Воскресенье, 24.11.2024, 18:11
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Методическое и организационно-инструктивное обеспечение учебного процесса при его интегративной организации в информационной среде

Ведение учебного процесса в общеобразовательной школе при интегративной его организации в ИСДО, а также реализация информационной среды дистанционного обучения осуществляются при наличии соответствующего методического и организационноинструктивного обеспечения. Методическое обеспечение интегративной организации учебного процесса включает рекомендации по планированию (выбору) организационных форм и методов обучения при осуществлении учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы.

Анализ совокупности возможных значений всех элементов дидактической конструкции - вид организации учебного процесса с использованием ДОТ - при решении типичных педагогических задач, представленный ниже, позволил определить педагогически целесообразные организационные формы и методы обучения на основе сопоставления: решаемой педагогической задачи, действий обучающегося (обучающихся); действий обучающего, возможностей сервисов системы дистанционного обучения.

Анализ возможностей информационно -образовательной среды (п. 1.2 главы 1), а также возможностей сервисов системы дистанционного обучения (п. 2.3 главы 2) позволил выделить методы обучения, использование которых педагогически целесообразно в ИСДО:

- обучение в сотрудничестве для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях,

метод проектов для организации проектной деятельности с использованием глобальной сети для творческого интегрированного применения полученных знаний,

исследовательский метод для организации индивидуальной и групповой исследовательской деятельности с использованием ЭОР ИСДО и распределенных ресурсов сети;

метод тематических форумов для реализации коллективных проектов и обсуждения учебных задач;

метод иллюстративных примеров на основе аудио и видео файлов и др.) с учетом режима взаимодействия обучающихся с обучающим и ЭОР, действий обучающего и действий обучающегося (обучающихся), организационной формы обучения и технологических возможностей системы дистанционного обучения, например:

методический прием «видеомодель», когда учебный объект (явление, процесс) демонстрируется с помощью средства моделирования (MS Excel, Visio, MathCad и др.), формулируются условия эксперимента, обучаемые выдвигают гипотезы, наблюдают за изменениями в компьютерной модели, подтверждают (отвергают) гипотезы;

методический прием «видеозадача», когда обучаемым предоставляется формулировка условия учебной или познавательной задачи, элементы решения (этапы решения, вспомогательные подзадачи, методические указания, наводящие подсказки) которой появляются последовательно для последующей самопроверки и самоанализа получаемых результатов и др.

Для организации обучения дистанционной форме в режиме отложенной связи содержание аудиовизуального материала определяется следующей совокупностью информации:

презентационные материалы со звуковым сопровождением,

описание (указание) действий обучаемого по обработке информации,

видеоматериалы (видеозаписи, фрагменты учебных фильмов),

формулировки дополнительных учебных и познавательных заданий (предоставляемых обучаемому в отдельных файлах),

задания тренировочного характера,

ссылки на сетевые ресурсы, предоставляющие набор индивидуально ориентированных дидактических и диагностических материалов.

Анализ форм организации обучения (п. 3.1 главы 3) позволил выделить организационные формы занятий, характерные для учебного процесса, осуществляемого в ИСДО в классе на уроке и во внеурочное время с использованием ДОТ, представленные ниже.

Лекция как демонстрация, предъявление нового материала реализуется в классе на уроке (в очной форме). При использовании ДОТ во внеурочное время (в дистанционной форме) доступны видеолекция в режиме отложенной связи, а также веб-лекция с использованием видеоконференцсвязи в режиме реального времени. При этом лекция адаптирована к условиям школы; как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний. Лекция может поддерживаться интерактивной доской, компьютером как средством наглядности.

Семинарское занятие при закреплении учебного материала в классно-урочной (очной) форме; вебинар во внеурочное время в дистанционной форме в режиме реального времени; практическая самостоятельная работа в режиме отложенной связи при выполнении практических заданий, письменных ответов на вопросы для самоконтроля. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Фронтальная практическая работа, фронтальная лабораторная работа, в том числе с использованием ЭОР ИСДО, а также индивидуальный практикум для формировании практических умений по решению задач в классно-урочной (очной) форме, осуществляемые как правило, с предъявлением заданий различного уровня сложности, с большей опорой на учебники, справочный материал, ЭОР ИСДО. Формирование практических умений во внеурочное время (в дистанционной форме) осуществляется на индивидуальном практикуме.

Учебные викторины и дидактические игры, проводимые с целью закрепления знаний, совершенствования умений и навыков как в классноурочной (очной) форме, так и во внеурочной дистанционной форме с использованием сервисов системы дистанционного обучения.

Консультация, реализуемая как в классно-урочной (очной) форме, так и во внеурочной дистанционной форме с использованием сервисов системы дистанционного обучения и телекоммуникаций в ходе выполнения домашней работы, коллективной или индивидуальной проектной деятельности.

Контрольная работа, осуществляемая в форме компьютерного тестирования с использованием сервисов системы дистанционного обучения для формирования базы тестовых заданий, автоматического генерирования заданий как в классно -урочной, так и в дистанционной форме.

Оперативный контроль на занятии, предполагающем предъявление нового материала, с целью коррекции обучения в режиме реального времени, осуществляемый в форме массового параллельного опроса обучающихся в классно-урочной форме или в дистанционной форме в режиме реального времени с помощью сервисов системы дистанционного обучения, а также других аппаратно-программных средств (например, кликеров).

Исследовательская работа обучаемых, осуществляемая на основе совместной (колоборативной) деятельности, например, при выполнении коллективных или индивидуальных проектов, а также при выполнении творческой индивидуальной работы, как правило, во внеурочной дистанционной форме.

Домашняя работа, формирующая навыки самостоятельной работы со справочной литературой и готовящая школьников к самообразованию.

Форумы проектных групп, дискуссионных групп, организующиеся для решения различных вопросов учебной работы во внеурочное время.

В табл. 3.2 представлены рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы. При этом в табл. 3.2 указаны сервисы системы дистанционного обучения, обеспечивающие применение рекомендованных методов обучения в соответствии с решаемыми педагогическими задачами, действиями обучаемых и обучающих.

 

Педагог

ическая

задача

Режим

взаимодейст

вия

Рекоменду

емая

организации- онная форма обучения

Действия

обучающего

Действия

обучающегося

(обучающихся)

Рекомендуемые

методы

обучения

технологические возможности системы дистанционно го обучения для

реализации

рекомендаций

Предъявление новой учебной информации;

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,

Лекция, выступление с докладами,

Формирование мотивов

учебной и

познавательной

деятельности,

организация совместное целеполагание обучения,

управление процессом познания новых объектов, закономерносте й

осознание необходимости изучения учебного материала, значимости овладения знаниями и умениями,

участие в целеполагании,

освоение способами изучения теоретического материала

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивны е,

Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов, методические приемы

«видеомодель»,

«видеозадача»

«Ресурсы»,

«Уроки»

дистанционное в режиме реального времени,

веб-лекция,

вебинар,

выступление с докладами

Дистанционны е

интерактивные,

Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов, методические приемы

«видеомодель»,

«видеозадача»

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Обмен файлами»,

«Чат»,

«Анкетирова -ние»

Таблица 3.2

 

Рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения

 

при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы

 

дистанционное в режиме отложенной связи;

видеолекция

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

Иллюстративные примеры на основе аудио з видео файлов методические приемы

«видеомодель»,

«видеозадача»

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Обмен файлами»,

«Форум»

Актуализация теоретического материала, закрепление практических умений

непо ср едственно е в классноурочной (очной форме,

семинар,

коллективное обсуждение предложенных вопросов,

фронтальная практическая работа;

фронтальная лабораторная работа,

индивидуальн ый практикум,

учебные викторины,

дидактически е игры

создание учебно - проблемной ситуации посредством формулирования вопросов, подводящих к ученой (научной проблеме,

предъявление демонстрационны х материалов,

управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или

нестандартного способа решения научной проблемы,

участие в постановке проблемы,

сопоставление способов решения,

формулирование вывода о применимости метода в определенных ситуациях

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов методические приемы

«видеомодель»,

«видеозадача»,

учебные викторины и дидактические игры

семинар

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»

дистанционное в режиме реального времени,

вебинар,

выступлени е с докладами,

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов,

учебные викторины,

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

учебные викторины и дидактические игры

вебинар

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Обмен файлами»,

«Чат»,

« Анкетирова -ние»

 

 

дистанционное в режиме отложенной связи;

онтальная фактическая работа;

индивидуаль

ный

практикум

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,

х

к

и

о

0)

К

н

формирование и рассылка учебных заданий;

управление процессом выполнения заданий обучающимися

просмотр статистических

дистанционное в режиме

реального времени,

выполнение

уппрракажнений,

тических

заданий,

 

коллективн

 

ое

 

обсуждение предложенны хвопросов

 

предъявление учебных задач и учебнопознавательных заданий,

управление процессом выполнения заданий обучающимися

просмотр статистических данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися

 

освоение новых методов решения задач,

установление связи и

отношения между теоретическими знаниями                   и

практическими задачами

 

- Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

индивидуальный практикум консультация

 

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

 

дистанционные интерактивные,

дистанционные неинтерактивные,

компьютерное тестирование

индивидуальный практикум

консультация

 

«ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

«Обмен файлами»,

« Анкетирова

 

ЬЧ

к

к

(U

а

0)

Рч

«

К

К

(U

S

0)

К

 

«

О

Рн

к

о

003

сп

 

дистанционные интерактивные,

дистанционные неинтерактивные,

индивидуальный практикум

учебные викторины и дидактические игры

консультация

 

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Обмен файлами»,

«Форум»

 

- дидактическ ие игры

 

подготовка рефератов,

подготовка ответов на вопросы для самоконтроля

 

 

 

данных и анализ

результатов

выполнения

заданий

учащимися

дистанционное в режиме отложенной связи;

выполнение упражнений, практических заданий,

выполнение творческих заданий

формирование и рассылка учебных заданий;

просмотр статистичес ких данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися

 

 

-ние»

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

компьютерное тестирование

индивидуальный практикум

консультация

-«несурсы»,

-«Уроки»,

-«Задания»,

-«Тесты»,

- «Журнал успеваемости

>>,

-«Обмен

файлами»,

-«Форум»

 

 

фронтальна я

лабораторная

рабоТа

коллективна

я или

индивидуаль ная

проектная

деятельность

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,

участие в

определении содержания и

структурировании учебного материала,

участие в реальном или графическом преобразовании объектов в знаковосимволической форме,

установление связи

и отношения между теоретическими знаниями и

практическими задачами,

сопоставление способов решения,

формулирование

 

St9

но

■*8

исГОн

H)S

°о о 3

До

ЬЧЙ 0) и

По пЧ « 0)

№ а о о о

й д

Ё«

||

д ° н j о я о н S ®

О

 

«

 

о

 

нч м О Д

«&

ОД н о о и

W я д а

Ю со

os О) 3 5н

gs

д д

5 о

* Д

тд

 

вывода

применимости метода определенных ситуациях,

предъявление учебной информации,

участие                  в

постановке новых гипотез,

определение темы самостоятельной исследовательской деятельности

 

о

 

в

 

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные, -творческая индивидуальная работа

метод проектов

массовый параллельный опрос

консультация

обучение в сотрудничестве

 

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»

 

- организует процесс

самостоятельног о определения обучающими амок

 

одержания
шого

 

учеб материала и его структурирован

- организует юцесс

 

ормирования действий обучаемых в материальной и материализован ной форме,

руководит процессом познания новых объектов, закономерносте й; выдвижения гипотез;

управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или

нестандартного

способа

решения

научной

проблемы,

управление совместной

ботой по •новлению   и

 

ро

 

 

 

редактированию содержимого общего ресурса

 

дистанционное в режиме реального времени,

- коллективн ое

обсуждение преДложенны х вопросов

управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или

нестандартного

способа

решения

научной

проблемы,

управление совместной работой по обновлению и редактированию содержимого общего ресурса

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные, -творческая индивидуальная работа

проектная деятельность

индивидуальный практикум,

консультация

тематические форумы

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»,

«Обмен файлами»,

«Чат»,

« Анкетирова -ние»

дистанционное в режиме отложенной связи;

выполнение творческих заданий

коллективна я или индивидуаль ная

проектная

деятельность

формирование и рассылка индивидуальных планов учебной и научно - познавательной деятельности,

управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или

нестандартного

способа

решения

научной

проблемы

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

-творческая

индивидуальная

работа

проектная деятельность

индивидуальный практикум

консультация

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»,

«Обмен файлами»,

«Форум»

ь±ноЗ «ОС 1

непосредствен

- фронтальна

- управление

- освоение новых

- Аудиторные

- «Ресурсы»,

г

 

ное в классноурочной (очной) форме,

я

практическая

работа;

индивидуал ьный

практикум

домашняя работа

процессом

выделения,

сопоставления

нескольких

способов,

нахождение

рационального

и/или

нестандартно! о способа решения задачи

- управление

деятельностью

по

систематизаци и задач

методов решения задач,

- установление связи и отношения между

теоретическими знаниями и практическими задачами

интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

индивидуальный практикум

« Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»

дистанционное в режиме реального времени,

учебные викторины,

дидактическ ие игры

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

индивидуальный практикум

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»,

«Обмен файлами»,

«Чат»,

« Анкетирова -ние»

дистанционное в режиме отложенной связи;

выполнение практических заданий

индивидуал ьный

практикум

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

индивидуальный практикум

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»,

«Обмен файлами»,

«Форум»

Оперативный контроль на занятии,

предполагающем

предъявление

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,

массовый параллельны й опрос обучающихся

компьютерн ое

тестирование

коллективн ое

обсуждение

предложенны

управление процессом диагностики знаний и умений

обучаеющихся

,

управление процессом определения содержания

осуществление самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля,

осознание уровня обученности,

осознание ошибок и недочетов,

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

массовый параллельныйо опрос

компьютерное тестирование

«задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

»

 

х вопросов

корректирубщ ей работы,

- организация обсуждения вопросов и принятия решений

- организация

самокоррекции

результатов

дистанционное в режиме реального времени,

массовый параллельны й опрос обучающихся

компьютерн ое

тестирование

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

массовый параллельныйо опрос

компьютерное тестирование

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

«Анкетирова

ние»

дистанционное в режиме отложенной связи;

компьютерн ое

тестирование

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов на форуме

Дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

массовый параллельныйо опрос

компьютерное тестирование

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

«Форум»

Подготовка группы обучающихся к

аттестационному, конкурсному мероприятию

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме

лекция,

семинар,

индивидуал ьный

практикум

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов,

дидактическ ие игры

консультаци я

руководит процессом познания новых объектов, закономерносте й; выдвижения гипотез;

управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или

нестандартного способа решения задачи

формировани

освоение новых методов решения задач,

установление связи и отношения между теоретическими знаниями и практическими задачами,

сопоставление способов решения,

формулирование вывода о применимости метода в определенных ситуациях,

осознание уровня обученности,

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

массовый параллельныйо опрос

компьютерное тестирование,

индивидуальный практикум

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«Рабочая программа»

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

»

дистанционное в режиме реального времени,

веб-лекция,

вебинар

индивидуал ьный

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

«Ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

 

практикум

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов,

консультаци я

е и рассылка

учебных

заданий;

- просмотр

статистических

данных и анализ

результатов

выполнения

заданий

учащимися

массовый параллельныйо опрос

компьютерное тестирование ,

индивидуальный практикум,

«рабочая программа»

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

«Чат»

дистанционное в режиме отложенной связи;

индивидуал ьный

практикум

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов,

консультаци я

форумы дискуссионн ых или проектных групп

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

массовый „ параллельныйо опрос

компьютерное тестирование ,

индивидуальный практикум

«ресурсы»,

«Уроки»,

«Задания»,

«Вики»,

«рабочая программа»

«Задания»,

«Тесты»,

«Журнал успеваемости

«Форум»

Подведение итогов деятельности обучаемых

непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,

коллективн ое

обсуждение предложенны х вопросов,

консультаци я

просмотр статистически х данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися

взаимодейст вие с родителями обучающихся;

осознание уровня обученности,

осознание ошибок и недочетов,

организация самокоррекции результатов,

определение темы

самостоятельной

исследовательской

деятельности

Аудиторные интерактивные,

Аудиторные неинтерактивные,

семинар

- «журнал успеваемости

дистанционное в режиме реального времени,

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

-вебинар

«журнал успеваемости

«Чат»

дистанционное в режиме отложенной связи;

дистанционные интерактивные,

Дистанционные неинтерактивные,

-вебинар

«журнал успеваемости

«Форум»

 

 

Таким образом, при интегративной организации учебного процесса в ИСДО реализуются вариативные формы и методы обучения, а также вариативные формы информационного взаимодействия обучающихся с обучающими, с интерактивным ЭОР за счет осуществления дистанционного взаимодействия в режимах реального времени и отложенной связи во внеурочное время на базе сервисов системы дистанционного обучения, а также осуществления непосредственного взаимодействия в урочное время.

Разработанные рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы входят в состав методического обеспечения интегративной организации учебного процесса.

Организационно-инструктивное обеспечение интегративной организации учебного процесса основано на правовой нормативной документации. Законодательство об образовании включает в себя закон, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти в сфере образования. Органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об образовании [265, ст. 30]. К компетенции образовательной организации относится использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения [265, ст. 28].

Закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешает применять дистанционные образовательные технологии, а также электронное обучение в образовательных учреждениях. В ст. 13 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей общие требования к реализации образовательных программ, указано что: при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

В ст. 16 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, указано что:

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. [265 ст. 16].

Локальные нормативные акты, регламентирующие учебный процесс, проводимый при интегративной его организации в ИСДО, определяют (нормируют) следующие аспекты его реализации:

устанавливают ответственность участников учебного процесса за определенные виды деятельности, такие как формирование и утверждение заявки на участие во фрагменте учебного процесса, назначение учителей- кураторов сетевого информационного взаимодействия, формирование индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося, формирование учебного плана учащегося на период пропусков занятий, проведение мониторинга учебных достижений, контроль и регистрацию результатов обучения;

устанавливают взаимоотношения, в том числе отношения

подчинения, между участниками учебного процесса (учащимися,

педагогами-кураторами / классными руководителями, учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия, родителями,

администраторами);

регламентируют порядок (описывают процедуры) перехода и возврата учащихся с традиционной классно -урочной формы обучения на дистанционную в случае вынужденных пропусков занятий, при том, что продолжительность отсутствия учащегося заранее не установлена (не известна);

регламентируют порядок планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, порядок учета индивидуальной работы обучающих и обучающихся;

обеспечивают мотивацию участников учебного процесса (учителей, администраторов и др.), в том числе за счёт материального вознаграждения, а также за счёт расширения должностных обязанностей, педагогов и администраторов, которые кроме традиционных занятий ведут (курируют) дистанционное обучение школьников в период их отсутствия, а также организуют (управляют) учебную и исследовательскую работу учащихся во внеурочное время.

Таким образом, организационно -инструктивное обеспечение интегративной организации учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения включает Закон об образовании в РФ и локальные нормативные акты, в частности:

«Регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы»;

дополнения к «Должностной инструкции учителя» в отношении работы в ИСДО.

Регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы определяет действия участников учебного процесса и распределение ресурсов. В состав регламента включены документированные процедуры, которые утверждаются в соответствующем порядке и размещаются на сайте образовательного учреждения или на сайте отдела образования районной или городской администрации. Автором разработаны следующие документированные процедуры:

процедура планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, определяющая порядок формирования и утверждения заявки на участие во фрагменте учебного процесса;

процедура перевода учащегося на обучение с использованием ДОТ на период пропусков занятий, определяющая порядок формирования и размещения в ИСДО индивидуального учебного плана учащегося на период пропусков занятий (неустановленной заранее продолжительности), а также назначение учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия;

процедура планирования индивидуальной работы учащихся,

определяющая структуру и порядок формирования индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося;

- процедура регистрации результатов обучения, определяющая порядок мониторинга учебных достижений и др.

Дополнения к должностной инструкции учителя в отношении работы в ИСДО содержат описание должностных обязанностей учителя-куратора сетевого информационного взаимодействия.

Выводы по 3-ей главе

Обосновано и определено понятие дидактическая конструкция, рассматриваемое как условный образец педагогического процесса, представленный в виде описания структурных элементов и связей между ними, отображающий и воспроизводящий дидактические свойства процесса; выделен набор структурных элементов дидактической конструкции, описывающей виды организации учебного процесса с использованием ДОТ, определены возможные значения этих элементов.

Разработана и описана систематизация видов организации учебного процесса с использованием ДОТ, включающая: индивидуальное консультирование на базе сетевых сервисов для реализации удаленного взаимодействия; обучение в территориально распределенных группах в условиях удаленного взаимодействия в режиме реального времени; самообучение с использованием распределенного информационного ресурса; обучение на базе мобильных портативных электронных устройств связи с использованием ЭОР в условиях удаленного взаимодействия и др.

Разработана интегративная организация учебного процесса в ИСДО, обеспечивающая: обучение в группах постоянного состава в урочное время в школе в условиях встраиваемости ЭОР в традиционную классно -урочную систему; индивидуальное обучение учащихся с использованием ЭОР ИСДО в период вынужденных пропусков ими занятий в школе, а также обучение в группах непостоянного состава во внеурочное время при автоматизации управления внеурочной учебной и исследовательской деятельностью учащегося на базе сервисов системы дистанционного обучения.

Определены методические и организационные требования к реализации ИСДО общеобразовательной школы: наличие учебных материалов, составляющих контент ЭОР ИСДО, удовлетворяющих требованиям к их педагогико-эргономическим характеристикам, освоение которых обеспечивает осуществление разнообразных видов учебной деятельности; обеспечение авторизованного доступа участников процесса обучения к ЭОР ИСДО и к информации о результатах обучения; осуществление информационного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса; обеспечение управления учебной деятельностью с помощью сервисов системы дистанционного обучения; наличие в образовательном учреждении необходимых организационно-инструктивных документов для поддержки учебного процесса в ИСДО.

Разработаны и сформулированы методические рекомендации по выбору форм и методов обучения при реализации учебного процесса в ИСДО, в которых выделены и обоснованы методы обучения, применение которых способствует решению педагогической задачи в зависимости от: режима взаимодействия обучающихся с обучающим и ЭОР, действий обучающего и действий обучающегося (обучающихся), организационной формы обучения и технологических возможностей системы дистанционного обучения.

Разработан регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы, который определяет действия участников учебного процесса и распределение ресурсов. В состав регламента включены документированные процедуры: процедура планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, определяющая порядок формирования и утверждения заявки на участие в учебном процессе; процедура перевода учащегося на обучение с использованием ДОТ, определяющая порядок формирования индивидуального учебного плана учащегося на период пропусков занятий (не установленной заранее продолжительности), а также назначение учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия на период обучения на базе ДОТ; процедура планирования индивидуальной работы учащихся, определяющая структуру и порядок формирования индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося; процедура регистрации результатов обучения, определяющая условия проведения мониторинга учебных достижений и др.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%