Воскресенье, 24.11.2024, 17:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Оценка уровня обученности учителей в области создания и использования электронных образовательных ресурсов

Вопросы педагогических измерений, в частности, оценки обученности, рассматриваются в работах многих авторов [3, 20, 26, 41, 69, 101, 140, 143, 192, 217, 232, 236, 249 и др.].

Так, Аванесов В.С. определяет педагогическое измерение как процесс количественного сопоставления изучаемого свойства личности с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения [3, с. 34]. В качестве предмета педагогических измерений автор рассматривает подготовленность испытуемых, представляющую собой единство знаний, умений, навыков, представлений. При этом подчеркивается, что эти свойства являются латентными, поэтому они недоступны для прямого, непосредственного измерения [2, с. 45-46].

Многие исследователи для оценки обученности применяют многокритериальный подход [88, 218]. Матрос Д. Ш., Полев Д. М.,

Мельникова Н. Н. [143] для оценки обученности предлагают выполнение более 20 компьютерных тестов для различных типов контроля, включая тесты по компьютерной диагностики личности и другие проверки. Блинов Г.Н. [22], Кондаков И.М. [101], Мамонтова МЮ. [268] и др. предлагают применять педагогическое тестирование и статистические методы контроля качества на базе информационных и коммуникационных технологий для решения задач оценки обученности и мониторинга качества обучения. Буравлев А.И. и Переверзев В.Ю. [26] отмечают, что в условиях использования ИКТ, в том числе ДОТ, для измерения уровня обученности возрастает актуальность тестовых методов. По их мнению, посредством тестирования можно решить следующие педагогические задачи: определение у обучаемых уровня полученных знаний и умений; получение оценки соответствия фактического уровня обученности заданным требованиям;

получение сравнительной оценки уровня обученности у различных групп обучаемых.

Вербицкий А.А. [31], Дудченко В. С. [62] обосновывают применение деловых игр для обучения и для диагностики уровня обученности их участников. По их мнению, метод деловых игр синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.

Погодина В.Л. [186] для диагностики уровня обученности специалистов предлагает применять различные методы, в том числе методы тестирования, педагогического консилиума, экспертных оценок и др. При этом под диагностикой автором понимается контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий [186, с. 416].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о возможности применения многокритериального подхода к оценке обученности учителя в области создания и использования ЭОР ИСДО.

Основываясь на многокритериальном подходе к оценке обученности учителя, а также на цели, структуре содержания и видах учебных занятий разработанной программы подготовки учителя в области создания и использования ЭОР ИСДО, определим оценку уровня обученности учителя в области создания и использования ЭОР ИСДО как оценку, включающую оценки уровня обученности учителя в областях: теоретических знаний и умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО; практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе; практических умений по созданию ЭОР ИСДО. При этом, показатель, с помощью которого можно оценить уровень обученности учителя в области создания и использования ЭОР ИСДО, будем вычислять по следующей формуле:

Ti = Tt, + Ti2 + Ti3, i = 1 2. - • m, 0)

где Ti -показатель уровня обученности i-го испытуемого в области создания и использования ЭОР ИСДО;

Тц - показатель уровня обученности i-го испытуемого в области теоретических знаний и умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО,

Ti2 - показатель уровня обученности i-го испытуемого в области практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе;

Ti3- показатель уровня обученности i-го испытуемого в области

практических умений по созданию ЭОР ИСДО; m - количество учителей, принимающих участие в обучении.

При этом, значения составляющих Тц, Ti2, Ti3 показателя Ti могут оцениваться на основе данных выполнении учителями соответствующих итоговых аттестационных работ: итоговой диагностической работы с заданиями в тестовой форме; итоговой диагностической ролевой игры; защиты учебного проекта по созданию ЭОР ИСДО, являющихся составной частью разработанной программы подготовки.

Оценки, полученные испытуемыми по результатам выполнения итоговых аттестационных работ, необходимо перевести в единую шкалу измерений, выполнив для этого процедуру нормирования [232, 235] и стандартизации (линейного преобразования) [192, 279] для перевода нормированных значений оценок в неотрицательную шкалу (2):

Tij = Xij- Xj х 10 + 50, i = 1, 2, , m; j = 1, 2, 3, (2)

CTj

где Xij - оценка, полученная i-м учителем по результатам выполнения j-ой итоговой аттестационной работы (соответственно, при j = 1 - итоговой диагностической работы с заданиями в тестовой форме, при j = 2 - итоговой диагностической ролевой игры, при j = 1 - защиты учебного проекта по созданию ЭОР ИСДО);

Xj - выборочное среднее значение случайной величины (оценки,

полученной i-м учителем по результатам выполнения j-ой итоговой аттестационной работы);

Gj - выборочное среднее квадратичное отклонение этой случайной величины.

Условием применения формул (1) и (2) является подчинение эмпирических распределений оценок X ц, X i2, Xi3, полученных учителями по результатам выполнения аттестационных работ, нормальному закону [192, 279]. Проверка статистических гипотез о нормальности распределений значений X jj, i = 1, 2, ... , m, при фиксированном значении j на близость к нормальному может быть выполнена по критериям согласия коэффициентов асимметрии и эксцесса ([202]).

Основываясь на работах Беспалько В. П., шкалы измерения оценок Xil, Xi2, Xi3 (i = 1, 2, ... , m), полученных по результатам выполнения учителями соответствующих итоговых аттестационных работ (итоговой диагностической работы с заданиями в тестовой форме; итоговой диагностической ролевой игры; защиты учебного проекта по созданию ЭОР ИСДО), можно разделить на четыре области: [0; 0,7); [0,7; 0,8); [0,8; 0,9); [0,9; 1,0], количественно соответствующие низкому, среднему, базовому и высокому уровням обученности учителя. При этом граничные значения соответствующих уровней обученности (низкого, среднего, базового и высокого), оцениваемых по показателям Ti1, Ti2, Ti3(i = 1, 2, ... , m) можно рассчитать по формуле (2).

Оценка уровня обученности учителей в области теоретических знаний и
умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО

Многие исследователи (Буравлев А.И., [26], Мамонтова М.Ю., [140], Сорокина О.Л. [101] и др.) отмечают ряд преимуществ применения тестовых методов перед другими методами педагогических измерений: технологичность тестовых методов; наличие одинаковых для всех пользователей правил проведения педагогического контроля и интерпретации тестовых результатов; сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями. При этом авторы отмечают, что научная обоснованность подбора заданий в тесте позволяет получать объективные оценки уровня подготовленности испытуемых.

Ряд авторов в своих работах исследуют вопрос о необходимом количестве тестовых заданий при проведении педагогических измерений. Так Аванесов В. С. [2] рекомендует использовать в тесте от двадцати до сорока заданий, при этом каждое задание теста должно выявлять наличие или отсутствие знаний и умений испытуемых по укрупненной дидактической единице. Кондаков И.М., Романюк Э.И., Сорокина О.Л., Шишлянникова Л.М. [101], а также Захарова И.Г. [74] предлагают при определении длины теста исходить из продолжительности тестирования и включить столько вопросов, на сколько испытуемые смогут ответить за определённое время. При этом набор тестовых заданий должен соответствовать следующим требованиям: полнота отображения материала учебной программы при отборе содержания; правильность пропорций отдельных разделов и тем предмета; значимость содержания каждого задания для целей проверки [196]. В работах [4, 26, 74 и др.] рекомендуется использовать четыре основные категории тестовых заданий: задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания открытой формы, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности.

Основываясь на вышесказанном, уровень обученности учителей в области теоретических знаний и умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО, можно оценить по результатам выполнения итоговой диагностической работы, сформированной из заданий в тестовой форме, каждое из которых оценивается в дихотомической шкале. При этом, результаты выполнения каждого предлагаемого задания позволяют выявлять наличие или отсутствие теоретических знаний и умений испытуемых по учебному материалу разработанной программы подготовки (п.4.2 главы 4).

Для оценки знаний и умений испытуемых предлагается итоговая диагностическая работа, включающая 3 блока заданий. Первый блок сформирован из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания испытуемыми понятийного аппарата информатизации образования; типизации ЭОР; знаний и умений испытуемых в области применения ЭОР в ИОС, реализованной на базе системы дистанционного обучения (всего 9 заданий). Второй блок сформирован из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания и умения испытуемых в области типизации ЭОР; педагогико-эргономического качества ЭОР ИСДО; создания и использования ЭОР с помощью сервисов системы дистанционного обучения (всего 13 заданий). Третий блок сформирован из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания и умения испытуемых в области педагогических технологий, применяемых при дистанционном обучении, а также методических аспектов организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы при реализации вариативных форм и методов обучения (всего 13 заданий).

Набор заданий был предварительно опробован на студентах и аспирантах факультета информатики УрГПУ для коррекции формулировок заданий и их последовательности. Примеры заданий итоговой диагностической работы представлены в приложении 4.

Таким образом, уровень обученности учителя в области теоретических знаний и умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО может быть оценен в 35-ти балльной шкале с помощью показателя Хц, (i = 1, 2, ... , m), определяемого по результатам выполнения i-м учителем заданий итоговой диагностической работы.

Оценка уровня обученности учителя в области практических умений по
применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном

процессе

В соответствии с работами Данилова М.А., Скаткина М.Н. [55], Красильниковой В.А. [111] и др. формирование и развитие практических умений учителей по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе осуществлялось в ходе ролевых игр, позволяющих организовать деятельность обучаемых при разнообразных формах компьютерно-опосредованной коммуникации.

Аванесов В.С. отмечает, что для измерения неявно определяемого свойства необходимо выделить показатели сформированности этого свойства посредством идентификации понятия (т.е. неявно определяемого свойства) с совокупностью конкретных эмпирических действий, синонимичных содержанию этого понятия [2, с.123].

Для оценки уровня обученности учителя в области практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе, выделим действия, синонимичные содержанию понятия «применение сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе», основываясь на содержании компонентов информационной деятельности учителя по созданию и использованию ЭОР ИСДО в общеобразовательной школе (п. 4.1 главы 4).

При этом, вслед за А.Н. Леонтьевым, под действием будем понимать «преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели». А.Н. Леонтьев отмечает, что «действие является главной структурной единицей деятельности и определяется как процесс, направленный на достижение цели» [цит. по кн. 94, с.124].

В контексте вышесказанного, под действием учителя в учебном процессе, организованном в ИСДО на базе системы дистанционного обучения можно понимать осуществление учителем с применением сервиса системы дистанционного обучения какого-либо вида информационной деятельности по созданию и использованию ЭОР ИСДО для решения педагогических задач. Указанные действия учителя осуществляются им в учебном процессе с помощью сервисов системы дистанционного обучения четырех групп (п.1.4 главы 1). Следовательно, уровень обученности учителя в области практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе можно оценить посредством оценки умений учителя осуществлять действия с применением сервисов системы дистанционного обучения в ходе ролевой игры, моделирующей учебный процесс, осуществляемый в ИСДО общеобразовательной школы.

В свою очередь, каждое действие учителя, осуществляемое им с применением сервиса системы дистанционного обучения в ходе диагностической ролевой игры, можно оценивать как правильно выполненное, если результатом действия (или последовательности действий) явилось достижение цели, предусмотренной сценарием игры.

Разработанный сценарий диагностической ролевой игры содержит задания, выполнение которых обусловливает осуществление участниками ролевой игры действий с использованием сервисов системы дистанционного обучения. Содержание заданий и их формулировка направлены на выявление практических умений испытуемых в области применения сервисов системы дистанционного обучения четырех выделенных групп: настройки параметров функционирования системы дистанционного обучения (например, сервисов «мой профиль», «список участников», «группы» системы дистанционного обучения Sakai); организации и управления учебной, исследовательской деятельностью обучающихся (например, сервисов «рабочая программа», «журнал успеваемости» системы дистанционного обучения Sakai); проектирования, создания, модификации, представления обучающимся ЭОР ИСДО (например, сервисов «уроки», «тесты», «ресурсы», «веб-ресурсы», «задания» системы дистанционного обучения Sakai); информационного взаимодействия между обучающимися, обучающими, другими участниками учебного процесса (например, сервисов «обмен файлами», «вики», «чат», «форум» системы дистанционного обучения Sakai). Продолжительность времени выполнения указанных заданий согласуется с сеткой расписания учебных занятий (составляет не более 90 мин.).

Разработанный для сценария итоговой диагностической ролевой игры набор заданий обусловливает осуществление каждым испытуемым, имеющим статус «учителя», действий, оцениваемых в дихотомической шкале (табл. П2.1 приложения 2). Возможность проведения итоговой

 

диагностической ролевой игры с предлагаемым сценарием (а именно: количество заданий; их содержание; количество действий в каждом задании; необходимые сервисы системы дистанционного обучения; последовательность заданий; продолжительность их выполнения) проверялась экспериментально, по результатам предварительных тренировок ролевых игр, в которых роль учителей выполняли преподаватели кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике УрГПУ, имеющие опыт использования различных систем ДО, а роль школьников выполняли студенты и аспиранты факультета информатики УрГПУ. Всего сценарием итоговой диагностической ролевой игры предусмотрено выполнение 12 заданий для каждого участника, имеющего статус «учителя», при этом указанные задания обусловливают осуществление участником 53-х действий с применением сервисов системы дистанционного обучения.

Таким образом, уровень обученности учителя в области практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе может быть оценен в 53-х балльной шкале с помощью показателя X-l2, (i = 1, 2, ... , m), определяемого по результатам выполнения i- м учителем заданий итоговой диагностической ролевой игры.

Оценка уровня обученности учителя в области практических умений по

созданию ЭОР ИСДО

В работах многих авторов (Гузеева В.В. [52], Красинской Л.Ф. [112], Насс О.В.[155], Погодиной В.Л. [186], Серяковой С.Б. [234] и др.) обосновано применение методов: педагогического консилиума, экспертного оценивания, проектов, - в качестве способов оценки уровня обученности, в том числе, при оценке уровня обученности преподавателей в области создания ЭОР.

Принимая во внимание вышесказанное, в основу оценки уровня обученности учителя в области практических умений по созданию ЭОР ИСДО могут быть положены результаты защиты учебного проекта по созданию ЭОР ИСДО. При выполнении учебного проекта каждый учитель

275

 

разрабатывает на базе сервисов системы дистанционного обучения учебные материалы, которые составляют контент ЭОР ИСДО. По завершении программы подготовки учитель размещает ЭОР ИСДО на сервере образовательного учреждения и представляет соответствующим образом оформленную документацию учебного проекта Аттестационной комиссии.

По результатам защиты учителем учебного проекта по созданию ЭОР ИСДО Аттестационная комиссия, состоящая из 3-х преподавателей, оценивает умения учителей в области создания ЭОР ИСДО. Умения учителя в этой области можно оценить, основываясь на методике оценки ЭОР ИСДО (глава 2, п. 2.4), позволяющей установить соответствие характеристик созданного учителем ЭОР ИСДО содержательно-педагогическим, техникотехнологическим, дизайн-эргономическим требованиям, предъявляемым к таким ресурсам (в соответствии с методическими подходами, представленными в работах [208], с. 226-244; [257], с. 8-13). При этом, каждое из анализируемых в соответствии с разработанной методикой (табл. 2.6) умение учителя по созданию учебных материалов, характеристики которых отвечают педагогико-эргономическим требованиям, можно оценить по дихотомической шкале.

В контексте вышесказанного, максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения учителя создавать ЭОР ИСДО, отвечающий содержательно-педагогическим требованиям, составляет 24 балла [257, с. 13]. В том числе: 6 баллов - за умения реализовать в ЭОР компоненты методической системы (умение описать цель изучения созданных учебных материалов; умение представить с помощью сервисов системы дистанционного обучения учебное содержание; умение разработать, сформулировать, представить с помощью сервисов системы дистанционного обучения задания для самостоятельной работы, практические задания; умение разработать, сформулировать, представить с помощью сервисов системы дистанционного обучения тесты или контрольные задания; умение разработать методические рекомендации для обучающегося; умение разработать методические рекомендации для обучающего); 5 баллов - за умения отбирать и использовать учебный материал из распределенного информационного ресурса глобальной сети для организации учебной исследовательской деятельности обучающихся (умение использовать базы творческих заданий, учебных исследовательских проектов; умение поиска и использования учебного материала из каталогов электронных библиотек; из каталогов учебных материалов централизованных хранилищ ЭОР; из виртуальных лабораторий, открытых рабочих сред; из веб-семинаров); 13 баллов за умения разрабатывать учебные материалы, соответствующие дидактическим принципам обучения (3 балла - за умение создавать учебные материалы, предметное содержание которых соответствует нормативным документам: стандартам образования; учебникам и учебным пособиям, рекомендованным к использованию в учебном процессе; утвержденной рабочей программе по предмету; 1 балл - за умение создавать учебные материалы, предметное содержание которых соответствует возрастным особенностям целевой аудитории; 3 балла - за умение создавать учебные материалы, предметное содержание которых соответствует научным представлениям в соответствующей области; за умение использовать научный стиль изложения учебного материала; за отсутствие в разработанных учебных материалах ненаучных терминов, фактографических ошибок; 2 балла - за умение последовательного изложения материала от простого к сложному; за полноту представленного материала; 1 балл - за умение создавать учебные материалы, содержание которых соответствует этическим нормам и правилам; 3 балла - за умение приводить примеры из окружающей действительности; за умение графически представить реальные процессы, явления, объекты; за умение формулировать текстовые задания и упражнения практической направленности).

Максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения учителя создавать ЭОР ИСДО, который можно использовать при вариативных формах обучения, составляет 10 баллов [257, с. 12-13], в том

числе: 3 балла - за умение обеспечить управление параметрами учебных курсов (умение представить содержание и практические, контрольные задания на различных уровнях сложности, умение предоставить возможность установления количества попыток и ограничения по времени при тестировании); умение предоставить возможность изменения последовательности изучения материала и порядка доступа к практическим и контрольным заданиям; умение предоставить возможность использования учебной информации в различных формах; 3 балла - за умение предоставить возможность: интерактивного информационного взаимодействия

обучающихся с контентом ЭОР в режимах реального времени и отложенной связи; осуществления контроля с диагностикой ошибок и обратной связью; статистики результатов освоения обучающимся образовательной программы; 4 балла - за умение формулировать темы для реферативной и проектной деятельности, отбирать и предоставлять ссылки на дополнительный учебный материал; умение разрабатывать и формулировать задания для подготовки к олимпиадам; умение разрабатывать моделировать процессы, явления.

Максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения учителя создавать ЭОР ИСДО, соответствующие техникотехнологическим требованиям, составляет 8 баллов [257, с. 8-9], в том числе: 3 балла - за умение предоставить возможность управления и настройки ЭОР в процессе функционирования с помощью различных устройств ввода (возможность управления мышью, клавиатурой; возможность выбора форматов представления контента); 2 балла - за умение предоставить возможность совместного использования учебных материалов; функционирование при запуске других приложений; 3 балла - за умение создавать учебные материалы, соответствующие аппаратным ресурсам (по объему требуемой памяти, времени загрузки контента, форматам файлов для контента).

Максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения учителя создавать ЭОР ИСДО, отвечающий дизайн-эргономическим требованиям, составляет 14 баллов [257, с. 9-11], в том числе: 3 балла - за умения создавать удобный интерфейс и обратную связь (навигацию; справочную систему; систему подсказок); 7 баллов - за умения создавать учебные материалы, комфортные для визуального восприятия (четкость шрифта; контрастность объектов по отношению к фону; сочетаемость цветов; использование на одной странице не более четырех цветов; использование единого цветового стиля; отсутствие несоответствующих содержанию анимированных объектов, аудио - и видеофрагментов; выделение на экране значимой информации); 4 балла - за умения создавать учебные материалы, комфортные для восприятия звукового сопровождения (отсутствие дефектов дикторской речи; отсутствие большого диапазона уровней громкости; синхронность звукового сопровождения с видеорядом; наличие элементов регулировки уровня громкости).

Максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения обеспечить реализацию технологии мультимедиа в ЭОР, составляет 11 баллов [257, с. 11], в том числе: 2 балла - за умение представить текстовую информацию без орфографических и синтаксических ошибок; умение использовать рекомендованные шрифты; 3 балла - за умение включать в ЭОР статические изображения (четкость изображений; отсутствие искажения цвета; отсутствие искажения пропорций); 3 балла - за умение включать в ЭОР динамические изображения (при четкости изображений; отсутствии искажения цвета; отсутствии искажения динамики видеоряда); 3 балла - за умения включать в ЭОР аудио сопровождение текстовых материалов (отсутствие: помех, фонового шума; «зависаний» звука; преобладания низких или высоких частот).

Максимальное количество баллов, которое может быть начислено за умения обеспечивать интерактивное взаимодействие пользователя с ЭОР, составляет 12 баллов [257, с. 12-13], в том числе: 5 баллов - за умение использовать элементы навигации по контенту (ключевое слово в гипертексте, смысловой элемент в визуальной композиции); элементы управления (кнопки, полосы прокрутки; активные зон, меню); контентнонезависимые элементы навигации (кнопки «вперед/назад», «в начало» на периферии экрана); систему контекстных подсказок; умение на основе текущих результатов обучающегося включать в ЭОР определенное обучающее воздействие (объяснение, новое задание текущей темы, переход к новой теме); 7 баллов - за умения обеспечить в ЭОР возможность: масштабирования медиаэлементов; вызова контекстных подсказок; навигации по элементам контента; множественного выбора из статичных медиаэлементов; вращения изображений; отделения изображения от текста; совместной разработки аудиовизуального контента группой пользователей, взаимодействующих в режиме реального времени.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое каждый член Аттестационной комиссии может начислить учителю за его умения создавать ЭОР ИСДО, соответствующий педагогико-эргономическим требованиям, составляет 79 баллов. Поэтому для количественной оценки уровня обученности учителя в области практических умений по созданию ЭОР ИСДО можно использовать показатель Xi3, определяемый в 79балльной шкале усредненной суммой баллов, начисленных членами Аттестационной комиссии по результатам защиты i-м учителем учебного проекта.

Статистическая обработка результатов выполнения итоговых диагностических работ

В работах ряда исследователей [3, 202, 188 и др.] отмечено, что наиболее часто применяемым методом анализа результатов выполнения диагностических работ при определении уровня обученности испытуемых является метод усреднения результатов. Поправкой на небольшой объем выборки служит коэффициент Стьюдента, зависящий от доверительной вероятности и объема выборки, учитываемый при вычислении точности представления среднего по выборке. В качестве неизвестного истинного значения измеряемой случайной величины (оценок по результатам
выполнения итоговых аттестационных работ) принимается среднее по выборке (3):

m

_ Z х,

X.=-------- , (3)

m

где X jj - оценка, полученная i-м испытуемым по результатам выполнения j- ой итоговой аттестационной работы;

Xj — выборочное среднее значение случайной величины (оценок,

полученных учителями по результатам выполнения j-ой работы); m - количество испытуемых.

Поскольку что среди результатов измерений имеются несколько подгрупп с одинаковыми значениями, выборочную среднюю оценку можно вычислять по формуле (4):

к

_ Z ms • Xijs

Xj=^-------------------------------------- , (4)

m

где к - количество подгрупп выборки с одинаковыми значениями баллов, причем s=1... к; m1 + m2 +...+ ms = m;

ms - количество учителей в подгруппе с одинаковыми баллами;

Xijs- значение оценки (количество баллов) по s-ой подгруппе, полученных испытуемыми при выполнении j-ой работы.

Статистические гипотезы о нормальности распределений значений

результативного признака можно проверить по критериям согласия коэффициентов асимметрии и эксцесса ([202]). Критические значения коэффициента асимметрии и эксцесса Акр, Екр можно рассчитать [202, с. 153] по следующим формулам:

А = 3 - {m кр \ {m + l)-{m + 3)

24 - m -{m - 2)-{m - 3) кр \ {m +1)2 - {m + 3) - {m + 5)

где m - численность выборки (количество испытуемых).

В этих формулах численные коэффициенты (3 и 5, для Акр и Екр соответственно) умножаются на дисперсии соответствующих величин DA,

De.

 

А.

 

m

 

- (хи - хУ

 

(m - l)(m - 2)j

 

I

 

=1

 

O,

 

J

 

_              m (m +1)

J (m - 1) (m - 2)(m - 3)1

 

I

 

1

 

X. - X

 

iJ

 

J J Л4

 

J

 

3 (m - if

 

(m - 2)(m - 3)

 

(7)

(8)


Статистики абсолютных значений коэффициентов асимметрии и эксцесса можно получить статистической обработкой оценок, полученных по результатам выполнения испытуемыми соответствующих диагностических работ, с помощью пакета Microsoft Excel. Формулы для расчета коэффициентов асимметрии и эксцесса выборочной совокупности в Microsoft Excel имеют следующий вид:

где X jj - оценка, полученная i-м испытуемым по результатам выполнения J- ой работы;

Xj - выборочное среднее значение случайной величины (оценок, полученных учителями по результатам выполнения j-ой работы); m - количество испытуемых.

a j - стандартное отклонение по выборке оценок, полученных по результатам выполнения испытуемыми j-ой работы.

Распределения оценок испытуемых можно считать близкими к нормальному, если абсолютные значения указанных статистик меньше критических.

Анализ оценок, полученных по результатам выполнения учителями итоговых аттестационных работ, на однородность групп учителей по уровням обученности (или по уровням начальных знаний и умений) может быть осуществлен с помощью %2- критерия согласия Пирсона при уровне значимости а=0,05. Вычисление теоретических и эмпирических частот осуществляется на основе формирования таблиц сопряженности групп по
уровням обученности [235]. Число степеней свободы v можно рассчитать по следующей формуле:

v=(l - 1)-(к -1), (9)

где l - количество сравниваемых распределений (групп); к - число разрядов

признака (количество подгрупп).

2

 

X2 = m

 

1 ,

 

(10)

 

m

 

2

Р r

 

p=1 r=1

 

mpmr


Статистику % - критерия согласия Пирсона можно вычислить по формуле (10) [158]:

общее количество испытуемых (учителей);

шр. - количество испытуемых (учителей) из p-той группы;

р = 1, 2, ..., I; mp - число учителей, попавших в р-тый разряд по количеству набранных баллов; r = 1, 2, ...k.

Критическое значение %2кр можно определить по статистическим таблицам [158]. Сопоставление результатов тестирования с помощью % - критерия согласия Пирсона свидетельствует об отсутствии (либо наличии) достоверного различия распределений, что позволяет (либо не позволяет) объединять выборки в одну совокупность для дальнейшего анализа.

Выводы по 4-ой главе

Разработано и обосновано содержание компонентов информационной деятельности учителя по созданию и использованию ЭОР ИСДО при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы с учетом реализации вариативных форм и методов обучения.

Гностический компонент информационной деятельности учителя предполагает изучение и анализ учителем различных видов деятельности обучающихся при организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы. Данный компонент предполагает: умение выявлять педагогически целесообразные формы и методы: обучения в ИСДО с учетом цели занятий, формы информационного взаимодействия
обучающего с обучаемыми, знаний и интересов обучающихся, технологических возможностей системы дистанционного обучения; умение с помощью сервисов системы дистанционного обучения получать и анализировать информацию о состоянии учебного процесса.

Проектировочный компонент информационной деятельности учителя предполагает: выявление педагогических целей и задач учебного процесса, организованного в ИСДО общеобразовательной школы; планирование структуры и формы представления контента ЭОР ИСДО с целью поддержки всех видов учебных занятий в соответствии с образовательной программой; планирование форм и методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся при автоматизации управления учебным процессом на базе сервисов системы дистанционного обучения.

Конструктивный компонент информационной деятельности учителя предполагает: создание ЭОР ИСДО с учетом требований к их педагогикоэргономическому качеству, оперативное их изменение, дополнение на базе сервисов системы дистанционного обучения; использование ЭОР ИСДО на различных этапах проведения урока при реализации вариативных форм и методов обучения.

Организаторский компонент информационной деятельности учителя предполагает: подготовку учебных занятий с использованием ЭОР ИСДО; формирование индивидуальных учебных планов обучающихся; ведение электронного документооборота; инструктирование учащихся работе с сервисами системы дистанционного обучения; организация индивидуальной и групповой исследовательской деятельности учащихся в условиях удаленного и непосредственного информационного взаимодействия на базе сервисов системы дистанционного обучения.

Коммуникативный компонент информационной деятельности учителя предполагает: осуществление непосредственного и дистанционного

информационного взаимодействия между участниками учебного процесса в ИСДО школы; общение между учителями для расширения профессиональных контактов с использованием сервисов системы дистанционного обучения.

Разработаны структура содержания, организационные формы и методы, а также учебно -методическое обеспечение подготовки учителя в области создания и использования ЭОР ИСДО. Основными содержательными направлениями подготовки являются: общие вопросы информатизации образования; типизация ЭОР; реализация возможностей сервисов системы дистанционного обучения для создания и использования ЭОР ИСДО; оценка педагогико-эргономического качества ЭОР ИСДО; методические аспекты организации учебного процесса в ИСДО общеобразовательной школы при реализации вариативных форм и методов обучения.

Обоснованы и описаны организационные формы и методы подготовки учителей, которые включают:

лекционные занятия, в процессе которых формируются теоретические знания и умения учителей в области создания и использования ЭОР ИСДО при осуществлении информационного взаимодействия и управлении процессом обучения на базе сервисов системы дистанционного обучения;

практические занятия, реализуемые в форме ролевых игр по сценариям, описывающим педагогические ситуации, типичные для учебного процесса при его интегративной организации в ИСДО, на которых в процессе ролевого взаимодействия в совместной деятельности формируются практические умения по применению сервисов системы дистанционного обучения для создания и использования ЭОР ИСДО;

лабораторные работы, при выполнении которых осуществляется создание учителями электронных учебных материалов различных типов, составляющих контент ЭОР ИСДО, на базе реализации возможностей сервисов системы дистанционного обучения.

Разработана и обоснована оценка уровня обученности учителей в области создания и использования ЭОР ИСДО, основанная на многокритериальном подходе к оцениванию знаний и умений, составляющими которой являются: оценка уровня обученности в области теоретических знаний и умений по созданию и использованию ЭОР ИСДО; оценка уровня обученности в области практических умений по применению сервисов системы дистанционного обучения в учебном процессе, организованном в ИСДО; оценка уровня педагогико-эргономического качества ЭОР ИСДО, разработанных в процессе обучения. Поскольку частные показатели, составляющие оценку уровня обученности учителя, определялись по различным оценочным шкалам, то оценка достигнутого учителями уровня обученности в области создания и использования ЭОР ИСДО рассчитывалась как сумма стандартных баллов частных показателей.

Разработано учебно -методическое обеспечение подготовки учителей в области создания и использования ЭОР на базе сервисов системы дистанционного обучения, включающее: рабочую учебную программу дополнительного образования учителей по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии в школе»; руководство для педагога «Технология ведения дистанционных учебных курсов»; методические рекомендации по применению сервисов системы дистанционного обучения для создания и использования ЭОР ИСДО; сценарии ролевых игр, описывающие учебный процесс, организованный в ИСДО общеобразовательной школы при реализации вариативных форм и методов обучения; контрольно-измерительные материалы результатов обучения.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (23.04.2018)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%