Сопоставление границ применимости (Стариченко Б. Е.) разработанной дидактической конструкции «вид организации учебного процесса с использованием ДОТ» и принципов реализации ИСДО позволяет обосновать и сформулировать методические и организационные требования к реализации ИСДО общеобразовательной школы.
В частности, выполнение граничного условия применимости, суть которого: предоставление обучающему возможности для определения места и временнЫх этапов обучения с учетом индивидуальных учебных планов, - обеспечивает возможность выбора учителем форм и методов обучения, позволяющих реализовать обучение конкретного обучающегося в произвольное время независимо от места его нахождения. Это, в свою очередь, обусловливает требование к ИСДО по обеспечению условий реализации вариативных форм и методов обучения.
В работах ряда авторов (Чередов И.М. [280], Скаткин М.Н., Лернер И.Я. [134], Дьяченко В.К. [63], Махмутов М.И. [144], Журавлев И.К. [72] и др.) показано, что форма организации обучения (или организационная форма обучения, или форма обучения) характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Содержательно - процессуальную, или «внутреннюю» сторону учебного процесса характеризует понятие метод обучения.
В отличие от Махмутова М.И., который под формой обучения понимает коллективную, групповую, индивидуальную работу учащихся [144,
с. 98], в данной работе будем различать форму учебной деятельности обучающихся (как коллективную, групповую или индивидуальную деятельность обучающихся) и форму обучения (как определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения - Скаткин М.Н., Лернер И.Я. [134, с. 566-567]).
Кроме того, анализ работ формулировок понятий «форма обучения», «форма организации обучения», «организационная форма обучения», предложенных Скаткиным М.Н. и Лернером И.Я. [134], Бабанским Ю.К. [18], Журавлевым И.К. [72], позволяет не различать эти термины в данной работе, понимая под ними формулировку понятия «форма организации обучения», предложенную Андреевым В.И. [13]. Так, приведенное выше определение формы обучения, предложенное Скаткиным М.Н и Лернером ИЯ., не противоречит определению Бабанского Ю.К. [18], который под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Принятое Скаткиным М.Н. и Лернером И.Я. определение формы обучения согласуется также с предложенным Журавлевым И.К. [72, с. 15] определением организационной формы обучения как «вариативной, но относительно устойчивой структуры взаимодействия участников процесса обучения, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения». Наиболее полное определение предлагает Андреев В.И. [13, с. 307]: «Форма организации обучения - это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».
Таким образом, анализ научно-педагогических разработок, учебников и учебных пособий по педагогике выявил две группы признаков формы
185
обучения (формы организации обучения): внешние и внутренние сущностные признаки. К внешним относятся: режим занятий
(продолжительность, обычное или специальное расписание и др.); состав учащихся (класс, часть класса, отдельные учащиеся); место проведения (учебный кабинет, аудитория, учебные мастерские, природа, театр и др.); к внутренним сущностным признакам формы организации обучения относятся: последовательность этапов работ, строение занятия; характер
взаимодействия педагога и учащихся; способ руководства обучением со стороны педагога; степень самостоятельности учащихся в обучении; дидактические цели; содержание обучения; методы и средства обучения; сочетание коллективного и индивидуального обучения.
Совокупности вариаций выделения внешних и внутренних признаков приводят к определенным количественным и качественным изменениям в формах организации обучения.
С позиций целостности образовательного процесса в классно-урочной системе основной организационной формой обучения является урок (в классе) — такая организационная форма обучения, при которой учитель руководит групповой учебной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся (класса) в течение точно установленного времени, используя методы и средства работы, создающие комфортные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для развития познавательных, творческих способностей обучающихся. Урочная форма создает условия для взаимообучения, коллективной деятельности, развития обучающихся, даёт возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, позволяет при массовости охвата учащихся обеспечить организационную четкость учебной работы, экономически выгодна.
В условиях информатизации образования на уроках (в классе) могут использоваться ЭОР, дидактическое назначение которых различно: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы- тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста). Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности, а также большей опорой на учебники , справочный материал.
Вместе с тем, урочной форме свойственны негативные особенности. Все исследователи признают, что урок как форма массового, коллективного обучения в основном обеспечивает общий, средний уровень знаний, умений и навыков. Шапиро К.В. [284] считает, что в условиях массовой школы пропадает обратная связь, не раскрываются индивидуальные способности обучающихся, отсутствуют методики и измерители оценки индивидуальных достижений обучающегося. Индивидуализация достигается только в рамках личностных отношений между учителем и обучающимся. В ходе рубежного и итогового контроля индивидуальные различия обучающихся нивелируются, и происходит подмена оценивания уровня обученности оцениванием уровня запоминания фактологического материала. По мнению Стариченко Б. Е., Шапиро К.В., Уварова А.Ю. и др. в ходе модернизации педагогической среды средствами информационных компьютерных технологий необходимо достичь следующих изменений: отход от традиционной формы урочного обучения; плюрализм форм организации занятий; реальная индивидуализация обучения; размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью; отказ от домашних заданий, направленных на заучивание фактологического материала; замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности, в том числе изменение системы оценивания.
Другое негативной чертой урока является опасность подавления естественной активности детей, ограничение возможности их развития в процессе передачи готовых знаний от учителя ученикам в условиях «один ко многим». Стариченко Б. Е., Шапиро К.В. и др. видят решение этой проблемы в снижении объема детально изучаемого материала за счёт наращивания доли исследовательской работы, в ходе которой происходит анализ значительного числа фактов и материалов первоисточника. Махмутов М.И. [144] полагает, что осознание этой проблемы побуждает учителя к творчеству, к поискам рационального сочетания своей активности с пробуждением всесторонней самодеятельности детей.
Еще одна негативная особенность проявляется в том, что ученик на уроке воспринимает частичную, ограниченную информацию. Многие исследователи (Семенов А.Л., Шапиро К.В., Уваров А.Ю. и др.) указывают на искусственное сужение информационного поля вследствие того, что основными образовательными ресурсами, используемыми в ходе изучения школьной дисциплины, являются школьный учебник и состоящие с ним в комплексе учебно-методические материалы. Множество учеников образовательного учреждения в процессе получения знаний замкнуты на одного учителя, мнение которого является абсолютным в силу следующих причин: отсутствует альтернативное, или просто другое, столь же авторитетное мнение; человеконезависимые источники не рассматриваются как самоценные, и если они не рекомендованы учителем, то рассматриваются как ненадёжные; обучающийся не имеет возможности получения легитимной оценки своих знаний посторонним независимым специалистом и как следствие зависит от личностных взаимоотношений.
Устранение этого ограничения осуществляется посредством расширения образовательного пространства учащегося и учителя при использовании ДОТ и ЭОР.
Нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в общеобразовательной школе обусловлены превалирующей на современном этапе развития общества личностно-ориентированной педагогикой. Как показано в работе Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н. [241] при традиционной трактовке цели и содержание обучения фактически совпадают, поскольку главная цель обучения - это усвоение основ наук, а содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации. В личностно-ориентированной педагогике актуальной целью обучения становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели. Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и обновления. Булин-Соколова Е.И. считает изменение форм и методов внеурочной работы учащегося, коллективной проектной деятельности, телекоммуникаций в ходе выполнения домашних заданий одним из основных направлений решения теоретических и организационнопедагогических проблем внедрения информационных технологий в систему общего образования [25, с. 24].
К неурочным формам организации обучения относятся домашняя работа, консультации, дополнительные занятия, конференции и др. Бабанский Ю.К., Бударный А.А., Махмутов М.И., Сластёнин В.А. указывают на роль дополнительных занятий, проводимых с отдельными учащимися или группой в решении задачи удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков учебной работы [144, 241]. Педагоги отмечают, что при отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися.
Отметим, что декларирование рядом педагогов тезиса о том, что классно-урочная система обеспечивает непрерывность учебной работы за счёт самостоятельной работы учащихся над домашними заданиями, а также за счёт системы дистанционного обучения и дополнительных занятий с учащимися, имеющими пробелы в знаниях, не нашло подтверждения в практике учебного процесса. В нормативно -правовых документах, регламентирующих учебный процесс в муниципальных общеобразовательных школах, не предусмотрены систематические дополнительные занятия, позволяющие школьникам освоить содержание «пропущенных» учебных разделов. Поэтому восполнение пробелов в знаниях учащихся, вынужденных пропустить занятия в классе осуществляется эпизодически, в рамках самостоятельной работы самих школьников, без учета и оценивания результатов этой работы. Ученик, пропустивший одну или две недели занятий, пишет Наумова О.В., выпадает из образовательного процесса [156, с. 67]. Вместе с тем, результаты социологических исследований (г. Екатеринбург, г. Новосибирск, г. Нью- Йорк [50, 199, 245]) показывают, что в течение учебного года около трети школьников пропускают занятия в классе не менее двух недель подряд, и практически все учащиеся имеют кратковременные пропуски занятий в классе (до пяти дней) в каждой учебной четверти. В Новосибирской области каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 - 2,6 раза. Процент пропусков занятий в некоторых школах США достиг 30%. Проблема восполнения пробелов в знаниях учащихся, вызванных вынужденными пропусками занятий вследствие болезни, социально - экономических условий и других факторов жизнедеятельности является значимой, существенной. Современные ИКТ, образовательные ресурсы и сервисы ИСДО являются средством для решения этой актуальной проблемы.
Махмутов М.И. [144] подчеркивает необходимость домашней работы учащихся, поскольку кроме решения чисто дидактических задач
(закрепления знании, совершенствования умений и навыков и т.н.), домашняя работа формирует навыки самостоятельной работы со справочной литературой и подготавливает школьников к самообразованию. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело,
вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся. Махмутов М.И. указывает, что при традиционной классно-урочной форме методика организации домашней работы является одним из слабых мест в деятельности школы и семьи.
В старших классах общеобразовательных и, особенно сменных и вечерних школ, используется лекция, адаптированная к условиям школы. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, которые могут поддерживаться интерактивной доской, компьютером как средством наглядности и демонстрации. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта, который, как отмечает Бочкин А.И. [9, с. 348], способствует развертыванию у учащихся мыслительных операций. Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении в основном гуманитарных предметов. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. При внедрении ДОТ можно применять технологию семинара в режиме реального времени под названием вебинар [24, с. 88-92]. Вебинар - это технология, которая позволяет в полной мере воссоздать условия колоборативной (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио-, видео- обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме учебных викторин и дидактических игр.
Степанова В.А. [252] отмечает, что современные информационные технологии сформировали новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. В условиях ДОТ можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме “ученик и компьютер”. Работая один на один с компьютером (а точнее, с ЭОР), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальным отличием этой формы от классической самостоятельной формы работы является интерактивность ЭОР. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, сетевых мультимедийных ресурсов сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей, использовать различные источники информации. ИКТ снимают противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения. Степанова В.А. подчеркивает, что современные средства ИКТ, такие как интерактивная доска (демонстративный экран) и ПК, изменили и фронтальные, и индивидуальные формы обучения: демонстрацию, лабораторную работу, индивидуальный практикум [252]. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). Фронтальная лабораторная работа является основной формой работы в компьютерном классе. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое “растекание” начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
Таким образом, ИСДО общеобразовательной школы должна обеспечивать возможность реализации вариативных форм и методов обучения, под которой будем понимать обеспечение возможности выбора обучающим форм организации, методов и средств обучения для отдельного обучающегося (или группы обучающихся) в зависимости от конкретной педагогической ситуации. При этом реализуется возможность изменения формы обучения с классно-урочной на внеурочную на некоторый (неопределенный заранее) период времени для отдельного обучающегося при сохранении традиционной системы формирования устойчивых по составу учебных групп, существующих в течение всего нормативного срока обучения.
Возможность реализации вариативных форм и методов обучения достигается при проведении учебного процесса в ИСДО
общеобразовательной школы в условиях такой его организации, при которой обучающие и обучающиеся систематически и постоянно используют ЭОР и сервисы системы дистанционного обучения в процессе учебной и исследовательской деятельности.
Реализация вариативных форм и методов обучения в учебном процессе обеспечивает временную эффективность обучения за счет:
осуществления процесса обучения, без прерывания обучения, в период вынужденных пропусков занятий в классе школьниками на базе ЭОР ИСДО при полноте учебно -методического обеспечения учебных курсов;
индивидуализации обучения в условиях урочных и внеурочных форм обучения с использованием ЭОР ИСДО.
Граничное условие применимости разработанной дидактической конструкции в отношении минимального ограничения объема и разнообразия используемых в обучении образовательных ресурсов открывает возможность для широкого использования ЭОР с целью освоения всех учебных дисциплин образовательной программы, при условии удовлетворения электронных материалов требованиям к педагогико - эргономическому качеству ЭОР. Указанное условие, а также сформулированный принцип реализации ИСДО, суть которого заключается в избыточности контента и встраиваемости ЭОР, обуславливают формулирование требования к ИСДО о «наличии электронных учебных материалов, составляющих ЭОР ИСДО, удовлетворяющих требованиям к педагогико-эргономическому качеству ЭОР, освоение которых обеспечивает осуществление разнообразных видов учебной деятельности.
Реализация учебного процесса в ИСДО предполагает освоение обучающимися теоретических учебных дисциплин, составляющих
образовательную программу в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта. Оценка целесообразности включения конкретной дисциплины в учебный план, ее содержание и объем не входит в рамки рассмотрения нашего исследования. Однако, независимо от реализуемых подходов к формированию содержания образования сохраняется принцип избыточности контента при создании ЭОР ИСДО, обеспечивающий полноту учебно-методических материалов реализуемой образовательной программы. Дисциплинарная ориентация ИСДО позволяет использовать ЭОР ИСДО в преподавании отдельной учебной дисциплины независимо от формы преподавания остальных. Технологическая реализация ИСДО на базе современных систем ДО обеспечивает разбиение учебного материала на модули (темы, разделы), при этом учебные задания для входного и выходного контроля модуля могут выдаваться в «традиционной» для данной дисциплины постановке, а контроль производится по отчетам выполненных заданий. При этом возможна автоматизация при формировании рейтинговых списков, анализа результатов тестирования и т.п. (п. 2.3 главы 2).
Реализация ИСДО образовательной школы предполагает комплексное использование ЭОР ИСДО и сервисов системы дистанционного обучения для реализации учебного процесса и управления обучением в отличие от ситуации фрагментарного применения ИКТ для решения отдельных (частных) дидактических задач, а также в отличие от ситуации реализации учебного процесса «с участием компьютера», а не «с помощью компьютера», то есть когда компьютер используется преподавателем как приспособление в его деятельности (терминология В.П.Беспалько), при том, что в учебном процессе общеобразовательной школы применяются методы, которые могут использоваться и при обучении без современных средств ИКТ, а средства ИКТ сводятся к приспосабливанию учителя и обучающихся к эмоционально ярким, внешне эффектным техническим достижениям, а не к развитию и применению в учебном процессе существенно новых методов и форм организации учебного процесса.
Граничное условие в отношении осуществления разнообразной педагогической коммуникации обучающего с обучающимся в урочное и внеурочное время, дифференциации при определении содержания обучения и темпа освоения учебной информации на основе учета индивидуальных планов учебной и научно-познавательной деятельности обучающегося будет обеспечена при реализации дистанционного информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также между обучающимися и интерактивными ЭОР с помощью сервисов системы дистанционного обучения в режимах реального времени и отложенной связи.
Кроме того, для осуществления информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; для осуществления учебного процесса, для управления учебным процессом и исследовательской деятельностью, ведения электронного документооборота с помощью сервисов системы дистанционного обучения необходимо обеспечить авторизацию доступа участников учебного процесса к ЭОР ИСДО и к информации о результатах обучения. Кроме того, для реализации учебного процесса необходимо наличие в образовательном учреждении необходимых организационно-инструктивных документов поддержки учебного процесса.
Реализация учебного процесса в ИСДО обуславливает существенные изменения (по сравнению с принятыми в классно -урочной системе) организационных форм, методов обучения и управления учебным процессом. Условия реализации учебного процесса в общеобразовательной школе в значительной степени регламентированы в аспектах содержания, способов деятельности обучающего и обучающихся, управления процессом обучения, используемых организационных форм организационно -инструктивными документами. Поэтому обязательным требованием функционирования учебного процесса на базе ЭОР ИСДО и сервисов системы дистанционного обучения является наличие в образовательном учреждении организационноинструктивных документов локального уровня, необходимых для проведения учебного процесса в ИСДО, включая Регламент поддержки учебного процесса в ИСДО, должностные инструкции всех работников образовательного учреждения - участников процесса обучения, Договоры с родителями, обеспечивающие реализацию вариативных организационных форм и методов обучения.
Граничное условие в отношении включения обучаемого в процесс управления учебной и исследовательской работой будет выполнено, если будут разработаны и внедрены в общеобразовательную школу документированные процедуры по формированию индивидуального плана учебной работы обучающегося, по учету индивидуальной работы учащихся и учителей, которые предусматривают участие обучаемых в формировании индивидуального плана учебной и исследовательской деятельности, что обуславливает их участие в процессе управления учебной работой.
Организационное управление учебной деятельностью в ИСДО предполагает непрерывное измерение успешности освоения учебной информации каждым обучающимся; оперативную обратную связь обучающего и обучающегося в процессе групповой и индивидуальной учебной работы на основе очных и дистанционных методов обучения, априорно разработанных методов управления, адекватных педагогической ситуации.
Обучающиеся общеобразовательной школы имеют, в основном, внешнюю мотивацию к обучению, возникающую за счет объяснения необходимости достижения образовательных целей, убеждения, иного воздействия учителей и родителей обучающихся. Внутренняя мотивация обучающихся общеобразовательной школы проявляется лишь по отношению к отдельным учебным дисциплинам. Внутренняя мотивация обучающихся общеобразовательной школы развивается в старшем звене в связи с необходимостью выбора профессии.
Отметим, что навыки самостоятельной работы с информацией (поиск, обработка, усвоение) у обучающихся общеобразовательной школы изначально отсутствуют (в начальной школе), формируются в процессе обучения, поэтому формирование пользовательских умений обучающихся, необходимых для реализации учебного процесса и коммуникаций на базе использования глобальной сети и ДОТ, завершается в основной школе. Поэтому только в старших классах общеобразовательной школы в полной мере могут применяться вариативные формы и методы обучения на базе использования учителями и обучающимися ЭОР и сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе школы.
Таким образом, выводы (теоретические положения), полученные на основе сопоставления границ применимости дидактической конструкции «вид организации учебного процесса с использованием ДОТ» и принципов реализации ИСДО, позволяют сформулировать методические и организационные требования к реализации ИСДО общеобразовательной школы, в которой осуществляется учебный процесс.
1. Методические:
- наличие электронных учебных материалов, составляющих ЭОР ИСДО, удовлетворяющих требованиям к педагогико -эргономическому качеству ЭОР, обеспечивающих освоение всех учебных дисциплин образовательной программы в соответствие с принципом избыточности контента и встраиваемости ЭОР, реализацию различных видов занятий;
возможность адаптации учебных материалов по форме их представления к индивидуальным особенностям обучающегося; приоритет визуальной формы.
реализация вариативных форм и методов обучения на базе использования учителями и обучающимися ЭОР и сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе школы;
осуществление дистанционного информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также между обучающимися и интерактивными ЭОР, реализуемого с помощью сервисов системы дистанционного обучения в режимах реального времени и отложенной связи;
сформированность умений учителей в области создания и использования ЭОР ИСДО, а также сформированность пользовательских умений обучающихся, необходимых для реализации учебного процесса и коммуникаций на базе сервисов системы дистанционного обучения;
осуществление управления учебной деятельностью, в том числе мониторинга продвижения учащихся по образовательным траекториям, контроля результатов усвоения учебного материала, формирования статистики, ведения электронного документооборота с использованием встроенных сервисов системы дистанционного обучения; использование схем оценивания текущей успеваемости, стимулирующих учебную деятельность.
2. Организационные:
обеспечение авторизованного доступа учащимся, учителям, администрации школы и родителям вне зависимости от их места нахождения к ЭОР ИСДО и к информации о результатах обучения;
наличие в образовательном учреждении организационно - инструктивных документов, необходимых для проведения учебного процесса в условиях реализации ДОТ, включая Регламент функционирования ИСДО, должностные инструкции всех работников ОУ - участников процесса обучения, Договоры с родителями, обеспечивающие реализацию вариативных организационных форм и методов обучения;
строгое и однозначное описание процедур, обеспечивающих формирование индивидуального плана учебной деятельности обучающегося; документирование изменения формы обучения отдельного учащегося с классно-урочной на дистанционную; назначение педагогов-кураторов, учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия для отдельных учащихся; планирование и учет индивидуальной работы учащихся и учителей.
реализация ИСДО в виде многофункционального комплекса информационно-технологических, организационно -управленческих, учебнометодических и технических компонентов на базе системы дистанционного обучения.
Исходя из сформулированных методических и организационных требований определим условия реализации ИСДО образовательного учреждения.
Методические условия включают: подготовку методического и информационного обеспечения реализации ИСДО; разработку и апробацию методик проведения учебных занятий в ИСДО в классно -урочной и внеурочной формах; разработку ЭОР ИСДО для учебной и научнопознавательной работы обучающихся и размещение их на учебном портале образовательного учреждения является условиями реализации ИСДО образовательного учреждения; решение вопросов, связанных с организацией повышения квалификации работников образовательного учреждения в вопросах применения ДОТ в учебной деятельности.
Организационно-технологические условия реализации ИСДО образовательного учреждения включают: утверждение Регламента поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы как компонента нормативно-правовой базы применения дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении;
решение финансовых вопросов, связанных с введением ДОТ в образовательную деятельность, разработка положения об оплате труда учителей, учебно-вспомогательного и технического персонала при проведении учебных занятий с использованием ДОТ,
решение технологических вопросов создания учебного портала образовательного учреждения, приобретение современных версий СДО, других аппаратных и программных составляющих ИСДО;
обеспечение необходимой для ДОТ пропускной способности каналов
связи;
подготовку компьютерных кабинетов;
обеспечение удаленного доступа к образовательным ресурсам всех субъектов учебного процесса в удобное для них время; обеспечение их оперативной коммуникации в рамках установленных регламентов;
обеспечение технического сопровождения эксплуатации систем, используемых в ДОТ.
|