходимо отметить, что важнейшими факторами, определяющими способности к меткой стрельбе у биатлонистов, являются упорядочивающие свойства центральной нервной системы и их пластичность при обработке выстрела на огневом рубеже. Вместе с тем указанные способности во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата во время гонки у биатлонистов. Поэтому в ходе тренировочного процесса следует создавать соответствующие психолого-педагогические условия для совершенствования этих способностей.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости создания вышеперечисленных психолого-педагогических условий в ходе подготовки биатлонистов к соревнованиям. Большое внимание должно уделяться использованию пневматической винтовки в тренировочном процессе, а также созданию обстановки на занятиях соответствующей особенностям соревновательной деятельности по армейскому биатлону.
Следует учитывать, что подготовка спортсменов по армейскому биатлону должна осуществляться с учетом особенностей соревновательной деятельности. Анализ особенностей подготовки спортсменов по армейскому биатлону к соревнованиям свидетельствует, что значительное внимание должно уделяться формированию навыков стрельбы из всех положений. Исследования показали, что в современной тренировочной практике подготовки биатлонистов к соревнованиям прослеживается тенденция возрастания роли стрелковой подготовки. Специфика соревновательной деятельности спортсменов по армейскому биатлону определяется наличием у них высокого уровня развития физических качеств и навыков меткой стрельбы из всех положений, а сама соревновательная деятельность требует высокого уровня специальной физической готовности биатлонистов к соревнованиям, а также хорошо развитых навыков меткой стрельбы из всех положений одновременно. В ходе исследований было установлено, что спортсмен, хорошо подготовленный функционально из- за плохой стрельбы, проигрывает спортсмену, имеющему более ровные результаты, как в беге, так и в стрельбе.
Практика показала, что подготовка спортсменов по армейскому биатлону требует эффективного решения задачи формирования устойчивых навыков в стрельбе из автомата Калашникова на фоне больших физических нагрузок, а проведение систематических тренировок спортсменов по стрельбе из автомата Калашникова очень затруднительно. Из-за низкой регулярности тренировок по стрельбе у спортсменов формируются неустойчивые навыки, которые снижают эффективность соревновательной деятельности. В связи с этим необходим поиск новых средств и методов тренировок, позволяющих сформировать устойчивые навыки меткой стрельбы на фоне утомления. Практика показывает, что таким эффективным средством тренировки является стрельба из пневматической винтовки в спортзале или другом оборудованном месте с расстояния 10 метров по уменьшенной биатлонной мишени. Такая стрельба не требует много времени на ее организацию. Исследования, проведенные в последние годы в области оптимизации подготовки биатлонистов к соревнованиям, показывают высокую степень переноса навыков в стрельбе из пневматической винтовки на боевое оружие. Поэтому систематическое использование стрельбы из пневматической винтовки в ходе подготовки спортсменов по армейскому биатлону является важнейшим педагогическим условием, необходимым для улучшения качества тренировочного процесса. Такая подготовка требует целенаправленного обучения биатлонистов стрельбе к соревновательной деятельности. Для этого необходим высокий, уровень профессиональной готовности тренерского состава. На тренеров возлагается подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям, а также концентрация основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований.
Практика показывает, что в ходе тренировочного процесса очень важно подобрать индивидуальную нагрузку для биатлонистов. Высокие требования, предъявляемые к готовности спортсменов к соревновательной деятельности, обусловливают повышение качества работы тренеров. В современных условиях особенно важны такие качества, как высокая ответственность за порученное дело, близость к спортсменам, дисциплинированность и требовательность к себе. От личного опыта тренеров, их знаний и умений зависит степень общей готовности биатлонистов, к соревнованиям. Это также определяет ряд психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону.
В настоящее время тенденция развития армейского биатлона такова, что с каждым годом усложняется соревновательная деятельность в стрельбе. Поэтому стрелковую подготовку биатлонистов необходимо строить таким образом, чтобы максимально приблизить ее к условиям соревновательной деятельности. Для этого значительно возросло внимание к решению задачи организации регулярной стрельбы на фоне больших физических нагрузок биатлонистов. Регулярная стрельба из пневматической винтовки в специально оборудованном для этого месте упрощает решение такой задачи. В ходе такой тренировки подбирается индивидуальная пульсовая нагрузка для работы на огневом рубеже при стрельбе лежа, с колена и стоя. Кроме того используются разные варианты похода к огневому рубежу. При этом значительно возрастает количество часов на стрелковую подготовку, за счет экономии времени на переезд для организации тренировки на стрельбище из автомата Калашникова.
В настоящее время подготовка биатлонистов к соревнованиям осуществляется с учетом преимущественного развития выносливости. Стрелковая подготовка осуществляется без учета физических нагрузок, которые испытывают спортсмены в ходе соревновательной деятельности. У биатлонистов слабо развиты представления об особенностях соревновательной деятельности по армейскому биатлону; отсутствуют элементарные навыки в стрельбе на фоне утомления, часто наблюдается низкий уровень физической готовности, по предлагаемым для испытания нормативам в совокупности со стрельбой. Кроме того, биатлонисты слабо владеют навыками управления своим эмоциональным состоянием во время стрельбы на огневом рубеже.
Дальнейшее развитие системы подготовки биатлонистов к соревнованиям должно быть направленно на поиск, использование и развитие инноваций комплексной тренировки, на основе интеграции педагогической науки и современных требований к соревновательной деятельности по армейскому биатлону. Следует отметить, что в настоящее время, в системе подготовки биатлонистов к соревнованиям функционирует устаревшая система организации тренировочного процесса. Для дальнейшего успешного функционирования системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности следует организовать научную разработку инновационных подходов к тренировочному процессу с использованием пневматической винтовки. Современные инновационные процессы в подготовке биатлонистов к соревнованиям должны быть направлены на обоснование теоретических и практических рекомендаций по разработке вопросов повышения качества стрельбы из всех положений. Поэтому использование пневматической винтовки в тренировочном процессе биатлонистов является важнейшим условием, необходимым для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону.
Ведущая роль использования пневматической винтовки в тренировочном процессе биатлонистов необходима для формирования устойчивых навыков меткой стрельбы у биатлонистов. При этом методика обучения стрельбе из разных положений требует вдумчивого, индивидуального и дифференцированного подходов к каждому спортсмену. Проведенные исследования показывает, что выбор индивидуального варианта подготовки биатлонистов к соревнованиям позволяет более эффективно решать тренировочные задачи. Разработка оптимальной системы подготовки биатлонистов к соревнованиям обусловлена направленностью на достижение высоких спортивных результатов. Эта направленность является определяющим фактором системы организации тренировочного процесса биатлонистов с использованием пневматической винтовки для качественной реализации индивидуального подхода к спортсмену.
Обобщенный анализ требований, предъявляемых к подготовке биатлонистов, показывает, что достижение высокого спортивного результата возможно лишь в ходе проведения комплексных тренировочных занятий по стрелковой и физической подготовке с использованием пневматической винтовки в тренировочном процессе биатлонистов.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогических условий, определяющих качественную подготовку спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону, свидетельствует о необходимости разработки технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки. Исследования показали, что отсутствие программы и технологии проведения комплексных занятий по стрелковой и физической подготовке биатлонистов с использованием пневматической винтовки, является существенным недостатком системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Обоснованию педагогической технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки посвящен следующий параграф нашей диссертации.
|