Воскресенье, 24.11.2024, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Содержание компонентов информационной деятельности учителя по созданию и использованию электронных образовательных ресурсов

Использованию ДОТ в образовательных учреждениях посвящены работы Лавиной Т.А. [120], Осина А.В. [169], Гужвенко Е.И. [51], Меламуда В.Э. [145], Семеновой Н.Г. [229], Капустина Ю.И. [84], Курылева А.С. [118], Петровой Т.М. [183], Лемеха Р.М. [132], Александровой Н.А. [7], Биккуловой Г.Р. [21] и др.

В работе [169, с. 89] А.В. Осин обосновывает тезис о том, что «желательно научить преподавателя не только использовать электронные продукты, созданные профессиональными издательствами, но и разрабатывать собственные, хотя и более простые, учебные электронные продукты». Сопоставляя профессионально сделанный ЭОР с книгой, выпущенной специализированным издательством, А.В. Осин отмечает, что несмотря на наличие профессионально изданных книг в школах и вузах, университетские профессора и школьные учителя излагают теоретический материал на лекции или уроке в собственной трактовке, разрабатывают «методички» для локального использования, придумывают контрольные вопросы и новые задачи. Аналогичные возможности учителя должны иметь и в эпоху компьютерных технологий обучения. Указывая на значение творческого участия широких слоев педагогической общественности для информатизации образования, А.В.Осин пишет, что для развития технологий обучения, основанных на использовании ЭОР, необходимо давать учителям представление об электронном продукте «изнутри», готовить их к созданию ЭОР. «Основа решения задачи подготовки кадров - это ясное представление областей работы профессиональных разработчиков ЭОР и ниш, занимаемых в общем процессе создания электронного контента педагогами -практиками» [169, с. 89].

Анализ федерального компонента стандартов высшего профессионального образования для педагогических специальностей в контексте подготовки студентов - будущих учителей к работе в школе в условиях информатизации позволил сделать вывод о том, что в стандартах (ГОС ВПО, ФГОС) предусмотрена подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях развития информационных и коммуникационных технологий. Вместе с тем, на основе анализа стандартов ГОС ВПО, ФГОС можно сделать вывод о том, что в образовательных программах подготовки педагогических кадров недостаточное внимание уделено вопросам использования дистанционных образовательных технологий в школе, при этом подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов на базе сервисов системы дистанционного обучения не представлена в федеральном компоненте стандарта. При этом как теоретики педагогической науки (И.В. Роберт, Л.П. Мартиросян и др.), так и практики (директор e-Издательства "Мультимедиа Технологии" Д.Д. Аветисян) единодушны во мнении, что только те, кто погружен в учебный процесс, т.е. только учителя или авторы-предметники, могут задавать содержание электронных образовательных ресурсов [6, с. 51-59].

Вышесказанное обусловливает необходимость дополнительной подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях функционирования ИСДО, в том числе, подготовки учителя в области создания и использования ЭОР.

Эффективность обучения с использованием ДОТ и ЭОР ИСДО зависит от продуктивности информационного педагогического взаимодействия обучающего и обучающегося, от используемых педагогических технологий, от качества электронных учебных материалов. Педагогическое общение определяется как «взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности». В традиционном обучении учитель рассматривается как коммуникативный лидер, который является источником информации, организатором коллективной деятельности и взаимоотношений в коллективе, оценивает результаты усвоения знаний и умений. Дистанционное обучение предполагает иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Основными функциями преподавателя дистанционного обучения являются организация оптимальных виртуальных классов, мониторинг выполнения заданий, направленных на усвоения знаний и их проверку, создание у учащихся необходимого психологического настроя на восприятие информации, решение задач, сотрудничество при их решении. Таким образом, эффективная работа учителя-куратора сетевого информационного взаимодействия предполагает знания и умения как в области информационных и сетевых технологий, так и в области педагогики психологии. Особенно важными для работы в компьютерной сети являются следующие качества:

способность преподавать учебные дисциплины с использованием

информационных, коммуникационных, мультимедийных,

коллаборативных и сетевых технологий;

способность к совместной деятельности в условиях сетевого

взаимодействия с участниками процесса обучения с использованием ДОТ посредством использования передовых технологий (например,

совместного создания веб-документов, решения задачи мозговым штурмом, обмена файлами через сеть);

способность быстро вовлекать учащихся в процесс обучения в условиях дистанционного взаимодействия;

способность быстро устанавливать контакты со всеми участниками процесса дистанционного обучения посредством сервисов системы дистанционного обучения и сетевых сервисов;

способность адаптироваться к индивидуальным нуждам и потребностям обучаемых;

способность создавать образовательный электронный ресурс опираясь на знание требований к таким ресурсам и передовые технологии;

способность управлять учебной группой при дистанционном обучении;

способность мотивировать обучающихся к активной работе (деятельности) в системе дистанционного обучения.

В соответствии с выявленной В.А. Сластениным структурой педагогической деятельности в диссертации уточним содержание компонентов профессиональной деятельности учителя по созданию и использованию ЭОР ИСДО в условиях организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы с учетом реализации вариативных форм и методов обучения. Подробно опишем содержание этих компонентов.

Гностический (познавательный) компонент предполагает изучение и анализ учителем различных видов деятельности (информационно-учебной, научно-познавательной и др.) обучающегося (обучающихся) при

организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы, а также возможностей сервисов системы дистанционного обучения для создания и использования ЭОР ИСДО. Данный компонент предполагает умение с помощью сервисов системы дистанционного обучения получать и анализировать различную информацию об учащихся, о состоянии учебного процесса, о выполнении обучающимися индивидуальных планов учебной и научно-познавательной работы и др.; умение анализировать и определять педагогически целесообразные формы и методы обучения в ИСДО с учетом цели занятий, содержания материала, возрастных особенностей, знаний и интересов обучающихся; проблемы, решение которых возможно при организации учебного процесса в ИСДО (смена классно -урочной формы на внеурочную форму в случае вынужденных пропусков занятий, подготовка к олимпиадам, аттестациям во внеурочное время и др.); умение анализировать результаты обучения на различных этапах учебного процесса (что позволяет вносить необходимые коррективы в методику применения ЭОР, в индивидуальные учебные планы обучающихся).

Проектировочный компонент деятельности учителя предполагает определение структуры, формы представления контента ЭОР ИСДО с целью поддержки всех видов учебных занятий в соответствии с образовательной программой; формулирование педагогических целей и задач учебного процесса, организованного в ИСДО общеобразовательной школы; проектирование форм и методов обучения, стимулирующих активную познавательную деятельность обучающихся при индивидуальной и групповой работе.

Конструктивный компонент предполагает деятельность учителя по созданию ЭОР ИСДО с учетом педагогико-эргономических требований к их характеристикам (созданию авторских текстовых и аудиовизуальных учебных материалов либо модификации распределенных ресурсов сети на базе сервисов системы дистанционного обучения); по подготовке и планированию учебных занятий в урочное время с использованием ЭОР ИСДО; по формированию индивидуальных планов учебной и научно -познавательной деятельности обучающихся для организации индивидуальной и групповой реферативной, проектной деятельности обучающихся, углубления знаний в предметных областях с использованием возможностей системы дистанционного обучения, позволяющих формировать индивидуальное расписание; списки открытых для общего доступа и личных сайтов; учебные группы и связи типа: «учитель - ученик», «учитель - учебная группа», «учитель - предмет».

Организаторский компонент деятельности учителя предполагает деятельность по оперативному изменению, дополнению ЭОР при подготовке к занятиям и использованию их на различных этапах проведения урока; по инструктированию учащихся по работе с сервисами СДО. Организаторский компонент включает управление учебным процессом с ориентацией на конечный результат: выбор форм и методов обучения; планирование системы мероприятий по повышению мотивации к учению путем вовлечения учащихся в научно -познавательную деятельность, организации индивидуальной и групповой работы; контроль результатов обучения. Организация учебного процесса в ИСДО предполагает его осуществление в урочное и внеурочное время с учетом расписания учебных занятий в школе и индивидуальных планов учебной и научно -познавательной работы обучающихся на базе документированных процедур планирования и поддержки учебного процесса, которые обеспечивают коллективное использование ЭОР ИСДО и средств ИКТ (компьютеров, проекционной техники, локальной и глобальной сетей), а также ведение электронного документооборота школы, персональных баз данных, отражающих результаты продвижения в обучении.

Коммуникативный компонент предполагает информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса в ИСДО школы. Информационное взаимодействие учителя, реализуемое в режимах реального времени и отложенной связи, способствует развитию умений в сжатой форме выражать мысли (в том числе методические идеи), позволяет распространять педагогические технологии, расширяет профессиональные контакты учителя. Использование сервисов ИСДО для коммуникаций позволяет организовать: обучение в урочное и внеурочное время, предполагающее интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса; общение и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (обучающих, обучающихся, родителей, представителей администрации школы) для достижения педагогических целей; расширение профессиональных контактов с целью оценки

актуальности проблем и прогнозирования их масштабируемости.

Содержание компонентов профессиональной деятельности учителя по созданию и использованию ЭОР ИСДО в условиях организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы с учетом реализации вариативных форм и методов обучения является основой для определения задач подготовки учителей в области создания и использования ЭОР ИСДО, а также для разработки содержания подготовки учителя в этой области.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%