Воскресенье, 24.11.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Цели, назначение и принципы реализации информационной среды дистанционного обучения

Ряд исследователей (И.В.Роберт, Л.П. Мартиросян, Р.Лемех) отмечают, что в информационно -образовательной среде осуществляется информационное взаимодействие между участниками процесса обучения, а также между ними и интерактивным информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий.

В научных исследованиях понятие «взаимодействие» наиболее часто употребляется в следующих смыслах: воздействие вещей друг на друга, обмен веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, форма кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества (философский словарь); взаимная поддержка, взаимная связь явлений (словарь Ожегова); процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (толковый словарь).

Применительно к учебному процессу понятие «взаимодействие» является близким к понятию «коммуникация» в аспекте обмена информацией, связи, обмена сообщениями между различными объектами, между людьми.

В.А. Красильникова рассматривает педагогическую коммуникацию в компьютерной среде обучения как первичный процесс, координирующий целенаправленные, практические действия ее участников. Особенностью этих взаимодействий между субъектами процесса коммуникации является то, что это взаимодействие осуществляется опосредованно, через компьютерные каналы связи (компьютерные телекоммуникации) [111, с. 206].

В Педагогическом словаре понятие «массовая коммуникация» рассматривается как «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей». В работах отечественных ученых отмечается роль массовой коммуникации в распространении культуры, просвещении, воспитании, актуализируются просветительская, нормативная, аксиологическая (формирующая в человеке ценностные ориентации), информационная, реабилитационная, творческая и мотивационная функции массовой коммуникации. В Педагогическом словаре выделяют два тесно связанных между собой образовательных направления массовой коммуникации: просвещение широких слоев населения и использование средств массовой коммуникации в структуре систем обучения.

Понятие «коммуникация» в научной литературе употребляется в следующих смыслах: обмен информацией любого вида, акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание, между различными системами связи (социологический словарь); целенаправленный процесс передачи некоторого мысленного содержания, как вербального, так и образного, эмоционального, мотивационного (психологическая энциклопедия); сообщение, общение (словарь Ожегова); идеально-содержательный аспект социального взаимодействия, информационный обмен в технологически организованных системах (новейший философский словарь); общение, передача и прием информации в человеческом обществе (словарь иностранных слов русского языка под ред. Н.Г. Комлева).

Область знания, изучающая явление человеческой коммуникации, именуемая в американском варианте как Communication Science в российской практике не получила однозначного названия и именуется различными

 

русскоязычными терминами, например, социальная коммуникация, теория и практика коммуникации, педагогическая коммуникация.

Ряд отечественных педагогов (А. В. Шариков, О. С. Орлов и др.) используют термин «интерактивная коммуникация» при исследовании многогранных отношений участников образовательного процесса, включающих как само обучение, так и организацию процесса обучения.

Термин «интерактивный» в современных словарях соотносится со сферой деятельности «информатика» и означает «относящийся к взаимодействию с компьютером, к диалогу "человек - машина"» (словарь иностранных слов русского языка под ред. Н.Г. Комлева).

А. В. Шариков отмечает, что методы и информационно - коммуникационные ресурсы интерактивной коммуникации адекватны личностно-деятельностной парадигме и позволяют ее воплотить в реальной образовательной практике. К особенностям педагогической организации интерактивной коммуникации на основе личностно -деятельностного подхода А.В.Шариков относит: креативный характер занятий; взаимодействие обучаемых между собой, а также с преподавателем; формирование коллективных усилий, интенсификация процесса образования [286, с. 134]. О. С. Орлов исследуя особенности интерактивной коммуникации в образовательном процессе и критерии оценки его результативности связывает понятие «интерактивная коммуникация» с использованием информационных технологий [167, с. 15-20; 168, с. 56-59]. Он отмечает, что педагогическая деятельность в интерактивной коммуникации характеризуется более активными и интенсивными взаимодействиями между учителем и обучаемым, чем в традиционном классе, и требует от учителя развития специальных методов, приемов педагогической работы. Важной функцией учителя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. О.С.Орлов определяет понятие «коммуникация в образовательном процессе» как взаимодействие субъектов

54

 

образовательного процесса, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, и делает вывод, что интерактивность в образовательном процессе ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Большинство педагогов используют понятие «педагогическое общение» и описывают обучение как взаимодействие трех главных компонентов: педагог - содержательная учебная информация - обучающийся/обучающиеся. Педагогическое общение это специфическая форма общения, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающее коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Термин «интерактивное информационное взаимодействие» заключает в себе одновременно и целеполагание, и деятельность с использованием технических средств, поэтому подходит для описания общения с определенной целью в условиях аппаратных и программных средств ИСДО. Навыки взаимодействия в компьютерной среде обучения не могут быть автоматически перенесены из традиционной среды общения (лицом к лицу) в опосредованное ИКТ общение. Коммуникативная интерактивная и операционная деятельность обучающегося и самого педагога существенно преобразуются под воздействием новой среды общения. Кроме того, следует учитывать, что именно опосредованность коммуникации в компьютерной среде обучения требует корректного отношения со своими оппонентами, воспитание толерантности и культуры общения. Красильникова В.А. [111, с. 208] выделяет следующие особенности процесса педагогического взаимодействия в компьютерной обучающей среде по сравнению с традиционной формой общения:

- опосредованность, обусловленная тем, что общение субъектов образовательного процесса происходит с помощью (посредством) компьютерных средств обучения и взаимодействия;

 

оперативность, обусловленная предоставлением субъектам образовательного процесса и всем другим участникам процесса общения необходимых сведений посредством сетевых технологий в on- и off-line режимах работы;

индивидуальность, обусловленная возможностью выбора собственного собеседника и маршрута общения/обучения;

корпоративность, обусловленная возможностью общения в группах по интересам;

массовость, обусловленная возможностью подключения неограниченного количества собеседников;

независимость от времени и места - главная отличительная особенность современных средств взаимодействия, в отличие от традиционных форм общения;

распределенность - использование для общения собеседников, находящихся в любой точке страны, планеты через сеть Интернет;

виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения для обсуждения, как учебных, научных проблем, так и проблем межличностного характера;

многоаспектность - педагогическое взаимодействие в компьютерной среде позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей, представления информации и собеседников из других областей знаний;

интеркультурность, обусловленная возможностью общения с представителями другой языковой среды и культуры.

Ряд исследователей (Роберт И.В., Мартиросян Л.П., Лемех Р.М., Калмыкова В.В.) отмечают роль компьютерных коммуникационных технологий в индивидуализации и активизации учебного процесса в рамках урочного группового обучения, в основе которого лежит представление педагогом учебного материала, ориентированного на «усредненного» обучающегося. Индивидуальное взаимодействие реализуется в основном через электронную почту, обеспечивающую общение субъектов

56

образовательного процесса в приватной форме. Технологии чатов, видео - и электронных конференций, форумов позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и продолжительные по времени виртуальные электронные семинары, конференции, выполнение проектов и других видов работ, требующих оперативного общения. Учебный материал, восприятие которого не требует дополнительных разъяснений, может быть представлен на сайте в электронном виде.

Красильникова В.А. отмечает, что для эффективного применения компьютерных коммуникаций педагогу необходимо ориентироваться в соответствующих средствах и выборе программ, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса, уметь реализовать взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, осуществляемого в ИОС, в целях самообучения и непрерывного повышения квалификации.

Получение и развитие навыков педагогического взаимодействия возможно только в ходе активной деятельности, включающей разнообразные формы компьютерно -опосредованного взаимодействия в ИОС. Навыки компьютерного взаимодействия особенно значимы для кадров образовательных учреждений (преподаватели, технический персонал, администратор локальной сети, администратор, редактор или веб-дизайнер сайта, Интернет-провайдер) ввиду непрерывно изменяющейся ИОС образовательного учреждения. Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия в ИОС, реализованной на базе средств ДОТ, в частности, на базе системы дистанционного обучения, необходим выбор эффективного способа коммуникации субъектов образовательного процесса, проведения дистанционных курсов, общения. Исходя из необходимости решения отмеченных задач, а также для решения проблем активизации обучения и учения появились новые методы обучения в сотрудничестве (collaborative learning), основанные на коммуникации в малых группах, которые включают проектные, проблемные, кооперативные методы обучения. При внедрении информационных и коммуникативных технологий в образовательный

57

процесс существенно изменились традиционные роли и появились дополнительные элементы в схемах взаимодействия педагог - обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся - интерактивный образовательный ресурс (Роберт И.В., Мартиросян Л.П., Калмыкова В.В., Козлов О.А., Красильникова В.А.). При обучении используются различные оперативные способы взаимодействия: индивидуальные (консультации, индивидуальные задания, защиты выполненного задания), централизованные формы коммуникации, методы обучения в сотрудничестве (проекты, форумы, электронные семинары).

На этику поведения в в ИОС, реализованной на базе средств ДОТ, оказывают влияние формирующиеся нормы поведения, характерные для сообщества пользователей Интернет, а также образовательного и делового сообществ. Проявления этичного поведения выражаются некоторыми ожидаемыми действиями, сформированными определенным образом текстовыми сообщениями (обращение, тон, структура и содержание текста, задаваемые вопросы). Компьютерно -опосредованное взаимодействие имеет не только ограничения (невербальные, эмоциональные), но и ряд дидактических преимуществ, которые делают это взаимодействие привлекательным для использования в практике образования. К ним можно отнести гибкость, оперативность, объединение информационной и коммуникативной составляющих, личностную направленность, которые проявляются в самосовершенствовании коммуникативной составляющей информационно-образовательной среды, организованной на базе средств ДОТ, в том числе на базе системы дистанционного обучения.

Взаимодействие в условиях информационно -образовательной среды, реализованной в учебном заведении на базе программного обеспечения системы дистанционного обучения, характеризуется определённой спецификой. Программная среда системы дистанционного обучения содержит в себе инструментальные средства - сервисы для коммуникации. При этом возможности коммуникации с помощью сервисов системы дистанционного обучения, как правило, не только включают с себя

58

возможности сетевого интернет-форума, чата, и видеоконференции, но и дополняются другим функционалом. Взаимодействие учащегося с преподавателем и интерактивным образовательным ресурсом, реализуемое посредством программного обеспечения системы дистанционного обучения, осуществляется в комфортных условиях «личного информационного пространства», с возможностью сохранения настроек, накопления истории взаимодействия и результатов учебной деятельности, возобновления деятельности в следующем сеансе связи. Вследствие этого участники учебного процесса, осуществляемого в условиях ИОС, реализованной на базе системы дистанционного обучения, как правило, не используют дополнительно коммуникативные сервисы глобальной сети или иного (кроме системы дистанционного обучения) программного обеспечения.

Вместе с тем, особенности интерактивного взаимодействия учителей и учащихся при осуществлении учебной, исследовательсклй, проектной, олимпиадной деятельности в урочное и внеурочное время в информационной среде дистанционного обучения, не нашли в полной мере отражения в исследованиях современных педагогов.

Информационно-образовательная среда может быть реализована в каждом конкретном учебном заведении на базе программного обеспечения некоторой (конкретной) системы дистанционного обучения. Учебный процесс, организованный в таких условиях, предполагает возможность общения, обмена информацией обучаемого не только с преподавателем, но и с другими партнерами, а также сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. При организации обучения в ИОС, реализованной на базе системы дистанционного обучения, непосредственные участники этого учебного процесса - обучающиеся, учителя, консультанты и кураторы учебных групп, - используют возможности сервисов системы дистанционного обучения для решения различных педагогических задач. Причем, доступ к информационным ресурсам возможен с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Обучающемуся при этом вполне достаточно просто владеть навыками

59

 

работы в Интернет и сервисами системы дистанционного обучения на уровне пользователя, однако от учителей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы обучаемого в информационной среде в рамках поставленных педагогических задач.

В Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования понятие информационно-коммуникационной предметной среды определено как совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами информационных и коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием. При этом обеспечивается: деятельность с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий; информационное взаимодействие со средствами интерактивных информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).

Функционирование информационно -коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами: осуществлением

информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов; влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области; возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям конкретной предметной области [158, с. 66].

При этом информационное взаимодействие понимается (вслед за И.В.Роберт) как взаимодействие между пользователями, основанное на осуществлении процесса передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи информации. Структура информационного взаимодействия - это внутренняя форма организации информационного взаимодействия, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами [205, с. 2-9]. Информационное взаимодействие образовательного назначения,

реализованное на базе информационных и коммуникационных технологий - информационное взаимодействие, осуществляемое субъектами

образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе информационных и коммуникационных технологий) и обеспечивающее психолого-педагогическое воздействие, ориентированное: на развитие творческого потенциала индивида; на формирование системы знаний определенной предметной области; на формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей предметной области [205 , с. 2-3].

Обобщая вышесказанное, определим информационную среду дистанционного обучения как совокупность условий, обеспечивающих:

осуществление информационного взаимодействия между всеми участниками дистанционного образовательного процесса (учителями, кураторами, обучающимися, авторами курсов, администраторами и другими авторизованными пользователями — родителями учеников, руководством школы), реализуемого с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий;

осуществление дистанционного информационного взаимодействия между участниками учебного процесса и интерактивным электронным образовательным ресурсом, разработанным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их педагогико-эргономическим характеристикам;

осуществление организационного управления учебной деятельностью, в том числе мониторинга продвижения учащихся по образовательным траекториям, контроля результатов усвоения учебного материала, другой информационно -поисковой деятельности;

реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, таких как незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной и информационно - поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно -методического обеспечения.

Информационная среда дистанционного обучения состоит из множества информационных объектов и связей между ними, средств и технологий сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, знаний, средств воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационных и юридических структур, поддерживающих информационные процессы и информационное взаимодействие.

Учебный процесс, организованный в информационной среде дистанционного обучения, не исключает возможности коммуникации не только с учителем, но и с другими партнерами, а также сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. При организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий непосредственные участники этого процесса - обучаемые, преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп используют возможности Интернет для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучающемуся вполне достаточно просто владеть навыками работы в Интернет на уровне пользователя, то от учителей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы обучаемого в информационной среде в рамках поставленных задач.

Целями создания и функционирования ИСДО общеобразовательной школы являются формирование членов современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации, осуществляющих деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации, а также интеллектуальное развитие обучающихся за счёт создания условий для формирования их учебной активности учащихся, включающих:

реализацию информационного взаимодействия между обучающими, обучающимися и интерактивными ЭОР, обеспечивающего доступ обучающихся, вне зависимости от их места нахождения, к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы ЭОР, использование коллективного информационного ресурса в условиях удаленного доступа;

реализацию учебной, исследовательской деятельности обучающегося в урочное и внеурочное время на базе использования электронных образовательных ресурсов и сервисов системы дистанционного обучения, обеспечивающей обучение (без прерывания) в период вынужденных пропусков учащимися занятий в школе; индивидуализацию обучения; оптимизацию учебного времени, посредством педагогически целесообразного использования в учебном процессе, осуществляемом в классно-урочной форме;

автоматизацию процессов управления обучением, обеспечивающей мониторинг продвижения обучающихся по образовательным траекториям, непрерывность измерения успешности освоения учебной информации каждым обучающимся; контроль и обработку результатов усвоения учебного материала;

реализацию возможностей ИКТ, таких как незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента.

Назначение ИСДО состоит:

в осуществлении оперативной коммуникации и интерактивного учебного информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса на базе средств ДОТ;

в осуществлении систематического управления учебной деятельностью обучающихся за счет учета и анализа результатов усвоения учебного материала; оперативной обратной связи обучающего и обучаемых; автоматизации формирования статистики; ведения электронного документооборота на базе современных технологических решений;

в индивидуализации процесса обучения, предполагающей согласование способов и темпов обучения с индивидуальными возможностями обучающихся за счет обеспечения реализации вариативных форм и методов обучения;

в инициации и развитии учебной, научно -познавательной и исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время;

в инициации и развитии деятельности педагогического коллектива школы по созданию, модификации электронных учебных материалов, отображающих закономерности предметных областей, соответствующих требованиям, предъявляемым к педагогико -эргономическим характеристикам ЭОР, а также по использованию ЭОР ИСДО в учебном процессе школы;

в обеспечении возможности реализации вариативных организационных форм обучения, понимаемой как реализацию следующих условий:

возможность изменения организационной формы обучения для конкретного обучающегося на произвольный период времени в зависимости от реальных факторов жизнедеятельности самого обучающегося, преподавателей, в том числе, возможность смены классно-урочной формы обучения на внеурочную, с использованием ДОТ форму обучения, и возврат к прежней организационной форме;

регламентация процедур планирования учебного процесса, распределения во времени содержания деятельности участников учебного процесса и необходимых ресурсов;

автоматизации процессов управления обучением (планирования, мониторинга и контроля учебных результатов).

В связи с необходимостью обобщения подходов к реализации учебного процесса в ИСДО, опираясь на исследования Роберт И.В., Стариченко Б.Е., Прозоровой Ю.А., Касторновой В.А. [86, 200, 210, 251], сформулируем организационно-технологические принципы реализации ИСДО в ОУ, сущность которых опишем ниже.

Принцип обеспечения единства способов доступа к образовательным ресурсам, обмену, передаче и транслированию информации предполагает, что применяемые технологические решения должны обеспечивать доступ к образовательным ресурсам в любое удобное субъектам учебного процесса, для управления учебным процессом и контроля достижений обучающихся, ведения базы данных пользователей, управления прохождением документов.

Принцип обеспечения единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса предполагает, что применяемые технологические решения должны обеспечивать обучающимся и обучающим оперативность их коммуникации согласно установленным регламентам.

Принцип предоставления образовательного ресурса в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса предполагает совместное использование образовательных ресурсов и коммуникации в ИСДО посредством поддержки пользовательских учетных записей с разграничением прав доступа.

Принцип встраиваемости ЭОР предполагает, что создание ЭОР ИСДО не является самоцелью; ЭОР, ДОТ используются наряду и совместно с традиционными технологиями и методами обучения, принятыми в бразовательном учреждении.

 

Принцип унификации ЭОР предполагает, что ЭОР по общеобразовательным дисциплинам должны быть унифицированы по следующим позициям: формирование структуры образовательного ресурса, выбор типа представления учебных материалов, способа и порядка доступа к ним, выполнение действий с учебными материалами реализуются на основе возможностей инструментальных сервисов системы дистанционного обучения.

Принцип избыточности контента предполагает включение в ЭОР по учебной дисциплине не только материалов, необходимых для ее усвоения базовой учебной информации (освоение на уровне требований ГОС), но и материалов для построения индивидуальных образовательных, реализации вариативных организационных форм и методов обучения.

Принцип актуальной технологичности, универсальности и гибкости технологий предполагает, что применяемые при реализации ИСДО в ОУ технологические решения должны соответствовать современному уровню развития информационных и коммуникационных технологий, программного обеспечения, должны обеспечивать возможность использования ЭОР и ДОТ в преподавании любых теоретических дисциплин.

Приведенная совокупность принципов обладает качеством достаточности, поскольку при их соблюдении может быть реализована ИСДО, отвечающая указанному выше целеполаганию. На основе перечисленных принципов может быть построена ИСДО общеобразовательной школы, которая, в свою очередь, является средой осуществления учебного процесса.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (22.04.2018)
Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%