«Все излишнее вредит», - говорит пословица. Вредит, следовательно, и то, что человек обладает чрезмерно большим весом тела и избыточным количеством жировых запасов. Это давно уже не считается признаком здоровья и благополучия. М.М. Гинсбург и Н.Н. Крюков [2008] дают следующее определение: « ожирение - это хроническое заболевание обмена веществ, проявляющиеся избыточным развитием жировой ткани, прогрессирующее при естественном течении, имеющее определенный круг осложнений и обладающие высокой вероятностью рецидива после окончания курса лечения.
Клиническая классификация ожирения:
I. Первичное ожирение: экзогенно-конституциональное (алиментарноконституциональное):
гиноидное (ягодично-бедренное, нижний тип);
абдоминальное (андроидное, висцеральное, верхний тип):
- с компонентами метаболического синдрома
- с развернутой сиптоматикой метаболического синдрома
Симптоматическое (вторичное) ожирение:
- с установленным генетическим дефектом (в том числе в составе известных генетических синдромов с полиорганным поражением);
- церебральное (адипозогинальная дистрофия, синдром Пехкранца - Бабинского - Фрелиха):
а) опухоли головного мозга;
б) диссеминация системных поражений, инфекционные заболевания;
в) на фоне психических заболеваний.
эндокринное:
а) гипотиреоидное;
б) гипоовариальное;
в) заболевания гипоталамо-гипофизарной системы;
г) заболевания надпочечников.
- ятрогенное (обусловленное приемом ряда лекарственных средств).
Первичное ожирение (ПО) - болезнь, развивающаяся вследствие энергетического дисбаланса между поступлением и расходом энергии при определенной генетической предрасположенности. Причинами ожирения в первую очередь служат низкий уровень физической активности и неправильное питание, характеризующееся избыточным потреблением высококалорийных продуктов с преобладанием в рационе жиров и нарушенным суточным ритмом приема пищи.
Вторичное ожирение (ВО) - синдром, возникающий при наличии в организме каких-либо расстройств, усиливающих запасы и ослабляющих темпы расходования триглицеридов на фоне изначально нормальных сигнальных взаимоотношений адипоцитов и гипоталамуса. Оно носит симптоматический характер и порождается различными эндокринопатиями.
В зависимости от характера распределения жировой ткани различают:
Андроидный (яблочный) тип, когда избыточные отложения жира располагаются на животе и верхней части туловища (наиболее характерен для мужчин), чаще сопровождается метаболическим синдромом, атеросклерозом, сахарным диабетом. Для оценки типа отложения жира используется соотношение объема талии к объему бедер. Этот показатель в норме не превышает 0,85 у женщин и 1 у мужчин. Превышение этих показателей свидетельствует о наличии верхнего типа ожирения.
Гипоидный (грушевидный) тип, когда избыточные отложения жира располагаются на бедрах, ягодицах и в нижней части туловища (наиболее характерен для женщин). Как правило, сопровождается развитием заболеваний позвоночника, суставов и вен нижних конечностей [Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В., 2007].
Степени ожирения зависят от превышения массы тела в процентном выражении:
при I - степени ожирения избыток массы тела составляет 15-29%; при II - степени ожирения 30-49%; при III - степени ожирения 50-99%; при IV- степени ожирения 100% и более.
Старший школьный возраст (от 12 до 16-18 лет) во многих литературных источниках исследователи называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. Характерными особенностями данного возраста является быстрое увеличение размеров тела. Так, у не вступивших в период полового созревания школьников среднегодовой прирост значительно ниже, чем у школьников пубертатного возраста. В конце периода полового созревания уже четко прослеживается дифференциация в росте - становятся, четко видны, как низкорослость, так и избыточно высокий рост.
Характерно, что у девочек с появлением менструаций процесс увеличения тотальных размеров тела резко замедляется. У обоих полов в значительной степени повышаются работоспособность, мышечная сила и жизненная емкость легких.
Процессы интенсивного нарастания массы тела подростка требуют повышенного введения в его организм необходимых питательных веществ. Например, калорийность получаемой детьми 14-16 лет пищи должна быть увеличена до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность организма подростка в основном пластическом материале - белке, в среднем должна составлять 95-100 г. Значительно повышается потребность в жирах, витаминах, углеводах и минеральных солях. При этом, например, необходимое подростку количество кальция, достигает 1,3—1,4, железа - 15 мг в сутки.
В результате возрастания двигательной и нервно-психической активности происходит значительное напряжение обмена веществ и работы эндокринных желез, а также всей нервной системы в целом. Значительно усиливаются процессы общего возбуждения, при этом затрудняется стабилизация основных условных рефлексов.
В некоторой степени ухудшается кровоснабжение мозга, вследствие чего могут заметно повыситься утомляемость и развитие фазовых состояний. Довольно часто наблюдаются различные расстройства со стороны нервной системы, проявляющиеся в виде психоневрозов. Учащаются жалобы на колющие боли в области сердца, возникновение сердцебиения в результате нестабильности вегетативной нервной системы. Все более четко определяются основные конституциональные особенности организма.
Вследствие того, что акселерация по росту, срокам полового созревания и массе тела происходит отнюдь не синхронно, отчетливо можно увидеть некоторую дисгармоничность развития.
Согласно литературным данным, довольно часто у подростков отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и тотальными размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных.
У многих подростков обнаруживается существенное отставание в выработке необходимого организму количества глюкокортикоидов, а в целом ряде случаев и в выработке андрогенов.
После того, как верхняя граница дины тела будет достигнута, до момента достижения максимума мышечной силы пройдет около 18 месяцев. Важно отметить, что у девочек отмеченные процессы происходят в возрасте 14-15 лет, а у мальчиков - после 14 лет.
В период полового созревания у подростков создаются рабочие двигательные навыки, происходит интенсивная отработка координации мелких движений, которые крайне важны для последующего обеспечения работоспособности человека и овладения им профессиями.
У детей астенического телосложения мускулатурное развитие запаздывает почти на 1,5 года в сравнении с детьми мышечного типа. На фоне дисгармоничности развития у таких детей наблюдается существенное отставание и в становлении важных функций сердечно-сосудистой и других жизненно важных систем.
По причине происходящей гормональной перестройки организма подростка возрастает вероятность развития дисфункции эндокринных желез, а также возникновение различных отклонений в обмене веществ (явления гипертериоза, зоб, ожирение и т.д.). В результате повышенной продукции тестикулярных и адренокортикальных желез нередко наблюдается усиленная функция сальных желез и образование угрей [Бальсевич В.К.,1988; Безносиков Е.Я., 1990].
Проблема борьбы с ожирением заключается не в том, чтобы однажды резко похудеть, а в том, чтобы, сбросив вес, сохранить результат. В этом взрослым и детям помогают физическая культура и спорт. Не следует забывать, что только систематические занятия ими способствуют снижению веса.
Естественно, двух уроков физкультуры в неделю для этого недостаточно - нужно заниматься дополнительно или дома с родителями, или в спортивных кружках и секциях [Харитонов В.И., 1999].
Идеальный вес
В настоящее время под ожирением понимается превышение нормального веса тела, которое вызвано чрезмерным отложением жира. Нормальный, или оптимальный (идеальный), вес тела - это вес, который, согласно медицинским, статистически проверенным данным, с учетом особенностей скелета и мускулатуры наиболее благоприятен для человека определенного возраста и пола. Для определения идеального веса используют индекс Брока (рост - 100 см).
Согласно новейшим представлениям, надо, измерив, вес, из результата вычесть 5-10%. При этом следует учитывать некоторые дополнительные факторы, например строение тела и возраст. В последнее время распространилось мнение, что с 30 лет начинает снижаться активная масса тела (т.е. масса мышц, внутренних органов и костей) и вес, рассчитанный по формуле Брока, уже не соответствует правильному соотношению жировой ткани и активной массы тела.
Так, 70-летняя женщина ростом 170 см, весящая 70 кг, безусловно, не обладает оптимальным весом тела, поскольку в ее возрасте мышцы, кости и другие органы атрофируются, масса их уменьшается, поэтому ее вес определяется излишним количеством жира, следовательно, ее можно назвать тучной. Напротив, вес боксера или хоккеиста может превышать оптимальную величину, но, несмотря на это, не следует считать их тучными, так как у них нет чрезмерного количества жира, и вес составляет главным образом активная масса тела [Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001].
Педиатры выделяют несколько степеней ожирения у детей. Так, первая характеризуется избытком массы тела в 15-25%. При второй этот показатель составляет от 26 до 50%. Третья степень — наличие у ребенка 51-100% излишней массы тела. Последняя, самая тяжелая, четвертая степень ожирения предполагает наличие более 100% лишнего веса.
Так же проблема делится на первичную, вторичную, не классифицируемую.
Первичная - это отсутствие у подростка симптомов эндокринной, соматической или нервно-психической патологии. Она чаще регистрируется у малышей раннего дошкольного возраста и характеризуется небольшими нарушениями в состоянии ребенка. Особенность первичного ожирения в том, что уже к 5-10 годам такие мальчики и девочки сбрасывают лишний вес и становятся правильно сложенными.
Вторичное ожирение заметно проявляется в дошкольном возрасте, прогрессирует в пубертатном периоде. Его характерным признаком является низкий обмен веществ, что в большинстве случаев обусловлено генетической предрасположенностью к этому. Ребенок просто наследует мамино или отцовское увеличенное количество жировых клеток. Также при этом виде ожирения малыш может наследовать и слабый углеводный, жировой обмен с депонированием жира, специфическую реакцию эндокринной системы на пищевые нагрузки. При вторичном ожирении у ребенка количество жировых клеток почти не зависит от его типа питания. Такой особенностью и объясняется парадоксальное явление: ребенок ест не много, а его вес прогрессирует. Порой такие дети сидят даже на жестких диетах, а снижения массы тела не наблюдается.
Ожирение как заболевание самостоятельное у детей дошкольного возраста встречается чаще всего. При этом первичное ожирение, как правило, не вызывает жалоб и особых проблем со здоровьем. Иногда лишь возможны у таких малышей расстройства терморегуляции, проявления лимфатического диатеза.
Уже при второй, третьей, четвертой степенях ожирения дети имеют много функциональных проблем. Это нарушения со стороны центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Причины ожирения.
Их может быть несколько, но важнейшими являются две - избыточное питание и недостаточная двигательная активность.
Избыточное питание.
У подавляющего большинства полных людей основная причина ожирения - избыточное по отношению к расходу энергии питание (т.е. человек потребляет большее количество энергии, чем сжигает).
В здоровом организме специальный механизм воздействует на аппетит и тем самым регулирует поступление пищи. Поэтому многие люди долгие годы без усилий сохраняют стабильный вес. Регулятор приема пищи находится в гипоталамусе, который управляет и другими вегетативными функциями. При нарушениях деятельности гипоталамуса возникает ожирение с многочисленными осложнениями.
У детей основной причиной нерационального питания является неправильное поведение родителей. Мать определяет питание ребенка с самого рождения. Многие матери часто перекармливают детей, приучая их много есть. В результате страдает центр приема пищи, находящийся в мозге, и возникает постоянное чувство голода: известно, что чем больше человек ест, тем больше и больше ему хочется, что приводит к избыточному весу, а затем и к ожирению. Этим страдают примерно 60% тучных детей.
Установлено, что более частый прием пищи (с интервалами 3-4 ч) в таких случаях полезнее, чем один раз в день. Принятая пища через 1-3 ч вызывает выделение пищеварительных соков, что требует определенного количества энергии. В результате основной обмен веществ повышается на 20-30%. Это означает, что после обеда расход энергии увеличивается на 5090 кДж (10-20 ккал).
Много энергии организм получает с напитками. Представление о большой пользе молока тоже имеет определенные границы. Не следует забывать, что в молоке есть все основные питательные вещества в оптимальном соотношении, а в 100 мл молока содержится около 200 кДж (50 ккал). Полные люди часто портят эффект от строгого соблюдения диеты тем, что ежедневно выпивают 1 л молока, потребляя таким образом дополнительно 2000 кДж (500 ккал).
В 100 мл лимонада содержится примерно 120 кДж (30 ккал), причем в виде сахара. Большое употребление лимонада ведет к избыточному весу. Если человек употребляет 3 стакана лимонада ежедневно в течение месяца, то он может поправиться на 0,3-0,4 кг.
Работники здравоохранения и просвещения должны разъяснять детям необходимость рационального питания. Чтобы предотвратить
распространение ожирения, атеросклероза и ряда других заболеваний, надо отдавать предпочтение белкам, углеводам, а затем жирам. В любом случае питание должно быть сбалансированным.
У детей и молодежи вес тела надо определять только по отношению к росту, а не к возрасту, причем с учетом развития скелета и мышц.
Ребенок, имеющий крепкий скелет и хорошо развитую мускулатуру (гиперстенический тип), будет соответственно весить больше, чем ребенок того же возраста со средним (нормостенический тип) или даже мелким скелетом и слабо развитыми мышцами (астенический тип).
Ребенок, вес которого превышает наивысший показатель таблицы для данного роста, уже может считаться тучным. Превышение массы тела на 1530% означает легкую степень ожирения, на 30-50% - среднюю и более чем на 50% - тяжелую степень ожирения [Журавлёва И.В., 2002]
Недостаточная двигательная активность.
Всем известно, что физические нагрузки значительно увеличивают потребление энергии. Если физические усилия слишком велики, энергетический баланс изменится в сторону увеличения расхода энергии.
Нервные импульсы и влияние ряда гормонов способствуют перестройке определенных функций организма: сердце становится выносливее, укрепляются мышцы и кости. Возникает протеанаболический эффект, которого можно достичь и искусственно благодаря приему синтетических препаратов, например анаболиков.
Систематическое выполнение физических упражнений ведет к перестройке работы не только сердца, но и сосудов, легких: мышцы и некоторые другие органы лучше снабжаются кровью, увеличивается объем грудной клетки, углубляется дыхание, повышается скорость кровотока - мышцы и печень получают больше кислорода и питательных веществ. В результате быстрее «сгорают» чрезмерные запасы жира, а, следовательно, снижается масса тела.
Правильно подобранные физические упражнения помогают снять психологическое напряжение. Кроме того, их систематическое выполнение - эффективное профилактическое средство против различных заболеваний, например психоневрозов, некоторых форм высокого артериального давления (гипертонии); они также облегчают течение диабета у людей среднего и старшего возраста. Двигательная активность улучшает пищеварение и в определенной мере предотвращает развитие некоторых расстройств пищеварительного тракта, часто встречающихся у тучных людей. Регулярное выполнение упражнений улучшает подвижность и координацию движений, способствует сохранению гибкости в пожилом возрасте.
Нежелание двигаться лишь в исключительных случаях бывает врожденным - например, при некоторых заболеваниях мозга. Каждый здоровый ребенок желает двигаться. Конечно, важнейшую роль играют воспитание и режим, принятый в семье. Иногда, к сожалению, мы встречаемся с тем, что дома ребенка не только не побуждают двигаться, но даже ограничивают его подвижность.
Для нормального развития детей движение так же важно, как еда и сон. Поэтому необходимо развивать врожденную двигательную активность ребенка, начиная с младенческого возраста с учетом его характера. Благодаря движению улучшается кровоснабжение различных органов, включая мозг, что стимулирует их развитие. В режиме дня дошкольника занятиям физическими упражнениями должно быть отведено 4-5 ч, школьника - минимум 2-3 ч. Вместо спокойных прогулок гораздо лучше использовать подвижные игры, сочетаемые с бегом и выполнением упражнений на гибкость. Маленьких детей не следует кутать: это помешает им двигаться.
У школьников склонность к неподвижности закрепляется сидением перед телевизором, пользованием автомобилями, лифтами; этому также способствует недостаток площадок для активного отдыха; у молодежи и взрослых - малоподвижной работой и соответствующим образом жизни. Во время подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения из-за больших учебных нагрузок в большинстве случаев время, которое ранее уделялось физкультуре и спорту, сокращается, и подростки начинают полнеть.
Резкое прекращение привычных интенсивных занятий спортом также ведет к полноте, поскольку чаще всего питание остается прежним - высококалорийным [ Безносиков Е.Я.,1990; Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001].
|