Воскресенье, 24.11.2024, 17:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Типизация электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения

Анализ проблемы разработки и использования электронных образовательных ресурсов позволяет утверждать, что разработки, в основном, выполнены частными издательствами с коммерческой целью, не основаны на определенных научно -педагогических подходах, не являются результатами работы многопрофильных коллективов специалистов (методистов, психологов, дизайнеров, сценаристов, профессионалов - программистов). Электронный образовательный ресурс представляет собой сложный информационный продукт, в котором интегрируются достижения современной техники, содержание предметной области и методика обучения, дизайн и технологические качества. Для воспроизведения электронного образовательного ресурса требуется определенный программно -технический комплекс.

Понятие «электронный (е) образовательный (е) ресурс (ы)» многоаспектно, широко разрабатывается в научно-педагогической литературе и организационно -нормативных документах. По определению А.В. Исаева электронный образовательный ресурс - «это знания, представленные в проектной форме; это знания, подготовленные для целесообразного социального использования; это совокупность фондов, каталогов, указателей, справочники, патентные курсы, библиография, книжные оглавления, выставки новых поступлений, базы данных» [81, с. 5052]. И. П. Норенков определяет электронный образовательный ресурс, как

структурированную совокупность электронных изданий, применяемых в

85

обучении [162]. В понимании С.А. Севастьяновой электронный образовательный ресурс «есть комплексное средство обучения, разработанное на основе государственных образовательных стандартов, обеспечивающее все виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально -деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области». Эти определения позволяют рассматривать ЭОР не как совокупность отдельных программных продуктов дидактического, энциклопедического или прикладного назначения, а как системный объект комплексного назначения, предметно -ориентированную интерактивную среду. По сути, ЭОР в таком понимании является универсальным средством организации и поддержки учебного процесса различных форм и уровней. Такое понимание ЭОР соотносится с методическим назначением ЭОР при использовании его в информационной среде дистанционного обучения на базе системы дистанционного обучения. С помощью ЭОР можно получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления [224, с. 172-173]. В материалах методического объединения учителей г. Екатеринбурга электронный образовательный ресурс определяется как комплексное средство обучения, разработанное на основе Государственных

образовательных стандартов, обеспечивающее все виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования ключевых компетенций в соответствующей предметной области [289, с. 118-122].

А. В. Осин рассматривает понятие «информационный ресурс» в контексте реализации технологии мультимедиа, отмечая, что

информационный ресурс включает информацию во всех известных видах

86

представления: текст, речь, музыку, фото, видео, графику, анимацию, а также комбинированные интерактивные компоненты виртуальной реальности. Информационный ресурс - «не просто сложная научно -техническая продукция, это еще и полнота содержания, методические находки, это высокий уровень творчества, настоящее искусство» [169, с.106]. Понятие «электронный образовательный ресурс» А.В. Осин рассматривает с технической точки зрения как «совокупность программ и данных» и с точки зрения потребителя как «контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения» [171, с.4]. При организации учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения на базе системы дистанционного обучения учитель использует образовательный контент ресурса, при этом доступ к контенту реализуется посредством совокупности программ. В данном определении нашли отражение особенности реализации ЭОР с помощью сервисов системы дистанционного обучения.

Авторы национального проекта "Образование" (И.М. Реморенко, А.В. Пронин) понимают под ЭОР учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. Это понятие соотносится с определением цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как представленных в цифровой форме фото, видеофрагментов и видеоруководств, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графических и картографических материалов, звукозаписей, аудиокниг, различных символьных объектов и деловой графики, текстовых бумаг и других учебных материалов, нужных для организации учебного процесса. Понятие ЭОР уточнено в документе Департамента развития информационно -

коммуникационных технологий [65], в котором указано, что ЭОР в общем случае включает в себя: структурированное предметное содержимое, используемое в образовательном процессе, информационно значимое наполнение ЭОР, образовательный контент; программные компоненты,

87

обеспечивающие предъявление элементов контента пользователю в определенных сочетаниях, а также обеспечивающие интерактивный режим работы с контентом; структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР, объекта данных или компонента образовательной технологической системы, называемые метаданными.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.83-2001 определяет два ключевых понятия: электронный документ как документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники; электронное издание как электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно - издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

В учебном процессе, организованном в ИСДО общеобразовательной школы, учитель может использовать электронные издания (т.е. электронные образовательные ресурсы, созданные коллективами профессиональных разработчиков), не меняя образовательного контента, оформления, объема учебного материала, других характеристик. Однако для дифференциации, индивидуализации обучения, при обнаружении пробелов в знаниях, а также в случаях подготовки к конкурсам, аттестациям, наступает ситуация, когда учителю необходимо оперативно изменять содержание, структуру, объем и другие характеристики электронного образовательного ресурса.

В Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования включены словарные статьи, раскрывающие суть понятия «информационный ресурс образовательного назначения» как совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно - инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах [209, с. 44]; понятия «электронное издание учебного назначения» как учебное средство, реализующее возможности ИКТ, и ориентированное на достижение

88

следующих целей: представление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, геоинформационных технологий; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация процессов контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно -методического обеспечения учебно -воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [209, с. 30]; понятия «электронное издание образовательного назначения» как издание, решающее все вопросы электронного издания учебного назначения и включающее решение воспитательных задач [209, с. 30]. Эти определения не содержат в себе ограничений в отношении возможности изменения содержания, объема и других характеристик образовательного ресурса.

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 электронный образовательный ресурс - это образовательный ресурс, представленный в электронно - цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Такому пониманию ЭОР полностью соответствуют образовательные ресурсы, разработанные с помощью сервисов системы дистанционного обучения и используемые в учебном процессе, организованном в информационной среде дистанционного обучения на базе системы дистанционного обучения.

В документах комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения», реализуемого по решению Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в рамках направления «Компьютерные технологии и программы» [165], ЭОР трактуют и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в тестовой форме и т.д.), и как комбинацию таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационную конструктивную среду, поддерживающую

89

 

творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающий принципиально новыми эргономическими свойствами и технологическими возможностями. В упомянутом документе на основании проведенного исследования было проведено деление ЭОР в зависимости «от потребностей общего образования» [165]: информационные инструменты - программные средства, позволяющее учащемуся или учителю производить активные действия над информационным объектами (подразделяемые, в свою очередь, на инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса); информационные источники (подразделяемые, в свою очередь, на общекультурные информационные источники (ресурсы и педагогические информационные источники); интерактивные мультимедийные электронные учебники.

При этом к инструментам организации образовательного процесса авторы документа [165 ], относят программное обеспечение, основной целью использования которого является управление информационным образовательным пространством, организация взаимодействия учащихся использующих компьютеры. Рассматриваются следующие группы инструментов: электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством, согласованная с электронным журналом, обеспечивающая поиск цифровых образовательных ресурсов и создание на их основе собственных творческих работ; размещение работ учащихся; организацию групповой работы; взаимодействие учащихся с учителем и между собой; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент контроля за результатами обучения: инструмент создания тестов; систему проведения тестирования, учета и анализа результатов,

 

согласованную с электронным журналом; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса.

Функционал всех представленных выше групп информационных инструментов в полной мере реализован сервисами современных системы дистанционного обучения. Осуществление учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения общеобразовательной школы, реализованной на базе системы дистанционного обучения, обеспечивает систематическое, педагогически целесообразное применение всех представленных групп информационных инструментов в учебной работе школьников.

Основываясь на вышесказанном, определим электронный образовательный ресурс (ЭОР) как совокупность научно-педагогической, учебно-методической, нормативно -правовой, инструктивно -технологической информации, представленной в электронных форматах, а также программных средств и систем образовательного назначения.

Образовательный контент ЭОР - структурированное предметное содержимое, используемое в образовательном процессе, информационно значимое наполнение ЭОР. В этом определении ЭОР подчеркивается тот факт, что ЭОР не просто дублирует учебные материалы, существовавшие ранее в бумажном или ином виде, но реализует дидактические возможности ИКТ, благодаря чему ЭОР приобретает принципиально новые качественные характеристики, например, уровень реализации технологии мультимедиа с учетом условий интерактивного взаимодействия пользователей с образовательным ресурсом. Технологической особенностью, отличающей электронные образовательные ресурсы, созданные с использованием сервисов системы дистанционного обучения, от ЭОР, разработанных посредством других программных средств, является способ управления образовательным контентом (выбор из хранилищ, доставка учащемуся, навигация по содержимому, интерактивный режим работы с содержимым), реализуемый программным обеспечением системы дистанционного обучения, на базе которого реализована ИСДО. В связи с тем, что в контексте

91

данного исследования рассматривается информационная среда

дистанционного обучения общеобразовательной школы, реализованная на базе системы дистанционного обучения, в рамках данной работы не будем различать понятия «электронные образовательные ресурсы, созданные с помощью сервисов системы дистанционного обучения» и «электронные образовательные ресурсы информационной среды дистанционного обучения». Под электронными образовательными ресурсами информационной среды дистанционного обучения (ЭОР ИСДО), будем понимать совокупность информации образовательного назначения, представленной в формате, воспроизводимом на электронном носителе, отражающей некоторую предметную область, изучение которой

обеспечивает условия для осуществления различных видов учебной деятельности; при этом изучение предметной области, выбор информации из хранилищ, доставка ее учащемуся, навигация по контенту, интерактивный режим работы с контентом реализуются с помощью программного обеспечения системы дистанционного обучения.

Современные ЭОР способны обеспечить: поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений; расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения; изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс); реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения, удаленного (дистанционного) обучения (изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, коллективную учебную работу удаленных пользователей) [169, с. 123, 171, с.4 ].

При этом под учебными достижениями понимается измеряемый показатель или количественная характеристика подготовленности обучающегося, которая выражается числом (например, числом правильно

92

выполненных заданий теста - первичных баллов, - или числом тестовых баллов, полученных по методикам шкалирования с учетом трудности заданий). В педагогике к учебным достижениям относят предметные знания, межпредметные умения, навыки и компетентность.

В научной литературе описана типизация и классификация ЭОР, базирующаяся на различных направлениях. Каждая классификация позволяет решить конкретную задачу в методике и поэтому их разнообразие способствует реализации возможности использования совокупности электронных образовательных ресурсов при вариациях в широком диапазоне условий и (или) ограничений. В классификаторе информационных ресурсов системы образования [92] информационные ресурсы разделяют на классы в зависимости от методического применения в образовательном процессе:

предметный педагогический инструментарий (к данному классу относятся компьютерные учебники, задачники, тренажеры, средства тестирования и другие виды компьютерных средств обучения);

программные и информационные средства обеспечения образовательного процесса (этот класс охватывает системы управления учебным процессом и информационно-образовательные среды, системы управления образовательным заведением и сопряженные с ними административные базы данных, инструментарий для создания информационных ресурсов, информационно-поисковые системы, образовательные порталы, электронные библиотеки и хранящиеся в них документы и др.);

предметы изучения, т.е. изучаемые программные и информационные продукты.

А. В. Осин направлениями для типизации ЭОР считает уровни образования, сегменты образования, учебные дисциплины, виды учебной деятельности (информация, практика, контроль) [170, с. 54]. По уровням образования ЭОР подразделяются на ресурсы: для общее среднего, включающее начальное, основное и полное образования; для профессионального образования, включающее начальное, среднее и высшее;

93

для дополнительного образования для детей и взрослых; для образования учащихся с ограниченными возможностями (специальное и коррекционное). По основным сегментам образования ЭОР подразделяются:

ресурсы для программируемого учебного процесса, в том числе электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины;

ресурсы общекультурного характера, предназначенные для расширения культурной среды, в том числе, виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки;

ресурсы для информационно -справочной поддержки, в том числе энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы, нормативно -правовые и экономические сборники.

Основаниями типизации учебных курсов, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий в школе, по мнению Ивановой Е.О., Кравцовой А.Ю., Осмоловской И.М., могут являться: цели обучения (подготовка к сдаче экзаменов экстерном; подготовка к поступлению в учебные заведения определенного профиля; углубленное изучение темы; ликвидация пробелов в знаниях по предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы; дополнительное образование по интересам); учебные дисциплины; специфика предметной области; уровень подготовки школьников; возраст учащихся; используемая технологическая база [78, с. 156; 77, с. 43].

Ряд исследователей (Т.С. Вершинина, В.С. Шаров, О.В Швайко) указывают, что компоненты ЭОР, размещенные на внешнем носителе или на сервере компьютерной сети, должны обеспечивать все виды и этапы учебной деятельности в общеобразовательной школе, в связи с чем структура ЭОР должна включать нижеперечисленные компоненты.

Ориентировочный компонент, содержащий информацию, которая поможет учащемуся осознать цели и задачи изучения дисциплины, выбрать

94

приемлемую для него образовательную траекторию, ознакомиться со структурой и содержанием учебного курса. В состав этого компонента входят: учебный план, рабочая программа учебного курса по дисциплине, квалификационные требования по специальности. В качестве дополнительной информации здесь могут быть размещены тематика задач и контрольные вопросы, выносимые на экзамен и т.п.

Содержательный компонент, в который входят информационные ресурсы, поддерживающие исполнительный этап дидактического процесса: электронный учебник, содержащий учебный материал в гипертекстовой форме с изложением теории, необходимой для выполнения учебных заданий и демонстрационные примеры; электронный конспект лекций, выполненный в форме презентаций; практикум, содержащий большое количество примеров с решениями и задания для самостоятельного выполнения; лабораторный практикум по решению математических, экономико-математических и статистических задач с использованием ПК.

Контрольный компонент, предоставляющий возможность организации контроля и самоконтроля усвоения знаний. В составе этого компонента могут находиться тестовые задания различных видов как по отдельным темам, разделам учебного курса, так и по всему курсу, находящиеся в свободном доступе и с ограниченным доступом.

- Справочно-информационный компонент, в котором содержится различная справочная информация (таблицы, формулы, ссылки на сайты и т.д.).

Научный компонент: материалы для познавательной и

исследовательской деятельности учащихся (темы и методические материалы для реферативной и проектной работы учащихся, задания повышенной сложности и методические указания по их решению для подготовки к олимпиадам), наиболее интересные доклады школьных научных конференций, работы участников научного кружка.

Информационно-предметным обеспечением самостоятельной работы являются: электронный учебник, практикум по курсу, рекомендации по

95

решению типовых задач, библиотека электронных носителей информации по тематике дисциплины, электронные справочники [32, с. 62-63; 287, с. 236240; 289, с. 211] .

Соответственно, в учебном процессе могут использоваться ЭОР сложной структуры, размещенные на сервере компьютерной сети, компоненты которых относятся к ориентировочному, содержательному, контрольному, справочно -информационному, научному или информационно - предметному типу. Выделенные типы компонентов ЭОР различаются по педагогической целесообразности применения ЭОР в учебном процессе.

А.В.Казанцев [82] проводит типизацию ЭОР по следующим основаниям:

по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

по виду содержимого контента: электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

по реализационному принципу: мультимедиа-ресурсы,

презентационные ресурсы, системы обучения;

по методическому назначению: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно -измерительные материалы;

по типу использования: в классно-урочной форме (непосредственно на занятиях), во внеурочной форме (для самостоятельной работы учащихся);

по типу представления информации: текстовые (гипертекстовые), текстографические, мультимедийные (интерактивные).

К ЭОР текстового типа, в соответствии с этой типизацией, относятся все образовательные сайты и оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос бумажного носителя в электронный вид. Они характеризуются развитой системой поиска на основе меток - содержания, глоссария и гиперссылок. С другой стороны, они не содержат нелинейного повествования и применяют стандартный метод «последовательного» погружения. Текстографические ЭОР, в дополнение к тексту, могут содержать иллюстративный материал - рисунки, таблицы. К этому типу

96

 

можно отнести энциклопедии и учебники, которые содержат дополнительные составляющие - галереи. Текстографические ЭОР могут отходить от линейного принципа повествования и быть построены на викифицированных технологиях, т.е. содержать в тексте ссылки не только на стандартные составляющие - ссылки, глоссарий и список терминов, но и всплывающие пояснения, переходы на другие части ресурса, связанные в контексте с этой темой, и т.п. Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио -контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности. Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк - от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр. Однако, представляется, что основания «по типу использования», «по виду содержимого контента», «по методическому назначению» опосредованно выделяют основание для различения типов, суть которого педагогическая целесообразность применения ЭОР в учебном процессе.

В межгосударственном стандарте «ГОСТ 7.83-2001» выделены следующие основания для типизации электронных изданий:

по наличию печатного эквивалента: издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание; издание, не имеющее печатных аналогов;

по типу основной информации: текстовое (символьное); изобразительное; звуковое; мультимедийное; программный продукт;

по целевому назначению: официальное; научное; научно -популярное;

производственно-практическое; нормативное; производственно -

практическое; учебное; массово -политическое; справочное; для досуга; рекламное; художественное;

по технологии распространения: локальное электронное издание, т.е. электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; сетевое электронное издание, т.е. электронное издание, доступное потенциально неограниченному

97

 

кругу пользователей через телекоммуникационные сети; электронное издание комбинированного распространения, т.е. электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого;

по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания: детерминированное и интерактивное;

по периодичности: непериодическое, сериальное, обновляемое;

по структуре: однотомное, многотомное, электронная серия.

Из перечисленных в ГОСТ 7.83-2001 к образовательным относятся:

Учебное электронное издание: электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.

Научное электронное издание: электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Научно-популярное электронное издание: электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Справочное электронное издание: электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

И.В.Роберт рассматривает в качестве направлений типизации ЭОР функциональное и методическое назначение [208, с. 177-183]. В зависимости от функционального назначения выделены следующие типы ЭОР:

ресурсы для организации интерактивного диалога учебного назначения со средством ИКТ;

 

ресурсы для осуществления диагностики как констатации причин ошибочных действий обучаемого (как правило, с установлением уровня обученности);

ресурсы для конструирования, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, а также материалов контролирующего, консультирующего и тренингового назначения;

ресурсы для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

ресурсы для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента;

ресурсы для управления действиями реальных объектов;

ресурсы для обеспечения учебно -игровой деятельности.

В работах И.В. Роберт [208-209] выделены следующие типы ЭОР в зависимости от их методического назначения: для предъявления учебного материала и обеспечения необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью; для отработки умений учебной работы; для контроля уровня обученности; для систематизации информации; для изучения основных структурных или функциональных характеристик некоторого объекта или процесса; для создания модели объекта или явления; для визуализации изучаемых явлений; для развития внимания, памяти, реакции.

В развитие теоретических положений по применению ЭОР в процессе обучения (Красильникова В.А., Осин А.В., Роберт И.В, Смольникова И.А. и др.), определим место ЭОР ИСДО в современной линейке электронных образовательных ресурсов. Вследствие того, что базовый состав системы дистанционного обучения включает подсистему управления проектами обучения, позволяющую устанавливать параметры учебных курсов (порядок доступа к теоретическому материалу, количество попыток и ограничение по времени при тестировании и др.) для отдельного учащегося или группы, управлять назначениями учащихся на учебные курсы, накапливать историю обучения, статистику обучения, ЭОР ИСДО следует отнести к ресурсам для

99

 

организации и поддержки интерактивного диалога учебного назначения со средством ИКТ для представления учебной информации, для управления обучением (как правило, с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений обучаемого), а также к ресурсам для осуществления диагностики как констатации причин ошибочных действий обучаемого (как правило, с установлением уровня обученности).

Поскольку базовый состав системы дистанционного обучения включает подсистему управления учебным контентом, предназначенную для разработки электронных учебных материалов на основе визуального программирования или текстовых редакторов, а также для дополнения, редактирования и размещения материалов на образовательном портале, позволяющую создавать каталоги графических, звуковых, видео - и текстовых файлов, проводить поиск по ключевым словам, то в аспекте функционального назначения ЭОР ИСДО включает функционал ресурсов для конструирования, подготовки или генерирования учебно -методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, а также материалов контролирующего, консультирующего и тренингового назначения.

Поскольку базовый состав системы дистанционного обучения включает подсистему управления и учета, позволяющую вести учет трудозатрат всех задействованных в процессе обучения сотрудников, автоматизировать ведение документооборота, связанного с дистанционным обучением, предоставляющую расширяемую систему отчетов и статистики, то ЭОР ИСДО реализует также функционал ресурсов для автоматизации процессов информационно -методического обеспечения, ведения делопроизводства.

Средства разработки учебных курсов и управления процессом обучения системы дистанционного обучения обеспечивают возможность разработки электронных учебных материалов, возможность внедрения Scorm-курсов и файлов различных форматов для поддержки следующих видов учебной деятельности:

 

для сообщения суммы знаний и навыков учебной и практической

деятельности и обеспечения необходимого уровня усвоения,

устанавливаемого обратной связью (обучающие);

для отработки умений и навыков учебной деятельности при повторении или закреплении материала (тренажёры);

для контроля уровня овладения учебным материалом

(контролирующие);

для систематизации информации (информационно-поисковые, справочные);

для визуализации изучаемых явлений и взаимосвязей между объектами (демонстрационные);

для формирования умений принимать оптимальное решение (учебно - игровые);

для развития внимания, памяти, реакции (досуговые).

Средства разработки учебных курсов системы дистанционного обучения обеспечивают создание ЭОР модульной структуры, в которых по каждому учебному предмету разработаны ресурс для получения информации (И-тип); ресурс для практических занятий (П-тип); ресурс для контроля (в общем случае - аттестации) (К-тип). Подсистемы системы дистанционного обучения по управлению учебным контентом и процессом обучения предоставляют возможность создания мультимедийных интерактивных образовательных ресурсов, включающих все виды содержимого контента: электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, — поддерживающие лекционные и практические занятия, обеспечивающие контроль продвижения учащихся по образовательной программе и измерение уровня обученности, которые могут использоваться как на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

Таким образом, ЭОР ИСДО полностью реализует функционал открытых мультимедийных модульных систем, обеспечивая также автоматизацию процессов: обучения, конструирования учебно-методических

101

материалов; мониторинга учебных достижений; обработки результатов учебного эксперимента; ведения электронного делопроизводства.

Исходя из многоаспектности понятия «электронные образовательные ресурсы», из целей и назначения информационной среды дистанционного обучения, функциональных возможностей системы дистанционного обучения, а также обобщая результаты представленного выше анализа типизаций ЭОР, рассмотренных в научно-педагогических исследованиях и организационно-инструктивных документах, преследуя цель разработки теоретических положений педагогически целесообразного применения ЭОР в условиях организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы, реализованной на базе системы дистанционного обучения, представим типизацию ЭОР ИСДО по функциональному и методическому назначению, а также по их технологической реализации.

В зависимости от функционального назначения выделим следующие типы ЭОР ИСДО, обеспечивающие автоматизацию процессов:

организации интерактивного диалога учебного назначения со средством ИКТ с целью реализации учебной деятельности обучающихся, а также управления обучением;

представления учебной информации, в том числе конструирования, подготовки или генерирования учебно -методических материалов, а также материалов контролирующего, консультирующего и тренингового назначения;

осуществления диагностики, в том числе для установления причин ошибочных действий, уровня обученности или уровня интеллектуального развития, для автоматизации контроля результатов обучения;

обработки результатов учебного эксперимента, в том числе для измерения, записи, визуализации информации о реально протекающих процессах;

электронного делопроизводства в образовательном учреждении, информационно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе программные средства или системы для накопления, учета, статистической

102

обработки и формирования отчетов, учета трудозатрат обучающего и обучаемых.

При этом ЭОР ИСДО позволяют обучающимся и (или) обучающему производить активные действия над информационным объектами, создавать их, редактировать, передавать и др., например, текстовый, графический, табличный редакторы, программы просмотра графических образов, воспроизведения мультимедийных файлов и другие средства общего пользования, а другие ресурсы представляют собой различные виды информационных объектов: простые (звук, изображение, текст,

видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные объекты, связанные гиперссылками (например,

мультимедиа энциклопедии).

В зависимости от методического назначения выделим следующие типы ЭОР ИСДО, создаваемых на базе сервисов системы дистанционного обучения:

ресурсы для сообщения суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности и обеспечения необходимого уровня усвоения, представленные в форме презентаций или текста с аудиовизуальными включениями, с возможностью изменения уровня сложности, а также последовательности и темпа подачи учебного материала (обучающие);

ресурсы для отработки умений и навыков учебной деятельности при повторении или закреплении материала, представленные в форме тестовых заданий различных типов и уровней сложности (тренирующие);

ресурсы для контроля уровня овладения учебным материалом, представленные в форме творческих заданий или тестов с возможностью интерактивного взаимодействия (контролирующие);

ресурсы для систематизации информации, представленные в форме загружаемых файлов или веб-ссылок (информационно-поисковые, справочные);

ресурсы для изучения основных структурных или функциональных характеристик некоторого объекта или процесса с помощью ограниченного

103

числа параметров, представленные в форме загружаемых файлов или веб - ссылок (имитационные);

ресурсы для создания модели (интерактивной) объекта, явления или ситуации, представленные в форме загружаемых файлов или веб -ссылок (моделирующие);

ресурсы для визуализации изучаемых явлений и взаимосвязей между объектами (демонстрационные);

ресурсы для формирования умений принимать оптимальное решение, представленные в форме загружаемых файлов или веб -ссылок (учебноигровые);

ресурсы для развития внимания, памяти, реакции, представленные в форме загружаемых файлов или веб-ссылок (досуговые);

ресурсы для повышения общей культуры, кругозора, эрудиции, представленные в форме загружаемых файлов или веб-ссылок (общекультурные).

При этом, в составе общекультурных ЭОР ИСДО выделим (по природе основной информации): текстовые ЭОР ИСДО (коллекции текстовых материалов), содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку; изобразительные ЭОР ИСДО (коллекции фотографий и оцифрованных изображений), содержащие преимущественно целостные графические объектов, представленные в электронной форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки; звуковые ЭОР ИСДО (коллекции аудиозаписей), содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание; мультимедийные ЭОР ИСДО (коллекции видеозаписей со звуковым сопровождением и пр.), в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано.

Обучающие ЭОР ИСДО включают: не интерактивные и интерактивные (имеющие средства управления и обратной связи в виде элементов навигации, активных зон и др.) слайд-шоу и презентации; интерактивные

104

 

информационные модули; ресурсы для осуществления практических занятий и проектной работы; для осуществления контроля в тестовой форме. Их применение в учебном процессе способствует овладению учащимися умениями самостоятельного извлечения и представления знаний; умениями формализовать знания о предметном мире; осуществлять прогнозирование изучаемой закономерности. Это позволяет заменить иллюстративнообъяснительные методы обучения широким спектром разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активно -деятельностные методы с использованием электронных образовательных ресурсов, аппаратно - программного обеспечения.

В зависимости от технологической реализации, выделим следующие типы ЭОР ИСДО:

не модифицируемые оцифрованные текстовые, графические, аудиовизуальные материалы, не обеспечивающие возможность редактирования и дополнения учителем для адаптации к авторским методикам преподавания;

образовательные материалы унифицированной модульной структуры, открытые для редактирования учителем, объединяющие информационные, практические и контрольные ресурсы, воспроизводимые специальными программными компонентами, соответствующими современным стандартам и технологиям (например, SCORM, LOM);

мультимедийные электронные ресурсы, содержащие текстовые материалы, сопровождаемые аудиовизуальной поддержкой, ориентированные, в основном, на мобильные портативные электронные устройства связи.

Таким образом, ЭОР ИСДО являются открытыми для редактирования и дополнения (за счет средств внедрения, модификации и воспроизведения ресурсов технологий SCORM) электронными образовательными ресурсами унифицированной модульной структуры, обеспечивающими автоматизацию процессов: обучения, конструирования учебно-методических материалов;

мониторинга учебных достижений; обработки результатов учебного эксперимента; ведения электронного делопроизводства.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 18600 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%