Одной из задач реализации информационной среды дистанционного обучения является обеспечения доступа обучающихся, вне зависимости от их места нахождения, к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы ЭОР. При этом инициация и развитие учебной и исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время являются назначением ИСДО. Информационная среда дистанционного обучения, функционирующая на базе системы дистанционного обучения (например, NauLeaming, Sakai, Moodle или другой современной системы дистанционного обучения), предоставляет пользователям совокупность функциональных возможностей, реализованных сервисами групп: представления учащимся образовательного контента, управления учебным процессом, организации коммуникации между участниками учебного процесса, настройки параметров функционирования системы
дистанционного обучения. При этом ИСДО общеобразовательной школы выполняет функции хранения образовательного контента (содержания), отдельного Intranet-сайта, реализованного в виде набора Web-страниц, размещенных на сервере, имеющих одно и то же доменное имя и связанных между собой перекрестными ссылками.
По определению В.И. Солдаткина [247] компьютерная система в телекоммуникационной глобальной сети (совокупность серверов или мультисервисный сервер), настроенная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного назначения, на предоставление
образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациями, называется образовательным порталом. Таким образом, ИСДО общеобразовательной школы, технологически реализованная средствами системы дистанционного обучения, установленной на сервере школы или городского или районного отдела образования, может реализовать функционал образовательного портала.
Для реализации возможностей сервисов системы дистанционного обучения (для создания, модификации, представления обучающимся ЭОР ИСДО; для организации учебного процесса, исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время с использованием ЭОР ИСДО; для осуществления информационного взаимодействия между участниками учебного процесса в режимах реального времени и отложенной связи; для настройки параметров функционирования системы дистанционного обучения) и обеспечения педагогически целесообразного их применения в учебном процессе, рассмотрим виды педагогической деятельности в ИСДО в контексте решения типичных педагогических задач
Педагогическая деятельность, в традиционном процессуальном подходе к пониманию её сущности - это процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных компонентов: цель, мотивы, содержание, средства воплощения (действия), способы коррекции, результат. Понятие педагогическая деятельность можно трактовать как непрерывную цепочку различных ситуаций, создаваемых самим учителем, либо спонтанно возникающих в ходе взаимодействия участников учебного процесса. При этом ситуация понимается как сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Педагогическая ситуация помимо материала для анализа, содержит еще и проблему, требующую педагогически целесообразного решения, называемую педагогической задачей. Педагогическая ситуация - объективное состояние учебного процесса в определенный период времени, совокупность конкретных фактов и данных, характеризующих педагогическое явление и содержащих проблему, требующую педагогически целесообразного решения, называемую
107
педагогической задачей. В психолого-педагогических исследованиях задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (Леонтьев А.Н. [133], Рубинштейн С. Л. [216], Тихомиров С. К. [258] и др.). В ряде работ педагогическая задача рассматривается:
- как результат осознания учителем проблемы, целей и условия педагогической деятельности,
- как отражение объективно возникшего в ходе педагогической деятельности вопроса или комплекса вопросов, которые представляют теоретический или практический интерес.
Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема и т.п. Наряду с термином "задача" в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины "задание", "проблема", "проблемная ситуация" (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для восприятия информации представляют случаи, когда термин "задача" употребляется в смысле цели. Елканов С.Б., определяя видовое разнообразие педагогических задач, ориентируется на определенные этапы педагогической деятельности [67]. В этой связи он выделяет: познавательные задачи, ориентированные на диагностику и анализ эффективности педагогического процесса, а также самоанализ успешности собственных действий; конструктивные задачи, помогающие спроектировать педагогический процесс, спланировать педагогическую деятельность; организаторские задачи, способствующие оптимальному распределению функций, созданию системы контроля за их реализацией, коррекцией процесса и грамотному подведению итогов; сложные педагогические задачи, органично включающие все предыдущие виды.
В данном исследовании понятие «педагогическая задача» определим как проблему, требующую педагогически целесообразного решения и
108
возникшую в некоторой педагогической ситуации, отражающей объективное состояние учебного процесса в определенный период времени; как совокупность конкретных фактов и данных, характеризующих педагогическое явление.
Сформулируем некоторые типичные педагогические задачи:
- формирование теоретических знаний посредством предъявления новой учебной информации для изучения свойств объектов, закономерностей;
- закрепление теоретических знаний, практических умений, организация экспериментальной работы обучаемых;
- накопление информационной базы о методах (способах) решения учебных задач, формирование и предъявление информационной базы для организации творческой и исследовательской деятельности;
- осуществление оперативного контроля в форме массового параллельного опроса обучающихся в условиях удаленного взаимодействия с целью коррекции обучения в режиме реального времени;
- активизация познавательной деятельности обучающихся посредством их вовлечения в реализацию коллективного учебного проекта;
- подготовка группы обучающихся к аттестационному (или конкурсному) мероприятию и др.
Выделим этапы организации процесса обучения в ИСДО и действия учителя в ходе учебного процесса при решении педагогических задач, осуществляемые им с использованием сервисов системы дистанционного обучения
- на этапе проектирования, создания, модификации, представления обучающимся ЭОР ИСДО: создание многоуровневой иерархии содержания учебного курса; подготовка учебных материалов различных форматов, в том числе, создание или модификация текстовых учебных материалов, графических или музыкальных включений, материалов контролирующего, консультирующего и тренингового назначения; создание рекомендаций и относительно web -ссылок с целью организации самостоятельной учебной и исследовательской деятельности обучающихся;
- на этапе организации и управления учебной, исследовательской деятельностью обучающихся: планирование обучения на основе учебной программы дисциплины; формирование и рассылка индивидуальных планов изучения темы занятия, учебных заданий; управление процессом выполнения заданий обучающимися в режиме реального времени; осуществление текущего, итогового контроля знаний и умений обучающихся; просмотр статистических данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися;
- на этапе информационного взаимодействия между обучающимися, обучающими, другими участниками учебного процесса: проведение консультации в запланированное время; взаимодействие с родителями обучающихся; обсуждение вопросов и принятие решений в урочное и внеурочное время; обмен документами между обучающим и обучающимся; управление совместной работой по обновлению и редактированию содержимого общего ресурса;
- на этапе настройки параметров функционирования СДО: формирование списка открытых для общего доступа учебных материалов; установление связей типа: «обучающий-обучающийся», «обучающий- учебный курс»; формирование учебных групп; формирование индивидуального расписания с учетом событий из объединенного календаря; внесение сведений в базу данных.
Определим условия педагогически целесообразного применения сервисов системы дистанционного обучения для решения типичных педагогических задач, основываясь на сопоставлении характеристик педагогической ситуации, в которой проявилась педагогическая задача (например, методическими целями использования образовательных ресурсов ИСДО; возможными форматами представления учебных материалов, создаваемых посредством определённого сервиса; методическими целями информационного взаимодействия; организационной формой обучения) и функционального назначения сервиса системы дистанционного обучения.
Рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного обучения, относящихся к группе представления учебных материалов, будем формулировать на основе сопоставления: характеристик и форматов учебных материалов, создание которых возможно на основе некоторого сервиса и методических целей использования указанных учебных материалов в учебном процессе. Сформулированные рекомендации по использованию с целью реализации их возможностей представлены в форме таблицы (табл. 2.1), в которой соотнесены: сервис системы дистанционного обучения; характеристики и форматы учебных материалов, при создании которых целесообразно использовать данный сервис; методические цели использования учебных материалов в учебном процессе.
Сервис «Рабочая программа» применяется для создания программы по учебной дисциплине, реализованной в формате текстового документа, позволяющей учителю определять последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускников, общеучебных умений и навыков.
Учебные материалы, созданные учителем с помощью сервисов «Уроки» и «Ресурсы», позволяют обучающимся осваивать и закреплять учебный материал, осуществлять экспериментальную деятельность (посредством компьютерного моделирования объектов и процессов) по предметному содержанию. Учитель может на основе указанных сервисов создавать учебные материалы разнообразных форматов, включая текстовые и html-документы, презентации, иллюстрации, схемы, видеофрагменты, объекты трехмерной реальности, модели, учебники в формате pdf, составляющие основу учебно-методического комплекса по дисциплине, позволяют направлять и удерживать внимание обучающихся при реализации учебного процесса в классно-урочной форме, позволяют организовать самостоятельную индивидуальную и групповую учебную деятельность при обучении на базе ДОТ.
Т аблица 2.1
Рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного
обучения для создания ЭОР ИСДО
Рекоменду
емый
сервис
системы
дистанцио
иного
обучения
Методическая цель и форматы учебно - методических материалов
Педагогические задачи
Рабочая программа
Создание многоуровневой иерархии содержания учебного курса посредством Примерной программы по предмету (на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования)
~ Определение
последовательности изучения тем и разделов;
определение требований к уровню подготовки выпускников;
определение общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Уроки
Подготовка учебных материалов различных форматов, в том числе создание или модификация текстовых учебных материалов, графических или музыкальных включений, материалов, содержащих видео и анимацию, ссылки на Web-страницы.
Организация самостоятельного труда учащихся
(использование средств мультимедиа для направления и удержания внимания обучающегося, улучшения представления учебного материала).
Ресурсы
Подготовка учебных материалов различных форматов, в том числе создание или модификация текстовых учебных материалов, графических или музыкальных включений, материалов контролирующего, консультирующего и тренингового назначения:
уроки в формате html;
ссылки на Web-страницы;
• организационные документы;
презентации, рисунки и схемы, демонстрируемые на лекциях;
хрестоматии;
учебники, составляющие основу учебнометодического комплекса.
Создание рекомендаций относительно web -ссылок с целью организации самостоятельной учебной и исследовательской деятельности обучающихся.
• Организация самостоятельной учебной деятельности;
• организация творческой исследовательской деятельности
(дополнительный материал, реализованный в виде файлов различных форматов: MS Office, flash, видео, музыка и т.п.)
Задания
Подготовка учебных материалов различных форматов, в том числе создание или модификация материалов тренингового назначения:
• заданий к урокам, вопросов для самопроверки;
• творческих исследовательских заданий;
проблемных вопросов.
Формирование умений и навыков: анализ учебной и научной литературы, сопоставление свойств изучаемых объектов, решение расчетных задач и т.д.
Мотивация учащихся на активную, рационально построенную
самостоятельную работу с
целью накопления прочных
знаний и развития приемов
самостоятельной
познавательной
деятельности,
способствующей
формированию
универсальных учебных
действий.
Тесты и экзамены
Подготовка учебных материалов различных форматов, в том числе создание или модификация материалов контролирующего назначения: тестовых заданий (открытая форма, одиночный выбор, множественная выборка, соответствие).
Т екущий и итоговый контроль:
выявление результатов усвоения учениками разных компонентов содержания образования;
контроль уровня овладения различными видами учебной деятельности, способности
воспроизводить и применять знания.
Учебные материалы, созданные учителем на основе сервиса «Задания», позволяют формировать у обучающихся умения и навыки учебной деятельности. При этом учитель может формулировать на основе данного сервиса вопросы для самоконтроля и создавать задания разной сложности, в том числе, ориентированные на анализ учебной и научной литературы, на сопоставление свойств изучаемых объектов, на выполнение действий над информационными объектами, а также расчетные задачи и др. с целью мотивации обучающихся на активную, рационально построенную самостоятельную работу, с целью накопления знаний и развития приемов самостоятельной познавательной деятельности, способствующей формированию универсальных учебных действий, могут быть реализованы в формате текстового документа с аудиовизуальными компонентами.
Посредством сервисов «Тесты» и «Экзамены» реализуется
возможность создания учебных материалов, предназначенных для выявления результатов усвоения обучающимися разных компонентов содержания образования, контроля уровня овладения различными видами учебной деятельности, способности воспроизводить и применять знания. Форматы тестовых заданий, создаваемых учителем на основе указанных сервисов, включают задания с однозначным или множественным выбором ответа, на упорядочивание, на установление соответствия, на указание и перемещение объектов, на заполнение пропусков, на ввод строки или числа при решении задачи, а также творческие задания разного уровня сложности.
В табл. 2.2 представлены рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного обучения с целью реализации их возможностей для организации учебного процесса и исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время с использованием ЭОР ИСДО; для осуществлении информационного взаимодействия между участниками учебного процесса в режимах реального времени и отложенной связи; для настройки параметров функционирования ИСДО, при этом учитывались методические цели информационного взаимодействия, методические цели и условия (особенности) педагогической ситуации, которые можно реализовать посредством данного сервиса.
Функциональные возможности современных систем дистанционного обучения рассмотрены в инструктивно -организационных материалах, методических рекомендациях, научно -педагогических разработках [100, 173, 195, 223, 240, 238, 272, 294 и др.]. Для организации учебного процесса в ИСДО, пользователь (учитель, обучающийся или другой участник учебного процесса, например, родитель обучающегося) должен быть зарегистрирован в системе дистанционного обучения ее администратором. При регистрации каждый пользователь получает доступ к своей персональной информационной рабочей области - (например, в системе дистанционного обучения Sakai, к странице под названием «Мой сайт»).
Таблица 2.2
Рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного
обучения для организации учебного процесса
Этап
Рекомендуемый сервис системы дистанционного обучения
Методические цели информационного взаимодействия
Педагогические задачи
1
2
3
4
Информационного взаимодействия между обучающимися, обучающими, другими участниками учебного процесса (в режимах реального времени и отложенной связи)
«Чат»
Общение в режиме реального времени, структурированное по темам, список которых можно дополнять, при этом участники диалога известны.
Проведение консультации в запланированное время.
Неформальное общение в режиме реального времени
Управление процессом выполнения заданий обучающимися в режиме реального времени; взаимодействие педагогов с родителями обучающихся..
«Анкетирова
ние»
Проведение опросов в режиме отложенной связи
Обсуждение вопросов и принятие решений в урочное и внеурочное время.
«Форум»,
«Блог»
Структурированное модераторомучителем общение пользователей, в том числе учащихся и их родителей.
Обсуждение вопросов домашней работы, подготовки к экзаменам, подготовки к олимпиадам, обсуждение проектов.
«Обмен
файлами»,
«Почтовая
рассылка»,
«Аудионо
вости»
Обмен документами.
Обмен документами между учителем и учащимся через персональную для учащегося и закрытую для других участников папку
«Объявления»,
«Планировани
е»,
«Календарь»
Накопление информации о событиях из учебных дисциплин и проектов, на которые учащийся записан.
Формирование и рассылка индивидуальных планов изучения темы занятия, расписания событий урочной и внеурочной учебной и исследовательской деятельности с приложенными файлами.
«Вики»
(Wiki-
ресурсы),
«Словарь»
Организация общего ресурса,
предназначенного для конкретного учебной дисциплины или проекта.
Совместная (доступ определяется статусом участника) работа по обновлению и редактированию содержимого общего ресурса, включая загрузку изображения, просмотр истории изменений.
Осуществление учебной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время
«Рабочая
программа»
Планирование обучения на основе учебной программы дисциплины.
Учебная программа дисциплины или план проекта
«Тесты»
Тестирование на" основе широкого набора функций, таких как случайный порядок ответов, импорт вопросов, создание банка вопросов и разбивка оценок по разделам.
Осуществление текущего, итогового контроля знаний и умений обучающихся.
«Журнал
успеваемости»
Просмотр статистических данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися.
Публикация оценок (с" авторизованным доступом), просмотр статистических данных.
«Ресурсы»,
«Web-
содержание»
распространение учебных материалов различных форматов: текстографических, мультимедийных, ссылок на интернетресурсы.
распространение учебных материалов для самостоятельного изучения
«Уроки»
Распространение учебных материалов различных форматов: текстографических, аудиавизуальных.
распространение последо - вательно изложенного материала для изучения, включая тексты и графические изображения.
«Задания»
Формирование и" рассылка индивидуальных планов изучения темы занятия, учебных заданий.
Распространение среди учащихся учебных заданий и оценивание в режиме реального времени.
Настройка параметров функционирования системы дистанционного обучения
«мои
настройки»
Формирование списка открытых или скрытых (персональных) материалов.
Формирование списка открытых для общего доступа учебных материалов.
«Настройки»
Установка параметров коммуникации на основе широкого спектра инструментов «Добавить/удалить», в том числе установка доступа к файлам
Установление связей типа: «обучающий- обучающийся», «обучающий- учебный курс»; формирование учебных групп.
«Мой сайт»
Накопление и просмотр всех событий расписания из объединенного календаря
Формирование индивидуального расписания учебной и исследовательской деятельности обучающегося с учетом событий из объединенного календаря.
«Мои сайты»
Создание новых учебных дисциплин или проектов, а также изменение, удаление существующих.
Просмотр списка учебных дисциплин и проектов, в которых участвует пользователь.
«мой
профиль»
Накопление и обновление сведений в базе данных.
внесение сведений в базу данных, накопление и просмотр служебной информации.
«запись на" курсы»
согласие или отказ от участия в учебной дисциплине/проекте
Формирование группы" обучающихся
Сервисы «Календарь» и «Объявления» предоставляют пользователю средства автоматизации при формировании персональной информационной рабочей области, аккумулируя данные из всех учебных курсов, на которые зарегистрирован пользователь.
Наличие возможности создавать учебные курсы, не ограниченные по времени своего функционирования рамками учебной четверти или академического календаря позволяет эффективно использовать ИСДО для организации административного и научного взаимодействия. Так, можно создавать информационные рабочие области классов, учебных параллелей классов, кафедр, лабораторий, учебных отделов, деканатов, органов школьного или студенческого самоуправления, клубов и т.п.
С помощью сервисов «Настройки», «Группы» осуществляется формирование групп обучающихся по учебному курсу, деление их на подгруппы. Сервис «Ресурсы» предоставляет учителю не только возможность создания, но также возможность оперативной модификации и дополнения содержания учебного курса посредством включения файлов любых типов (текстовых, html-файлов, статических и динамических изображений и т.д.). Загруженные посредством сервиса «Ресурсы» файлы можно корректировать с помощью встроенного редактора и включать в html- тексты во всех сервисах, работающих с встроенным редактором html-текстов, реализуя возможность контроля учителем уровня и времени доступа к ресурсам как для группы обучающихся, так и для отдельного обучающегося.
Сервис «Обмен файлами», также предоставляет участнику учебного процесса возможность персонального или группового доступа к учебным материалам. С помощью сервиса Wiki участники учебного процесса получают возможность осуществления коллективной учебной деятельности, поскольку Wiki-ресурсы создаются и развиваются обучающимися, создание и использование подобных ресурсов обладает значительным дидактическим потенциалом, поскольку оно основано на самостоятельном участии разработчиков, освоивших материал на высоком уровне.
Посредством сервиса «Программа курса» реализуется возможность создания (компоновки) html-документа, создаваемого на основе нескольких html-документов средствами соответствующего редактора. С помощью этого сервиса реализуется работа со ссылками и приложениями, включение учебных материалов разных типов. Сервис «Уроки» предоставляет возможности для работы с предметным содержанием, такие как ограничение времени доступа к учебным материалам, создание многоуровневой иерархии содержания и т.п. С помощью сервиса «Web-содержание» учителю предоставляется возможность включения в учебный курс материала из внешних интернет-сайтов. Сервисы «Презентации», «Аудионовости», «Словарь» предоставляет возможность создания учебных материалов, в том числе подготовленных для автоматической загрузки специальными программами.
Ряд указанных выше сервисов реализуют возможность осуществления учебной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время. Посредством сервиса «Журнал успеваемости» реализуется автоматизация процессов сбора и накопления данных о результатах освоения обучающимися учебного материала: о результатах выполнения заданий, разработанных учителей с помощью сервисов «Задания» и «Тесты», о результатах выполнения других индивидуальных или коллективных заданий. Посредством сервиса «Журнал успеваемости» реализуется также автоматизация оценивания учебных результатов на основе установления коэффициентов сложности учебных заданий. С помощью сервиса «Задания» реализуется контроль знаний обучающихся с возможностью установления учителем сроков, уровня сложности и других параметров учебных заданий, с реализацией обратной связи посредством комментирования результатов как обучающимся, так и учителем. Посредством сервиса «Тесты» создаются задания, состоящие из тестовых вопросов и заданий разных типов, в том числе таких, правильность ответа на которые будет определена автоматически. Реализовано автоматическое согласование работы всех сервисов, для автоматического планирования, сбора, накопления и обработки результатов освоения учебного процесса.
Ряд сервисов предоставляют возможность интерактивного информационного взаимодействия в режимах реального времени и отложенной связи. Сервис «Объявления» позволяет пересылать обучающимся учебную информацию, при этом сообщения накапливаются на личных страницах участников учебного процесса. Сервисы «Чат», «Форум» предоставляют участникам учебного процесса возможность общения в реальном времени и в режиме отложенной связи. Внутренняя почтовая система позволяет учителю вести переписку с обучаемыми или группами обучаемых в ИСДО. Сервисы «Обмен файлами», «Почтовая рассылка» позволяют настроить автоматическую рассылку группам обучающихся. С помощью сервиса «Блог» участникам учебного процесса предоставляется возможность создания текстов, ссылок на интернет-ресурсы, при этом возможно обсуждение этих записей. В рамках этого же сервиса реализован альтернативный вариант «Форума», модератором которого является обучающий, при этом существует возможность вносить оценку за работу обучающихся в «Журнал успеваемости».
Рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного обучения, обеспечивающие реализацию их возможностей, представленные в форме таблиц (табл. 2.1, табл. 2.2), в которых соотнесено описание: этапа организации процесса обучения, педагогической задачи, действий обучающего и обучаемого, сервиса системы дистанционного обучения (или группы сервисов), рекомендуемых к применению для решения педагогической задачи, позволяют нормировать выбор определенного сервиса (или группы сервисов) системы дистанционного обучения в конкретных условиях (ситуациях). Рекомендации определяют деятельность обучающего по выбору и адаптации системы дистанционного обучения к определенным педагогическим особенностям в конкретных условиях.
|