Воскресенье, 24.11.2024, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Современное состояние проблемы оказания психологопедагогической помощи умственно отсталым детям со сложными нарушениями развития

Современные тенденции, имеющие место в отечественной системе образования, свидетельствуют о гуманизации отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и сложными нарушениями, реализации принципов Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц (1971), Конвенции о правах ребенка (1989) и основных положений других международных документов.

Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. и принятый согласно приказа №1599 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают в образовательный процесс следующие категории умственно отсталых детей, дифференцируя их на два варианта: к первому варианту относят детей с легкой умственной отсталостью, ко второму - детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Полиморфизм нарушений при сложном дефекте у детей с умственной отсталостью в различной степени выраженности может включать нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженные в различной степени и сочетающиеся в разных вариантах. У некоторых детей имеют место текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Создание в 2003 г. классов для обучающихся со сложным дефектом (СД) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях было продиктовано потребностью в максимально возможной социальной адаптации и вовлечении детей данной нозологической группы в процесс социальной интеграции и личностной самореализации [181].

Однако отсутствие надлежащего методического обеспечения образования умственно отсталых детей со сложным дефектом, в частности, коррекционных и развивающих программ, разработанных в зависимости от сочетания первичных нарушений в структуре сложного дефекта, обусловило острейшую необходимость в разработке и создании для них специальных образовательных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями с целью реализации поставленных задач - интеграции таких детей в образовательную и социальную среду.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся по второму варианту (АООП ОО), выделяется образовательная область «Язык и речевая практика». К возможным результатам ее освоения относят: «...формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму» [245, C.57].

У детей со сложным дефектом, включающим умеренную умственную отсталость, двигательные и сенсорные нарушения, расстройства аутистического спектра, ограниченно формируется понимание и использование речи, которая всегда сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В некоторых случаях языковые средства оказываются несформированными. Вместе с тем овладение навыком чтения позволяет обучать детей со сложным дефектом более продуктивно, позволяет отрабатывать правильное произношение новых слов и вводить их в активный словарь, что благотворно сказывается на развитии навыков элементарной коммуникации и социализации. Формирования навыка чтения является одной из жизненно важных компетенций коррекционного обучения. Навык чтения как нельзя лучше способствует социализации школьника, формированию умения прочитать название улицы, учреждения, станции, лекарства, название фильма, спектакля и т.д.

Согласно примерной АООП ОО (вариант 2) для умственно отсталых обучающихся образовательная организация может разрабатывать специальную индивидуальную образовательную программу (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с умеренной умственной отсталостью и с множественными нарушениями развития. Как показывает практика, опросы учителей-дефектологов, работающих с детьми со сложными нарушениями, состав класса может быть совершенно разным по степени освоения учебного материала. Отклонения в развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, у которого в структуре нарушений имеются и другие первичные дефекты, сочетающиеся с соматическими заболеваниями, вызывают значительные трудности в процессе овладения учебной программой. В связи с этим обучение тому или иному навыку требует дополнительных методических разработок.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что ежегодно идет процесс утяжеления состава учеников (И. М. Яковлева, 2013), средняя наполняемость образовательных учреждений, работающих с детьми со сложным дефектом увеличивается. Контингент детей неоднороден и разнообразен по степени тяжести интеллектуального дефекта и наличию сопутствующих нарушений. Процентное увеличение детей с диагнозом F71 в СКОУ VIII вида с 2007-2008 гг.(22,4%) по 2011-2012гг. (24,9%) составило 2,5%.

Растет численность классов для детей, имеющих сложный дефект (в 20072008 уч. году 31,4%, в 2011-2012 уч. году - 39,5%). Э. В. Самарина, исследуя современный контингент школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями в умственном развитии (СКОШИ «Вера», г. Рязань), отмечает наличие у воспитанников дополнительных сопутствующих нарушений, которые разнообразны по этиологии, интенсивности проявления и служат дополнительным сдерживающим фактором для развития. Из 125 участников эксперимента только у одного ребенка не оказалось дополнительных нарушений (Э. В. Самарина, 2010).

Отмечается рост числа учеников имеющих инвалидность с 41% в 2007 г. до 53,4% в 2012 г. (И. М. Яковлева, 2013г.). Среди учащихся с умеренной умственной отсталостью - 78,9%, среди учеников с тяжелой степенью - 100%, среди учащихся с легкой умственной отсталостью их зарегистрировано 38,1%, что свидетельствует об усложнении патологии у данной категории учащихся [150]. По данным образовательных учреждений, участвовавших в мониторинге, среди учащихся с легкой умственной отсталостью 22,6% детей имеют сложный дефект, среди учеников с умеренной степенью - 59%.

Таким образом, в настоящее время среди воспитанников коррекционных образовательных учреждений отмечается рост числа детей со сложными (комплексными) нарушениями, что обусловлено объективными причинами, и влечет за собой постановку вопроса о создании необходимых психологопедагогических условий для успешного развития этой категории детей.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%