Воскресенье, 24.11.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Требования к педагогико-эргономическим характеристикам электронных образовательных ресурсов

Информационная среда дистанционного обучения реализована в каждом конкретном учебном заведении на базе системы дистанционного обучения, содержащей в себе сервисы для автоматизации процессов проектирования, создания, модификации, представления обучающимся учебных материалов, а также для импорта файлов. Применение программного обеспечения при создании и использовании ЭОР ИСДО, как и условия организации учебного процесса в образовательном учреждении, могут выдвинуть ряд дополнительных требований к ЭОР ИСДО. При этом, как показано в главе 1, вне зависимости от системы дистанционного обучения, на базе которой реализуется ИСДО в конкретном образовательном учреждении, участники учебного процесса могут использовать сервисы проектирования, создания, модификации, представления обучающимся образовательного контента. При этом ЭОР, созданные на основе системы дистанционного обучения, будут соответствовать требованиям стандартов, определяющих технологические основы ИСДО и организацию учебного материала, а именно: интероперабельность, обеспечивающая возможность использования учебных объектов, созданных в некотором месте на базе соответствующих инструментов и вычислительных платформ, также использовать в другом месте с другими инструментами и платформами; многократное использование учебных объектов в различных образовательных продуктах и контекстах; управляемость, обеспечивающая способность системы отслеживать информацию о пользователе и образовательном контенте; доступность, означающая, что пользователь должен иметь возможность получать доступ к соответствующему элементу контента в соответствующее время и из разных мест (локально и дистанционно); долговременность, обеспечивающая способность системы к развитию вместе со стандартами без перепроектирования и перестроения [169, с. 123].

Реализация в образовательном учреждении ИСДО, применение сервисов системы дистанционного обучения при создании и использовании ЭОР, вариативность организационных форм осуществления учебного процесса обусловливают выдвижение дополнительных требований к содержательно-педагогическим характеристикам ЭОР ИСДО, а также уточнение и развитие требований, сформулированных в опубликованных исследованиях [208, с.235].

В развитие теоретических положений, разработанных в трудах Вострокнутова И.Е, Данилюка С.Г., Красильниковой В.А., Мартиросян Л.П., Осина А.В., Павлова А.А., Роберт И.В. и др., определивших педагогикоэргономические требования к ЭОР, выделим группы педагогикоэргономических характеристик ЭОР ИСДО: содержательно-педагогические (в том числе, соответствие дидактическим принципам обучения), техникотехнологические, дизайн-эргономические (в том числе, реализация технологии мультимедиа).

Одним из важнейших требований к содержательно-педагогическим характеристикам ЭОР ИСДО является их соответствие дидактическим принципам обучения: научности, доступности, адаптивности и индивидуализации, наглядности и компьютерной визуализации, систематичности и последовательности, проблемности, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения знаний, связи информации с практикой.

Требование обеспечения научности содержания ЭОР ИСДО обусловливает предъявление научно-достоверных сведений и организацию учебного процесса с использованием ЭОР в соответствии с современными методами научного познания такими, как эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия,

 

индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и метод математического и системного анализа.

Требование обеспечения доступности предполагает, что предъявляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. При использовании ЭОР ИСДО доступность обучения может быть повышена за счет различных форм представления информации, возможности многократного повторения обучающего воздействия в разном темпе.

Требование обеспечения адаптивности и индивидуализации обучения при работе учащихся с ЭОР предполагает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей того или иного ученика и т.д. ЭОР ИСДО должен создавать условия для самостоятельной (индивидуальной) работы учащегося, обеспечивать выдачу учащимся индивидуальных вопросов и заданий и проверять результаты индивидуальных решений, обеспечивать соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия: возможности регулировки и (или) пошагового представления учебного материала; возможности изменения траектории обучения на основании диагностики состояния учащегося и данных об уровне его знаний, индивидуальных особенностей, например, на основе успешного прохождения определённых этапов контроля.

Требование наглядности и компьютерной визуализации информации обеспечивает полисенсорное восприятие учебного материала за счёт технических возможностей средств отображения информации, использование видеофрагментов, анимации, статических графических и фото изображений, шрифтового и рисованного текста.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения обусловливает структуру и содержание ЭОР, отражающую нарастание сложности предъявляемого учебного материала, учет, как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков

122

при организации каждой порции учебной информации, учет в ЭОР межпредметных связей изучаемого материала, продуманность последовательности подачи учебного материала, аргументированность обучающих воздействий в ЭОР ИСДО.

Требование обеспечения проблемности обучения побуждает разработчиков предусматривать в ЭОР ИСДО учебные задачи, моделирующие проблемные ситуации для повышения мыслительной активности и мотивации учащихся.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, предполагающее обеспечение самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности.

Требование прочности усвоения знаний при использовании ЭОР ИСДО реализуется за счёт организации многократных повторений и вариативности контролируемых индивидуальных учебных заданий. При этом достигается глубокое осмысление материала, его рассредоточенное запоминание, повторение, сопровождаемое проверкой и оценкой знаний учащихся.

Требование связи информации, предъявляемой в ЭОР ИСДО, с практикой обеспечивается подбором примеров; предъявлением заданий практического характера, моделей реальных процессов и явлений. [141, с. 249; 208, с. 127]

Соответствие ЭОР ИСДО дидактическим принципам обеспечивается при соответствии контента ЭОР ИСДО нормативным документам, возрастным особенностям целевой аудитории, современному научному мировоззрению, обеспечении системности и полноты контента ЭОР ИСДО, а также информационной безопасности контента ЭОР ИСДО, связи информации с практикой. Для реализации вышеизложенного сформулируем содержание требований к ЭОР ИСДО: соответствие содержания стандарту образования, рекомендованным учебникам и учебным пособиям; соответствие предметного содержания возрастным психологическим и когнитивным особенностям целевой аудитории; научная обоснованность

123

представляемого материала, научный стиль изложения учебного материала, отсутствие ненаучных терминов, недостоверной информации, фактографических ошибок; последовательное и полное изложение материала от простого к сложному (определяется с учетом требований стандарта образования); отсутствие аморальных, неэтичных компонентов; представление в содержании моделей реальных процессов, явлений и объектов, примеров из окружающей действительности, предъявление заданий практической направленности.

В работах Кравцовой А.Ю. [77], Роберт И.В. [208] показано, что при создании ЭОР необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их применения, среди которых можно выделить следующие: учет индивидуальных особенностей обучающегося (скорость и тип мыслительной деятельности, особенности памяти, потребности самостоятельного выбора и построения маршрута обучения); создание ситуации «успеха учебной деятельности», который в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждого курса и его задач с целью понимания обучающимся степени сложности курсов, их соответствия его познавательным интересам; степень этого соответствия и определяет уровень мотивации познавательной деятельности учащегося; учет психологических закономерностей восприятия и усвоения информации с экрана, возрастных особенностей обучающегося; организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения; сочетания различных средств традиционных и компьютерных технологий. [77, с. 187].

В работе [171] отмечено, что помимо учебных материалов, содержащих образовательный контент по предмету, современные ЭОР должны содержать материалы методической поддержки. В частности, в открытых образовательных модульных мультимедиа системах содержится модуль методической поддержки, который задает последовательность учебных материалов, составляющих курс обучения по определенной траектории и включает файлы с методической информацией по курсу. При анализе контента ЭОР по предмету учитель (либо обучающийся в условиях

124

 

выбирает вариативы, т.е. создает индивидуальную

траекторию.

Для того, чтобы обеспечить методическую поддержку учебного процесса общеобразовательной школы в ИСДО, необходимо в качестве базового системного компонента обобщенной архитектуры ИСДО выбрать современную систему дистанционного обучения, позволяющую

устанавливать параметры учебных курсов (порядок доступа к теоретическому материалу, количество попыток и ограничение по времени при тестировании и др.) для отдельного обучающегося или группы, управлять назначениями обучающихся на учебные курсы, накапливать историю обучения, статистику обучения и т.п.

Основываясь на работах [36, с. 28-33; 75, с. 72-75; 58, с. 82-84; 208] определим требования к содержанию ЭОР ИСДО: содержание, объем и глубина заложенной в ЭОР ИСДО информации должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам; включение информации, направленной на формирование личностных и метапредметных результатов, и развитие общих учебных умений, навыков и способов деятельности; представление в основной учебной информации ЭОР ИСДО гуманитарного цикла альтернативных точек зрения на исторические факты, явления общественной и культурной жизни, произведения искусства. В основной учебной информации естественно-математического цикла могут быть представлены различные точки зрения на изучаемые объекты и явления, если они не противоречат современной естественнонаучной картине мира, могут включаться гипотезы с обязательным указанием на их недоказанность;

Сформулируем требования к диагностическим материалам ЭОР ИСДО: обеспечение обратной связи в процессе обучения, информирование ученика и учителя о результатах обучения, о допущенной ошибке с целью оказания помощи обучаемому для устранения ошибки и повышения мотивации посредством суждения о результатах деятельности обучаемого.

Основываясь на рекомендациях [75, с. 72-75; 208], в которых обоснованы методы отбора содержания и применение разнообразных форм тестовых заданий, определим требования к тестовым заданиям ЭОР ИСДО: краткость, доступность логической формы высказываний; обеспечение максимального охвата изученной информации при минимальной продолжительности контроля; включение элементов эвристики и межпредметных связей, акцентирование на практическом применении; унифицированная форма представления на экране; одинаковые правила оценки ответов; минимизация затрат времени на проверку результатов контроля.

В развитие вышеизложенных положений определим содержательно - педагогические характеристики ЭОР ИСДО: полнота форм представления материала, комплексность методических материалов, методическая поддержка ресурса, обеспечение возможности реализации вариативных форм и методов обучения. Обобщим и кратко сформулируем содержание требований к содержательно-педагогическим характеристикам ЭОР ИСДО: наличие методических материалов для обучающего и обучающегося, представленность в ресурсе всех компонентов методической системы; наличие системы ссылок на дополнительные учебно -методические ресурсы; возможность использования электронных образовательных ресурсов в классно-урочной форме для индивидуализации обучения; во внеурочное время на базе ДОТ для организации учебного процесса группы или конкретного учащегося на произвольный период времени, (например, возможность смены классно -урочной формы обучения на внеурочную и возврат к прежней организационной форме); возможность осуществления индивидуальной и групповой реферативной, проектной деятельности учащихся, подготовки и участия в олимпиадах, аттестациях, углубления знаний в предметных областях.

К эргономическим требованиям к ЭОР [39, с. 9- 16; 208, с. 165] относятся требования, обеспечивающие деятельность обучаемых в здоровьесберегающих условиях:

к представлению текстовой информации: соблюдение правил

орфографии и пунктуации; учет критериев читабельности при выборе шрифтов (выдержанность интервалов между строками и буквами; использование только рубленых шрифтов); однозначность буквенных обозначений; использование графических средств для пояснения

содержания; использование курсива только для выделения отдельных слов или словосочетаний;

к статическому визуальному ряду: отсутствие искажений геометрии с

учетом различных соотношений сторон экрана; высокая четкость изображения; отсутствие недосвеченности или пересвеченности

фотоизображений; отсутствие цифрового шума, возникающего при недостаточной освещенности в цифровой фотосъемке; правильный цветовой баланс;

к динамическому визуальному ряду: отсутствие выпадения строк и срывов синхронизации, черных и сбойных полос по периметру изображения; высокая четкость изображения; отсутствие заметного мигания изображений из-за низкой частоты кадров; отсутствие рывков в динамике движения, зубчатости границ деталей изображения; отсутствие нарушения границ цветовых переходов; правильный цветовой баланс и насыщенность; отсутствие цифрового шума и артефактов компрессии; отсутствие несовпадения звука с изображением;

к звуковой информации: комфортность восприятия, удобство настройки звуковых характеристик, оптимальность темпа звукового сопровождения; отсутствие фонового шума и других посторонних звуков в звуковом ряду; правильный сбалансированный спектр низких и высоких частот и динамический диапазон; качественная дикторская речь.

к интерфейсу: удобство организации диалога, использования клавиатуры, подсказок, системы справки, удобство и постоянство принципов навигации по содержательному наполнению ЭОР, в том числе, наличие элементов управления (кнопок, полос прокрутки, управления мышью или клавиатурой); наличие контекстно -зависимой справочной информации; предоставление максимально удобных возможностей для ввода информации; наличие единых правил работы со всеми меню; одинаковый и легко доступный выход из любого режима; наличие запроса подтверждения действий пользователей в «опасных» ситуациях (выход из программы, возможность удаления информации и т.п.); предоставление информации пользователю о любом длительном процессе; корректная обработка нестандартных ситуаций и некорректных действий пользователя; возможность отмены сделанных изменений, возврата на несколько шагов назад.

к экранному дизайну: четкость представления текста и контуров графических изображений, характеристик; информационная выразительность, рациональность, целостность композиции, определяемая обоснованностью цветовых решений, пространственного размещения информации на экране монитора.

В условиях реализации ИСДО требование обеспечения адаптивности и индивидуализации обучения при работе учащихся с ЭОР приобретает особенную актуальность и связь с требованием реализации технологии мультимедиа и обеспечения интерактивности обучения. Электронные образовательные ресурсы должны

обеспечивать выдачу учащимся индивидуальных вопросов и заданий с дифференциацией по уровню сложности,

обеспечивать соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и (или) пошагового представления учебного материала;

на основе успешного прохождения определённых этапов обеспечивать возможность изменения траектории обучения;

на основе анализа действий учащегося предлагать обучающее воздействие (объяснение, новое задание текущей темы, переход к новой теме).

 

Это означает, что в процессе обучения осуществляется взаимодействие учащегося с ЭОР ИСДО, реализующее обратную связь. Сформулируем требования к организации обратной связи в ЭОР ИСДО: краткость и информативность информации, содержащейся в сообщениях обратной связи с целью обеспечения быстрого обнаружения и устранения ошибки; предоставление возможности самостоятельного устранения ошибки; предоставление дополнительной информации после неправильного ответа, либо запроса помощи; соответствия сообщений возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучающихся.

В условиях реализации ИСДО требование обеспечения наглядности и компьютерной визуализации информации развивается и преобразуется за счёт использования видеофрагментов, анимации, статических графических и фото изображений, шрифтового и рисованного текста, звуковых файлов в требование реализации технологии мультимедиа в ЭОР. Сервисы системы дистанционного обучения, предназначенные для создания и редактирования информационного ресурса («Уроки», «Обмен файлами», «Задания», «Тесты и экзамены» и др.) обеспечивают полисенсорное восприятие учебного материала за счёт реализации технических возможностей средств отображения информации и использования мультимедийных материалов во всех видах учебной деятельности: при изучении нового материала, выполнении заданий и упражнений, контроле результатов обучения.

Осуществление учебного процесса в условиях вариативности организационных форм обучения выдвигает требование педагогически целесообразного порядка доступа к учебным составляющим информационного ресурса, определяемого организационной формой обучения. Авторизация доступа, разграничение прав в зависимости от категории пользователя - участника учебного процесса (преподаватель, обучаемый, куратор, администратор) присуща всем современным программным средам систем дистанционного обучения, на базе которых реализована ИСДО. Все участники учебного процесса регистрируются в ИСДО и получают доступ к образовательным ресурсам в соответствии с

129

 

образовательной программой. Преподаватель имеет возможность установить или изменить порядок доступа к конкретным разделам учебного материала индивидуально для конкретного обучаемого или для группы обучаемых. В случае использования ЭОР в классно -урочной форме преподаватель имеет возможность открыть доступ к конкретным разделам ЭОР для осуществления определенного вида учебной деятельности: изучения нового материала, выполнения заданий и упражнений на уроке, контроля результатов обучения. В случае использования ЭОР для самостоятельного изучения определённого курса во внеурочное время, преподаватель может установить порядок доступа обучаемого к следующему разделу только при условии успешного освоения им предыдущего материала. В случае использования ЭОР для восполнения пробелов в знаниях, вызванных пропусками занятий обучаемого, преподаватель имеет возможность предоставить доступ обучаемого к материалам пропущенной темы. Преподаватель имеет возможность установить доступ обучаемого ко всем материалам учебной дисциплины без ограничений, в случае подготовки обучаемого во внеурочное время к экзамену, к олимпиаде или для иных учебно-познавательных целей. Таким образом, порядок доступа к учебным составляющим информационного ресурса определяется преподавателем индивидуально для конкретного обучаемого или группы обучаемых и зависит от целей и организационной формы обучения.

Для реализации учебной и исследовательской деятельности обучаемых в урочное или во внеурочное время в ЭОР ИСДО должны быть включены учебные материалы для поддержки всех видов учебной, познавательной и исследовательской деятельности обучаемых, в том числе: задания для групповой работы, творческие и исследовательские задания, учебные материалы для проектной деятельности, задания повышенного уровня сложности для подготовки к олимпиадам. При этом доступ к учебным материалам определяется целями обучения, устанавливается преподавателем и реализуется с помощью инструментальных сервисов системы

 

дистанционного обучения. Таким образом, реализация ИСДО обеспечивает вариативность организационных форм обучения.

В развитие вышеизложенных положений определим технико - технологические характеристики ЭОР ИСДО: оснащенность средствами управления и настройки, устойчивость функциональных возможностей, соответствие технических параметров педагогическим задачам, а также дизайн-эргономические характеристики ЭОР ИСДО: удобство использования интерфейса и обратной связи, комфортность восприятия текстовой и аудиовизуальной информации, составляющей контент ЭОР.

Кратко сформулируем содержание требований к техникотехнологическим характеристикам ЭОР ИСДО: возможность

бесконфликтного функционирования ЭОР ИСДО в многопользовательском режиме, при запуске других приложений; возможность модификации, управления, настройки электронных образовательных ресурсов в процессе их функционирования; соответствие требованиям стандартов, определяющих технические основы сетевой образовательной среды и организацию учебного материала, в том числе, соответствие объема требуемой памяти, времени загрузки контента, форматов файлов допустимым значениям, обеспечивающим комфортное информационное взаимодействие пользователей с ЭОР ИСДО, а также учебную деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время.

Электронные образовательные ресурсы, созданные с помощью сервисов системы дистанционного обучения и используемые в учебном процессе в ИСДО, структурированы специальным образом. Вне ИСДО эти учебные материалы могут быть доступны после их скачивания, копирования и сохранения в виде файлов на внешнем носителе. При этом структура учебных материалов ЭОР определена системой дистанционного обучения, в которой они были созданы. Сервисы системы дистанционного обучения позволяют хранить ссылки и получать доступ к веб -ресурсам, размещенным в глобальной сети. Сервисы системы дистанционного обучения реализуют возможность импорта файлов и позволяют интегрировать в ИСДО учебные

131

материалы, созданные в других инструментальных средах. Таким образом, функционал, реализованный сервисами систем дистанционного обучения, накладывает ограничение на тип представления учебных материалов и, тем самым, определяет структуру ЭОР ИСДО.

Обобщим и кратко сформулируем содержание требований к дизайнэргономическим характеристикам ЭОР ИСДО: комфортность восприятия размеров текста и изображений, четкость представления текста и графики, гармоничный подбор цветовых характеристик ресурса (в соответствии с теорией цвета), единый цветовой стиль ресурса, соответствие пространственного расположения информации на экране логичному порядку изучения материала и психологическим особенностям восприятия; комфортность восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, оптимальность темпа звукового сопровождения; удобство организации навигации, справочной системы, системы подсказок.

Ряд авторов (Граб В.П., Данилюк С.Г., Мартиросян Л.П., Павлов А.А., Прозорова Ю.А. Роберт И.В. и др.) относят к дизайн-эргономическим характеристикам уровень реализации технологии мультимедиа при интерактивном взаимодействии пользователей с ЭОР, поскольку

интерактивность является качеством ЭОР, присущим технологии мультимедиа, без которого другие инновационные педагогические инструменты не используются.

В толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования в словарной статье «технология мультимедиа» указано, что в программные средства образовательного назначения и в современные электронные издания обычно включены не только статические и анимированные изображения, текстовая и видео-информация со звуковым сопровождением, но и обеспечено интерактивное взаимодействие пользователя с системой, инициирующее создание предметной среды [158, с. 27]. В этом словаре определено понятие «интерактивный диалог» как взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего

132

обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. При этом, интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя [158, с. 44].

В требованиях к ЭОР, разработанных для национальной системы образования России (Пономарев А.К., Пронин А.В.) [65, с. 48], определены основные показатели качества ЭОР, к числу которых относятся: содержательные характеристики - свойства, определяющие качество, достаточность и методическую проработанность представленного учебного материала; интерактивность - свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ЭОР; мультимедийность - свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ЭОР; модифицируемость - свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и программные решения ЭОР. Возможность модификации контента обеспечивается применением при разработке ЭОР только открытых форматов файлов, регламентацией его структуры. Данные требования не являются юридически обязательным документом.

В документе [65, с. 48] мультимедийный ЭОР определяется как ЭОР, разработанный с использованием разнообразных методов представления объектов и процессов предметной области, содержащий статические и динамические, звуковые и визуальные компоненты, в том числе: символьную информацию, статический реалистичный визуальный ряд (фотографии), статический синтезированный визуальный ряд (рисунок), динамический реалистичный визуальный ряд (видео), динамический синтезированный визуальный ряд (анимация), звуковой ряд (музыкальный файл, звуковая

133

дорожка и пр.), фотопанорама / объект вращения, сферическое видео, динамически генерируемое двумерное пространство, трехмерную модель объекта, динамически генерируемое трехмерное пространство. Уровень мультимедийности определяется количеством различных медиаэлементов, используемых в ЭОР, и типом наиболее сложного медиаэлемента.Ряд авторов (например, А.В. Осин), признавая значимость интерактивности как качества ЭОР, без которого другие инновационные педагогические инструменты не используются, вводят понятие «уровень интерактивности ЭОР» [171]. Уровень интерактивности ЭОР определяется по формам взаимодействия пользователя непосредственно с элементами интерактивного контента (ключевым словом в гипертексте, смысловым элементом в визуальной композиции). Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами, например, манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. При этом, не рассматривается взаимодействие пользователя с контентно -независимыми элементами графического пользовательского интерфейса: элементами управления, позволяющими осуществить переход от одного фрагмента ЭОР к другому (навигация) и устанавливать персональные настройки (кастомизация). Для низкого уровня интерактивности характерны условно - пассивные формы взаимодействия пользователя с контентом, при которых контент имеет неизменный вид в процессе использования, например, чтение текста, просмотр изображений, деловой графики, прослушивание звука, восприятие аудиовизуальной композиции. Более высокий уровень интерактивности характеризуется активными формами, при которых взаимодействие пользователя с контентом осуществляется на уровне элементарных операций с его составляющими, например, навигация по элементам контента, копирование элементов контента в буфер, множественный выбор из элементов контента, масштабирование изображения, изменение пространственной ориентации объектов. Для повышенного уровня интерактивности характерны деятельностные формы, при которых осуществляется конструктивное взаимодействие пользователя с

134

 

элементами контента, например, удаление, перемещение объектов, составление определенных композиций объектов, изменение параметров/характеристик объектов и процессов, декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему, контролируемое выполнение определенной последовательности действий с получением разъяснений ошибок на каждом шаге, совместная разработка символьных конструкций и аудиовизуального контента группой пользователей, взаимодействующих в режиме online. На самом высоком уровне интерактивности реализуются исследовательские формы взаимодействия пользователя с контентом, при которых осуществляется не только изучение предложенных событий, но и производство новых событий. Манипуляции пользователя с представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с ЭОР объектами и процессами могут вызывать изменение сущности, внешнего вида, параметров, характеристик представляемых объектов, процессов, явлений, например, импорт произвольных элементов для введения в активное поле контента. Необходимым условием исследовательских форм взаимодействия с контентом является наличие еще одного пользователя, одновременно влияющего на данный контент, либо моделера,

генерирующего некоторые события по определенным алгоритмам имитационного моделировании. Исследовательские формы взаимодействия с контентом характеризуются возможностью получения множества комбинаций/состояний объектов/процессов, в том числе - не определенных заранее. Условно -пассивные, активные и деятельностные формы относятся к детерминированным, а исследовательские формы относятся к недетерминированным формам взаимодействия.

В развитие вышеизложенных положений определим выделим характеристики реализации технологии мультимедиа в ЭОР ИСДО: оснащенность текстом, статическими и динамическими изображениями, аудиоматериалом, интерактивность контента, реализуемая элементами управления и активными зонами, средствами организации диалога).

Обобщим и кратко сформулируем содержание требований к уровню реализации технологии мультимедиа в ЭОР ИСДО: представление учебных материалов в виде текстовой, аудиальной, статической и динамической графической информации; использование деятельностных, конструктивных и исследовательских форм взаимодействия пользователя с элементами контента, в том числе, реализация возможности манипуляций с элементами контента (оснащенность элементами управления и активными зонами), получение содержательных откликов от ресурса (оснащенность средствами организации диалога).

В табл. 2.3 представлены требования к электронным образовательным ресурсам, которые созданы и применяются в информационной среде дистанционного обучения, обеспечивающей реализацию вариативных форм и методов обучения. ЭОР ИСДО должны содержать интерактивный, мультимедийно насыщенный контент с возможностью распространения ресурсов в глобальной сети. При этом ЭОР ИСДО имеют унифицированные форматы и интерфейсы, программные компоненты и технологии разработки учебных материалов для обеспечения их совместного хранения, каталогизации, поиска в целях реализации доступа и использования в любом месте в любое время, учета разнообразия запросов и возможностей преподавателей, обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Вышеперечисленные требования, предъявляемые к ЭОР ИСДО, являются инвариантными по отношению к условиям создания и использования ЭОР, т.е. не зависят от программных и аппаратных средств, с помощью которых ЭОР ИСДО были разработаны и (или) используются.

Таблица 2.3

Требования к педагогико -эргономическим характеристикам ЭОР ИСДО

Наимено

вание

группы

требова

ний

Наименование

требования

Содержание требования 3

Соответствие дидактическим принципам обучения

Соответствие

нормативным

документам

Педагогическая целесообразность содержания. Соответствие содержания стандарту образования рекомендованным учебникам и учебным пособиям

Соответствие возрастным особенностям целевой аудитории

Соответствие предметного содержания возрастным психологическим и когнитивным особенностям целевой аудитории

Соответствие современному научному мировоззрению, научная грамотность

Научная обоснованность представляемого материала, научный стиль изложения учебного материала, отсутствие ненаучных терминов, недостоверной информации, фактографических ошибок

Системность и полнота

Последовательное и полное изложение материала от простого к сложному (определяется с учетом требований стандарта образования)

Информационная

безопасность

Отсутствие аморальных, неэтичных компонентов

Связь информации с практикой

Представление в содержании моделей реальных процессов, явлений и объектов, примеров из окружающей действительности, предъявление заданий практической направленности

Содержательно-педагогические

Комплексность

методических

материалов

Наличие методических материалов для обучающего и обучающегося, представленность в ресурсе всех компонентов методической системы

Методическая поддержка ресурса

Наличие системы ссылок на дополнительные учебно -методические ресурсы,

Реализация вариативных форм и методов обучения

Возможность использования электронных образовательных ресурсов в классно-урочной форме для индивидуализации обучения

Возможность использования ЭОР и ДОТ во внеурочное время для организации учебного процесса группы или конкретного учащегося на произвольный период времени.

Возможность осуществления индивидуальной и групповой реферативной, проектной деятельности учащихся, подготовки и участия в олимпиадах, аттестациях, углубления знаний в предметных областях


 

Т ехнико -технологические

Оснащенность средствами управления и настройки

Возможность управления и настройки ЭОР в процессе функционирования

Устойчивость

функциональных

возможностей

Возможность бесконфликтного функционирования ЭОР в многопользовательском режиме, при запуске других приложений

Соответствие

технических

параметров

аппаратно -

программным

ресурсам

Соответствие объема требуемой памяти, времени загрузки контента аппаратнопрограммным ресурсам, использование допустимых форматов файлов для контента

0)

К

И

о

0)

S

В

2

Рч

£0

31

сп

К

Удобство использования интерфейса и обратной связи

Удобство организации навигации, справочной системы, системы подсказок

Комфортность

восприятия

визуальной

информации

Комфортность восприятия размеров текста и изображений, четкость представления текста и графики, гармоничный подбор цветовых характеристик ресурса (в соответствии с теорией цвета), единый цветовой стиль ресурса, соответствие пространственного расположения информации на экране логичному порядку изучения материала и психологическим особенностям восприятия

Комфортность

восприятия

звукового

сопровождения

Комфортность восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, оптимальность темпа звукового сопровождения

Реализация технологии мультимедиа

Оснащенность

текстом

Наличие символьной информации, языковая грамотность контента, использование рекомендованных шрифтов

Оснащенность

статическими

изображениями

Наличие статических изображений (2D/3D рисунков, фотографий)

Оснащенность

динамическими

изображениями

Наличие динамических изображений (2D/3D анимации, видео)

Оснащенность

аудиоматериалом

Наличие аудио сопровождения учебных материалов

Интерактивность контента, оснащенность элементами управления и активными зонами, средствами организации диалога.

Возможность манипуляций с элементами контента (оснащенность элементами управления и активными зонами), получение содержательных откликов от ресурса (оснащенность средствами организации диалога)

 

Выполнение указанных требований обеспечивается в условиях, при которых ИСДО общеобразовательной школы реализована на базе систем дистанционного обучения, включающих средства разработки электронных учебных материалов на основе визуального программирования, текстовых редакторов и шаблонов курсов, а также средства дополнения, редактирования и размещения материалов на образовательном портале, позволяющие создавать каталоги графических, звуковых, видео - и текстовых файлов, проводить поиск по ключевым словам, внедрять файлы произвольных форматов.

Этапы оценки педагогико-эргономического качества электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения

Оценке качества ЭОР посвящены работы многих исследователей [3, 34, 39, 57, 75, 211, 257 и др.]. В работе [34, с. 189-190] отмечено, что качество электронных образовательных ресурсов характеризуется большим числом показателей, отражающих актуальность учебного материала, его структуру, соответствие требованиям государственных стандартов образования, полноту охвата видов учебных занятий, оптимальность объема материала, предъявляемого обучающемуся. ЭОР ИСДО должны соответствовать современному уровню развития ИКТ, международным стандартам (SCORM, LOM), использоваться в системе управления учебным процессом (LMS - системах). ЭОР ИСДО, используемые в общеобразовательной школе, должны соответствовать целям, задачам, формам и условиям организации учебного процесса в школе.

В работе [39, c. 9-16.] представлены современные методы оценки качества ЭОР: экспериментальная оценка эффективности ЭОР; экспертная оценка качества ЭОР. В работе [34, с. 116-118] отмечено, что критерии оценки качества ЭОР должны удовлетворять следующим условиям: являться объективными; включать существенные характеристики исследуемого объекта; формулироваться точно; измерять именно то, что хочет проверить исследователь. При этом описаны количественные критерии, которые оцениваются на основе интервальной шкалы, и качественные критерии, которые не измеряются непосредственно, но позволяют анализировать содержание педагогических процессов экспертными методами. К количественным критериям, используемым для оценки результатов педагогических экспериментов, автор [34, с. 118-120] относит: объем усвоенных знаний; коэффициент усвоения учебного материала (К), равный отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени (урока, несколько уроков), к материалу, сообщенному учащемуся за то же время, а также относительную

эффективность по объему усвоенного материала Q = Uo—Um , где иЭОР —

UТМ

объем усвоенных знаний с использованием ЭОР, UmM - объем усвоенных знаний с использованием традиционных методов. иЭОР и UmM необходимо рассматривать за одинаковый промежуток времени (урок, несколько уроков). Соответственно, к качественным критериям - уровень знания учебного материала, уровень овладения учебным материалом, умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач.

По мнению Вещеватых Т.А. [34], Роберт И.В., Романенко Ю.А., Босовой Л.Л., Иващенко М.В., Потапова В.Е., Павлова А.А., Данилюка С.Г., Шахина В.П., Давыдова В.П. [211] наиболее широко применяемым методом для оценки качества образовательных ресурсов являются экспертные методы, позволяющие на основании знаний, опыта ведущих специалистов, установить соответствие показателей качества ЭОР заранее определенным требованиям государственных стандартов, нормативно -технических

документов и др. Для оценки ЭОР наиболее часто применяется метод групповых экспертных оценок, который основывается на следующих утверждениях:

- экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности эксперта давать информацию - оценку в условиях

 

неопределенности, т.е. тогда, когда полнота и достоверность информации, необходимой для принятия решения, сравнительно невелика;

в случае, когда оценку дает не один, а несколько экспертов, истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок отдельных экспертов, т.е. обобщенное коллективное мнение - более достоверно;

отбор экспертов, процедура общения с ними и обработка полученных экспертных оценок проводятся по определенному алгоритму.

Роберт И.В. [208, с. 254] указывает, что такая оценка должна основываться на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решений. Метод групповых экспертных оценок обладает рядом достоинств по сравнению с педагогическим экспериментом, к которым следует отнести высокую производительность (в течение сравнительно небольшого промежутка времени можно оценить большое число ЭОР), точность, достигаемую за счет большого числа экспертов и их высокой квалификации. Кроме того, метод групповых экспертных оценок позволяет оценить ЭОР с различных позиций за счет привлечения специалистов разных областей: методистов, психологов, программистов, дизайнеров, врачей. Вместе с тем, основным недостатком является недостаточная прозрачность и обоснованность экспертных заключений, особенно в пограничных областях оценки, что связано с отсутствием основных положений теории и технологии оценки качества ЭОР.

Одним из способов оценки разработанных ЭОР ИСДО является их апробация, которая осуществляется посредством их реального использования в учебном процессе, а также в процессе демонстрации и обсуждения основных характеристик педагогико-эргономического качества разработанных ЭОР на семинарах и конференциях.

Для организации апробации ЭОР ИСДО в учебном процессе формируют экспериментальные группы школьников, которые состоят из обучаемых с разной успеваемостью. Обучение с использованием ЭОР реализуют учителя, владеющие общими навыками осуществления учебного

141

 

взаимодействия в информационной среде дистанционного обучения и проводящие учебные занятия в строгом соответствии с методическими рекомендациями, сопровождающими конкретный учебный ресурс. В процессе работы школьников с ЭОР ИСДО прослеживается ход и эффективность усвоения учебного материала, фиксируются вопросы учащихся, сбои в работе. В протоколах апробации педагоги: описывают классное пространство, компьютерное оборудование, способы и формы работы с ЭОР; дают констатирующую оценку существенных элементов ЭОР; отмечают изменения в организации образовательного процесса, которые понадобятся для систематического использования ЭОР. Автор разрабатываемого ресурса вносит дополнения и изменения в ЭОР в соответствии с системой корректив, сформированных по результатам апробации.

Поскольку оценка ЭОР определяется не столько количественными, сколько качественными критериями, то для общей оценки ЭОР целесообразно использовать термин «педагогико-эргономическое качество ЭОР», понимая под ним, совокупность характеристик электронного образовательного ресурса, определяющих его пригодность для использования в образовательном процессе.

Оценка качества ЭОР ИСДО носит комплексный характер и представляет собой процесс установления степени соответствия ЭОР ИСДО содержательно-методическим, технико -технологическим, дизайнэргономическим характеристикам. Методика оценивания экспертами ЭОР ИСДО состоит в определении (в процессе активации элементов контента с использованием инструментальных сервисов системы дистанционного обучения, получения содержательных откликов от ресурса, выполнения манипуляций с элементами контента) фактического значения каждой из педагогико-эргономических характеристик ЭОР ИСДО и установлении факта его соответствия заранее определенному допустимому значению, обоснованному в научно-педагогической литературе и отраженному в нормативных документах (в государственных стандартах; в

142

 

Технических условиях для сертификации электронных изданий образовательного назначения).

Основываясь на работах [39, 208, 211, 257 и др.] определим методику и этапы оценки педагогико-эргономического качества ЭОР ИСДО. Для этого сопоставим содержание требований к выделенным характеристикам педагогико-эргономического качества ЭОР ИСДО (п. 2.3 главы 2), методику оценивания характеристик электронных изданий

образовательного назначения, представленную в нормативных документах «Технические условия для сертификации электронных средств учебного назначения Системы добровольной сертификации АПИКОН» [257, 211], и сервисы системы дистанционного обучения, которые необходимо использовать при активации элементов контента, получении содержательных откликов от ЭОР ИСДО для установления фактического значения соответствующей характеристики педагогико -эргономического качества ЭОР ИСДО (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4

Рекомендации по оценке педагогико -эргономического качества ЭОР ИСДО

Группа характе -ристик качества ЭОР ИСДО

Характеристика

качества

Содержание требований к характеристике

Действия эксперта по оценке

ЭОР ИСдо

Сервисы системы дистанционного обучения, используемые для оценки ЭОР ИсДО

1

2

3

4

Соответствия дидактическим принципам обучения

Соответствие

нормативным

документам

Педагогическая целесообразность содержания. Соответствие содержания стандарту образования рекомендованным учебникам и учебным пособиям

Проверить соответствие предметного содержания: стандартам образования; учебникам и учебным пособиям, рекомендованным к использованию в учебном процессе;

утвержденной рабочей программе по предмету

«Рабочая

программа»,

«Уроки»,

«Задания»

Соответствие

возрастным

особенностям

целевой

аудитории

Соответствие предметного содержания возрастным психологическим и когнитивным особенностям целевой аудитории

Проверить соответствие учебных материалов учебным пособиям, рекомендованным для обучения определенного контингента и возраста

«Рабочая

программа»

«Уроки»,

«Задания»

Соответствие

современному

научному

мировоззрению,

научная

грамотность

Научная обоснованность представляемого материала, научный стиль изложения учебного материала, отсутствие ненаучных терминов, недостоверной информации, фактографических ошибок

Проверить:

соответствие содержания современным научным представлениям в предметной области;

использование научного стиля изложения учебного материала; отсутствие ненаучных терминов, недостоверной информации, фактографических ошибок

«Рабочая

программа»

«Уроки»,

«Задания»,

«Ресурсы»

Системность и полнота

Последовательное и полное изложение материала от простого к сложному (определяется с учетом

Проверить: достаточную полноту представленного материала по теме

«Рабочая

программа»,

«Уроки»,

«Ресурсы»


 

требований стандарта образования)

последовательность изложения материала от простого к сложному

Информационна я безопасность

Соответствие содержания обучения этическим нормам и правилам

Проверить содержание на соответствие содержания обучения этическим нормам и правилам

«Рабочая

программа»,

«Уроки»,

«Ресурсы»

Связь

информации с практикой

Представление в содержании моделей реальных процессов, явлений и объектов, примеров из окружающей действительности, предъявление заданий практической направленности

Проверить наличие: описаний примеров из окружающей действительности; графического представления реальных процессов, явлений, объектов (иллюстрации, видео); текстовых заданий и упражнений практической направленности

«Уроки»,

«Задания»,

«Тесты и

экзамены»,

«Ресурсы»,

«Веб-ресурсы»

Т ехнико -технологические

Оснащенность средствами управления и настройки

Обеспечение возможности управления и настройки ЭОР в процессе функционирования с помощью различных устройств ввода

Проверить:

наличие элементов управления мышью или клавиатурой; возможность кастомизации представления контента; реализацию разграничения прав доступа

«Уроки», «Ресурсы», «Настройки», «Мои сайты», «Запись на курсы», «Мои настройки»

Устойчивость

функциональ

ных

возможностей

Обеспечение возможности бесконфликтного функционирования ЭОР в многопользовательском режиме, при запуске других приложений

В режиме функционирования ЭОР проверить его работоспособность:

в условиях обращения к ресурсу с другого компьютера;

при запуске WORD, EXCEL, Photoshop

«Уроки»,

«Задания»,

«Тесты и

экзамены»,

«Ресурсы»,

«Веб-ресурсы»

Соответствие

технических

параметров ЭОР

имеющимся

аппаратным

ресурсам

Соответствие объема требуемой памяти, времени загрузки контента, использования допустимых форматов файлов для контента

Проверить и сравнить с рекомендуемым:

объем загружаемого ресурса; время загрузки контента; форматы используемых файлов

«Уроки»,

«Задания»,

«Ресурсы»

 

<D

К

и

о

0)

S

В

2

л

ср

31

сп

К

Удобство использования интерфейса и обратной связи

Обеспечение удобства организации навигации, справочной системы, системы подсказок

В режиме функционирования ЭОР убедиться в удобстве логической и пространственной организации:

навигации;

справочной системы;

системы подсказок

«Рабочая

программа»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Ресурсы»

Комфортность

восприятия

визуальной

информации

Обеспечение комфортности восприятия текстовой и визуальной информации, составляющей контент ЭОР (восприятия^размеров текста и изображений, четкость представления текста и графики, гармоничный подбор цветовых характеристик ресурса, единый цветовой стиль ресурса, соответствие пространственного расположения информации на экране логичному порядку изучения материала и психологическим особенностям восприятия)

Выявить и оценить:

наименьший шрифт (визуально определить, измерить высоту штангенциркулем, сравнить с рекомендуемым значением не менее 3,5мм);

контрастность объектов по отношению к фону (5 скриншотов ЭОР открыть в Photoshop, установить контрастность, сравнить с рекомендуемым значением не менее 2:1);

Проверить:

использование естественных цветов с учетом их сочетаемости использование на одной странице не более 4 цветов;

использование единого цветового стиля;

отсутствие нерелевантных контенту анимированных объектов, аудио - и видеофрагментов;

расположение информации на экране с учетом методической целесообразности

«Рабочая

программа»;

«Уроки», «Задания», «Тесты и экзамены», «Ресурсы», «Веб-ресурсы»

 

Комфортность

восприятия

звукового

сопровождения

Обеспечение комфортности восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, оптимальность темпа звукового сопровождения

Прослушать 5 фрагментов звукового сопровождения и проверить:

отсутствие дефектов дикторской речи;

отсутствие большого диапазона уровней громкости дикторской речи;

оптимальность темпа звукового сопровождения, синхронность с видеорядом;

Проверить

возможность регулировки уровня громкости и работоспособность соответствующих элементов управления

«Рабочая

программа»,

«Уроки»,

«Ресурсы»,

Содержательно-педагогические

Комплексность

методических

материалов

Наличие методических материалов для обучающего и обучающегося,

представленность в ресурсе всех компонентов методической системы

Проверить представленность в ресурсе методических компонентов: цель;

учебное содержание; задания для самостоятельной работы, практические задания; контрольные задания; методические рекомендации для обучающегося;

методические рекомендации для обучающего

«Рабочая программа»; «Уроки», «Ресурсы», «Задания», «Тесты и экзамены», «Веб-ресурсы»

Методическая

поддержка

ресурса

Обеспечение методической состоятельности ресурса

Проверить наличие:

ссылок на каталоги электронных

библиотек;

ссылок на каталоги цифровых учебных материалов методических рекомендаций по использованию сервисов системы дистанционного обучения; ссылок наWeb-семинары; тем для познавательной и исследовательской деятельности

«Рабочая программа»; «Уроки», «Задания», «Тесты и экзамены», «Ресурсы», «Веб-ресурсы»

 

 

Обеспечение

возможности

реализации

вариативных

форм и методов

обучения

Обеспечение возможности использования электронных образовательных ресурсов в классно-урочной форме для индивидуализации обучения

Проверить возможность: управление параметрами учебных курсов (изложение содержания и выполнение практических/ контрольных заданий на различных уровнях сложности, установление количества попыток и ограничение по времени при тестировании и др.) для отдельного учащегося или группы;

изменения последовательности, темпа подачи учебного материала, порядка доступа к практическим/ контрольным заданиям;

использования учебной информации, представленной в различных формах;

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%