В детском и подростковом возрасте наиболее распространенной формой избыточной массы тела является ожирение, которое не связано с нарушением работы эндокринной системы организма ребенка (83,7 % случаев). Так, у школьников довольно часто отмечаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом). Главными причинами возникновения этого избыточного веса являются неправильное питание и малоподвижный образ жизни.
Необходимо отметить, что начавшееся в раннем детском возрасте ожирение особенно заметно прогрессирует в период полового развития, что в дальнейшем грозит ребенку различными заболеваниями. Главным из факторов, влияющих на возникновение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся 14-16 лет, является избыточный вес.
Начавшееся в детстве ожирение впоследствии приводит к сахарному диабету, развитию раннего атеросклероза, другим не менее серьезным нарушениям человеческого здоровья. Основными трудностями процесса лечения у школьников ожирения I-II степени заключаются в том, что их родители долгое время продолжают считать умеренно избыточный вес своего ребенка признаком отличного здоровья. Дети с умеренно избыточным весом надолго выпадают из поля зрения врачей. Как правило, на прием к врачу приходят подростки уже с III-IV степенью ожирения, однако и в этих случаях главными причинами обращения к специалисту являются не жалобы на избыточный вес, а повышенная утомляемость, часто возникающие головные боли или боли в области живота, сердца и т.д. [Комков А.Г., Антипова Е.В. 2003].
Тщательное изучение двигательного режима школьников позволило установить, что порядка 80 % учащихся, имеющих избыточный вес, на уроках в школе ограничивались физическими упражнениями, при этом только 20-25 % из них дополнительно занимались в спортивных секциях.
Однако и эти занятия часто прерывались в связи с болезнями, т.е. не были постоянными. Также, по данным проводившегося специального опроса, в 70 % случаев дети с избыточной массой тела посещали различные кружки, дополнительно занимались музыкой, изучали иностранный язык. В их режиме совершенно отсутствовали утренняя гимнастика или какие-нибудь закаливающие процедуры.
Игры и упражнения на свежем воздухе либо отсутствовали совсем, либо проводились от случая к случаю. Да и в семьях учащихся начальных классов важную утреннюю гимнастику или никто из членов семьи не делал, или делал один отец, ребенка к этому не привлекая. Как правило, регулярные занятия спортом или оздоровительной физкультурой в подобных семьях не практиковались.
Таким образом, у младших школьников с избыточным весом из всех возможных форм физического воспитания, как правило, используется только урок физической культуры в школе, таким образом, суточный объем движений явно находится на низко критическом уровне.
Не приходится рассчитывать и на компенсацию недостаточности движений и за счет спонтанной двигательной активности, поскольку у таких детей уже давно выработалась стойкая привычка к ведению малоподвижного образа жизни, ведению тихих игр с такими же сверстниками.
Даже у правильно развивающихся, здоровых детей исключительно спонтанная двигательная активность и только уроки физической культуры в школе не способны обеспечить необходимого в данном возрасте объема движений.
В дальнейшем, со вступлением в подростковый возраст, ведущим фактором, способствующим прогрессу патологического процесса ожирения организма, также будет малая двигательная активность. В этот период психика и поведение подростка резко меняются. Страдающие ожирением подростки начинают заметно отставать от сверстников даже при выполнении движений, в которых раньше они имели преимущество. Девочек начинает серьезно волновать внешняя сторона вопроса, поскольку современное понятие о красоте фигуры не вяжется с полнотой. В это время подростки, в особенности девочки, начинают самостоятельно ограничивать себя в питании, сознательно рассматривать диету как необходимое средство лечения [Харитонов А.И., 1994; Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б., 1996].
Специально проведенный опрос среди школьников средних и старших классов, страдающих избыточным весом, со всей очевидность показал, что многие из школьников едят не больше, чем их сверстники. Однако более подробные расспросы позволили выяснить, что в предыдущие годы родители их перекармливали.
Важным моментом является и то, что даже на уроках физической культуры дети с избыточным весом (как мальчики, так и девочки), под различными надуманными предлогами стараются уклониться от выполнения многих упражнений, или хотя бы сделать упражнение меньшее необходимого количества раз, иногда полностью отказываются от попыток выполнения упражнений на результат.
Проведенная оценка двигательной активности детей с избыточным весом на уроках физической культуры (при измерении шагомером) показала, что если до 4-го класса такие школьники имели средний уровень движений за урок (и только в единичных случаях уровень движений был низким) в сравнении с детьми с нормальным весом, то в период с 5-го по 8-й класс, как у мальчиков, так и у девочек с избыточным весом показатели двигательной активности были исключительно низкими.
Анализ успеваемости по программе «физическая культура» также показал, что в данном возрасте школьники в основном еще справляются со всеми предъявляемыми программой требованиями, и, как правило, имеют оценку «4» и «5».
Однако, уже начиная с 12-13 лет школьники, страдающие начальными степенями ожирения, начинают существенно отставать в развитии быстроты, выносливости и силы.
Например, они не справляются с лазаньем по канату, с упражнениями на снарядах, различными акробатическими упражнениями. Также им не удаются скоростной бег, прыжки в высоту. Отчасти это может быть объяснено прогрессом скрытого патологического процесса - нарушений со стороны обмена веществ, нарушения сердечно-сосудистой системы [Харитонов А.И., 1994].
Старший школьный возраст - это период ранней юности, который характеризуется наступлением физической и психической зрелости. Однако нелегкий процесс личностного формирования учащихся данного возраста происходит далеко не гладко, он имеет свои серьезные противоречия и трудности, которые, конечно же, накладывают заметный отпечаток на процесс воспитания.
С помощью физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Например, исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища, значительно увеличивается относительный объем груди, также выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, ликвидируется некоторое отставание в развитии кровеноснососудистой системы.
У учащихся существенно повышается мышечная сила, резко возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека.
К концу рассматриваемого периода половое созревание в основном заканчивается, общий темп роста организма замедляется, однако укрепление здоровья и физических сил продолжается. Все это вместе взятое сказывается на поведении старшеклассников. Поскольку подростки отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, а также относительно меньшей утомляемостью, это обусловливает переоценку ими своих сил, порождает неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям [Журавлёва И.В., 2002].
Самым эффективным средством, способствующим правильному развитию учащихся старшего школьного возраста, являются занятия физической культурой и спортом. При организации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности организма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия спортом - это одно из эффективных средств нормального развития всех функций организма и веса тела в том числе [Лубышева Л.И., 1997; Регулян В.Ф., 1990].
Таким образом, избыточный вес - это трудность передвижения, физической активности и развитие множества заболеваний в ближайшей перспективе. Среди них:
- Гипертония.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Сахарный диабет второго типа.
- Цирроз печени.
Кроме этого, у ребенка формируются психологические комплексы. Он чувствует себя изгоем среди сверстников, особенно, если речь идет о подростках. Также ожирение у ребенка грозит ему осложнениями со стороны разных систем организма:
- Сердечно - сосудистая система: - это может быть стенокардия, повышенное артериальное давление, атеросклероз, хроническая сердечная недостаточность. Да, эти недуги всегда характерны пожилым людям, но при избыточном весе могут развиваться и у молодых людей.
- Дыхательная система - это нарушение экскурсии легочных краёв, что приводит к уменьшению жизненной, дыхательной и запасной ёмкости лёгких.
- Гепатобилиарная система - это жировая инфильтрация печени из-за подавления деятельности липолитических и окислительных ферментов, принимающих участие в липоидном обмене.
- Болезни почек и мочевыводящей системы - при избытке массы тела нарушается водно-солевой обмен, это мочекислый диатез, задержка воды в организме, «скрытые» отёки в результате гиперсекреция альдостерона.
- Пищеварительная система - при избытке массы тела формируется хронический холецистит и панкреатит, геморрой, запоры, жировой гепатоз.
- Опорно-двигательный аппарат - это формирование деформации скелета, разрушение хрящей, боли в суставах, плоскостопие.
Если говорить об ожирении подростков, то чаще всего это грозит им социальной изоляцией и может стать причиной анорексии, булимии, наркомании, алкоголизма. У девочек, которые страдают с детства лишним весом, может развиться риск бесплодия.
|