Анализ научно -педагогической литературы в области структуры деятельности и активного обучения позволил определить методы и средства формирования у учителей практических умений в области использования сервисов системы дистанционного обучения при осуществлении учебного процесса в ИСДО.
Структура деятельности (А.Н. Леонтьев [133]) представлена тремя основными компонентами: задачей, состоящей из цели и наличных условий ее достижения; действиями, направленными на решение задачи; действиями контроля и оценки степени достижения цели. А.Н. Леонтьев операциями называет способы выполнения действия. Действия, благодаря определенным операциям или приемам, могут развиваться и перестраиваться до сознательного уровня владения каким-либо приемом деятельности - умения. В связи с чем в психологической, педагогической и методической литературе наиболее распространен подход к объяснению умения как категории действия. Так, Н.Д. Левитов [130] под умением понимает «успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий». Характеризуя существенные признаки умения, Ф.Н. Гоноболин [42] отмечает, что «умения - более или менее совершенные способы выполнения каких-либо действий, основанных на знаниях, приобретенных человеком в процессе деятельности». Ввиду того что деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям, то под умением в общепринятом смысле понимается возможность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и условиями ее выполнения. В.В. Давыдов рассматривает умение как «промежуточный этап овладения новыми способами действия, основанного на каком-либо правиле (знании)». П.И. Пидкасистый под умением понимает «знания в действии, владение способом деятельности, способность применять знания» [184]. М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др. вопрос формирования умений рассматривают как усвоенный опыт различных способов деятельности, подчеркивая, что формируемые умения умственной и практической деятельности отражают ее содержательно-операционную сторону и выражаются именно в степени овладения обучающихся способами этой деятельности, которые, будучи освоенными личностью, составляют ее опыт. Способность обучающегося выполнять в процессе обучения какое-то действие формируется сначала как умение, по мере тренировки в выполнении этого действия умение совершенствуется и автоматизируется, т.е. умение переходит в навык [55]. Получение и развитие навыков педагогической коммуникации возможно только в ходе активной деятельности, включающей разнообразные формы компьютерно - опосредованной коммуникации (В.А. Красильникова [111]). Вышеизложенные положения обусловливают педагогическую целесообразность обучения учителей организации учебной деятельности с использованием ЭОР ИСДО в условиях вариативности форм обучения в процессе деловых игр.
Специфику деловой игры как метода активного обучения исследовал А.А. Вербицкий, который выделил следующие положения:
— В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.
— «Метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
— Деловые игры применяются для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов [31, с.36].
Указанные выше особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения, такие как:
— возможность сокращения времени накопления профессионального опыта;
— возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем (Ежова Л.В. [66]);
— формирование целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
— приобретение социального опыта (коммуникации, принятия решений и т.п.);
— активизация рефлексивных процессов, возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов (Елканов С.Б. [67]).
В современной литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр (Ежова Л.В. [66]). Рассматривая деловые игры, можно выделить несколько различных критериев классификации:
— По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени.
— По конечной цели: обучающие (направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников); констатирующие (конкурсы профессионально мастерства); поисковые (направлены на выявление проблем и поиск путей их решения).
— По методологии проведения: луночные игры (игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки); ролевые игры (каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием); групповые дискуссии (участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии); имитационные (цель игры - формирование у участников представления, как следовало бы действовать в определенных условиях); организационно-деятельностные игры (Щедровицкий Г.П., цель игры - решение междисциплинарных проблем [292]); инновационные игры (Дудченко В.С., цель игры - поиск инновационных идей в традиционной системе действий [62]); ансамблевые игры (Красовский Ю.Д., цель игры - решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб [113]).
Вербицкий А.А. сформулировал принципы организации деловых игр:
— принцип имитационного моделирования ситуации;
— принцип проблемности содержания игры;
— принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
— принцип диалогического общения;
— принцип двуплановости игровой учебной деятельности [31, с. 134].
Деловые игры, моделирующие конкретную ситуацию, вводят учащихся в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них профессиональные умения, необходимые при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Для формирования у учителей практических умений по использованию сервисов системы дистанционного обучения для создания и использования ЭОР ИСДО при реализации вариативных форм и методов обучения необходимо обеспечить при организации ролевых игр выполнение следующих требований:
- сценарии ролевых игр описывают типичные для интегративной организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы педагогические ситуации;
- ролевое взаимодействие участников игры осуществляется в соответствии с методическим и организационно -инструктивным обеспечением интегративной организации учебного процесса в ИСДО;
- участники ролевой игры реализуют возможности системы дистанционного обучения в процессе игры;
- ролевые игры проводятся в условиях, при которых выполняются методические и организационные требования к реализации ИСДО.
Типичные для интегративной организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы педагогические ситуации описывают учебный процесс:
— в классно-урочной форме с использованием электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения;
— в дистанционной форме в период пропусков занятий учащимися, вызванных различными факторами жизнедеятельности самого учащегося, преподавателей, социально -экономическими условиями региона;
— в дистанционной форме во внеурочное время при осуществлении проектной, кружковой, олимпиадной деятельности учащихся.
В Приложении 2 приведены сценарий и материалы некоторых ролевых игр из набора сценариев игр, применяемых в процессе обучения (например, «Использование дистанционных образовательных технологий для восполнения пробелов в знаниях учащихся, вызванных вынужденными пропусками занятий», «Организация городского конкурса по поиску информации в интернете», «Использование ЭОР ИСДО в классно-урочной форме на уроках русского языка» и др.). В процессе обучения посредством ролевых игр моделировались педагогические ситуации, при которых в ИСДО реализуется индивидуальная и групповая учебная и учебная и исследовательская работа школьников в урочное и внеурочное время при реализации типичных педагогических ситуаций, например: при предъявлении новой учебной информации; при формировании умений решения практических задач; при включении обучаемых в совместную (коллективную) практическую деятельность; при анализе и подведении итогов деятельности обучаемых; при осуществлении массового параллельного опроса обучающихся в условиях удаленного взаимодействия с целью коррекции обучения в режиме реального времени; при подготовке группы обучающихся к аттестационному (или конкурсному) мероприятию и др.
Обучающиеся (учителя) в процессе игры осваивают возможности сервисов системы дистанционного обучения, предназначенных для представления учащимся образовательного контента, для управления учебной, научно-познавательной деятельностью обучающихся, для организации информационного взаимодействия между участниками учебного процесса, для настройки параметров функционирования системы дистанционного обучения, представленные в таблицах 2.1, 2.2 главы 2.
В процессе ролевой игры все участники формируют и предоставляют обучающему документы в соответствии с игровой ситуацией, зависящей от сценария игры, например:
— отчеты в виде текстовых документов формата *.doc:
— списки классов, учителей (предметников) и подотчетных им учеников, родителей, администраторов локальной сети, руководства школы, расписание занятий учеников 10-х классов,
— календарно-тематические планы учебных дисциплин на период, определённый сценарием,
— шаблоны документов для перевода учащихся с классно -урочной формы на дистанционную,
— документы с вопросами Конкурса и ответами участников,
— списки руководителей районных ассоциаций учителей информатики, руководителя городской ассоциаций учителей информатики,
— шаблоны грамот и т.п.,
— скриншоты (образы экранов) в процессе работы с ресурсами образовательного портала;
— скриншоты (образы экранов) в процессе работы по поиску информации в глобальной сети и работы с сервисами ИСДО для осуществления коммуникаций по организации Конкурса.
В ходе ролевых игр «Использование дистанционных образовательных технологий для восполнения пробелов в знаниях учащихся, вызванных вынужденными пропусками занятий» и «Организация городского конкурса по поиску информации в интернете» отрабатывается взаимодействие всех участников во внеурочной учебной и познавательной деятельности, реализуемой с использованием ДОТ и сервисов системы дистанционного обучения. В ходе ролевой игры «Использование ЭОР ИСДО на уроках русского языка» отрабатывается взаимодействие всех участников учебного процесса, проводимого в классно-урочной форме в условиях использования ЭОР ИСДО.
Проведение ролевых игр направлено на формирование практических умений выполнять профессиональные обязанности в условиях реализации ИСДО: учителя-наставника сетевого информационного взаимодействия (классного руководителя), учителя-куратора сетевого информационного взаимодействия (учителя-предметника), администратора образовательного портала; на формирование практических умений осуществлять различные виды информационной деятельности в условиях реализации ИСДО на различных этапах организации процесса обучения: создавать
многоуровневую иерархию содержания учебного курса; готовить учебные материалы различных типов; формировать и рассылать индивидуальные планы изучения темы занятия, учебных заданий; просматривать статистические данные; проводить консультации в запланированное время; управление совместной работой по обновлению и редактированию содержимого общего ресурса; формировать списки открытых для общего доступа учебных материалов; установление связей типа: «обучающий- обучающийся», «обучающий-учебный курс» и др.
|