Ведение учебного процесса в общеобразовательной школе при интегративной его организации в ИСДО, а также реализация информационной среды дистанционного обучения осуществляются при наличии соответствующего методического и организационноинструктивного обеспечения. Методическое обеспечение интегративной организации учебного процесса включает рекомендации по планированию (выбору) организационных форм и методов обучения при осуществлении учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы.
Анализ совокупности возможных значений всех элементов дидактической конструкции - вид организации учебного процесса с использованием ДОТ - при решении типичных педагогических задач, представленный ниже, позволил определить педагогически целесообразные организационные формы и методы обучения на основе сопоставления: решаемой педагогической задачи, действий обучающегося (обучающихся); действий обучающего, возможностей сервисов системы дистанционного обучения.
Анализ возможностей информационно -образовательной среды (п. 1.2 главы 1), а также возможностей сервисов системы дистанционного обучения (п. 2.3 главы 2) позволил выделить методы обучения, использование которых педагогически целесообразно в ИСДО:
- обучение в сотрудничестве для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях,
метод проектов для организации проектной деятельности с использованием глобальной сети для творческого интегрированного применения полученных знаний,
исследовательский метод для организации индивидуальной и групповой исследовательской деятельности с использованием ЭОР ИСДО и распределенных ресурсов сети;
метод тематических форумов для реализации коллективных проектов и обсуждения учебных задач;
метод иллюстративных примеров на основе аудио и видео файлов и др.) с учетом режима взаимодействия обучающихся с обучающим и ЭОР, действий обучающего и действий обучающегося (обучающихся), организационной формы обучения и технологических возможностей системы дистанционного обучения, например:
методический прием «видеомодель», когда учебный объект (явление, процесс) демонстрируется с помощью средства моделирования (MS Excel, Visio, MathCad и др.), формулируются условия эксперимента, обучаемые выдвигают гипотезы, наблюдают за изменениями в компьютерной модели, подтверждают (отвергают) гипотезы;
методический прием «видеозадача», когда обучаемым предоставляется формулировка условия учебной или познавательной задачи, элементы решения (этапы решения, вспомогательные подзадачи, методические указания, наводящие подсказки) которой появляются последовательно для последующей самопроверки и самоанализа получаемых результатов и др.
Для организации обучения дистанционной форме в режиме отложенной связи содержание аудиовизуального материала определяется следующей совокупностью информации:
презентационные материалы со звуковым сопровождением,
описание (указание) действий обучаемого по обработке информации,
видеоматериалы (видеозаписи, фрагменты учебных фильмов),
формулировки дополнительных учебных и познавательных заданий (предоставляемых обучаемому в отдельных файлах),
задания тренировочного характера,
ссылки на сетевые ресурсы, предоставляющие набор индивидуально ориентированных дидактических и диагностических материалов.
Анализ форм организации обучения (п. 3.1 главы 3) позволил выделить организационные формы занятий, характерные для учебного процесса, осуществляемого в ИСДО в классе на уроке и во внеурочное время с использованием ДОТ, представленные ниже.
Лекция как демонстрация, предъявление нового материала реализуется в классе на уроке (в очной форме). При использовании ДОТ во внеурочное время (в дистанционной форме) доступны видеолекция в режиме отложенной связи, а также веб-лекция с использованием видеоконференцсвязи в режиме реального времени. При этом лекция адаптирована к условиям школы; как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний. Лекция может поддерживаться интерактивной доской, компьютером как средством наглядности.
Семинарское занятие при закреплении учебного материала в классно-урочной (очной) форме; вебинар во внеурочное время в дистанционной форме в режиме реального времени; практическая самостоятельная работа в режиме отложенной связи при выполнении практических заданий, письменных ответов на вопросы для самоконтроля. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Фронтальная практическая работа, фронтальная лабораторная работа, в том числе с использованием ЭОР ИСДО, а также индивидуальный практикум для формировании практических умений по решению задач в классно-урочной (очной) форме, осуществляемые как правило, с предъявлением заданий различного уровня сложности, с большей опорой на учебники, справочный материал, ЭОР ИСДО. Формирование практических умений во внеурочное время (в дистанционной форме) осуществляется на индивидуальном практикуме.
Учебные викторины и дидактические игры, проводимые с целью закрепления знаний, совершенствования умений и навыков как в классноурочной (очной) форме, так и во внеурочной дистанционной форме с использованием сервисов системы дистанционного обучения.
Консультация, реализуемая как в классно-урочной (очной) форме, так и во внеурочной дистанционной форме с использованием сервисов системы дистанционного обучения и телекоммуникаций в ходе выполнения домашней работы, коллективной или индивидуальной проектной деятельности.
Контрольная работа, осуществляемая в форме компьютерного тестирования с использованием сервисов системы дистанционного обучения для формирования базы тестовых заданий, автоматического генерирования заданий как в классно -урочной, так и в дистанционной форме.
Оперативный контроль на занятии, предполагающем предъявление нового материала, с целью коррекции обучения в режиме реального времени, осуществляемый в форме массового параллельного опроса обучающихся в классно-урочной форме или в дистанционной форме в режиме реального времени с помощью сервисов системы дистанционного обучения, а также других аппаратно-программных средств (например, кликеров).
Исследовательская работа обучаемых, осуществляемая на основе совместной (колоборативной) деятельности, например, при выполнении коллективных или индивидуальных проектов, а также при выполнении творческой индивидуальной работы, как правило, во внеурочной дистанционной форме.
Домашняя работа, формирующая навыки самостоятельной работы со справочной литературой и готовящая школьников к самообразованию.
Форумы проектных групп, дискуссионных групп, организующиеся для решения различных вопросов учебной работы во внеурочное время.
В табл. 3.2 представлены рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы. При этом в табл. 3.2 указаны сервисы системы дистанционного обучения, обеспечивающие применение рекомендованных методов обучения в соответствии с решаемыми педагогическими задачами, действиями обучаемых и обучающих.
Педагог
ическая
задача
Режим
взаимодейст
вия
Рекоменду
емая
организации- онная форма обучения
Действия
обучающего
Действия
обучающегося
(обучающихся)
Рекомендуемые
методы
обучения
технологические возможности системы дистанционно го обучения для
реализации
рекомендаций
Предъявление новой учебной информации;
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,
Лекция, выступление с докладами,
Формирование мотивов
учебной и
познавательной
деятельности,
организация совместное целеполагание обучения,
управление процессом познания новых объектов, закономерносте й
осознание необходимости изучения учебного материала, значимости овладения знаниями и умениями,
участие в целеполагании,
освоение способами изучения теоретического материала
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивны е,
Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов, методические приемы
«видеомодель»,
«видеозадача»
«Ресурсы»,
«Уроки»
дистанционное в режиме реального времени,
веб-лекция,
вебинар,
выступление с докладами
Дистанционны е
интерактивные,
Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов, методические приемы
«видеомодель»,
«видеозадача»
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Обмен файлами»,
«Чат»,
«Анкетирова -ние»
Таблица 3.2
Рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения
при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы
дистанционное в режиме отложенной связи;
видеолекция
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
Иллюстративные примеры на основе аудио з видео файлов методические приемы
«видеомодель»,
«видеозадача»
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Обмен файлами»,
«Форум»
Актуализация теоретического материала, закрепление практических умений
непо ср едственно е в классноурочной (очной форме,
семинар,
коллективное обсуждение предложенных вопросов,
фронтальная практическая работа;
фронтальная лабораторная работа,
индивидуальн ый практикум,
учебные викторины,
дидактически е игры
создание учебно - проблемной ситуации посредством формулирования вопросов, подводящих к ученой (научной проблеме,
предъявление демонстрационны х материалов,
управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или
нестандартного способа решения научной проблемы,
участие в постановке проблемы,
сопоставление способов решения,
формулирование вывода о применимости метода в определенных ситуациях
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
Иллюстративные примеры на основе аудио и видео файлов методические приемы
«видеомодель»,
«видеозадача»,
учебные викторины и дидактические игры
семинар
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»
дистанционное в режиме реального времени,
вебинар,
выступлени е с докладами,
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов,
учебные викторины,
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
учебные викторины и дидактические игры
вебинар
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Обмен файлами»,
«Чат»,
« Анкетирова -ние»
дистанционное в режиме отложенной связи;
онтальная фактическая работа;
индивидуаль
ный
практикум
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,
х
к
и
о
0)
К
н
формирование и рассылка учебных заданий;
управление процессом выполнения заданий обучающимися
просмотр статистических
дистанционное в режиме
реального времени,
выполнение
уппрракажнений,
тических
заданий,
коллективн
ое
обсуждение предложенны хвопросов
предъявление учебных задач и учебнопознавательных заданий,
управление процессом выполнения заданий обучающимися
просмотр статистических данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися
освоение новых методов решения задач,
установление связи и
отношения между теоретическими знаниями и
практическими задачами
- Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
индивидуальный практикум консультация
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
дистанционные интерактивные,
дистанционные неинтерактивные,
компьютерное тестирование
индивидуальный практикум
консультация
«ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
«Обмен файлами»,
« Анкетирова
ЬЧ
к
к
(U
а
0)
Рч
«
К
К
(U
S
0)
К
«
О
Рн
к
о
003
сп
дистанционные интерактивные,
дистанционные неинтерактивные,
индивидуальный практикум
учебные викторины и дидактические игры
консультация
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Обмен файлами»,
«Форум»
- дидактическ ие игры
подготовка рефератов,
подготовка ответов на вопросы для самоконтроля
данных и анализ
результатов
выполнения
заданий
учащимися
дистанционное в режиме отложенной связи;
выполнение упражнений, практических заданий,
выполнение творческих заданий
формирование и рассылка учебных заданий;
просмотр статистичес ких данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися
-ние»
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
компьютерное тестирование
индивидуальный практикум
консультация
-«несурсы»,
-«Уроки»,
-«Задания»,
-«Тесты»,
- «Журнал успеваемости
>>,
-«Обмен
файлами»,
-«Форум»
фронтальна я
лабораторная
рабоТа
коллективна
я или
индивидуаль ная
проектная
деятельность
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,
участие в
определении содержания и
структурировании учебного материала,
участие в реальном или графическом преобразовании объектов в знаковосимволической форме,
установление связи
и отношения между теоретическими знаниями и
практическими задачами,
сопоставление способов решения,
формулирование
St9
но
■*8
исГОн
H)S
°о о 3
До
ЬЧЙ 0) и
По пЧ « 0)
№ а о о о
й д
Ё«
||
2«
д ° н j о я о н S ®
О
«
о
нч м О Д
«&
ОД н о о и
W я д а
Ю со
os О) 3 5н
gs
д д
5 о
* Д
тд
вывода
применимости метода определенных ситуациях,
предъявление учебной информации,
участие в
постановке новых гипотез,
определение темы самостоятельной исследовательской деятельности
о
в
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные, -творческая индивидуальная работа
метод проектов
массовый параллельный опрос
консультация
обучение в сотрудничестве
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»
- организует процесс
самостоятельног о определения обучающими амок
одержания
шого
учеб материала и его структурирован
- организует юцесс
ормирования действий обучаемых в материальной и материализован ной форме,
руководит процессом познания новых объектов, закономерносте й; выдвижения гипотез;
управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или
нестандартного
способа
решения
научной
проблемы,
управление совместной
ботой по •новлению и
ро
редактированию содержимого общего ресурса
дистанционное в режиме реального времени,
- коллективн ое
обсуждение преДложенны х вопросов
управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или
нестандартного
способа
решения
научной
проблемы,
управление совместной работой по обновлению и редактированию содержимого общего ресурса
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные, -творческая индивидуальная работа
проектная деятельность
индивидуальный практикум,
консультация
тематические форумы
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»,
«Обмен файлами»,
«Чат»,
« Анкетирова -ние»
дистанционное в режиме отложенной связи;
выполнение творческих заданий
коллективна я или индивидуаль ная
проектная
деятельность
формирование и рассылка индивидуальных планов учебной и научно - познавательной деятельности,
управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или
нестандартного
способа
решения
научной
проблемы
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
-творческая
индивидуальная
работа
проектная деятельность
индивидуальный практикум
консультация
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»,
«Обмен файлами»,
«Форум»
ь±ноЗ «ОС 1
непосредствен
- фронтальна
- управление
- освоение новых
- Аудиторные
- «Ресурсы»,
г
ное в классноурочной (очной) форме,
я
практическая
работа;
индивидуал ьный
практикум
домашняя работа
процессом
выделения,
сопоставления
нескольких
способов,
нахождение
рационального
и/или
нестандартно! о способа решения задачи
- управление
деятельностью
по
систематизаци и задач
методов решения задач,
- установление связи и отношения между
теоретическими знаниями и практическими задачами
интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
индивидуальный практикум
« Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»
дистанционное в режиме реального времени,
учебные викторины,
дидактическ ие игры
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
индивидуальный практикум
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»,
«Обмен файлами»,
«Чат»,
« Анкетирова -ние»
дистанционное в режиме отложенной связи;
выполнение практических заданий
индивидуал ьный
практикум
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
индивидуальный практикум
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»,
«Обмен файлами»,
«Форум»
Оперативный контроль на занятии,
предполагающем
предъявление
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,
массовый параллельны й опрос обучающихся
компьютерн ое
тестирование
коллективн ое
обсуждение
предложенны
управление процессом диагностики знаний и умений
обучаеющихся
,
управление процессом определения содержания
осуществление самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля,
осознание уровня обученности,
осознание ошибок и недочетов,
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
массовый параллельныйо опрос
компьютерное тестирование
«задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
»
х вопросов
корректирубщ ей работы,
- организация обсуждения вопросов и принятия решений
- организация
самокоррекции
результатов
дистанционное в режиме реального времени,
массовый параллельны й опрос обучающихся
компьютерн ое
тестирование
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
массовый параллельныйо опрос
компьютерное тестирование
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
«Анкетирова
ние»
дистанционное в режиме отложенной связи;
компьютерн ое
тестирование
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов на форуме
Дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
массовый параллельныйо опрос
компьютерное тестирование
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
«Форум»
Подготовка группы обучающихся к
аттестационному, конкурсному мероприятию
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме
лекция,
семинар,
индивидуал ьный
практикум
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов,
дидактическ ие игры
консультаци я
руководит процессом познания новых объектов, закономерносте й; выдвижения гипотез;
управление процессом выделения, сопоставления нескольких способов, нахождение рационального и/или
нестандартного способа решения задачи
формировани
освоение новых методов решения задач,
установление связи и отношения между теоретическими знаниями и практическими задачами,
сопоставление способов решения,
формулирование вывода о применимости метода в определенных ситуациях,
осознание уровня обученности,
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
массовый параллельныйо опрос
компьютерное тестирование,
индивидуальный практикум
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«Рабочая программа»
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
»
дистанционное в режиме реального времени,
веб-лекция,
вебинар
индивидуал ьный
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
«Ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
практикум
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов,
консультаци я
е и рассылка
учебных
заданий;
- просмотр
статистических
данных и анализ
результатов
выполнения
заданий
учащимися
массовый параллельныйо опрос
компьютерное тестирование ,
индивидуальный практикум,
«рабочая программа»
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
«Чат»
дистанционное в режиме отложенной связи;
индивидуал ьный
практикум
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов,
консультаци я
форумы дискуссионн ых или проектных групп
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
массовый „ параллельныйо опрос
компьютерное тестирование ,
индивидуальный практикум
«ресурсы»,
«Уроки»,
«Задания»,
«Вики»,
«рабочая программа»
«Задания»,
«Тесты»,
«Журнал успеваемости
«Форум»
Подведение итогов деятельности обучаемых
непосредствен ное в классноурочной (очной) форме,
коллективн ое
обсуждение предложенны х вопросов,
консультаци я
просмотр статистически х данных и анализ результатов выполнения заданий учащимися
взаимодейст вие с родителями обучающихся;
осознание уровня обученности,
осознание ошибок и недочетов,
организация самокоррекции результатов,
определение темы
самостоятельной
исследовательской
деятельности
Аудиторные интерактивные,
Аудиторные неинтерактивные,
семинар
- «журнал успеваемости
дистанционное в режиме реального времени,
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
-вебинар
«журнал успеваемости
«Чат»
дистанционное в режиме отложенной связи;
дистанционные интерактивные,
Дистанционные неинтерактивные,
-вебинар
«журнал успеваемости
«Форум»
Таким образом, при интегративной организации учебного процесса в ИСДО реализуются вариативные формы и методы обучения, а также вариативные формы информационного взаимодействия обучающихся с обучающими, с интерактивным ЭОР за счет осуществления дистанционного взаимодействия в режимах реального времени и отложенной связи во внеурочное время на базе сервисов системы дистанционного обучения, а также осуществления непосредственного взаимодействия в урочное время.
Разработанные рекомендации по планированию (выбору) форм и методов обучения при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы входят в состав методического обеспечения интегративной организации учебного процесса.
Организационно-инструктивное обеспечение интегративной организации учебного процесса основано на правовой нормативной документации. Законодательство об образовании включает в себя закон, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти в сфере образования. Органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об образовании [265, ст. 30]. К компетенции образовательной организации относится использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения [265, ст. 28].
Закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешает применять дистанционные образовательные технологии, а также электронное обучение в образовательных учреждениях. В ст. 13 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей общие требования к реализации образовательных программ, указано что: при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В ст. 16 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, указано что:
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. [265 ст. 16].
Локальные нормативные акты, регламентирующие учебный процесс, проводимый при интегративной его организации в ИСДО, определяют (нормируют) следующие аспекты его реализации:
устанавливают ответственность участников учебного процесса за определенные виды деятельности, такие как формирование и утверждение заявки на участие во фрагменте учебного процесса, назначение учителей- кураторов сетевого информационного взаимодействия, формирование индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося, формирование учебного плана учащегося на период пропусков занятий, проведение мониторинга учебных достижений, контроль и регистрацию результатов обучения;
устанавливают взаимоотношения, в том числе отношения
подчинения, между участниками учебного процесса (учащимися,
педагогами-кураторами / классными руководителями, учителями-кураторами сетевого информационного взаимодействия, родителями,
администраторами);
регламентируют порядок (описывают процедуры) перехода и возврата учащихся с традиционной классно -урочной формы обучения на дистанционную в случае вынужденных пропусков занятий, при том, что продолжительность отсутствия учащегося заранее не установлена (не известна);
регламентируют порядок планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, порядок учета индивидуальной работы обучающих и обучающихся;
обеспечивают мотивацию участников учебного процесса (учителей, администраторов и др.), в том числе за счёт материального вознаграждения, а также за счёт расширения должностных обязанностей, педагогов и администраторов, которые кроме традиционных занятий ведут (курируют) дистанционное обучение школьников в период их отсутствия, а также организуют (управляют) учебную и исследовательскую работу учащихся во внеурочное время.
Таким образом, организационно -инструктивное обеспечение интегративной организации учебного процесса в информационной среде дистанционного обучения включает Закон об образовании в РФ и локальные нормативные акты, в частности:
«Регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы»;
дополнения к «Должностной инструкции учителя» в отношении работы в ИСДО.
Регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы определяет действия участников учебного процесса и распределение ресурсов. В состав регламента включены документированные процедуры, которые утверждаются в соответствующем порядке и размещаются на сайте образовательного учреждения или на сайте отдела образования районной или городской администрации. Автором разработаны следующие документированные процедуры:
процедура планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, определяющая порядок формирования и утверждения заявки на участие во фрагменте учебного процесса;
процедура перевода учащегося на обучение с использованием ДОТ на период пропусков занятий, определяющая порядок формирования и размещения в ИСДО индивидуального учебного плана учащегося на период пропусков занятий (неустановленной заранее продолжительности), а также назначение учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия;
процедура планирования индивидуальной работы учащихся,
определяющая структуру и порядок формирования индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося;
- процедура регистрации результатов обучения, определяющая порядок мониторинга учебных достижений и др.
Дополнения к должностной инструкции учителя в отношении работы в ИСДО содержат описание должностных обязанностей учителя-куратора сетевого информационного взаимодействия.
Выводы по 3-ей главе
Обосновано и определено понятие дидактическая конструкция, рассматриваемое как условный образец педагогического процесса, представленный в виде описания структурных элементов и связей между ними, отображающий и воспроизводящий дидактические свойства процесса; выделен набор структурных элементов дидактической конструкции, описывающей виды организации учебного процесса с использованием ДОТ, определены возможные значения этих элементов.
Разработана и описана систематизация видов организации учебного процесса с использованием ДОТ, включающая: индивидуальное консультирование на базе сетевых сервисов для реализации удаленного взаимодействия; обучение в территориально распределенных группах в условиях удаленного взаимодействия в режиме реального времени; самообучение с использованием распределенного информационного ресурса; обучение на базе мобильных портативных электронных устройств связи с использованием ЭОР в условиях удаленного взаимодействия и др.
Разработана интегративная организация учебного процесса в ИСДО, обеспечивающая: обучение в группах постоянного состава в урочное время в школе в условиях встраиваемости ЭОР в традиционную классно -урочную систему; индивидуальное обучение учащихся с использованием ЭОР ИСДО в период вынужденных пропусков ими занятий в школе, а также обучение в группах непостоянного состава во внеурочное время при автоматизации управления внеурочной учебной и исследовательской деятельностью учащегося на базе сервисов системы дистанционного обучения.
Определены методические и организационные требования к реализации ИСДО общеобразовательной школы: наличие учебных материалов, составляющих контент ЭОР ИСДО, удовлетворяющих требованиям к их педагогико-эргономическим характеристикам, освоение которых обеспечивает осуществление разнообразных видов учебной деятельности; обеспечение авторизованного доступа участников процесса обучения к ЭОР ИСДО и к информации о результатах обучения; осуществление информационного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса; обеспечение управления учебной деятельностью с помощью сервисов системы дистанционного обучения; наличие в образовательном учреждении необходимых организационно-инструктивных документов для поддержки учебного процесса в ИСДО.
Разработаны и сформулированы методические рекомендации по выбору форм и методов обучения при реализации учебного процесса в ИСДО, в которых выделены и обоснованы методы обучения, применение которых способствует решению педагогической задачи в зависимости от: режима взаимодействия обучающихся с обучающим и ЭОР, действий обучающего и действий обучающегося (обучающихся), организационной формы обучения и технологических возможностей системы дистанционного обучения.
Разработан регламент поддержки учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы, который определяет действия участников учебного процесса и распределение ресурсов. В состав регламента включены документированные процедуры: процедура планирования и проведения учебного процесса в ИСДО, определяющая порядок формирования и утверждения заявки на участие в учебном процессе; процедура перевода учащегося на обучение с использованием ДОТ, определяющая порядок формирования индивидуального учебного плана учащегося на период пропусков занятий (не установленной заранее продолжительности), а также назначение учителей-кураторов сетевого информационного взаимодействия на период обучения на базе ДОТ; процедура планирования индивидуальной работы учащихся, определяющая структуру и порядок формирования индивидуального плана внеурочной учебной и исследовательской работы учащегося; процедура регистрации результатов обучения, определяющая условия проведения мониторинга учебных достижений и др.
|