Образовательный процесс является неотъемлемым элементом функционирования и прогресса человеческого общества, поэтому цели и содержание обучения, а также задачи реформирования образования любого уровня должны определяться объективно существующими тенденциями и прогнозами общественного развития. Б.Е. Стариченко отмечает, что информатизация общества, т.е. процесс перехода общества к информационной фазе, сопровождается постоянным расширением охвата сфер человеческой деятельности современными технологиями обработки и использования информации [250, с. 16]. И.В. Роберт под информатизацией общества понимает глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации,
на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [208, с. 38]. Информатизация объединяет все стороны развития общества, влечет за собой необходимость повышения уровня владения средствами информационных и коммуникационных технологий как отдельного человека, так и групп специалистов, направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества обуславливает изменение
основополагающей системы ценностей, целей, методов образования, а также критериев результативности образовательного процесса» [210, с. 3]. Информатизация образования является следствием становления и условием перехода к информационному обществу.
В информационном обществе изменяются цели процесса обучения. В традиционной педагогической науке целью процесса обучения является установление наиболее благоприятного взаимодействия основных компонент обучения для максимальной эффективности усвоения знаний и умственного развития обучаемого. Целью процесса обучения в условиях информатизации образования является создание условий функционирования информационно - коммуникационной предметной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие обучаемого, реализацию его интеллектуального потенциала [208, с. 187]. Пидкасистый П.И. отмечает, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образования, как цели и содержание, методы и формы обучения. В модели выпускника школы и вуза одним из главных компонентов становится информационная культура. Использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем, дистанционных и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, разработке учебного обеспечения дидактического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий [184, с. 234]. Изменяются принципы отбора содержания учебного материала в связи с возможностью осуществления информационной деятельности с достаточно большими объемами учебной информации [208, с. 46]. Хен Д. связывает с информатизацией как изменение содержания образования, так и применение новых методов обучения, кардинальное изменение организационных аспектов образования, в частности быстрое развитие форм дистанционного обучения [270, с. 43-49], организация учебнопознавательного процесса в урочное и внеурочное время на базе дистанционных образовательных технологий. Уваров А.Ю., рассматривая перспективы развития общеобразовательной школы, связывает получение
22
новых образовательных результатов с формированием индивидуализированной системы учебной работы на основе школьного образовательного портала [262, с. 7-19].
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о необходимости «перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач» [157]. В законе РФ об образовании указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности сферы образования, обеспечения права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности [265, ст. 16]. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, современным потребностям общества и каждого гражданина. Возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей, требуют создания новых условий и методик обучения, которые и являются основой новых образовательных технологий [77]. К таким инновационным технологиям относятся дистанционные образовательные технологии, импульсом для развития которых послужило принятие в 1995 году «Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России» и внедрение в 1999 году Государственной программы информатизации образования. «Высшей целью создания и развития системы дистанционного образования является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами
23
равных образовательных возможностей» [104]. В документах Института информатизации ЮНЕСКО среди наиболее важных направлений формирования перспективной системы образования обозначены:
повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием информационных технологий;
реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия уже формирующегося в передовых странах мира информационного общества;
широкое внедрение методов инновационного и развивающегося образования, ориентированного на раскрытие творческого потенциала личности;
повышение доступности качественного образования для широких слоев населения путем развития систем дистанционного обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий [299, с. 40].
С 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято
несколько программ («Электронная Россия», «Развитие единой
образовательной информационной среды», и ряд других), которые должны
были изменить ситуацию с оснащением учебных заведений компьютерами и
подключением к сети Интернет. Реморенко И.М. отмечает, что в результате
реализации этих программ российские учебные заведения почти сравнялись
по основным показателям оснащенности средствами информационных и
коммуникационных технологий с европейскими образовательными
учреждениями, о чем свидетельствуют данные различных международных
социологических исследований [204]. Одновременно с этим была определена
новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом,
основными задачами которой являются возрождение и развитие лучших
традиций российского просвещения, упрочение позиций России в ряду
высокообразованных стран мира и ее интеграция в мировое образовательное
сообщество. В «Концепции модернизации российского образования на
24
период до 2010 года», принятой Правительством РФ в декабре 2001 г., говорится о роли средств информационных и коммуникационных технологий [102].
За период 2002 - 2010 года были разработаны ЭОР и учебно - методические материалы для обучения школьников начальной школы, среднего и старшего звена с привлечением многих издательств (ЗАО "Просвещение Медиа", "1С", ОАО "Издательство "Просвещение", ООО "Физикон", "Кирилл и Мефодий", "Дрофа" и др.); разработаны учебно - методические материалы и сайты для подготовки преподавателей системы Интернет-обучения, на базе которых прошли обучение более 500 педагогов - кураторов и около 60 учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия для обучения школьников с помощью ДОТ; обучено 4 000 учеников в рамках эксперимента по разработке и апробации модели обучения школьников в реальных условиях на местах с использованием ДОТ.
Разработанные учебно-методические материалы охватывают программу всех школьных дисциплин.
В Каталоге ресурсов для образования [165, с. 24] представлены:
коллекции электронных образовательных ресурсов, созданные и размещенные в сети Интернет за последние годы в рамках различных образовательных программ, выполняемых на федеральном уровне, в том числе, Федеральный центр информационно -образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru), Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru),
общероссийские образовательные порталы, в том числе, сайт Министерства образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru), сайт Рособразования (http://www.ed.gov.ru), Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал
(http://www.school.edu.ru), портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru),
каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования (http://ndce.edu.ru), школьный портал (http://www.portalschool.ru),
федеральный портал «Информационно -коммуникационные технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru),
региональные образовательные порталы и сайты органов управления образованием (более 55 республиканских, окружных, областных и городских образовательных сайтов).
В качестве основной тенденции развития ЭОР в мире А.В. Осин
рассматривает разработку ЭОР модульной структуры, в которых по каждому
учебному предмету разработаны так называемые открытые образовательные
модульные мультимедиа системы (ОМС), состоящие из тематических
элементов [170, с.250]. Для каждого тематического элемента разработаны три
типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль
практических занятий; модуль контроля (в общем случае - аттестации). При
этом каждый учебный модуль автономен, представляет собой законченный
интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной
учебной задачи. Для каждого учебного модуля разрабатываются аналоги -
вариативы, посвященные одному и тому же тематическому элементу данной
предметной области. По мнению А.В.Осина, структура ЭОР с вариативами
исполнения электронных учебных модулей в ОМС обеспечивает
возможность выбора их оптимальной с персональной точки зрения
комбинации для курса по предмету; т.е. обеспечивает возможность
построения авторского учебного курса преподавателем и создания
индивидуальной образовательной траектории учащегося. Смольникова И.А.
[243] также рассматривает развитие ЭОР различных типов с целью решения
педагогических задач по организации информации, формированияю
практических умений, контролю знаний. Однако анализ показывает, что в
большинстве случае все ресурсы независимо от указанного типа носят
26
комплексный характер и содержат информационные компоненты и компоненты для самоконтроля. Анализ ресурсов, размещенных в Федеральном центре информационных образовательных ресурсов показывает, что все ЭОР, размещенные во ФЦИОР сделаны по единому шаблону, большинство ресурсов требует установки специального ОМС плеера, работающего в ограниченном числе операционных систем.
Анализ ресурсов, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов показывает следующее распределение ЭОР для общего образования по предметам: русскому языку: более 4280, литературе: более 6480, иностранным языкам: более 6340 математике: более 17100, истории: более 16400, обществознанию: более 900, географии: более 2230, естествознанию: более 1980, физике: более 8880, химии: более 2800, биологии: более 1330, изобразительному искусству: более 6200, музыке: боее 6450, технологии: более 330. Общее число посетителей за время работы Единой коллекции, по информации Национального фонда подготовки кадров, превысило 50 миллионов пользователей, среднее ежемесячное число пользователей превышает миллион человек, число обращений доходит до 10 миллионов [165]. Учитывая разнонаправленность самих ЭОР, различие технологий их представления, А.Н. Тихонов указывает на целесообразность разработки единого методического и методологического подхода использования ЭОР в учебной деятельности [261, с. 63]. Число скачиваний каждого ресурса для разных предметов колеблется в приделах от 50 до 4000 скачиваний, что говорит о том, что даже наиболее популярные ресурсы попали менее чем в 10% школ России [165]. Для широкого внедрения электронных образовательных ресурсов в практику массовой
общеобразовательной школы необходимо обеспечить возможность редактирования таких ресурсов с целью их применения в авторских методиках обучения.
Анализ мнения преподавателей-предметников общеобразовательных школ о качестве ЭОР показал, что несмотря на то, что ЭОР, помещаемые в ФЦИОР, проходят экспертную оценку, качество этих ресурсов далеко от
27
отличного [259, с. 63]. Результаты исследования регулярности использования школьными учителями сети Интернет и электронных ресурсов при обучении отдельным дисциплинам показывают, что в образовательных учреждениях сельского и городского типа выделяются одни и те же учебные предметы, для которых преподаватели отмечают особую активность в использовании сетевых образовательных ресурсов. Это математика, русский язык и литература, информатика, иностранный язык, история. В целом педагоги отмечают удовлетворительное и хорошее качество электронных образовательных ресурсов по учебным предметам, доступных во ФЦИОР: на «удовлетворительно» оценили эффективность этих ресурсов 24% педагогов, на «хорошо» - 46% , на «очень низкое» и «низкое» в общей сложности - 11,2% участников мониторинга [166, с. 24].
Анализ зарубежных официальных сайтов образовательного назначения показал, что сайты носят, в основном, коммерческий характер, представлены набором платных образовательных услуг, образовательных ресурсов и т.д. Например, главной целью специализированного сайта Британского агентства по образованию, связям и технологиям является организация и осуществление совместной работы школ, спонсоров и коммерческих предприятий в использовании сетевых технологий для выполнения образовательных стандартов (http://www.becta.org.uk/). Подробный анализ разделов рассматриваемого сайта позволяет отметить целесообразность использования представленной информации лишь для системы образования Великобритании. Информация, носящая в основном коммерческий характер, не может иметь практического применения в системе образования других стран, в частности, России.
Анализ опыта обучения учащихся общеобразовательных школ использованием ЭОР и ДОТ, представленный в изданиях ГНИИ ИТТ «Информика» под редакцией А.Н.Тихонова [259, с. 64], показал, что в целом по России более 90% общеобразовательных школ используют современные технологии подключения к сети интернет (ассиметричный цифровой канал передачи данных, волоконно -оптические линии связи, спутниковый и
28
радиодоступ), которые позволяют обеспечить полноценную работу в сети Интернет нескольких учебных классов, в том числе одновременную загрузку веб-ресурсов, ЭОР, работу с ФЦИОР [259, с. 60]. Однако для 70 % школ имеет место ограничение скорости со стороны провайдера (128 Кбит/с), не позволяющее использовать ЭОР из Интернета несколькими учащимися одновременно. Это даёт основания для вывода о том, что необходимо ориентироваться не на работу с удаленными серверами, а на создание внутришкольной образовательной среды обучения, ресурсы которой были бы доступны школьникам с домашнего компьютера.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обеспеченность населения России компьютерами дома возросла с 34% в 2007 году до 55% в 2011 году. Анализ более чем 17,5 тыс. анкет школьников из разных регионов РФ показал, что учащиеся как сельских, так и городских образовательных учреждений проводят за компьютером в школе, дома и в других местах примерно одинаковое количество времени, большую часть времени (от 60 до 80%), проводимого за компьютером и в Интернете дома, старшеклассники тратят на общение и игры. При этом в школе учащиеся используют компьютер для решения учебных задач (71% - сельские и 68% - городские школьники). Дома компьютерную и телекоммуникационную технику учащиеся сельских и городских образовательных учреждений используют для развлечений (64% и 68% соответственно). Можно отметить, что использование ресурсов сети Интернет в школе связано с активной деятельностью школьников по поиску учебной информации. При этом одним из основных направлений использования домашнего компьютера и Интернета в учебных целях является работа в системах дистанционного обучения [259, с. 62]. Привлекательной для школьников является перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивное общение со своими сверстниками, получение информации из различных источников со всего мира. Это может быть основная или любая дополнительная информация при учебном проектировании, выполнении домашнего задания или изучении
29
новой темы, а также, возможно, законодательные или нормативно-правовые документы.
Анализ более 2 тыс. анкет руководителей ОУ из разных регионов РФ [259, с. 63] показал, что большинство школ РФ оборудованы компьютерными классами, средствами мультимедиа и интерактивными досками, но не имеют возможности одновременной работы учащихся в сети Интернет.
В связи с этим, для повышения уровня предоставляемых образовательных услуг, реализованных на основе вычислительных сетей целесообразна разработка и применение в общеобразовательной школе организации учебного процесса, которая позволит учащимся использовать для загрузки веб-ресурсов, электронных образовательных ресурсов в основном домашний компьютер, подключенный к Интернет, а коллективную работу в режиме реального времени применять только на этапах промежуточной или итоговой аттестации. Кроме того, актуальной представляется задача совершенствования используемых технологий дистанционного обучения с использованием Интернета, создания и развития соответствующих информационных сред и методических материалов [259, с. 62].
Академической общественностью системы образования России признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий. Создание систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности к качественному образованию для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет осуществлять следующие социально значимые функции:
повышение уровня образованности общества и качества образования;
удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
развитие единого образовательного пространства, удовлетворяющего потребности населения в образовательных услугах независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности и др.;
повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания [77, с. 138].
Среди лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах посредством ДОТ, можно выделить следующие группы школьников:
учащиеся старших классов, не имеющие возможности получить образовательные услуги выбранного профиля в рамках традиционной классно-урочной формы;
талантливые и продвинутые учащиеся, стремящиеся получить дополнительные, более глубокие и более широкие, знания;
учащиеся, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
учащиеся старших классов, готовящиеся к поступлению в вузы;
учащиеся старших классов, желающие участвовать в проектной, олимпиадной, иной самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности;
учащиеся, вынужденные пропускать по разным причинам занятия на короткий период времени, например по болезни и другим причинам, вследствие климатических, социально -экономических условий, по другим причинам, связанным с жизнедеятельностью самих школьников или учителей;
учащиеся из семей мигрантов и беженцов, имеющие разницу в учебных планах образовательных программ;
учащиеся специализированных учреждений общего образования, типа городских центров образования, вечерних школ и т.п.
Современные Центры образования, вечерние школы, специализированные общеобразовательные учреждения отличаются сложным неоднородным контингентом учащихся: по возрасту, уровню обученности и обучаемости, социальному положению, степени и характеру занятости вне школы, характеристикам восприятия, памяти, внимания, мотивации и другим признакам. О.В. Швайко отмечает, что поступающие в вечернюю школу или Центры образования нередко имеют ошибочную самооценку, негативные ценностные ориентации и поведенческие установки. Взрослую часть контингента вечерней школы составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Основную часть контингента составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Вечерние школы и Центры образования предлагают обучающимся различные формы получения основного и среднего образования в зависимости от возраста, социального статуса обучающихся, их возможностей и потребностей: очная форма обучения и вечерняя (очно- заочная, заочная и экстернат) [288, с. 120].
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности, углубление межпредметных связей, увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации);
развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества (развитие различных видов мышления, коммуникативных способностей, формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, развитие умений моделировать задачу или ситуацию);
работа на выполнение социального заказа общества (подготовка информационно грамотной личности, подготовка пользователя компьютерными средствами, осуществление профориентационной работы в области информатики) [208, с. 38].
Использованию ДОТ в образовательных учреждениях высшего
профессионального посвящены работы Лавиной Т. А. [120], Гужвенко Е. И.
[51], Меламуда В.Э. [145]’ Семеновой Н. Г. [229], Капустина Ю.И. [84],
Курылева А.С. [83], Петровой Т.М. [183], Лемеха Р. М. [95], Александровой
Н. А. [7], Биккуловой Г. Р. [21] и др. Ряд исследователей (Полат Е.С. [189],
Мартиросян Л. П. [141], Чефранова А.О. [282], Бутенкова Е.В. [28],
Колбин Р.В. [98], Овчинникова М.В. [164], Бурмакина В.Ф. [27])
рассматривали использование ДОТ в обучении учащихся
общеобразовательных школ как одну из актуальных задач
совершенствования образовательного процесса. М.В. Моисеева отмечает, что
ДОТ являются катализатором перехода к личностно-ориентированному
обучению, использование в обучении ДОТ расширяет рамки традиционного
обучения [148, с. 38]. А.А. Андреев, В.И. Солдаткин указывали на
инновационный характер дистанционного обучения, который проявляется не
33
только в возможности активного использования Интернета, но и в его экономичности, позволяющей последовательно снижать стоимость обработки, хранения и передачи информации, что способствует положительному отношению педагогов и организаторов образовательного процесса к разработке, распространению, внедрению и практической реализации дистанционных методов обучения [173, с. 15].
Федеральный закон об образовании не выделяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения: «в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно -заочной или заочной формах»[265, ст. 17]. В то же время, законом разрешено использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [265, ст. 14]. Анализ научной литературы [299, 105, 77, 124, 110, 214] позволяет выделить следующие характерные особенности обучения на базе ДОТ: гибкость, модульность, рентабельность, экономическую
эффективность, асинхронность, мобильность, технологичность, социальное равноправие.
Реализация дистанционного обучения невозможна без наличия подготовленных к работе с технологиями дистанционного обучения педагогических кадров. Для решения задач образования в условиях его информатизации необходимо сформировать у учителя - предметника готовность к реализации дистанционного обучения предмету
(естественнонаучному, гуманитарному или др.), которая в настоящее время является одним из элементов целостной готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования. Одним из аспектов подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования является
целенаправленное формирование у них способности использовать в учебном процессе ИКТ, адекватные целям, задачам, формам и условиям организации учебного процесса в конкретном учебном заведении. В случае, когда педагогическая деятельность осуществляется в условиях функционирования
34
ИСДО, в процессе подготовки учителя необходимо сформировать способность выполнения профессиональной деятельности с использованием сервисов системы дистанционного обучения.
Анализ стандартов высшего профессионального образования для педагогических специальностей в контексте подготовки студентов - будущих учителей к работе в школе в условиях информатизации показал, что на гуманитарных специальностях изучаются дисциплины: ЕН.Ф.01
«Математика и информатика», разделами для изучения которой в аспекте информатики являются: алгоритмы и языки программирования; стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности, и ЕН.Ф.03 «Технические и аудиовизуальные средства обучения», разделами для изучения которой в аспекте ИКТ являются: звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства; аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио -, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; интерактивные технологии обучения. На естественнонаучных специальностях изучается дисциплина ЕН.Ф.02 «Информатика», разделами для изучения являются: понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальная сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум. Вопросы использования современных ИКТ в учебном процессе изучаются в дисциплине ОПД.Ф.04 и представлены разделами: основные понятия и определения предметной области - информатизация образования; цели и задачи использования ИКТ в
35
учебном процессе; системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся; анализ и экспертиза электронных программнометодических и технологических средств обучения праву; особенности использования ИКТ при обучении предмету.
Следовательно, учитель любой специальности приобретает в процессе профессиональной подготовки знания и умения в области информатики и использования ИКТ в учебном процессе. Вместе с тем, в образовательных программах подготовки педагогических кадров недостаточное внимание уделено вопросам использования дистанционных образовательных технологий в школе, при этом подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов в условиях функционирования ИСДО не представлена в федеральном компоненте стандарта.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт использования ДОТ для обучения школьников. С 1990 года в Австралии, с 1996 года в США, с 1998 года в Коста-Рика, Чили, Великобритании, с 2004 г. в Бразилии, с 2007 в Мексике, России, с 2012 года в Украине в рамках программы Intel «Обучение для будущего» реализуется проект мобильного обучения «среда электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер». В 2006 году около 9500 школ из более 90 стран участвуют в проекте «Всеобщее обучение и наблюдения ради сохранения окружающей среды» с целью повышения уровня образования в области математики и естественнонаучных дисциплин. При анализе итогов обучения были отмечены такие результаты, как повышение мотивации, улучшение их успеваемости, экономия материальных средств за счет повышения продуктивности работы учителя, уменьшения количества печатных учебников, снижения необходимости в индивидуальных занятиях; выявлена педагогическая целесообразность использования портативных компьютеров в качестве ключевого компонента образовательной среды нового поколения [43, 99, 181, 299, 295, 296].
В рамках федерального проекта РФ «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» была разработана информационно -образовательная среда,
36
реализованная в виде образовательного портала виртуальной школы (http://vs.iot.ru) и Интернет сайта методической поддержки учителей (http://www.school.iot.ru) [230, с. 342]. На основе использования ЭОР данного портала были организованы сетевые формы учебных занятий школьников, проводимые в общеобразовательных учреждениях с участием межшкольных методических центров, региональных координационных центров органов управления образованием ряда субъектов РФ, в том числе в Республике Карелия, Приморском и Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Пензенской, Псковской и Саратовской областях. [230, с. 342]. «Институт Новых Технологий», интернет-школа «Умный градЪ» (http://www.e- school.mesi.ru/), открытый колледж "Мир знаний" College.ru, интернет-школа «Телешкола» (http://www.intemet-school.ru/), заочная физико -математическая школа Томского государственного университета
(http://ido.tsu.ru/schools/physmat/), Центр интернет-образования,
(http://window.edu.ru) Южного федерального университета и др. предоставляют возможность:
освоения дисциплин Федерального базисного учебного плана в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме, сдачи ЕГЭ в рамках государственной (итоговой) аттестации и получения аттестата о среднем (полном) общем образовании государственного образца;
ускоренного прохождения всех или нескольких предметов школьной программы за 10 - 11 классы, в том числе, в форме экстерната;
самостоятельного изучения отдельных тем, в том числе при отсутствии возможности посещать школу;
изучения отдельных предметов на профильном уровне;
эффективной подготовки к ЕГЭ и другим экзаменам;
предпрофильную подготовку учащихся 9 классов и профильную подготовку учащихся 10-11-х классов.
В общеобразовательных школах РФ, имеющих статус Городских ресурсных центров организации дистанционной поддержки образовательного процесса в школе, в период 2011 - 2012 г.г. созданы ЭОР различных типов, которые используются в учебном процессе на базе СДО (например, МБОУ СОШ №76, №14, № 177 г. Екатеринбурга и др. В областных городах РФ организовано интерактивное дистанционное обучение детей-инвалидов с сохранным интеллектом [25, с. 36-37].
«За последние несколько лет накоплен положительный опыт использования Интернета для обучения школьников. Есть реальные успехи и безусловный интерес к инновационной форме учебной подготовки со стороны как учеников, так и преподавателей. Вместе с тем система интернетобучения школьников пока находится на этапе становления и апробации» [246, с. 8].
Современный учитель, активно используя информационные и телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, как правило, не остается в стороне от разработки отдельных электронных средств обучения. Таким образом, несмотря на то, что основная масса таких средств, очевидно, должна создаваться профессиональными коллективами разработчиков, авторами части таких ресурсов все равно будут являться школьные учителя, привносящие собственные средства в обучение отдельным дисциплинам. Очевидна целесообразность коллективной разработки электронных образовательных ресурсов, где учителю отводится первостепенная роль консультанта по отбору учебно-методического материала [165, с. 19].
Анализ образовательных порталов, направленных на обучение школьников старших классов показал, что порталы функционируют на базе программного обеспечения системы дистанционного обучения (ПО СДО), их образовательный контент ориентирован, в основном, на подготовку к сдаче ЕГЭ в рамках самообучения, на углубление знаний по определённым учебным дисциплинам в системе дополнительного образования или на изучение определенного профиля в системе общего образования.
В Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана».
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости использования в учебном процессе общеобразовательной школы электронных образовательных ресурсов на базе ДОТ для осуществления урочной и внеурочной учебной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях непосредственного и удаленного взаимодействия, а также для работы с обучающимися, имеющими пробелы в знаниях, при осуществлении мониторинга результатов усвоения учебного материала на базе системы дистанционного обучения.
Вместе с тем, существующая практика создания ЭОР коллективами разработчиков, не ориентированная на оперативную модификацию ЭОР учителем для их адаптации к авторским методикам обучения, а также неподготовленность учителей к реализации учебного процесса с использованием средств дистанционного обучения, являются факторами, препятствующими применению ЭОР при обучении школьников.
|