Организация учебного процесса в массовой общеобразовательной школе должна обеспечивать формирование у выпускников качеств, необходимых для комфортного существования человека в современном ему обществе. Анализ направлений и темпов общественного развития [16, 40, 206, 250 и др.] позволяет выделить набор качеств современного выпускника школы: владение технологиями поиска, обработки, передачи, хранения, продуцирования информации; высокое качество и надежность сформированных знаний, умений, компетенций; способность к
самообразованию и наличие внутренней мотивации к этому;
сформированность информационной культуры; самостоятельность
200
мышления, готовность нести ответственность за результат своей деятельности.
С формированием перечисленных качеств связаны обобщенные образовательные цели. Необходимость их достижения указывается в Законе об образовании, государственных образовательных стандартах, программах отдельных учебных дисциплин. Однако в среднем образовании до последнего времени, практически, отсутствовала дифференциация по уровню (глубине) освоения учебной дисциплины, в результате чего все обучающиеся вынуждены работать по одним учебным планам без учета их познавательных интересов и склонностей к тому или иному виду деятельности. При этом технологии итогового контроля (в частности, Единый государственный экзамен) не ориентированы на выявление и оценку указанных выше качеств.
Устранение перечисленных недостатков формирования содержания представляется возможным при реализации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы. При этом содержание ЭОР ИСДО должно соответствовать установленным образовательным стандартам, но организация учебного процесса меняется таким образом, чтобы она в максимальной степени отвечала возможностям современных технологий представления, доставки и обработки информации, а также учитывала интересы обучаемого.
В соответствии с приведенными требованиями к выпускнику можно выделить наиболее значимые цели обучения любой теоретической дисциплине образовательной программы: освоение базового курса большинством обучающихся, активизация учебной и исследовательской деятельности, развитие самостоятельности.
При проектировании инновационной организации учебного процесса в общеобразовательной школе, при которой систематическое и повсеместное применение ЭОР и ДОТ в учебной и исследовательской деятельности школьников старших классов согласуется с основополагающими организационно-инструктивными документами, нормирующими осуществление образовательной деятельности, такими как, закон об образовании в РФ, государственный образовательный стандарт, другие документы федерального и регионального уровней, будем опираться на разработанную дидактическую конструкцию и систематизацию видов организации учебного процесса с использованием ДОТ. Вследствие регламентированности учебного процесса в общеобразовательной школе в аспектах содержания, способов деятельности обучающего и обучающихся, управления процессом обучения, используемых организационных форм обучения, проектируемая организация учебного процесса в ИСДО должна поддерживать классно -урочные (очные) формы занятий, а также внеурочные формы занятий.
Целью проектирования является такая организация учебного процесса в общеобразовательной школе, при которой обеспечивается: систематическое освоение учебной дисциплины, углубление знаний в некоторой предметной области, подготовка к аттестациям и конкурсам, реализация исследовательской деятельности, т.е. достижение всей совокупности целей обучения, зафиксированных в качестве возможных значений элемента дидактической конструкции «цели обучения». Кроме того, проектируемая инновационная организация учебного процесса должна способствовать достижению обобщенных образовательных целей: формирование информационной культуры; владение технологиями поиска, обработки, использования информации; развитие способности к самообразованию. Это возможно реализовать при организации учебного процесса на базе сервисов системы дистанционного обучения и ЭОР ИСДО.
В контексте вышесказанного, под интегративной организацией учебного процесса в ИСДО будем понимать такую организацию учебного процесса с использованием ЭОР и ДОТ, при которой осуществляется:
- обучение в группах постоянного состава в урочное время в школе в условиях встраиваемости ЭОР в традиционную классно -урочную систему;
индивидуальное обучение учащихся в период вынужденных пропусков ими занятий в школе при автоматизации планирования учебной работы, мониторинга учебных достижений, контроля с обратной связью, с оценкой и фиксацией результатов учебной деятельности на базе сервисов системы дистанционного обучения;
индивидуальное обучение, а также обучение в группах непостоянного состава во внеурочное время при автоматизации управления внеурочной учебной и исследовательской деятельностью учащегося на базе сервисов системы дистанционного обучения.
Интегративная организация учебного процесса в ИСДО, предусматривает: периодическое (на основе расписания классно -урочных занятий; индивидуального плана исследовательской работы учащегося; индивидуального учебного плана учащегося на период вынужденных пропусков занятий) непосредственное и дистанционное информационное взаимодействие обучающихся с обучающими, с интерактивным ЭОР; индивидуальное обучение или обучение в группах непостоянного состава во внеурочное время, а также обучение в группах постоянного состава в классе в урочное время; использование ЭОР ИСДО, распределенного информационного ресурса, полиграфических учебников и других традиционных средств обучения; коллективную, индивидуальную, групповую формы учебной деятельности обучающихся. Таким образом, при интегративной организации учебного процесса в ИСДО реализуются все выделенные совокупности значений инвариантного набора элементов дидактической конструкции «вид организация учебного процесса с использованием ДОТ».
В процессе планирования организационных форм учебных занятий возникает необходимость учета многих факторов, связанных с их выбором. При этом сложность построения технологического инструментария для планирования форм организации обучения затрудняется еще и разнообразием имеющихся в педагогической литературе подходов к определению организационных форм обучения (п. 3.1).
При этом, под формой организации обучения понимается (вслед за Андреевым В.И.) целостная системная характеристика процесса обучения в аспекте особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.
Планирование (выбор) форм организации обучения в ИСДО определяется совокупностью значений элемента дидактической «формы информационного взаимодействия» при реализации некоторой
педагогической ситуации. При взаимодействии обучающихся с обучающим в зависимости от режима коммуникации возможны значения:
непосредственное (аудиторное), дистанционное в режиме реального времени, дистанционное в режиме отложенной связи.
Реализация вариативности используемых образовательных ресурсов достигается за счет возможностей сервисов системы дистанционного обучения для доступа обучающихся к ЭОР ИСДО, формирования и рассылки индивидуальных планов изучения темы занятия с указанием обязательных и дополнительных учебных информационных материалов ЭОР ИСДО, создания инструкций с рекомендациями относительно веб-ссылок по дополнительному материалу и др., а также использованием традиционных средств обучения.
При этом обучающиеся осваивают основное содержание учебных дисциплин в школьных аудиториях, а также изучают дополнительные разделы предметных областей и осуществляют исследовательскую деятельность во внеурочное время с использованием персональных компьютеров или мобильных электронных устройств связи.
Реализация вариативности форм учебной деятельности и состава групп обучающихся достигается за счет возможностей сервисов системы дистанционного обучения для формирования учебных групп, назначения учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия, обмена документами между обучающим и обучающимся, использования текстографического ресурса общего доступа и др. в процессе обучения в период вынужденного отсутствия обучающегося (обучающихся) в школе и в процессе реализации учебных исследовательских проектов.
Интеграция информационных технологий в учебный процесс и в управление образованием влечет изменения в понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Создание и функционирование в общеобразовательной школе информационной среды дистанционного обучения выдвигает задачу принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности учителя и учебной работы учащихся. Широкое использование средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе общеобразовательных школ обусловило построение учебного процесса, при котором как единого, целостного часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности учащихся, выносится во внеурочную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ, выполняемых индивидуально или совместно с партнерами в малой группе (Кларка Д. [91]). При этом, учебный процесс строится на взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и лично с учителем в активной форме, когда обработанный самостоятельно материал обобщается, анализируется и употребляется в реальных ситуациях через решение коммуникативных задач. Результатами обучения являются знания, умения, навыки, способности, присутствующие и проявляющиеся: частично в традиционной информационной среде (человек без информационных инструментов, человек, вооруженный ручкой и бумагой, человек, имеющий доступ к справочной литературе, и т.д.); частично в современной информационной среде (человек с калькулятором, человек с современным редактором текстов, человек с доступом к Интернету и т.д.).
В представленных в научно-педагогической литературе описаниях организации учебного процесса (моделей обучения) [27, 60, 90, 164, 201, 213 и др.] не рассматриваются особенности организации учебного процесса, связанные с предупреждением пробелов в знаниях обучающихся, вынужденных пропускать занятия в школе на некоторый произвольный период времени по разным причинам, а затем возвращаться в школу. Отсутствие в школе на уроке таких обучающихся вызывает изменения состава групп школьников, обучающихся в классно-урочной форме, а также изменения состава групп школьников обучающихся на дому (переход из одной группы в другую и возврат), и, кроме того, изменения состава преподавателей для конкретного учащегося в зависимости от используемой школьником в конкретный период времени организационной формы обучения, изменения состава группы учащихся, подконтрольных конкретному учителю в конкретный момент времени и др.
Кроме того, при представленных исследованиях не проработаны организационные аспекты построения учебного процесса. В частности, не разработаны регламенты поддержки учебного процесса, не исследованы особенности организации обучения при встраивании инновационных организационных форм в традиционную классно-урочную систему, с учетом, во-первых, интеграции учебно-методических материалов классно-урочной формы с электронными образовательными ресурсами ИСДО при осуществлении учебного процесса в школе в урочное время, а во-вторых, организации учебной и исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Интегративная организация учебного процесса позволяет осуществлять обучение и развитие учащихся в ИСДО общеобразовательной школы, обеспечивает реализацию вариативных форм:
для индивидуализации учебного процесса, осуществляемого в условиях традиционной классно-урочной системы, за счёт реализации возможностей ИКТ, таких как компьютерная визуализация учебной информации; автоматизация обработки результатов учебного эксперимента, процессов вычислительной, информационно -поисковой деятельности; автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала;
для организации самостоятельной познавательной, творческопоисковой, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время;
для предупреждения и устранения пробелов в знаниях школьников, обучающихся в условиях традиционной классно-урочной системы и вынужденных пропускать занятия по болезни и другим причинам. Участниками учебного процесса, осуществляемого в ИСДО, являются: учителя наставники (классные/групповые руководители, тьюторы) и учителя- кураторы (сетевые педагоги, сетевые преподаватели), работающие в условиях удаленного взаимодействия; обучающиеся; другие авторизованные пользователи (администрация школы, родители обучающихся). Схема информационной деятельности и взаимодействия между участниками учебного процесса в ИСДО в урочное и внеурочное время представлена на рис. 3.1. Процедуры планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, предусматривают формирование и утверждение органом управления заявки на участие в учебном процесс и плана, представляющего собой распределенное во времени содержание деятельности участников и необходимых ресурсов. Специальными видами плана являются индивидуальный учебный план учащегося на период пропусков занятий и индивидуальный план учащегося по внеурочной учебной и исследовательской работе. Интегративная организация учебного процесса в ИСДО обеспечивает:
организацию учебного процесса в классно -урочной форме с использованием ЭОР ИСДО, применяемую для индивидуализации учебного процесса;
организацию учебного процесса в период временного вынужденного отсутствия учащихся в классе для предупреждения и восполнения пробелов в знаниях;
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ЭЛЕКТРОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
РАСПРЕДЕЛЁННОГО
РЕСУРСА ИНТЕРНЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИИ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.
ОЛИМПИАДНЫЕ АДАЧИ
КУРАТОР
КЛАССНЫЙ
руководитель
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ план
НА ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕННЫХ
ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИИ
РОДИТЕЛИ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ
м s ЗАДАНИИ
_________
§ ^ ТЕСТИРОВАНИЕ.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ___________________
ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ПРЕДМЕТНИКИ
РАБОТАЮЩИЕ В
ШКОЛЕ НА УРОКАХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ В ШКОЛЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
>< УЧЕБНАЯ ГРУППА - КЛАСС
ШКОЛЕ
ЭЛЕКТРОННЫЙ
ЖУРНАЛ
РАБОТА НАД
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
ОЛИМПИАДНЫХ
ЗАДАЧ
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИИ
ВЫПОЛНЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
ПРОЕКТОВ
ТЕСТИРОВАНИЕ.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ___________________
познавательной и исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время для углубления знаний в предметной области, подготовки к аттестациям, конкурсам, профессиональной ориентации, реферативной, проектной деятельности обучающихся.
Рис. 3.1. Схема интегративной организации учебного процесса в ИСДО
Учебный процесс строится в соответствии со следующими положениями.
Базовое содержание учебной дисциплины, обязательное для освоения всеми школьниками, определяется учителем на основе требований государственного образовательного стандарта. При этом совместное групповое обучение, связанное с освоением базового содержания учебной дисциплины, реализуется на уроках в классе (в очной форме проведения
208
учебных занятий), при этом в период вынужденных пропусков занятий обучение осуществляется с использованием ЭОР ИСДО и дистанционных образовательных технологий на базе системы дистанционного обучения.
Для освоения базового содержания учебной дисциплины обучаемым предоставляются ЭОР ИСДО (учебные материалы в электронных форматах с обеспечением оперативного доступа к ним), охватывающие все темы и виды учебной деятельности, а также традиционные учебные материалы (учебники, рекомендованные Министерством образования).
В процессе освоения базового курса учебной дисциплины осуществляется регулярный самоконтроль и контроль успешности выполнения текущих учебных заданий на базе сервисов системы дистанционного обучения.
В процессе освоения учебной дисциплины наряду с освоением базового содержания (темы, раздела) обучаемый осваивает учебную дисциплину по индивидуальной траектории (на основе индивидуального учебного плана), индивидуальное содержание определяется совместно с учителем и предполагает удовлетворение познавательных интересов обучаемого в изучаемой дисциплине, а также профессиональную ориентацию обучаемого. При обучении по индивидуальной траектории (индивидуальному учебному плану) обучаемый использует ЭОР ИСДО, а также материалы распределенного ресурса сети, традиционные (печатные) материалы, рекомендованные учителем.
Оценка учебной деятельности производится по аддитивной схеме, при этом из максимального количества оценочных баллов выделяются обязательные баллы, связанные с освоением базового содержания учебной дисциплины, и баллы за освоение индивидуального содержания.
7. Обучающиеся, не усвоившие базового содержания учебной дисциплины (темы, раздела), продолжают в самостоятельном режиме с использованием ЭОР ИСДО, в том числе во внеурочное время, под контролем и при консультационной помощи учителя на базе сервисов системы дистанционного обучения, выполнение текущих и дополнительных учебных заданий, предусмотренных учителем для решения соответствующей педагогической задачи. Действия учителя: проведение интерактивных учебных занятий, управление процессом освоения обучающимся учебных материалов, после завершения совместного этапа освоения раздела (темы, модуля) и проведения контрольного мероприятия - индивидуальные консультации (для несдавших) и по индивидуальным заданиям для преодолевших уровень базового содержания.
Организация учебного процесса в период вынужденных пропусков занятий с использованием ДОТ, сервисов системы дистанционного
обучения и ЭОР ИСДО
Для реализации учебного процесса в период пропусков занятий учащимися классный руководитель параллельно занятиям в классе на уроке организует обучение отсутствующего учащегося с использованием ДОТ, сервисов системы дистанционного обучения и ЭОР ИСДО.
Основанием для изменения формы обучения учащегося (фиксирования точки перехода) с классно -урочной на обучение с использованием ДОТ и обратно является письменное заявление на имя директора от родителей, оформленное по установленной образовательным учреждением форме, в котором указаны причины перевода. Уполномоченное должностное лицо образовательного учреждения, как правило, классный руководитель после получения заявления родителей о вынужденном пропуске учащимся занятий анализирует календарные рабочие планы учебных дисциплин, расписание занятий, консультируется с учителями, проводящими занятия в классно - урочной форме, и составляет индивидуальный учебный план школьника на период его отсутствия, с темами заданий и сроками их выполнения. По указанию классного руководителя администратор ИСДО актуализирует базы данных учеников и учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия, выполняет настройку ИСДО (устанавливает связи между учащимся и учебными материалами ЭОР, между учащимся и учителями- кураторами сетевого информационного взаимодействия, между учебными курсами и учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия и т.п.).
Классный руководитель формирует и размещает в ИСДО индивидуальный учебный план школьника, в котором содержатся ссылки на разделы информационного учебного ресурса, подлежащие изучению в дистанционном режиме по мере пропусков занятий, в том числе, на теоретический учебный материал, практические работы и тесты. Контроль выполнения заданий индивидуального плана школьника осуществляется учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия с использованием сервисов системы дистанционного обучения; результаты регистрируются в электронном журнале.
Результаты выполнения обучающимся практических и творческих заданий с помощью сервисов системы дистанционного обучения пересылаются на проверку учителю-куратору сетевого информационного взаимодействия, и тот выставляет оценку по 5-балльной шкале, которая регистрируется в ИСДО. Оценка результатов выполнения тестов выражается в процентном соотношении правильных ответов по отношению к общему количеству вопросов с учетом трудности и регистрируется в ИСДО.
Дистанционное информационное взаимодействие осуществляется между обучающимся и интерактивным ЭОР; между обучающимся и учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия; между обучающимся, пропустившим занятие в классно -урочной форме, и другими обучающимися класса; между родителями обучающегося и учителями посредством сервисов системы дистанционного обучения в режимах реального времени и отложенной связи.
Организация учебного процесса в классно-урочной форме с использованием ЭОР ИСДО
На всех этапах урока, проводимого в соответствии с расписанием занятий в образовательном учреждении учителю предоставляется возможность использования ЭОР ИСДО. Организаторы учебного процесса ответственны за нормирование информационного воздействия на учащихся, выбор видов учебной деятельности. Индивидуализация учебного процесса достигается за счёт: дифференциации учебного материала по объёму и сложности; нелинейной структуры учебного материала; возможности выбора видов учебной деятельности. Кроме того, вследствие модульной структуры ЭОР ИСДО возможно прохождение обучающимся итогового испытания по тематическому разделу ранее усредненных сроков завершения изучения раздела, т.е. продвижение обучающегося по образовательной траектории с индивидуальной скоростью.
В рамках классно -урочной формы построение индивидуальных траекторий выполняется посредством реализации возможности установления учителем (по согласованию с обучающимся) индивидуальных показателей освоения обучающимся учебного материала, таких как количество и продолжительность времени выполнения заданий в соответствие с рабочими программами учебных дисциплин. Индивидуальные траектории формируются при обеспечении проведения всех форм занятий с учетом индивидуальных особенностей учебной работы школьников, реализации накопительной оценки учебной работы школьников (включая поддержание коллекции выполненных ими заданий и работ), текущего контроля хода и результатов учебной работы. При этом контент ЭОР ИСДО должен обеспечивать количество заданий по каждому разделу учебной дисциплины, представленной в ИСДО, достаточное для формирования неповторяющегося набора тестов для каждого учащегося группы.
Система оценки результатов учебной работы учащихся является составной частью общей системы организации учебного процесса и встраивается в программное обеспечение - систему дистанционного обучения - как средство автоматизированной текущей оценки и мониторинга учебной работы школьников (в % от объема учебной информации). Учителя (предметники), оценивая выполнение заданий каждым обучающимся, могут
ориентироваться на результаты учебной работы школьников,
зафиксированные в электронном журнале, и выставить количественную оценку.
Результаты обучения, зарегистрированные в электронном журнале, фиксируются при необходимости в классном (бумажном) журнале. Таким образом, ИСДО является средством для проведения систематической индивидуализированной текущей (формирующей) оценки учебной работы школьников, позволяет выстраивать ее модульно -зачетную организацию. Обучающиеся могут претендовать на прохождение итогового испытания по материалам тематического раздела и получение итоговой (констатирующей) оценки не дожидаясь усредненных сроков завершения работы по соответствующим курсам, а сразу после того, как они к ней готовы. У школьников появляется возможность продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе при гарантированном освоении материала каждого модуля, добиваться высоких образовательных результатов. Сервисы системы дистанционного обучения предоставляют учителю возможности мониторинга продвижения учащихся по образовательным траекториям и контролю результатов усвоения учебного материала.
На этапе повторения или самостоятельного изучения учебного материала указанные характеристики инициируют самостоятельный выбор обучающимся «траектории обучения», и обусловливают тем самым его познавательную активность. ЭОР ИСДО позволяют реализовать новые виды учебной деятельности как по форме, так и по методам представления и извлечения знаний: поиск, регистрацию, сбор, накопление, хранение и обработку информации; интерактивный диалог; осуществление коммуникации образовательного характера; управление отображением на экране моделей изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» - представление на экране математической, информационно -описательной, наглядной модели адекватно оригиналу.
ЭОР ИСДО позволяют автоматизировать обработку результатов учебного эксперимента либо его экранного представления, позволяют многократно повторять эксперимент.
Дистанционное информационное взаимодействие осуществляется между учащимся и интерактивным ЭОР ИСДО; между обучающимся и учителем, обучающихся между собой посредством сервисов системы дистанционного обучения в режиме реального времени (наряду с непосредственным взаимодействием).
Организация исследовательской деятельности обучающихся во
внеурочное время
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время включает реферативную, проектную работу учащихся, в том числе участие в сетевых проектах; самостоятельную работу обучающихся с использованием рекомендованных ЭОР ИСДО, в том числе справочных материалов, тренажеров и самоучителей; участие в телеконференциях и вебинарах; подготовку и участие в соревнованиях разного уровня, в том числе сетевых олимпиадах.
Учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия назначаются учителя образовательного учреждения, как правило, ведущие занятия в классно-урочной форме. Базы данных образовательного учреждения, содержащие информацию обо всех участниках процесса обучения в ИСДО, в том числе данные для идентификации в информационной сети пользователей, формируются в начале каждого учебного года.
Учителя с помощью методистов определяют возможные вариативные виды учебной работы школьников по каждому тематическому разделу; компонуют учебные материалы для индивидуальной и групповой работы; подбирают оценочные материалы; руководят учебными проектами; проводят консультации, в том числе с использованием сервисов системы дистанционного обучения.
Классный руководитель анализирует образовательные результаты каждого школьника, консультируется с учителями, проводящими занятия в классно-урочной форме, и формирует индивидуальный план школьника по внеурочной учебной и исследовательской работе.
В течение всего учебного года классный руководитель (при участии учителей-кураторов) систематически (как правило, еженедельно) ведет со школьниками индивидуальную и групповую работу по согласованию, оценке хода и результативности выполнения индивидуальных планов школьника по внеурочной учебной и исследовательской работе.
Планирование и учёт индивидуальной работы обучающихся и учителей обеспечивается регистрацией процесса обучения сервисами системы дистанционного обучения, которая состоит в своевременном размещении в ИСДО информационных объектов, кратко описывающих события, участников и ресурсы процесса обучения.
При обучении в классно-урочной форме время учебной работы разорвано расписанием занятий на отдельные, как правило, не связанные между собой уроки.
Сервисы системы дистанционного обучения позволяют автоматизировать планирование индивидуальной учебной и исследовательской деятельности обучающихся, что даёт возможность для выстраивания учебной работы вокруг потребностей ученика и распределения его временных ресурсов. Это, в свою очередь, стимулирует участие обучающихся в учебных проектах, которые повышают интенсивность и результативность учебной работы, делают ее более осмысленной и увлекательной, реально отвечают индивидуальным интересам школьников.
При обучении в классно -урочной форме пространство учебной работы, как правило, ограничено стенами классной комнаты (учебного кабинета). Аналогично, коммуникационное пространство, как правило, ограничено условиями традиционной фронтальной учебной работы. Возможности для индивидуализированной работы с применением ЭОР ИСДО, ресурсов
Интернет, для работы в малых группах ограничены.
ЭОР ИСДО, сервисы системы дистанционного обучения и другие средства ИКТ формируют информационно-образовательную среду, где при этом используются новые виды учебной деятельности. Кроме того, сервисы системы дистанционного обучения и другие средства ИКТ изменяют коммуникационное пространство учебной работы: каждый школьник получает возможность для общения со своими партнерами по учебной работе (устно и письменно), что создает благоприятные условия для формирования и развития коммуникативных навыков, способности продуктивно трудиться в составе группы.
Среди оценочных мероприятий образовательного процесса,
проводимого во внеурочное время, выделяют текущее (формирующее) и итоговое (констатирующее) оценивание. Текущее оценивание проводит учитель, в том числе с использованием системы дистанционного обучения. Сервисы системы дистанционного обучения позволяют использовать различные виды тестирования, устный и письменный опрос (его результаты могут быть документированы с помощью видеозаписи), электронный портфолио, фиксирующий освоение индивидуального содержания,
публичные выступления и презентации (в том числе, видео - и аудиоматериалы о своих достижениях). Итоговое тестирование лично каждого обучающегося осуществляет организатор учебного процесса, являющийся независимым оценщиком, в том числе с использованием ЭОР ИСДО и сервисов системы дистанционного обучения. Планирование и учёт индивидуальной работы обучающихся и учителей, трансформация времени и пространства учебной работы обусловливают аддитивную оценку учебной работы (за базовое и индивидуальное содержание), а также переход к использованию принципов модульно -зачетной системы.
Структура ЭОР ИСДО такова, что учебный материал разбит на тематические разделы, каждый тематический раздел сопровождён теоретическими вопросами для самоконтроля, упражнениями, практическими заданиями и тестами, причём тестовые задания варьируются по сложности. Для каждого раздела фиксируются ожидаемые результаты учебной работы, готовятся вариативные учебные и методические материалы. Разбиение курсов на разделы позволяет обучающимся продвигаться с собственной скоростью, выходя на итоговые испытания по каждому разделу по мере того, как они к этому готовы. Все обучающиеся осваивают содержание обязательных разделов.
Дистанционное информационное взаимодействие осуществляется между обучающимся и интерактивным ЭОР ИСДО; между обучающимся и учителями; обучающихся между собой в рамках работы над общим проектом; между родителями обучающихся и учителями посредством сервисов системы дистанционного обучения в режимах реального времени и отложенной связи.
Интегративная организация учебного процесса предполагает индивидуальное или коллективное взаимодействие школьников друг с другом, с учителями-кураторами — во время проведения занятия, выполнения проекта, в процессе самостоятельной работы с учебным содержанием, на основе коммуникационных сервисов (чат, форум, блоги, вики-ресурсы и др.).
Таким образом, интегративная организация учебного процесса обеспечивает повышение эффективности обучения за счет: индивидуализации учения посредством вариативности форм представления информации с целью учета психофизиологических возможностей обучающихся, темпов их работы и степени освоения учебного материала; реализации вариативных форм и методов обучения в урочное и внеурочное время; развития способности обучающегося к самостоятельному приобретению знаний, посредством осуществления деятельности по поиску, обработке, передаче, продуцированию учебной информации с использованием средств ИКТ; активизации учебной деятельности обучающихся; постоянного измерения успешности освоения учебной информации; оперативной обратной связи обучающего и обучающихся в процессе урочной и внеурочной (самостоятельной) работы.
|