Акробатические упражнения необычны и зрелищны, а диапазон их сложности чрезвычайно велик: простейшие доступны детям с 5-7 летнего возраста, а для освоения сложнейших не хватает подчас всего периода спортивной деятельности. Такое разнообразие упражнений гарантирует высокую заинтересованность занимающихся.
Использование акробатических средств в подготовке спортсменов высокого класса приобрело в последние 10-20 лет широкий размах: в одних видах они вводятся в программы соревнований для повышения сложности, эффекта и зрелищности (гимнастика, фигурное катание, акробатика, аэробика и т.д.); в других - с целью развития физических и волевых качеств, способствующих достижению высоких результатов в избранном виде спорта (Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис. ... канд. пед. наук ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2002. 26 с. ; Коркин В.П., Коркина А.В. Акробатика на уроках и внеклассных занятиях : учебно-методическое пособие. Минск : [б. и.], 1997. 56 с. : ил.).
Правильное планирование работы является залогом успешного хода учебно-тренировочных занятий. С первых же занятий преподаватель должен придерживаться строгой последовательности упражнений в отношении их трудности. Нельзя также изучать новые упражнения, если занимающиеся с напряжением исполняют старые, пройденные упражнения.
При обучении акробатическим элементам и соединениям необходимо соблюдать определенные правила, нарушение которых может снизить интерес к тренировкам, задержать спортивный рост занимающихся и даже привести к травматизму (Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как подготовить чемпионов: теория и технология подготовки гимнасток высшей квалификации. М. : Физкультура и спорт, 2004. 325 с. ; Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике : сборник статей. Вып.1 / Федерация худож. гимнастики Санкт-Петербурга; под ред. Л.А. Карпенко. СПб : [б. и.], 2008. 63 с. : ил. - Посвящается 60-летию худож. гимнастики в России).
Доступность и последовательность. При подборе упражнений для занятий важно учитывать возраст и подготовленность занимающихся: слишком легкие упражнения не будут стимулировать спортивного роста, трудные могут привести к искажению техники выполнения движений и потере интереса.
На каждом последующем занятии ученики должны совершенствоваться в исполнении изученных ранее упражнений, добиваться легкости, красоты движений, уверенности и одновременно двигаться вперед, изучать новые элементы и соединения.
Существует определенная связь между простыми и сложными упражнениями, имеющими общую основу (структуру).
Ясность представления имеет важное значение при обучении новым упражнениям. Замечено, что при совместных тренировках спортсменов различной подготовленности новички, наблюдающие за более опытными спортсменами, довольно быстро овладевают новыми элементами. Вероятно, это связано с тем, что их не пугает новизна элементов и они представляют движение как в целом, так и по частям (Артемьева Ж.С. Начальное обучение упражнениям без предмета в художественной гимнастике : учебно-методическое пособие ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб : [б.и.], 2008. 77 с. - Библиогр.: С. 42-46 ; Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы : учебно-методическое пособие. СПб : Олимп-СПб., 2010. 120 с.).
Безопасность выполнения движений обеспечивается применением помощи и страховки. Чувство опасности, сомнения, неуверенность отрицательно влияют на выполнение упражнений.
Оптимальное количество повторений того или иного упражнения в тренировке зависит от физической подготовленности занимающихся, возраста, спортивного разряда, психофизического состояния, новизны элемента, времени и периода тренировки.
Выявление ошибок. Большинство ошибок возникающих при изучении акробатических упражнений, является следствием отклонения от правильного исполнения исходного положения и первых движений партнеров, а также направления полета, вращения и ловли.
Оценка исполнения упражнений в тренировках имеет большое значение для спортсменов всех разрядов (Венгерова Н.Н., Гобузева К.В. Особенности видов подготовки в художественной гимнастике : учебно-методическое пособие. СПб : [б. и.], 2007. 68 с. ; Верхошанский Ю.Ф. Теория и методология спортивной тренировки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры, 2005. № 4. С. 2-4).
Правильное чередование видов упражнений в тренировке и в недельном цикле позволяет повысить плотность занятий, работоспособность занимающихся, их интерес к упражнениям. Чередование разнообразных упражнений способствует повышению общей физической подготовки занимающихся, укреплению здоровья, улучшению физического развития и функциональных возможностей организма (Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа С. 83-84).
Матвеев Л.П. (2000) отмечает, что предлагаемые для уроков индивидуальные, парные и групповые упражнения по уровню сложности должны подходить для учащихся начальных и неполных средних школ. Они рекомендуются для воспитания гимнастической школы движений и развития важнейших физических качеств.
Имеющиеся в пособии четыре раздела упражнений соответствуют воспитанию у школьников гибкости, силы, ловкости балансирования, т.е. тех физических качеств, которые необходимы для гармоничного развития, укрепления здоровья и подготовки к занятиям спортом. Комплекс этих упражнений тренирует вестибулярный аппарат, улучшает ориентацию в пространстве, предохраняет от бытовых и спортивных травм, а при определен - ной плотности урока содействует воспитанию особой выносливости (Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М. : Физическая культура и спорт, 1987. 144 с. ; Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М. : Физкультура и спорт, 2000. 96 с.).
Индивидуальные упражнения выполняются в подготовительной части урока в течение 10-12 мин как разминочные: 2-4 упражнения в движении и 612 в разомкнутом строю. Начальное обучение наиболее сложным равновесиям, мостам, стойкам и другим элементам эффективнее проводить при взаимной помощи - в парах или тройках. Например, для выполнения самостоятельной стойки на руках на полу нужна длительная подготовка, а выполнить ее в тройке с поддержкой двумя партнерами сможет школьник любого возраста и уровня подготовленности.
Упражнения вдвоем или втроем разучиваются и повторяются в основной части урока - от 4 до 10 упражнений всех разделов. В пары и тройки объединяются примерно равные по росту и весу ученики. Они выстраиваются парами в 2-3 шеренги и распределяются по всему залу. Для начального освоения относительно сложных элементов пары и тройки могут объединяться по принципам спортивной акробатики: нижний-более высокий и сильный, верхний - более легкий и низкий (Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами : дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1998. 169 с. ; Верхошанский Ю.Ф. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры, 1993. № 8. С. 2-28 ; Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике. М. : Всеросс. Федерация художественной гимнастики, 2001. 50 с.).
Методика: 1) показ или объяснение; 2) пробные попытки
(самостоятельно или с помощью соседней пары); 3) одновременное выполнение всем классом под счет или музыкальное сопровождение; 4) смена мест (ролей).
Особенности: при первых пробных попытках большинство упражнений в парах и тройках кажутся неудобными, сложными, а иногда и невыполнимыми. Это впечатление исчезает после нескольких повторений или занятий. Кроме того, усилия учеников, прилагаемые в пробных попытках, не проходят бесследно - они способствуют развитию физических качеств и вырабатывают чувство партнера, облегчающее освоение большинства элементов (Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике 50 с. ; Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд. испр. и доп. СПб: Лань, 2005. 384 с.).
Парногрупповые упражнения изучаются не во всех ИФК и ФФВ и могут оказаться не знакомыми для учителей. В этом случае необходимо внимательно присмотреться к рисункам и прочитать текст. Кроме того, желательно испытать готовность класса к упражнениям вдвоем и втроем на отдельных учениках и использовать их на уроках в качестве демонстрантов.
Подбор и выполнение упражнений. Как индивидуальные, так и парногрупповые элементы должны подбираться из 4 разделов с учетом физической подготовки класса и воздействия упражнений на различные группы мышц. Одновременное (или в две смены) выполнение упражнений всеми учащимися позволяет уплотнить урок, увеличить число изучаемых элементов, устранить посторонние разговоры, повысить активность и более продуктивно развивать физические качества (Карпенко Л.А., Шулико Н.М. Перспективы развития теории и практики эстетической гимнастики // Современная гимнастика. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 199 ; Гимнастика : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2002. С. 102 : ил. - (Высшее образование)).
Для успешного освоения новых упражнений важно привить детям знания и умения по взаимообучению и помощи. Учителю желательно иметь столько помощников, сколько учеников в классе. Это не только ускоряет процесс обучения, но и воспитывает у учащихся педагогические навыки и умения, повышает их интерес к физкультуре и спорту. При повторении пройденных элементов необходимо обратить особое внимание на осанку, увеличение амплитуды движений, легкость выполнения, высоту выпры- гивания, освоение гимнастической школы движений (АртемьеваЖ.С. Начальное обучение упражнениям без предмета в художественной гимнастике С. 42-46).
Комбинированные уроки. В подготовительной части индивидуальные акробатические упражнения удобно объединять или заменять музыкально - ритмическими или танцевальными; в основной - подвижными играми, эстафетами, упражнениями с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками.
В заключительную часть урока, которая длится 3-5 мин, вводятся танцевальные шаги, упражнения на расслабление, подводятся итоги урока, даются домашние задания.
Страховка — это комплекс мероприятий, способствующих предупреждению травм и содействующих техническому росту акробата.
Этот комплекс включает:
Правильную методику организации и проведения занятий. В каждый урок обязательно включается разминка, подготавливающая занимающихся к предстоящим занятиям, подготовительные упражнения, с помощью которых основные упражнения усваиваются быстрее, и различные упражнения (перевороты, стойки, парные упражнения и т. д.), способствующие равномерному распределению нагрузки на организм занимающихся.
Необходимо правильно определять трудность преподносимого материала, учитывая физическую подготовленность учеников; соблюдать строгую последовательность в прохождении программного материала;
правильно дозировать нагрузку на занятиях и учитывать утомляемость занимающихся.
Систематическую проверку подготовленности места занятий, инвентаря и оборудования (наблюдение за правильностью укладки матов, дорожек, осмотр снарядов, поясов, проверка наличия канифоли и т. д.).
Систематическую воспитательную работу с занимающимися, направленную на воспитание сознательной дисциплины, чувства коллективизма и товарищества, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям акробатикой.
Систематический медицинский контроль: осмотр занимающихся перед каждым занятием и периодическое наблюдение врача за их состоянием здоровья. При продолжительном пропуске занятий приступать к «им вновь можно только с разрешения врача.
Изучение преподавателем каждого занимающегося (особенностей его характера, поведения), что помогает вести процесс обучения более эффективно (Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1994. 43 с. ; Карпенко Л.А., Холопова С.А. К вопросу о методике обучения акробатическим поддержкам в эстетической гимнастике //Культура физическая и здоровье, 2014. № 2 (49). С. 57-61).
К непосредственной страховке относится:
Собственно страховка, представляющая собой готовность преподавателя оказать занимающемуся необходимую поддержку при неточном исполнении упражнения или при неудачном приземлении.
Помощь, т. е. оказание поддержки занимающемуся для выполнения упражнения. Помощь может быть оказана также сигналом — голосом, хлопком и т. д.
Самостраховка, т. е. умение занимающегося самостоятельно выходить из опасных положений при неудачном исполнении упражнения, а также соблюдение им ряда мер предосторожности.
Страховка обеспечивается специальным поясом или непосредственно руками (Лисицкая Т.С. Управление тренировочными нагрузками соревновательного периода гимнасток высокой спортивной квалификации в художественной гимнастике; ГЦОЛИФК. М. : [б. и.], 1981. 28 с.).
Страхующий должен быть готов в любой момент оказать занимающемуся помощь при выполнении упражнения или поддержать его при неудачном приземлении. Для этого нужно знать технику выполнения отдельных акробатических упражнений и комбинаций, знать наиболее характерные ошибки, технические приемы страховки, обладать достаточной физической силой, быть находчивым, решительным, уметь выбрать место, стойку при выполнении упражнений на месте и уметь быстро продвигаться рядом с прыгуном для оказания ему поддержки поясом в случае необходимости.
Большое значение для занимающихся имеет самостраховка, которая в большинстве случаев является единственным способом выхода из опасного положения, так как часто оказать поддержку бывает почти невозможно или очень трудно (Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук ; ГЦОЛИФК. М., 1990. 48 с. ; Jaques-Dalcroze E. Rhythm, Music & Education. London, 1980. P. 3-18 ; Harrison A.J., Ryan W., Hayes K. Functional data analysis of joint coordination in the development of vertical jump performance / A.J. Harrison // Sports Biomechanics, 2007. May. - 6 (2). P. 199-214).
|