Введение
На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.
Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности российской экономики являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг [7].
Цель работы – доказать то, что инновационная деятельность играет не маловажную роль в экономике государства.
Задачи – изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы бизнеса в экономике государства.
1. Понятие и классификация инноваций
Инновация – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем [6].
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900–х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике [6].
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций [13].
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации» [4].
Виды инноваций:
Технологические – получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
Социальные (процессные) – процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Продуктовые – создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
Организационные – совершенствование системы менеджмента.
Маркетинговые – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий [3].
2. Современное состояние инновационной деятельности.
Ныне инновационная деятельность переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Основные трудности связаны с нехваткой средств у промышленных предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Макроэкономическая стабилизация является необходимым, но недостаточным условием для выхода экономики из кризиса. Формирование инновационной политики позволяет создать такую систему, которая с высокой эффективностью использует интеллектуальный и научно-технический потенциал страны [10].
Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на потребности внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой импортной интервенцией, спад объемов производства в этих отраслях продолжает расти. Перелом тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности [8].
Состав инновационно-активных организаций остается постоянным: около 70% организаций, намечающих технологические нововведения, осуществляли их и в предшествующие годы. В целом по промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями. Состояние научно-технической инфраструктуры является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют своей экспериментальной базы.
Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции. Особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура – вот условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв в экономическом развитии [9].
3. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в России
В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями [2].
Если посмотреть на инновационный процесс, то его главной проблемой сегодня является недостаток финансирования. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям [11].
Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий, как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям.
Предприятиям дают не бюджетные деньги, а кредиты. Даже уже для работающего предприятия не по силам банковские кредиты, которые берут вроде бы под маленькие проценты и, которые они не успевают отслеживать расплачиваться за них. Поэтому проблема в очень высоких кредитных ставках, которые сегодня есть [14].
Также к проблемам инновационных предприятий можно отнести основные и оборотные фонды. Многие предприятия предпочитают не брать фонды, потому что пойдут налоги. Следовательно, предпочтение отдаётся арендованным фондам [15].
Так же существуют другие проблемы предпринимательства в научно-технической сфере: не работает система госзаказа, не стабильны налоговые льготы.
Отсутствие активного интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний финансировать инновационный бизнес, он во многом объясняет тем фактом, что далеко не все инновационные проекты достойны финансирования. Поэтому необходимо усилить подготовку кадров, акцентировать внимание на создании технопарков.
Низкая активность предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а также в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.
Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».
Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив – способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций.
Отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач [12].
Так же к проблемам предпринимательства, связанного с инновационной деятельностью можно отнести проблему организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
Таким образом, можно увидеть, что на данный момент у инновационного предпринимательства в России существует много проблем, связанных с осуществлением этой деятельности, которые требуют решения.
Таким образом, для того чтобы решить проблемы инновационного предпринимательства необходимо следующее.
Разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Более кратко сформулировать эту задачу можно так - узаконить терминологию, а так же внести значительные изменения в нормативно правовую базу.
Необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. Создать схему мотивации предприятий. В качестве желательных мер: снижение пошлин на оборудование; решение таможенных проблем; введение льгот по налогу на прибыль. Предоставлять инновационным предприятиям энергетику и арендуемые помещения на льготных условиях. Также, для развития инновационного бизнеса в России необходимо вводить льготы: таможенные, налоговые и др. Так, например, в Китае, НДС для всех организаций – 18%, а для инновационного бизнеса – 6%. Такие меры позволят развиться этому виду деятельности, который в конечном итоге не только удвоит, но и утроит ВВП, и поставит Россию в мире на почётное место [1].
Также необходимо подготовить квалифицированный персонал, а для этого действенным будет открытие инновационно-технологических центров при ВУЗах, а также проблемы нехватки знаний могут решить бизнес инкубаторы. Они облегчат начальные стадии развития новых предприятий, обучат их владельцев, создадут условия и предоставят ресурсы для ускоренного развития компаний, сокращая статистику неудач в бизнесе. Создание центра трансфера технологий (инновационные центры), где проводят анализ, экспертизу, мониторинг, а также технопарки, где на базе университета или научного центра собраны малые инновационные предприятия, и которые являлись бы экспериментальной площадкой для подготовки кадров в инновационной деятельности. Одним из элементов инновационной системы должны стать научно-учебные интеграционные комплексы, которые позволили бы интегрировать научную и учебную деятельность вузов, сформировать при них бизнес-структуры для коммерциализации разработок.
Следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технологических центров, технопарков и бизнес инкубаторов.
Улучшение общих экономических условий также будет способствовать росту количества и качества инновационного бизнеса.
Необходима национальная инновационная система – система финансового, информационного, инфраструктурного обеспечения, которая позволила бы решить существующие в области инновационного предпринимательства проблемы. На сегодняшний день мы не имеем законодательной базы, которая давала бы возможность создавать фонды для инвестирования в инновационный бизнес, решила бы проблему подготовки кадров и др.
Для развития инновационного предпринимательства необходимо организовывать выставки и презентации продукции в регионах [5]/
Данный список решения проблем может продолжаться в зависимости от условий развития региона, их законодательной базы, источников инвестирования. Пути решения проблем указаны в более общем виде, однако, выполнение их позволит сдвинуть инновационное предпринимательство с места, и идти по пути инновационного развития России.
Заключение
Инновационная деятельность представляет собой специфическую деятельность (научную, творческую) ученых, конструкторов, технологов, изобретателей по разработке и внедрению инноваций (новшеств, нововведений) как способ удовлетворения растущих потребностей производства и общества. Итогом, логическим завершением, инновационной деятельности являются инновации (продуктовые, процессные), которые получают воплощение в виде новых или усовершенствованных видов продукции и услуг, технологий, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. На основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество производимой продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Стимул к нововведениям является движущей силой конкуренции в современной экономике.
Инновационные процессы, связанные с разработкой, созданием и внедрением нововведений, безусловно ориентированы на рынок, образуя рынок интеллектуального труда, который представляют разнообразные производители новшеств. Действуя, как своеобразный рыночный сегмент, рынок инноваций выполняет информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и санирующую функции. Для эффективного осуществления и развития инновационных проектов необходимо их финансирование, инвестиционные ресурсы (собственные или привлеченные средства). В качестве главного источника финансирования инновационной деятельности выступает венчурный капитал - рисковый, который вкладывается в бизнес без материального обеспечения и без гарантий, а также на длительный срок и на безвозвратной основе.
Сегодняшняя ситуация в мире свидетельствует о том, что трансферт технологий (их передача, продажа или обмен), инновационная деятельность, интеллектуальный продукт стали основой процветания не только производств, но и стран, в которых развит подобный тип экономики. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития России предполагает решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности отечественной экономики, которая непосредствен -ным образом связана с активизацией инновационных процессов в стране: разработкой и внедрением новейших технологий, расширением выпуска инновационной продукции, способной соперничать на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения максимального результата инновационной деятельности необходимо создание эффективной национальной инновационной системы, то есть совокупности взаимосвязанных институтов, которая предназначена для создания, хранения и передачи знаний и навыков. Российская НИС имеет ряд проблем, препятствующих активному и эффективному развитию инновационной деятельности: сохраняющаяся институциональная система российской науки, слабая инновационная направленность, недостаточное внимание со стороны государства, а именно, несовершенство законодательной базы, слабое финансирование науки, неотлаженность распределения выделяемых государством средств; и как результат – разбалансированность национальной инновационной системы. Сложившееся положение науки в России определено тем, что в последнее десятилетие в ее развитии преобладало сырьевое направление. Но огромная сырьевая база, богатство ресурсов не должны заслонить возможности к обновлению и развитию науки и технологий, к созданию новых конкурентоспособных производств. Поэтому государство всерьез должно задуматься над осуществлением «инновационного» сценария развития отечественной экономики.
Список литературы
Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России //Вопросы экономики, 2004. – 101 с.
Быкова Т.C. Инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.econorus.org/consp/files/fpqg.doc (дата обращения: 19.03.2018).
Виды инновационного предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbinnovation.ru/content/view/1/3/ (дата обращения: 18.02018).
Гамидов Г.С. основы инноватики и инновационной деятельности /Гамидов Г.С., Косолапов В.Г., – СПб.: Политехника, 2001. – 323с.
Гарифуллина, А. Ф. Перспективы развития инновационной деятельности в России [Текст] / А. Ф. Гарифуллина, Е. Н. Бочкарева // Современные проблемы менеджмента : СПбГЭТУ «ЛЭТИ». – Санкт-Петербург, - 2011. - № – 53 с.
Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. – М.: Юнити, 2008.
Зачем крупному бизнесу инновации? – совместный круглый стол ICC Russia и IFTI в рамках второго Московского Венчурного Форума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/news/0/119/ (дата обращения 103.2018).
Инновационная политика в России: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnaya-politika-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 29.03.2018).
Инновационная система предприятия: состояния и перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnaya-sistema-predpriyatiya-sostoyaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения 30.03.2018).
Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. – М.: Едиториал, 2003. – 148 с.
Когда инновации ни к чему не приводят [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2017/10/17/pochemu-innovatsii-ni-k-chemu-ne-privodyat/ (дата обращения 19.03.2018).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
Курс предпринимательства: Учеб. для вузов / В.Я. Горфинкель и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439 с.
Основные положения концепции инновационной индустриализации России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-polozheniya-kontseptsii-innovatsionnoy-industrializatsii-rossii (дата обращения 29.03.2018).
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcpir.ru/ (дата обращения: 18.03.2018).
|