Воскресенье, 24.11.2024, 17:11
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности

Изучение состояния процесса формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности и ее компонентов показало, что при всем накопленном педагогическом опыте задача формирования такой готовности требует продолжения своего решения. Решение этой задачи связано с моделированием профессионального образовательного процесса и является одной из отличительных тенденций современной педагогической науки [246].

Сегодня метод моделирования рассматривается как высшая и особая форма наглядности, позволяющая исследователю представлять не сам объект, а некий его аналог. При этом опосредованное познание идет «при помощи естественных или искусственных систем, которые способны в определенном отношении замещать изучаемый объект и давать о нем новые сведения» [35].

По мнению В.А. Штофф, моделью называется мысленно представленная и материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [274].

В многочисленных исследованиях ученых (А.Т. Велфорд, Н.Д. Завалова, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Д.А. Ошарин, В.А. Пономаренко) понятие «концептуальная модель» рассматривалось как глобальный образ, формирующийся исследователем, который дает ему «целостную картину и возможность соотносить разные части процесса с целым, а соответственно, действовать эффективно» [306].

В связи с вышеизложенным, в нашем исследовании концептуальное моделирование использовалось, чтобы:

определить процесс формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности, ее структуру, основные свойства, функции и связи;

регулировать данную систему для обеспечения гармонизации профессиональной подготовки специалистов среднего звена при заданных условиях, целях, критериях;

прогнозировать последствия реализации заданных способов и форм воздействия на процесс формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности.

По утверждению В.Н. Садовского, исследование объекта как системы в методологическом плане неотделимо от анализа условий его существования и от анализа среды системы [2]. В то же время Г.П. Щедровицкий методы структурного исследования развивающихся объектов определяет более сложными, нежели методы исследования неразвивающихся объектов. Поэтому в развивающихся объектах всегда одновременно существуют две системы связей функционирования и генезиса, причем эти системы, с одной стороны, существенно различные, а с другой - не могут быть отделены друг от друга [276]. Определяя сложность и многообразие элементов, связей и отношений объекта как системы, обусловливающей ее иерархическое строение, С.В. Абрамова отмечает упорядоченную последовательность ее различных компонентов и уровней, взаимосвязи между ними [2].

Объектом нашего исследования являлось инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья в области безопасности жизнедеятельности, которое имеет сложную системную характеристику, интегрирующую социокультурные, общепедагогические, психологические, профессиональные, методические и личностно-деятельностные составляющие, реализующееся в системе «допрофессиональное-профессиональное-постпро- фессиональное» обучение инвалидов (рис. 3).

Допрофессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья - это важный этап в системе их профессионального обучения, основной целью которого выступает начальная подготовка работников квалифицированного труда на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Допрофессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании осуществляется как в общеобразовательных, так и в коррекционных школах, которые закладывают прочный фундамент для развития личности выпускников и их полноценного включения в жизнь общества.

Однако существует ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться обучающимся с особыми образовательными потребностями во время допрофессиональной подготовки, причинами которых являются:

 

Профессиональная подготовка

 

Рис. 3. Этапы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессиональной подготовки

 

 

отсутствие информации у специалистов медико-социальной экспертизы (МСЭК), осуществляющих профессиональную ориентацию лиц с ограниченными возможностями здоровья о показаниях и противопоказаниях к их приему в образовательные учреждения;

отсутствие у студентов с ограниченными возможностями здоровья доступа к информации о показаниях и противопоказаниях при приеме в образовательные учреждения. В большинстве из них не знают о выбранной профессии и условиях ее труда, считают непрестижной и не дающей дальнейших перспектив к росту;

неприспособленность образовательных учреждений для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения.

В связи с наличием ограничений для приема в образовательные учреждения лиц с особыми образовательными потребностями и неразвитостью региональной сети инклюзивных профессиональных образовательных структур, формируется определенный ограниченный круг профессий, которые могут получить инвалиды. В большинстве случаев это связано с их переездом с мест постоянного жительства, что не всегда приемлемо по социально-психологическим показателям. Данная проблема особо остро стоит перед студентами с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Согласно исследованиям ученых (Д.А. Джафар-заде, А.В. Карплюк, Е.А. Петровой, В.В. Пчелиновой), различают две группы лиц с нарушением зрения с различной степенью психологической адаптации:

• высокой, которой свойственны такие характерные качества, как позитивный настрой, социальная открытость, общительность, самооценка и переоценка своих сил и возможностей. Такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в социальной сфере и отношение к ним окружающих. Однако в их поведении можно отметить черты обидчивости и повышенной психологической ранимости;

• низкой, включающей лиц с инвалидностью, не достигших высокого уровня психологической реабилитации, имеющих признаки неуверенности в себе, в своих силах и возможностях. Именно у них развиты стереотипные установки в отношении слепоты и ее восприятия в обществе, среди которых:

социальная тенденция зависимости, направленная на то, что зрячие обязаны помогать слепому и зачастую многое делать за него;

тенденция избегать зрячих, предпочитая общение с себе подобными;

адекватная социальная тенденция, при которой общение с людьми будет строиться не на факте наличия или отсутствия зрительных дефектов [251].

В связи этим, основными направлениями профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по зрению являются:

профессиональное информирование, заключающееся в создании условий ознакомления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональное консультирование, характеризующееся целенаправленным руководством деятельностью обучающихся с инвалидностью по развитию профессионального самоопределения на основании изучения их индивидуальных особенностей;

психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, являющееся регулярно обновляемым путеводителем по регионально-муниципальному спектру возможностей продолжения образования и профессионального становления, включающим в себя официально-правовую информацию о получении профессии, а также характеристики и координаты любых потенциальных «помощников» в ее поиске;

 

- медицинское сопровождение профессионального самоопределения, заключающееся в проведении медицинского и психофизиологического обследования личности обучающихся с ограничениями здоровья с целью выявления противопоказаний к намеченной профессии и выдаче заключения о профессиональной пригодности. Кроме этого, медицинский и психофизиологический аспект профессионального самоопределения инвалидов предусматривает разработку критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием их здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», утвержденному 04.08.2014 года, существует перечень профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, содержащий 448 профессий и должностей, из которых - 207 профессий, 241 - должность [187].

Данные методические рекомендации служат основой для подбора видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам специалистами учреждений медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), реабилитации инвалидов, образования, службы занятости, а также общественных организаций инвалидов, осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие их трудоустройству.

Одним из первых в Самаре образовательных учреждений для обучения слепых детей было училище-приют, инициатором открытия которого выступил губернатор области К.К. Грот (1853-1860 гг.). Несколько позднее в 1892 году купец К.И. Курлин обратился к генерал-губернатору А.Д. Свербееву с ходатайством: «Движимый чувством сострадания к несчастным слепым, вношу 20 тыс. рублей для открытия в г. Самаре приюта слепых детей» [170],

которое в последствии получило название «Училище Самарского отделения

137

 

попечительства императрицы Марии Александровны о слепых». С 1917 года школа получила статус государственного учреждения, где более 40 детей обучались грамоте и ремеслу.

В настоящее время оно является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Самарской области «Школа-интернат № 17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара» (ГБОУ школа-интернат № 17 г.о. Самара), основная цель которого заключается в создании условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: для детей с патологией зрения, тотально слепых обучающихся и детей с легкой умственной отсталостью.

В школе-интернате № 17 г.о. Самара процесс воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей, включенный в единую государственную систему образования, направлен на решение, как общих с массовой школой задач, так и специальных. Поэтому, вариативность и разноуровневость образования детей с ограниченными возможностями здоровья дает возможность максимального развития личности ребенка, оказания реальной помощи инвалидам в социально-трудовой адаптации и интеграции в общество.

Стратегия обучения и воспитания учащихся, воспитанников школы-интерната - детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых) в нынешних социально- экономических условиях направлена на социальную успешность выпускников, их взаимодействие с окружающим миром. В результате коррекционно-образовательного процесса у выпускников школы-интерната формируются ценностные отношения, обеспечивающие:

адаптацию к окружающей и социальной среде;

овладение различными видами деятельности (игра, учение, труд, общение);

личностное отношение к окружающему, этические и нравственные нормы;

развитие творческого потенциала воспитанников;

формирование навыков самообслуживания;

уровень образования и общей эрудиции, позволяющий продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

Таким образом, основным результатом образовательной деятельности школы-интерната является: готовность воспитанников к самостоятельной жизни, решению самых сложных социальных проблем, занять достойное место в современном обществе, желать и уметь работать на благо России.

По данным Росстата в России насчитывается более 15 школ для незрячих и 90 - для слабовидящих детей. К сожалению, точная статистика количества детей с дефектами зрения отсутствует, так как, далеко не в каждом регионе страны и даже городе у таких детей есть возможность получить образование. Наиболее крупными образовательными учреждениями, обучающими незрячих детей, являются: МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (г. Королев), ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К. Грота (г. Санкт-Петербург), ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения» (г. Пермь), ГОУ «Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 III-IV вида» (г. Уфа), МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №36 III-IV вида» (г. Озерск), ОАУ С(К)О «Школа-интернат III-IV вида для слепых и слабовидящих детей» (г. Липецк) и ряд других, расположенных более, чем 60 городах России. Однако у многих образовательных учреждений не хватает ресурсов для обеспечения полноценной инклюзии (наличие специальных учебников, оборудования, педагогов-дефектологов), а их обучение оставляет желать лучшего.

Следует отметить, что выбор среднего профессионального образования инвалидов тесно связан с факторами производственной среды трудового процесса, их противопоказаниями. К числу противопоказаний профессий для профессионально-трудового обучения и трудоустройства слепых и слабовидящих людей относятся:

оказывающие вредное влияние на слуховой анализатор (профессии и виды труда, выполняемые в условиях вредного влияния на слух и др.);

оказывающие вредное влияние на осязание (профессии и виды труда, выполняемые на холоде, при постоянном применении жидкостей, разъедающих кожу рук;

работы, связанные с применением материалов и инструментов, травмирующих кожную поверхность пальцев);

включающие воздействие токсических веществ на центральную нервную систему (использование при выполнении работ бензина, ртути, свинца, сероуглерода и др.);

связанные с постоянным передвижением при выполнении работы;

требующие частой самостоятельной наладки машин или станков;

связанные с опасностью травматизма во время работы или при передвижении в цехах и других производственных помещениях;

требующие зрительного контроля рабочих движений и зрительной ориентировки на рабочем месте и в цеху [89].

В своей работе «Слепота и трудовое устройство слепых» М.И. Земцова отмечает, что основными предприятиями для трудового устройства инвалидов I и II группы по зрению являются специальные учебно-производственные предприятия Общества слепых, которые насчитывают ряд отраслей производств, выпускающих более 400-т разновидностей изделий (пускорегулирующие устройства и дроссели для люминесцентных ламп, электромоторы разной мощности, коммутаторные линзы, низковольтные трансформаторы, клеммные блоки, воздухоочистительные фильтры для грубой и тонкой очистки масла и топлива дизельных двигателей, шахтные сигналы, разного назначения электротехнические и радиотехнические изделия, слесарно-монтажный инструмент, детали для автомашин, тракторов, комбайнов, велосипедов и др.). Кроме этого, незрячие специалисты могут работать на кузнечно-прессовом, металло-

 

режущем, деревообрабатывающем, картонажном и другом механическом оборудовании и изготавливать изделия из разных материалов: металлов, пластмассы, дерева, картона, бумаги.

Согласно М.И. Земцовой, наиболее эффективен труд слепых в массовосерийном, хорошо налаженном производстве с детальным разделением труда и с применением специализации на ограниченном количестве операций. При этом должны иметься относительно постоянные условия производственной обстановки и закрепление за слепыми определенных рабочих мест, оборудования, инструментов, приспособлений и т.п. Частые переключения слепых с одного вида труда на другой, изменения производственно-технических условий затрудняют усвоение трудовых навыков слепыми и снижают производительность их труда. Поэтому на предприятиях, где работают незрячие, необходимо обеспечить их организационно-техническое обслуживание. Для подготовки людей с нарушением зрения к жизни, к труду и для включения их в общественно-трудовую деятельность необходимо широко использовать специальные приборы и аппараты, облегчающие и делающие безопасным их труд.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 515 от 04.08.2014 г., для инвалидов с нарушением зрения рекомендованы следующие виды трудовой и профессиональной деятельности:

а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач (умственный и физический труд с рабочими нагрузками в зависимости от степени нарушения зрения);

б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса, рабочей нагрузки, организации трудового процесса (оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), и однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.));

141

 

в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности (регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный));

по предмету труда («Человек-техника», «Человек-человек», «Чело- век-знаковые системы», «Человек-художественный образ»);

д) по признаку основных орудий (средств) труда (ручной, машинно-ручной труд, а также, связанный с преобладанием функциональных средств);

е) по уровню квалификации (труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд);

по сфере производства (труд на мелких и крупных промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском и лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве и т.д.) [187].

Наиболее востребованными среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению учреждениями специального образования, осуществляющими профессионального подготовку специалистов среднего звена в России, являются следующие: Иркутский региональный колледж педагогического образования, ФГОУ СПО «Красноярский медико-фармацевтический колледж», ФКПОУ «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» и др.

Следует отметить, что в России насчитывается только восемь образовательных учреждений, обучающих студентов с нарушением зрения по специальности 34.02.02 Медицинский массаж, среди которых (таблица 1):

Таблица 1

Учреждения среднего профессионального образования, обучающие
студентов по специальности 34.02.02 Медицинский массаж

п.п

Полное наименование образовательного учреждения

Общее количество студентов

Общее количество студентов с нарушением зрения

1.

ФГБПОУ «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации

780

210

 

2.

СПб ГБПОУ «Медицинский техникум № 2»

600

90

3.

Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольят- тинский медицинский колледж»

488

90

4.

ГАПОУ Республики Башкортостан «Уфимский медицинский колледж»

1850

84

5.

ФГБПОУ «Ульяновский фармацевтический колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации

1181

72

6.

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы «Московский колледж №6»

1740

70

7.

ГБПОУ Свердловский областной медицинский колледж»

6410

60

8.

Медицинский колледж Медицинского института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

3240

60

 

Одним из первых образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Самарском регионе, был Кинель-Черкасский медицинский колледж, осуществляющий профессиональную подготовку специалистов с нарушением зрения.

Согласно данным из архива Кинель-Черкасской центральной районной библиотеки, годом основания медицинского колледжа был 1944 год, когда Народный комиссар Здравоохранения СССР Г. Митерев подписал Приказ № 63 «Об улучшении подготовки средних медицинских кадров», позволяющий в самом большом селе России - Кинель-Черкассы открыть школу медицинских сестер. В сформированных двух группах школы получали специальность 60 человек, срок обучения которых составлял два года. Учеба совмещалась с работой в сельском хозяйстве, помощью сражающейся армии продовольствием и лекарственными растениями. В 1953 году школа была преобразована в медицинское училище.

Вновь созданное училище быстро развивалось. Обучение проводилось в нём по очно-заочной форме по 14 специальностям (акушер, фельдшер, медицинская сестра терапевтического, хирургического, поликлинического и физиотерапевтического отделений, старшая медицинская сестра). В обучении студентов применялись различные методики, основанные на принципах оказания первичной медико-санитарной помощи, теории и практики сестринского дела.

В октябре 1998 года Кинель-Черкасское медицинское училище получило статус медицинского колледжа, что позволило перейти на новый базовый уровень профессиональной подготовки специалистов. В 2000 году в профессиональном учреждении был осуществлен первый набор студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению на специальность «Сестринское дело» для подготовки медицинских работников по массажу, реализующий их право на получение полноценного образования и адаптацию в дальнейшей жизни.

Сегодня Кинель-Черкасский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж» реализует свою деятельность в системе здравоохранения Самарской области. Колледжем получена бессрочная лицензия № 4443 от 19.04.2012 года (Аккредитация № 1838-12 от 5.06.2012 г.) на право ведения образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности «Медицинский массаж» с присвоением квалификации «Медицинская сестра по массажу / Медицинский брат по массажу».

Актуальными задачами профессиональной подготовки студентов с нарушением зрения выступают:

социальный заказ общества в квалифицированных специалистах среднего звена;

формирование личности студентов с ограниченными возможностями здоровья, ее интеллектуальное, социокультурное и духовно-нравственное развитие;

развитие у обучающихся медицинских, социально-адаптивных и здоровьесберегающих знаний и умений, способствующих осуществлению профессиональной деятельности;

• формирование гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 г. обозначена задача разработки комплекса мер, направленных на обеспечение доступности среднего профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем необходимо к 2020 году обеспечить увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального образования (до 25%), здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ближайшее время Правительством Самарского региона планируется оснащение более десяти средних профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Самарской области, специализированным оборудованием для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, в 2016 году студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обучились по 188 профессиям и специальностям среднего профессионального образования, наиболее востребованными из которых были: сестринское дело, компьютерные системы и комплексы, медицинский массаж, мастер по обработке цифровой информации, наладчик аппаратного и программного обеспечения, портной, рабочий зеленого строительства, слесарь механосборочных работ, переплетчик, маляр, штукатур.

Кроме этого, по адаптированным образовательным программам прошли обучение 120 студентов, по образовательным программам, реализуемым исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - 85, по программам, реализуемым с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий - 134 [208].

 

Актуальным вопросом сегодня является профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, что объясняется, в первую очередь тем, что их численность с каждым годом увеличивается. По статистическим данным Министерства образования и науки РФ, в школах России обучается более 450 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых только 15 тысяч продолжают обучение в вузах страны [258].

Доля приема инвалидов в организации высшего образования традиционно составляет около 1% от общего числа принятых на обучение. По оценке, исходя из уровня инвалидизации населения в возрасте от 16 до 30 лет, который составляет порядка 2,8%, и с учетом доли лиц, имеющих особо тяжелые и ментальные расстройства, следует, что реальная потребность инвалидов в получении высшего образования в 2-2,5 раза выше. По данным Минобрнауки России наиболее предпочитаемыми направлениями профессиональной подготовки являются: менеджмент, педагогическое образование, экономика, юриспруденция, лечебное дело, психолого-педагогическое образование. Однако, существует ряд проблем на пути к внедрению инклюзии в образование, среди которых неготовность высших учебных заведений принять студентов с ограниченными возможностями здоровья и психологические барьеры самих инвалидов.

Сегодня получение высшего образования лицами с инвалидностью и их обучение в вузах России сопряжено с большими трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От студентов с ограниченными возможностями здоровья оно требует интеллектуальной и психологической мобилизации, от условно здоровых студентов - толерантности, понимания, готовности оказывать помощь. В то же время возникают барьеры перед преподавателями, работающими со студентами с особыми образовательными потребностями, которые обязаны им дать качественные знания наравне

с другими студентами [257]. Следовательно, для организации инклюзивной

146

 

образовательной среды в университете, необходимо создать следующие условия:

государственное регулирование инклюзивного образования в ВУЗе;

обеспечение архитектурной доступности кампусов, внутренних помещений, общежитий, спортивных и культурных сооружений;

психолого-педагогическая переподготовка педагогов высших образовательных учреждений;

формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческом обществе;

обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья техническими средствами обучения, необходимыми приспособлениями в соответствии с их индивидуальными особенностями, а также учебно-методическим материалом, при необходимости адаптированным к их потребностям.

В результате вышесказанного, инклюзивное профессиональное образование лиц с инвалидностью выступает непрерывным процессом изменения образовательного учреждения, направленным на устранение барьеров для равноправного и открытого участия студентов с физическими ограничениями в учебном процессе и жизни вуза.

К сожалению, в настоящее время в России существует небольшое количество ВУЗов, в которых беспрепятственно могут получить профессию по ряду специальностей лица с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 1, таблица 1). Стоит отметить, что из-за острой нехватки тифлопедагогов, сурдопедагогов, тифлосурдопереводчиков, в вузах Самарской области общее количество студентов с ограниченными возможностями здоровья в 20152016 учебном году составило только 300 человек, освоивших 36 профессий профессиональной подготовки [208].

Однако, необходимо отметить, что после получения профессии лицами с ограниченными возможностями здоровья, у них возникает необходимость в дальнейшем трудоустройстве и постпрофессиональном образовании.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, полученным из Федерального регистра лиц с ограниченными возможностями здоровья, численность инвалидов в трудоспособном возрасте составляет 3 937 тысяч человек или 30,7% от общей их численности.

В структуре инвалидов в трудоспособном возрасте более 85% имеют II и III группы инвалидности (42,3% и 44,1% соответственно). Среди инвалидов в трудоспособном возрасте численность работающих инвалидов составила 1 109 тыс. человек или 28,2%. При этом удельный вес работающих инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составил 43,8%, имеющих II группу инвалидности - 19,4%, имеющих I группу инвалидности - 5,0%.

Занятость инвалидов в трудоспособном возрасте, проживающих в городах, существенно выше, чем в сельской местности. Так, среди инвалидов, имеющих III группу инвалидности, трудовой деятельностью занимается 46,8% из числа проживающих в городах и 38,2% проживающих в сельской местности, среди инвалидов, имеющих II группу инвалидности - 22,2% и 14,9% соответственно, среди инвалидов, имеющих I группу инвалидности - 6,0% и 3,1% соответственно.

Занятость женщин-инвалидов в трудоспособном возрасте имеет более высокие значения, чем занятость мужчин. Так, среди инвалидов, имеющих III группу инвалидности, работало 48,2% женщин и 41,8% мужчин, среди инвалидов, имеющих II группу инвалидности - 21,9% и 17,9% соответственно, среди инвалидов, имеющих I группу инвалидности - по 5,0%.

Однако, существуют барьеры, препятствующие трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:

проблемы со здоровьем;

низкая доступность услуг по психологической поддержке и социальной адаптации;

ограниченная доступность к транспортной инфраструктуре, социальным объектам, образовательным учреждениям и другим объектам;

отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов;

психологические барьеры, возникающие в процессе трудоустройства;

несоответствие вакантных рабочих мест рекомендациям по осуществлению трудовой деятельности инвалидами (наличию ограничений);

необходимость использования посторонней помощи в процессе передвижения до (с) работы и по территории организации;

недостаточное количество социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих помощь инвалидам при трудоустройстве и сопровождении;

низкий уровень мотивации инвалидов к трудовой деятельности.

В связи с этим, в учреждениях высшего профессионального образования предусмотрены специальные программы по сопровождению и трудоустройству инвалидов, которые тесно взаимодействуют с региональными отделениями Всероссийского общества инвалидов, органами службы занятости, областными реабилитационно-физкультурными центрами инвалидов и региональными управлениями по труду и занятости населения.

Кроме этого, в целях повышения эффективности мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по сопровождению инвалидов, в том числе выпускников образовательных организаций, в целях их трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», предлагается:

- организовать на базе образовательных учреждений повышение квалификации, обучение работе с инвалидами сотрудников и волонтеров из числа работников социально ориентированных некоммерческих организаций;

- организовать систему информирования организаций высшего образования об организациях, действующих в регионах, включая размещения данной информации на сайтах образовательных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Таким образом, в целях решения проблемы профессионального образования и эффективного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо взаимодействие всех структур по созданию условий для развития эффективной занятости инвалидов в России.

Центральным звеном в системе непрерывного инклюзивного образования является среднее профессиональное образование. Концепция педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в инклюзивном профессиональном образовании и ее структура, базирующиеся на теоретических подходах и педагогических принципах, позволили разработать модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

 

 

Рассматривая моделирование как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, а модель как одно из центральных понятий теории познания, связанное с понятиями истины и мнения, сходства, различия, подобия, в ходе исследования мы проводили выделение в реальной системе (оригинале) элементов, связанных между собой, которые совершенствовали бы процесс формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности.

Разработанная нами модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности включала ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный) и способствовала развитию социально-трудовой адаптации инвалидов, навыков профессиональной деятельности с целью обеспечения личной безопасности.

Целевой компонент модели включал в себя основную цель исследования - формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности, для достижения которой нами были определены следующие задачи:

а) формирование представлений студентов о понятиях «безопасность», «безопасность жизнедеятельности», «опасность», «чрезвычайная ситуация», «риск», «катастрофа», «происшествие», «бедствие», «авария», «вредное воздействие», «несчастный случай», «первая медицинская помощь», «профессиональное заболевание» и др.;

б) обучение студентов определению опасностей в профессиональной сфере и в жизнедеятельности, устранение или избежание которых обеспечивает безопасность их жизнедеятельности;

в) развитие способности студентов к наделению смыслом идеи «помощь самим себе и людям в своем сообществе».

Концептуальный компонент содержал подходы (инклюзивный, индивидуальный, аксиологический, прагматический, сенсорно-активационный) к

152

 

формированию готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности и принципы их реализации.

Содержательный компонент модели строился на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При этом мы учитывали, что для наиболее успешного достижения поставленной цели необходимо использование специального учебного материала для студентов с нарушением зрения, который бы способствовал их сенсорному восприятию, повышая качество профессиональной подготовки. В структуру содержательного компонента мы включили критерии отбора необходимого материала (когнитивный, технологический, личностный, ценностно-мотивационный, профессиональнодеятельностный), обеспечивающие в медицинском колледже формирование личности безопасного типа поведения и готовности обучающихся с нарушением зрения к безопасной жизнедеятельности.

В содержание процессуального компонента, основанного на обеспечении положительной мотивации слепых и слабовидящих в образовательном процессе, вошли методы, средства и формы обучения, необходимые для реализации поставленной цели.

К основным методам обучения студентов с нарушением зрения в образовательном процессе относятся:

• традиционные:

словесные (лекции, беседы, семинары, дискуссии, фронтальный и тестопросы);

невизуального контактирования (демонстрация натуральных и искусственных объектов, видеоматериалов, медицинского инструментария);

практические (определение искусственных моделей, муляжей внутренних органов, формирование навыков сестринского дела и профессионального общения с пациентами);

• специальные, определенные для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению (из «рук в руки», приемы и техника массажа, методы диагностики и реабилитации больных).

Средствами обучения лиц с нарушением зрения служили: аудиопособия по всем специальным дисциплинам, учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), диктофоны и CD-плееры для записи материалов лекций, персональные компьютеры с брайлевской клавиатурой и дисплеем со специальными программами (Oralux, Jaws и Adriane Knoppix).

Контрольно-оценочный компонент модели основывался на развитии положительной динамики формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности, обладающих предметными знаниями и умениями, готовностью к профессиональной деятельности и имеющих адаптивные качества к безопасному поведению в социуме.

На основе определенной модели нами была разработана технология формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании, характерными особенностями которой были:

использование важнейших подходов, принципов в ходе профессиональной подготовки студентов с нарушением зрения;

взаимосвязь компонентов структурно-функциональной модели формирования готовности студентов с инвалидностью к безопасной жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании в рамках интеграции общепрофессиональных дисциплин и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

четкое определение задач по формированию личности безопасного типа поведения для каждого занятия по предмету;

использование специального тифломатериала, способствующего развитию познавательных интересов в области безопасной жизнедеятельности обучающихся.

Акцентируя внимание на формировании готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности, мы, тем самым, давали возможность таким студентам использовать приобретенные знания, умения и навыки для обеспечения личной безопасности в сфере трудовой деятельности, способствовали их социальной адаптации в обществе.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%