Результаты исследований, а также опыт реализации в практике современной школы инновационных видов организации учебного процесса, отраженные в научно -педагогической литературе, позволяют теоретически обосновать организацию учебного процесса, обеспечивающую достижение учащимися общеобразовательной школы современных образовательных целей в условиях применения вариативных форм и методов обучения.
В педагогической литературе обоснована возможность такой организации учебного процесса, при которой большинство обучающихся в общеобразовательной школе осваивает основы наук и практик. В частности, исследователи Кэрролл Дж., Блум Б., Кларин М.В., Беспалько В.П. [20, 90] разработали направления модернизации организации учебного процесса на основе системы полного усвоения знаний. В работах Андреева А.А., Полат Е.С., Роберт И.В, Стариченко Б.Е., Шапиро К.В. и др. [12, 187, 207, 251, 284] обоснованы направления модернизации методов обучения и управления учебным процессом, реализация которых возможна при использовании компьютерных средств и телекоммуникационных технологий.
В литературных источниках при описании организации учебного процесса в общеобразовательной школе используются понятия «модель организации обучения», «модель обучения», «система обучения», «теория обучения» и т.п. При этом известны различные определения этих понятий. Так, в словаре терминов по общей и социальной педагогике [37] модель обучения определена как описание теорий, принципов и процессов, целью
которых является стандартизация или унификация процессов обучения. М.В. Кларин [90] рассматривает модель обучения как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Змеев С.И. определяет модель обучения [76] как комплекс основных закономерностей деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. Модель обучения в понимании Стариченко Б.Е. [248] предполагает описание характера основной деятельности в учебном процессе обучающего и обучаемых, что определяет наличие ответов на следующие вопросы: «кому?»: указание контингента обучаемых, для которого применима модель; «зачем?» - формулировка общих целей обучения и характеристика ожидаемых результатов; «каким образом?» - описание правил построения учебного процесса, характера и последовательности этапов обучения; «что делать?» - описание характера деятельности обучающего и обучаемых, их взаимодействия; «в каком случае?» - указание организационных и технологических условий реализации обучения. В ряде работ [28, 64] возникают понятийные и терминологические противоречия, когда в рамках терминов и определений, принятых в качестве основополагающих нормативно -законодательной базой образования, авторы формализуют инновационные способы организации учебного процесса.
Традиционная классно -урочная система обучения Я. Коменского, не
изменяясь качественно, существует почти 400 лет. Важнейшими ее
характеристиками (границами применимости классической групповой
дидактики по Стариченко Б.Е. [250]) являются: фиксированное и единое для
всех место, время и продолжительность обучения; ограниченность учебной
коммуникации преподавателя с учащимися вербальным общением в ходе
учебных занятий; единство содержания образования для всех учащихся, и
одинаковый для всех, усредненный темп освоения учебной информации;
ограничение по объему и разнообразию используемых в обучении
информационных ресурсов; статичность содержания учебника и
161
невозможность его оперативной актуализации, что обусловливает, в свою очередь, слабую изменяемость методики обучения; создание образовательных ресурсов специалистами в предметных областях; преобладающая активность деятельности обучающего при пассивности обучаемых, которые являются потребителями представленной учебной информации; управляющая роль преподавателя деятельностью обучаемых в ходе классных занятий, а также в значительной степени и самостоятельной работой обучаемых.
В историческом плане сложились следующие системы и модели обучения (именуемые также их авторами педагогическими технологиями, а также теориями), подробно представленные в педагогической литературе: проблемного обучения (Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Лернер И.Я.); поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); развития познавательного интереса (Щукина Г.И.); оптимизации обучения (Бабанский Ю.К., Поташник М.М.); развивающего обучения (Зак А.З., Занков Л.В., Давыдов В.В., Репкин В.В., Эльконин Д.Б. и др.); программированного обучения (Талызина Н.Ф., Ильина Т.А.); модульного обучения (Цявичене П.Ю., Шамова Т.Н.); адаптивного обучения (Границкая А.С.); интенсивного обучения (Шаталов В.Ф.); погружения (Щетинин М.П.); коллективный способ обучения (Дьяченко В.К., Иванов И.П.); полного усвоения знаний (Блум Б., Кэррол Дж.); критериальноориентированного обучения (Беспалько В.П., Калошина И.П.); дифференцированного обучения; обогащающего обучения (Гельфман Э.Г., Рензулли Дж., Савенков А.И., Холодная М.); андрагогическая модель обучения (Змеев С.И.) и др. [76, 90, 134, 283, 248].
В перечисленных системах обучения (теориях, моделях, педагогических технологиях) авторы решали задачу устранения недостатков традиционной классно-урочной системы обучения, в том числе предпринимали попытки обеспечения индивидуализации обучения, обязательного достижения поставленных целей обучения большинством обучающихся, развития их интеллекта, освоения навыков самостоятельной
162
учебной деятельности. В большинстве работ теоретические построения основаны на убедительной аргументации при том, что практика их применения в реальном учебном процессе массовой общеобразовательной школы является недостаточно успешной. При этом, все системы обучения прошли опытную апробацию на ограниченном контингенте обучаемых и показали свою эффективность, однако существенное влияние на практику образования оказали лишь идеи развивающего обучения для начальной школы.
Препятствием для внедрения в массовую школу инновационных систем обучения является общее организационное основание предлагаемых инновационных решений, при котором, несмотря на различие целей, содержания и методов обучения, один учитель осуществляет обучение группы обучающихся с одинаковым для всех содержанием, с единым временем, местом и продолжительностью обучения. В работах ряда авторов [251, 187, 208 и др.] показано, что вследствие увеличения объема информации, подлежащей усвоению, а также вследствие повышения требований к качеству подготовки выпускников - членов современного информационного общества массовой глобальной сетевой коммуникации, невозможно достижение большинством обучающихся образовательных целей в условиях классно-урочной системы и наполняемости классов в массовой общеобразовательной школе. Вместе с тем, в случае построения учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий значительная часть идей, содержащихся в вышеперечисленных системах обучения, может быть реализована практически.
Необходимость модернизации современной системы школьного образования на основе информационных и коммуникационных технологий отмечается как в научно-педагогической литературе, так и в правительственных документах [10, 25, 117, 148, 204, 265, 275, 298 и др.].
В материалах Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования [204] выделены актуальные задачи модернизации системы образования:
обеспечение доступа к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.
модернизация содержания и методов обучения на основе эффективного использования возможностей современных информационнокоммуникационных технологий;
внедрение новых организационно -правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью.
Ряд ученых (Гейн А. Г. [40], Кузьминов Я. И., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д. [117], Фельдштейн Д. И. [267] и др.) указывают, что важнейшим компонентом современной системы школьного образования является ее ориентация на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений, на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, на использование информационных технологий для обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий и возможности получать основы профессионального образования. Андреев А. А. пишет, что в настоящее время происходит реформирование системы российского образования в сторону личностно-ориентированного обучения, педагогики прагматизма, в которой компьютер и глобальная сеть используются для администрирования учебного процесса, организации некоторых видов учебной деятельности школьников, преимущественно связанных с освоением информационных и коммуникационных технологий, формированием базового уровня компьютерной грамотности [ 10, с. 114-116]. Моисеева М.В. отмечает, что информационные и коммуникационные технологии являются катализатором перехода к личностно - ориентированному обучению, при этом дистанционное обучение на основе сетевых технологий находится на стыке всех проблем современного
164
образования, расширяет рамки традиционного обучения [ 148, с. 38]. Булин- Соколова Е.И. показывает [25, с. 24], что внедрение информационных технологий в систему общего образования создает условия, обеспечивающие возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории и выбора учителями авторских педагогических технологий, поддержанных ИКТ.
Использование в общеобразовательной школе ЭОР, по мнению современных исследователей [61], дает возможность создания для каждого учащегося оптимальных условий для формирования необходимых навыков и умений, ориентируясь только на собственные возможности, время и усердие. Авторы отмечают, что в результате применения ЭОР формируются: умение самостоятельно планировать деятельность; умение эффективно
организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат; умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность; отбирать информацию в соответствии с темой; навык самостоятельной поисковой деятельности; умение структурировать полученную информацию и использовать адекватно поставленной задаче; навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий; навык рефлексии, способствующий
успешному функционированию субъекта в любой деятельности.
Большинство российских и зарубежных авторов выделяют полностью дистанционное обучение, т.е. освоение всех учебных дисциплин с использованием ДОТ, и встраивание дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс (так называемое смешанное обучение — blended learning). Существует много подходов к определению понятия смешанного обучения, большинство из них носят описательный характер. Дарлин Пейнтер (Darling Painter) [70] предлагает под смешанным обучением (blended learning) понимать объединение строгих формальных средств обучения - работы в аудиториях, изучения теоретического материала - с неформальными, например, обсуждением посредством электронной почты и Интернет-конференций. Пурнима Валиатан (Purnima Valiathan) [201]
165
использует термин «смешанное обучение» для описания решений, в которых комбинируются различные способы доставки учебного содержания, такие как программное обеспечение совместной работы, курсы, построенные на Web-технологиях. Этот же термин используется для описания обучения, сочетающего различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, он-лайн электронное обучение и самообучение на рабочем месте. Эллисон Роззетт (Allison Rossett) и Ребекка Воган Фрази (Rebecca Vaughan Frazee) утверждают, что смешанное обучение сочетает в себе элементы основных Европейских образовательных моделей: дистанционное обучение (distance learning), обучение в классе (face-to face learning), обучение через Интернет (online learning) [213].
Роджер Шанк (Roger Schank) отмечает, что соотношение использования в рамках смешанного обучения традиционного (очного) обучения и дистанционного обучения зависит от большого количества факторов, к которым в том числе относятся: предметная область, по которой планируется проведение обучения; предполагаемый возраст обучаемых; уровень подготовки обучаемых; инфраструктура, которая может быть использована для проведения обучения, в том числе техническая
инфраструктура (по статье Д. Кларка [91, с. 89]).
В работах Овчинниковой М.В. [164], Бутенковой Е.В. [27], Десятовой Л.В. [60] показано, что результатом методически верно организованной интеграции очной формы и дистанционной формы, предполагающей взаимодействие с учителем и учащимися -партнерами на расстоянии при выполнении определенных заданий, видов деятельности, явится высокий уровень знаний учащихся по выбранному профилю. При этом, очная форма курса предусматривает: ознакомление учащихся с новым материалом по наиболее трудным проблемам, требующим
непосредственного участия педагога; различного рода дискуссии, работа в группах, т.е. все виды деятельности, которые требуют непосредственного контакта на разных уровнях (с учителем, между учащимися); контрольные, проверочные работы; защиты проектов. Дистанционная форма курса
166
предусматривает: поисковую, исследовательскую деятельность с
использованием ЭОР с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению материала учебника, тестов, лабораторных и практических работ; работу со справочными и информационными материалами; блок творческих заданий для одаренных талантливых детей; ссылки на дополнительный материал на сайтах в Интернете; консультации преподавателя; промежуточное тестирование.
Булин-Соколова Е.И. [25] обосновывает необходимость использования в учебном процессе электронных учебно -методических комплексов, обеспечивающих потребности базового уровня обучения и предоставляющих возможность заинтересовавшемуся учащемуся перейти на профильный уровень или включиться в элективный курс посредством ДОТ.
Проект ИСО «Обучение с использованием Интернет на профильном уровне» позволил осуществить апробацию различных способов организации сетевого обучения («моделей» в терминологии авторов ресурса
http://school.iot.ru/): проектное обучение; дифференцированное обучение; обучение «лекция-семинар»; экстернат; обучение на основе интернетпакетов, содержащих описание, содержательную часть, задания, средства обучения и контроля, рекомендации для педагогов -кураторов.
Мартинез С. отмечает, что обучение в условиях «1 ученик: 1 компьютер» обусловливает поиск учителями путей интеграции компьютерной техники в учебный процесс и освоение новых технологий обучения и методов организации учебного процесса [298]. Постоянный доступ в Интернет из любого кабинета школы дает возможность обучающимся быть подключенными к мировым источникам информации и использовать эту информацию для формирования новых собственных знаний. Технические особенности «цифровых портфелей» (личных мобильных ноутбуков обучающихся) позволяют подключать к ним разнообразные цифровые устройства, что позволит организовать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся, приведет
167
к формированию информационных и коммуникационных компетенций учащихся, которым придается огромное значение в современном обществе.
Хуторской А.В. [275, с. 130] выделяет несколько моделей дистанционного обучения, при этом основанием для разграничения моделей является «степень дистанционности» при взаимодействии между обучающимися, учителями и электронными образовательными ресурсами: от модели обучения, в которой ДОТ являются дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач, сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций; модели, при которой основной учебный процесс происходит в классно -урочной форме в школе, а ДОТ используются в дополнение к базовому учебному процессу; до модели, при которой освоение основной образовательной программы реализуется полностью с использованием ДОТ.
Полат Е.С. выделяет такие модели обучения в условиях использования ИКТ, как интеграция очных и дистанционных форм обучения; автономные курсы и информационно-образовательная среда при сетевом обучении; дистанционное обучение и кейс-технологии; интерактивное телевидение (Two - way TV) [188, с. 110]. При этом обучение с использованием ДОТ Полат Е.С. рассматривает как самостоятельную дистанционную форму получения образования со специальными, встроенными в учебный процесс методами и организационными формами обучения, системой управления познавательной деятельностью учащихся, которые обусловлены спецификой используемых сетевых сервисов и представляют неотъемлемую часть учебного процесса [188]. Полат Е.С. характеризуя обучение с использованием ИКТ выделяет в качестве ключевой особенности интерактивность, понимаемую как постоянное систематическое взаимодействие учителя и обучающихся, а также обучающихся между собой в учебном процессе.
Калмыков А.А. [83, с. 87] считает наиболее перспективными две модели обучения на базе ДОТ: модель обучения, основанную на
168
использовании специально разработанных комплектов учебных пособий и педагогических консультаций — модель обучения Открытого университета Великобритании, которая в настоящее время распространена в Европе, ЮАР, Индии, Канаде, Австралии, а также модель, основанную на использовании коммуникаций в качестве инструмента включения обучающегося в учебный процесс в реальном времени. Основной идеей, на которой строится эта модель, является идея расширения аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций (телевидения, радио, Интернета). Данная модель распространена в США, Китае и др.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование в учебном процессе ИКТ обусловило необходимость теоретического обоснования и внедрения в практику работы учреждений общего образования новых способов организации учебного процесса. При этом современная организация учебного процесса должна обеспечивать условия, в которых «учащиеся научатся учиться самостоятельно» [250], а также обеспечить усвоение систематизированных и актуальных знаний.
Особенностями современной организации обучения являются: единство преподавания и учения; всесторонность, возможность решения широкого круга дидактических задач; индивидуализация учения с учетом способностей отдельных обучающихся, темпов их работы и степени продвинутости в учебе; методическая и организационная гибкость, и прежде всего соответствие методов преподавания и организационных форм обучения целям обучения и воспитания, содержанию тех задач, которые должны быть решены, с учетом возраста учащихся [61].
Результаты научно-педагогических разработок [25, 27, 60, 164, 275 и др.] позволяют констатировать, что практика применения предлагаемых решений по построению учебного процесса (моделей обучения) в общеобразовательной школе с использованием ДОТ и ЭОР ограничена пределами экспериментальных площадок. При этом внедрение инновационных способов организации учебного процесса с использованием ДОТ в массовую общеобразовательную школу затруднено отсутствием
169
организационно-инструктивного обеспечения, определяющего порядок учета индивидуальныой, групповой и коллективной работы обучающихся, труда учителей, а также планирование и совместное использование ресурсов. Не разработано методическое обеспечение учебного процесса с использованием ДОТ, включающее рекомендации по выбору организационных форм и методов обучения при организации учебного процесса в общеобразовательной школе, позволяющее реализовать возможности ЭОР и ДОТ для коммуникации и управления обучением.
Отметим также, что используемые в упомянутых выше работах трактовки термина «модель» не вполне соответствуют традиционному научному определению понятия «модель». В частности, философский словарь [269] определяет понятие модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета
исследования, т.е. оригинала. Штофф В.А. [291] определяет модель как "средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений". Краевский В.В. [109] определяет модель как "систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета
исследования".
Моделирование учебного процесса необходимо для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Сравнительная оценка различных способов организации учебного процесса позволит обобщить опыт развития инновационных способов организации обучения во всем их конструктивном разнообразии. Описание, сравнительная оценка и систематизация различных способов организации учебного процесса, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий, может быть выполнена на основе выделения существенных признаков организации учебного процесса.
За основу описания видов организации учебного процесса с целью их анализа и систематизации примем понятие «дидактическая конструкция» (Семенова И. Н., Слепухин А. В.), рассматриваемое «как условный образец педагогического процесса, представленный в виде описания структурных элементов и связей между ними, отображающий и воспроизводящий дидактические свойства явления (процесса)» [228, с. 33-34].
Дидактическая конструкция задается строго определенным
инвариантным набором структурных элементов; фиксирует возможные значения (свойства) элементов, наличие связей между элементами. При замене абстрагированных элементов дидактической конструкции и схем формальных связей между ними содержательными образами реальных процессов выделяют (фиксируют) особенности отношений между элементами.
В отличие от применяемого в педагогической науке понятия «модель», дидактическая конструкция строится при оговоренности границ
применимости (термин Стариченко Б.Е. [250]). Дидактическая конструкция управляется отношениями между педагогическими объектами, идеализация которых, обеспечивая универсальность ее применения, не соответствует действительности с абсолютной точностью. Дидактическая конструкция является инструментом исследования видов учебного процесса на основе выделения элементов и выявления связей между ними.
Дидактическая конструкция учебного процесса позволяет:
описывать организацию учебного процесса с использованием ЭОР и ДОТ;
систематизировать существующие виды организации учебного процесса с использованием ЭОР и ДОТ;
моделировать, исследовать организацию учебного процесса с целью оптимизации значений элементов дидактической системы.
Результаты исследований Змеева С. И., Кларина М. В., Фрумина И. Д. и др. [5, 76, 90], а также анализ опыта применения ДОТ при обучении школьников [25, 27, 60, 164, 188, 213, 275 и др.], позволили выделить набор структурных элементов дидактической конструкции, описывающей виды
171
организации учебного процесса с использованием ДОТ, выявить связи между ними, а также определить возможные значения элементов.
С учетом сказанного, понятие «вид организации учебного процесса с использованием ДОТ» определим как некоторую организацию учебного процесса, характеризующуюся совокупностью элементов, связанных с наличием и спецификой использования информационных и коммуникационных технологий в школе. Определим инвариантный набор структурных элементов дидактической конструкции «организация учебного процесса с использованием ДОТ»:
цели обучения;
формы информационного взаимодействия обучающихся с обучающим и с ЭОР;
формы учебной деятельности обучающихся;
временные этапы учебной деятельности с учетом продолжительности, периодичности, последовательности;
техническое оснащение с учетом места обучения;
состав групп обучающихся;
используемые образовательные ресурсы.
Для элемента цели обучения возможными значениями являются: освоение учебной дисциплины; изучение отдельных разделов учебной дисциплины; углубление знаний в предметной области; осуществление исследовательской деятельности. Для элемента формы информационного взаимодействия а) при информационном взаимодействии обучающихся с обучающим с учетом количества участников возможны следующие значения: в отношении направленности коммуникации - однонаправленное, двунаправленное, в отношении режима коммуникации - непосредственное; дистанционное в режиме реального времени; дистанционное в режиме отложенной связи; б) при информационном взаимодействии обучающихся с ЭОР возможны следующие значения -интерактивное или одностороннее. Для элемента формы учебной деятельности обучающихся возможными значениями являются: групповая, индивидуальная, коллективная
172
деятельность по поиску, сбору, анализу, обработке, накоплению, хранению, продуцированию, представлению и передаче информации об объектах, процессах, явлениях. Для элемента временные этапы учебной деятельн ости возможными значениями являются урочное и (или) внеурочное время с учетом продолжительности, периодичности и последовательности. Для элемента техническое оснащение возможными значениями являются: стационарные компьютеры школьного кабинета, подключенные к глобальной сети, оборудованные периферийными устройствами для коммуникации и экспериментальной деятельности; персональный стационарный компьютер с доступом к глобальной сети, находящийся вне здания школы; переносной компьютер или мобильное электронное устройство связи. Для элемента состав групп обучающихся возможными значениями являются: индивидуальное обучение; обучение в группах постоянного состава в течение всего нормативного срока обучения; обучение в группах непостоянного состава, формируемых в условиях ДОТ из учащихся различных образовательных учреждений. Для элемента используемые образовательные ресурсы возможными значениями являются: ЭОР; традиционные средства обучения.
Отметим, что условия учебной деятельности и информационного взаимодействия обучающих, обучающихся определяются временными этапами учебной деятельности; местом обучения с учетом уровня технического оснащения. Кроме того, для практической реализации организации учебного процесса важное значение имеет способ
планирования, обеспечения и проведения учебного процесса, который может быть автоматизированным с помощью документированных процедур обеспечения учебного процесса на базе системы дистанционного обучения либо может быть основанным на традиционных способах распределения ресурсов, учебной нагрузки, формирования расписания.
Описание, полученное в результате установления значения для каждого элемента из инвариантного набора элементов разработанной дидактической конструкции и определения связей между элементами
173
представляет собой некоторый вид организации учебного процесса с использованием ДОТ.
Исходя из совокупности возможных значений набора элементов дидактической конструкции «вид организации учебного процесса с использованием ДОТ», а также принимая во внимание необходимость создания условий, обеспечивающих реализацию указанной совокупности значений набора элементов, определим границы (условия) применимости описанной дидактической конструкции (вслед за Семеновой И.Н., Слепухиным А.В., Стариченко Б.Е. [228, 248]):
возможность определения обучающим места и временных этапов обучения с учетом индивидуальных учебных планов обучающегося;
возможность реализации: разнообразной педагогической
коммуникации обучающего с обучающимся в урочное и внеурочное время, дифференциации при определении содержания обучения и темпа освоения учебной информации на основе учета индивидуальных планов учебной и научно-познавательной деятельности обучающегося;
минимальное (нормированное) ограничение по объему и разнообразию используемых в обучении образовательных ресурсов;
возможность включения в процесс создания и экспертизы ЭОР как специалистов в предметных областях, так и субъектов образовательного процесса (учителей, социальных партнеров, обучаемых); динамичность содержания электронных образовательных ресурсов и возможность их оперативной актуализации;
возможность включения обучаемого в процесс управления учебной и исследовательской работой.
Для систематизации видов организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий необходимо разработать определенные основания, по которым могла бы осуществляться сравнительная оценка особенностей различных видов организации учебного процесса. Примем за основание для различения видов организации учебного процесса с
174
использованием ДОТ, т.е. основание систематизации видов организации учебного процесса, совокупность конкретных значений выделенного набора элементов.
Анализ опыта реализации учебного процесса в общем (среднем) и дополнительном образовании в аспекте элементов разработанной дидактической конструкции [27, 174, 203, 230, 276, 295] позволил выделить следующие виды организации учебного процесса, реализуемого с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в школе:
Индивидуальное консультирование - организация учебного процесса, при которой осуществляется индивидуальное дистанционное взаимодействие обучающегося с интерактивным образовательным ресурсом; эпизодическое индивидуальное дистанционное информационное взаимодействие обучающегося и обучающего в режимах реального времени по графику во внеурочное время и (или) отложенной по времени связи с целью дистанционных консультаций по определенному разделу учебной дисциплины, при этом формируются группы обучающихся непостоянного состава из обучающихся, участвующих в текущем сеансе связи в реальном времени, каждый из которых работает за домашним компьютером и использует учебные материалы ИСДО по предметам, а также ресурсы федеральных образовательных порталов.
В качестве примера можно привести применение этой организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Обучающиеся зачисляются в специальные Центры дистанционного обучения (ЦДО) в порядке, установленном законодательством РФ в области образования. В электронных учебных курсах имеются все необходимые для учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению домашних заданий разных типов. Обучение детей-инвалидов осуществляется преподавателями, состоящими в штате ЦДО [203]. Модель используется также для углубленного изучения отдельных учебных дисциплин [27].
Данная организация учебного процесса также эффективна для работы с детьми из социально неблагополучных семей в ситуации, когда ученику дома никто не помогает в выполнении домашнего задания. Индивидуальное консультирование применяется в дополнительном образовании [«Интернетшкола» http://teachpro.ru/, «Живая школа» http://www.intschool.ru/, колледж «Умный градЪ» при МЭСИ]. Учащиеся на основе авторизованного доступа к электронным образовательным ресурсам, изучают теорию, выполняют домашние задания, информация о продвижении учащегося по учебной траектории регистрируется в электронном журнале, доступном кураторам и родителям. Возможно применение вступительного и/или итогового он-лайн тестирования.
Дифференцированное обучение [276] - организация учебного процесса, при которой осуществляются индивидуальное дистанционное взаимодействие обучающегося с интерактивным образовательным ресурсом; индивидуальное дистанционное информационное взаимодействие в режимах реального времени и (или) отложенной по времени связи по инициативе обучающегося и/или обучающего с целью дистанционного индивидуального систематического изучения учебной дисциплины, при этом осуществляется индивидуальное обучение за домашним компьютером и используются учебные материалы ИСДО, рекомендуемые обучающемуся в зависимости от результатов диагностики уровня знаний, хода овладения знаниями, умениями и навыками по каждой дисциплине.
Обучение в распределенных группах - организация учебного процесса, при которой осуществляются индивидуальное дистанционное взаимодействие обучающегося с интерактивным образовательным ресурсом; индивидуальное и групповое дистанционное информационное взаимодействие в режиме реального времени по расписанию в урочное время с целью систематического изучения учебных дисциплин в классно-урочной форме с использованием ДОТ и ЭОР в группах постоянного состава, формируемых из обучающихся одного возраста из разных малокомплектных образовательных учреждений, при этом группы обучающихся обеспечены
176
компьютером в классе и используют учебные материалы ИСДО по предметам и/или ресурсы федеральных образовательных порталов.
Самообучение - организация учебного процесса, при которой дистанционное информационное взаимодействие обучающегося и обучающего не осуществляется, но реализуются индивидуальное дистанционное взаимодействии обучающегося с интерактивным образовательным ресурсом; дистанционное и непосредственное (личное) взаимодействие обучающегося с куратором по графику для решения организационных вопросов с целью самостоятельного систематического изучения учебной дисциплины при усилении внутреннего и ослаблении внешнего контроля, группы постоянного состава формируются из обучающихся из разных образовательных учреждений для итогового контроля знаний в классе, в процессе обучения каждый обучающийся имеет компьютер дома, использует учебные материалы ИСДО по предметам и/или ресурсы федеральных образовательных порталов. Применяется в дополнительном образовании по программам специальных, профильных и развивающих курсов. Применяется в общем образовании для профильного обучения школьников [230].
Обучение в компьютерных классах с расширенным набором периферийных устройств - организация учебного процесса, при которой дистанционное информационное взаимодействие обучающегося и обучающего не осуществляется, но с целью систематического изучения учебных дисциплин реализуются непосредственное (личное) взаимодействие обучающегося с обучающим на уроке, а также индивидуальное и групповое дистанционное взаимодействие обучающегося с интерактивным образовательным ресурсом, представленным различными форматами, включая статические и динамические, звуковые и визуальные компоненты [174].
Обучение с использованием переносных компьютеров или мобильных электронных устройств связи - организация учебного процесса, при которой индивидуальное и групповое дистанционное взаимодействие обучающихся с интерактивным образовательным ресурсом; индивидуальное
177
и групповое дистанционное информационное взаимодействие в режиме реального времени и (или) отложенной по времени связи по инициативе обучающегося и/или обучающего во внеурочное время, групповое непосредственное (личное) взаимодействие обучающихся, обеспеченных мобильными компьютерами, с обучающим в урочное время с целью организации учебной, познавательной и исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, индивидуальной или в группах постоянного состава, формируемых из обучающихся в классно -урочной форме [295, с. 16].
Таким образом, разработанная систематизация (табл. 3.1) включает следующие виды организации учебного процесса с использованием ДОТ: индивидуальное консультирование; дифференцированное обучение; обучение в распределенных группах; самообучение; обучение в компьютерных классах с расширенным набором периферийных устройств; обучение с использованием переносных компьютеров или мобильных электронных устройств связи.
|