У умственно отсталых слабовидящих детей зрение остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие отличается узостью обзора и снижением точности, из-за чего у таких детей возникают трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе эти дети быстро утомляются, что вызывает снижение умственной и физической работоспособности, трудности формирования навыка чтения. Тифлопедагогический опыт специалистов свидетельствует о том, что реализовать обходные пути развития умственно отсталого слабовидящего ребенка можно включив в деятельность сохранные анализаторные системы, и таким образом минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие психики такого ребенка (Н.А. Крылова, 1990).
Нарушения навыка чтения у умственно отсталого слабовидящего ребенка могут быть обусловлены и слабым развитием функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением. Также недостаточное развитие концентрации внимания способствует тому, что при чтении текста глаз умственно отсталого ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. У таких детей с трудом формируется навык следования направлению чтения — слева направо. Умственно отсталые слабовидящие дети часто не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали в связи с особенностью накопления словаря (Н.А. Крылова, 1990).
Трудность формирования навыка чтения также зависит от качества
понимания речи, от точного восприятия некоторых фонем, окончаний единственного и множественного числа из-за чего у детей нередко наблюдаются нарушения понимания связей между словами и т. д.
|