Четверг, 28.11.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Анализ научно-методических материалов в области реализации возможностей информационно-образовательной среды

В научно-педагогической литературе, в материалах научно - исследовательских конференций, в государственных документах, постановлениях департаментов образования, в документах общеобразовательных школ и высших учебных заведений широко используются термины: "информационная среда", "образовательная среда", "информационно-образовательная среда", "информационная среда

обучения", «информационное образовательное пространство». Эти понятия

39

разрабатываются в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными [85, 137].

Ю.А. Шрейдер понимает под информационной средой проводник информации, активное начало, воздействующее на ее участников. Одной из особенностей информационной среды, по мнению Ю.А. Шрейдера, является то, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения [290]. По мнению Ракитиной Е.А., Лысковой В.Ю., информационная среда образуется отдельной группой людей, в то время как информационное пространство создается в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно по отношению к изменениям. Информационная среда - это совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах [137]. Ардеев А.Х. отмечает [14, с.33], что в формировании информационной среды участвуют: преподаватель, который определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.; педагогический коллектив учебного заведения, который устанавливает общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму

взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и т.д.; а также государство как общественный институт, которое определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Роберт И.В. указывает, что процесс активного использования информации в качестве общественного продукта современным обществом этапа информатизации обусловил формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны

40

жизнедеятельности членов этого общества. Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. [208, с. 78].

Современные научные исследования (Мартиросян Л.П., Роберт И.В. и др.) убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует совершенствование инфраструктуры системы образования и механизмов управления; интеграцию современных информационных технологий с операциональными технологиями; интеллектуализацию деятельности; информатизацию и математизацию предметных областей. Информационная среда является доминирующим элементом системы современного общего образования, обеспечивающим активное использование информационных технологий в учебном процессе.

Группа авторов (В.А. Козырев, И.К. Шалаев, А.А. Веряев [33, с. 9-14.]), определяют понятие «образовательная среда» как конкретную среду учебного заведения, представляющую собой совокупность материальных факторов, пространственно-предметных факторов, социальных факторов, межличностных отношений, обеспечивающую функционирование конкретного учреждения образования. Козырев В.А. [97] сформулировал свойства образовательной среды: целостность, определяемая через стратегию образования, которая согласуется с общей логикой модульного конструирования образовательных программ, рассмотрения конкретного содержания как целого, а также с разбиением на составляющие его элементы, с интегрированием нового содержания; интегративность, определяемая синтезом межпредметных знаний; многоаспектность, предполагающая понимание и изучение явления в разных его ипостасях; универсальность, обеспечивающая учащемуся предоставление универсальных способов действий по добыванию и переработке нового знания; обширность, предполагающая возможность самостоятельного выбора обучающимися

41

содержания и способов получения образования; открытость образовательной среды, предполагающая возможность ее расширения в зависимости от личностных образовательных потребностей учащихся.

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г., под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно - организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно -программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на

удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ФГОС определяет информационно-образовательную среду как систему

информационно-образовательных ресурсов и инструментов,

обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

В формулировке Солдаткина В.И. [247] прослеживается технологический аспект понятия ИОС: это программно -

телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами учебный процесс, его информационную поддержку и документирование в среде интернета любому числу учебных заведений. В основу данного определения положена материальная сторона. Назаров А.С. определяет ИОС как педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений, навыков [154].

Ряд авторов (Красильникова В.А., Веденеев П.В., Заварихин А.С., Казарина Т.Н. [110]) определяют информационно-образовательную среду как многоаспектную целостную, социально-психологическую реальность,

42

 

обеспечивающую совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно -методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам.

В связи с появлением в современной педагогике такого понятия как «высокотехнологичная информационно-образовательная среда»,

актуальными остаются проблемы исследования ее педагогического потенциала, поскольку среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, в которой обучающийся переходит из объекта педагогического процесса в его субъект.

В законе «Об образовании в РФ» указано, что «при реализации образовательных программ исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,

телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [265, ст.15]. Таким образом, наличие ИОС является законодательно установленным требованием реализации электронного обучения.

Понятие информационно-образовательной среды образовательного учреждения в настоящее время следует рассматривать как вполне устоявшееся, общепринятое, хотя и недостаточно однозначно определенное. Для однозначности восприятия рассуждений будем придерживаться следующего определения информационно -образовательной среды, под которой будем понимать (вслед за Лавиной Т.А., Роберт И.В. и др.) совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов: информационного учебного взаимодействия между

43

 

обучаемым(и), обучающим и средствами ИКТ, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной информационно -учебной и экспериментально-исследовательской деятельности; функционирования организационных структур педагогического воздействия; а также способствующих развитию познавательной активности обучаемого.

В приведенной формулировке определения акцент делается на приоритетности дидактических функций среды по отношению к технологическим - первичным для отбора технических и технологических решений ОИС должны быть потребности реализации учебного процесса образовательного учреждения. Сформулируем (вслед за Стариченко Б.Е. [248]) ряд следствий, которые можно рассматривать в качестве принципов реализации ИОС:

- принцип содержательной полноты предполагает, что контент ИОС должен включать учебные и организационные материалы для осуществления учебной деятельности обучающихся как в процессе классно -урочной групповой, так и внеурочной индивидуальной учебной работы; критерием полноты обеспечения должно являться то, что в ходе учебного процесса все свои образовательные потребности обучающийся может удовлетворить в рамках единой среды, при этом обучающимся предоставляется доступ (например, посредством Web-ссылок) к специализированным средам, необходимым в изучаемой дисциплине;

- принцип дидактической обусловленности коммуникации предполагает, что ИОС должна обеспечивать все виды удаленного взаимодействия субъектов учебного процесса, необходимые для реализации процесса обучения как в режиме реального времени, так и в режиме отложенной связи;

- принцип оперативности доступа к учебной информации обучаемого и обучающего; оперативность коммуникации предполагает, что ИОС должна предоставлять возможность удаленного доступа к образовательным ресурсам в любое удобное для субъектов образовательного процесса время;

 

коммуникация в режиме отложенной связи должна быть доступна в любое время, в режиме реального времени - во время, определяемое обучающим;

- принцип технологической полноты предполагает, что ИОС должна объединять и предоставлять пользователю все сервисы, необходимые для решения поставленных дидактических задач;

- принцип обеспечения управления учебным процессом предполагает, что технологическая реализация ИОС должна базироваться на системе управления обучением, включающей организационный модуль (например, расписание, график контрольных мероприятий и т.п.); модуль сбора информации об успешности хода обучения, ее обработки и хранения (например, хранение результатов тестирования в электронном журнале успеваемости, аудиторная система обратной связи и т.п.); модуль управления обеспечивающий анализ сведений об успешности обучения, выработке и реализации решений по управлению ходом обучения.

Изучение отечественного и зарубежного опыта организации учебного процесса в информационно-образовательной среде на базе ИКТ, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера и других средств ИКТ в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а сама организация учебного процесса в информационно - образовательной среде на базе ИКТ деформирует уже традиционно сложившуюся структуру учебного процесса.

Различные виды учебной деятельности учащихся на базе ИКТ реализуются в информационно-образовательной среде, которая включает средства и технологии сбора, накопления, хранения, обработки, передачи учебной информации, средства представления и извлечения знаний; компоненты системы средств обучения, обеспечивая при этом их взаимосвязь и функционирование организационных структур педагогического воздействия.

В информационно-образовательной среде, реализованной на базе средств ИКТ, существенно изменяется деятельность педагога - на смену

45

 

репродуктивной деятельности по передаче учащимся знаний, умений и навыков, должна придти творческая, продуктивная деятельность по проектированию такого взаимодействия между субъектами образовательного процесса, при котором они образуют коллективный субъект совместно - распределенной деятельности как необходимое условие актуализации их творческого потенциала и потребности в саморазвитии.

Назначение информационно -образовательной среды состоит в создании условий, способствующих раскрытию, развитию и реализации интеллектуального потенциала индивида сообразно целям образования. Этими условиями является обеспечение:

- средствами представления и извлечения знаний;

- компенсации негативных последствий общения обучаемого со средствами ИКТ;

- предметности учебной деятельности со средствами ИКТ, ее практической направленности;

- автоматизации процессов обработки результатов обучения.

Функционирование информационно-образовательной среды

обеспечивается наличием:

- учебно-методического комплекса на базе средств ИКТ и методики его применения в процессе преподавания общеобразовательных предметов;

- механизмов взаимодействия образовательных и административных систем;

- системы автоматизации процесса управления обучением.

Роберт И.В. [207] раскрывает возможности информационно - образовательной среды для реализации обучения, выделяет характерные черты учебного процесса, осуществляемого в информационно - образовательной среде на базе средств ИКТ:

- автоматизация процессов обработки, передачи информации об объектах изучения и управления обучением;

- организация информационно -учебной и экспериментально - исследовательской деятельности;

 

- организация самостоятельной учебной деятельности по

представлению и извлечению знаний;

- обеспечение предметности деятельности со средствами ИКТ, ее практическая направленность.

Организация информационно -учебной деятельности осуществляется, например, на базе объектно-ориентированных программных систем для формирования информационной культуры или программных средств, предназначенных для обучения взаимодействию с компьютером, поиску и обработке информации в компьютерных (локальных, глобальной) сетях. Организация экспериментально-исследовательской деятельности реализуется, например, с использованием учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, различного типа программных средств для поддержки процесса преподавания, средств интерактивного компьютерного моделирования, электронных конструкторов, учебных роботов, имитирующих технические устройства и механизмы, управляемые компьютером. Для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся возможно применение, например, предметно-ориентированных сред обучающего и развивающего назначения, различных видов графических, музыкальных редакторов, электронных таблиц, комплектов датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе.

Для организации деятельности по обработке информации применяются, например, объектно-ориентированные программные системы, со средствами пространственного ввода и Организация деятельности по представлению и извлечению знаний осуществляется, например, с использованием предметно-ориентированных сред обучающего и

развивающего назначения или систем искусственного интеллекта.

Принципиальным отличием методов обучения и управления учебным процессом на базе средств ИКТ является то, что им можно делегировать часть алгоритмизируемых действий преподавателя, дополняя и расширяя тем самым его информационные возможности. При этом меняется

47

 

организационная основа учебного процесса - вместо одного источника информации и управляющих директив, в роли которого выступал преподаватель, появляется много связанных и взаимодействующих между собой интерактивных источников.

По мнению Роберт И.В. [208], Красильниковой В.А. [111], Мартиросян Л.П. [141], Стариченко Б.Е. [248] и др. фрагментарное использование средств ИКТ с целью поддержки традиционной методики, решения отдельных (частных) дидактических задач не реализует дидактические возможности ИКТ, не способствует в полной мере достижению образовательных целей обучающихся. Опыт ведения учебного процесса как в зарубежной, так и в отечественной школе показал, что педагогический эффект от автоматизации процесса контроля, экономии учебного времени незначителен и не в полной мере реализует потенциал использования такого мощного интеллектуального средства, как ИКТ (и компьютер, в частности).

Систематическое применение средств ИКТ в учебном процессе, реализация их педагогических возможностей обеспечивается при организации учебного процесса в ИОС. Анализ программных средств различных систем ДО [100, 173, 223, 240, 238, 272, 294] в аспекте использования системы дистанционного обучения в качестве программного обеспечения, ответственного за функционирование информационно -образовательной среды, позволяет выделить следующие возможности по организации учебного процесса: средства для разработки учебных курсов, средства для организации информационно-учебной деятельности, средства для автоматизации диагностики, контроля и управления ходом обучения, в том числе,

- средства разработки и модификации учебных материалов, обеспечивающие:

— «встраивание» в систему средств, реализующих качественное оформление, дизайн программы;

— реализацию взаимодействия с программными средствами общего назначения (например, со встроенным редактором текста);

— обеспечение нескольких рабочих полей на экране для создания активных зон, обеспечивающих реакцию на действия пользователя.

 

— реализацию различных режимов работы с графикой, возможность «встраивания» в текстовые материалы графических фрагментов и иллюстраций;

- средства обучения на основе образовательного портала, обеспечивающие

— диалоговую поддержку процесса общения пользователя с системой;

— «встраивание» в систему средств для осуществления вычислительных операций;

— генерирование и рассылка раздаточных материалов на рабочие места учащихся;

- средства автоматизации диагностики, контроля и управления ходом обучения, обеспечивающие

— сбор и накопление информации об участниках образовательного процесса, их трудозатратах с предоставлением расширяемой системы отчетов и статистики,

— контроль (самоконтроль) усвоения учебного материала и реакции системы на результаты контроля;

— автоматизацию ведения документооборота.

Не реализованными в системе дистанционного обучения остаются (необходимые с точки зрения педагогических целей использования ИКТ) следующие возможности:

- разработка инструментальных средств компьютерного моделирования (демонстрационного, имитационного);

- взаимодействие с интегрированными пользовательскими пакетами. Анализ психолого -педагогической целесообразности использования

ЭОР различных типов [10, 14, 23, 36, 80, 163, 259, 207, 248] в аспекте их использования как контента информационно -образовательной среды, позволяет констатировать следующее:

- подавляющее большинство используемых в практике преподавания ЭОР ориентировано на тренировку усваиваемых умений, навыков, на контроль результатов обучения, на формирование компьютерной грамотности; на развитие умений принимать оптимальное решение в

49

сложных реальных условиях; на привитие умений и навыков самостоятельной работы, в частности по обработке информации; на осуществление самоконтроля, самокоррекции результатов учебной деятельности; на выработку умений и навыков работы с информацией;

- применение ЭОР в учебном процессе значительно повышает мотивацию обучения за счет предоставления возможности самостоятельного выбора режима работы с ресурсом, обеспечения разнообразных видов самостоятельной работы, компьютерной визуализации, использования игровых ситуаций,

- реализация в ЭОР возможностей современной компьютерной графики, разнообразных средств наглядности формирует и развивает наглядно-образный, наглядно-действенный вид мышления;

- выполнение обучаемым экспериментально -исследовательской

деятельности, организованной с помощью ЭОР, формирует

исследовательские умения, инициирует самостоятельное приобретение знаний,

- реализация идей алгоритмизации обучения в ЭОР инициирует обучение оптимальному поиску стратегии решения задач определенного класса, развивает алгоритмический, логический стиль мышления;

- использование учебных баз данных, электронных таблиц, применение системы подготовки текстов, включение в обучающие программы деятельности по классификации учебной информации формирует культуру учебной деятельности, информационную культуру обучаемого;

- наиболее перспективными являются ЭОР развивающего и обучающего назначения, использование которых обеспечивает организацию разнообразных видов учебной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала обучаемого, определенных видов мышления; тренировку памяти; формирование реакции на непредвиденные ситуации, умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации.

- усиление дидактической значимости ЭОР достигается в результате реализации возможностей: средств современной компьютерной графики,

50

обеспечивающих усиление наглядности, создание моделей изучаемых объектов, процессов; баз данных, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией; пользовательских пакетов, обеспечивающих формирование умений использовать в учебной работе систему подготовки текстов, графические редакторы;

- значительное внимание авторами ЭОР уделяется организации различных видов «экранного творчества», способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения;

- значительное количество ЭОР, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение игровой деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;

- характерной особенностью ЭОР является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы за компьютером;

- использование большинства ЭОР не "привязано" к определенной методике их применения и не предполагает использование дополнительных или других средств обучения.

Приоритетной (как с точки зрения педагогической эффективности применения, так и реализации современных тенденций процесса информатизации образования) является разработка тех ЭОР, которые реализуют идеи теорий обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого.

На основании вышесказанного можно выделить возможности информационно-образовательной среды. Педагогический потенциал информационно-образовательной среды заключается в обеспечении возможности: индивидуализации учебного процесса, организации

коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества, ориентации на самообразование, социализации обучающихся, психолого - педагогического сопровождения учебного процесса, реализации разноуровневости содержания образовательного ресурса, интенсификации

51

 

процесса обучения; гибкости организационной структуры обучения с использованием ДОТ; обеспечения деятельностного подхода; обмена учебно - методическими материалами; повышения профессионального уровня преподавателей, создания благоприятных условий совместного сотрудничества преподавателей и других специалистов различных по уровню образовательных учреждений.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%