На сегодняшний день понятие «фитнес», в целом, в энциклопедии «Здоровье женщины» [26, С.15] определяется как «.система физических упражнений оздоровительной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определенности и личной заинтересованностью».
Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс, в своей работе «Оздоровительный фитнес» [74, С.33-40], условно выделяют три вида фитнеса: «... общий фитнес, физический фитнес, спортивно-ориентированный фитнес». Согласно выводам авторов книги, «...общий фитнес, или вводный, используется на начальном этапе занятий и подразумевает оптимальное качество жизнедеятельности, охватывающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты, определяющие «положительное здоровье». То есть, имеется в виду динамическое многомерное состояние, включающее требуемый уровень работоспособности, достаточную общественную активность, эмоциональную реактивность и психологическую уверенность.
Занятия общим фитнесом характеризуются выполнением упражнений низкой интенсивности, плавными, ограниченными по амплитуде и напряженности движениями, направленными на общее физическое и двигательное развитие, улучшение состава тела, поддержание или развитие функциональной дееспособности и некоторого удовлетворения потребности в двигательной деятельности. Обычно этому соответствует 2-3-х разовый в неделю режим занятий.
Рассматривая физический фитнес, Джо Вейдер [10, С.25] подразумевает под ним «..достижение оптимального физического состояния в результате выполнения определенной двигательной программы деятельности». Иначе говоря, это - «базовый» фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска возникновения заболеваний.
Для данного типа фитнеса характерны регулярные физические нагрузки средней интенсивности, упражнения на растягивание ведущих и слабых отделов опорно-двигательного аппарата; упражнения силового и аэробного характера; рациональное питание; нормальное реагирование на психические нагрузки за счет формирования способностей переносить напряжения, переключаться на иные действия и формы деятельности; здоровые нормы поведения; разнообразие деятельности, эмоциональный комфорт и др.
В книге «Рекреация по-американски», авторы - Виноградов П.А. и Гуськов С.И. [12, С.8], исследуя значение спортивно-ориентированного фитнеса, определяют его, как «...наиболее высокую ступень двигательной активности, направленной на развитие двигательных способностей и физических качеств для решения спортивных задач». Авторы считают отличительной чертой данного вида фитнеса «.соотнесение условий конкретного вида спортивной деятельности и требований к проявлению соответствующих способностей с возможностями реализации их в процессе занятий».
Таким образом, каждый вид фитнеса имеет свои границы двигательной активности, включает двигательные действия определенной напряженности, сложности и эмоциональной окраски, что позволяет решать широкий круг задач оздоровления различных категорий людей, отличающихся по возрасту, состоянию здоровья, подготовленности, образу жизни, интересам.
Систему фитнеса, в целом, Стрекачева О. [63, С.28] представляет в своих исследованиях «...как «фитнес-индустрию», включающую: задокументированную программу действий, организационную форму - «фитнес-клуб», коллектив профессионалов, реализующих конкретную программу действий, систему кадрового обеспечения, профессиональнопроизводственные предприятия и властные структуры, обеспечивающие техническое оснащение системы и рычаги социально-правового регулирования ее деятельности».
1.1. Специфика и особенности фитнеса Исследуя новые виды физической активности женщин, Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. [18, С.52] акцентируют внимание на характерных для фитнеса особенностях, таких как «... обоснованность системы физических упражнений в социальном, личностно-индивидуальном и естественнофункциональном аспектах - как потребности общества, инструмента для решения частных проблем человека и стимулирования его ведущих психофизических функций - в согласии и единстве».
Анализируя существующие тренировочные программы для здоровья, С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, Б.А. Пирогова [22, С.144] пишут о «.необходимости научно-исследовательского подхода в разработке оздоровительных программ, включающего глубокий предварительный анализ состояния проблемы, методическое обоснование форм и содержания двигательной активности, а также методов диагностики и контроля за
состоянием занимающихся».
На важность использования тестирования указывает в своих исследованиях Иващенко Л.Я. [C.14-16]. Автор пишет, что при занятиях оздоровительной направленности требуется «... постоянная оценка широкого круга показателей: физических, двигательных, пристрастий и приоритетов в выборе видов двигательной деятельности, общего состояния и предрасположенности к заболеваниям, поведенческих особенностей и других характерных черт личности; наличие программ индивидуальной направленности, учитывающих и сопоставляющих уровень потенциальных возможностей личности и условные «нормативные зоны», в пределах которых целесообразна активность».
Обосновывая пути повышения эффективности оздоровительной тренировки, Мильнер Е.Г. [51, С.43] отмечает: «.высокая степень безопасности занятий достигается достаточно точной предварительной диагностикой и текущим контролем, индивидуальным подходом к организации и содержанию занятий, подбором адекватных средств оздоровления, а также своевременной помощью и
коррекцией системных воздействий».
Многозвенная система управления процессом оздоровления, по данным Тапилиной В. С. [65, С.127], включает «... рекламу, заключение контрактов (договоров) двух сторон, контроль за реализацией согласованных программ, обоюдная ответственность за осуществление выбранной программы и результаты занятий».
Значение фитнеса, согласно выводам Бауэр В. Г. [7, С.50-56], заключается в широком охвате разных сторон жизнедеятельности и эффективности воздействия на: «.качество жизни, определяемое самочувствием, настроением, диапазоном знаний и умений, внешним видом, наличием необходимого имиджа, степенью устойчивости к заболеваниям, потенциальной возможностью долгожительства; состояние человека, которое включает показатели функциональных возможностей, физического развития,
двигательного опыта, повседневной бытовой и профессиональной активности; социальную сферу деятельности личности, что может характеризоваться: повышением производительности труда,
удовлетворенностью производственной деятельностью, снижением степени травматизма и расходов на медицинское обслуживание, укреплением семейных и коллективных взаимоотношений, жизненной уверенности и осознанностью самореализации».
Перечисленные характеристики в какой-то мере уподобляют фитнес другим известным оздоровительным системам. Здесь они, в целом, в единстве определяют специфику системы психофизического совершенствования.
|