Воскресенье, 24.11.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Формирование знаний, умений студентов с ограниченными возможностями здоровья по безопасности жизнедеятельности

В процессе профессиональной подготовки и развития личности слепых и слабовидящих студентов большое значение имеет создание эффективной образовательной среды при формировании их готовности к безопасной жизнедеятельности (учет возрастных, гендерных и личностных особенностей), предусматривающей развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности обучающихся. Создание образовательной среды для студентов с нарушением зрения способствовало развитию соответствующих знаний, умений, навыков профессиональной подготовки будущих специалистов среднего медицинского профиля, где формирование готовности студентов к безопасной жизнедеятельности является необходимым условием их социальнотрудовой реабилитации.

Исследуемая нами образовательно-реабилитационная среда медицинского колледжа являлась организационно, методически и технологически приспособленной к специальным потребностям студентов с нарушением зрения, обеспечивая условия для освоения профессиональных образовательных программ, охрану здоровья, создавая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного заведения. Данная среда полностью или частично способна была компенсировать ограничение жизнедеятельности (общение, са-

 

мообслуживание, ориентация в пространстве, обучение, трудоустройство) инвалидов, позволяя выступать им на рынке труда конкурентоспособными специалистами.

Реализация образовательного процесса в ходе профессиональной подготовки инвалидов по зрению осуществлялась на основе:

- создания условий для развития потенциальных способностей личности (учет общих закономерностей и специфических особенностей развития личности студентов с нарушением зрения, с опорой на сохраненные возможности);

- формирования безбарьерной среды обучения (дифференцированный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к обучающимся);

- обеспечения охраны здоровья инвалидов;

- создания условий для теоретической и практической подготовки будущих специалистов в области лечебной физической культуры в комплексе лечебных и оздоровительных мероприятий и лечебной гимнастики в сочетании с процедурой массажа, способствующих развитию профессиональной реабилитации людей с нарушением зрения;

- ограничения наполняемости учебных кабинетов;

- применения специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий и тифлотехнических средств обучения и реабилитации;

- специального оформления учебных кабинетов, создания санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

- психологической поддержки, социально-правовом консультировании, оказании содействия в трудоустройстве, решении сопутствующих образовательному процессу социально-бытовых и социокультурных вопросов;

- усиления работы по социально-трудовой адаптации и самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ФГОС СПО профессиональной подготовки специалистов медицинского массажа студентов с ограниченными возможностями здоровья,

данная специальность требует создания специализированной материально-

216

технической базы, чтобы учебные занятия для студентов с нарушением зрения по профессиональным дисциплинам проводились в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных учебными и наглядными пособиями (муляжами, рельефными планшетами и таблицами), стендами, техническими средствами (персональными компьютерами с выходом в Интернет, диктофонами, CD- плеерами).

Кроме того, необходимо, чтобы каждый студент был обеспечен учебным печатным (плоскопечатным или по системе Брайля) и электронным изданием по всем дисциплинам профессионального и междисциплинарного циклов. Очень важно, чтобы библиотечный фонд медицинского колледжа был укомплектован основной и дополнительной учебной литературой по дисциплинам всех циклов, а также официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, где обучающимся была бы предоставлена возможность оперативного обмена информацией с образовательными учреждениями региона.

Образовательный процесс в медицинском колледже, направленный на решение учебно-воспитательных задач, характеризовался этапной завершенностью, связанной с возрастными особенностями студентов с нарушением зрения, уровнем их подготовки, способностями в профессиональном становлении. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (12.05.2014 г. № 503) определил программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), которая включала в свой состав обязательную и вариативную часть циклов дисциплин (приложение 2). Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена учебных циклов составляла 70% общего объема учебного времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть, способствующая углубленной подготовке, определяемая содержанием обязательной части, составляла 30% учебного времени, что

217

 

формировало дополнительные компетенции, знания, умения, навыки, необходимые для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями для инвалида в продолжение образования.

 

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

-500

 

=Q

 

0

 

1

 

684

 

66

3

 

2652

 

4

 

О общий гуманитарный и социальноэкономический

математический и общий естественнонаучный

 

О профессиональный


Обязательная часть учебных циклов программы подготовки специалистов среднего звена в инклюзивном образовании предусматривала в ходе освоения профессии выполнение обучаемыми 3402 часа учебных поручений и включала следующие циклы учебных дисциплин (рис. 8):

Рис. 8. Обязательная часть циклов основной профессиональной образовательной
программы обучения студентов с нарушением зрения

- общий гуманитарный и социально-экономический, рассчитанный на 684 учебных часа и содержащий следующие дисциплины: «Основы философии»; «История»; «Иностранный язык»; «Физическая культура»;

математический и общий естественнонаучный, - 66 учебных часов «Информатики»;

- профессиональный цикл специальности 34.02.02 «Медицинский массаж» рассчитанный на 2652 учебных часа и включающий следующие дисциплины:

• общепрофессиональные дисциплины (ОП): «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии»; «Г игиена и экология человека»; «Психология»; «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью»; «Основы фармакологии»; «Основы неврологии»; «Основы хирургии с травматологией»; «Основы терапии»; «Общественное здоровье и здравоохранение»; «Безопасность жизнедеятельности»;

• профессиональные модули (ПМ): выполнение классического, спортивного, традиционного китайского и точечного массажа, рефлекторных видов массажа; выполнение массажа в педиатрической практике; проведение лечебной физической культуры.

Вариативная часть учебных циклов программы подготовки специалистов среднего звена была рассчитана на 1458 часов учебной нагрузки и включала различные виды практики и аттестацию:

I. Практики:

• учебную практику (производственное обучение, 21 неделя), осуществляемую образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуемую как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей;

• производственную практику (по профилю специальности 21 неделя), предусматривающую выполнение курса процедур классического гигиенического массажа (общего и отдельных анатомических областей), - лечебного классического массажа по показаниям при определенной патологии; массажа педиатрической практики укрепления здоровья и гармоничного развития детей; реабилитации и лечения различных патологий (рефлекторно-сегментарный, соединительнотканный, точечный, традиционно китайские его виды), а также курса процедур лечебной физической культуры в целях укрепления и сохранения здоровья, профилактики заболеваний при определенной патологии.

• преддипломную производственную практику (6 недель), позволяющую оценить умения, знания, практический опыт и освоенные профессиональные компетенции в условиях стационара учреждений здравоохранения. Необходимым компонентом процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья являлся контроль, оценка и учет знаний, умений, навыков, содействующих формированию выдержки, критической самооценки и самообладания, правильного отношения к своим успехам и недостаткам, адекватного поведения в коллективе.

II. Аттестации: промежуточную аттестацию (5 недель) обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), где в качестве внешних экспертов выступают преподаватели смежных дисциплин (курсов). Кроме этого, для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов привлекаются и работодатели; государственную (итоговую) аттестацию (3 недели), включающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) или государственный экзамен. Г осстандартом были определены основные требования к профессиональной подготовке специалистов среднего звена, а также уровни освоения ими содержания конкретных дисциплин. При этом было важно, чтобы будущий специалист владел методикой безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающими технологиями, мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. Поэтому в профессиональной подготовке студентов, обучающихся в медицинском колледже большую роль играли как специальные общепрофессиональные дисциплины, знания которых позволяли им грамотно строить трудовую деятельность, так и практические занятия (рис.9).

 

Цель; формирование готовности студентов с ограниченными
возможностями по зрению к безопасной жизнедеятельности в
рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

Принципы отбора содержания учебной дисциплины:

 

модульное построение содержания инклюзивного ооразования;

 

интеграция знании в области медицины и безопасности жнзнедеятельности:

 

ориентации на стандарт среднего профессионального ооразования

 



 

 

Модуль 1

 

Шк.кш

 

к- г.

 

ж ii sue дательное i n.

 

Основные понятия

 

и определения

 

Модуль 3

 

Вредные и

 

oiuk-цыс

 

iJWKIOpi.l

 

окр\жанч1№11

 

модуль 5

 

(НкспрЕсанн:

 

III1iIСI ILL

 

WWIWkllUU 11

 

■ДОПОИМ

 

Модуль 6

 

Ок:н:нии:

 

IkpiUlH

 

'клншшскон

 

nmnnuii иrii

 

Модуль 4

 

Основные

 

111 >i i i min i u.i ii

 

UL-iH. ll.l

 

lj.1l1141 M Ol

 

onaCHOCIVii

 

Модуль 2

 

Человек и

 

и.'\ное« k'liLi


Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

■.pc m i

Принципы организации учебного процесса

адаптивности - прнспосаблнвасмость профсссионального обучения к возможностям

инвалидов тю зрению:

интегршпивности - формирование реабилитационно-о&равоватадьной среды за счёт

современных ИНКЛЮЗИВНЫХ ресурсов.

комплексности - наличие основной профессиональной образовательной программы;

необходим ость учета специфических особен носгсй людей с

нарушением зрения, предполагающая личностно-ориентированны и

и индивидуальный подход в обучении;

реализации штатной связи - создание системы контроля гг самоконтроля в

успешности профосе попали юн подготовки.

Педагогические технологии

дифференциации и индивидуализации обучения;

компенсирующего обучения;

т ифлотехнол огии

Методы диагностики уровня сформированное™ готовности
[|сн\о;ю1 мчеекая лиги пне i ика;

метод оценен деятельности, личностных качеств, компонентов готовности к
безопасной жнзне деятельности студентов с нар\ чтением зрения

 

Формирование

 

личности

 

безопасного типа

 

поведения

 

Формирование

 

готовности студентов

 

н безопасной

 

жизнедеятельности

 

Формирование

 

социо льно-

 

адаптированной

 

личности инвалидов


V"

Рис. 9. Структурно-функциональная модель дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»

 

Интеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплин, позволяющих актуализировать и обогащать знания и умения студентов с нарушением зрения, их индивидуальные возможности в сфере безопасности жизнедеятельности, способствовала целостному восприятию окружающего мира и социальной адаптации.

Общая трудоемкость дисциплины составляла 1,8 зачетных единиц. Программа и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» представлены в таблицах 1,2 приложения 3. Данная модель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» отражала объем знаний, умений, навыков студентов с нарушением зрения в области медицины и безопасности жизнедеятельности, структуру профессиональных и социально-адаптационных качеств, вызывая необходимость:

- создания реабилитационно-образовательной системы, позволяющей средствами курса «Безопасность жизнедеятельности» достигать целей современного профессионального образования;

- внедрения специальных учебно-методических комплексов в профессиональную подготовку студентов с ограниченными возможностями по зрению;

- повышения качества профессиональной подготовки в рамках проводимых мероприятий по сбережению здоровья всех участников образовательного процесса;

- развития личности безопасного типа поведения как результативной основы формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности;

- развития мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня готовности студентов к безопасной жизнедеятельности.

Формирование готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности осуществлялось на занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» и состояло из следующих этапов:

• определение имеющихся ранее (опорных) знаний в области безопасности жизнедеятельности;

• выявление структурно-функциональных систем восприятия окружающей среды и компенсации у студентов с нарушением зрения их изменений;

• развитие определенных методов защиты от негативных факторов в процессе жизнедеятельности инвалидов, способствующих их социальной адаптации в обществе;

• установление роли профессиональной области знаний в управлении и организации безопасностью жизнедеятельности;

• развитие личности безопасного типа поведения;

• формирование готовности студентов с нарушением зрения к безопасной жизнедеятельности, где вопросы личной безопасности и сохранения здоровья являются для них приоритетными.

В результате освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- применять первичные средства пожаротушения;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был направлен на формирование и развитие:

общих компетенций (ОК):

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3);

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);

- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК-6);

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК-7);

- ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности (ОК-9);

- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК-11);

- организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК-12);

- оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях (ОК-13).

профессиональных компетенций (ПК):

- выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний (ПК-1.1);

- выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии (ПК-1.2);

- выполнять спортивный массаж (ПК-1.3);

- выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии (ПК-2.1);

- выполнять соединительно-тканный массаж по показаниям при определенной патологии (ПК-2.2);

- выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям (ПК-2.3);

- выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей (ПК-3.1);

- выполнять массаж в педиатрической практике для реабилитации и лечения различной патологии (ПК-3.2);

- проводить лечебную физическую культуру по показаниям при определенной патологии (ПК-4.1);

- проводить лечебную физическую культуру в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний (ПК-4.2).

По мнению В.П. Ермакова, процессы компенсации способны развиваться постепенно, имея определенные стадии, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций [85].

В многочисленных исследованиях М.И. Земцовой, А.Г. Литвак, Л.А. Новиковой, Л.И. Солнцевой отмечено, что на разных стадиях онтогенеза существуют разные сензитивные (от лат. sensus - чувство, ощущение) периоды формирования процессов компенсации. В этой связи, применение в процессе обучения дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов с нарушением зрения позволяет компенсировать или корректировать обнаруженные недостатки развития личности.

По мнению Б.К. Тупоногова, благодаря такой деятельности, у студентов с нарушением зрения происходит совершенствование процессов восприятия, мышления, памяти, активизации речи, полноты воспроизводительной деятельности, улучшение адекватности понятий, познание окружающего мира [252].

Интеграция в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья курса «Безопасность жизнедеятельности» с профессиональными дисциплинами является необходимым условием их социальной адаптации.

Согласно «Большой советской энциклопедии», термин «интеграция» (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) трактуется двояко: понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое; и процесс, ведущий к этому состоянию. В то же время словарь Д.Н. Ушакова «интеграцию» рассматривает в качестве объединения в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

По мнению Е.О. Галицких, интеграция обеспечивает совместимость научных знаний из разных систем на основе общей методологии, универсальным логическим приемам современного системного мышления [54]. Благодаря процессу интеграции происходит взаимное обогащение и развитие различных наук вследствие использования знаний одной учебной дисциплины в другой. Он утверждает, что реализация интегративных процессов осуществляется на четырех основных уровнях:

• межпредметная интеграция - интеграция на уровне основополагающих идей, принципов, методов различных дисциплин, что обеспечивает целостное сознание, понимание сущности созидательной деятельности и методологическую готовность к ее осуществлению;

• внутрипредметная интеграция, направленная на установление смысловых, содержательных, структурных и технологических связей между разделами одной дисциплины. Данный вид интеграции позволяет выявлять системообразующие связи, а также связи теории с практикой;

• межличностная интеграция, характеризующаяся установлением делового сотрудничества и сотворчества через многостороннюю открытость пространства исследовательского диалогического взаимодействия;

• внутриличностная интеграция, обеспечивающая исследование достижений и формирование нового личностного опыта, что выражается в рефлексивной готовности к деятельности и сформированности профессионального мышления.

В настоящее время педагогическая интеграция рассматривается не только как высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации, но и создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов образовательного процесса. Интегрированная цель представляет собой диалектическое единство знаний, умений и навыков обучающихся, их личностных и профессионально значимых качеств. Интеграция содержания образования выражается в увязке и согласовании планов, программ изучаемых дисциплин и установлении между ними межпредметных связей. При этом интеграция форм и методов в образовательном процессе обеспечивает оптимизацию достижения целей и обозначает их сознательный выбор и взаимодополнение, единство при изучении безопасности жизнедеятельности. Это единство фиксируется вначале на уровне научных фактов, понятий и законов, затем выражается во всеобщей форме, результативность которой определяется формированием готовности студентов к безопасной жизнедеятельности.

Однако анализ федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования показал, что он содержит разрозненные отдельные сведения в предметах, как о безопасной жизнедеятельности инвалидов по зрению, так и готовности к ней. При этом отсутствует целостный взгляд на личную безопасность студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, сохранение их здоровья в условиях ограниченной жизнедеятельности, социальную адаптацию.

 

Решить данную проблему возможно путем коррекции общеобразовательных программ дисциплин с выделением в них модулей компонента безопасной жизнедеятельности, учетом межпредметных связей и интеграцией дисциплин профессиональной подготовки с курсом «Безопасность жизнедеятельности».

Поэтому в ходе нашего исследования осуществлялась интеграция знаний модуля общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с модулями других специальных предметов, которые рассматривали различные аспекты процесса формирования готовности студентов с нарушением зрения к безопасной жизнедеятельности (рис. 10).

Рис.10. Структура модульной интеграции профессиональной подготовки студентов в процессе формирования у них готовности к безопасной жизнедеятельности

 

Модульная интеграция общепрофессиональной дисциплины ОП.11 Безопасность жизнедеятельности с модулями других дисциплин профессионального учебного цикла (ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии; ОП.02 Гигиена и экология человека; ОП.03 Психология; ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности; ОП.05 Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью; ОП.06 Основы

228

 

фармакологии; ОП.07 Основы неврологии; ОП.08 Основы хирургии с травматологией; ОП.09 Основы терапии; ОП.10 Общественное здоровье и здравоохранение) позволяла конструировать содержание и процесс обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, способствующих формированию у них готовности к безопасному поведению в окружающей среде.

В связи с этим, структура профессиональной подготовки студентов с нарушением зрения в области безопасности жизнедеятельности построена с учетом интегративной направленности самой области знаний данного предмета и разделения его на учебные модули (УМ 1 - Введение в безопасность жизнедеятельности. Основные понятия и определения; УМ 2 - Человек и техносфера; УМ 3 - Вредные и опасные негативные факторы окружающей среды; УМ 4 - Основные принципы и методы защиты от опасностей; УМ 5 - Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; УМ 6 - Оказание первой медицинской помощи при ЧС), обеспечивающие формирование личной безопасности инвалидов.

Следовательно, представляется возможным структурировать содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» как научной, так и образовательной областей в виде логически завершенных блоков, содержащих взаимосвязанные учебные модули общепрофессиональных дисциплин, направленных на развитие готовности слепых и слабовидящих студентов к безопасной жизнедеятельности (Приложение 4, таблица 1).

Содержательно учебные модули включают в себя ряд тем, каждая из которых содержит определенный объем знаний и умений, необходимых для выполнения студентами с ограниченными возможностями здоровья логически завершенной части учебного материала. При чем данный учебный материал должен содержать полную информацию о безопасности жизнедеятельности инвалидов как в окружающей среде, так и в профессиональной деятельности. Соответственно, в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у студентов формируется профессиональная компетентность в области безопасности жизнедеятельности. Применение интегративно-модульного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения, где каждый модуль рассматривался нами как организационнометодическая единица содержания обучения, дало новый качественный результат в системе инклюзивного образования (Приложение 5).

Предметная область дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивающая достижение поставленных целей, включала изучение окружающей среды обитания для студентов с нарушением зрения, их взаимодействие с ней, обеспечение личной безопасности жизнедеятельности, социальной адаптации. Ядром содержательной части предметной области был круг опасностей (психологическая уязвимость при межличностных контактах с окружающими; опасность травматизации из-за отсутствия визуального контроля и невозможности включения других сенсорных анализаторов (отсутствие звукового сигнала от объекта опасности, невозможность пальпаторного определения его границ и температуры и др.), с которыми ежедневно приходилось сталкиваться студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

В ходе исследования процесса профессионального образования нами были специально разработаны программы по безопасности жизнедеятельности для обучающихся с нарушением зрения, поскольку инвалиды испытывали нужду не только в предметной подготовке, но и в адаптации к условиям новой для них профессионально-образовательной среды. Разработанная нами программа преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» была рассчитана на 68 часов обучения.

Таким образом, на основе методического моделирования образовательной среды профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению выявлено, что основными направлениями формирования готовности будущих специалистов к безопасной жизнедеятельности будут являться: создание адаптационной образовательной системы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями и интересами студентов, интеграция всех компонентов образовательного процесса и обоснование связей между ними за счет поэтапности развития личности в безопасной среде. Повышение качества профессионального образования в настоящее время является одной из актуальных проблем не только для России, но для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, осмысления специфики и оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса [173].

Исходя из опыта многих исследователей (А.А. Вербицкого, Ю.С. Ветрова, Н.Н. Клушиной, П.А. Образцова), полноценная профессиональная подготовка будущих специалистов невозможна без обеспечения практико-ориентированного подхода в обучении, который возможно реализовать в условиях разумного сочетания фундаментального образования и практической деятельности. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование играет ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития российского общества [173].

В системе профессионального образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. По мнению Ю.С. Ветрова, Н.Н. Клушиной, практико-ориентированное образование связано с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студентов с целью их погружения в профессиональную среду, соотнесения представлений о профессии, осознания собственной роли в трудовой деятельности. П.А. Образцов, Т.В. Дмитриенко считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности ка-

 

честв личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности, в то время, как А.А. Вербицкий, Е.Н. Плотникова, В.А. Шершнева становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин [173].

Следует отметить, что практико-ориентированное обучение является одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций и личностно-деятельностной подготовки студентов профессиональных учебных учреждений, которое позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки по приобретению ими навыков профессиональной работы, что немало важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Практико-ориентированная деятельность, направленная на развитие безопасности личности и социальную адаптацию студентов с нарушением зрения, на основе использования возможностей педагогической образовательной среды, выполняет связующую роль между всеми участниками учебного процесса и включает ряд этапов:

- адаптационный (I курс), предусматривающий знакомство с основами будущей профессии, спецификой образовательного процесса с целью выявления способностей студентов и оказания им помощи в выборе направления самостоятельной работы;

- овладение основами будущей профессии (II курс), на котором происходят профессиональная адаптация студентов с нарушением зрения, накопление профессиональных знаний, формирование круга интересов в будущей профессиональной деятельности, что позволит им свободно адаптироваться в новой трудовой среде и профессионально исполнять свои обязанности;

- формирование профессиональных компетенций (III курс), способствующих развитию и применению знаний, умений и навыков будущих специалистов среднего звена в профессиональной деятельности.

232

Таким образом, в результате исследования, исходя из практико-ориентированных технологий, в образовательном процессе студентов с нарушением зрения были определены основные составляющие их профессиональной подготовки:

- обучающая, способствующая возможности проверить теоретические знания на практике, а также дальнейшему самообразованию и повышению компетентности.

Основу практико-ориентированной деятельности составляло создание преподавателями образовательного учреждения условий, в которых студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению имели возможность выявлять и реализовывать свой интерес к познанию, делая его привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития и самореализации.

Практико-ориентированные технологии обучения студентов с нарушением зрения сочетали в себе варианты индивидуальной и групповой работы, решали учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социальноориентационные задачи. Они осуществляли интегративную взаимосвязь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с основными профессиональными предметами: «Анатомией и физиологией человека с основами топографической анатомии», «Гигиеной и экологией человека», «Психологией», «Основами сестринского дела и инфекционной безопасности», «Основами неврологии»; «Основами хирургии с травматологией»; «Основами терапии».

- адаптационная, позволяющая сделать первый шаг к построению профессиональной Я-концепции, адаптировать приобретенные знания и умения к реальности:

- ролевые и деловые игры, на которых шло обсуждение проблем инвалидности и путей их реализации, обыгрывание конкретных ситуаций и других;

- работу в тренажерных залах и залах лечебной физической культуры;

- экскурсии в Самарский государственный медицинский университет и

Самарский медицинский институт «Реавиз», включавшие традиционные

233

уроки-экскурсии в анатомический музей, совместные научно-практические конференции, семинары, практические занятия;

- экскурсии в районную и областную библиотеки для слепых, с целью получения необходимой информации для дальнейшего профессионального самообразования и саморазвития.

Программой подготовки массажистов предусмотрен большой объем занятий студентов-инвалидов в тренажерном и спортивном залах, залах лечебной физической культуры, где осуществлялся процесс укрепления их физического здоровья, восстановление утраченных физических возможностей, способствующих развитию профессиональных навыков и реабилитации в социуме.

- интегративная, развивающая профессиональное самосознание и позитивную Я-концепцию, формирующуюся в интегративном единстве знаний, умений и навыков практической деятельности.

Практико-ориентированные обучающие технологии включали:

- практические занятия по основным предметам, где проводилась практическая апробация полученных знаний, формирование умений и навыков, не требующих обязательного визуального контроля (техника наложения повязок, временная остановка кровотечений, транспортная иммобилизация при переломах, элементы ухода за детьми младшего возраста);

- технологические практические занятия, осуществляемые на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» с. Кинель-Черкассы, на которых студенты пальпаторно на основе полученных знаний формировали умения и навыки по одной из общепрофессиональных дисциплин («Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Основы неврологии», «Основы хирургии с травматологией», «Основы терапии»);

- развивающая, реализующая способности обучающихся, обусловливающих успех их профессиональной деятельности.

234

 

Важным компонентом в реализации практико-ориентированной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению являлось участие:

- в Международных олимпиадах среди школьников и студентов «Социокультурная инклюзия», предусматривающих разработку социально значимых проектов по улучшению условий жизнедеятельности инвалидов;

- в Международных молодежных инклюзивных играх, направленных на повышение социально-деловой активности, доверия и взаимоуважения между молодыми людьми с инвалидностью и их здоровыми сверстниками посредством проведения инклюзивных спортивно-культурных мероприятий (спортивные и творческие состязания; презентации и выставки; интерактивные мастер-классы; игры на музыкальных инструментах и другие);

- в ежегодных конкурсах профессионального мастерства по отдельным видам массажа (I курс - классический массаж, II курс - сегментарный, III курс - нетрадиционный, детский и СПА массаж), проводимых в Кинель-Черкас- ском филиале;

- в ежегодных Национальных чемпионатах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», обеспечивающих эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию лиц с инвалидностью к профессиональному образованию, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе;

- в разработке социальных проектов («Инклюзия как культура», «Недоступная доступная среда», «Видим вместе», «Живопись слепых») и программ по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество («Экскурсии в темноте», «Паруса духа», «Вместе с инвалидом», «Инклюзивный лагерь»), способствующих безбарьерному взаимодействию с окружающей средой;

- в Межрегиональном социальном проекте Школа мастеров инклюзии «Мультимобильность», организованном в рамках подготовки I Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья (Екатеринбург, 2017) и направленном на развитие взаимовыгодного сотрудничества лиц с инвалидностью и представителей других социальных групп, используя их скрытые ресурсы и таланты на благо общества;

- во Всероссийском конкурсе для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению «Вкус на кончиках пальцев», направленный на формирование у молодых инвалидов по зрению активной жизненной позиции;

- во Всероссийском конкурсе членов ВОС «Информационная поддержка добрых дел ВОС», направленном на стимулирование информационной поддержки уставной деятельности организаций, учреждений, предприятий ВОС, благотворительных инициатив органов власти и органов местного самоуправления, организаций, учреждений и частных лиц в интересах развития Всероссийского общества слепых (доступной среда, трудовая деятельность, спорт, отдых, социокультурная реабилитация инвалидов по зрению);

- во Общероссийском форуме «Россия Студенческая», направленный на вовлечение студентов и студенческих объединений в деятельность советов обучающихся (студенческих советов) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, в рамках которого проводились мастер-классы, тренинги, семинары, встречи с руководством и специалистами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

- в Областном конкурсе социальной рекламы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленного на привлечение внимания общественности к важнейшим социальным проблемам лиц с инвалидностью;

- в Межрегиональном круглом столе «Становление личности и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования», определяющий пути решения актуальных и приоритетных задач становления личности обучающихся с нарушением зрения в концепции инклюзивного профессионального образования, технологии формирования социальной адаптации и реабилитации инвалидов, возможные модели развития инклюзивного профессионального образования в разных регионах России;

- в Областном конкурсе творческих работ студентов профессиональных образовательных организаций Самарской области «Я здесь учусь и тем горжусь» с целью формирования у студентов целостного представления о становлении и развитии системы профессионального образования в России и создания положительного имиджа профессиональных образовательных организаций Самарской области;

- социальная, способствующая позиционированию инвалидами по зрению не только приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения в колледже, но и социальной значимости в обществе и необходимости в нем. Студенты с нарушением зрения неоднократно принимали активное участие:

- в общественно-значимых мероприятиях Кинель-Черкасского филиала («День здоровья», «Свежий ветер», «Скажи наркотикам - НЕТ!», «Я выбираю - здоровье!», «День медицинского работника», «День инвалидов», «День защиты детей», «День молодежи»;

- в волонтерской деятельности студентов на базах государственных бюджетных образовательных учреждениях средних образовательных школ №1, 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании, ИППП (инфекции, передающиеся половым путем) и СПИДа среди подростков;

- в Официальной интернет-радиостанции Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых Радио ВОС, позиционирующей работу Кинель-Черкасского филиала;

- в Областном творческом фестивале-конкурсе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Вместе со Звездами», способствующему творческому общению людей с инвалидностью, выявлению новых талантов, возможности ознакомления с национальной культурой и искусством Самарской губернии, сохранению общего культурного и информационного пространства Самарской области на уровне регионов РФ;

- в опубликовании материалов в местных и региональных средствах массовой информации (МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь»» (с. Кинель- Черкассы): № 99 от 13.12.2014 г. «Помним их имена»; № 12 от 11.02.2015 г. «Своих не бросаем!»; № 27 от 1.04.2015 г. «Доступность для всех»; № 35 от 25.04.2015 г. «Инклюзия как культура»; № 100 от 12.12.2015 г. «В интересах безопасности»; № 13 от 20.02.2016 г. «Нужна преемственность»; газета Образование. Самарский регион (г. Самара): № 1 от 1.01.2014 г. «Уметь сопереживать чужой боли»); № 6 от 30.06.2014 г «Образование без границ»; № 10 от 30.12.2014 г. «Живая память о героях»; запись телепередачи на канале «Губерния» в программе «НЕограниченные возможности» от 26.07.2015 г.; запись видеофильма «С закрытыми глазами» на телеканале «Пятьдесят первый» (с. Ки- нель-Черкассы) от 7.10.2016 г.

Таким образом, практико-ориентированная деятельность в рамках образовательного процесса профессиональной подготовки студентов с нарушением зрения дает им возможность участвовать в трудовой и социокультурной деятельности, выступающей необходимым условием становления активной, саморазвивающейся личности безопасного типа поведения, готовой к безопасной жизнедеятельности и социальной адаптации.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.04.2018)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%