В настоящее время в вузах России образовательный процесс осуществляется по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО), утвержденными в 2015 году. Методологической основой проектирования стандартов стал компетентностный подход, психолого -педагогическую основу которого в отечественной науке составляют работы Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.
Цели и задачи компетентностного подхода в образовании раскрываются через содержание категорий
«компетентность»/«компетенция». В нормативных документах отсутствует однозначное толкование этих понятий, и, как справедливо отмечают И.А. Зимняя, Н.Ю. Ботвинева и др., это создает определенные трудности для однозначного их толкования. Анализ научной литературы и диссертационных работ по вопросам компетентностного подхода в системе высшего образования позволил сделать вывод о существовании множества определений для этих понятий. Вместе с тем в последние годы многие авторы придерживаются точек зрения И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и др., которые разделяют компетенцию и компетентность как объективное и субъективное. Компетенция задается извне (нормативными документами, требованиями работодателя) и понимается как комплекс необходимых знаний, умений и навыков, личностных качеств (мотивационных, волевых и др.), опыта практической деятельности в предметной области. Компетентность это способность применить компетенции в профессиональной деятельности. Например, Ю.Г. Татур определяет компетентность как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающее способность на его основе к успешной деятельности. Эта характеристика личности, позволяет ей (дает право) решать, выносить суждения в определенной области [125]. В вопросах трактовки понятий компетентности и компетенции А.В. Хуторской придерживается точки зрения о том, что компетенция задается извне, а компетентность есть качество личности, которое формируется в процессе обучения и развивается в профессиональной деятельности [146]. В нашем исследовании в определении понятий «компетентность» и «компетенция» мы разделяем точку зрения упомянутых выше ученых.
Таким образом, компетентностный подход в системе высшего образования акцентирует внимание на результатах образования и ставит цель достижение определенного результата (компетентности) через приобретение компетенций. С этих позиций в научной литературе рассматривается научноисследовательская компетентность как педагогическая категория (М.И. Цымбал, О.А. Гордиенко [148], М.И. Колдина [54], Ю.А. Комарова [55], Л.Г. Хисамиева [144], С.А. Рябикин [113] и др.).
Опираясь на определение М.И. Колдиной, что научно - исследовательская компетентность - это готовность применять методы научного исследования в решении профессиональных задач, будем трактовать научно-исследовательскую компетентность бакалавра прикладной информатики как качество личности, характеризующееся освоенностью ряда соответствующих компетенций, которые требуют научные исследования и разработки, и проявляющееся в готовности применять научные методы в областях приложения ИТ. Следуя Л.В. Шкериной, будем понимать готовность студента к тому или иному виду деятельности как совокупность ранее приобретенных установок, знаний, умений и навыков, необходимых для реализации данной деятельности [159].
Итак, научно-исследовательская компетентность, в первую очередь, является необходимым условием такой профессиональной деятельности, в которой специалисту необходимо применять научные методы исследования. Рассмотрим специфику научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности в области ИТ.
ИТ-профессии.
В настоящее время профессиональные кадры в области информатики, информационных технологий являются одними из наиболее востребованных на рынке труда. Система подготовки таких кадров в России развивается на протяжении последних 60-70 лет. В Советском Союзе, первые учебные курсы по программированию появились в университетах еще в первой половине 50-х годов прошлого века. В настоящее время в России наблюдается большой спрос на ИТ, который, увеличиваясь, ставит проблему кадрового дефицита [109]. В связи с этим в проекте Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы одним из ключевых направлений по повышению конкурентоспособности российской отрасли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) обозначена подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ [131].
В настоящее время термин «специалист в области ИКТ» перестал быть единым понятием, поскольку подразумевает массу разнообразных профессий, основывающихся на приложениях ИТ в тех или иных отраслях экономики или общественных институтов [65]. Условно в ИТ-сфере можно выделить две группы специалистов. К первой группе относятся специалисты, создающие техническое, математическое и программное обеспечение информационных систем и технологий. Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, к ним относятся: компьютеры; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации и др. К этой группе относятся специалисты по разработке, техническому обслуживанию, ремонту и настройке компьютеров, периферийных устройств и автоматизированных систем; специалисты по системам телекоммуникаций. Математическое и программное обеспечение - это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИКТ, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. В эту группу специалистов входят, например, системные, прикладные программисты; разработчики приложений; администраторы и аналитики баз данных; ИТ-архитекторы; сетевые администраторы и др.
Вторую группу составляют специалисты, чья деятельность находится на стыке двух областей: информационной и прикладной (феномен «бипрофессиональности»). К ним относятся специалисты по
информационному, правовому и организационному обеспечению ИТ. Информационное обеспечение - это система классификации и кодирования информации и схемы информационных потоков. С ним в большей степени связаны специалисты по информационным ресурсам, специалисты по информационному аудиту и совместимости данных, менеджеры по ИТ - активам. Организационное обеспечение - это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИКТ. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИКТ, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. В этих сферах находят свое применение ИТ-консультанты, менеджеры проектов, информатики-аналитики, менеджеры по рискам и безопасности ИКТ.
Структура ИС как совокупности обеспечивающих подсистем представлена на рисунке 1.
Итак, сфера ИТ одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики. Информационные технологии и телекоммуникации стали частью современных систем во всех ее отраслях, в сферах государственного управления, обороны, безопасности и правопорядка. Процессы информатизации охватывают практически все сферы жизнедеятельности - экономическую, социальную, юридическую, культурную, образование и др., в которых информатика преобразуется в прикладное направление, основанное на особенностях использования в них ИТ.
Рассмотрев структуру профессиональной деятельности в области ИТ и определив в ней место прикладной информатики, обратимся к тому ресурсу, который и обеспечивает собственно приток новых ИТ-технологий в различные сферы жизнедеятельности. Таковым являются научные исследования и разработки, именно они позволяют внедрять и использовать в
прикладных направлениях наукоемкие ИТ, поэтому потребность в научных кадрах, способных создавать их неуклонно растет. Потребность обуславливается еще тем, что в области ИТ имеет место сжатие инновационного цикла, т.е. сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, а так же размывание дисциплинарных границ в научных исследованиях и разработках. Эта особенность
современного мира должна найти отражение и в подготовке кадров для этой деятельности - студенту для успешной будущей карьеры в научной области необходимо иметь возможность достаточно глубоко освоить научноисследовательские методы уже в бакалавриате.
Обратимся теперь к особенностям научно -исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности в области ИТ, и охарактеризуем особенности подготовки к ней студентов бакалавриата. Понятию деятельности в философии, психологии, педагогике и дидактике дано определение, описана ее структура, предложены различные классификации видов деятельности. В психолого-педагогической науке положение о ведущей роли деятельности в развитии человека исследовали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
деятельность в широком понимании - это деятельность, которая реализует познавательные и интеллектуальные потребности личности, продуцирует новое знание. Научно -
исследовательская деятельность всегда являлась объектом пристального изучения и рассмотрения (В.И. Журавлев, Н.И. Загузов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Д.А. Новиков и многие другие), а в рамках реализации идей компетентностного подхода появилось много публикаций, посвященных различным аспектам организации научно - исследовательской работы студентов, в частности уровня бакалавриата (В.А. Анисимова, С.С. Акимов, В.Б. Данилевская, Т.П. Дьячек, М.Э. Жуковская, В.С. Лазарев, В.В. Лаптев, А.М. Митяева, С.А. Пиявский, Н.Н. Ставринова и др.). Например, И.А. Зимняя в статье «Исследовательская
деятельность как объект освоения в высшем профессиональном образовании (уровень бакалавра)» выделяет несколько видов исследовательской деятельности: учебно-исследовательскую, исследовательскую, научно
исследовательскую деятельность студента бакалавриата и магистратуры; а так же собственно научную деятельность магистра, кандидата и доктора наук [47]. Такая дифференциация содержания понятия позволила автору выделить цели и соответственно результаты НИР для уровня бакалавра и магистра.
Здесь отметим, что научно-исследовательская работа студента, являясь объектом изучения, по-разному трактуется в научной литературе и зачастую является синонимом к научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд было бы удобнее не смешивать эти понятия, поскольку деятельность студента в выполнении научного исследования носит все-таки учебный характер. Далее будет дано обоснование этой точки зрения.
Будем исходить из общенаучного определения научно
деятельности, данного в энциклопедической словарной статье, а так же Федерального закона N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Согласно Большой Советской Энциклопедии, научное исследование - это процесс выработки новых научных знаний [15], а Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» определяет научноисследовательскую деятельность как вид профессиональной деятельности, в частности в нем сказано, что это «деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, к которым относятся: а) фундаментальные научные исследования, т.е. экспериментальная или теоретическая
деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; б) прикладные научные
исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач» [138].
Результат научно-исследовательской деятельности ИТ-специалиста проявляется в объективно новом знании, в наукоемких ИТ -технологиях, в то время как другие виды профессиональной деятельности, такие как производственно-технологическая, организационно-управленческая,
аналитическая и др. используют готовые и экспериментально проверенные разработки. Таким образом, существует принципиальное отличие научноисследовательской от остальных видов профессиональной деятельности, и подготовке к ней должно уделяться особое внимание на всех ступенях высшего образования, начиная с бакалавриата.
Специфика научно-исследовательской деятельности предполагает определенные процедуры, такие как постановка проблемы, выделение объекта исследования, проведение эксперимента, создание и исследование модели, интерпретация результатов и др. В этом контексте в научно - исследовательской деятельности мы различаем профессиональный и учебный уровни, поскольку эта деятельность у научного работника и студента имеет не только разные цели, но результаты. Другими словами, понятие «исследовательская деятельность» мы рассматриваем как родовое по отношению к ее видам в уровневой структуре от студента до специалиста.
Как справедливо отмечает В.С. Елагина, «исследовательская деятельность студентов отличается от научно- исследовательской
деятельности ученого, занимающегося научным исследованием.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение студента» [36]. Уровень профессиональной исследовательской деятельности направлен на получение новых научных знаний, т.е. является научно-исследовательской деятельностью (НИД). В процессе обучения исследовательская деятельность имеет главной целью образовательный результат, она направлена на формирование навыков выполнения процедур научного исследования, на овладение методами научного исследования, на развитие у студентов исследовательского типа мышления, а значит, является учебноисследовательской деятельностью (УИД). Главной целью такой деятельности является формирование готовности выпускника к научноисследовательской деятельности. В частности, существуют приемы и навыки, упрощающие и облегчающие проведение научных исследований, без владения которыми поступательное движение исследователя замедляется, а сам исследователь может запутаться в черновой, технической работе. К организационным формам УИД относятся, в том числе, выполнение студентами работ, в которых предусмотрено использование методов научного исследования, причем эта работа может быть встроенной в учебный процесс (лабораторные работы, курсовые и дипломные работы), т.е. обязательной, а так же быть выполненной по желанию студента (участие в студенческих научных конференциях, вовлеченность в научные разработки кафедры, участие в студенческих научных кружках). Такую работу студента, понимаемую и как процесс и как результат, традиционно называют научноисследовательской работой студента (НИРС). На наш взгляд такая формулировка в отношении действий студента бакалавриата по освоению методов НИД является более уместной, поскольку выполнение студенческой работы (используя научные методы) еще не требует того профессионального уровня и объективно нового научного результата, которые присущи в осуществлении НИД выпускником бакалавриата.
Следует отметить, что понятие НИРС появилось в отечественной педагогике несколько десятилетий назад. История высшей школы нашей страны содержит достаточный опыт привлечения студентов к научно - исследовательской работе, который к началу 90-х XX в. сформировался в комплексный подход к ее организации [10]. К этому времени положительно зарекомендовали себя такие организационные формы как учебноисследовательская работа студентов (УИРС) и научно -исследовательская работа студентов (НИРС). Разница между этими видами работ, как было отмечено выше, состоит в том, что УИРС встроена в учебный процесс и является обязательной, а НИРС выполняется по желанию студента. Вслед за коллективом авторов НИИВО под руководством А.Т. Момот, мы считаем, что выполнение студентом УИРС и/или НИРС является подготовительным этапом к НИД, как к виду профессиональной деятельности [83].
Рассмотрим цели подготовки студента бакалавриата к НИД. Мы выделяем следующие:
воспроизводство научного потенциала, отвечающее потребностям инновационной экономики;
реализация идеи преемственности между бакалавриатом и магистратурой;
индивидуализация образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей студента.
Раскроем подробнее каждую из них.
1). Воспроизводство научного потенциала, отвечающее потребностям инновационной экономики. Сегодня научно-исследовательская деятельность, связанная с разработкой и внедрением наукоемких ИТ-технологий, является одним из приоритетов государственной политики. Это подтверждается рядом директивных документов, среди которых:
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [122].
Концепция федеральной целевой программы «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития научно -
технологического комплекса России» на 2014-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2013 г. № 736-р) [57].
Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года (Письмо Минобрнауки РФ от 22.02.2011 № 13-91 г.) [58].
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" [132].
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.02016) "О науке и государственной научно -технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) [138].
Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [133].
В ряде перечисленных документах указывается, что обеспечение кадровым ресурсом организации, занимающиеся научной, научнотехнической и инновационной деятельностью, является одной из первоочередных задач для решения национальных интересов в области науки. В то же время, например, в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» отмечается существование проблемы доминирования старшей возрастной группы в структуре научных кадров, что неблагоприятно для научно-технологического развития страны. В этом контексте подготовка студентов к профессиональной деятельности, связанной с наукоемкими технологиями, отвечает потребностям рынка труда.
2) Реализация идеи преемственности между бакалавриатом и магистратурой. Цели подготовки студентов к НИД, начиная с бакалавриата, не исчерпываются лишь внешними требованиями и вызовами современности. Они определяются так же внутренними потребностями современной российской системы высшего образования с уровнями бакалавриата и магистратуры, в которой поступление и дальнейшее обучение в магистратуре рассматривается как канал воспроизводство научного потенциала [56].
Переход российской системы высшего образования на модель «бакалавриат - магистратура» сегодня является свершившимся фактом.
Нельзя не признать, что появление программ разных уровней (бакалавриата и магистратуры) породило множество проблем и вопросов не только у работодателей, но и в преподавательском сообществе, у студентов и абитуриентов вузов. Анализ научной литературы позволил выделить два основных круга проблем двухуровневой системы:
• первый круг - вопросы, связанные с готовностью рынка труда дифференцировать применение профессионалов степени «бакалавр» и «магистр» [56, 26];
• второй круг - многочисленные организационно-методические вопросы подготовки бакалавров и магистров, такие как:
- цели и задачи разных ступеней образования [84, 37, 142];
- преемственность в системе «бакалавр - магистр» в условиях разного базового образования, полученного студентами в бакалавриате, и др.[85, 34, 53, 106, 111].
Проведенный анализ научной литературы и опыт показывает, что процесс перехода от бакалавриата к магистратуре для большинства студентов оказывается чрезвычайно затруднительным именно по причине неготовности их к научно-исследовательской работе, которая является основным видом деятельности студента в магистратуре, ведь двухлетний процесс работы над магистерской диссертацией, по сути, является научно - исследовательским. Подавляющее большинство преподавателей, работающих с магистрантами, выделяют эту проблему как наиболее актуальную в учебном процессе.
В современной российской системе образования бакалавриат и магистратура рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования. Модель обучения «бакалавр - магистр» должна обеспечивать повышение квалификационного уровня студента через углубление академической и профильной подготовки в вузе. Этот процесс реализуется поэтапным освоением сначала базовой образовательной программы (уровень бакалавра), затем углубленной профессионально - научной программы (уровень магистра). В результате полного цикла двухуровневой системы выпускник должен получить как фундаментальную, так и профессиональную подготовку к видам деятельности, определенным ФГОС ВО для выпускников ИТ-направлений.
Качество профессиональной подготовки в системе «бакалавриат - магистратура» напрямую зависит от наличия преемственности в образовательном процессе, обеспечивающей его непрерывность. Принцип преемственности в системе непрерывного образования означает, что выпускник на «выходе» из одной образовательной программы обладает необходимыми компетенциями для освоения последующей [93]. Взаимодополняемость и взаимозависимость уровней профессиональной подготовки обеспечивают целостность образовательного процесса.
Рассмотрим ФГОС ВО для направления подготовки «Прикладная информатика» степеней бакалавра (09.03.03) и магистра (09.04.03) с точки зрения развития профессиональной деятельности, закрепленной этими стандартами. Отметим, что общими для обеих ступеней являются объекты и виды профессиональной деятельности, к которым готовят будущих бакалавров и магистров [134, 135]. Отличаются в стандартах области и задачи профессиональной деятельности выпускников разных ступеней. Так, область профессиональной деятельности бакалавра имеет практико - ориентированный, технологический характер, а область профессиональной деятельности магистра - научно-исследовательский и управленческий, что соответствует целям каждой из ступеней высшего профессионального образования. Как следствие, задачи профессиональной деятельности бакалавра носят скорее локальный характер, более ориентированы на исполнение уже заданных параметров. Наиболее четко эту разницу можно увидеть в задачах научно-исследовательской деятельности.
У бакалавра их две:
• применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач;
• подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.
У магистра в профессиональной научно-исследовательской деятельности выделено 10 задач:
• исследование прикладных и информационных процессов;
• использование и разработка методов формализации и алгоритмизации информационных процессов;
• анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники;
• исследование перспективных направлений прикладной информатики;
• анализ и развитие методов управления информационными ресурсами; оценка экономической эффективности информационных процессов, ИС, а также проектных рисков;
• исследование и применение перспективных методик информационного консалтинга, информационного маркетинга;
• анализ и разработка методик управления информационными сервисами;
• анализ и разработка методик управления проектами автоматизации и информатизации;
• исследование сферы применения функциональных и технологических стандартов в области создания ИС предприятий и организаций;
• подготовка публикаций по тематике научно-исследовательских работ. Из перечисленных списков видно, что степень вовлеченности в научно -
исследовательскую деятельность выпускников существенно возрастает при переходе на последующую ступень.
Выпускник бакалавриата может осуществлять научноисследовательскую деятельность в рамках задач, предусмотренных ФГОС ВО, либо продолжить обучение в магистратуре для продолжения научной карьеры. Одним из основных факторов преемственности, на наш взгляд, является формирование готовности бакалавра направления «Прикладная информатика» к научно-исследовательской деятельности, соответствующей области подготовки (экономика, психология, социальные коммуникации, педагогика, юриспруденция и др.). Для этого на «выходе» он должен обладать следующими компетенциями:
• анализировать задачи и процессы в своей предметной области с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);
• использовать основные естественнонаучные законы в профессиональной деятельности (ОПК-3);
• применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23).
Таким образом, задачами бакалавриата, как полноценной ступени высшего образования, является формирование базовых основ профессиональной научно-исследовательской культуры, однако акцент в научной подготовке перенесен именно на уровень магистратуры. Задача магистратуры - подготовка специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, поэтому ее программа включает углубленную научно-исследовательскую подготовку, предполагает обязательное проведение научно-исследовательской практики. Соответственно, уровень бакалавриата, как самостоятельный
образовательный уровень требует своей, определенной подготовки в области научно-исследовательской деятельности, которая, в соответствии с ФГОС ВО, заключается в участии бакалавра в практических, теоретических, технологических и др. разработках.
2. Учет индивидуальных возможностей. Другой важной для системы высшего образования задачей, поставленной в утвержденной
Правительством РФ в 2014 г. «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», является необходимость учета личностных свойств, интересов и потребностей студента [59]. Соотнесем с этой задачей вопрос подготовки студентов бакалавриата к НИД.
Согласно упомянутой выше Концепции, перед вузами ставится задача создания и внедрения образовательных инноваций, модернизации образовательных программ на всех уровнях. Вузам необходимо внедрять новые вариативные образовательные программы на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей студентов. В настоящее время индивидуализация образовательной траектории уже имеет место в системе подготовки бакалавров и магистров, в том числе, группы направлений подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника (ИВТ), воплощая идею «образования через всю жизнь». Действительно, по окончании ее первой ступени у выпускника есть выбор: начать профессиональную карьеру в ИТ-сфере по своему направлению с дипломом бакалавра или продолжать обучение в магистратуре. При этом обучение в магистратуре можно отсрочить, а магистерскую степень получить уже по другому направлению ИТ-подготовки.
Магистратура по ИТ-направлениям должна готовить высокопрофессиональных специалистов, способных разрабатывать и внедрять новые ИТ. При таком подходе становится актуальной проблема подготовки в бакалавриате достойных кандидатов в магистратуру, и здесь особенно важно обратить внимание на студентов, нацеленных на научную работу, стимулировать и ориентировать их на поступление в магистратуру [34].
Образовательные инновации в индивидуализации обучения должны быть направлены, в том числе, на выявление студентов, наиболее способных к научно-исследовательской деятельности в области наукоемких технологий, степень вовлеченности в которую, как было показано выше, повышается на каждой последующей ступени образования. Готовность к этому виду деятельности индивидуальна, так как является личностной характеристикой и зависит, в том числе, от опыта применения методов научного исследования. Очевидно, что выпускники бакалавриата, поступающие в магистратуру должны, помимо высокой мотивации, в достаточной степени обладать этим опытом. Для этого в образовательные программы бакалавриата нужно включать курсы, позволяющие углубленно осваивать методы научного исследования. Такая подготовка станет «мостом» в магистратуру, т.е. будет способствовать реализации идеи преемственности в двухуровневой системе образования.
Можно выделить две категории студентов, для которых такая подготовка будет особенно актуальна: первая - студенты, изначально нацеленные на продолжение обучения в магистратуре (и в аспирантуре); вторая - студенты, не определившиеся с поступлением в магистратуру, но имеющие способности к научной деятельности. Таким студентам необходимо дать возможность реализации своих познавательных потребностей, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Целесообразность такого подхода обусловлена следующими главными причинами: во-первых, мотивированные на поступление в магистратуру студенты будут иметь возможность определять свою образовательную траекторию; во-вторых, если выпускник решит вернуться в вуз в качестве магистранта, то будет наиболее подготовленным к обучению на второй ступени, а значит, в перспективе больше преуспеет в научно - исследовательской деятельности; в-третьих, научно-исследовательская деятельность является одним из видов профессиональной деятельности бакалавра ИТ-сферы, в которой выпускник, возможно, найдет себе применение по окончании вуза.
Таким образом, можно констатировать, что есть основания для введения в образовательные программы бакалавров ИТ-направлений вариативных элементов, обеспечивающих углубленную подготовку к научно-исследовательской деятельности. Возможность будущему бакалавру получить такую подготовку можно принять как необходимый фактор в индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей студента. Кроме того, в этой подготовке реализуется идеи преемственности между образовательными уровнями бакалавриата и магистратуры, что благоприятно скажется и на воспроизводстве научных кадров для ИТ-индустрии.
|