Эстетическая гимнастика, художественная гимнастика, балет, парное фигурное катание, спортивная аэробика - все эти сложно-координационные виды спорта объединяет в себе зрелищность их командных выступлений, единообразие, слитность, четкость и согласованность в исполнении композиций. Их объединяют не только внешние признаки, но и структуре, технике они также схожи.
К наиболее важным специфическим сходствам этих видов спорта относятся исполнение техники обязательных элементов программы, в том числе, и выполнение акробатических «высоких» поддержек. В некоторых из перечисленных видов спорта акробатические поддержки согласно правилам соревнований являются обязательными в программе (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки : методические основы развития физических качеств. М. : Лептос, 1994. 368 с. ; Кичайкина Н.Б., Дъяченко Н.А., Синюхин Б.Д. Биомеханика физических упражнений : учебно-методическое пособие по педагогике физического воспитания. СПб: ЛИЭИ, 1991. С. 4-5 ; Менхин Ю.В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. СПб., 1996. Вып. 4. С. 22-24).
Анализируя основы техники и классификации поддержек в техникоэстетических видах спорта, необходимо изучить и обобщить материалы по всем видам спорта, выявить общую классификацию поддержек, и наиболее рациональные способы построения поддержек, основы техники и детали, разработать средства и методы обучения поддержкам, конкретизировать способы организации процесса обучения (Быстрова И.В., Семибратова И.С. Программированный курс по художественной гимнастике для спортсменов : учебнометодическое пособие. СПб. : [б. и.], 2011. 58 с. ; Венгерова Н.Н., Гобузева К.В. Современные
вопросы подготовки в технико-эстетических видах спорта : учеб. пособие. СПб. : [б. и.], 2010. 138 с.).
Акробатические элементы широко применяются во всех спортивных видах гимнастики. Отличительной особенностью акробатических упражнений является их искусственность, то есть отвлеченность от естественных форм движений человека, такие как ходьба, бег, прыжки.
Акробатические элементы представляют собой необычные статические положения: мосты, шпагаты, стойки и различные движения, связанные с частичным, полным или многократным переворачиванием через голову.
Основным механизмом акробатических движений является вращение вокруг всех возможных осей, но, главным образом, за счет вращения вокруг горизонтальных осей: фронтальной - движение вперед и назад и сагитальной - движение в сторону. Достигается вращательный момент за счет поочередной опоры разными частями тела или по тому же принципу в безопорной фазе (Бирюк Е.В. Художественная гимнастика. М. : Физкультура и спорт, 1982. 117 с. ; Художественная гимнастика : учебник / Всерос. федерация художествен. гимнастики ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; под ред. Л.А. Карпенко. : [б. и.], 2003. С. 366-371).
Каждый вид спорта характеризуют и называют поддержки по-своему. Например, в художественной и эстетической гимнастике поддержка так и называется. А в спортивной акробатике она имеет несколько названий: поддержки, вольтижные упражнения, пирамидковые упражнения и т.д. (Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры, 2001. № 5. С. 45-49 ; Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике : сборник статей; под ред. Л.А. Карпенко. СПб: [б. и.], 2008. Вып.1. 63 с. ; Карпенко Л.А., Быстрова И.В. Особенности композиции и тренировки групповых упражнений // Художественная гимнастика : учебник для тренеров, преподавателей и студ. физ. культуры ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта; под ред. Л.А. Карпенко. М., 2003. С. 257-265).
Эстетическая гимнастика - это спортивная гимнастическая дисциплина, в которой команды гимнасток численностью от 6 до 10 человек соревнуются в качестве группового исполнения разнообразных движений
телом, их непрерывной связи, гармоничности физических проявлений, соответствии движений музыке и яркости эмоционально-двигательного образа (Карпенко Л.А., Румба О.Г. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. С.5 ; Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме и эмоциональности в гимнастике // Термины и понятия в сфере физической культуры. СПб., 2007. С. 104-105).
эстетической гимнастике акробатические поддержки не являются обязательными элементами программы. Однако, каждая команда включает в программу несколько высоких поддержек, что характеризует высокий уровень подготовленности спортсменок. За включение поддержки в композицию судьи могут начислить бонус в 0,1 балла. Поддержки имеют право включать в программу команды юниорского возраста (14-16) и старше (ишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика : учебное пособие. Волгоград : ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2009. 124 с. ; Карпенко Л.А. Некоторые особенности соревновательных программ по эстетической гимнастике // Гимнастика : сб. науч. тр. Вып. IV / С. -Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2006. С. 36-43 ; Карпенко Л.А., Морозова Л.П. Современное состояние эстетической гимнастики // Гимнастический мир Санкт-Петербурга, 2009. № 10. С. 15-21 ; Правила соревнований по эстетической
гимнастике. М. : Всероссийская Федерация эстетической гимнастики, 2006. С. 25-26 ; Правила соревнований по эстетической гимнастике. М. : Всероссийская Федерация эстетической гимнастики, 2013. С. 25-26).
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку (Художественная гимнастика : учебник / Всерос. федерация художествен. гимнастики ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; под ред. Л.А. Карпенко. М. : [б. и.], 2003. - 384 с., [12] л. ил. -Библ.: С. 366-371).
Такие авторы, как Т.С. Лисицкая (1984), Н.М. Шулико (1986), Л.А. Карпенко (2003), едины во мнении о том, что в художественной гимнастике отличительной особенностью соревновательной программы является взаимодействие гимнасток, которое осуществляется посредством предмета или без его участия. Наибольшую сложность в этих взаимодействиях
представляет их синхронная реализация (Быстрова И.В. Термины групповых упражнений художественной гимнастики // Термины и понятия в сфере физической культуры. Первый международный конгресс 20-22 декабря 2006 г. Россия. СПб : (материалы конгресса) / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2006. С. 39-40 ; Художественная гимнастика : учебник С. 366-371 ; Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М. : Физкультура и спорт, 1984. 98 с. ; Шулико Н.М. О групповых упражнениях. Гимнастика. М. : Физкультура и спорт, 1986. С. 57-60).
Высокие акробатические поддержки также, как и в эстетической гимнастике, не являются обязательным элементом программы. В последнее время ведущие команды добавляют в программу высокие поддержки с целью усложнения композиции, приобретения зрелищного вида, производящего впечатление высокого мастерства гимнасток (Быстрова И.В. Специфика «поддержек» в групповых видах художественной гимнастики // Теория и практика управления образования и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы : сб. науч. тр. / Педагогическая академия, Секция управленческой деятельности. СПб, 2009. С. 242-244 ; Менхин Ю.В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996. Вып. 4. С. 22-24).
Парное фигурное катание - одна из разновидностей фигурного катания. Ее главной особенностью является слаженность движений партнеров, которая составляет впечатление полного единства. Это относится к структурной стороне программ, их техническому содержанию. Важным является достижение единства в исполнении, а артистическая сторона должна выражать взаимопонимание партнеров.
При подборе партнеров учитываются следующие параметры: уровень технической и физической подготовленности, соотношение возрастных, весоростовых показателей, индивидуальные черты характера, психологическая совместимость и т.п. (Тузова Е.Н. Фигурное катание на коньках : методические указания. Ч. 1; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб : [б. и.], 2008. 62 с. Библиогр.: с. 62).
Своеобразие техники парного катания заключается, прежде всего, в способности партнеров синхронно выполнять фигуры индивидуального катания, использовать возможности техники катания в упражнениях, где возникают силы инерции (например, при выполнении совместных вращений, обводок и т.п.), а также разнообразные сложные поддержки, весьма украшающие программы. В настоящее время в парном катании введена короткая программа, куда входят обязательные для всех соревнующихся пар элементы (Гандельсман А.Б. Фигурное катание на коньках : учебник для институтов физической культуры; под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М. : Физкультура и спорт, 1975. 182 с.).
По словам А.Н. Мишина (1985), в технике парного катания следует различать индивидуальную технику каждого партнера и технические особенности совместного катания. Совместные фигуры придают парному катанию особую привлекательность и зрелищность.
Поддержки - совместное движение партнеров, при котором партнер, используя прыжок партнерши, подминает ее выше уровня плечевого пояса. Только парному катанию присущи поддержки на вытянутых руках. В поддержках разрешается поднимать партнершу, держа ее за руки, за талию, за бедро.
Поддержки классифицируются по исходному взаимному положению партнеров, хвату в начальной стадии подъема, способу отталкивания партнерши ото льда, положению партнерши в упоре, способу спуска, взаимному положению партнеров на приземлении, наличию поворотов партнера (Фигурное катание на коньках : учебник для институтов физической культуры /Под общ. ред. А.Н. Мишина. М. : Физкультура и спорт, 1985. 271 с. : ил.).
Подкрутки - партнер поднимает партнершу, как в поддержке, и выталкивает ее вверх. Партнерша вылетает на большую высоту и вращается в группировке. Это вращение она приобретает с помощью усилий партнера и собственной группировки. Это - одна из сложнейших групп движений, выполняющихся партнерами совместно. Название подкрутки определяется по способу отталкивания (Тузова Е.Н. Фигурное катание на коньках С. 62).
Выброс — необходимый элемент в парном фигурном катании. Во время выброса партнер выталкивает партнершу вверх и не ловит во время приземления. Таким образом, партнерша в воздухе выполняет прыжок. Технически выброс похож на подкрутку: их объединяет характер разбега, движения партнера и движения партнерши в приземлении.
В отличие от предыдущих выше охарактеризованных техникоэстетических видов спорта, в парном фигурном катании верхние поддержки являются обязательным необходимым элементом программы (Фигурное катание на коньках С. 75-76).
Поддержки, подкрутки, выброс в принципе возможны в эстетической и художественной гимнастике.
Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики “базовые” аэробные шаги и их разновидности.
Упражнения спортивной аэробики, как отмечает А.А. Сомкин (2001), напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат элементы, подобных гимнастическим или акробатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и законченностью отдельных действий и соединений. Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные требования к композиции и условия ее выполнения.
Согласно правилам соревнований по групповой спортивной аэробике высокие поддержки имеют место в соревновательной композиции: собственно, акробатические элементы, например: перекаты, поддержки, подхваты и др. (Сомкина А.А. Спортивная акробатика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высокоспециализированных спортсменов : учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Физкультура и спорт, 2001. С. 56-58 ; Bradshaw E. Target-directed running in gymnastics: a preliminary exploration of vaulting // Sports Biomechanics, 2004. № 3 (1). P. 125-144).
Спортивная акробатика — это соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. В спортивной акробатике можно выступать как индивидуально, так и в групповых упражнениях.
Виды спортивной акробатики:
• Прыжковая: акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров не учитывая разбег, фляк, рондад, сальто.
• Парная: силовая пара — двое юношей, смешанная пара — юноша и девушка, женская пара — две девушки.
• Г рупповая: мужские группы — четверо юношей, женские группы — три девушки, специальная.
В массовой акробатике и на начальном этапе занятий используются так называемые базовые акробатические элементы, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые.
К подгруппе статических упражнений относятся: мосты и шпагаты, упоры, равновесия, стойки, перевороры и перекаты, полуперевороты, сальто.
Парные упражнения — предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные упражнения могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это — балансирования и вольтижные упражнения: входы и наскоки, поддержки - выполняются верхним при опоре на нижнего(на руках, на ногах, на спине, на груди) — с устойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зависит от построенной фигуры, определяющей взаимное расположение звеньев тела и проекцию центра масс по отношению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего — в отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения верхнего по отношению к нижнему, упоры, стойки, равновесия, взаимные перемещения партнеров.
Вольтижные упражнения представляют собой действия, связанные с бросками и ловлей партнера.
пирамидковые: они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера. Пирамидковые упражнения, как правило, состоят из различного рода акробатических стоек и поддержек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» — создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразительности (Болобан В.Н. Спортивная акробатика : учебное пособие для студентов институтов физической культуры. Киев : Выща шк., 1988. 167 с. : ил. ;
Bruggemann G.P. Performance Analysis in Elite Sports: a Biomechanical Perspective //Book of abstracts of World Congress of Performance Analysis of Sport VIII / edited by Peter O ’Donoglue and Anita Hokelmann, 2008. P. 18).
Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo — танцую), вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевальномузыкальных образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им (Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце : учебно-методическое пособие для хореографических училищ и хореографических отделений вузов; Лен. академич. хореограф. уч-ще им. А.Я. Вагановой ; Науч. ред. и вступит. статья Т.М. Вечесловой. Ленинград : Искусство, 1969. 135 с. : ил. ; Сосина В.Ю. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике с учетом
регулирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 21 с. ;
Arampatzis A., Morey-Klapsing G., Bruggemann G.P. The effect of falling height on muscle activity and foot motion during landings // Journal of Electromyography, 2003. Dec. (239). 13 (6). P. 533-544).
Высокие поддержки есть и в балете, их применяют в дуэтном танце, и называют воздушными. Дуэтный танец - это парный танец танцовщика и танцовщицы может быть частью спектакля или самостоятельным номером, обычно исполняется под музыку adagio, требует от исполнителей точной согласованности движений и навыков в технике поддержек. Так как балет появился сравнительно давно, тема поддержек уже изучалась ранее. Имеется классификация воздушных поддержек:
Поддержка двумя руками за талию: Releve, связующие и вспомогательные движения Pasglissade, pasbalance, developpe, grandpordebras, малые и большие позы, повороты, обводки, туры, поддержка в «падающих» позах и положениях.
Поддержка за руки: повороты, обводки, туры, поддержка в «падающих» позах и положениях.
Поддержка одной рукой: повороты, обводки, туры, поддержка в «падающих» позах и положениях.
Маленькие прыжки и небольшие подъемы до уровня груди и плеч: прыжки с поддержкой двумя руками за талию, прыжки с поддержкой за обе руки и комбинированные приемы, прыжки с поддержкой одной рукой, небольшие подъемы, небольшой поворот на руках с подбрасыванием в воздух, прыжки на руки.
Большие прыжки, подъемы на грудь и плечи: подъемы на грудь и плечи, прыжки на грудь и плечи, различные переходы с плеч в позу «рыбка».
Подъемы, поддержки во время больших прыжков с подбрасыванием и фиксированием позы на вытянутых руках с поворотами в воздухе и без поворотов: большие прыжки с поддержкой двумя руками за талию, подъемы с фиксированием позы на вытянутых вверх руках, подбрасывание с переменой поз в воздухе С поворотом и без поворота (Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце С. 92).
Также существует групповая поддержка - это поддержка при участии:
- нескольких танцовщиц;
- одной танцовщицы и нескольких танцовщиков и т.п.
В балете существует такой термин как партерная поддержка - это поддержка в дуэтном танце, когда танцовщик и танцовщица находятся на полу. По техническим приемам партерные поддержки подразделяются на поддержки, осуществляемые или двумя руками, или одной рукой за талию или за руки партнерши (Суриц Е.Я., Слонимский Ю.И. Все о балете : словарь-справочник. М. ; Ленинград : Музыка, 1966. 222 с. : ил. ; Яхонтов Е.Р. Методология спортивнопедагогических исследований : курс лекций. СПб : [б.и.], 2006. 187 с.).
|