В сложившейся ситуации в современном обществе, в процессе переоценки ценностей формируется особое отношение к службе в армии. Призыв на военную службу на сегодняшний день осуществляется в ранее неизвестных условиях, которые характеризуются изменением взаимодействия общества и армии, а так же звания и должности военнослужащего. Следует отметить повышение уровня общественного контроля над прохождением срочной службы в армии и организацией призыва, проводится поиск и отработка новых стандартов профессиональной военной культуры.За последние годы можно наблюдать отчетливую тенденцию к уклонению молодых людей от прохождения воинской обязанности в рядах армии Российской Федерации. Резко обострилась проблема призыва на военную службу, главным образом в связи с ухудшением состояния здоровья призывников и их физической подготовки к прохождению службы, а так же неблагоприятной обстановке формирования новых контингентов призывников.
Отношение гражданского общества к армии на данный момент является одной из главных проблем. Острое общественное противоречие вызывает двойственность отношения населения, особенно мужчин призывного возраста к вооруженным силам. С другой стороны, в Российской Федерации исторически армия является намного больше, чем просто вооруженными силами. В отношении социально-культурного аспекта, определенного современной и в том числе советской историей, вооруженные силы воспринимаются как важнейшая часть государства, во все времена определяющая независимость и могущество страны. Молодое поколение признает то, что стране необходима сильная и современная армия, но в то, же время почти никто не имеет желания служить, в особенности молодые люди призывного возраста.
Социологические исследования готовности российского молодого поколения как к обязательной, так и контрактной военной службе показывают наличие тревожных общественных тенденций, что затрагивают устойчивость и надежность оборонного сознания молодежи. Данные изменения, с одной стороны, являются результатом недостаточного интереса государства к проблемам обороноспособности страны, с другой - кризисного развития российского общества, и, вооруженных сил в целом.
Интерес к армии формируется значительно раньше включения молодого поколения в призывную компанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами, фильмами и так далее. Определенное воздействие образует старшее поколение, родители и родственники призывников, но влияние со стороны группы сверстников несравненно более значимо. Учителя так же являются важным фактором, оказывающим влияние на желание молодого человека посвятить себя карьере в армии. Чем чаще со школьными наставниками проходит обсуждение данного вопроса, тем интерес становится устойчивее.
Призывники являются весьма специфическим контингентом молодого поколения. Формально их объединяет возраст. Но он затрагивает достаточно большой разбег - от 18 до 27 лет. Для данной группы молодежи свойственны установки от временной неопределенности последующего жизненного пути до устойчивых и сформировавшихся взглядов на будущее, различная степень физической и психологической подготовки к условиям прохождения военной службы. К этому так же можно отнести разный уровень образования и опыт первичной профессионализации, возможность самостоятельных заработков, уровень доходов семьи.
Важнейшее значение имеет формирование государством текущего (современного) образа своей армии. Главное здесь - показ конкретных победных и эффективных действий вооруженных сил, реальных образов воинских коллективов и отдельных воинов, примеров мужества и героизма в исполнении воинского долга, благородного поведения в различных ситуациях, в том числе в быту, в общении с гражданским населением. Конкретные «картинки» в формировании имиджа армии сильнее любых слов. Именно поэтому исключительная роль в этом принадлежит телевидению, другим средствам наглядной пропаганды. На это указывают, в частности, самые авторитетные специалисты, анализировавшие ход и результаты войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия, реформирования вооруженных сил.
Мы можем предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован, как образ- представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает».
Сильное воздействие на имидж армии оказывают внешний вид и поведение военнослужащих: форма одежды, физическое сложение, выправка, манера держаться, отношение к гражданскому населению, другие человеческие и бойцовские признаки.
Сейчас в массовом сознании у нас нет единого, четкого, реалистичного представления о Российской армии. Имидж ее выглядит размытым, фрагментарным, преимущественно негативным. Значительная часть граждан считает, что армия на сегодняшний день не является современной, сопоставимой по своим качествам с вооруженными силами запада.
Готовность молодого поколения к военной службе имеет большое значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина- гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента.
Современная молодёжь по-разному расценивает обязательную срочную службу в армии, и в связи с этим, существуют плюсы и минусы ее прохождения.
В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Девальвируются такие понятия, как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы.
К положительным сторонам срочной службы относятся:
- Укрепление здоровья. Служба самым благоприятным способом влияет на физическое здоровье, так как ежедневные физические нагрузки, спортивно-массовые мероприятия, распорядок дня и сбалансированное питание ведут к укреплению организма.
- Закалка характера. Как и любая экстремальная ситуация, армия влечёт изменения в характере человека, и большинство прошедших эту школу молодых людей становятся более стойкими, крепкими и работоспособными по сравнению с теми, кто не служил в армии.
- Освоение профессии. Подавляющее большинство молодых людей идут в армию сразу после окончания школы, и соответственно, никакой профессии не имеют.
- Льготное поступление в вузы. В соответствии с законодательством РФ, граждане РФ, отслужившие срочную службу в рядах ВС, имеют право на льготное поступление в государственные вузы, в том числе возможна замена вступительных экзаменов собеседованием либо сокращением сдаваемых предметов.
- Приём на работу. Граждан, отслуживших в армии, охотно принимают в различные государственные учреждения.
Отрицательные стороны срочной службы:
- Потеря времени;
- Большая физическая и эмоциональная нагрузка;
- «Дедовщина»;
- Жёсткая дисциплина.
Срочная служба, в силу своей специфики, очень сильно влияет на формирование характера человека. Слабый опускается ещё ниже, сильный поднимается и становится сильнее. И речь здесь идёт не столько о физических качествах (хотя они и важны), а о силе воли и стойкости характера. Жизнь в армии может быть отличной и не очень, и это почти не зависит от места службы и рода войск - армия везде одинаковая, а зависит это от того, как поставить себя в новом коллективе. Главные качества поведения - это самоуважение, взаимопомощь сослуживцам и отсутствие какого-либо явного выделения из коллектива.
В научных исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о содержании «дедовщины». Базовых причин «дедовщины», по нашему мнению, две: личностная и организационно-управленческая. Личностная связана с тем, что в воинские подразделения попадают люди, притязания которых на уважение, личностно-ориентированное отношение к себе, собственную значимость для других людей, на получение от них материальных и духовных благ немного превышают их собственную «полезность» для окружающих. Чтобы удовлетворить свое желание, им надо уметь устанавливать режим личной информационной власти над окружающими. Людей с такими особенностями можно определить как «доминирующие личности» и охарактеризовать способы их действий как эксплуатацию. Долгое время исследователи рассматривали «дедовщину» как явление социально-психологическое, а не социальное.
Выступая в неформальных властных социальных отношениях в качестве старослужащих - субъектов неформальной власти, военнослужащие, обладающие признаками доминирующей личности, насильственно принуждают подвластных - «молодых» бойцов исполнять роль эксплуатируемых. При этом неприкрытое жестокое насильственное социальное принуждение подвластных к обслуживанию потребностей субъектов власти в «дедовщине» заменяется скрытым принуждением, которое осуществляется, чаще всего, средствами психологической манипуляции.
Итак, личностная причина «дедовщины» - это наличие в подразделениях военнослужащих с признаками доминирующей дефицитарной личности.
Социальная причина существования «дедовщины» заключается в применении офицерами и прапорщиками модели военно-социального управления. Это основано на функциональном, личностно
неориентированном подходе к подчиненным, исключающем
заинтересованность в воинской службе проходящих ее по призыву и
вынуждающем офицеров и прапорщиков к применению неуставного
принуждения в качестве средства стимулирования подчиненных.
|