Как показывают исследования (Роберт И.В. [207], Козлов О.А. [96], Красильникова В.А. [111]) при внедрении информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс, выявлена недостаточная готовность как обучающихся, так и педагогов к эффективному использованию современных средств взаимодействия, неумение вести интерактивный и отсроченный диалог в режиме форума, непонимание возможностей для образовательного процесса Интернет-трансляций и видеоконференций. Неготовность к применению современных сетевых компьютерных коммуникаций проявляется в относительной пассивности участников процесса обучения, неумении четко, коротко и корректно выразить свою мысль, неумении пользоваться современными средствами общения для получения консультаций и защиты выполненных работ в необычных пока условиях взаимодействия. Готовность учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является одним из основополагающих показателей его профессиональной готовности к успешному функционированию в современных образовательных условиях. Е.К. Хеннер определил термин «ИКТ-компетентность учителя» в отношении педагога любого профиля как
«совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий» [271, с. 5-9]. Владение элементарными приемами работы на компьютере является необходимым условием для обучения учителей созданию и использованию ЭОР ИСДО. В рамках учебной дисциплины дополнительного образования «Дистанционные технологии в школе» [123, с.17] осуществляется подготовка учителей в области создания и использования ЭОР в условиях реализации ИСДО. Обучаемые учителя (предметники) осваивают функциональные возможности и основные сервисы системы дистанционного обучения для создания ЭОР (на примерах реализации на базе системы дистанционного обучения Sakai [123, с.20] и реализации на базе системы дистанционного обучения Naulearning [126, с. 39]).
Цель учебной дисциплины дополнительного образования «Дистанционные образовательные технологии в школе» раскрывается в следующих задачах:
— обеспечить усвоение понятийного аппарата дистанционного обучения и информатизации образования в целом;
— сформировать понимание целей, задач, организации и методических особенностей применения дистанционных образовательных технологий при обучении школьников в урочное и внеурочное время;
— сформировать представление: о педагогических технологиях
дистанционного обучения; о видах электронных образовательных ресурсов, технологиях их создания, методах оценки педагогико - эргономического качества ЭОР; о теоретических аспектах организации учебного процесса в ИСДО; возможностей системы дистанционного обучения при организации учебного процесса, функциональных обязанностях участников дистанционного образовательного процесса (педагогов-кураторов, учителей, администраторов системы дистанционного обучения);
— освоить применение инструментальных сервисов информационной среды дистанционного обучения (на примере систем дистанционного обучения NauLearning, Sakai, Moodle) для создания электронных образовательных ресурсов и организации учебного процесса в урочное и внеурочное время.
В программу подготовки учителей включены разделы:
— Теоретические основы информатизации образования;
— Электронные образовательные ресурсы; технологии создания ЭОР, методы оценки педагогико-эргономического качества ЭОР, применение ЭОР ИСДО для дистанционного обучения и аттестаций школьников;
— Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения;
— Педагогические технологии дистанционного обучения;
— Основы работы в системе дистанционного обучения для создания ЭОР и их применения в учебном процессе общеобразовательной школы (на примере систем дистанционного обучения Sakai, NauLearning).
Основными содержательными линиями подготовки учителя являются: общие вопросы информатизации образования; технологии создания ЭОР ИСДО и их использования в учебном процессе; оценка педагогикоэргономического качества ЭОР; теоретические аспекты организации учебного процесса в ИСДО; возможности систем дистанционного обучения при организации учебного процесса. Определены организационные формы подготовки учителей, включающие: теоретические, практические и лабораторные занятия, на которых формируются знания и практические умения учителей по применению сервисов системы дистанционного обучения для создания ЭОР, для реализации вариативных форм и методов обучения в ИСДО (Табл. 4.1).
Содержание учебной дисциплины.
Теоретические основы информатизации образования.
Понятийный аппарат дистанционного обучения и информатизации образования в целом: информационно-коммуникационные
технологии, дистанционные образовательные технологии,
информационная среда дистанционного обучения.
№
п/п
Наименование темы, раздела
Всего
трудо
ёмкос
ть
Аудиторные часы
Самос
тоя
тельна
я
работа
Всег
о
Лек
ции
Пра
ктич
ески
е
Лаб
орат
орн
ые
1.
Теоретические основы информатизации образования
6
4
4
2
2.
Электронные
образовательные ресурсы; технологии создания ЭОР, методы оценки педагогикоэргономического качества ЭОР, применение ЭОР ИсдО для дистанционного обучения и аттестаций школьников
6
4
4
2
3.
Организация учебного процесса в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения
6
4
4
2
4.
Основы работы в системе дистанционного обучения для создания ЭОР и их применения в учебном процессе
общеобразовательной школы (на примере Sakai, NauLearning)
54
28
4
14
10
26
ИТОГО:
72
42
16
14
10
32
Учебно-тематический план
Таблица 4.1
Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий: интерактивный диалог, компьютерная визуализация учебной информации, компьютерное моделирование, архивирование, автоматизация процессов вычислительной, информационно -
поисковой деятельности, автоматизация процессов информационно - методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью.
Педагогически значимые цели их реализации: развитие личности обучающегося, реализация социального заказа, интенсификация учебного процесса.
Педагогические основания развития информатизации образования:
изменение структуры и содержания информационного взаимодействия, изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно -методического обеспечения образовательного процесса, развитие информационно -
коммуникационной предметной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Электронные образовательные ресурсы: характеристики, технологии создания и применения для дистанционного обучения школьников.
Виды электронных образовательных ресурсов, в том числе ЭОР ИСДО.
Категории пользователей и тематика их интересов.
Программные средства разработки ЭОР.
Содержательно-методические, технико-технологические, дизайнэргономические требования к качеству ЭОР; требования к уровню реализации технологии мультимедиа с учетом условий интерактивного взаимодействия пользователей с ЭОР.
Методы оценки педагогико -эргономического качества ЭОР.
География размещения образовательных ресурсов, статистика распределения ресурсов по учебным дисциплинам.
Информационная среда дистанционного обучения
общеобразовательной школы. Структура и технологии создания образовательного портала.
Организация учебного процесса в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения.
Систематизация видов организации учебного процесса с использованием ЭОР и ДОТ: консультирование;
дифференцированное обучение; обучение в распределенных группах; самообучение; обучение в компьютерных классах с расширенным набором периферийных устройств; мобильное обучение.
Интегративная организация учебного процесса:
организация учебного процесса в классно -урочной форме с использованием ЭОР ИСДО;
организация учебного процесса в период пропусков занятий учащимися;
организация учебной и исследовательской, проектной, олимпиадной деятельности школьников во внеурочной время.
Нормативно-правовое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе школы.
Структура учебно-методического комплекса по предмету.
Категории и базовый функционал участников образовательного процесса при использовании технологий дистанционного обучения в ИСДО: учащегося; учителя-куратора сетевого информационного взаимодействия; создателя курсов; администратора ИСДО; других авторизованных пользователей (родителей, руководство школы).
Обзор программного обеспечения для создания учебных материалов и ведения дистанционного обучения: система дистанционного обучения Moodle; система дистанционного обучения Naulearning; система Docent; система BlackBoard; система дистанционного обучения LearningSpace 5.0; система дистанционного обучения WebCT; система дистанционного обучения eLearning Server 3000; система дистанционного обучения ОРОКС.
Педагогические технологии дистанционного обучения:
— Обучение в сотрудничестве (collaborative learning);
— Технологии кооперативного обучения (cooperative learning);
— Телекоммуникационные проекты;
— Технологии проблемного обучения;
— Индивидуальное и дифференцированное обучение;
— Модульное обучение;
— Игровые технологии (ролевые и деловые игры, ситуационный анализ);
— Метод "мозгового штурма";
— Менторство (индивидуальное наставничество);
— Парное обучение.
Основы работы в информационной среде дистанционного обучения.
4.1.Структура и компонентный состав системы дистанционного обучения (на примере Sakai, Naulearning).
4.2.Портал дистанционного обучения: создание портала; создание разделов портала; создание документа в разделе портала; создание новостей портала; копирование, перемещение и удаление объектов портала.
4.3.Учебный курс: создание учебного курса; системные папки курса; управление инструментами курса (новости, форум, события); создание главы курса; создание урока; работа с кадрами; прикрепление графических файлов и файлов flash-анимации к кадру.
4.4.Создание элементов ЭОР: текстовых материалов; упражнений и заданий; экзаменационных тестов; вопросов для самопроверки; мультимедийных иллюстративных материалов.
4.5.Организация и управление процессом обучения: регистрация пользователей в системе; подача и обработка заявок пользователей на курс; работа с форумами; просмотр запланированных событий; сервисы «голосование», чат; контроль успеваемости в подсистеме обучения; отчетность и статистика по проектам обучения.
В рамках теоретической подготовки учителя изучают содержательно - методические, технико-технологические, дизайн-эргономические требования к качеству ЭОР; требования к уровню реализации технологии мультимедиа с учетом условий интерактивного взаимодействия пользователей с ЭОР,
которым должны удовлетворять ЭОР ИСДО, вне зависимости от программных и аппаратных средств, с помощью которых ЭОР были разработаны и (или) используются. На практических занятиях обучаемые разрабатывают и создают с использованием сервисов системы дистанционного обучения электронные образовательные ресурсы,
соответствующие педагогико-эргономическим требованиям, предъявляемым к ЭОР. Обучение будущих и практикующих учителей реализации учебного процесса с использованием разработанных ЭОР ИСДО в условиях вариативности форм обучения, осуществлялось в процессе проведения ролевых игр. В процессе обучения проводились ролевые игры, моделирующие учебный процесс, организованный в условиях
функционирования ИСДО.
Объем теоретического курса составляет 24 часа: 16 аудиторных лекционных часов и 8 часов самостоятельной работы.
На практических и лабораторных занятиях обучаемые осваивают сервисы системы дистанционного обучения с целью создания ЭОР и реализации различных видов педагогической деятельности в урочное и внеурочное время.
На практических занятиях в объеме 14 аудиторных часов проводятся ролевые игры, моделирующие учебный процесс, организованный в ИСДО:
— в классно -урочной форме с использованием ЭОР ИСДО (в объеме 4 часов, игры «Использование ЭОР ИСДО на уроках химии», «Использование ЭОР ИСДО на уроках русского языка»);
— в период пропусков занятий учащимися для ликвидации пробелов в знаниях (в объеме 4 часов);
— во внеурочное время в форме проектной, кружковой, олимпиадной учебно-познавательной деятельности учащихся (в объеме 6 часов, игры «Организация школьного конкурса рисунков», «Организация городского конкурса по поиску информации в интернете “Сердце Евразии”»).
Цель проведения ролевых игр: освоить разные виды педагогической деятельности (объяснение нового материала, повторение, проверка выполнения заданий и упражнений, контроль знаний, руководство исследовательской деятельностью школьников) с использованием сервисов системы дистанционного обучения и ЭОР ИСДО в урочное и внеурочное время.
На лабораторных занятиях в объеме 34 часов: 10 часов аудиторных и 24 часа самостоятельной работы, — обучаемые создают электронные образовательные ресурсы с использованием сервисов системы
дистанционного обучения.
Методическое обеспечение подготовки учителей к созданию ЭОР ИСДО содержит: а) описание структуры электронного образовательного ресурса учебной дисциплины, включающей два основных раздела - информационный, в который входят электронные учебно-методические материалы по учебной дисциплине, и организационный, в котором сосредоточены указания по срокам и формам коммуникации учащихся с учителем; б) электронный шаблон образовательного ресурса учебной дисциплины, обеспечивающий создание материалов для всех видов учебной деятельности; в) рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного обучения при создании ЭОР ИСДО в форме таблицы, в которой соотнесены: сервис системы дистанционного обучения; характеристики и форматы учебных материалов, при создании которых целесообразно использовать данный сервис; методические цели использования учебных материалов в учебном процессе; г) описание процесса создания ЭОР на примере учебного курса.
Электронные образовательные ресурсы учебной дисциплины, созданные с помощью сервисов системы дистанционного обучения, размещены на портале образовательного учреждения (школы) или информационно-методического центра отдела образования. Структура ЭОР ИСДО учебной дисциплины представлена на рис 4.1. В электронном
шаблоне ЭОР ИСДО учебной дисциплины (рис. 4.2) сформирован набор и порядок размещения графических пиктограмм сервисов на странице учебной дисциплины образовательного портала, обеспечивающий создание материалов для всех видов учебной деятельности. Шаблон доступен всем авторизованным пользователям образовательного портала, имеющим статус «преподаватель», «ассистент».
Для освоения технологии работы с сервисами системы дистанционного обучения разработаны методические указания по работе: на примере системы дистанционного обучения Sakai [123, с. 20]; на примере системы дистанционного обучения NauLearning [126, с. 39]; рекомендации по использованию сервисов системы дистанционного обучения при создании ЭОР ИСДО, представленные в п. 2.1 главы 2; описание процесса создания ЭОР на примере учебного курса 10 класса общеобразовательной школы, размещенное на образовательном портале URL: http: //distant.uspu.ru .
/------------------------------------------------- \
ЭОР учебной дисциплины >■ _______________ <
________ у_______
Управление
изучением дисциплины
Учебно-методический
комплекс
у ___________ у__________
График изучения дисциплины.
Указания по способам
коммуникации с преподавателем
График проведения
сетевых мероприятий.
График индивидуальных
и групповых консультаций, в том
числе сетевых.
График представления отчетов по
самостоятельной работе.
Содержание и требования итоговой
аттестации
Рис. 4. 1 Структура ЭОР ИСДО учебной дисциплины
Май, 2011
_iL
Сегодня | > |
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
25
и
27
23
29
30
1
9
10
11
12
13
14
: 15 :
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
/
3
4
.j Календарь
Настройки
Главная Инфор/лацня о саите
Рабочая ) Иашшш программа и Описание дисциплины Ресурсы _
Задания Q Тесты $
Журнал |_ успеваемости Планирование Щ Настройки О
Сейчас насайте:
Юлия Днаюл&еена Стрижачемко
Рис. 4.2. Скриншот (образ экрана): шаблон ЭОР ИСДО учебной дисциплины
Одним из аспектов подготовки учителей к педагогической деятельности в условиях информатизации образования является целенаправленное формирование у них умения использовать в учебном процессе средства информационных и коммуникационных технологий, адекватные целям, задачам, формам и условиям организации учебного процесса в конкретном учебном заведении.
Педагогические проблемы профессиональной деятельности учителя наиболее целостно исследуются учеными - представителями возникшего в рамках педагогики направления дидаскология (от греч. didaskalos учитель и logos слово, учение - наука об учителе). В.П. Беспалько [20, с.54] выделяет уровни сформированности действий по решению интеллектуальных задач: распознавание объектов, их свойств, процессов определенной области деятельности; воспроизведение необходимой заученной информации, усвоенных действий; выполнение действий по известной ориентировке; творческая деятельность по применению усвоенной деятельности в нестандартных условиях, по самостоятельному конструированию иной деятельности. При этом ценными являются «диагностическое целеполагание» и разработка объективного контроля за качеством усвоения обучающимися теоретических знаний, интеллектуальных умений и развития личности в целом. Высший уровень творчества характеризуется умением видеть педагогические проблемы, находить пути их решения [20, с.74].
На основании теоретических положений, сформулированных
В.П. Беспалько, рассматривая в качестве основания целесообразность использования учителем сервисов для решения педагогических задач, выделим требования к уровням обученности в области создания и использования ЭОР ИСДО в учебном процессе на базе сервисов системы дистанционного обучения: низкий, средний, базовый, высокий.
На низком уровне у учителя сформированы представления об основных понятиях информатизации образования; о педагогических технологиях дистанционного обучения; о типах ЭОР, технологиях их создания; требованиях к педагогико-эргономическому качеству ЭОР; о содержании основных компонентов деятельности учителя при осуществлении учебного процесса в ИСДО; об организационных формах и методах обучения в ИСДО общеобразовательной школы; о составе и функциональных возможностях сервисов системы дистанционного обучения; учитель должен уметь посредством сервисов системы дистанционного обучения решать основные педагогические задачи адекватные современным видам информационной деятельности (сбор, обработка, передача, продуцирование информации):
- в процессе информационного взаимодействия между обучающимися и обучающими в режимах реального времени и отложенной связи информировать обучающихся о теме занятия; проводить консультации в заранее оговоренное время; осуществлять обмен документами между учителем и учащимся через персональную папку учащегося; просмотр расписание уроков;
- при организации учебной, познавательной и исследовательской деятельности школьников: планировать обучение на основе учебной программы дисциплины или плана проекта; осуществлять контроль знаний и умений учащихся; размещать оценки обучаемых; осуществлять просмотр статистических данных; формировать и рассылать обучающимся учебные задания; при этом учитель использует имеющиеся ЭОР, без их модификации;
- в процессе настройки параметров функционирования ИСДО: просматривать индивидуальное расписание; события из объединенного календаря; вносить сведения в базу данных, заполнять анкеты.
При достижении среднего уровня учитель должен знать основное содержание разделов подготовки; при этом учитель должен уметь посредством сервисов системы дистанционного обучения решать основные педагогические задачи. При организации учебной и исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время с использованием ЭОР ИСДО учитель должен не только использовать имеющиеся ЭОР ИСДО, но и создавать или модифицировать текстовые учебные материалы, материалы контролирующего назначения, создавать текстовые инструкции с рекомендациями относительно web-ссылок по дополнительному материалу с целью организации самостоятельной деятельности обучающихся; формировать и рассылать обучающимся учебные задания, уметь оценивать результаты выполнения заданий в режиме реального времени и отложенной связи.
При достижении базового уровня учитель способен применять знания и умения, полученные при изучении содержания всех разделов подготовки, для реализации учебного процесса в ИСДО; умеет выбрать сервис системы дистанционного обучения, наиболее подходящий для решения определенной педагогической задачи, готов систематически использовать ЭОР ИСДО в профессиональной педагогической деятельности. Учитель ориентирован на систематическое использование имеющихся ЭОР ИСДО, создавание или модифицикацию текстовых учебных материалов, графических или музыкальных включений, материалов контролирующего, консультирующего назначения, создание текстовых инструкций с рекомендациями относительно web-ссылок по дополнительному материалу с целью организации самостоятельной учебной и исследовательской деятельности обучающихся. При этом учитель способен выбрать сервис, наиболее подходящий для решения определённой педагогической задачи.
Высокий уровень характеризуется тем, что учитель готов систематически применять в профессиональной деятельности знания и умения, полученные при изучении содержания всех разделов программы подготовки. Учитель должен уметь использовать методы обучения, адекватные педагогическим задачам, возникающим при организации учебного процесса в ИСДО. При этом учитель должен уметь из всей совокупности сервисов системы дистанционного обучения выбрать сервис, наиболее подходящий для решения конкретной педагогической задачи. Учитель способен организовать: информационное взаимодействие между участниками учебного процесса, систематическое измерение успешности освоения учебной информации каждым учащимся и управление учебным процессом с помощью сервисов системы дистанционного обучения.
|