Воскресенье, 29.06.2025, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Безопасность жизнедеятельности как предмет педагогической рефлексии

Безопасность жизнедеятельности - одна из главных проблем человеческого существования от начала зарождения цивилизации и до наших времен. На протяжении многих веков она находилась в центре внимания многих философов, политологов, историков и правоведов. Изучение историографии проблемы безопасности жизнедеятельности показало ее актуальность и значимость во все эпохи. В древнегреческом периоде развития цивилизации на необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности указывали Платон, Аристотель и Г еродот. В частности, Платон считал, что «из стражей надо выбирать таких людей, целью жизни которых является ревностное служение государственной пользе. Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри - оберегали дружественных граждан, чтобы у одних не было желания, а у других - сил творить зло» [Цит. по: 178, с. 129].

Цицерон утверждал, что «... каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться и защищать свою жизнь, избегать всего того, что кажется вредоносным и приобретать себе все необходимое для существования» [Цит. по: 269, с. 163]. Конструируя модель идеального государства, Аристотель высказал мнение о том, что «в стране должно быть, прежде всего, пропитание, ремесла и оружие, необходимое для участников государственного общения как для поддержания власти против неповинующихся внутри государства, так и против внешних врагов, если они попытаются нанести обиду» [Цит. по: 13, с. 245].

Анализируя проблему безопасности жизнедеятельности в России А.В. Возжеников и А.А. Прохожев в своей работе «Безопасность России: современное понимание, обеспечение» указывают, что стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения древних предков в общество [47].

В средние века понимание безопасности трактовалось как отсутствие опасности или зла для человека. В своей работе «Левиафан» (1651 г.) английский философ Т. Гоббс указал на диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства. По его мнению, добро и зло кроются в поведении людей, живущих в обществе, и поэтому задача безопасности личности и общества заключается в выработке определенных правил поведения между людьми.

Согласно философскому словарю Т. Робера, безопасность - это спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до XVII в. использовался редко.

Широкое распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие «безопасность» приобрело благодаря философским концепциям Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других мыслителей XVII-XVIII вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности.

Именно в этот период предпринимались первые попытки теоретической разработки данного понятия. Наиболее интересна версия Й. Зонненфельса, определяющего безопасность как состояние, при котором никому нечего опасаться. В то же время, Н. Макиавелли в своих исследованиях толковал ее следующим образом: «Государя подстерегают две опасности: одна изнутри или со стороны подданных, другая извне - от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников, а если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир при условии, что его не нарушат тайные заговоры. Главное средство против них - не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу» [Цит. по: 138, с. 56]. Для конкретного человека такое положение означало частную, личную безопасность, а состояние государства, при котором нечего опасаться, составляло общественную безопасность.

По мнению Б. Спинозы, обеспечение безопасности связано с непосредственным функционированием органов управления: «Для безопасности государства неважно, какими мотивами руководствуются люди, лишь бы дела в нем управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства - безопасность» [Цит. по: 234, с. 187].

Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» в отечественной науке были слабо изучены в силу многих субъективных и объективных обстоятельств. Теоретические осмысления ученых в сфере безопасности не поощрялись, так как они касались проблемы внутренней безопасности государства, и сопровождались репрессивными мерами с его стороны. До начала XIX века в России власть царя практически не ограничивалась никакими законами, поэтому исследования ученых касались сферы внешнеполитической и военной безопасности, и никаким образом не касались внутренней безопасности. Царская власть обосновывалась как единственная, справедливая и законная, в связи, с чем были созданы государственные институты самодержавного режима: Тайная канцелярия Ивана Грозного, Тайный приказ Петра Первого, специальное отделение жандармской полиции Александра I.

В своих работах «Малая челобитная» и «Большая челобитная» И.С. Пересветов представлял необходимость царской власти для блага всех граждан России. Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» отмечал, что «...монарх должен править справедливо, уважая закон» [Цит. по: 152, с. 78].

По мнению Н.М. Карамзина, при таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других людей, иностранных государств или стихийных сил природы безопасность вы-

 

ступала в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. Он считал, что первым государственным благом и высшим законом в политике является безопасность его граждан.

Впервые в российской научной литературе термин «государственная безопасность» появился в работах ученых XIX века. В своем труде «Полицейское право» (1873 г.) И.Е. Андриевский, отмечал, что основой в понимании проблемы безопасности является человек и его развитие. Для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения целей необходимы известные условия, среди которых главнейшее место занимают безопасность и благосостояние. При этом условие безопасности граждан обеспечивается предупреждением или пресечением опасностей, могущих грозить, как от злой воли других людей, так и от сил природы, различных несчастных случаев [29].

Термин «государственная безопасность» был введен в стране в апреле 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности, и отражал официальную точку зрения о приоритете интересов государства перед интересами личности и общества в целом. В 1936 году он был официально включен в текст Конституции СССР (пункт «и», статьи 14, главы 2) и стал употребляться в документах и актах органов советского государства, в правовой литературе.

Долгое время этот термин использовался на практике без какого-либо разъяснения его значения. В 50-е годы XX века в юридической и научной литературе стали предприниматься попытки глубокого анализа понятия безопасности, определение ее научно-терминологического аппарата. Так, в Юридическом словаре понятие «государственная безопасность» трактуется как система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ» [278].

В Большой советской энциклопедии этот термин представлен как совокупность мер по защите существующего государственного и общественного

строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от

36

 

подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также противников существующего строя внутри страны [39].

В международных актах о правах человека безопасность наряду со свободой и собственностью вошло в число естественных прав человека с XVII века [67]. В английском Билле о правах (1689 г.) безопасность ставится в один ряд с единением мира, спокойствием народа и благосостоянием государства [36]. Американская Декларация независимости (1776 г.) указывает, что создание гарантий безопасности объявлено правом и обязанностью народа, а задача власти - обеспечить ее людям [66].

На протяжении многих десятилетий не отмечается дальнейших изменений в дефиниции термина «безопасность», так как сфера безопасности была монополией государства. В отечественной литературе XX века проблема национальной безопасности, как правило, не рассматривалась, а изучалась проблема защиты социалистического Отечества. Более того, в период демократизации (1989-1993 гг.) сложилось отношение к государственной безопасности как к чему-то такому, что противостоит обществу, человеку, личности и от чего необходимо отказаться, если стремиться к демократическому развитию страны [88].

Г лубокие изменения политической и экономической ситуации в стране и мире в конце 80-х годов потребовали серьезного пересмотра существующей концепции обеспечения безопасности государства. Это обстоятельство привело к тому, что с 90-х г. исследование проблем безопасности становится актуальным. Под руководством академика Ю.А. Рыжова делается первая попытка разработки концепции безопасности страны с учетом новой геополитической ситуации. В связи с чем, Л.И. Шершневым был организован Фонд национальной и международной безопасности, принимавший активное участие в разработке теоретических и научно-практических проблем безопасности.

С развитием общественных отношений, указывают А.И. Васильев, В.П. Сальников, С.В. Степашин, категория «безопасность» претерпела значительные изменения [45].

В этой связи следует в первую очередь определить понятия, относящиеся к конкретным видам безопасности, и лишь на этой основе выделить содержание каждого вида безопасности (политической, военной, экономической, экологической, социальной, психологической и т.д.). Вначале 90-х гг. XX века публикуются материалы, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. В настоящее время во многих работах А.И. Васильева,

В. Возженикова, И.Н. Глебова, С.В. Гущина, Ю.И. Дерюгина, М.И. Дзлиева,

Л. Манилова, В.И. Митрохина, Г.В. Осипова, В.С. Пирумова, А.А. Прохо- жева, В.П. Сальникова, В.В. Серебрянникова, С.В. Степашина, Л.И. Шершнева и других приводятся результаты исследований, связанных с совершенствованием понятийного аппарата термина безопасности [240].

По мнению В.И. Митрохина, безопасность сегодня определяется как «мера защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом» [159]. Принципиально новый для страны качественный скачок в изучении проблемы безопасности, ее подходов отмечается в конце XX века. Понятие «безопасность» было определено как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», и закреплено в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5.03.1992 г. № 2446-1 [86]. При этом жизненно важные интересы рассматриваются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Общее определение безопасности было принято в международных документах МАГАТЭ, где безопасность рассматривалась как состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в тексте самого определения: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий» [143]. В общей теории безопасности государства, научных трудах и научно - исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность жизнедеятельности», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «методы обеспечения безопасности» и другие [27, 116].

В толковом словаре В.И. Даля безопасность трактуется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [64], а в словаре С.И. Ожегова - как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [166]. В научной литературе существует много определений понятия «безопасность», однако по сегодняшний день нет твердо устоявшегося, общепризнанного.

По мнению И.А. Баевой, безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов или механизмов.

М.Ю. Зеленков утверждает, что безопасность интерпретируется как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита, либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. При этом, под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью - совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью - способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия [88].

 

Безопасность - это стабильное состояние среды обитания с существующим уровнем упорядоченности, наиболее благоприятное для функционирования биосферы и техносферы, сохранения жизни, здоровья и благосостояния человека, - считает Л.А. Муравей [154].

Наиболее часто безопасность жизнедеятельности определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый объективно и субъективно ущерб, закрыть путь для выживания и развития [284].

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России задается положениями, принятой новой редакцией Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ №2 537 от 12.05.2009 г.), которая определяется как система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу [242].

В этой связи, главными направлениями политики Российской Федерации в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются:

усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности граждан;

обеспечение безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности;

развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

40

 

укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения;

повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности [115].

Сегодня, проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых - развитие профессиональной, компетентной, творческой и социально-ответственной личности специалиста, способной обеспечить гармоничное и безопасное существование системы «человек-общество-среда обитания», - одна из основных. Следовательно, безопасность жизнедеятельности следует рассматривать как системную категорию, объединяющую как личностную, так и деятельностную компоненту существования человека. По мнению П.А. Ваганова, Л.Н. Гориной, С.П. Данченко, П.И. Кайгородовой, И.Д. Козаковой, О.Н. Русак, З.А. Хуснутдиновой и др., ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях и способах защиты от них [44, 58, 65, 87, 240, 265]. Н.Н. Рыбалкин определяет безопасность жизнедеятельности как ценностно-рефлексивную форму существования человека в окружающей среде и в сфере профессиональной деятельности через опосредование опасностью [204].

XXI век ставит новые задачи перед обществом, и в первую очередь они связаны с осмыслением проблем окружающего мира на основе интеграции социальных, экологических, экономических проблем в направлении вектора повышения безопасности человека [5], где особую актуальность приобретает формирование личности безопасного типа поведения.

Воспитание данных качеств личности обусловлено рядом факторов, важнейшими из которых являются способность выживания в трудных жизненных ситуациях; потребность противостоять опасностям и угрозам; знания о причинах и условиях возникновения, также способах борьбы с ними; потребность перехода к обществу с безопасными социальными структурами и системами отношений, формирующими безопасность личности.

В своих исследованиях В.Ф. Пилипенко определяет безопасность личности как формирование комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, позволяющих развивать и реализовывать социальнозначимые способности и потребности личности, не испытывая противодействия государства и общества [176].

Безопасность личности, отмечает В.И. Ярочкин, - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, обозначенное внутренними и внешними факторами [283]. При этом к внутренним факторам относятся пагубные привычки, поведение и микросоциальная среда; биологические факторы (наследственность); служба здоровья. Внешними факторами являются окружающая среда (природная, техногенная, социальная), экология; воздействие естественной природной среды (солнечная активность, изменение метеорологических условий, возмущение магнито- и ионосферы Земли); воздействие антропогенной, техногенной среды, нарушение экологического равновесия (загрязненность естественной среды обитания, изменение микроклимата, возрастание миграционной активности населения); воздействие производственной среды (шум, радиация, вибрация, химические вещества); воздействие социального характера (неустроенный быт, низкий уровень денежных доходов, социальная агрессия) [282].

Исходя из определения, приведенного в психологическом словаре, личность (англ. personality; от лат. persona - маска актера; роль, положение; лицо, личность) - совокупность относительно устойчивых поведенческих и когнитивных характеристик, черт и предрасположенностей, свойственных проявлять индивиду в различных ситуациях, условиях внешней среды, при взаимодействии с другими людьми и лежащих в основе индивидуальных различий [193].

Среди научных воззрений на содержание понятия «личность», имеющих непосредственное отношение к проблеме ее формирования, выделен ряд отчетливо сложившихся позиций. В качестве концептуальной идеи, определяющей сущность личности, Э.В. Ильенков, А.Г. Ковалев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев выдвинули систему отношений [106, 128]. «Самое главное и определяющее личность - ее взаимоотношения с людьми, представляющие сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь с его различными сторонами жизни. Она выражается в его действиях, реакциях, переживаниях, отношения характеризуют степень интересов, силу эмоций, желаний и потребностей», - утверждает В.Н. Мясищев [Цит. по: 155, с. 93]. С точки зрения Б.Г. Ананьева и А.В. Петровского, личность - это системное качество человека [174], а, по мнению А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, - реально деятельностный человек [132, 137, 201].

Как отмечает А.Н. Леонтьев, личность - это системное и потому сверхчувственное качество, носителем которого является индивид с его врожденными и приобретенными свойствами. Личность является особым качеством, приобретенным индивидом в обществе, в совокупности общественных по своей природе отношений [132]. В то же время С.В. Алексеев считает, что личность - это человек как представитель общества, выражающий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, а имеющиеся у него качества определяют отношение к этим людям, к жизнедеятельности, к окружающей среде и безопасному поведению в ней [6]. В процессе эволюционного развития человек на различных этапах онтогенеза, формируясь как личность, стремиться овладеть способами и методами самореализации, контроля над условиями своего существования. Взаимодействуя с окружающей средой, он не только пассивно воспроизводит усвоенные им формы взаимодействия с социумом, но и сам является участником его развития, следовательно, способен изменять существующие условия, исходя из своих ценностей [83].

Согласно К. Роджерсу, личность - это не стабильная структура, а непрерывный процесс - «person as a process». Силы, определяющие развитие, находятся внутри человека, а не вне его. «Самое глубокое внутреннее ядро человеческой природы, самые глубинные слои его личности, основа его «животной природы» по существу социализированы, рациональны и движут его вперед» [Цит. по: 199, с. 215]. В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера человека, способствующая ее развитию. Главная же тенденция поведения человека - это стремление к самореализации и актуализации своих потенциальных возможностей [141].

По мнению Л.С. Выготского, в основе понимания адекватного и безопасного поведения человека лежит выявление тех смыслов, которые он вложил в свои действия, «представляющих собой единство аффективных и интеллектуальных процессов» [Цит. по: 52, с. 45]. «Для того, чтобы выявить отношение человека к различным задачам и ситуациям, необходимо установить смысл, который содержит интеллектуальную и эмоциональную стороны», - считает М.А. Котик [Цит. по: 125, с. 82]. Эмоциональная (аффективная) сторона смысла в зависимости от возникшей ситуации имеет две категории: «значимость-ценность» как показатель переживаний, вызванных ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности, и «значимость-тревожность» - показатель переживаний, порожденных трудностями, опасностями этой деятельности и ее последствиями.

По выражению А.Н. Леонтьева, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта [132]. В его концепции личности центральное место отведено понятию деятельности, а основной внутренней характеристикой личности выступает мотивационная сфера и «личностный смысл», выражающий отношение цели деятельности человека к ее мотивам.

На особенности поведения личности в той или иной ситуации существенное влияние оказывают ее индивидуально-психологические свойства, а также субъективное восприятие ситуации, утверждают Т.В. Маликова и О.В. Шатро-

 

вой [139]. По их мнению, существуют ресурсы личности - это способности, позволяющие индивиду поддерживать чувство стабильности и целостности в разных ситуациях и в разное время:

способность переживать, переносить и интегрировать в свою картину мира сильные воздействия;

способность сохранять ощущение жизненной силы и позитивный настрой;

способность поддерживать чувство связи с другими людьми, ресурсы ЭГО (умение реализовывать свои потребности и одновременно взаимодействовать с другими людьми);

навыки рефлексии (интеллект, сила воли и инициативность, нацеленность на личностный рост, осознание собственных потребностей, умение видеть перспективы);

навыки межличностного взаимодействия и самопомощи (способности предвидеть последствия, устанавливать взаимоотношения с другими, обозначать границы в межличностных отношениях). Кроме того, ресурсы личности способствуют позитивному и безопасному отношению ее к окружающему миру, формируя, тем самым, личность безопасного типа поведения.

По мнению А.Ф. Абзалова, Н.С. Костоусова, А.Ф. Шамича, личность безопасного типа поведения необходимо рассматривать как единственное в своем роде своеобразное соотношение человеческих особенностей, как гармонию личностного, индивидуального, общественного. В результате взаимодействия различных сторон человеческой личности возникают новые качественные образования, которые, по мнению ученых, составляют сущность понятия «личность безопасного типа поведения». Познать личность безопасного типа поведения как целостное образование - значит, выявить ее основные компоненты, определить характер взаимодействия между ними с позиции интегративного подхода. Основная цель формирования личности безопасного типа поведения заключается в выработке определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снизить уровень исходящих от

45

 

личности опасностей и осуществить их профилактику в окружающем человека мире [60].

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности, который включает:

приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

формирование экологического мировоззрения;

обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Разные люди в различной степени обладают качествами, присущими личности безопасного типа поведения. В значительной мере их определяют врожденные генетические способности. Однако важную роль здесь играют и условия существования человека в обществе, его воспитание и образование.

Содержание данного понятия определяется возможностями и способностями человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности, безопасной для окружающих [228].

По мнению Л.А. Михайлова, основными чертами личности безопасного типа поведения выступают: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя. Содержание поведения личности безопасного типа определено наличием трех основных компонентов (предвидение опасности, уклонение от нее и ее преодоление). Единство и реальность их существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека.

46

 

Личность безопасного типа поведения есть человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, - утверждает Л.И. Шершнев [272].

Концепция личности безопасного типа, по определению П.Б. Струве, близко сопрягается с «русской моделью независимого человека» - двигателя, творца цели, в основе ее идея «личной годности», которую он характеризует как совокупность определенных духовных свойств человека (выдержки, самообладания, добросовестности, ответственности, дисциплины, расчетливости), фундамент всех общественных отношений [Цит. по: 244, с. 48].

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности осуществляется в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. В качестве основного фактора развития личности он выделил деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, задаваемый референтными группами и общением в виде совместной деятельности, которая в них складывается, а не монополию «ведущего типа деятельности» [174]. А.Г. Ковалев, исходя из критериев деятельности личности, выделяет следующие ее компоненты: направленность (отношения к действительности); способности; характер (стиль поведения в социальной среде); систему управления (образ «Я») [106].

Деятельность - одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей среды обитания - с другой. Протекание и развитие различных процессов, при этом, существенно зависят от содержания и структуры дея-

 

тельности: мотивов, целей и средств осуществления (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Вместе с тем, на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Под деятельностью Б.Г. Ананьев понимает способ воспроизводства социальных процессов и связей человека с окружающим миром, а также способ самореализации человека [10]. По его мнению, она охватывает как различные формы активности человека, так и различные аспекты и качества его бытия. Деятельность невозможна без самореализации человека, в противном случае она вызывает отчуждение - процесс, когда человек становится чужд ей, ее условиям и результатам.

Формы деятельности многообразны и охватывают материальные и духовные процессы, протекающие в различных сферах жизни личности. Активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого она удовлетворяет свои потребности, неизбежно приводит к ее изменению, основу которого составляет целесообразность. Изменяя внешнюю среду, человек перешел в менее равновесное состояние, а, следовательно, менее безопасное. Чтобы компенсировать эту потерю безопасности, указывает Р.А. Дурнев, ему предстоит изменить окружающую среду в интересах собственной защиты, и чем больше таких изменений, тем больше риск жизнедеятельности [222].

В современном психологическом словаре деятельность рассматривается как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности [194]. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает сам процесс преобразования и его результат, что приобретает особую значимость для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от предмета деятельности выделяют ее виды:

48

 

продуктивная, в процессе которой различают два уровня: эвристический (поисковый) и творческий. На эвристическом уровне осуществляется поиск субъективно новой информации для себя, а на творческом - объективно новой информации;

познавательная - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний;

профессиональная, связанная с осуществлением какой-либо работы в определенной сфере труда.

Согласно многочисленным исследованиям ученых (Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, М.И. Дьяченко, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, В.Н. Пушкина) профессиональная деятельность неразрывно связана с проблемой готовности к ее осуществлению.

Дефиниция понятия «готовность» многогранна. Так, А.Г. Асмолов, А.С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе определяли готовность, как специфическое состояние, в основе которого лежит установка личности к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение ее актуальной потребности, в то время, как Т.И. Воронова, М.И. Дьяченко, А.А. Емельянова, Е.А. Савченко - устойчивая характеристика личности, которая отличается соответствием содержанию, структуре и условиями выполняемой деятельности. По мнению Т.Б. Гершкович, Г.Н. Жукова, Р.Д. Санжеевой, С.Н. Фокиеевой, готовность выступает интегративным профессионально важным качеством с динамической структурой взаимосвязанных личностных компонентов (способность к самооценке, профессиональная направленность, самовоспитание).

Вместе с этим, готовность подразделяется на:

функциональную и личностную (Ф.П. Генов, В.А. Сластенин);

психологическую и практическую (Ю.К. Васильев, Ф.Н. Гоноболин, Ю.К. Некрасов, А.И. Щербаков);

общую и специальную (Б.Г. Ананьев);

моральную и профессиональную (Р.А. Низманов).

49

 

Основной задачей профессиональной готовности к деятельности, по мнению Р.Д. Санжаевой, является установление оптимального соответствия между личностью и профессией [206].

В свое время К.К. Платонов характеризует готовность к профессиональной деятельности как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению профессиональных требований [179], тогда как В.А Сластенин определяет ее синтезом ряда важных составляющих (психологической, научно-теоретической, практической, психофизической) [214], где устойчивое единство и высокий уровень их реализации является внутренним признаком ее осуществления.

О.В. Плешакова определяет профессиональную готовность как ценностное системное личностное новообразование, проявляющееся в период подготовки к профессии как качество личности, и как ее психическое состояние, обеспечивающее целенаправленное развитие и изменение ее для эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности [180].

Ученые И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов определили следующие функции готовности к профессиональной деятельности:

ценностно-ориентировочная, обеспечивающая осознание значимости будущей профессиональной деятельности, которое проявляется в устойчивом интересе и ценностных отношениях к ней, ответственности за результаты своего профессионального труда, в отношении к современному миру как духовной, социокультурной и интеллектуальной целостности;

гностическая, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих специалистов, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, саморазвития и самореализации;

интегративная, устанавливающая процессуальное единство между целью и действием личности и обеспечивающая обобщение профессиональных знаний, умений и навыков в самостоятельную деятельность в условиях неопределенности;

 

• прогностическая, отражающая результат профессиональной деятельности [273].

По мнению ученых (А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Л. Левитов), существует временная (ситуативная) и длительная (устойчивая) готовность к профессиональной деятельности [68, 78, 79, 131], образующая функциональное единство и взаимодействие между собой.

Под длительной готовностью к профессиональной деятельности А.А. Понукалин подразумевает структуру, в которую входят:

положительное отношение к профессиональной деятельности;

черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям профессиональной деятельности;

необходимые знания, умения, навыки для ее осуществления;

устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы [184].

По утверждению Н.Д. Левитова, Л.С. Нарсесян, В.Н. Пушкина, А.А. Ухтомского, временное состояние готовности к профессиональной деятельности отражает особенности и требования предстоящей профессиональной ситуации, где основными ее чертами являются устойчивость, действенность влияния на сам процесс и соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели. Кроме этого, ими была предложена структура временной готовности к профессиональной деятельности, включающая следующие компоненты: психическую направленность личности; интегральный психофизиологический компонент; структуру действий.

В свою очередь О.Н. Аллин выделил следующие компоненты:

нравственно-мотивационный, выражающий общую профессиональную направленность личности и включающий высокие нравственно-этические качества, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание заниматься именно этой деятельностью;

интеллектуально-операционный, выражающийся в интеллектуальных

качествах личности, владении способами и приемами деятельности, синтезе

51

 

профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, играющих существенную роль в эффективности ее профессиональной жизнедеятельности;

- психофизический, включающий функционирование психики в целом и физиологических систем, обеспечивающее эффективность жизнедеятельности специалиста [9].

По мнению А.С. Мельничука, готовность к профессиональной деятельности представляет собой двухуровневое системно-структурное образование, состоящее из потенциальной (интеллектуальный, операционный компонент) и актуальной (мотивационный, эмоциональный, волевой компоненты) готовности к ней [145]. Вместе с тем, К.Д. Коджаспирова рассматривает готовность как уровень развития личности со своими индивидуальными особенностями психических процессов качествами [108]. По утверждению Р.И. Айзман, личность есть индивид с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его как члена общества [4]. Таким образом, формирование личности безопасного типа поведения, готовность ее к профессиональной деятельности - актуальная задача современного общества.

В настоящее время основной доминантой развития общественных отношений является признание обществом приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, актуализирующих решение проблем жизнедеятельности и обеспечение безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Практическое выполнение действий организации защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от социальных потрясений являются важнейшими задачами государственной безопасности страны [264].

В современных условиях эта тенденция связана не только с гармонизацией отношений человека с природой, но и человека с человеком, человека с обществом, ориентированных на уважение, признание свободы и безопасности личности, внутреннее саморазвитие и самоконтроль каждого. В этом контексте актуальной задачей становится развитие личности людей с полной или частичной потерей зрения как субъекта деятельности безопасного типа поведения в окружающей их среде [114].

Проблема влияния глубоких нарушений зрения на процесс формирования личности волновал исследователей давно. В дефектологии и общей психологии существовали две противоположные точки зрения на эту проблему: одни исследователи (А.И. Мещеряков, И.А. Соколянский, А.В. Ярмоленко) утверждали, что ни ранние, ни поздние нарушения зрительных функций никоим образом не влияют на развитие личности инвалида, она формируется так же, как и у здорового человека, другие (В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева), наоборот, пришли к выводу, что нарушение зрительных функций оказывает влияние на личность, воздействуя на все её структурные элементы [31].

Первые научные исследования личности слепого были выполнены во второй половине XIX века, в основном методом интроспекции. Предметом первых экспериментальных исследований ученых А.А. Крогиуса, Г.И. Челпа- нова, А.М. Щербины явилось развитие не только познавательной сферы (ощущения, восприятия, представления, память) человека, имеющего дефекты зрения, но и его личности.

На протяжении многих веков, в обыденном сознании, складывалось представление о личности слепых как глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих ее от нормально видящих. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение. Особенности личности инвалида рассматривались как непосредственное следствие нарушения зрения. В результате возможности совершенствования личности, формирования положительных свойств, считались крайне ограниченными [134].

По мнению Г.П. Недлер, изменить душевную жизнь слепого невозможно, его стремления и надежды неминуемо должны разбиться в жизни, причиняя невыносимые нравственные страдания. Однако А.М. Щербина отмечал, что слепота, затрудняя поступление впечатлений извне, содействует «углублению и просветлению духовной жизни» [Цит. по: 233, с. 313].

Слепота кладет глубокий отпечаток на всю личность, - утверждал А.А. Крогиус. Так же, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом процессе зависит от мотивации социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой. При этом, отмечал А.А. Крогиус, «в обществе малокультурном и живущем преимущественно физическими интересами слепота может гораздо сильнее затормозить развитие духовной жизни, чем в том, где слепой находит понимание и нравственные интересы» [Цит. по: 126, с. 62].

Зрение в жизни человека играет большую роль. По мнению С.Л. Рубинштейна, «человек сформировался как существо оптическое». Современные исследователи (А.И. Зотов, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.) утверждают, что большая часть информации поступает к человеку через зрительную систему, оказывая решающее значение на формирование личности, которое во многом зависит от объема, качества и разнообразия поступающей информации в процессе его жизнедеятельности. В.П. Гу- донис утверждает, что нарушение зрения существенно затрудняет процесс ее получения человеком извне, что в свою очередь отрицательно сказывается на психических процессах личности [61].

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения картины мира. В результате чего, из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важных свойствах предметов

 

и явлений. Компенсация этих пробелов в чувственном опыте становится возможной только при активизации деятельности других органов чувств, где существенная роль принадлежит вниманию, связанному с деятельностью, в которой формируются потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, определяющее в конечном итоге уровень развития и безопасного поведения слепых и слабовидящих в окружающей среде. Внимание, не являясь соматическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления, как сосредоточение сознания на отражённом объекте.

В многочисленных исследованиях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др., развитие личности слепых и слабовидящих полимотивированно и является процессом, протекающим по- разному, в зависимости от условий внешней среды и особенностей индивида.

Ключевым моментом, оказывающим влияние на формирование личности с нарушением зрения, является органический дефект (чувство неполноценности органов), который по определению А. Адлер, становится постоянным стимулом развития индивида [3].

По мнению Л.С. Выготского, слепота есть не только отсутствие зрения, но и глубочайшая перестройка всех сил организма и личности. Он подчеркивал, что слепота, создавая новый особый склад личности, вызывает к жизни новые силы. «Слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей, плюс, сила» [Цит. по: 51, с. 68]. Источником компенсации при слепоте является, по словам ученого, не развитие осязания или утончение слуха, а речь, которая позволяет пользоваться социальным опытом. «Слепоту побеждает слово», - утверждал Л.С. Выготский, - «важно не то, чтобы слепой видел буквы, а, чтобы умел читать таким же образом, каким читаем мы, обучался этому так же, как и зрячие люди, умел писать, а не водить пером по бумаге» [Цит. по: 53, с. 283].

Характеризуя развитие личности слепых и слабовидящих людей,

В.П. Киселев отмечал, что радость от сознания власти над собой, над своими

мелкими, эгоистическими страстями и склонностями, сознание определенной

55

 

независимости от них и является внутренним стимулом самосовершенствования инвалидов по зрению [104].

Большой вклад в изучение проблем личности слепых и слабовидящих людей внесли Е.Д. Агеев, В.З. Денискина, В.П. Ермаков, З.Г. Ермалович, М.И. Земцова, А.И. Каплан, В.А. Кучинин, А.Г. Литвак, Ю.И. Петрова, Н.А. Попова, А.П. Садников, В.С. Сверлов, В.А. Феоктистова и другие [113].

В многочисленных исследованиях А.Г. Литвак отметил, что в центре внимания тифлологии находится личность слепого, характер и степень влияния дефекта на человека, пути и методы компенсации. Анализируя историю развития теории компенсации, он выделил четыре ее этапа: 1) компенсация как проявление духовных сил, как чисто биологическое развитие; 2) автоматическое «изощрение» сохранных анализаторов; 3) социологизация; 4) материалистический детерминизм [134].

Кроме социального и биологического детерминанта, определяющих развитие личности слепых, им отмечен также аномальный фактор, как специфически отличающийся по своему влиянию и от социального, и от биологического [135]. В основе всех теорий, находящихся на разных этапах развития понимания компенсации, выявилось в ее толковании два направления - опора человека с недостатками развития на деятельность сохранившихся анализаторов и использование высших психологических функций (Б.Г. Ананьев, Т.Р. Армитэдж, П. Биллей, М.И. Земцова, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, А.И. Мещеряков, Г.А. Цукерман, А.В. Ярмоленко).

Так М.И. Земцова в работе «Пути компенсации слепоты» особое значение придает компенсации дефекта зрения, который по своему происхождению делится на две группы: врожденный и приобретенный. Такие дефекты зрения (заболевания сетчатки, зрительного нерва, поражение зрительных зон головного мозга) относятся к первичным соматическим дефектам, вызывая тем самым вторичные функциональные отклонения (сужение остроты зрения, нарушения свето- и цветоощущения). Вторичные дефекты, по ее мнению, представляют собой ряд отклонений от нормы, что приводит к нарушениям в области представлений с одной стороны, и к нарушению нормального, безопасного развития личности - с другой. Приобретенный дефект зрения приводит и к развитию компенсаторных функций организма, способствующих в той или иной мере возмещать их нарушение или утрату [90].

По мнению Б.И. Коваленко, компенсация слепоты и слабовидения - явление биосоциальное, которое следует рассматривать как процесс перестройки и адаптации к новым условиям жизни.

Среди социальных факторов, влияющих на развитие личности, связанное с компенсацией нарушенных или утраченных функций, существенную роль играет социальная ситуация развития, статус человека с ограниченными возможностями здоровья в обществе, условия деятельности и его активность. Включение слепых и слабовидящих в активную деятельность в различных ее формах рассматривается В.М. Акимушкиным, И.С. Моргулис, как одно из условий компенсаторных проявлений личности [19].

Проблема формирования личности незрячего человека неотделима от вопросов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению, указывает А.М. Жихарев, основным принципом которой выступает следующее положение: «реабилитация слепого - это, прежде всего, реабилитация его как личности» [Цит. по: 85, с. 69].

Опыт, накопленный в гуманитарных, биологических, медицинских науках, безусловно, глубоко раскрывает проблему развития личности людей с дефицитом зрения, но проблема их безопасной жизнедеятельности и поведения в социальной среде требует тщательного, комплексного анализа.

В рамках изучения проблемы безопасного поведения слепых и слабовидящих людей проявляются необходимые специфические факторы:

- преодолевающее поведение, (поиск и применение новых форм поведения, принятие новых социальных тенденций и норм);

поведение, сфокусированное на полноте реализации себя в жизни («упоение жизнью» - «сейворинг») как наиболее благоприятный эмоциональный фон для достижения успеха в адаптации;

гибкость мышления, установок и поведения для решения проблем инвалидов по зрению.

По мнению Т. Руппонен, конечной целью безопасной реабилитации людей с дефицитом зрения является достижение такого психического состояния, при котором они воспринимают свой зрительный дефект как одно из своих качеств, как определенную индивидуальную характеристику, отличающую их от других. Достижение такого состояния возможно при определенной психологической работе с инвалидом и при формировании адекватного отношения к нему со стороны социального окружения [203].

«Только при этом условии каждый человек может быть признан полноценной, а не ущербной личностью (в том числе и инвалиды по зрению), индивидуальностью, которая способна стать и быть полномочным представителем рода человеческого», - полагал Э.В. Ильенков [Цит. по: 93, с. 97]. Однако дефекты зрения нарушают взаимодействия человека с окружающей средой, в результате происходит утрата социальных связей и отношений.

Основные и наиболее тяжелые последствия слепоты, по мнению Л.С. Выготского, связаны с органическим дефектом лишь косвенно, являясь следствием выпадения их из социума. Решающим моментом в безопасной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья будет восстановление их социальных позиций, которые зависят от мотивационных установок инвалидов по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самим себе и своему дефекту. Все эти установки формируются у них в процессе деятельности, безопасность осуществления которой определяется адекватным и позитивным отношением к ней.

По мнению В.С. Мерлин, в результате включения инвалидов и других маломобильных групп населения в общественную деятельность активизируется процесс развития их личности, связанный с преодолением психологического кризиса, выходом из состояния фрустрации, имеющей поэтапный характер:

фаза бездействия, сопутствующая глубокой депрессией;

фаза занятия, с включением инвалида в деятельность с целью отвлечения его от тягостных мыслей о недуге;

фаза деятельности, направленная на реализацию своих творческих возможностей;

фаза поведения, определяющая характер деятельности, стиль поведения и весь дальнейший жизненный путь человека с ограниченными возможностями здоровья [147].

По утверждению М.И. Земцовой, при включении инвалидов по зрению в общественную деятельность, их самочувствие улучшается, возникают чувства радости, бодрости, удовлетворенности успехами труда, укрепляется вера в свои возможности и силы, ослабевают болезненные проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией личности на слепоту, являя, тем самым, готовность инвалида к активной жизни и деятельности. Особо значимую роль в реабилитации людей с ограниченными возможностями имеет государственная политика, защищающая права инвалидов и стабилизирующая их социальное положение в обществе.

Основную роль в преодолении социальных последствий физического недуга сыграл ряд федеральных законов: № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6.10.1999 г. ред. 21.07.2014 г.); № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6.10.2003 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017 г.); № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 г. с посл. изм. от 19.12.2016 г.); Постановление Правительства РФ № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (от 12.08.1994 г); Указ Президента РФ № 758 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» (от 1.06.1996 г. с изм. от 27.04.2000 г.); Приказ Министерства образования РФ № 2417 «О реализации решения коллегии (от 18.06.2001 г.) №10 «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов»» (от 15.05.2001 г.) [112].

Кроме этого существует нормативно-правовая база развития системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории РФ, включающая ряд [251]:

• международных нормативных актов, в том числе:

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.).

Конвенция Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи (1993 г.).

• федеральных и региональных нормативных актов, среди которых:

Конституция РФ (гл. 2).

Поручение Президента РФ от 19.3.2011 г. № ПР.- 634.

Поручение Правительства РФ от 26.07.2011 № АЖ-П8-5284.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, в соответствии с которым функция профориентации закрепляется за образовательными организациями среднего общего образования, дополнительного образования детей и организациями, оказывающими помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения на Федеральном уровне; Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: ...4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (19.04.1991 г. № 1032-1) в рамках действия которого за гражданами закрепляется право на консультацию и профессиональную ориентацию: закон определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства, закон определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости, закон определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», частью 1 статьи 11 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 г. № 597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей».

Приказ Минтруда России от 23.08.2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования», направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность.

План мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный заместителем Министра образования и науки РФ Климовым А.А. 31.08.2015 г. № АК-67/05вн.

Поручение Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2015 г. № АК-763/06 «О создании Службы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 г. № 1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 06- 2412вн. 3.

Межведомственный комплексный план на 2016-2020 гг. по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ОВЗ на 2016-2020 гг.

Межведомственный комплексный план по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020 гг.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%