Главной задачей формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности в условиях медицинского колледжа являлась помощь в развитии и реализации личностных возможностей индивидуума как субъекта безопасной жизнедеятельности. По мнению К.Н. Г оженко, профессиональное обучение для инвалидов представляет собой этап их личностного и социального развития, обретения чувства тождественности и целостной идентичности, профессионального самоопределения, развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Согласно А.В. Суворову, всякий труд души, и особенно уединенный, является непременным условием формирования и развития такой способности, как рефлексия. Труд души для слепого и слабовидящего предполагает превращение реальности в действительность. Работая над превращением реальности в действительность, воссоздавая действительность, пользуясь действительностью, живя в ней, созданной не нами, а другими людьми, всем человечеством и независимо от нас, - мы учимся сознательно относиться к действительности, а через нее к реальности, учимся рефлексии, общению вообще [245].
Немаловажную роль в общении студентов с ограниченными возможностями здоровья играет образовательный процесс, направленный на безбарьерное взаимодействие с окружающими. Как отмечает В.Д. Семенов, воспитательное сотрудничество, или педагогическое общение, - это «гармония духовного и организаторского во взаимодействии и взаимоотношениях людей» [Цит. по: 212, с. 34], где студенты с нарушением зрения учатся отвечать, в первую очередь, за себя, свои действия и безопасный образ жизни.
Проводимое нами многолетнее исследование, включало анализ общего образовательного процесса в колледже и преподавание общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», теоретические разделы которой чередовались в определенной последовательности с практическими занятиями, содействующими углублению знаний в сфере профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению через овладение ими приемами самоопределения, самопознания, самосовершенствования, усиления мотивации к безопасной жизнедеятельности.
Стационарной базой исследования являлось государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кинель-Черкасский филиал «Тольяттинский медицинский колледж», осуществляющий профессиональную подготовку студентов с нарушением зрения по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж». Внедрение разработанных теоретических положений и условий реализации модели формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности в профессиональную подготовку проводилось в период с 2008 по 2017 гг. В эксперименте приняли участие 2560 студентов, из которых 747 - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (экспериментальная группа (ЭГ) - 490, контрольная (КГ) - 257 обучающихся), 65 преподавателей.
Эксперимент носил лонгитюдный характер и включал три этапа:
констатирующий, в ходе которого были проведены срезы с целью выявления условий формирования готовности студентов с нарушением зрения к безопасной жизнедеятельности, включавшие в себя:
выявление уровня сформированности понятий безопасного поведения в окружающей среде и развития готовности студентов к безопасной жизнедеятельности;
определение методологических основ исследования и эффективных методов обучения;
изучение образовательной среды, направленной на социально-трудовую реабилитацию студентов с нарушением зрения и развитие готовности к безопасной жизнедеятельности;
определение диагностики исследования обучающихся-инвалидов медицинского колледжа с целью выявления особенностей их личностного развития и готовности к осуществлению профессиональной деятельности;
формирующий, направленный на разработку модели формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности; выявление определенных условий эффективного ее функционирования;
итоговый, заключающийся в обработке эмпирических данных, полученных в ходе исследования, интерпретации результатов, их обобщения, формулировке выводов. В процессе профессиональной подготовки с помощью критериев и уровней формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности, определялась результативность эксперимента (Приложение 6, таблица 1).
В ходе констатирующего эксперимента нами был проведен анализ возрастного состава обучающихся колледжа, результаты которого позволили выяснить, что доминирующее положение среди студентов с ограниченными возможностями здоровья занимали следующие возрастные категории инвалидов (рис. 11). Общее количество обучаемых из разных регионов России (более 20), в возрасте до 20 лет составляло 30,2%, 21-35 лет - 50,6%, более 40 лет - 19,2%, среди которых 22% - женщины, 78% - мужчины. Выявление причин потери зрения в ходе эксперимента позволило установить, что 75,5% обучающихся имели врожденные заболевания глаз (аномалия зрительного нерва, патология сетчатки, заболевания роговицы, аномалия сосудистого тракта, недоразвитие глазных яблок и др.), а 24,5% - приобретенные нарушения (в результате ДТП, болезней гриппа, опухоли головного мозга, беременности, производственных травм и других). Степень нарушения зрительной функции у студентов колледжа различна (от значительного снижения зрения до полной слепоты). Доминирующий состав студентов - инвалиды I-II группы и инвалиды детства.
Рис. 11. Возрастной состав инвалидов по зрению в Кинель-Черкасском филиале «Тольяттинский медицинский колледж» Самарской области (2015-2017 гг.)
Подготовка к самостоятельной жизни слепых и слабовидящих, включение их в производительный труд являлись важной социальной задачей в процессе обучения их в колледже, формировало развитие у них чувства ответственности за свою жизнедеятельность. Этому способствовала разработанная нами модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности. В качестве основных условий ее реализации нами были обозначены: а) развитие мотивации студентов к безопасной жизнедеятельности, базирующейся на актуализации у них потребностей в личной безопасности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности; б) создание безбарьерной образовательной среды, осуществляемой на основе индивидуального подхода к формированию готовности таких студентов к безопасной жизнедеятельности; в) актуализация знаний, умений и индивидуальных возможностей по преодолению опасностей, угроз и рисков; г) организация практико-ориентированной деятельности студентов в безбарьерной образовательной среде.
В процессе формирования собственной безопасности и безопасности окружающих, важную роль играло выявление мотивации у студентов, стремление их к успеху, адаптации в обществе. Их диагностика осуществлялась по методу Т. Элерса, составляющего основу их мотивационной направленности на достижение желаемого результата, отношений к другим людям, жизненной активности (Приложение 7). Респондентам предстояло ответить на 41 вопрос анкеты (варианты ответов «да» или «нет»). Степень выраженности мотивации к успеху, согласно методике Т. Элерса, оценивалась количеством баллов, совпадающих с ключом: 1-10 баллов - низкая мотивация к успеху; 11-16 баллов - средний уровень мотивации; 17-20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху. Анализ анкетирования, его результаты представлены на рисунке 12.
Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже изменяется их мотивация к социальной среде, что определяет возрастание их адаптивных способностей от курса к курсу.
Результаты эксперимента выявили, что обучающиеся, которые боялись неудач, выявили гипо- или гиперуровень риска. Количественно число данных респондентов составляло 12,5 % в констатирующем и 10,2% - формирующем экспериментах. Наиболее нейтральными были отношения к предполагаемым неудачам у второкурсников, о чем свидетельствовали показатели их уровней мотивации, разница которых на этапах эксперимента составляла 6%, 10% и 4% соответственно, демонстрируя, тем самым, эмоциональную комфортность от мотивированной деятельности.
Показатель мотивации по обозначенным данным вычислялся через ее индекс по формуле:
Уровни
мотивации
студентов I
курса
□ низкий
□ высокий
Уровни
50,00%
мотивации
45,00%
студентов II
40,00%
курса
35,00%
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10,00%
5,00%
0,00%
□ низкий Осредний
□ высокий
Уровни
50,00%
мотивации студентов III
40,00%
курса
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
□ низкий Осредний
□ высокий
47,80%
констатирующий этап формирующий этап
м
где, a - число опрошенных с низким уровнем мотивации; b - средним уровнем мотивации; c - с умеренно высоким уровнем мотивации; N - общее число участников опроса.
(+ l)c + l(0,5)b + (- l)fif
N
И
Рис. 12. Уровни мотивации студентов с ограниченными возможностями здоровья в
медицинском колледже
При определении итогового показателя уровня мотивации к успеху значения распределились следующим образом: высокий показатель мотивации в констатирующем эксперименте наблюдался у студентов- инвалидов III курса 0,42, ниже - у респондентов II - 0,38 и I - 0,35 курсов. В ходе формирующего эксперимента показатели имели следующий вид: III курс - 0,64, II курс - 0,51, I курс - 0,47.
Исследование показало, что чем выше мотивация к успеху (Им = 0,42 III курс констатирующий и Им = 0,44 формирующий эксперимент), достижению цели у обучающихся медицинского колледжа, тем ниже готовность к риску. К тому же студентам с нарушением зрения, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска (инвалиды 2-го и 3-го года обучения), попадания в непредвиденные ситуации.
И
м
где a - число опрошенных удовлетворенных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; b - не совсем удовлетворенных; c - неудовлетворенные; N - общее число участников опроса.
(+ \)с + l(0,5)b + (- 1)а
N
Одновременно с уровнем мотивации к успеху инвалидов по зрению нами был определен индекс удовлетворенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, характеризующий их отношение к мотивационной деятельности. Индекс удовлетворенности вычислялся по формуле:
В ходе эксперимента величина Иу колебалась от -1 до +1. Как показали результаты исследования, удовлетворенность отношениями в социальной среде респондентов на констатирующем эксперименте составила: 0,06 - на I курсе; 0,2 - II курсе; 0,38 - III курсе и 0,18; 0,44; 0,49 соответственно на формирующем.
Из проведенных результатов исследования следует, что обучающиеся III курса с нарушением зрения как в констатирующем, так и формирующем эксперименте имели наибольший показатель удовлетворенности, и уровень мотивации к успеху (0,42) и (0,44), что свидетельствовало о высоком уровне психолого-педагогических мероприятий, проводимых в рамках образовательного
процесса медицинского колледжа. В ходе исследования нами была установлена прямая взаимосвязь между уровнем мотивации к успеху и степенью удовлетворенности респондентов. Соответственно, чем выше уровень мотивации у респондентов, тем выше степень удовлетворенности от осуществляемой ими деятельности, и, чем выше индекс удовлетворенности, тем выше мотивация к успеху у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мотивация обучающихся с депривацией зрения создавала потенциальную возможность их успешной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависела от процессов целеполагания (постановки конечных и промежуточных целей), уровня удовлетворенности мотивационной деятельностью, способствующих формированию у них готовности к безопасной жизнедеятельности.
В основе профессиональной подготовки специалистов среднего звена лежит Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 503 от 12.05.2014 г., представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), среди которых и общеобразовательная дисциплина ОП. 11 «Безопасность жизнедеятельности».
Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» состояла из шести модулей (введение в безопасность жизнедеятельности, основные понятия и определения; человек и техносфера; вредные и опасные негативные факторы окружающей среды; основные принципы и методы защиты от опасностей; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; оказание первой медицинской помощи при ЧС), объем которой составлял 68 часов. Занятия по данной дисциплине для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводились в соответствии с программой в хорошо оборудованном кабинете, оснащенном тактильными учебными и наглядными пособиями, рельефно-точечными стендами, аудиовизуальными и техническими средствами обучения.
В процессе обучения студентов с нарушением зрения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» применялись как традиционные (лекции, беседы, объяснения, ситуационные задания), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные, симуляционные, кейс-технологии), эффективные при решении профессиональных задач будущих специалистов среднего звена.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство первокурсников мало знакомы с основными понятиями в области безопасности жизнедеятельности (опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, безопасность жизнедеятельности, готовность к безопасной жизнедеятельности) (рис.13).
Безопасность
0,73
жизнедеятельности ситуация
— —формирующий эксперимент — —констатирующий эксперимент
Рис. 13. Коэффициенты усвоения содержания основных понятий безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения
Иерархия, соподчинение этих понятий, их взаимосвязь вызывали серьезные затруднения у обучаемых обеих групп. Формирующий эксперимент, включающий разработку и применение новых технологий обучения по дисци-
плинам общепрофессионального цикла в профессиональной подготовке специалистов с ограниченными возможностями здоровья, способствовал повышению качества усвоения основных данных понятий.
Экспериментальные данные, обработанные поэлементным анализом по методу А.В. Усовой с использованием критерия Стьюдента, свидетельствовали об эффективности применяемой методики: коэффициенты усвоения содержания понятий были высоки и составили 0,68 - 0,81. При оценке достижений в развитии умений и навыков студентов с нарушением зрения было отмечено усвоение ими основ профессиональной деятельности, форм и методов безопасного поведения в окружающей среде, повышающих их адаптацию. Кроме этого анализу подверглись уровень усвоения студентов с особыми образовательными потребностями профессиональных знаний в области безопасности жизнедеятельности и оценка сформированности предметных умений в области данного курса (ПУ-n) (Приложение 8, таблица 1,2).
Результативность методики преемственного развития понятий безопасной жизнедеятельности, развитие интеллектуальных умений и навыков в формирующем эксперименте были высокими: 79,65% обучающихся справились с выполнением задания, в то время как в констатирующем - их число составило 69,35%. Представленные статистические данные свидетельствовали о том, что в ходе применения экспериментальной методики при формировании предметных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты их усвоения. При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (УЭ1< VK1, УЭ2< VK2), можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе знания в области безопасности жизнедеятельности имеют более стабильную характеристику по отношению к контрольной группе.
Для изучения развития динамики интересов студентов к предмету «Безопасность жизнедеятельности» было проведено анкетирование, по результатам которого вычислен коэффициент интереса Ki, принимающий значения от
-1 (полное отсутствие интереса) до +1 (наивысший интерес):
255
где А - число обучающихся, назвавших изучение А • (+1) + В • (0) + С • (-1) БЖД интересным; В - число обучающихся, индиф- 1 N ферентно относящихся к изучению БЖД; С - число
обучающихся, назвавших изучение БЖД неинтересным; N - общее число обучающихся.
Коэффициент интереса студентов с ограниченными возможностями здоровья к изучаемой дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в ходе педагогического эксперимента представлена на рисунке 14.
до эксперимента после эксперимента
I курс II курс Ill курс
Рис. 14. Коэффициент интереса студентов с нарушением зрения к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у
Результаты сравнительного анализа изучения интереса студентов с нарушением зрения к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» следующие: до начала эксперимента низкие (+0,13) и средние (+0,34; 0,42) показатели, а в то время как после эксперимента они были средними (+0,36) и высокими (0,58; 0,67). В конце учебного года студентам, назвавшим изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» интересным, была предложена анкета «Что способствовало повышению Вашего интереса к изучению данного предмета?». Ответы респондентов распределились следующим образом: 66,3% студентов обратили внимание на необходимость приобретения знаний в области безопасности жизнедеятельности с целью социальной адаптации и безопасного ориентирования в окружающем пространстве; 23,5% студентов отметили необходимость использования практических занятий по дисциплине в качестве основного фактора повышения их интереса; 10,2% обучающихся посчитали важность проведения тренингов и дискуссий по данному предмету. Полученные результаты отражали тенденции социализации личности студентов с нарушением зрения, развития у них безопасного поведения в окружающей среде и свидетельствовали о формировании готовности к безопасной жизнедеятельности и эффективности применяемой методики.
Таким образом, эффективная реализация в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», его интеграция с другими общепрофессиональными дисциплинами являлась необходимым условием всестороннего развития обучающихся в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе выяснения влияния условий на реализацию модели формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности изучалась образовательная среда медицинского колледжа. Она включала создание доступной среды, образовательного пространства для изучения материально-технической базы колледжа, образовательного процесса, здоровьесберегающих технологий обучения на основе индивидуально-личностного подхода к студентам с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Диагностика образовательной среды осуществлялась по методике И.А. Баевой (Приложение 9). В связи с чем респондентам предстояло ответить на вопросы анкет, разработанных автором для каждой категории участников. Идентификация отношения к образовательной среде медицинского колледжа инвалидов по зрению осуществлялась по методу суммарных оценок, что позволило выделить наиболее значимые вопросы, отражающие факторы позитивного, нейтрального и негативного отношения их к ней. Полученные результаты вычислялись по формуле:
Xi где Xi - количество показателей по данному типу; Xij - объем
Y = —х 100%, выборки; Y - первичный показатель (процент выбора по дан- Xi/' ному показателю).
Первичные показатели рассчитывались по каждому типу отношения к образовательной среде колледжа, где интегральный показатель составлял 100% объема выборки. Результаты полученных данных свидетельствовали о том, что большинство участников в формирующем эксперименте относились к образовательной среде позитивно. Позитивное отношение у студентов с ограниченными возможностями здоровья отмечено на: I курсе - 73,1%, II курсе - 80,2%, III курсе - 92,7%. Менее позитивно оценивали образовательную среду преподаватели колледжа - 23,2% и здоровые студенты - 30,1%. Категория опрашиваемых с наибольшим нейтральным показателем отношения является наименее устойчивой.
Исходя из определения отношения студентов с нарушением зрения к образовательной среде медицинского колледжа, в ходе исследования выявлялась степень их удовлетворенности такой средой. Из одиннадцати структурных характеристик индекса удовлетворенности образовательной средой (взаимоотношения с преподавателями; взаимоотношения с окружающими; эмоциональный комфорт; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью; возможность проявить инициативу; возможность высказать свою точку зрения; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения; учет личных проблем и затруднений), респондентам предстояло выделить пять наиболее значимых и ранжировать удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Результаты ответов опрашиваемых инвалидов по зрению определялись по формуле индекса психологической безопасности:
где Xij - балл, которым опрашиваемый оценивает выбранную характеристику образовательной среды колледжа; Xijn Xij - сумма баллов по пяти выбранным характеристикам; n=5 - количество выбранных характеристик.
Как показали результаты исследования, уровни удовлетворенности характеристиками образовательной среды колледжа варьировали в интервале
Общий индекс удовлетворенности
iliii
Возможность обратиться за помощью
Уважительное отношение к себе
Эмоциональный комфорт
Взаимоотношения с окружающими
Взаимоотношения с преподавателями
ОУ/У//У/УУ//уС&У/////У///////,
1,1
17
2
I- 1,4
3
о/м/ш/м
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4
инвалиды Ill курса □ инвалиды II курса Ы инвалиды I курса
зрячие обучающиеся □ преподаватели
от 0 до 5, при этом уровень удовлетворенности образовательной средой у участников учебно-воспитательного процесса был выше и имел максимальную оценку (рис. 15).
Рис. 15. Степень удовлетворенности студентов с нарушением зрения значимыми
характеристиками образовательной среды медицинского колледжа
Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья от курса к курсу менялся их уровень удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа и соответственно их адаптация в социальной среде. В результате исследования было выявлено, что наиболее высокие показатели по всем характеристикам были у обучающихся-инвалидов III курса. Значение степени удовлетворенности «возможностью обратиться за помощью» находилось на среднем уровне (3,3), при этом «эмоциональный комфорт» (2,8), в то время как, «взаимоотношения с окружающими и преподавателями» были высокие (3,1 и 3,8).
Меньшие показатели степени удовлетворенности по данным характеристикам были отмечены у студентов I и II курсов (2,6 и 3,2; 1,8 и 2,7; 2,0 и 2,6; 3,0 и 3,1 соответственно). Результаты показателей преподавателей по названным характеристикам были следующие: средняя степень удовлетворенности «взаимоотношения с окружающими» составляла 2,4; в незначительной степени удовлетворены средой «эмоциональный комфорт» - 1,7. Общий индекс удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа, рассчитываемый как суммарная оценка значимых характеристик, находился на среднем уровне в группе преподавателей - 0,50 и зрячих обучающихся - 0,36, в то время как у инвалидов (I курс - 0,61; II курс - 0,75; III курс - 0,83) он был значительно выше, при max=1,0. Данные показатели свидетельствовали о том, что первокурсники хуже адаптированы к среде колледжа, чем студенты последующих курсов, соответственно вероятность переживания депрессивных состояний обучающимися значительно выше, что влекло за собой изменение физического и психического здоровья.
Таким образом, большинство участников образовательного процесса положительно оценивали образовательную среду медицинского колледжа. Однородность оценок свидетельствовала об адаптивности поведения, удовлетворенности всех участников образовательным процессом, что являлось определяющим фактором их безопасности и защищенности, влияющим на здоровье, развитие взаимоотношений как внутри одной группы, так и за пределами ее профессионального становления.
Результатом исследования эффективности образовательной среды в формирующем эксперименте по формированию готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности явилась положительная динамика усвоения профессиональных знаний. Анализ усвоения студентами с нарушением зрения знаний и умений в области профессиональной подготовки проходил по результатам контрольных работ, ответам на зачетах и экзаменах. Анализировались знания как об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей, органов, так и понятия, развивающиеся в процессе профессиональной подготовки «здоровый образ жизни»; мотивации как проявление потребностей личности; особенности регулирования труда людей с ограниченными возможностями здоровья; практико-ориентированная деятельность, основные принципы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при неотложных ситуациях и ЧС; особенности применения лекарственных средств при проведении процедуры массажа; реабилитация больных с заболеванием нервной системы; сестринская помощь при повреждениях, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата; состояние здоровья пациента во время и после массажа и ЛФК; современные факторы, определяющие здоровье населения; безопасность как условие и потребность жизнедеятельности человека.
Анализ усвоения профессиональных знаний и умений студентов с ограниченными возможностями здоровья по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволил дать их оценку по дисциплинам общепрофессионального цикла («Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии»; «Гигиена и экология человека»; «Психология»; «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью»; «Основы фармакологии»; «Основы неврологии»; «Основы хирургии с травматологией»; «Основы терапии»; «Общественное здоровье и здравоохранение») (Приложение 10).
Усвоение профессиональных умений, сформированность навыков в ходе образовательного процесса проверялось на практических занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла. Овладение обучающимися с нарушением зрения методическими умениями, навыками определялось в период выполнения заданий на профессиональной практике. Проверялись и оценивались следующие умения и навыки инвалидов по зрению: оценивать ситуации, опасные для жизни, оказывать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях; владение приемами безопасного поведения в окружающей среде (таблица 2).
Таблица 2
Результаты оценки сформированности профессиональных умений
студентов с нарушением зрения
Коэффициент полноты усвоения профессиональных умений
Показатели
2015-2016 гг.
2016-2017 гг.
Низкий: К<50%
0,42
0,28
Средний: 50% <К<70%
0,48
0,56
Высокий: К>70%
0,10
0,16
Полученные в ходе исследования данные выявили устойчивый рост коэффициента полноты усвоения профессиональных умений студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже.
Таким образом, в ходе инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, осуществляемого на базе Ки- нель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» (специальность 34.02.02 Медицинский массаж), осуществлялось формирование готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности, что повышало эффективность и качество профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена.
Исследование по выявлению ценностных ориентаций студентов с нарушением зрения осуществлялось по методике М. Рокича (Приложение 11), согласно которой было выделено два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Данное выделе
Терминальные ценности в %
0 обучающиеся с нормальным зрением □ инвалиды по зрению
деньги
работа
любовь
развлечения
семья
здоровье
4,4
14,2
7,1
11,4
12,6
32,8 31,3
20,4
41,6
Инструментальные ценности в %
^ обучающиеся с нормальным зрением □ инвалиды по зрению
жизнерадостность твердая воля честность аккуратность образованность воспитанность
43,2
11,6
21,3
10,4
10,3
11,2
ш 9,4
12,1
6,3
18,4
ж 9,5
35,1
ние соответствовало традиционному делению на ценности-цели и ценности- средства. В ходе исследования респонденты присваивали ранговый номер значимости предложенных ценностей. Анализ результатов проведенного анкетирования определил следующий порядок ранжирования приоритетных ценностей у обучающихся с нарушением зрения в медицинском колледже (рис. 16).
Рис. 16. Терминальные и инструментальные ценности студентов медицинского
колледжа
Иерархия ценностей обучающихся с нарушением зрения явилась результатом эмоциональной реакции на ограничение своих желаний и возможностей, что повлекло за собой развитие субъективно переживаемых эмоций (напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность). Сравнение полученных результатов ранжирования инвалидов по зрению со здоровыми обучающимися (нормальное зрение) показало существенные различия в выборе приоритетов.
Из терминальных ценностей респондентами с нарушением зрения были отмечены: здоровье (41,6%), семья (20,4%) и работа (11,4%), здоровыми студентами - развлечения (37,3%), любовь (32,8%) и деньги (14,2%); из инструментальных - воспитанность (35,7%), образованность (18,4%) и аккуратность
(12,7%) у инвалидов, и жизнерадостность (43,2%), твердая воля (21,3%) у зрячих обучающихся, что свидетельствовало о других ценностных ориентациях последних. Ценностный аспект являлся важным условием самосовершенствования студентов с ограниченными возможностями здоровья, где ориентации, интересы и мотивы будущих медицинских работников, были первоосновой, определяющей интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, профессиональную направленность.
Кроме этого, одними из показателей эффективности модели формирования готовности студентов к безопасной жизнедеятельности были сформиро- ванность у них коммуникативных и организаторских способностей и умений в ходе образовательного процесса.
Исследование осуществлялось по методике В.В. Синявского и В.А. Фе- дорошина «КОС-2» (коммуникативные и организаторские склонности), базирующейся на принципе отражения и оценки испытуемыми некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (Приложение 12). Анкетная часть методики «КОС-2» содержала вопросы, ответы на которые предполагались положительными или отрицательными и строились на основе самоанализа поведения в той или иной ситуации. Оценка коммуникативных и организаторских способностей определялась в баллах по пяти уровням: 1-4 балла - очень низкий; 5-8 - низкий; 9-12- средний; 13-16 - высокий и 17-20 - высший. В ходе исследования коммуникативные и организаторские способности студентов рассматривались как существенный компонент их профессиональной подготовки (рис. 17).
В результате исследования было выявлено, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья меняются их показатели уровня коммуникативных и организаторских способностей и, соответственно, уровень профессиональной подготовки, являющийся одной из основ формирования готовности инвалидов к безопасной жизнедеятельности.
Рис. 17. Уровни коммуникативных и организаторских способностей студентов
с нарушением зрения
Суть данных изменений заключается в том, что если первокурсникам была свойственна психоэмоциональная неустойчивость, проявляемая в трудностях их общения с субъектами образовательного процесса; в плохой ориентации в образовательной среде; в отсутствии желания принимать участие в общественной деятельности медицинского колледжа и др.; если они не стремились принимать самостоятельные решения по обеспечению собственной безопасной жизнедеятельности, а предпочитали проводить время наедине с собой, то выпускникам экспериментальной группы с психоэмоциональной устойчивостью испытывают потребность в общении с окружающими людьми; быстро ориентируются в образовательной среде и профессиональной деятельности; организуют мероприятия для студентов и преподавателей колледжа; принимают самостоятельные решения по обеспечению собственной безопасной жизнедеятельности и др.
Если на констатирующем этапе экспериментальной работы низкий - I уровень коммуникативных и организаторских способностей был свойственен 10,2%, ниже среднего - II уровень - 34,8%, средний - III уровень - 38,5%, высокий - IV уровень - 8,3% и очень высокий - 8,2% студентам с ограниченными возможностями здоровья, то на контрольном этапе количество студентов с низким уровнем таких способностей уменьшилось на 4,9%, а студентов с высоким уровнем повысилось на 9,9%.
Необходимым этапом социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения являлось преодоление ими депрессии, связанной с осознанием своего дефекта. Выявление депрессивных состояний у обучающихся медицинского колледжа осуществлялась по методике F. Zunge (адаптация Т.И. Балашовой), составляющих основу их отношений к профессиональной деятельности и безопасному поведению в обществе (Приложение 13). В ходе эксперимента испытуемым предлагались 20 вопросов, которые необходимо было ранжировать в зависимости от того, какое чувство в настоящее время вызывало то или иное утверждение. Уровень депрессии (УД) рассчитывался по формуле:
УД — ^ пр + ^ обр , где Хпр - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям; £обр - сумма зачеркнутых цифр к «обратным» высказываниям.
Степень выраженности УД, согласно методике F.Zunge, оценивалась количеством баллов, совпадающих с ключом (диапазон от 20 до 80 баллов): менее 50 баллов - отсутствие депрессии; 50-59 - состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; 60-69 - состояние субдепрессивное или маскировочная депрессия; свыше 70 - истинное депрессивное состояние. Анализ проведенного исследования дал следующие результаты (рис.18).
В результате исследования было выявлено, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья показатели уровня депрессии менялись от курса к курсу и, соответственно, их способность к безопасной адаптации в профессиональной среде, выступающей одной из основ формирования готовности их к безопасной жизнедеятельности. Наличие легкой депрессии ситуативного или невротического генеза отмечалось у студентов с ограниченными возможностями здоровья: 53,2% - I курса, 23,7% - II курса, 28,3% - III курса.
%
72,8 67,7
60
40
20
0
<50
50-59
60-69
>70
□ I курс ПИ курс mill курс
Рис. 18. Уровень депрессии студентов с ограниченными возможностями здоровья в
медицинском колледже
Показатели субдепрессивного состояния или маскировочной депрессии имели следующий вид: I курс - 7,6%, II курс - 3,5%, III курс - 2,4%. Истинную депрессию испытывали 2,8% обучающихся с нарушением зрения на первом курсе, меньшими показателями уровня депрессии характеризовались обучающиеся с дефицитом зрения на III курсе - 1,6%. Полное отсутствие депрессии наблюдалось у 72,8% обучающихся инвалидов II курса, 67,7% - III курса, 36,4% - I курса. Полученный результат свидетельствовал о том, что уровень депрессивных качеств первокурсников с ограниченными возможностями здоровья был значительно выше, чем у обучающихся последующих курсов. Это обусловлено присутствием множества стрессогенных факторов, соответственно вероятность адаптированности к безопасной жизнедеятельности была у них значительно ниже, что влекло за собой изменения психоэмоционального состояния обучающихся.
Отсутствие депрессии у второкурсников с полной или частичной потерей зрения (73%) свидетельствовало о том, что они не испытывали чувство страха (стресса) за дальнейшее самоопределение. Однако у выпускников отмечено возрастание депрессивного состояния в связи с предстоящей деятельностью профессионального характера и личностным выбором.
%
92,1
— I курс •• • II курс — — Ill курс
Рис. 19. Степень сопротивляемости стрессу (ССС) студентов с ограниченными
возможностями здоровья
В развитии социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья немаловажную роль играла стрессоустойчивость и социальная адаптация инвалидов по зрению. Поэтому в исследовании нами был проведен анализ (по методике Т. Holmes и R. Rahe), отражающий взаимосвязь между психическими и физическими болезнями и последующими за ними серьезными изменениями в жизни обучающихся (Приложение 14). Респондентам предстояло выбрать из предлагаемого перечня ситуаций события и жизненные обстоятельства, происходившие с ними в последние два года и вызвавшие стресс. Оценка степени сопротивляемости стрессу определялась по трем характеристикам: 150-199 баллов - высокая, 200-299 - пороговая, 300 и более - низкая (ранимость). Следовательно, чем больше сумма набранных баллов, тем выше степень стрессовой нагрузки на организм и тем ниже уровень адаптации в социальной среде. Оценка состояния обучающихся в этом отношении являлась существенным компонентом готовности их к безопасной жизнедеятельности (рис. 19).
При определении итогового показателя степени сопротивляемости стрессу (ССС) и социальной адаптации (СА) значения распределились следующим образом: высокий показатель стрессоустойчивости наблюдался у студентов III курса и составлял 0,86, ниже у респондентов II курса - 0,74 и самый
268
низкий у обучающихся I курса - 0,65. Исследование показало, что чем выше степень сопротивляемости стрессу (студенты II и III курсов), тем выше уровень социальной адаптации и тем более безопасна среда их жизнедеятельности. На I курсе обучения у слабовидящих низкая сопротивляемость к стрессу, это объясняется тем, что обучаемые психологически неадаптированны к смене профессии, условиям проживания, множеству стрессогенных факторов (семейные конфликты, сложные отношения с окружающими, новые формы общения, получение профессиональных знаний).
Кроме того, в ходе исследования была отмечена взаимосвязь между степенью сопротивляемости стрессу, социальной адаптацией и степенью удовлетворенности респондентов. Соответственно, чем выше степень сопротивляемости стрессу и социальная адаптация у опрашиваемых, тем выше степень удовлетворенности от осуществляемой ими деятельности, и, чем выше индекс удовлетворенности, тем выше степень сопротивляемости стрессу и социальная адаптация студентов с нарушением зрения. Полученные в ходе исследования данные позволили выявить стрессоустойчивость и социальную адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья, что способствовало созданию потенциальной возможности осуществления ими успешной профессиональной деятельности, поскольку мера ее реализации зависела от уровня удовлетворенности и мотивации.
Вместе с тем, в центре внимания нашего исследования была готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья к осуществлению профессиональной деятельности, основанной на принципах толерантности, гуманизма, ценностных ориентациях, адекватной оценке окружающей действительности. Процесс формирования профессиональной готовности будущих специалистов среднего звена осуществлялся нами при обучении студентов I- III курсов в системе учебных занятий и в ходе производственной практики. При этом, готовность студентов к безопасной жизнедеятельности рассматривалась нами как системно-личностное их обучение, синтезирующее в себе профессиональную деятельность, основанную на овладении ими навыками и технологиями трудовой деятельности.
Модель формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа к безопасной жизнедеятельности базировалась на аксиологическом, индивидуальном, прагмастическом, инклюзивном, сенсорно-активационном и др. подходах. Были определены цели, задачи, формы и методы инклюзивного профессионального образования студентов, а также педагогические условия, этапы и критерии сформированности их готовности к безопасной жизнедеятельности.
Структурные компоненты готовности студентов медицинского колледжа к безопасной жизнедеятельности следующие: когнитивно-смысловой, коммуникативный, деятельностный. При этом личностная готовность рассматривалась нами как сложное, устойчивое, интегративное качество личности, которое отражало уровень развития сознания и мышления будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности.
Коммуникативный компонент личностной готовности студентов с нарушением зрения определял наличие их интереса к профессиональной деятельности, потребности в ней, а также стремление к саморазвитию и самосовершенствованию толерантного поведения личности. С помощью методики И.Д. Егорычевой «Доминирующая направленность личности» проведено исследование отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению к обществу, в результате которого были определены четыре направленности личности:
гуманистическая (главная ценность - личность окружающих);
эгоцентрическая (основная ценность для человека - он сам);
социоцентрическая (положительное отношение к обществу, отрицательное - к себе);
негативистическая (человек не приемлет ни себя, ни других).
Тест содержал 40 утверждений, к каждому из которых респонденты должны были выразить свое отношение (Приложение 15). Уровень направленности личности определялся по формуле вычисления модуля векторных величин:
mod= VO2 + Я2, где О - количество баллов по шкале «Направленность на общество»; Я - количество баллов по шкале «Направленность на себя», в то
время как тип направленности личности вычислялся по формуле: ^ = arctg Я.
Исследование формирования направленности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования показало, что за период обучения в медицинском колледже происходит ее корректировка (рис. 20).
Констатирующий эксперимент
Гуманистическая направленность личности
Негативистическая направленность личности
Эгоцентрическая направленность личности
Социоцентрическая направленность личности
Рис. 20. Доминирующие направленности формирования личности студентов с нарушением зрения в процессе профессионального образования
— ■ — Формирующий эксперимент
Так, в констатирующем эксперименте преобладал эгоцентрический тип личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (0,76), в то время как социоцентрический составлял - 0,54, гуманистический - 0,23 и нега- тивистический - 0,12, соответственно в формирующем эксперименте - 0,34; 0,63; 0,57 и 0,09.
В связи с этим, отмечается рост положительного отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению к окружающим, что свидетельствовало о профессиональной готовности, сформированности умений в осуществлении профессиональной деятельности (таблица 3).
Таблица 3
Результаты оценки умений студентов колледжа в осуществлении _________________ профессиональной деятельности__________________
Умения студентов в профессиональной деятельности (УС-n)
Распределение коэффициента полноты усвоения умений
КГ
ЭГ
УС-1 (мотивационно-ориентировочные)
0,49
0,59
УС-2 (содержательно-операционные)
0,52
0,64
УС-3 (эмоционально-волевые)
0,68
0,79
УС-4 (оценочные)
0,82
0,87
Среднее значение УСср
0,6275 / 62,7%
0,7225 / 72,2%
Среднее квадратичное отклонение формирования умений (о)
0,0442
0,0448
Коэффициент вариации (V)
0,0798 / 7,98
0,0886 / 8,86%
Так, в структуре профессиональной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующие компоненты:
мотивационно-ориентационный, обеспечивающий направленность личности студентов с инвалидностью на самостоятельное усвоение знаний, развитие умений в учебной и профессиональной деятельности;
содержательно-операционный, включающий логическую систему знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способы их профессиональной деятельности;
эмоционально-волевой, включающий в себя профессиональные качества личности обучающихся с инвалидностью (самостоятельность, умение управлять своими действиями и другие);
оценочный компонент, предполагающий адекватную оценку профессиональных умений и навыков.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в процессе формирования умений, навыков студентов с депривацией зрения в профессиональной деятельности наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты усвоения знаний, что соответствует высокому уровню сформированности данных умений (УСср > 60%). При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (УЭГ< УКГ), можно сделать вывод о том, что в ЭГ знания в осуществлении профессиональной деятельности имеют более стабильную характеристику по отношению к контрольной группе.
В этой связи, оценка сформированности готовности студентов колледжа к осуществлению трудовой деятельности, развитие их профессиональных качеств, была проведена на основе тестирования (до начала производственной практики и после нее). Обучающимся было предложено 57 вопросов, объединенных в группы для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала. Проводилась оценка развития каждой из профессиональных характеристик (социально-психологической, межличностной, компетентность в общении). Результаты диагностики свидетельствовали о повышении уровня сформированности профессиональных качеств после прохождения производственной практики (от 3,87 до 4,62) и их однородности в эксперименте (от 3,29% до 4,85%). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (а(к)(0,06)<а(п)(0,13)< а(и)(0,18)), полученных в ходе производственной практики позволяет судить об эффективности формирования готовности специалистов среднего звена к безопасной жизнедеятельности.
Когнитивно-смысловой компонент отражал наличие у студентов с ограниченными возможностями здоровья достаточного объема знаний о профессии, которые становились базой возникновения и развития профессионального сознания, мотивов безопасного поведения и готовности к безопасной жизнедеятельности. Важную роль в формировании трудоохранной культуры
обучающихся с нарушением зрения имела дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающая основные требования безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте, с учетом степени риска и причинения вреда.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача РФ .№ 30 «Об утверждении Санитарных правил 2.2.9.2510-09» от 18.05.2009 г., работа, которую могут выполнять инвалиды по зрению, зависит от состояния их основных зрительных функций. Одним из требований по организации рабочего места незрячего специалиста выступает обеспечение рабочих мест и технологического оборудования системой ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), способствующих безопасному осуществлению трудовой деятельности [207]. Основные характеристики условий труда на рабочих местах инвалидов вследствие зрительных нарушений приведены в Приложении 16.
Кроме того, на рабочих местах инвалидов по зрению соотношение между коэффициентами отражения рабочих поверхностей и обрабатываемых изделий должно быть соответственно не менее 1:3, что достигается покраской рабочих поверхностей в цвета, подобранных по цветовому контрасту к обрабатываемому материалу: а) для деталей холодного цвета (сталь, алюминий) - теплые цвета (кремовый); б) для деталей теплого цвета (медь, латунь) - холодные цвета (серо-голубой); в) для деталей темного цвета - светлые тона.
Исходя из вышеизложенного, одним из результатов нашего исследования явилось выявление степени готовности студентов с нарушением зрения к риску. Диагностика осуществлялась по методике А.М. Шуберта «Уровень личностной готовности к риску - PSK» (Приложение 17). Респондентам предстояло ответить на перечень вопросов анкеты, обработка результатов которой осуществлялась путем подсчета совпадений ответов испытуемых с ключом.
Результаты исследования показали, что готовность к риску у студентов с нарушением зрения I курса имеет высокие показатели - 31 балл (73% обучающихся), о чем свидетельствует наличие у них низкой мотивации к избеганию неудач и отсутствии профессионального опыта в области здоровьесбережения
и безопасности труда. Средние значение готовности к риску (9 баллов) было
274
выявлено у 16% и наименьшее - 11% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого, первокурсники обладали эмоциональной раздражительностью, конфликтностью, проявляемых при смене рода деятельности, что вызывало необходимость индивидуального подхода в процессе их обучения. Анализ данных тестирования обучающихся III курса показал, что: высокая готовность к риску наблюдалась у 17% выпускников; средняя - у 29% и нежелание к рискованным поступкам характерно для 54% студентов. Это свидетельствовало о высоком уровне их профессионализма, нервно-психической устойчивости и адекватной самооценки своих действий.
Деятельностный компонент отражал участие будущих специалистов среднего звена в профессиональной и общественно-значимой деятельности, что подразумевало владение способами, методами, формами и технологиями организации социально-трудовой реабилитации. Одной из наиболее важных проблем для студентов с ограниченными возможностями здоровья остается их дальнейшее трудоустройство. Доля безработных инвалидов за последние три года в Самарской области возросла с 4,9% до 6,4% из-за объективных сложностей с их трудоустройством (ограничения к определенным видам деятельности, трудности доставки до рабочего места в случае его удаленности, неэффективность квотирования рабочих мест и т.п.). По данным регионального министерства образования и науки, на территории Самарской области наиболее востребованными специальностями среди молодых людей с инвалидностью являются: «Адаптивная физическая культура»; «Оператор электронно-вычислительных машин»; «Мастер по обработке цифровой информации»; «Оператор диспетчерской службы»; «Делопроизводство»; «Медицинский массаж».
Однако, одной из основных причин, снижающих трудоустройство инвалидов в Самарской области, является отсутствие специализированных профессиональных образовательных учреждений, удовлетворяющих существующим потребностям специалистам с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с чем, при Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский
медицинский колледж», осуществляющим профессиональную подготовку
275
студентов с нарушением зрения функционирует служба содействия трудоустройству выпускников, основными задачами которой являются: обеспечение социальной защиты и улучшения положения на рынке труда молодых специалистов; развитие механизмов социального партнерства с профессиональными предприятиями, учреждениями и организациями; мониторинг потребностей регионального рынка труда.
С целью развития мотивации и повышения престижа будущей профессии в колледже осуществляется профориентационная работа среди студентов, направленная на перспективу карьерного роста специалистов среднего звена. Службой содействия трудоустройству выпускников проводится ряд мероприятий, характеризующих профессиональную пригодность студентов-инвалидов, среди которых: научно-исследовательская работа в области специальности «Медицинский массаж»; участие в конкурсах профессионального мастерства и ярмарках вакансий; прохождение производственной практики в медицинских учреждениях региона; встречи с работодателями и взаимодействие со службой занятости населения Кинель-Черкасского района; мониторинг трудоустройства выпускников с нарушением зрения медицинского колледжа.
Многолетние данные мониторинга трудоустройства выпускников Кинель-Черкасского медицинского колледжа показали, что за последние три года 85,4% выпускников с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности «Медицинский массаж» были трудоустроены: с. Кинель-Чер- кассы (МБУЗ «Кинель-Черкасская ЦРБ»); г. Самара (санаторий «Самарский», «Можайский», ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина», ГБУЗ «Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн», Клиники Самарского государственного медицинского университета; городская больница №6, поликлиника №10); г. Тольятти (санаторий «Полесье», негосударственные медицинские учреждения); г. Отрадный (санаторий «Нефтяник»); г. Похвистнево (МБУ «Похвистневская городская больница»); п. Серноводск (санаторий «Сергиевские минеральные воды»), 14,6% выпускников - открыли частные
массажные кабинеты по месту жительства.
276
Существует ли уверенность в трудоустройстве
85,60%
уверены v не вполне уверены
У не уверены совсем
Эффективные формы содействия трудоустройству
48%
л встреча с работодателями У Интернет-ресурсы
В ходе исследования, в начале учебного года нами постоянно проводилось анкетирование выпускников с целью прогноза их трудоустройства и выявления эффективных форм работы по его содействию (рис. 21).
Рис. 21 Трудоустройство студентов с нарушением зрения и основные формы его
содействия
Результаты проведенного исследования показали, что 85,6% студентов выпускных курсов уверены в успешном трудоустройстве после окончания образовательного учреждения; 9% - не вполне уверены и 5,4% - не уверены совсем. Наиболее эффективной формой содействия трудоустройству выпускники считают встречи с работодателями в колледже, профессиональную практику и участие в ярмарках вакансий. Полученные данные анкетирования по предварительному трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, дают возможность оценки эффективности процесса профессиональной подготовки студентов, повышающего конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.
Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению оказывает на них благоприятное воздействие, где основным условием их социализации и социально-психологической адаптации является адекватное восприятие окружающей действительности, выступающее решающим фактором правильного отношения к своему дефекту и трудовой реабилитации.
Таким образом, многолетнее экспериментальное исследование подтвердило эффективность модели формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к безопасной жизнедеятельности, условий ее реализации положительной динамикой усвоения знаний, сформированных умений, развития профессиональных навыков, снижения депрессии, стресса, повышающих социальную адаптацию и профессиональную реабилитацию выпускников медицинского колледжа.
|