Воскресенье, 24.11.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Инклюзивное образование как новое стратегическое направление образования студентов

Реалии сегодняшнего времени делают чрезвычайно востребованной и актуальной проблему безопасности жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Только освоение новой философии и понимание прав инвалидов смогут удержать цивилизацию от ошибок по отношению к лицам с особыми потребностями. По данным Всемирного банка, 25% населения Земли имеют инвалидность, вызванную различными причинами, из 500 миллионов людей с инвалидностью около 150 миллионов - это дети, среди которых обучающиеся составляют менее 5% [111].

По официальным данным, в России 9,2% граждан (13,2 миллиона) имеют инвалидность. Эта цифра увеличивается ежегодно на 1 миллион человек, в 2016 году количество инвалидов превысило 16 миллионов человек [74, 190], в связи с чем возникла необходимость реформирования мировой педагогической системы в направлении интеграции системы общего образования со специальным. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми образовательными потребностями, прошедшая в 1994 году в г. Саламанка (Испания), стала знаковым событием в истории мировой педагогики и заложила основы для перехода от интеграционной педагогики к инклюзивной [205].

В России понятие «инклюзивное образование» было официально закреплено на федеральном уровне в новом Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). Данный документ, разработанный впервые с участием широкой общественности и профессиональных сообществ, дал возможность правового регулирования вопросов в области образования всех лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он ознаменовал собой начало нового периода в совершенствовании государственной образовательной политики в соответствии признанными международными принципами и нормами [110].

Ратифицированию Россией концепции инклюзивного образования предшествовало принятие основополагающих международных документов: Конвенция ООН «О правах ребенка» (1990), Декларация прав и свобод человека и гражданина» (1991), Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2008), составив-

ших юридическую основу для реформирования отечественного законодательства в области развития интеграционных процессов в образовании (Конституция Российской Федерации (1993), закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), закон «Об образовании» (1992), закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (2012), закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (2013) [20].

Принятые в России нормативно-правовые документы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья показывают, что на протяжении двадцати лет осуществляется систематическое совершенствование необходимых законодательных механизмов, обновляется и редактируется терминология, устанавливающая концептуальные основания для повышения эффективности интеграции в образовании.

Документальным свидетельством усиления внимания со стороны государства, направленной политики на обеспечение гарантированного доступа к получению лицами с инвалидностью качественного образования, в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого, обеспечивающего их успешную социализацию, является ряд законодательных актов и социально-образовательных проектов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №2 497), «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271), государственная программа «Доступная среда на 2016-2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2015 г. №2 1297). В целом в России создана необходимая законодательная основа для продвижения идеи инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему общего

 

образования. Проблема реализации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья тесно связана с уровнем готовности общества в целом и системы образования к принятию самой идеи инклюзии [22].

По мнению Э.Н. Фаттахова, инклюзивное образование в эпоху информационного общества - это реальный путь в будущее, где смогут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавая на основе знаний новое качество жизни людей планеты [172]. Это вызывает необходимость внедрения в российское образование инклюзивного подхода в деятельность образовательных организаций разных уровней, на основе научно-педагогической разработки всех его аспектов.

Проблема инклюзивного образования обсуждается педагогами, политиками, родителями и общественными организациями. Идеи инклюзивного обучения родились из насущной потребности общества обеспечивать возможность развития лицам с ограниченными возможностями здоровья и помочь им интегрироваться в социум. Без этого невозможно построение нового цивилизованного общества, системы образования отвечающей гуманистическим принципам.

По мнению Д. Митчелл, инклюзивное образование - это шаг на пути достижения конечной цели - создание инклюзивного общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ- инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад [150]. В таком обществе отличия сужаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба» [266].

Однако по мнению Д.З. Ахметовой, немало голосов и против инклюзии, что свидетельствует об огромных барьерах на пути создания системы инклюзивного образования, а, следовательно, на пути создания инклюзивного общества, предоставляющего каждой личности равные возможности, в открытой,

доступной, безбарьерной среде для самореализации [19].

66

 

С.В. Алёхина отмечает, что для нашей страны культурно обусловлено и традиционно восприятие лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте специального (коррекционного) образования [8]. Согласно таким представлениям, развитие обучающихся с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отдаления от общества. В связи с этим серьёзным барьером развития инклюзивного образования становятся ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к лицам с инвалидностью в российском обществе.

До появления нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, не было однозначного понимания сущности инклюзивного образования. В данном законе (ст. 2. п. 27) дано его определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [259]. На фоне принятия политических документов, закрепляющих принципы инклюзии в российском обществе, профессиональный спор о необходимости изменений общего образования в сторону инклюзивности остается актуальным.

Ведущими учёными специального образования высказываются серьёзные опасения относительно правильности данной тенденции. По утверждению С.В. Алёхиной, тенденции к интеграционным подходам в системе специального образования на российской почве возникают под явным влиянием западных образцов [8]. Однако не следует недооценивать того, что при отсутствии необходимой законодательной, экономической, социальной базы поспешное широкое внедрение идей интеграции, а тем более попытки подмены системы специального образования тотальной интеграцией могут привести не к равенству прав, а к потере обучающимися с инвалидностью возможности получить адекватное образование [23].

Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно

детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако такое рассмотрение

67

 

идеи инклюзии сужает трактовку, принятую во всём мире, а, следовательно, и саму концепцию инклюзивного образования. Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, отмечает Н.М. Назарова, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ [157]. Она определяет эту российскую модель как модель «поглощения» и высказывает серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии. Большинство европейских стран реализуют иную модель «сосуществования», не искажающую ключевые идеи образовательной интеграции [158].

По мнению заместителя генерального директора ЮНЕСКО, возглавляющего сектор образования, Цян Танг, качество инклюзии - это не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого человека в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни при качественном образовании и твердом фундаменте для дальнейшего образования [307]. Данная актуальная проблема требует консолидации усилий государства, бизнес структур, общественных движений и организаций, научных сообществ в развитии и становлении инклюзивного образования в России.

Несмотря ни на что, инклюзивное образование входит в нашу жизнь достаточно активно, поэтому сегодня педагогическую общественность волнуют вопросы, связанные с его становлением, среди которых:

теоретико-методологические аспекты инклюзивного образования в России, определение его статуса, доступность, новая модель образования, включающая специальную методику или совокупность методик обучения, влияние рыночных механизмов регуляции образования на развитие инклюзии;

система оценки качества работы образовательного учреждения и ее зависимость от внедрения инклюзивного образования;

введение соответствующих профилей в образование, связанных с инклюзией;

• механизм распределения средств между массовыми и инклюзивными учреждениями образования в контексте реформирования всей системы финансирования образования и еще многое другое [24].

Согласно материалам международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» (Москва, 2015), инклюзивное образование воспринимается как многообразие и непохожесть детей друг на друга и видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе [144].

В этом контексте инклюзия воспринимается как процесс развития предельно доступного образования для каждого, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального развития его потенциала. Следовательно, реализуется не только принцип доступности образования для всех, но и принцип поликультурности, который связан с многообразием культурно-этнического состава России и свидетельствует о том, что инклюзия школы готова к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, принадлежащих к различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения.

Эта планетарная взаимозависимость людей представляет собой главное явление нашего времени. Особо остро данная зависимость проявляется в XXI веке. Поликультурное образование, обеспечивающее доступ к знаниям для всех землян, призвано сыграть определяющую роль в решении универсальной задачи: помочь понять мир и понять другого, с тем, чтобы лучше понять самого себя. Отсюда, меняется смысл современного понятия «образование», которое, по мнению З.Г. Нигматова, Д.З. Ахметовой, Т.А. Челноковой и др., строится на совместном интегрированном обучении здоровых и инвалидов [25].

Для его реализации необходима толерантность особого рода, которая может быть достигнута лишь планомерной системой нравственного воспитания всего человечества, поэтому, проблема сохранения в человеке поликультурной составляющей в последнее время звучит с особой силой. Не случайно, что президентом международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жаком Делором, совместно с рабочей группой представителей разных стран был представлен официальный доклад «Образование: сокрытое сокровище» (Learning: The Treasure Within), в котором было отмечено, что «реформы должны сохранить базовое образование, которое призвано помогать оптимально строить жизнь, используя индивидуальные возможности и социокультурное своеобразие разных людей и групп, помочь всемерно развивать специализацию и в то же время не разрушать целостности человека и его культуры» [Цит. по: 164, с. 87].

Облик будущей экономики и производства, облик будущего общества связан с обликом человека, который будет создавать это общество. Образование, по мнению Жак Делор, является одним из наиболее мощных инструментов для моделирования будущего, который призван служить созданию более совершенного образа мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами, обновлению повседневной жизни [24]. Отсюда, современное общество XXI века, чтобы стать поликультурным, должно построить поликультурную инклюзивную образовательную систему.

Инклюзивное образование - это тот процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех не в плане разрешения (учиться никому не запрещено), а в плане приспособления системы образования к различным нуждам обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья [110]. По мнению С. Стабс, инклюзивное образование, базирующееся на идее «помощь самим себе и людям в своем сообществе» рассматривается в контексте поддержания обществом «высоких» ценностей и отстаивания их на практике [Цит. по: 236, с. 59].

Однако в государственных, научных и общественных кругах до сих пор не существует единого и четкого представления о принципах и стратегии инклюзивного обучения, не подготовлены педагогические кадры, отвечающие требованиям социальной инклюзии. Значимым препятствием на пути введения инклюзивного образования является неготовность общества воспринимать каждого своего члена таким, какой он есть. Поэтому инклюзивное образование должно начинаться с развития социально-гуманистической, профессиональной и индивидуально-личностной характеристик человека, раскрывающих его родословную историю и жизненный путь, где ключевым звеном его преобразования будет изменение образа жизни, включение в социум, уяснение его собственных свойств, качеств, познание самого себя.

Определяющим методологическим принципом построения образовательных систем должна служить система фундаментальных и нравственных законов развития единого пространства жизни человека, общества и природы. Последующая реализация инклюзивного образования в современной России, переход к инклюзивному обществу, станет возможным при решении сложной и комплексной задачи повышения гуманистической сущности и духовности общества. Это требует серьезной трансформации взглядов в обществе на систему воспитания по всей цепочке от семьи, детского сада, школы, профессионального образования, учреждений культуры до системы общественных взаимоотношений, работы средств массовой информации, изменения образовательных программ и законодательства. Вот почему вместо концепции адаптации, приспособления лиц с ограниченными возможностями здоровья к окружающему миру, среде разрабатывается концепция интеграции или создания специальных условий для инвалидов в рамках изменения системы образования.

Сегодня мы видим зарождение гуманистической концепции целостного содержания инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация образовательных учреждений в соответствии с потребностями всех обучающихся.

 

Инклюзивное образование, считают З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова и др., включающие совместное обучение, есть процесс обучения лиц с особыми образовательными потребностями вместе со сверстниками, не имеющими таковых. Это широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность, образование для всех обучающихся и развитие образования в плане приспособления к различным их нуждам [25, 160].

Вместе с тем, в понятие «инклюзия», указывается в определении ЮНЕСКО и материалах 48-ой сессии международной конференции по образованию «Инклюзивное образование: путь в будущее», необходимо включать способы интеграции культурного, расового, этнического, полового и языкового разнообразия [307]. В данном ракурсе инклюзивное образование означает полную адаптацию учебно-воспитательного процесса к каждому обучающемуся с учетом специфики разнообразия отличительных возможностей каждой отдельно взятой личности, где развитие ее мышления инклюзивного сознания - основной путь к созданию инклюзивного общества.

Рассматривая инклюзивное образование в призме углубления демократических процессов в обществе и как траекторию движения к искоренению социальной эксклюзии, можно видеть, что инклюзивное образование - это новая философия развития образования, обращенная в будущее. Инклюзивное образование имеет в своей основе здоровьесберегающий подход к построению всего образовательного процесса, поэтому оно способствует ускорению нравственного оздоровления общества и толерантному отношению людей друг к другу. Международный опыт показывает, что развитие инклюзивного образования есть долгосрочная стратегия, требующая комплексного подхода для ее реализации и последовательности, непрерывности, поэтапности, толерантности в обществе.

Модель инклюзивного подхода выступает своеобразным ответом на вызовы современности, она направлена на другого, его понимание и преобразование, создавая приемлемые для него условия и реализуя субъективно-экзистенциальные потребности. В центре инклюзивного подхода стоит личность и

72

 

её гармоничное развитие, связанное с воспитанием, образованием, деятельностью, вследствие которых она сможет войти в социум и адекватно отвечать на бесконечные вызовы современности как полноценная ее часть.

Инклюзия исходит из того, что каждый человек - уникальная и неповторяющаяся личность со своими интересами, способностями и потребностями, что требует индивидуального подхода в процессе взаимодействия и гибкости коммуникации. Это способствует проявлению таких качеств личности как этичность и деликатность, сочувствие и соучастие, умение услышать и понять другого, которые являются компонентами толерантности. Она как ценность связана с доброжелательно-терпимым, дружелюбно-отзывчивым, нередко снисходительным отношением к другому, не порождая при этом ненависти, агрессии и отчуждения. Толерантность сохраняет и признает идентичность другого, создавая условия для эффективного взаимодействия с ним, где «способность примирительного взгляда на чужое есть высочайший и благородней- тттий дар природы, который дается очень немногим» [Цит. по: 73, с. 37]. С толерантностью созвучны гуманистические идеи. Г уманизм как мировоззренческая доктрина провозглашает человека в качестве высшей ценности, утверждая при этом его права на свободу и развитие, проявление способностей и счастье.

Согласно И. Канту, гуманистическая философия, занимается критикой практического разума, под которым понимается, по сути, моральное сознание и нравственность: «Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом - люби ближнего своего как самого себя - этический закон совершенства» [Цит. по: 98, с. 114]. В кантовской этике человек выступает высшей ценностью, поступки которого должны быть ориентированы на общее благо.

Инклюзивный подход к бытию и инклюзивное образование формируют собственную шкалу ценностей, где ключевыми выступают три мировоззренческих принципа: толерантность, гуманизм и творческое начало, детерминирующих собой методологическую базу, указывает в своей работе Е.Л. Яковлева [Цит. по: 281, с. 47]. По мнению Б.А. Сегаль, именно общение со здоровыми, хорошо развитыми людьми оказывает мощное стимулирующее влияние на лиц с нарушением развития. Это проявляется в соматосенсорном и когнитивном развитии обучающегося с особыми образовательными потребностями: развитие локомоторики, визуомоторной координации, перцептивно-когнитивных функций, но наиболее выраженные изменения могут ожидаться в формированиях внимания, памяти, мышления. При этом наблюдается выраженное развитие мотивационно-потребностной сферы, появление и развитие мотивов более высокого порядка, ожидается интенсивное развитие коммуникации, как вербального, так и невербального его компонента [211].

Общение лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию социальной компетентности, зрелости и безопасности жизнедеятельности, как одного из важнейших составляющих процесса их социализации, что доказывает многогранность, сложность проблемы инклюзивного образования, необходимость и важность её решения.

Инклюзивное образование базируются на следующих положениях [94]:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Сегодня совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.

Основной целью Конвенции ООН «О правах инвалидов», принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г., является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства. Основными принципами настоящей Конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и независимости; не дискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей инвалидов и уважение их права сохранять свою индивидуальность [121]. Помимо этого, общество обязано обеспечить доступ инвалидов к общему, высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. Образование людей с ограниченными возможностями здоровья должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Поэтому, не случайно, что развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Основным нормативным документом РФ, задающим концептуально-содержательные основы развития инклюзивного обучения и воспитания, является закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). В статье № 12 Нового закона об образовании отражены основные положения содержания образования, которые должны: способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и соци-

 

альной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Согласно статье 17 Закона №2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формы обучения по каждому уровню образования и направлению подготовки обучающихся определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и условиями его получения.

Вместе с тем, в статье 79 нового закона об образовании, содержание и условия организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, специальными методами и средствами обучения и воспитания (специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий и др.), влияющими на дальнейшую социальную адаптацию инвалидов [259].

Одним из важнейших механизмов профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья служит инклюзивное образование, представляющее иерархию целей, задач, приоритетов обучения будущих специалистов, являющееся призмой преломления интересов современного общества.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения лиц с особыми потребностями в образовательных (массовых) учреждениях [111].

Инклюзивное образование маломобильной группы населения определяет социальную адаптацию, включая в себя обучение совместно с нормально

76

 

развивающимися сверстниками в образовательном учреждении, которое является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения людей с ограничениями здоровья в социум.

Из понятия «инклюзивное образование» вытекает понятие «адаптивная обучающая система» - образовательная система, способствующая достижению оптимального интеллектуального уровня развития обучающегося в соответствии с его природными задатками и способностями.

В «Терминологическом словаре современного педагога» адаптивная система обучения трактуется как комплексная система управления образовательным процессом, гарантирующая адаптацию к индивидуальным особенностям обучающегося [249].

Основополагающий принцип этой системы есть принцип природосообразности, выдвинутый еще А.Я. Коменским, А. Дистервегом [70, 119]. Адаптация в данном случае понимается как активный процесс взаимодействия индивида и среды, в ходе которого среда адаптируется под знания, умения и индивидуальные особенности обучаемых. При таком обучении учебные материалы составляются с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, в том числе психологических особенностей, учитываются скорость восприятия, уровень начальных знаний, а также индивидуальные цели и задачи обучения.

Целью формирования адаптации в данной системе является предоставление обучаемым следующих возможностей: составление индивидуального учебного маршрута на основе имеющихся у них знаний; интерактивная поддержка при обучении в решении ситуационных задач; определение их качества знаний; выявление степени обученности (статистические данные); оперативная оценка личностных достижений. Это способствует становлению адаптивной системы обучения в инклюзивном образовании. Однако отличие этих систем состоит в том, что в адаптивной системе обучения речь идет об обучающихся, имеющих проблемы в формировании определенных навыков, тогда как инклюзивное образование касается обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Вместе с тем, инклюзивное образование является особой педагогической системой, которой характерно обучение в сотрудничестве по индивидуальным образовательным маршрутам. По мнению ученых (С.В. Воробьевой, С.А. Вдовиной, Е.И. Казаковой, Н.А. Лабунской, Ю.Ф. Тимофеевой, А.П. Тря- пицыной, И.С. Якиманской), индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающимся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки их самоопределения и самореализации [80].

Индивидуальный образовательный маршрут выступает как один из специфических методов индивидуального обучения, который позволяет ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, оказать участникам образовательного процесса психолого-педагогическую поддержку, повысить уровень учебной мотивации.

Структура индивидуального образовательного маршрута представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

целевой, определяющий постановку целей получения образования, формулирующийся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающихся;

содержательный, способствующий обоснованию структуры и отбору содержания учебных предметов, их систематизации и группировки, установлению межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей;

процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

В основе индивидуального образовательного маршрута обучающихся лежат следующие подходы:

личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для организации исследования личности обучающихся, создания системы отслеживания их личностного роста и достижений (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

индивидуальный, определяющий своеобразие каждой личности обучающихся, сочетание интегративных качеств, учет интересов, особенностей характера и темперамента, уровня физического и психического развития, отношений с окружающими (В.М. Коротков, В.А. Сластенина, Е.Н. Степанов);

рефлексивно-деятельностный, предполагающий взаимодействие, функциональное единство целостных процессов рефлексии и деятельности (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, Г.П. Щедровицкий);

рефлексивно-средовой, раскрывающий основные идеи осмысления содержания, форм и методов рефлексии в образовательной среде, способствующие формированию рефлексивных умений обучающихся (Т.Н. Гущина) [63];

системный, характеризующий построение индивидуального образовательного маршрута обучающихся как педагогической системы с взаимосвязанными компонентами (цель, задачи, содержание, формы организации и ожидаемые результаты) (В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Л.И. Новикова). Реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствует деятельность тьютора.

Согласно определению энциклопедического словаря «тьютор» (англ. «tutor») означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». В Британской энциклопедии понятие «tutorial» встречается в двух случаях - в статье «Computer-assisted instruction» и в статье «Special education» [225].

Основными задачами тьютора в образовательном процессе, по мнению Г.А. Железцовой, являются:

организация помощи учащемуся в получении успешного результата в учебе;

отслеживание хода учебы;

получение обратной связи по выполненным заданиям;

проведение групповых тьюториалов (тьюторингов);

консультирование и поддержка выбранной образовательной траектории учащегося;

стимулирование заинтересованности в обучении на протяжении всего курса;

создание возможностей постоянной связи с обучающимся посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций.

В связи с этим тьютор, как исследователь, по мнению Г.А. Железцовой, должен обладать определенными умениями и навыками:

умение организовать групповую работу, вовлечь в нее учащихся, важным признаком которой является появление в ходе нее приращений: (содержательных, смысловых, навыков мыслительной работы, рефлексии);

умение организовать продуктивную групповую дискуссию;

умение создать и поддерживать в группе атмосферу доверия, заинтересованности.

Основным и обязательным условием тьюторского сопровождения является индивидуализация образования, которая означает, что за учащимся остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Тьютор выстраивает образовательное пространство как пространство проявления познавательных инициатив и интересов обучающихся. Еще одним основанием, на которое опирается тьюторство, отмечает Е.А. Волошина, является открытость образования, где образовательные функции несут не только традиционные институты, но и каждый элемент социальной среды [48].

Сотрудничество в процессе обучения является основным принципом построения инклюзивного образования, в котором каждый участник образовательного процесса несет ответственность за успех общего дела. Кроме того, оно способствует формированию позитивной социальной атмосферы, исключает изолированность, отталкивание, вносит в процесс инклюзивного обучения высокую интерактивность, благодаря которой в образовательный процесс вовлекаются все без исключения обучающихся.

Инклюзивное образование сегодня - это долгосрочная стратегия, предполагающая создание определенных условий для успешного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:

специальные образовательные программы и методы обучения;

учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы;

технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные);

средства коммуникации и связи;

педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно.

Вышеизложенное определяет методологию работы - комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также подчеркивает, что педагогическое обеспечение является обязательным условием успешной реализации инклюзивных образовательных систем.

Утверждение концепции инклюзивного образования на федеральном уровне способствовало расширению территориальных границ инклюзивного образования в России, ее регионах. Министерством образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, осуществляется образовательная политика, направленная на формирование системы инклюзивного образования в

 

регионе. В соответствии с этим, основным направлением областной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 671) выступает реализация комплекса мероприятий по социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в Самарской губернии [190]. На территории Самарской губернии работа по реализации системы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья ведется в 343 общеобразовательных учреждениях, средне-профессиональных и высших учебных заведениях [59, 163].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 г. обозначена задача разработки комплекса мер, направленных на обеспечение доступности среднего профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем необходимо к 2020 году обеспечить увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального образования (до 25%), здания которых приспособлены для обучения инвалидов.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. Таким образом, закон «Об образовании в Российской Федерации» задает основные целевые установки деятельности всей системы образования, определяя концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2008-2020 гг. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.), в рамках которой формируется стратегическая цель государственной политики в области образования. Это - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [124], что вызывает необходимость его

модернизации. В качестве важных задач модернизации институтов системы

82

 

образования указаны: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие обучающихся независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Постановлением администрации городского округа Самара №2 1769 «Социальная поддержка инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2015-2017 годы от 21.11.2014 г. определены основные задачи программы: формирование сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; социальная интеграция инвалидов в общество методами социокультурной реабилитации; создание условий для реализации интеллектуальных, культурных и спортивных потребностей инвалидов; профессиональная реабилитация инвалидов; организация мероприятий, направленных на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями инвалидов.

Согласно Областной целевой программы «Доступная среда в Самарской области» на 2014-2020 гг., основными направлениями социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья выступают: повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов; совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения; реализация мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации; повышение информированности общества о проблемах инвалидов.

Таким образом, инклюзивное образование - это сложная педагогическая система интеллектуального развития обучающихся, в независимости от их физических, психических, умственных и иных особенностей, способствующая

83

 

формированию нового, открытого общества, позволяющего всем участникам образовательного процесса, независимо от наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%